На открытие пришел мэр Загреба, он сказал, что Animafest – единственный фестиваль категории А в городе и обещал всегда его поддерживать, а между тем, в последние годы один за другим крупные центральные кинотеатры хорватской столицы закрываются на реконструкцию, так что разводить большой конкурс и параллельные программы по разным залам оказывается непросто. Для меня это всегда проблема: я стараюсь смотреть как можно больше, но успеть после одной программы добежать до другой, если второй кинотеатр не рядом, невозможно, так что я всегда остаюсь без спецпрограмм. Таким образом освобождается немного времени и «побеждает жизнь»: между конкурсами все – режиссеры, журналисты, продюсеры и дистрибуторы - сидят в уличном баре рядом с фестивальным центром и обсуждают горячие темы.
Как мне показалось (возможно, сказалось мое сегодняшнее восприятие), в этом году главной темой застольных обсуждений была иммиграция, казалось, что все в поисках профессиональной реализации меняют страны и всем это дается трудно – чужой язык, оставленные родные и растерянные в новых обстоятельствах близкие заставляют людей страдать даже, если им удается реализоваться, что уж говорить о тех, кто уезжает из родной страны не из-за работы, а потому, что жизнь в ней оказывается невыносима. Особенно мировое перемещение заметно на Q&A с режиссерами студенческого конкурса: сразу видишь, что мало кто из них родился в той стране, где учится. Это, кстати, хоть и тяжело дается молодым людям, но очень обогащает кино, в котором еще во время учебы смешивается много культур, подходов и изобразительных традиций, а у студентов, оторвавшихся от дома, появляется свежий взгляд и на то, что они покинули, и на то, во что хотят влиться. Ну и много болезненных тем появляется тоже, что тоже важно.
На открытии фестиваля, кроме произнесения торжественных речей, вручают несколько премий, лауреаты которых объявлены заранее. Одна из них - награда лучшей анимационной школе года, причем, речь не о лучшей вообще (хороших школ анимации в мире не так уж и много, и они всем известны), а исходя из набора фильмов, представленных на конкурс, поэтому премию эту дает отборочная комиссия фестиваля. В 2024-м году лучшей школой назвали знаменитую французскую La Poudrière, очень маленькую двухгодичную школу, готовящую штучных режиссеров авторского кино. Получать награду на открытие приехала ее директриса Annick Teninge, а в программе фестиваля была подборка лучших фильмов школы, в которую, кроме прочих, вошли «
Возвращение» Наташи Чернышовой и «
Ныряльщица» Юли Войтовой.
Одну из самых ценных наград фестиваля, «За достижения всей жизни», получил британский режиссер Phil Mulloy, интеллектуал и насмешник, знаменитый своей черно-белой грубоватой примитивистской графикой и провокативными историями, построенными на черном юморе, вроде сатиры о жителях планеты Зог, у который головы и гениталии поменялись местами (цикл «
Intolerance». В 2016-м году безнадежный фильм Фила Маллоя «
Endgame» получил в Загребе Гран при, а в этом году в связи с наградой на фестивале была его выставка, двухчастная ретроспектива и прекрасный мастер-класс, на котором режиссер показал новый, еще не законченный фильм о семье, бегущей с ребенком от войны. Кино опять отчаянное, но в конце его брезжит надежда хотя бы для оставшегося в живых мальчика. Как говорит сам Филипп, надежда появилась потому что у него появились внуки.
И еще одну почетную награду фестиваль вручает за «Выдающийся вклад в изучение анимации» (эта премия уникальна и корреспондирует с тем, что во время фестиваля и в его рамках ежегодно проходит научный симпозиум Animafest Scanner). В этом году ею наградили немецкого преподавателя и ученого, специалиста по экспериментальной анимации Ingo Petzke.
Теперь традиционно перехожу к рассказу о фестивальных фильмах, и начинаю с лауреатов. Гран при фестиваля получила Nienke Deutz из Голландии за фильм «
The Miracle», о котором я уже писала, он входил в
мой анимационный топ прошлого года. И, хотя я и раньше оценила фильм о сорокалетней одинокой женщине, обнаружившей, что в отпуске она оказалась на курорте для беременных и семейных, показ в фестивальном зале обострил и усилил впечатление неловкости, напряжения и досады, которое создает «Чудо». Нинке очень точно ставит акценты, и зритель, какого бы пола и семейного положения ни был, резко ощущает момент, когда героиня вдруг понимает, что попала не туда. Как и тот момент, когда вдруг скованность спадает и Ирма чувствует себя свободной женщиной без тормозов, словно в отместку здешнему заведенному распорядку. Большой экран укрупняет все и, как оказалось, психологические тонкости фильма тоже стали заметнее. На Q&A с режиссерами Нинке рассказала, что для фильма важен был ее собственный опыт – уж очень часто она в последнее время чувствует неловкость, когда ее спрашивают, почему она никак не заводит семью и детей. Тизер я публиковала в прошлый раз, теперь хочу показать ролик о работе над фильмом, где хорошо видно, как выглядит тот самый уникальный способ съемки, в котором соединяется рисованная и объемная техника с прозрачными целлулоидными фигурами, который Нинке придумала для прославившего ее дебютного фильма «
Bloomstreet 11». Кроме того, на выставке, сопровождающей фестивальный конкурс, был выставлен объект со съемок, на котором было видно, как сделаны фазы движения персонажа.