Загребский фестиваль 2024
Часть 1. Победители
Кадр из фильма «The Miracle», режиссерка Nienke Deutz
Наконец-то смогу рассказать про мой любимый Загребский Анимафест этого года, который уже месяц, как закончился. Хорошая была у него программа и, хотя я немало фильмов видела на весенних смотрах, но все равно открытий было много, а кое-что, как водится, на большом экране, в полном зале понимающей публики смотрелось совсем по-новому и оказывалось еще лучше, чем помнилось. Официальный трейлер этого года сняла Irena Jukić Pranjić, хорватская иллюстраторка, комиксистка и режиссерка, и ее сорокасекундный фильм, предварявший каждую конкурсную программу фестиваля, чествовал торжество girl power, недаром в загребском конкурсе участвовали самые сильные женские фильмы последнего времени. Кроме того, среди специальных программ была новая, посвященная женской анимации с названием «That's What She Said», которую представляла анимационная фестивальная сеть AFN, объединяющая пять важнейших фестивалей Восточной Европы (загребский Animafest, Anifilm из Чехии, Fest Anča из Словакии, Animest из Румынии и Animateka из Словении).
Официальный трейлер Animafest Zagreb 2024, режиссерка Irena Jukić Pranjić
На открытие пришел мэр Загреба, он сказал, что Animafest – единственный фестиваль категории А в городе и обещал всегда его поддерживать, а между тем, в последние годы один за другим крупные центральные кинотеатры хорватской столицы закрываются на реконструкцию, так что разводить большой конкурс и параллельные программы по разным залам оказывается непросто. Для меня это всегда проблема: я стараюсь смотреть как можно больше, но успеть после одной программы добежать до другой, если второй кинотеатр не рядом, невозможно, так что я всегда остаюсь без спецпрограмм. Таким образом освобождается немного времени и «побеждает жизнь»: между конкурсами все – режиссеры, журналисты, продюсеры и дистрибуторы - сидят в уличном баре рядом с фестивальным центром и обсуждают горячие темы.

Как мне показалось (возможно, сказалось мое сегодняшнее восприятие), в этом году главной темой застольных обсуждений была иммиграция, казалось, что все в поисках профессиональной реализации меняют страны и всем это дается трудно – чужой язык, оставленные родные и растерянные в новых обстоятельствах близкие заставляют людей страдать даже, если им удается реализоваться, что уж говорить о тех, кто уезжает из родной страны не из-за работы, а потому, что жизнь в ней оказывается невыносима. Особенно мировое перемещение заметно на Q&A  с режиссерами студенческого конкурса: сразу видишь, что мало кто из них родился в той стране, где учится. Это, кстати, хоть и тяжело дается молодым людям, но очень обогащает кино, в котором еще во время учебы смешивается много культур, подходов и изобразительных традиций, а у студентов, оторвавшихся от дома, появляется свежий взгляд и на то, что они покинули, и на то, во что хотят влиться. Ну и много болезненных тем появляется тоже, что тоже важно.

На открытии фестиваля, кроме произнесения торжественных речей, вручают несколько премий, лауреаты которых объявлены заранее. Одна из них - награда лучшей анимационной школе года, причем, речь не о лучшей вообще (хороших школ анимации в мире не так уж и много, и они всем известны), а исходя из набора фильмов, представленных на конкурс, поэтому премию эту дает отборочная комиссия фестиваля. В 2024-м году лучшей школой назвали знаменитую французскую La Poudrière, очень маленькую двухгодичную школу, готовящую штучных режиссеров авторского кино. Получать награду на открытие приехала ее директриса Annick Teninge, а в программе фестиваля была подборка лучших фильмов школы, в которую, кроме прочих,  вошли «Возвращение»  Наташи Чернышовой и «Ныряльщица» Юли Войтовой.

Одну из самых ценных наград фестиваля, «За достижения всей жизни», получил британский режиссер Phil Mulloy, интеллектуал и насмешник, знаменитый своей черно-белой грубоватой примитивистской графикой и провокативными историями, построенными на черном юморе, вроде сатиры о жителях планеты Зог, у который головы и гениталии поменялись местами (цикл «Intolerance». В 2016-м году безнадежный фильм Фила Маллоя «Endgame» получил в Загребе Гран при, а в этом году в связи с наградой на фестивале была его выставка, двухчастная ретроспектива и прекрасный мастер-класс, на котором режиссер показал новый, еще не законченный фильм о семье, бегущей с ребенком от войны. Кино опять отчаянное, но в конце его брезжит надежда хотя бы для оставшегося в живых мальчика. Как говорит сам Филипп, надежда появилась потому что у него появились внуки.

И еще одну почетную награду фестиваль вручает за «Выдающийся вклад в изучение анимации» (эта премия уникальна и корреспондирует с тем, что во время фестиваля и в его рамках ежегодно проходит научный симпозиум Animafest Scanner). В этом году ею наградили немецкого преподавателя и ученого, специалиста по экспериментальной анимации Ingo Petzke.

Теперь традиционно перехожу к рассказу о фестивальных фильмах, и начинаю с лауреатов. Гран при фестиваля получила Nienke Deutz из Голландии за фильм «The Miracle», о котором я уже писала, он входил в мой анимационный топ прошлого года. И, хотя я и раньше оценила фильм о сорокалетней одинокой женщине, обнаружившей, что в отпуске она оказалась на курорте для беременных и семейных, показ в фестивальном зале обострил и усилил впечатление неловкости, напряжения и досады, которое создает «Чудо». Нинке очень точно ставит акценты, и зритель, какого бы пола и семейного положения ни был, резко ощущает момент, когда героиня вдруг понимает, что попала не туда. Как и тот момент, когда вдруг скованность спадает и Ирма чувствует себя свободной женщиной без тормозов, словно в отместку здешнему заведенному распорядку. Большой экран укрупняет все и, как оказалось, психологические тонкости фильма тоже стали заметнее. На Q&A с режиссерами Нинке рассказала, что для фильма важен был ее собственный опыт – уж очень часто она в последнее время чувствует неловкость, когда ее спрашивают, почему она никак не заводит семью и детей. Тизер я публиковала в прошлый раз, теперь хочу показать ролик о работе над фильмом, где хорошо видно, как выглядит тот самый уникальный способ съемки, в котором соединяется рисованная и объемная техника с прозрачными целлулоидными фигурами, который Нинке придумала для прославившего ее дебютного фильма «Bloomstreet 11». Кроме того, на выставке, сопровождающей фестивальный конкурс, был выставлен объект со съемок, на котором было видно, как сделаны фазы движения персонажа.
Съемки фильма "The Miracle", режиссерка Nienke Deutz
Надо сказать, на фестивале почти каждого режиссера спрашивали, основан ли его фильм на личном опыте и почти всегда оказывалось, что да. Даже в бессюжетном кино, как в фильме канадца Nicolas Brault «Mémoire entropique» / «Entropic Memory» получившего следующий по значимости приз Golden Zagreb Award (за креативность и новаторство художественных достижений). Николя Бро больше десяти лет назад начал снимать серию полуабстрактных фильмов, исследующих человеческое тело. Мне особенно нравился получивший тогда приз в экспериментальной категории Анси фильм «Foreign Bodies» (2013), где режиссер использовал медицинскую съемку, всякие МРТ, УЗИ и пр, а светящиеся формы, плавающие в черноте, говорили о хрупкости человеческого тела. Новый фильм, видимо, продолжает эту серию, хотя говорит не о теле и даже не о самой памяти, а о непрочности и скоротечности всех ее материальных проявлений. Бро пристально вглядывается в то, как хранимые им семейные альбомы, лежавшие в подвале, где прорвало трубу, и разбухшие от воды, продолжают распадаться, пружины ржавеют, а надписи вместе с самой бумагой тают. Это очень красиво, продолжая традицию «ванитас» в старых натюрмортах и в современном искусстве, часто в замедленной съемке наблюдающем за гниением фруктов и увяданием цветов. Но любопытно, что Бро в своем фильме, хоть и говорит о памяти, следит не столько за тем, как белеют и исчезают лица на фотографиях в семейном альбоме (это есть, но мало), сколько за распадом материала, буквально растворяющейся от воды бумагой, превращением того, что было похоже на книги, в тяжелые распухшие колоды. Режиссер говорит, что, когда обнаружил размокшие альбомы, стал постепенно фотографировать их для стерео версии, отдельно снимая для левого и правого глаза, чтобы возникло ощущение попадания внутрь кадра, но я этой версии не видела, так что не могу сказать, как возможность оказаться внутри влияет на восприятие. Фильм Николя, как и другие ленты этой серии, – отличный пример ненарративного анимадока, что только звучит парадоксально, а на самом деле вполне существующий подход. И, конечно, впечатляющий саундтрек добавляет драматизма сюжету про умирание.
Трейлер фильма «Mémoire entropique» / «Entropic Memory», режиссер Nicolas Brault
Еще одна важная награда в коротком метре, за лучший дебют (первый фильм после обучения) Zlatko Grgić Award, ее получила южнокорейская режиссерка Inju Park за фильм «Reborn with You». Это метафорическое и поэтическое кино с изысканным и декоративным дизайном, смысл которого, как мне кажется, хоть и звучит тревожно, но ускользает от смотрящего, если не знать, что, собственно, вкладывала в него режиссерка. Цветочная рамка, находящаяся в центре кадра большую часть фильма – это рамка экрана телевизора, а история состоит в том, что лирическая героиня, увидевшая по телевизору оскорбление, острижение волос и смерть женщины, происходившие в тоталитарном государстве, подумала о смерти женщин в своей стране. И захотела присоединиться к мировому феминистскому протесту против насилия над женщинами, в который входит острижение волос. Героиня, присоединяясь к протестам, тихим голосом говорит о том, что хотела бы возродиться вместе с этой погибшей женщиной, вместе с матерями, бабушками и сестрами, в то время как на экране вслед за речью и женским плачем, течет, переливаясь, изображение тела, лиц и рук, отрезанных волос, младенцев, рожденных из женского уха, обнаженной девушки, словно слеза, сползающей из глаза, и сплетающихся цветов.
Кадры из фильма «Reborn with You», режиссерка Inju Park
Специальные упоминания в короткометражном конкурсе, который в Загребе считается главным, - именные, каждый из членов жюри награждает своего фаворита. Мне очень нравится этот подход, таким образом исключены ситуации, когда разность вкусов и необходимость множества компромиссов приводят к усредненным результатам и награждаются фильмы, которые никому, в сущности, не нравятся. К тому же всегда любопытно сравнить фаворитов пяти членов жюри со своими и понять с кем ты на одной волне.

Член жюри и польская режиссерка Marta Pajek дала свой приз фильму «La Perra» / «The Bitch»- дебютной картине колумбийской режиссерки Carla Melo Gampert, одной из лучших феминистских лент прошлого года, когда «женский» сюжет стал центральным в авторской анимации. Я об этом фильме писала и по-прежнему восхищаюсь его жаркой телесностью.
Трейлер фильма «La Perra» / «The Bitch», режиссерка Carla Melo Gampert
Южноафриканская режиссерка Naomi Van Niekerk свое специальное упоминание отдала словенской дебютантке  Zarja  Menart за очень красивый словенско-хорватский фильм «Tri tičice» / «Three Birds», тоже выглядящий весьма загадочно и построенный на сказочных мотивах. Как выясняется, он метафорически рассказывает о печальном путешествии души, погружении в подсознание, несущем одновременно смерть и надежду, и так далее.  В фильме грустная девушка приходит к старой женщине-птице, которая как колдунья что-то шепчет над ней, перебирая волосы, и героиня оказывается в ночном лесу, темной воде, в земле, прошитой ветвящимися корнями, будто кровеносными сосудами. И проводниками ее оказываются три птицы. Заря раньше работала художницей и аниматоркой со Шпелой Чадеж, делая многослойную перекладку, и тут она мастерски использует ту же технику, создавая волшебную глубину кадра в мистических путешествиях героини.
Трейлер фильма «Tri tičice» / «Three Birds», режиссерка Zarja Menart
Немецкий режиссер Malte Steinсвою награду отдал польскому фильму «Zima» режиссерской пары Kasumi Ozeki и Tomek Popakul, который тоже входил в мой анимационный топ прошлого года, беспощадное кино с блестящим драматическим сценарием, как в лучших фильмах Попакуля. Кино о холоде и нелюбви, но при этом с неожиданной сказочностью, без которой, наверное, невозможно рассказать о замерзающем польском селе с яростными пьяными гопниками и оживающим деревянным Христом.
Трейлер фильма «Zima», режиссеры Kasumi Ozeki и Tomek Popakul
Украинская режиссерка Sofiia Melnyk наградила французского режиссера Osman Cerfon за коротенький смешной фильм «Aaaah!», о котором я тоже писала – сюжет о младших школьниках, орущих всегда, в любой ситуации, которую предлагает им школа. И фильм представляет собой каталог этих воплей.
Трейлер фильма «Aaaah!», режиссер Osman Cerfon
Хорватский композитор и саунддизайнер Vjeran Šalamon выбрал фильм «Circle» южнокорейской режиссерки Yumi Joung. Это уже второй ее фильм в этом году и опять очень эффектный (о фильме «The Waves» я писала весной, снова, как всегда у нее, эзотерический и требующий интерпретаций, которые бегут наперегонки. Фильм снова черно-белый, дизайнерски как бы стертый,  его герои усреднены, словно взяты из какого-то безымянного руководства по поведению в экстремальных ситуациях. Тут все начинается с того, что девочка палочкой рисует на земле круг и уходит. А потом все, кто появляется в кадре – мужчина с портфелем и газетой, женщина с чемоданом, юноша с саженцем, школьница с ранцем, молодожены, старушка с собачкой и другие входят в этот круг и пытаются в маленьком пространстве дисциплинированно и необъяснимо уместиться, будто магическая линия защищает их или запрещает переступать через нее. До тех пор, пока не приходит снова девочка и не стирает ее подошвой. Тогда все спокойно расходятся.
Трейлер фильма «Circle», режиссерка
Yumi Joung
Теперь о победителях в студенческой программе. Тизер к самому конкурсу, как и раньше, был отдельный, его сделали студенты загребской Academy of Fine Arts и отражает он, на мой взгляд, растерянность начинающих кинематографистов перед многочисленностью фестивалей, в которых они не могут разобраться.
Тизер к студенческому конкурсу фестиваля. Концепт: Marta Margetić. Сняли: Ada-Nela Peharda, Anja Kundić, Mia Marinić, Rafael Cuculić, Laura Čulek, Veronika Kulić, Nathalie Cunjak, Emily Cunjak, Paula Petković, Tea Bošnjak


Главный студенческий приз в Загребе - Dušan Vukotić Award - получил, а потом и приз за лучший студенческий фильм в программе фестиваля Анси (и значит это главный дипломный хит года), фильм «Carrotica» канадца Daniel Sterlin-Altman, заканчивающего магистратуру в берлинской Filmuniversität Babelsberg Konrad Wolf. Это грубовато сделанное, но отлично разработанное кино (Дэниел работал над ним давно в разных резиденциях) об одинокой маме, с таким же одиноким сыном-подростком. Сын реализует свои мечты о сексе в писании гей-прозы о воображаемых горячих партнерах, а мама, ученый-ботаник, представляет себе секс с брутальной морковкой. Впрочем, книга сына тоже иллюстрируется любовью морковных героев. И мама, и сын чувствуют себя лузерами и им не на кого опереться, кроме как друг на друга. Кстати, семь лет назад Дэниел уже снял фильм в той же манере и тоже с похожими героями – несколько малахольной мамой и сыном-геем, “Hi, It’s Your Mother
Трейлер фильма «Carrotica», режиссер Daniel Sterlin-Altman
Два специальных упоминания отдали, во-первых, изобразительно очень интересномупольскому кукольному фильму «Takie cuda sie zdarzaja» / «Such miracles do happen» режиссерки Barbara Rupik из лодзинской киношколы, о котором я уже писала в репортаже с брюссельского фестиваля. Пять лет назад у Барбары уже был фильм, сделанный в похожей технике, как бы мокрой глины «The Little Soul» , и он тоже получил множество призов.
Трейлер фильма «Takie cuda sie zdarzaja» / «Such miracles do happen», режиссерка Barbara Rupik
Второе специальное упоминание в студенческой программе дали фильму «The Posthuman Hospital» Junha Kim, южнокорейского выпускника магистратуры в California Institute of the Arts. Это ненарративное кино, вдохновленное «Манифестом киборгов» Донны Харауэй и показывающее, что происходит в госпитале постчеловеческих времен, где на равных существуют и живые существа, работающие как механизмы, и неживые, но как будто с плотью внутри, которая кровит, сочится естественными жидкостями и заживает после операции. В фильме экспериментальным образом смешаны разные технологии – сканирование реальных предметов, 3D графика и пр. 
Трейлер фильма «The Posthuman Hospital», режиссер Junha Kim
Конкурс детского кино в Загребе большой, удобно разделенный по возрастам и по-честному ориентированный на свою целевую аудиторию: на показах полные залы от малышей до старшеклассников, все очень активно реагируют и обсуждают кино, так что сразу видно, что детям нравится, а что не интересно, это очень ценно для тех, кто делает фильмы. Но жюри детского конкурса тоже собирается из детей, и я уже не раз писала, что считаю это неправильным, как если бы основной конкурс судили случайные зрители, что, конечно, не так значимо для авторов, как суд уважаемых коллег. Но так или иначе, вот призы.

Лучшей картиной в программе для детей и молодежи назвали  «Nube» режиссеров Christian Arredondo Narvaez и  Diego Alonso Sánchez de la Barquera Estrada, мексиканцев, учившихся во французской киношколе Gobelins. Трогательная история про маму-облако, у которой родилась грозовая тучка и теперь мама в панике пытается не даль любопытному малышу хулиганить, например, гоняться за самолетом, потому что это ее ребенка уничтожает. Но в конце концов выросшая туча проливается дождем над мексиканским селом, где все ему рады и мама хоть немного утешается тем, что после дождя все расцветает.
Трейлер фильма «Nube», режиссеры Christian Arredondo Narvaez и Diego Alonso Sánchez de la Barquera Estrada
Специальных упоминаний в этом конкурсе два – за лучший фильм для детей и лучший фильм для молодежи. За фильм для детей (впрочем, тоже скорее нацеленный на подростков) получила «The Grand Mother», его сняла польская режиссерка Julia Hazuka, выпускница University of Arts Magdaleny Abakanowicz в Познани. Это экзотический вариант мифа о происхождении человека от великой матери-паучихи, кино нарядное, в большей степени  с дизайнерскими амбициями, чем с содержательными.
Трейлер фильма «The Grand Mother», режиссерка Julia Hazuka
А спецупоминание за фильм для молодежи получила картина о гибели мира, о которой я уже не раз писала, она успела набрать много призов: «Au 8ème Jour» / «On the 8th Day»,  трехмерная компьютерная графика группы выпускников французской киношколы Pôle 3D (Flavie Carin, Elise Debruyne, Théo Duhautois, Alicia Massez, Agathe Sénéchal).
Трейлер фильма «Au 8ème Jour» / «On the 8th Day»,  режиссерыFlavie Carin, Elise Debruyne, Théo Duhautois, Alicia Massez, Agathe Sénéchal
Еще один конкурсный блок Анимафеста – национальный, в нем две программы, причем несколько фильмов, которые отборщикам кажутся самыми интересными, они включают и в хорватский конкурс, и в международный. Так что те имеют возможно получить награду и тут, и там, и часто получают в национальнов. Как в прошлом году получил приз за лучший хорватский фильм «Eeva», а в этом - «Žarko, razmazit ćeš dite!» / «Žarko, You Will Spoil the Child!» братьев Milivoj Popović и Veljko Popović, снятый по автобиографической книжке о детстве в Сплите 80-х годов художницы Tisja Kljaković Braić, из которой режиссеры взяли только сюжеты, связанные с бабушкой и особенно дедушкой Жарко, обожавшем и баловавшем внучку. Братья Поповичи ровесники Тиси и тоже из Сплита, так что они в ее детстве узнавали свое, говорили о том, что у них была такая же мебель и папа ездил на такой же машине. А мы в какой-то степени узнаем свое – те же дома-коробки, та же встреча нового года с ведром салата, дожидающимся в холодильнике, те же домашние разговоры о том, что только сирот без дедушек-бабушек отдают в детский сад. И газеты, полные портретов вождя и даже детские мечты выйти за него замуж. Поповичи снимают свое теплое кино как анимадок, с очень узнаваемыми фотографиями молодых родителей блеклых цветов и кусочками из новогодних передач со звенящими бокалами последнего мирного года. Вот только к концу фильма в Сплит приходит война, и вся семья кроме бабушки бегает прятаться от бомб в подвал, но дальше историю кино не продолжает. Надо сказать, этот фильм еще получил и приз публики в коротком метре, в большой степени, думаю, потому, что публика рада была увидеть и узнать свое детство.
Трейлер фильма «Žarko, razmazit ćeš dite!» / «Žarko, You Will Spoil the Child!», режиссеры Milivoj Popović и Veljko Popović,
А специальное упоминание в хорватском конкурсе отдали фильму «Prozori s južne strane» / «Windows from the South» выпускника загребсекой Akademija likovnih umjetnosti Eugen Bilankov. Это довольно неожиданный анимадок о расставании, в котором режиссер, он же герой фильма, разговаривает с партнершей о том, что их девятилетние отношения подошли к концу, а на экране в это время сменяют друг друга нарядные сюрреалистические картины, метафорически говорящие о связи и разрыве, сексе и том, как отношения начинались. Евген говорил, что работа над этим фильмом была для него в большой степени психотерапией, как это часто бывает.
Кадры из фильма «Prozori s južne strane» / «Windows from the South», режиссер Eugen Bilankov
Ну и несколько слов о полнометражном конкурсе, который в Загребе выглядит явно второстепенным в отличие от Анси, где большие фильмы все больше выходят на первый план и усиливают коммерческую сторону смотра. Анимафест твердо держится за репутацию бескомпромиссно авторского фестиваля и призы в конкурсе полнометражных фильмов это вполне подтверждают. Главный приз получил сложно устроенный феминистский фильм испанской режиссерки Isabel Herguera «El sueño de la Sultana» / «Sultana’s Dream», соединяющий автобиографический сюжет с экранизацией написанной в 1905-м году утопии «Земля женщин» бенгальской феминистки Рокеи Сакхават Хоссейн, и рассказом о самой этой просветительнице. Об этом фильме я уже писала и о нем восторженно отзывалась член жюри Vera Neubauer, знаменитая британская экспериментальная режиссерка.
Трейлер фильма «El sueño de la Sultana» / «Sultana’s Dream», режиссерка Isabel Herguera
Два других полных метра, получивших загребские награды, мне увидеть не удалось. Особенно мне интересен получивший специальное упоминание фильм венгерского режиссера László Csáki за «Kék Pelikan» / «Pelikan Blue», анимадок про Венгрию 90-х годов прошлого века и молодежь, путешествующую по миру по поддельным билетам.
Трейлер фильма «Kék Pelikan» / «Pelikan Blue», режиссер László Csáki
А приз публики в коротком метре отдали французско-бельгийскому детскому фильму «Sirocco et le Royaume des courants d’air» / «Sirocco and the Kingdom of the Winds» режиссера  Benoît Chieux о приключениях сестер, превратившихся в кошек. Эта сказка как раз сейчас вышла в прокат в России.
Трейлер фильма «Sirocco et le Royaume des courants d’air» / «Sirocco and the Kingdom of the Winds» режиссер Benoît Chieux
На этом я пока закончу рассказ о лауреатах фестиваля, а о своих фаворитах, не получивших наград, расскажу в следующих частях блога.
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ