Загреб-Анси.
Третий фестивальный блог. Короткий метр


Продолжаю рассказ про короткий метр с летних фестивалей, пытаясь задержать их в памяти. Пойду подряд, начиная с основных конкурсов короткометражек, а потом уже о специальных. Первым - Загребский.
Where's the Butter, Betty? снял симпатичнейший британец Will Anderson, тот самый, в которого мы все влюбились после мокьюментари «Создание длинной птицы». Тут коротенькая и как будто совсем непонятная абсурдная история с персонажем, который все время, кружа по кухне, долбит одним вопросом: «Где масло, Бетти?». Но меня вдруг проняло, когда Уилл объяснил, о чем это. Вот ты расстался с девушкой и оказывается с ее уходом ты перестаешь понимать, где лежат обычные вещи. И вот через эту растерянность без вещей ты понимаешь свою оставленность.
Фильм Where's the Butter, Betty?, реж. Will Anderson
Еще пара братьев-англичан Greg McLeod и Myles McLeod сняли фильм Marfa (тоже есть в сети целиком) – в любимом мной документальном жанре, где в центре – место, в данном случае городок на границе Техаса, где остановилось время. Прямо вижу, как братья бродят по городу, расположенном неведомо где и неведомо когда, рисуют и изумляются, будто попали на другую планету.
Фильм Marfa, реж. Greg McLeod, Myles McLeod
Еще одна британская режиссерка, выпускница RCA Sophie Koko Gate сделала на мой взгляд вполне эзотерический фильм про женщину, выбравшую в любовники слизняка Slug Life, ну и вообще такой женский взгляд. Само кино я мало понимаю, но дизайн впечатляющий.
Трейлер фильма Slug Life, реж. Sophie Koko Gate
Muedra снял испанский режиссер Cesar Diaz Melendez , я давно за ним слежу, он делает мастерскую сыпучую анимацию, но вообще пишут, что он давно работает на блокбастерах вроде «Острова собак», «Аномализы», «Жизни Кабачка» и др. То есть он крутой кукольный аниматор. Но тут прямо видно, как человек устал от больших коммерческих проектов и делает свой фильм просто по любви, оживляя предметы в реальной природе. Там главный сюжет – с пластилиновыми человечками на пляже, очень симпатичный.
Трейлер фильма Muedra, реж. Cesar Diaz Melendez
Grands Canons француза Alain Biet - это потрясающий пример одержимости реальным предметным миром, я сейчас очень много этого вижу у знакомых иллюстраторов, подробно изображающих как будто обыденные предметы и это дает им новое качество. Но именно по части анимации тут особенный случай: Ален берет не сами предметы, как Пол Буш, а именно как иллюстратор рисует их очень подробно и реалистически. Это есть в трейлере и с этого начинается кино, а дальше – почти 11 минут просто потока вещей сериями – кухня, техника и т.п. Причем, тут же включается и история (куча старых моделей) и неожиданная драматургия, которая подчеркивается музыкой. То есть какие-нибудь крупные бытовые приборы – это прямо выход воинов-гигантов. Очень любопытно.
Трейлер фильма Grands Canons, реж. Alain Biet
К этому же не могу не рассказать про фильм уже из программы Анси: Gun Shop американца Patrick Smith, который как раз был вдохновлен мастер-классом Пола Буша. Его идея была – посмотреть, какое бывает у людей оружие, она пришла от того, что он размышлял о том, что в Америке разрешено иметь оружие. И сначала он пошел действительно в оружейный магазин. А потом понял, что ему мало, для этой технологии нужно иметь тысячи предметов. И тогда он стал задавать людям вопрос через социальные сети: у кого что есть. И получил поразивший его результат. Не просто люди его завалили фотографиями своего оружия: оказалось, что люди (причем, совсем не только мужчины и совсем не обязательно криминальные) одержимы оружием, что у них бывает не 1-2-3 единицы, а сотни, что они многое делают на заказ, что есть множество разнообразного дамского оружия, специально дизайнерски оформленного и много детского и т.д. В общем, он рассказывал, что был потрясен открывшимся ему миром.

Фильм The Opposites Game сняли в США Lisa LaBracio и Anna Samo, это был заказ TED-Ed в их поэтической серии "There's a Poem for That", на одноименные с фильмом стихи поэта Brendan Constantine. Кино это мне очень нравится, я разговаривала с режиссером Аней Самойлович (которая и есть Anna Samo, вгиковская выпускница, когда-то переехавшая в Германию, а теперь, видимо, в Америку и взявшая себе этот псевдоним) и она сказала, что поэт действительно работает учителем и любит с детьми играть в такую игру: в стихотворении надо к каждому слову назвать слово, противоположное ему по смыслу (не знаю, точно ли можно назвать это антонимами). И вот со словом ружье случился затык – дети спорили, что именно ему противоположно. Это, конечно, стихи сильного антивоенного содержания, но вместе с тем и в некотором смысле документальная история. Мне очень нравится, как девушки придумали делать кино из книжки, внутри которой в конце разрывается пуля.
Фильм The Opposites Game, реж. Lisa LaBracio, Anna Samo
Fox Boy южнокорейской режиссерки Do-yeon Tak - страшноватая фантастическая история с по-азиатски очень миленькими персонажами. Я такое не очень люблю, хотя сделано хорошо, с загадочностью. Но вот, например, Никита Лыськов был фанатом этого фильма про мальчика, попадающего в опасный мир, где действуют люди-лисы, и малыш, чтобы не быть съеденным (или что-то еще страшное) выбирает, стать таким же, как они, натягивая лисью голову, как маску.

Sous le cartilage des côtes / Under the Rib Cage - забавное кино бельгийского режиссера Bruno Tondeur про ипохондрика (возможно, это о себе), который решил (мы так и не узнаем, правда это или нет), что заболел так серьезно, что скоро умрет. И это сводит его с ума.
Трейлер фильма Sous le cartilage des côtes, реж. Bruno Tondeur
Conception: Catie + Jen - это один из шести док. фильмов о материнстве для цикла Conception Нью-Йорк таймс (они много интересного заказывают), его сняла английская студия Moth Studio. И тут история о том, как вышло, что старшая, бездетная сестра почувствовала себя матерью для ребенка младшей.
Фильм Conception: Catie + Jen
Viaje a Japón / My Trip to Japan аргентинского режиссера Dante Zaballa - это просто обсуждение с другом самых лучших моментов их общего путешествия в Японию. Чистый док – запись болтовни друга и очень нарядная иллюстрация общих впечатлений по ходу.
Фильм Viaje a Japón, реж. Dante Zaballa
Am I a Wolf? иранского режиссера Amir Houshang Moein вроде бы про то, как дети играют в кукольном театре сказку про волка и козлят, но режиссер склонен к драматизации, так что выходит трагическая история о безутешной матери-козе. А в финале, когда снова появляются дети, уже страдает тот, кто играл волка. По-моему, этому режиссеру стоило бы брать что-то не детское при таком режиссерском темпераменте. А графика вполне милая и анимация живая.
Le Cortège / The Procession двух канадцев Pascal Blanchet и Rodolphe Saint-Gelais (Паскаль более известен как иллюстратор и впервые делает анимацию) – это такое приношение старому Голливуду – богатство, замки, автомобили, немыслимой красоты мужчины и женщины, любовь и ревность. Текст от имени разбившейся на машине красотки, адресованный возлюбленному мужу и нелюбимой его семье – по-моему, за пределами хорошего вкуса. Но для стилизации – ок. Говорили, что для того, чтобы лучше показать интерьеры особняка и вообще движение внутри него специально строили архитектурный макет.
Трейлер фильма Le Cortège, реж. Pascal Blanchet, Rodolphe Saint-Gelais
Ну и последнее из загребского основного конкурса – экспериментальный фильм Sans objets / No Objects канадки Moïa Jobin-Paré, которая несколько лет назад набрала призов своим дебютом 4min15 au révélateur. Теперь она использует тот же прием с фотографиями и процарапыванием негативов, получается сияющее изображение.
Трейлер фильма Sans objets, реж. Moïa Jobin-Paré
Теперь об основном короткометражном конкурсе в Анси.

Bavure
моего любимца итальянца Donato Sansone, снова, как и «Анимированная газета», снята во Франции. Сансоне, любитель плоти и мяса, начинает со смешения красок и рисует жирное пятно гуашью, а потом, орудуя кистью - не рисуя, а будто разделывая, раздевая это пятно – превращает его в тело, то мужское, а то женское, открывает в нем кости и внутренности, вытаскивает из беременной ребенка и так далее вплоть до космических событий. Тут важно именно движение кистью, которое как будто не создает, а открывает то, что уже есть.
Трейлер фильма Bavure, реж. Donato Sansone
Хорватско-эстонская пара учеников Пярна Lucija Mrzljak и Morten Tsinakov показали удивительное абсурдитское и очень пярновское кино Briljantsuse Demonstratsioon Neljas Vaatuses. Может быть я о нем уже писала, но все равно не могу не отметить опять. Мортен, который, как я понимаю, главная движущая сила этого фильма (у Люции и дизайн, и построение историй в собственных фильмах сильно отличаются), говорил, что для него главным ориентиром был Хармс и, конечно, это очень видно.
Трейлер фильма Briljantsuse Demonstratsioon Neljas Vaatuses, реж. Lucija Mrzljak, Morten Tsinakov
Бельгийский фильм Nuit chérie режиссерки Lia Bertels в сущности детское, тихое и поэтическое кино о неспящих в стране Йети медведе и обезьянке. Самый симпатичный момент в нем, когда они обнаруживают, что огромные следы страшных снежных людей рисует на снегу малюсенький, как котенок, йети, чтобы произвести впечатление.
Трейлер фильма Nuit chérie, реж. Lia Bertels
Pulsión - фильм аргентинского режиссера Pedro Casavecchia, снятый в сотрудничестве с французами, получил в Анси спецупоминание жюри за впечатляющий рассказ. Он использует довольно прямолинейный ход: фильм состоит из очень коротких бессловесных эпизодов – вспышек, где перемежаются насилия над ребенком и вокруг него (например, мама бьет, когда он отказывается есть), а потом его тяги к насилию - вполне очевидная история эстафеты зла. Все это сделано реалистическим 3D, но при этом практически без лиц и мне понравилось, что события происходят на маленькой площадке, как будто бы висящей в космосе.
Трейлер фильма Pulsión, реж. Pedro Casavecchia
Story польки Jolanta Bankowska - милый, в иллюстраторском стиле нарисованный фильм из микросюжетов о людях и новых технологиях. Но тут не столько гнев, который уже поднадоел, сколько лирически-меланхолическая интонация и рассказ об одиночестве. Мне особенно нравится момент, когда человек в VR очках садится перед пустотой и ударяет по клавишам. А музыка звучит.
Трейлер фильма Story, реж. Jolanta Bankowska
Венгерку Nadja Andrasev заметили еще после ее дипломного, очень чувственного фильма The Noise of Licking, он получил гору призов, включая награду Каннского фестиваля. Вот он целиком:
Фильм The Noise of Licking, реж. Nadja Andrasev
Ее новый фильм Symbiosis, снятый в сотрудничестве с французами, тоже имеет очень сильный сексуальный заряд. Речь идет о женщине, которая следит за изменяющим ей мужем и следует за его любовницами, пытаясь взять что-то от каждой из них. Хоть волос, или татуировку (тизера, к сожалению, не нашла).

Француз Jean-Claude Rozec снял фильм Têtard («Головастик») – грустную историю о старшей сестре, которая, чтобы отвязаться от маленького брата, рассказывает, что он не настоящий ее брат, поскольку урод и не похож ни на нее, ни на родителей, а лягушонок. И он верит. Фильм этот получил приз Фипресси.

Трейлер фильма Têtard, реж. Jean-Claude Rozec
The Elephant's Song сняла американка Lynn Tomlinson, на фестиваль она приехала со своим сыном, на вид почти подростком, который был композитором. Фильм про старую слониху выглядит живописью, но на самом деле это рисование пластилином, да еще с включением архивных иллюстраций и кинокадров, все на спетую балладу о печальной судьбе первой в Америке цирковой слонихи Старой Бетти.
Трейлер фильма The Elephant's Song, реж. Lynn Tomlinson
Страшноватый фильм The Levers южнокорейской режиссерки Boyoung Kim (указано еще USA, возможно, она там живет) – история про безработного, которому предложили непыльную работку – слушать музыку в наушниках и двигать рубильники. Но вдруг обнаруживается, что эти рубильники включают ток, в «электрических стульях» с несчастными, за страданиями которых наблюдает богатая публика. Такое социальное кино. А дизайн мне немного Атсуши Вада напомнил.
Трейлер фильма The Levers, реж. Boyoung Kim
Теперь о других программах короткого метра. Во-первых, о детской. Раньше фильмы для детей в Анси не выделяли отдельно, кажется только второй год, как эта программа есть, но всего одна для всех возрастов, поэтому у нее очень странный состав: от чего-то совсем малышового до подростковых страшилок. То есть она не столько для детей, сколько для любителей анимации и отборщиков. А в Загребе детских программ несколько и они маркируются по возрастам, это удобно. Я, правда, на Анимафесте на детскую программу так и не попала, а в Анси была и там было несколько очень славных картин, что вообще большая редкость – штучное авторское детское кино мало где делают. Разве что в России, ну и еще во Франции есть специальные проекты. От нас в этой программе было чудесное «Доброе сердце» Жени Жирковой, наш главный международный хит этого года, его взяли в детские программы, кажется, все главные мировые фестивали, уж не говорю о неглавных.
Трейлер фильма «Доброе сердце», реж. Евгения Жиркова
В Загребе детский приз взял фильм, который во Франции стоял в основном конкурсе, я о нем писала - «Милая ночь» бельгийки Лии Бертельс (Sweet Night\Lia Bertels). А победителем детской программы Анси стал очаровательный бельгийско-французский фильм Grand Loup & Petit Loup\Big Wolf & Little Wolf режиссера Rémi Durin – обаятельная история о большом волке, носатом, как крокодил, который сначала был раздражен незваным гостем, явившемся пожить к нему под дерево, рассчитывая на еду, постель и дружбу. А потом очень забеспокоился, когда маленький волк исчез и захлопотал от счастья, когда малыш снова объявился. У этого фильма очень симпатичный дизайн, но главное в нем, по-моему, чудесно найденная интонация и характер большого волка – из высокомерного хозяина превратившегося в заботливого папу.
В детской программе Анси было целых два фильма о смерти(в обоих случаях дедушек), оба хорошие. Первый - Sarkan\«Воздушный змей» чешского студента Martin Smatana – неожиданно светлая кукольная история о внуке и стареньком дедушке. Куклы сделаны из многослойных тряпочек, и дедушка, запускающий с мальчиком змея, с течением времени истончается, теряя один слой за другим, а потом улетает в небо, как воздушный змей.
Трейлер фильма Sarkan, реж. Martin Smatana
Второй - Mon papi s'est caché \ My Grandpa Is Hiding француженки Anne Huynh, снятый на отличной студии Фолимаж, где любят детские проекты. Нарядное живописное кино (похоже на живопись маслом на стекле) про деда, который играя с внуком в саду, пытается объяснить ему что такое смерть на примере природы – червяков, цветов и деревьев.
Трейлер фильма Mon papi s'est caché, реж. Anne Huynh
И еще один прелестный фильм (ничего специально детского в нем нет) - Nest режиссерки из Германии Sonja Rohleder про нарядного птица, пытающегося обольстить и зазвать к себе в гнездо самку. Красота этого фильма в том, что на глубоком черном фоне птица тоже черная и мы главным образом видим его лапки, клюв и глаз – совершенно как у маклареновской птички, то есть вся игра идет пятнами, почти абстракцией, очень яркой и остроумной.
Трейлер фильма Nest, реж. Sonja Rohleder
Перейдем к экспериментальной программе. Одну из спецнаград в экспериментальной категории «без границ» взял медитативный фильм немецкого режиссера Felix Dierich - A Year Along the Geostationary Orbit, построенный на съемке земли с метеорологического спутника Himawari-8, которая велась в течение целого года. Феликсу удалось получить невероятное количество часов съемки, из которой он уже потом монтировал фильм, где самые страшные катастрофы земли смотрятся как чистая красота. Вот он в сети целиком.
Фильм A Year Along the Geostationary Orbit, реж. Felix Dierich
Еще один удивительный фильм из программы, который есть в сети целиком - L'Espace commun француженки Raphaële Bezin (судя по тому, что она же продюсер и занимается дистрибуцией – полностью ее проект без студии). Она создала видео фантастического города, используя множество фильмов от 50-х годов до сегодняшнего дня, остроумно соединяя в одном кадре людей и здания разных времен и частей света в синефильский абсолютный город.
Фильм L'Espace commun, реж. Raphaële Bezin
А американская видеохудожница Tara Knight в фильме Unsettled, которого я не нашла в интернете, использовала старую живопись, фотографии, коллажи, карты, схемы и т.д, чтобы, вот так же сталкивая то, что никогда не стояло рядом, исследовать американский экологический и экономический ландшафт.

Теперь о нескольких фильмах из программы «Перспективы», которая с приходом Марселя Жана стала заменять внеконкурсный короткий метр. Отбор в нее мне объяснили так: тут фильмы, быть может не дотягивающие по мастерству до конкурса, но с сильным личным высказыванием. Таким образом в этой программе всегда много документальной анимации с впечатляющими личными историями и вообще травматических сюжетов - того что меня особенно интересует.

Chin Up английской молодой режиссерки JoAnne Salmon – документальная анимация о себе и принятии себя. Она родилась с редкой болезню - синдромом Трэчера Коллинза, из-за которого как-то не так развиваются кости черепа и у нее с детства было очень странное лицо, что ее, конечно, очень мучило. Теперь она стала аниматором и пытается через анимацию, делающую людей гротескными, как-то примириться со своей внешностью. Само кино сделано во вполне тривиальной парадигме: «все мы разные и никто не хуже другого», но за ним видна болезненная история, к тому же девушка приехала на фестиваль и обращала на себя внимание.

Трейлер фильма Chin Up, реж. JoAnne Salmon
Бразильский фильм Sangro\I Bleed в режиссуре Thiago Amaral Minamisawa, Bruno H Castro, Guto Br – это рассказ о себе человека, живущего со СПИДом, тоже история о том, как он принял свое положение, двигаясь от ужаса (он использует картины Босха и медицинские рисунки) к спокойствию.

Программе полагается один приз – это специальный приз города Анси (не помню, раньше было так или только в этот раз) . В этом году эту награду получил слезовыжимательный иранский фильм Son of the Sea, режиссера Abbas Jalali Yekta. Невозможно сентиментальный сюжет про родителей, потерявших ребенка (возможно, он утонул) и вот теперь отец все время этого ребенка видит, разговаривает с ним, играет, кормит, а мать страдает, считая, видимо, что он помешался. Это сделано, как соединение игрового кино и анимации - ребенок как будто нарисован на стене (на самом деле рисунок наложен компьютерным способом).

Британский фильм Dum Dum (De De Bom), режиссерами которого указаны Benjamin Hall и Robin Hall - это урок-игра отца-аниматора (это Бенджамин) с шестилетним сыном Робином, в котором папа показывает сыну, как повторением фаз делается в анимации «кипящая линия». Получается обаятельное абстрактное музыкальное видео. Вот оно целиком.

Фильм Dum Dum (De De Bom), реж. Benjamin Hall, Robin Hall
Mascot - сентиментальная социальная сатира южнокорейского режиссера Dohyung Kim о том, как животные идут на невероятные лишения, пластические операции и прочее, чтобы быть выбраны в маскоты города. Герой – лис, живущий в нищете и безнадеге, но превратившийся в миленького лисьего пупсика, пытаясь прорваться к деньгам и славе. В общем, вполне очевидный сюжет.

Memorie di Alba - это трогательный рассказ итальянской старушки о том, как она влюбилась в своего будущего мужа и как начался их роман в 50-х годах. Как кино – ничего особенного, но мило и узнаваемо, как воспоминания застенчивой женщины. Режиссерами значатся Andrea Martignoni, известный итальянский композитор, много работающий в анимации и Maria Steinmetz из Германии.
Трейлер фильма Memorie di Alba, реж. Andrea Martignoni, Maria Steinmetz
Mom's Clothes - фильм молодого американского режиссера Jordan Wong, рассуждение о том, как трудно быть квир-персоной, будучи к тому же цветным. Его исповедь и «выход из шкафа» идет на фоне анимации, созданной из тканей, видимо именно «маминых платьев», в которые он любил наряжаться в детстве. Получается практически абстрактное видео.
Трейлер фильма Mom's Clothes, реж. Jordan Wong
Не могу не сказать про фильм эстонской режиссерки, невероятно работающей с куклами. Anu-Laura Tuttelberg, он был в Анси в «Перспективах», а в Загребе – во внеконкурсной «Мировой панораме». Картину Winter in the Rainforest она снимала прямо в настоящих джунглях Мексики, ее как будто фарфоровые цветы, птицы и насекомые смотрятся в живом лесу очень загадочно и страшновато, что Ану-Лаура всегда любила. И, если ее предыдущий фильм – отдаленная игра с историей Красной шапочки, которая как будто вот-вот обернется ужастиком, то этот фильм – реинкарнация сюжета про Дюймовочку.
Трейлер фильма Winter in the Rainforest, реж. Anu-Laura Tuttelberg
И последним в рассказе про короткий метр - еще про один фильм из загребской «Панорамы» (в Анси его вообще не взяли, хотя взяли в Берлин) - Mr. Mare венгерской режиссерки Luca Tóth, графика которой мне очень нравится. Она сняла загадочную и нежную историю про крошечного некрасивого человечка, который живет в теле большого человека и когда вылезает наружу через ранку под мышкой, мы понимаем, что он в большого влюблен. И любовь эта, конечно, безнадежна.
Трейлер фильма Mr. Mare, реж. Luca Tóth
На этом все, надеюсь, до Крока успеть еще рассказать про студентов, VR и что-нибудь еще.
Читайте в Блоге БФМ:
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Блог БФМ