По части кино фестиваль тоже удался, это подтверждалось тем, что фаворитов, прежде всего в коротком метре, у профессионалов было много, куда больше, чем призов, и уж тем более больше пяти, а именно пять лучших фильмов всем участникам следовало вписать в рейтинговую анкету. Что касается летучих, случайно складывающихся из фестивальной программы тем, то в этом году, на мой взгляд, главным сюжетом была борьба за любовь со стороны активной и сильной женщины, шла ли речь о детской сказке, как «Принцесса и бандит» Марии Сосниной и Михаила Алдашина или о жестком сюжете 18+, как «Анна. Кошки-мышки» Вари Яковлевой, о которых я расскажу постепенно. Начнем с фаворитов.
Гран-при фестиваля предсказуемо достался «Хозяйке медной горы» Дмитрия Геллера, снятом, как его последние фильмы, на студии ШАР. В Суздале была мировая премьера, на показе фильм поставили последним и зрители вышли из зала буквально оглушенные. Сюжет был связан с мифом уральских заводов, соединяющим сегодняшний мир с легендой о Хозяйке медной горы, подчиняющей и губящей Данилу-мастера красотами и драгоценностями подземелья. У Геллера сияющий зеленый камень, найденный геологом, переходил из рук в руки, как Кольцо всевластья, губя всех, кто пытался им завладеть. Как всегда, художником на этом фильме была Анна Карпова и ее экспрессионистски гротескные персонажи с остановившимся пронизывающим взглядом, как и нарочито небытовое, корявое движение марионеток в компьютерной перекладке, создавало ощущение страшного сказочного мира, полного чудовищ.
Дима настаивал на том, что речь идет о сегодняшнем дне, где-то даже фигурировал мобильный телефон, но на меня это все производило впечатление лагерного сюжета из 30-х годов, мрачной истории несвободы, и чудовищный хор девушек в кокошниках, поющих «Уральскую рябину» это ощущение только поддерживал. Ну и, конечно, усугубляла впечатление колючая проволока повсюду, хотя, как говорил Дима, рожденный и выросший в Свердловске, колючая проволока и сегодня окружает заводы.
В этой картине снова для Димы сценарий писал его брат Владимир Геллер, он придумал почти детективный сюжет, но режиссер, считающий, что в фильме должна быть загадка, разыграл его так, что ясная логика ушла, а туманные места усиливали атмосферу мистического проклятья и рока. Конечно, Дима, как настоящий киноман, много работающий с цитатами и отсылками к мировому кино, не смог пройти мимо знаменитого советского фильма Птушко «Каменный цветок», и в пиковый момент сюжета он поместил фрагмент, где на экране кинотеатра прекрасная Хозяйка медной горы уводит за собой Данилу-мастера. А героиня-крановщица именно в этот момент, в кинозале, понимает, что случилось с ее возлюбленным геологом и идет мстить. Мне, кстати, кажется очень символичным, что понимание сути вещей происходит именно так, при встрече с искусством. Как и то, что со стороны поведение героини, понявший мистический смысл происходящего, выглядит, как безумие.