«Дениска - это я. Могу сказать так про любого своего персонажа. Волк Вася – это я, и Ворона тоже я. И даже Пушкин»
Разговоры с режиссерами:
Катерина Соколова. Часть 3
автор: Дина Годер
Блог Большого фестиваля мультфильмов
Кадр из фильма "Мой знакомый медведь"
Окончание.
Первую часть интервью можно прочитать здесь.
Вторую часть интервью можно прочитать здесь.
Фото Владимира Геллера
С какого фильма тебе стали помогать дети?

Мне обе дочери помогали: и Саша, и Дуся. Я вообще очень люблю эксплуатировать семью, как ты знаешь. На «Глупой» Саша помогала фазы красить. На «Волке Васе» Дуська уже художественно прорисовывала что-то, хоть была совсем еще небольшой школьник. А на «Моем знакомом медведе» Дуся несколько декораций и пару персонажей нарисовала, очень хороших. Мы все работали на это дело, потому что бюджеты маленькие и всё в семью.

После «Голубочка» у тебя сразу был «Волк Вася». Он был по Чехову?

Ну, не вполне. Скорее, он был вдохновлен чеховскими рассказами. Вова, окрыленный «Голубочком», который мы вместе сделали, так залихватски спросил: «Ну, какой еще тебе сценарий написать?» А я очень люблю Чехова, при этом считаю, что экранизировать его почти бессмысленная затея. Поэтому нужно не буквально рассказ Чехова, а просто по настроению что-то похожее. И он на одном дыхании, написал вот этого «Волка Васю», глядя на «Учителя словесности». Но у нас совсем другая история, про художника. Почему волк, тоже не скажу, просто мне хотелось, чтоб герой такой был, в виде волка в штанах. Ничего вот этого, про «одинокий волк» мы не думали. Вася молодой, амбициозный, ещё не состоявшийся художник, который какую-то сенсацию готовит. Мечтает, что взорвет весь художественный мир. Потирает лапки. Уезжает в провинцию за уединением и вдохновением. Весной ожидаемо влюбляется, женится. И в какой-то момент понимает, что ничего абсолютно не может нарисовать. А все что рисовал раньше, уже не нравится. В общем, когда начинаешь объяснять, становится скучно. Ну, или я не умею рассказывать. Хотелось попытаться показать вот эти переливы, перепады его настроения. Так как я сама склонна вот к этому всему.
Эскизы к "Волку Васе"
Это было тоже связано с каким-то вашим периодом жизни, с какой-то своей историей, а не только с Чеховым?

Не буквально, конечно, но связано. Мы всё всегда из своей жизни начерпываем большим половником. Тема нереализованных амбиций, взаимодействия с внешней жизнью, творческих и жизненных кризисов. Видимо такие проблемы тогда были. Ну и прообразы персонажей были тоже неподалеку. Мы все время переглядываемся теперь, когда их видим в фильме. И хихикаем.

А кто-нибудь ещё их узнаёт, кроме вас?

Не знаю, надеюсь, что нет. Они не буквальные, а просто какие-то черты взяты, детали.

«Волк Вася» в какой был технике?

Рисованный, карандашом на кальке. Просто мы там с фактурами и фонами намудрили, чтобы было ощущение атмосферы того времени. Часть декораций не рисовали, а прямо с исторических фотографий брали. Это было очень интересно совмещать.
"ВОЛК ВАСЯ" (2014)
Расскажи мне, что имелось в виду, когда ты начала делать «Моего знакомого медведя»? С одной стороны, это вроде такой детский рассказ, но он получился очень ретро.

Когда «Медведя» называют ретро, мне дико досадно. Меньше всего хотелось делать какой-то ретро-фильм в стиле шестидесятых годов.

Он на самом деле не в стиле фильмов шестидесятых годов, он ретро про время, тогда как раз таких не снимали. Там есть ощущение этого времени, не может быть, чтобы ты этого совсем не имела в виду.

Ощущение времени - это совсем другое дело. Рассказ «Мой знакомый медведь», был написан Виктором Драгунским в 1962 году. Я родилась в 1968, в принципе это реалии моего детства. Нам было важно это показать и самим в них на время оказаться. Мы бросились вспоминать свое детство. Навспоминали так много! В результате, большая часть воспоминаний не вошла в кино. Эти парковые утренники, журнал «Мурзилка», пластмассовые красные солдатики, трамвай в новогоднем городе, когда все едут, везя елку, мороженых куриц в газетке, с торчащими ногами. Быт в коммуналках, в тесных комнатах, перегороженных занавесками или шкафом, спанье на раскладушке, спектакли по радио. Так что, когда я бешусь на слово «ретро», это просто внутренний протест против старения. То, что было моим детством и юностью, вдруг – хлопс! – и превратилась в замшелое ретро. Против этого как-то восстает мои разум и чувства. Любя ретро, не хочется самим оказаться элементом этого ретро. Потому что в душе мы все, понятное дело, молодые.

Не могу сказать, что моё детство было самой беззаботной порой. Детство — это вообще самая жуткая пора, на самом деле. Ты растешь во дворе, целый день гуляешь без мамы, за домом пустырь, рядом с садиком – гаражи, люди вокруг самые разные, учишься в брутальной советской школе на окраине Москвы, какие-то неурядицы в семье происходят. А ты такой ранимый, теплый и розовый, и не умеешь этому всему противостоять. Или хотя бы не так сильно об это раниться. Но, тем не менее, эти впечатления самые ценные и самые дорогие. Поэтому Дениска - это я. Могу сказать так про любого своего персонажа. Волк Вася – это я, и Ворона тоже я. И даже Пушкин. Мне кажется, это единственно интересный и возможный для меня способ делания кино.

Иногда очень хочется быть актуальной сегодня. Снимать современное, дерзкое кино. Не получается. Может быть и не надо, тогда.
Эскизы к фильму "Мой знакомый медведь".
Ты жива сегодня, ты сегодня актуальна и это твоя актуальность. Ты хочешь быть актуальной как двадцатилетний человек? Но это же будет не органично.

Это понятно. Кстати, последний фильм, про Дениску и медведя, был первым фильмом, после которого ко мне подошло большое количество зрителей. Причем, самых разных возрастов. Что-то хорошее говорили, такое было первый раз, чтоб так много. И я не знаю, за счёт чего. Видимо, что-то личное у них совпало с фильмом. А может просто это были любители Денискиных рассказов. Или любители ретро.

Нет-нет, мне кажется, он очень разноплановый, меня поразило то, что там, например, есть немножко перекличка с «Глупой» во взаимоотношениях родителей, какая-то такая нежность семейная, хотя она более смешливая. И грустный финал с невестой на качелях…

В сценарии изначально, было очень много персонажей, фильм планировался почти на 20 минут, там было большое количество боковых сюжетов. В рассказе Драгунского их не было. Не знаю, что на нас так накатило, мы не могли остановиться - жители города, пассажиры трамвая, африканские студенты в шапках-ушанках, солдаты, дорожные рабочие, одноногий дворник, пьяная свадьба. Из всего этого великолепия осталась в результате только грустная невеста с сигареткой.

А что они все делали, все эти дополнительные персонажи?

Они окружали Дениску и представляли собой ту самую большую жизнь. Дениска, первый раз выходит из дома без родителей. Ну, то есть во дворе-то гулял, а так далеко - нет.

В том смысле, что он сам поехал на елку?

Да. Его до этого мама с папой за ручку водили. Мы смешно это себе представляли, что Дениска был маленький, и родители всё время с ним сидели в одной комнате. Они ещё молодые, им так хочется побыть вдвоём, а Дениска вечно нависает. И вот папа принёс билет на ёлку и говорит маме: «Большой уже мальчик, доедет сам. Сорок пятый трамвай прямо от дома до Сокольников идет». Вообще, мне очень нравится линия родителей в Денискиных рассказах, как они друг с другом пикируются и кокетничают, они такие молодые. А Дениска маленький.

А сколько ему лет-то?

Я решила, что ему, допустим, где-то, семь, а может даже шесть, не знаю. В наше время рано детей в жизнь выпинывали. В восемь лет, люди уже сами в спортивную, или музыкальную школу ездили, на другой конец города. Моя подруга (тот самый гонец судьбы) с первого класса, сама ездила заниматься музыкой в подмосковный город Косино, а другая – в спортшколу в Люберцы.

И прямо с трамвая начинались вот эти боковые сюжеты. Кто-то рассказывает в трамвае кино про Отелло, рядом сидит укутанный чернокожий студент университета им. Патриса Лумумбы. Мимо едет свадьба, невеста поссорилась с женихом, выскочила из машины, бросила букетом в гостей и убежала, гости пьяные, хохочут… И много еще чего. Но бывает, пересыплешь слишком изюм в булочку, и кроме изюма там ничего нет. Мы поняли, что это чересчур, и начали их отрывать буквально с кровью от сердца. Самым последним таким персонажем была сумасшедшая бабка в парке. За неё держались дольше всех, прямо до озвучания. Не решались выбросить, хоть и спотыкались об нее. Сделали шикарную сцену и очень хорошо ее озвучили. И вырезали! Прямо из чистового монтажа. Нам, до сих пор ее жалко, эту бабку. Она была классная, но фильм пошёл как по рельсам, без нее.
Кадры из фильма "Мой знакомый медведь"
А, как отреагировал на фильм Денис Драгунский и Ксюша, она ведь еще жива была, когда фильм вышел?

Ой, отлично! У меня такой камень свалился с души, когда я показала им фильм. Я все же немного боялась. Там же практически нет слов из рассказа. Мы почти все реплики написали сами. Только сюжет взяли.

Ты мне рассказывала, что всё время делаешь озвучание в Екатеринбурге, потому что у них очень какая-то особо крутая библиотека шумов.

Это раньше было, к сожалению.

А куда она делась?

Как и все хорошее, все смылось. Там была совершенно шикарная библиотека шумов, на пленках магнитных. Потом часть оцифровали, но на цифре звук по-другому слушается. Сейчас я туда езжу сотрудничать со звукорежиссером Надеждой Шестаковой. Мне очень нравится с ней работать.

Но актёры у тебя всё равно все екатеринбургские?

Да, актеры екатеринбургские. Это отчасти продиктовано материальными соображениями. Но не только. Там есть актеры, которые мне очень нравятся, и мы не первый фильм с ними сотрудничаем. К тому же нашелся просто прекрасный, талантливый Дениска. Даже два. Я ведь ужасно боялась работать с детьми. И даже малодушно раздумывала, не взять ли нам на роль Дениски тётеньку.

На самом деле получилось неплохо, хотя вот я тебе говорила, что с самого начала меня смущало, что мальчишка явно с местным уральским говором, хотя всё время речь про старую Москву.

Да, мы это тоже в начале прочухали, но решили не заморачиваться, потому что это был очень хороший, талантливый мальчик.

Да, мальчик играет прекрасно.

Замечательный, да. Причём их было два, и оба просто замечательные, не хотелось ни одного, ни другого бросать. В результате придумали на ходу вот этот разговор Дениски с самим собой. Дениска испугался, но хочет видеть себя другим, более дерзким и смелым. И тут очень хорошо пришлись эти оба типажа, один такой чуть нахальный, а второй более трепетный и тонкий. Это была черная сцена, когда Дениска упал и приготовился, что его сейчас съест медведь. И в ужасе закрыл глаза. На экране в это время просто чернота в кадре. Конечно, все кто её видел, говорили: «Что, вы так оставите? Это у вас будет сорок секунд чёрный экран? Хорошо устроились, ребята!», если бы они знали, сколько вообще копий было сломано и сколько труда пошло вот на эту сцену, сколько мы на ней спорили, сколько вариантов текста написали! Я считаю, что это очень важная сцена. Дениска упал, он думает, что медведь настоящий и натурально приготовился к смерти. У Драгунского в рассказе это было. Дениске очень страшно, но одновременно интересно, как это бывает, когда мальчишку задирает медведь. Неужели я сейчас это испытаю? Но в тоже время, вот такие слова там есть, «…что я говорил сам себе? Что думал в этот момент, вот в эти несколько секунд? Никому я никогда об этом не скажу». Мы подумали, что он молился, этот маленький советский детсадовский мальчик, наверное, попросил: «Боженька, сделай пожалуйста так, чтобы меня не съел этот медведь, или чтобы хотя бы мне не было больно». Я вообще считаю, что черная сцена стоит в три раза больше чем иная сцена с обильной игрой.
"МОЙ ЗНАКОМЫЙ МЕДВЕДЬ" (2018)
Ты начала снимать новый фильм, еще не закончив «Медведя», то есть у тебя они немножко зашли один на другой?

Да, они к сожалению, очень неудачно наложились, и это ужасный опыт, который я надеюсь больше не повторять. Так получилось, что фильм про Дениску очень тяжело шёл, был сложный. К тому же я загремела надолго в больницу, потом долго приходила в себя. В результате был большой перерыв. А когда после него я посмотрела материал, то почувствовала, что надо все по-другому. Вот представь себе, сделана куча анимации, собрано, покрашено… и мы стали опять всё это расковыривать. А тут надвинулся следующий фильм, его уже надо вовсю делать. А мы заново делаем «Дениску». И я понимаю, что если сейчас ещё раз его отложим, то я уже никогда к нему не вернусь. Хотя формально мы можем его не и заканчивать, потому что фильм сдан. У многих есть фильмы, которые не удались, и которые никто никогда не видел.

Фильмы позора.

Ага. Но такой уж кощунственной показалась мысль, что можно нашего маленького бедного Денисочку взять и вот так вот кинуть. Прям предательство. И я очень рада, что что мы его доделали. Для меня сейчас это самый ценный фильм.

А откуда взялся «Союзмультфильм» вдруг? Почему ты перестала сотрудничать с «А-фильмом»?

Не то, чтобы перестала, я бы и дальше сотрудничала. Просто предложили на «Союзмультфильме» запуститься, и я решила, что это хороший повод немножко поменять руку. Это желание назревало давно. Поэтому я и взялась три года назад экранизировать рассказ Драгунского. Думала, сделаю, наконец, детское кино. Всё время же быть заложником одной стилистики нехорошо. Это какой-то путь к прекращению развития. И ничего не вышло, потому что мы выбрали самый недетский, считаю, рассказ.

Тут ты делаешь детское?


Нет. Опять нет. Это же особый дар, делать кино для детей. Я им не обладаю, видимо. Все равно получилась какая-то взрослая история. Но я не теряю надежды открыть секрет, как делать кино, интересное и для взрослых, и для маленьких.

А там есть какая-то литературная основа?

Нет. Сценарий Вова написал. Единственное, что могу сказать, что герой опять медведь. И опять, в нашей общей голове, возникла тема поиска места в жизни. Своего места.
Эскизы к новому фильму (рабочее название "Му-му")
Почему это сейчас для вас это актуально стало?

Почему-то актуально. Может, мы просто такие люди, которые все время ищут какого-то смысла, не могут спокойно воспринимать данность. Я, вообще чувствую, что у меня кончился период делания фильма за фильмом. Возникла потребность остановиться и оценить свою жизнь: что я делаю, как я делаю.

Так получилось, что за время работы над последним фильмом в моей жизни поменялось практически все. Выросли мои дети, ушли из дома и начали самостоятельную жизнь. С 18 лет я не помню времени, когда у меня не было детей. У меня тут был смешной случай: я рассказывала Дусе, как ходила в старшем классе в поход. И, рассказывая, на середине осеклась и думаю: так, а с кем же у меня Саша-то оставалась? То есть я забыла, что я тогда была школьницей, и еще не было никакой Саши. В голове я постоянно с ребенком под мышкой. А сейчас вдруг нет. Очень необычно себя ощущаю. И почему-то в этот период, когда, казалось бы, «сядь и снимай», займись свободным творчеством без суеты и без вот этого разрывания между домом, отношениями и работой, вдруг как будто исчезло топливо и мотор немножко заглох. То ли я не могу этим свободным временем, которое появилось, распорядиться. То ли у меня вообще иссякли способности, я не понимаю. Но надеюсь, что это временное явление. Сейчас пройдет какая-то адаптация…

К состоянию опустевшего гнезда?

Я бы не назвала это опустевшим гнездом, они все равно всегда рядом. Но я пока не понимаю, что делать с этой свободой. Это очень странное ощущение и так получилось, что последний фильм (его рабочее название «Му-му») косвенно как-то касается этой ситуации, когда человек не может найти свое место в жизни. Это не о профессии. Ведь всю жизнь ищешь свое место, где тебе хорошо, где ты деятельный и не зависаешь. Внутреннее состояние, которое дает тебе какие-то силы. Не могу объяснить даже, настолько чувства не устоялись. Кино примерно про это же. Получается, что у меня все время параллельно идут жизнь и кино.
С дочерьми Сашей и Дусей. Фото из архива Кати Соколовой
Но это состояние склоняется в сторону надежды? «Вот сейчас, наконец, я разберусь…».

- Конечно, надежды. Даже не просто надежды, а какого-то предвкушения. Когда ты загружен всем, то мечтаешь, что хорошо было бы найти время чтобы осмотреться вокруг себя и что-то почувствовать. Не испытывать необходимости работать потому, что надо работать, что нужны деньги, что ты должен сдать фильм, а чувствовать именно свободное желание делать что-то. В своем темпе. Сейчас у меня такое хорошее состояние, когда мне кажется, что вот сейчас я, наконец, возьму и сделаю как я мечтала: в своем темпе, без суеты, без каких-то компромиссов, потому что иногда эти компромиссы наступают оттого, что некогда думать, надо быстрее. Сейчас состояние прямо противоположное. Я еще не разобралась, как себя вести, когда никуда не надо бежать. И получается, что я целыми днями пребываю в состоянии рыбы в аквариуме, которая зависает надолго. Есть такие странные рыбы, которые часами на месте колышутся: то ли они смотрят куда-то, то ли они ловят свои внутренние мелодии.

Это перспективное состояние?

Это отличное состояние. Как будто я сейчас поймаю свою мелодию и как гряну, и как спою! Я надеюсь… Может, и не спою в результате, но состояние интересное, я его не испытывала никогда. Оно меня сильно тревожит, поскольку дни идут, а ничего не происходит. С другой стороны, это внешне ничего не происходит, а внутренне что-то меняется. Я очень изменилась. Я стала наблюдать, что по-другому себя веду, по-другому к себе отношусь, даже в зеркале по-новому себя вижу.
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Читайте в Блоге БФМ:
Блог БФМ