Блог Суздаля. Часть 1:
короткий метр
и дебюты

Кадр из фильма «Мой галактический двойник Галактион», реж. Александр Свирский
Когда пройдет время, двадцать пятый Открытый Российский фестиваль анимационного кино, ОРФАК или попросту «Суздаль-2020», наверное, будет восприниматься, как что-то эпохальное и не столько из-за кино, сколько из-за общей обстановки праздника посреди чумы. С каждым днем кольцо карантина, пытающегося оградить людей от коронавируса, сжималось, вести из «большого мира» приходили все страшнее, но приезжавшие толпы аниматоров и студентов, лишь только попадали в фестивальный центр, как будто чувствовали себя под защитой: набивали кинозал «под крышку», обнимались, танцевали и ничего не боялись.

Как водится в последние годы, перед фестивалем был объявлен конкурс заставок и та, что взяла первое место, стала официальной заставкой Суздаля-2020, которую крутили перед каждым сеансом.
По части кино фестиваль тоже удался, это подтверждалось тем, что фаворитов, прежде всего в коротком метре, у профессионалов было много, куда больше, чем призов, и уж тем более больше пяти, а именно пять лучших фильмов всем участникам следовало вписать в рейтинговую анкету. Что касается летучих, случайно складывающихся из фестивальной программы тем, то в этом году, на мой взгляд, главным сюжетом была борьба за любовь со стороны активной и сильной женщины, шла ли речь о детской сказке, как «Принцесса и бандит» Марии Сосниной и Михаила Алдашина или о жестком сюжете 18+, как «Анна. Кошки-мышки» Вари Яковлевой, о которых я расскажу постепенно. Начнем с фаворитов.

Гран-при фестиваля предсказуемо достался «Хозяйке медной горы» Дмитрия Геллера, снятом, как его последние фильмы, на студии ШАР. В Суздале была мировая премьера, на показе фильм поставили последним и зрители вышли из зала буквально оглушенные. Сюжет был связан с мифом уральских заводов, соединяющим сегодняшний мир с легендой о Хозяйке медной горы, подчиняющей и губящей Данилу-мастера красотами и драгоценностями подземелья. У Геллера сияющий зеленый камень, найденный геологом, переходил из рук в руки, как Кольцо всевластья, губя всех, кто пытался им завладеть. Как всегда, художником на этом фильме была Анна Карпова и ее экспрессионистски гротескные персонажи с остановившимся пронизывающим взглядом, как и нарочито небытовое, корявое движение марионеток в компьютерной перекладке, создавало ощущение страшного сказочного мира, полного чудовищ.

Дима настаивал на том, что речь идет о сегодняшнем дне, где-то даже фигурировал мобильный телефон, но на меня это все производило впечатление лагерного сюжета из 30-х годов, мрачной истории несвободы, и чудовищный хор девушек в кокошниках, поющих «Уральскую рябину» это ощущение только поддерживал. Ну и, конечно, усугубляла впечатление колючая проволока повсюду, хотя, как говорил Дима, рожденный и выросший в Свердловске, колючая проволока и сегодня окружает заводы.

В этой картине снова для Димы сценарий писал его брат Владимир Геллер, он придумал почти детективный сюжет, но режиссер, считающий, что в фильме должна быть загадка, разыграл его так, что ясная логика ушла, а туманные места усиливали атмосферу мистического проклятья и рока. Конечно, Дима, как настоящий киноман, много работающий с цитатами и отсылками к мировому кино, не смог пройти мимо знаменитого советского фильма Птушко «Каменный цветок», и в пиковый момент сюжета он поместил фрагмент, где на экране кинотеатра прекрасная Хозяйка медной горы уводит за собой Данилу-мастера. А героиня-крановщица именно в этот момент, в кинозале, понимает, что случилось с ее возлюбленным геологом и идет мстить. Мне, кстати, кажется очень символичным, что понимание сути вещей происходит именно так, при встрече с искусством. Как и то, что со стороны поведение героини, понявший мистический смысл происходящего, выглядит, как безумие.
Трейлер фильма «ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ», реж. Дмитрий Геллер
Я, честно говоря, не сомневалась, что Гран при достанется «Хозяйке медной горы», коль скоро в жюри был жаркий поклонник режиссуры Геллера Игорь Ковалев, аргументам которого никто и никогда не может противостоять, но и рада, что это случилось.

Главным конкурентом «Хозяйке» был фильм Антона Дьякова «Боксбалет», и, если Димину картину все-таки кто-то из профессионалов видел заранее, то картину Антона даже отборщики видели не совсем готовую, она была абсолютной неожиданностью для зала и даже для продюсера Александра Боярского, который, как рассказывает Антон, увидел фильм в суздальском зале в первый раз и, думаю, не пожалел, что вложился. Тут стоит вспомнить историю того, как попал москвич Дьяков на питерскую студию «Мельница» и даже немного ею погордиться. Как рассказывает Маша Терещенко, программный директор БФМ, это она предложила Боярскому взяться за авторское кино, сетуя, что его студия ни за какие некоммерческие проекты, кроме фильмов Бронзита, не берется. И в поддержку этой идеи помогла устроить питчинг, результаты которого были объявлены на закрытии БФМ. Так Антон поехал в Питер и получил на студии «Мельница» не только финансирование, но и все студийные мощности себе в помощь. Собственно, это объясняет, почему фильм так выглядит. Мне, честно говоря, милее более легкая графика Антона, даже в карикатуре, какая была в «Питоне и стороже». Тут, как рассказывает Антон, он поначалу задумывал похожий дизайн, но оказалось, что при большой команде аниматоров его невозможно повторить и картинка выглядит ужасно. Тогда Антон придумал более жирное, плотное, даже тяжеловесное изображение, которое, впрочем, всегда хорошо идет у зрителя, поскольку выглядит «богаче». Но в любом случае, в этом фильме изображение, как его ни оценивай, не так существенно, как очень проработанная драматургия (недаром спецприз жюри имел формулировку «за ударную драматургию») и режиссура, полная значимых деталей.

Дьяков сделал идеальное зрительское кино, я в жизни не видела, чтобы анимационную короткометражку так смотрели, как «Боксбалет» в суздальском зале, замирая и хохоча, как дети. Мелодрама в упаковке комедии, лав стори на фоне, как выясняется в конце, большой русской истории, обещающей в дальнейшей жизни героев много интересного. В финале боксер и балерина, оставившие сцену с рингом и поселившиеся в деревне, видят так много значившее для них когда-то «Лебединое озеро», как предисловие к путчу 1991-го года.
Трейлер фильма «БОКСБАЛЕТ», реж. Антон Дьяков
Во мнении жюри лидировал фильм Геллера, во мнении профессионального сообщества, отдавшего первое место Антону Дьякову – «Боксбалет» (а значит, он до следующего года считается Президентом фестиваля), и обе эти картины возглавляли профессиональный рейтинг с большим отрывом. Третьим в рейтинговом списке стоял фильм Наташи Мирзоян «Привет, бабульник», победивший в питчинге СМФ на прошлом Суздале. Друзья Наташи помнят, что фильм этот начался с ее картинки в фб, которой она отреагировала на историю дочки Андрея Бахурина, жаловавшейся, что ее родители отправили встречать Новый год к бабушкам. Поначалу название так и звучало: «Новый год со старушками». Правда, Наташа отказалась в этот раз от роли художника в собственном фильме, чего немного жаль – у нее непосредственные и живые картинки, очень подходящие анимации. Зато в этом фильме дебютировала как художник-постановщик прекрасный иллюстратор Алиса Юфа, придумавшая очень нарядный и смешной дизайн. То, что молодых ярких иллюстраторов сегодня затягивают снимать мультфильмы (Алиса не первая) – очень радующая тенденция, это очень помогает нашей анимации, в которой пока много старомодного, обновляться, причем, не только визуально – современный дизайн помогает современному мышлению, персонажи в нем по-новому двигаются, то есть он влияет на все.

Кино Наташа задумывала как детское, собрала для него много смешных наблюдений (например, про кошку, съевшую «дождинку», которую потом бабушка выдергивает у нее из попы и вешает обратно на елку), но в целом эта история, на мой взгляд, получилась вполне универсальной. И то, что старушки, поначалу, кряхтя, обсуждавшие болезни (в фильме лихо дебютировали в анимации старейшие актрисы Татьяна Пилецкая, Лилиан Малкина, Кира Крейлис-Петрова) потом пошли в отрыв, словно дети, а, отвеселившись, запели лирические застольные песни, получилось очень трогательно и понятно для взрослых. Наташа, с прошлого года, когда в профессиональном рейтинге победили ее «Пять минут до моря», считавшаяся Президентом фестиваля, теперь передала атрибуты власти (среди которых была какая-то непонятная штука вроде ракетки) Антону со словами «Как хорошо, что у нас на фестивале власть сменяется». Ей в этом году, кроме престижного спецприза жюри с несколько двусмысленной формулировкой «за графический дизайн» (видимо, подразумевающей, что приз надо отдать Алисе), достался приз Мэтров имени Татарского, и вручавший его Норштейн, вынес на сцену рюмку водки, чтобы выпить ее за Наташу.
Трейлер фильма «ПРИВЕТ, БАБУЛЬНИК», реж. Наталья Мирзоян
Четвертое место профессионального рейтинга досталось фильму Константина Бронзита «Он не может жить без космоса», о котором я уже много писала, и мы его показывали на БФМ осенью. Я думаю, что для многих зрителей фильм этот воспринимался, как знакомый, поэтому получил не такой бурный отклик, как обычно Костины фильмы, но не берусь предположить, какое место он бы взял в рейтинге, если бы на Суздале была его премьера.
Трейлер фильма «ОН НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ БЕЗ КОСМОСА»,
реж. Константин Бронзит
На пятом месте профессионального рейтинга, а также лауреат приза жюри за лучший фильм для детей – фильм «7 козлят» Марины Карповой – очень остроумная и по дизайну, и по истории с лихими гэгами страшилка-обманка, в которой Сергей Капков дебютировал как отличный сценарист. В финале, когда мы думаем, что ужасающий волк, поизмывавшись, давно уже съел всех козлят, оказывается, что коза его пригласила бэбиситером, а эпизоды, где коза везет на велосипеде по горкам урожай капусты, смотрятся, как прямые цитаты из культового мультфильма «Отец и дочь» Дюдока де Вита.
Трейлер фильма «7 КОЗЛЯТ», реж. Марина Карпова
Фильм Марины – второй (считая «Привет, бабульник!») из отличного детского набора Союзмультфильма, где в этом году явно наметился новый ренессанс. Новых фильмов от СМФ на фестивале было около десятка, один другого лучше. Так случилось, что призы взяли более ироничные: кроме «Козлят» и «Бабульника», диплом получил «Принцесса и бандит» Марии Сосниной и Михаила Алдашина по стихотворению Галины Дядиной, в котором принцесса, пытаясь завоевать сердце бандита, отдает ему все королевские богатства, но он и ухом не ведет, пока принцессу не запирают дома рассерженные родители и бандит не начинает по ней скучать. Дизайн фильма кажется очень узнаваемым и немного напоминает фильмы Эдуарда Назарова.
Трейлер фильма «ПРИНЦЕССА И БАНДИТ», реж. Мария Соснина и Михаил Алдашин
Еще из ударных детских фильмов в программе была «Баба Яга и малышка» Евгении Голубевой, по-моему, лучший Женин фильм, как всегда у нее очень яркий, при этом смешной и немного сентиментальный, поскольку Баба Яга, прикинувшаяся бэбиситером (привет «Козлятам») , чтобы украсть маленькую принцессу и сварить ее для омолаживающего зелья, вдруг привязалась к шкодливой и ласковой девочке.
Трейлер фильма «БАБА ЯГА И МАЛЫШКА», реж. Евгения Голубева
«Кораблик, который хотел летать» Кати Филипповой вышел одновременно и книжкой, и фильмом, к тому же, как и прошлая картина Кати, был обаятельно озвучен Безруковым, читавшим авторский текст. Вполне оригинальная история про детский сад для корабликов и самолетов, и про одного из них, не такого, как все – хоть родившегося корабликом, но боявшегося воды и мечтавшего летать, чему его и научил летчик, «усыновивший» малыша. Сам сюжет развивается, как история о «другом», но разрешается более оптимистично, поскольку выросший кораблик и плавает не хуже, чем летает.
Трейлер фильма «КОРАБЛИК, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ ЛЕТАТЬ»,
реж. Екатерина Филиппова
Уверена, что это кино будет очень любимо детьми, как и еще один фильм из свежей коллекции СМФ – «Теплая звезда» Анны Кузиной, коротенькая история об упавшей звезде, которую согрели и оживили своей любовью малыши. В этом фильме не только симпатичная графика, но и прелестная анимация, где в самом движении есть юмор, что не такая уж частая вещь.
Трейлер фильма «ТЕПЛАЯ ЗВЕЗДА», реж. Анна Кузина
Еще один фильм СМФ, тоже детский, но, пожалуй, не для крошек, а с чуть более прихотливой историей, - «Яблоневый человек», снятый Аллой Вартанян, которая так же, как Аня и Катя училась на коротких, но все же давших анимации несколько молодых режиссеров, курсах Союзмультфильма. Сюжет истории построен на английских легендах, в которых самую старую яблоню в саду называли Яблоневым человеком. В фильме Аллы этот волшебный человечек живет в домике на яблоне во дворе героя до самой его старости. А когда дерево сжигает молнией, старик так трогательно ухаживает за пеньком, пытаясь его оживить, что похожий на сучок человечек, совсем собравшийся помирать, выращивает за одну ночь во дворе цветущий яблоневый сад. Кино это, негромкое и лирическое, возможно, из-за забавного дизайна акварельных тонов и веселой фольклорной музыки, мне немного напомнило фильмы Фредерика Бака, вроде, «Крэка», и мне кажется, что на фестивале его недооценили, хотя согласна, что первый фильм Аллы, «Тип-топ», выглядел более ярким, ну так и задачи там были скромнее.
Трейлер фильма «ЯБЛОНЕВЫЙ ЧЕЛОВЕК», реж. Алла Вартанян
Еще один детский фильм Союзмультфильма – «Игра» Елены Курковой - и вовсе не попал в конкурсную программу, его показывали вне конкурса, хотя, по-моему, в детских программах этот маленький анекдот о том, что футбол любят все, включая барана и свинью будет хорошо смотреться.
Трейлер фильма «ИГРА», реж. Елена Куркова
Тут не могу не сказать, как мне жаль, что на Суздаль не взяли новый фильм Наташи Грофпель «Большой и маленький» про мусорных человечков в кармане пальто. Вроде бы отборщики аргументировали это тем, что фильм был прислан не совсем готовым и его будут рады принять на следующий год, но я помню прошлогоднюю историю с фильмом «Зеркальце» Гали Голубевой, который вроде бы по той же причине не взяли, но в этом году он в Суздале так и не появился.

Кроме детских короткометражек от СМФ в суздальской программе было эпизоды из трех сериалов, о которых скажу отдельно и еще одно ударное кино, которое я считаю фильмом для взрослых, несмотря на то, что его поместили в детскую программу. «Уточка и кенгуру» Лизы Скворцовой снята по стихотворению Эдварда Лира в переводе Евгения Клюева, к которому Лиза, как видно, прикипела со времени своего предыдущего фильма на СМФ – «Джони Бони Бо». Это снова история про любовь, но здесь бешеную страсть Лиза как будто вытягивает из воздуха, вернее, вкладывает свою – абсурдное и вполне невинное стихотворение Лира ничего подобного не предполагает. Кино это минималистичное до предела, как отчаянный вопль любви, нацарапанный на стене, и при этом горячее, как летящая пуля. История об Уточке, влюбившейся с первого взгляда в равнодушного Кенгуру с лицом Чилентано, и устремившейся на его завоевание с энергией, заворачивающей пространство в спираль, строится только на очень простой графике, негромком голосе Александра Котта, читающего стихи, и музыке Марка Скворцова (восхищаюсь Марком и поздравляю Лизу с тем, каким талантливым музыкантом он вырос). Фильм Лизы взял спецприз жюри с формулировкой «за элегантность» и восьмое место в десятке профессионального рейтинга.

Трейлер фильма «УТОЧКА И КЕНГУРУ», реж. Елизавета Скворцова
Вернемся от СМФ к рейтингу: шестое место в нем взял «Мой знакомый медведь» Катерины Соколовой, фильм, не получивший призов жюри, но очень хорошо принятый залом. Нежный рассказ Виктора Драгунского в Катиных руках, с ее теплой интонацией и графикой, в которой есть некоторый ретро-дух, даже если не считать самого ностальгического предметного мира советских шестидесятых, - выглядел печальным. Теплый Денискин дом со смешливыми молодыми родителями, танцующими под транзистор, оттенял историю одинокого невезучего артиста с больным сердцем, танцующего в костюме медведя на морозе в парке Сокольники во время детских елок. Где-то в глубине мелькает воспоминание о войне, из кустов выходит профсоюзный деятель в костюме клоуна, с интонациями склочника и стукача угрожающий «бить рублем» присевшего отдохнуть медведя. И ностальгировать как-то не получается. Трогательный сценарий для Кати писал ее муж Владимир Геллер, одновременно работавший и с братом Димой. Похоже, не далек тот час, когда клан Геллеров захватит анимационный мир (особенно, если учесть, что в этом году в суздальской студенческой программе был фильм, в котором принимала участие Дуся Геллер).
Катя рассказывала, что думала подчеркнуть современность родителей-студентов: маме хотелось сделать модную французскую стрижку вместо пучка, но с этим уже как-то не вышло, может быть это дало бы какой-то новый оттенок фильму. И еще одно наблюдение, о котором я сразу сказала Кате, интересно, обратил ли кто-то еще на это внимание: изначально очень московская история, где главный сюжет строится вокруг елки в парке Сокольники, куда надо ехать на трамвае и т.д., рассказан ребенком, очень симпатичным, но с явно не московским говором. Мальчишка из Екатеринбурга, сказала Катя (фильм снят в Екатеринбурге и все озвучание обычно делается там) и это слышно с первого слова.
Трейлер фильма «МОЙ ЗНАКОМЫЙ МЕДВЕДЬ», реж. Екатерина Соколова
Седьмое место рейтинга досталось новому фильму Саши Свирского «Мой галактический двойник Галактион», единственному российскому мультфильму, который в этом году попал в конкурс Берлинале. Он стоял в отличной программе и на Q&A после фильма Саша с командой (женой Надей и композитором Алексеем Просвирниным) выступили, как настоящие сумасшедшие русские, веселя зал, валяя дурака, рассказывая небылицы и шутя в ответ на все вопросы, отчего, как я подозреваю, у зрителей создалось ложное ощущение, что в России деньги на аниматоров Минкульт сыплет щедро. В Суздале, предваряя свой показ, Саша сказал, что его фильм для семейного просмотра, а также для широкого круга друзей семьи (хотелось ответить, что мы даже знаем эту семью). На ОРФАК «Галактион» наград жюри не получил, зато получил приз критики, аккредитованной на фестивале, и это правильно: критика должна выбирать экспериментальные проекты, смотрящие в будущее, а Саша сегодня в анимации явный трендсеттер прежде всего для молодых авторов. Его ожидаемо сумасшедшее кино в этот раз сопровождается густым закадровым текстом, который Саша сам и начитал. В сущности, этот текст похож на застольные и поэтому немного сбивчивые попытки объяснить, какой фильм он собирался снять: про саму историю (герою пришел мейл от неведомого галактического двойника, с которым вместе они должны пойти спасать мир) и про то, как выглядит чуждый мир (очень нарядно и «возможно, 3D») и как выглядит наш (плоховато), и про то, как эта идея претерпела изменения («я понял, что сюжет получился слишком повествовательным, с избытком лишних деталей и решил все детали удалить»). То есть, строго говоря, Саша рассказывает, как он собирался снять фильм, но не снял, - в сопровождении такого лихого визуального потока рисованной анимации, коллажной и даже иногда 3D, - что все это превращается просто в музыку.

Девятое место в рейтинге получил фильм Нины Бисяриной «Рысь в городе», снятый в прошлогодней резиденции на французской студии Folimage, куда любят приглашать иностранцев с проектами для детей. Причем, как я помню, ровно два года назад, на позапрошлый Суздаль, Нина приехала с идеей фильма, которая пришла к ней по дороге в поезде, а в прошлом году в это время она уже летела во Францию. Коротенький сказочный сюжет о великанской рыси, которая с любопытством пришла в спящий ночной город, а утром убежала, спасаясь от людей, снимающих ее на телефоны – не столько полноценная история, сколько лирическая зарисовка, как стихотворение, в котором главное – рыжий цвет рыси посреди черно-белого города и ее пластика крупных движений рядом с суетой маленьких людей.
Трейлер фильма «РЫСЬ В ГОРОДЕ», реж. Нина Бисярина
И заключает престижную десятку рейтинга студенческий фильм «Метро» четверокурсника ВГИКа Валентина Тютерева, ученика Алексея Демина. В прошлом году Валентин тоже участвовал в суздальском конкурсе с несколько прямолинейной историей «Побег» об узнике, сбежавшем из тюрьмы, но вернувшемся, когда услышал сигнал на обед. В этот раз автор уходит от нарратива, он делает очень музыкальное, ритмичное кино на музыку Гаврилина с точки зрения воробья, залетевшего в метро, с эффектной живописью и отличными конструктивистскими титрами, так идущими этому сюжету.
Трейлер фильма «МЕТРО», реж. Валентин Тютерев
Про другие студенческие фильмы Суздаля я расскажу во второй части блога, а теперь вернусь к короткому метру. Я начала с того, что тема активной, сильной женщины внезапно оказалась в центре внимания новой русской анимации, которая, к тому же все больше становится женской профессией. Фильмов, где эта тема шла по периферии сюжета, хватало, но тех, где она оказалась главной, было по крайней мере четыре: кроме «Уточки» и «Принцессы», которые я уже упоминала, была смешная «Городская коза» Светланы Разгуляевой – сюжет о городской красотке, приехавшей стоматологом в село и решившей завоевать брутального работягу волка. В Светином фильме как всегда забавный обаятельный дизайн в «максимовском» духе и много точных деталей о скучной сельской жизни и девичьих мечтах, которые сильно расходятся с реальностью, где волки едят коз.
Трейлер фильма «ГОРОДСКАЯ КОЗА», реж. Светлана Разгуляева
Ну и еще один фильм в ту же тему - «Анна, Кошки-мышки», дебют Вари Яковлевой, снятый на студии «Пчела» при участии студии «ШАР». Нового фильма Вари, которая выпускалась из ШАРа с отличным «Квадратом», мы ждали давно, следя за ней, как за классным графиком и иллюстратором, к тому же ведущим изобретательный учебный проект «нескучные наброски», где быстрое рисование моделей складывалось в анимационные фрагменты. Свой первый фильм она сняла в технике ручной перекладки, которая дает особое ощущение тактильности материала, это было важно для фильма, в котором героиня - это ходячий секс, плоть, невольно провоцирующая мужскую агрессию. Но с гигантским мужчиной-зверем, входящим к ней в дом, как само насилие, она умеет справиться, став кроткой ласковой кошечкой и таким образом превращая его в безопасного младенца.
Трейлер фильма «АННА, КОШКИ-МЫШКИ», реж. Варвара Яковлева
Фильм Вари понравился суздальской публике (11-е место фестивального рейтинга), но от жюри призов не получил. И тут надо немного рассказать про ситуацию с дебютами, которая спровоцировала целый скандал. Дебютных фильмов было семь, большинству членов жюри они показались слабоватыми и приз за дебют было решено не давать. Само это решение я не обсуждаю: вкусы и критерии у каждого из членов жюри свои, я их уважаю, а право не давать приз у жюри есть, и оно им воспользовалось. Это неприятно, но ничего страшного я в этом не вижу. Напомню, что в прошлом году, когда я была в жюри, убедительных дебютов тоже не было и приз за дебют мы тоже не давали. Конечно, это тоже было неприятно, но ни о каких скандалах я не слышала, возможно, анимационное сообщество с нами согласилось, а может быть до нас просто не докатилось. Вероятно, имеет смысл, чтобы не плодить обид, внести в регламент фестиваля требование давать приз в любом случае, выбирая лучшее из того, что есть, даже, если подборка кажется слабой, но так или иначе это должен решить оргкомитет фестиваля. В этом году скандал, как мне кажется, вышел не из-за самого решения. А из-за того, что объявляя его, председатель жюри Армен Медведев довольно оскорбительно отозвался о всех фильмах программы, припечатав их каким-то оборотом вроде «розовые слюни», что, независимо от оценки, было несправедливо и тем более неуместно на церемонии награждения (боюсь, что Женя Фадеев, все же получивший диплом в этой категории за фильм «Пастухи облаков», был не очень рад награде, полученной в таком контексте). Разумеется, как это всегда бывает, в ответ на оскорбления со сцены в социальных сетях понеслись оскорбления в адрес жюри, одно за другое и тут уж договорились бог знает до чего. Надеюсь, что сейчас обиды успокоились и дальше все пойдет своим чередом, а фильмы дебютантов разберут по фестивалям, где они получат свои награды. Так что теперь расскажу немного про дебюты.

Получивший диплом за фильм «Пастухи облаков» (второе название «Дождь под горой») Евгений Фадеев, тоже попал в двадцатку профессионального рейтинга. После Жениного невероятно смешного силуэтного дипломного фильма «Гамлет. Комедия», с которым он получил в Суздале студенческую награду четыре года назад, и зная его чувство юмора, все ждали от Фадеева лихую комедию. Но фильм про мужчин, пасущих облака по указаниям метеоролога, получился хоть и забавным, но скорее лирикой, чем анекдотом, тем более, что все происходит, как будто на общем плане, почти без лиц, словно увиденное издалека. Женщина зовет работяг-пастухов подхалтурить - полить ей огород из облака - и платит за работу универсальной валютой, бутылкой, как это принято в деревне. Но пьяные работяги, которым не хватило, не дождавшись от женщины добавки, в угаре устраивают настоящий потоп.
Трейлер фильма «ПАСТУХИ ОБЛАКОВ», реж. Евгений Фадеев
Кроме фильма Жени, а также «Анны» Вари Яковлевой, «Теплой звезды» Ани Кузиной и «Яблоневого человека» Аллы Вартанян, о которых я уже рассказала, в категории «Дебют» было еще две картины выпускниц екатеринбургского архитектурного университета, на которые стоило обратить внимание (напоминаю, что в УрГАХУ защищаются не фильмами, а разработками проектов, так что по-честному эти ленты надо считать дипломными). «Свинг» Людмилы Скотниковой – нарядная и стильная по картинке история о посудомойке, мечтавшей танцевать – может быть, не слишком оригинальная, но зато очень музыкальная, с отличной анимацией, - была замечена всеми и вошла в двадцатку профессионального рейтинга.
Трейлер фильма «СВИНГ», реж. Людмила Скотникова
«Девочка-птичка» Екатерины Новоструевой о девочке, мечтавшей стать птичкой и заболевшей птичьим гриппом, тоже, пожалуй, интересна не историей, вполне заурядной, а музыкальностью и теплотой интонации, с которой показывается семья.
Фильм «ДЕВОЧКА-ПТИЧКА», реж. Екатерина Новоструева
И последний фильм, стоявший в дебютном конкурсе — «Выпускной» Дарьи Зиминой, которая хоть закончила ВГИК (мы на БФМ показывали ее диплом «Шкафчик»), но тоже по своей манере ближе всего к уральской школе. Это и понятно: Даша в свое время окончила УрГАХУ, а во ВГИКе училась у Валентина Ольшванга, одного из самых известных уральских режиссеров. Полный точных наблюдений этюд об унылом путешествии двух мужчин через дождливую русскую провинцию, где церкви и заборы с колючей проволокой чередуются с предвыборными билбордами, путешествии, приводящему их к придорожному кафе, - вдруг разрешается, как сказка, в фольклорном духе Оксаны Черкасовой (кстати, автором сценария кроме Даши значится Екатерина Кожушаная). Откуда ни возьмись, будто феи или лесные духи появляются с песнями босые девушки в ярких платьях и прекращается дождь, распрямляется колючая проволока и даже билборд с рожей кандидата в депутаты, скачет за нимфами, как конь. «Что это было?» спрашивает потом пассажир, - «Выпускной», - отвечает водитель.
Трейлер фильма «ВЫПУСКНОЙ», реж. Дарья Зимина
Надо сказать, что в этом году и во внеконкурсной программе дебютов было что посмотреть. И прежде всего мне жаль, что в конкурс не попал фильм Лианы Макарян «Бег за стеной» - история про мальчика, которому кажется, что папа на него мало обращает внимания, и в страшных снах которого отец постоянно убегает и теряется, хотя на самом деле он рядом, просто устал на работе. Драматургически этот фильм действительно выглядит не очень внятно, но впечатляет оригинальной графикой, отличной музыкой (композитор Люся Топчян-Казарян) и общей тревожной атмосферой.
Трейлер фильма «БЕГ ЗА СТЕНОЙ», реж. Лиана Макарян
Еще один прелестный дебют - минутный «Как разбудить маму» Любы Соболь, настоящее «мамское» кино, в котором художница пытается зафиксировать ощущения от своего родительства и детства малыша. Тут оно целиком.
Фильм «КАК РАЗБУДИТЬ МАМУ», реж. Любовь Соболь
Напоследок вернемся к короткому метру из фестивальной программы, там осталось еще несколько фильмов, на которые стоит обратить внимание. В конкурсной программе – новый фильм Андрея Бахурина «Муезум», в традиционной для него манере и очень узнаваемой графике сделанная страшилка из некоего нового альманаха «Фломастер» про музей и его тупых посетителей, которыми охранник крутит, как хочет.
Трейлер фильма «МУЕЗУМ», реж. Андрей Бахурин
И очередной альманах по стишкам-пирожкам (тоже из альманаха «Фломастер», уж не знаю, что еще в него входит), к которым Андрей тоже имеет отношение – «Деканимирон-2», то есть вторая часть подборки с текстами «про отношения», где семь эпизодов снимали Игорь Мельников, Александра Лукина, Соня Меламуд, Маша Якушина, Зоя Киреева и Екатерина Куричева. Причем один из двух эпизодов, снятых Игорем Мельниковым, - «Витрувианский человек», действительно остроумно придуманный, был специально отмечен на церемонии награждения членом жюри Игорем Ковалевым.
Трейлер фильма «ДЕКАНИМИРОН-2», реж. Игорь Мельников, Александра Лукина, Соня Меламуд, Маша Якушина, Зоя Киреева, Екатерина Куричева
Еще в короткометражной программе был фильм «Как я провел лето...» Натальи Фатих, она тоже из молодого поколения екатеринбургских режиссеров, очень много взявшая от своей школы: интерес к деталям обыденной жизни, монохромную гамму и даже саму интонацию. Рассказ идет от имени мальчика, который приехал к бабушке в сегодняшнюю российскую деревню с пьяными соседями, злыми подростками, где только с животными можно дружить. В этом фильме много хорошего, но, мне кажется, ему сильно помешал закадровый текст, с одной стороны повторяющий то, что мы и так видим на экране, а с другой – уж слишком очевидно следующий за «Коровой» Платонова (грандиозный фильм по которой Александр Петров снимал тоже в Екабе).
Трейлер фильма «КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО», реж. Наталья Фатих
В конкурсной программе фестиваля был и последний фильм Алексея Туркуса «Бестелесная команда. Приключения солдата Каблукова», который он снял вместе с Дмитрием Куприяновым по мотивам сказок Саши Черного. Смешная история про бравого солдата, получившего от ведьмы бутыль с зельем, делающем человека невидимым, с помощью которого удалось победить Германию. Тут особенно симпатичной была ведьма – дама «из бывших», нежная, грассирующая и томно слушающая пластинки на граммофоне. Смотря этот веселый фильм в Суздальском зале, мы уже знали, что Туркус в хосписе и счет пошел на дни, но как всегда деликатный Леша не хотел никого беспокоить – он умер сразу после окончания фестиваля и это, конечно, воспринималось всеми, даже теми, кто не знал его, как огромная потеря. А я все время буду вспоминать, как год назад, на предыдущем Суздальском фестивале, мы с Лешей вместе были в жюри, как мы дружно все обсуждали, хохотали и как Леша очень осторожно, чтобы никого не тревожить, сказал в начале, что ему может быть придется уехать пораньше (понятно было, что на очередную процедуру), но не пришлось.
Кадр из фильма «БЕСТЕЛЕСНАЯ КОМАНДА. ПРИКЛЮЧЕНИЯ СОЛДАТА КАБЛУКОВА», реж. Алексей Туркус
Что касается внеконкурсной программы короткометражек, то в нее по непонятной для меня причине отправили весьма достойный фильм сестер Полиектовых «Слушай папа!», о котором я писала с Крока. Кроме того, я всегда радуюсь фильмам Евгения Стрелкова из пародийного проекта «Ниже Нижнего», в этот раз во внеконкурсной программе стояла «Волжская Венера» о поволжском астрономе-самоучке, придумавшем венеро-центричную модель солнечной системы. Я думаю, что не берут его в конкурс потому, что стилистически все фильмы серии сделаны однотипно, как сериал, но зато они очень скоро целиком появляются в сети.
Фильм «ВОЛЖСКАЯ ВЕНЕРА», реж. Евгений Стрелков
Ну и не могу не сказать про еще один екатеринбургский фильм – «Школа развития» Анастасии Соколовой. Никак не могу понять, почему фильмы Аси с удивительным упорством не отбирают в суздальский конкурс, где на мой взгляд им место. А я уже который год с удовольствием слежу за тем, как Ася снимает милое кино, посвященное ее дочери Еве. В картинах, начиная с очень нежной и искренней «Колыбельной для Евы», где мама рассказывает дочке, откуда она взялась (этот фильм почему-то тоже не был в конкурсе Суздаля), девочка становится все старше (в новом она уже доросла до выпадения первых зубов) и, по-моему, этот своего рода материнский дневник имеет немалую ценность.
Фильм «ШКОЛА РАЗВИТИЯ», реж. Анастасия Соколова
На этом пока остановлюсь, а о студенческих фильмах, прикладной анимации, сериалах и других радостях Суздаля расскажу во второй части блога.
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ