Блог Штутгартского фестиваля. Часть 2
Студенческая, детская, анимадок и все остальное


кадр из мультфильма «Просто ребенок»
Первая часть о международном конкурсе
Штутгартского фестиваля
здесь

В прошлом году Штутгартский фестиваль был одним из первых, полностью перешедшим в онлайн из-за карантина, все следующие анимационные фестивали в своих онлайн выпусках исправляли его ошибки, пользовались его находками и шли дальше в придумывании новых онлайн форматов, позволяющих приблизиться к тому ощущению творческой тусовки, полной радости встреч с друзьями и профессионального общения, за которые мы так любим фестивали. Здорово было прочесть в пострелизе 28-го ITFS, что его организаторы так же, как и мы на БФМ, считают, что все возможности встреч с режиссерами, профессиональных дискуссий, обсуждений фильмов и онлайн голосований, прямых трансляций, интерактивных занятий для детей и пр., приносят фестивалю реальную добавленную стоимость, а записанные лекции и встречи становятся ценным источником информации для индустрии анимации в целом, и значит, вся эта онлайн активность будет продолжена и на следующем фестивале (мы тоже думаем продолжать профессиональную онлайн-программу после того, как БФМ снова станет офлайн фестивалем).

28-й ITFS проходил с 4 по 9 мая, но аккредитованные зрители имели возможность смотреть фестивальные картины в медиатеке еще целую наделю. И уже после этого был объявлен фильм-победитель зрительского онлайн-голосования. Это опять был швейцарский анимационный поэтический джем на тему экологии «Только ребенок», созданный под руководством Симоне Джампаоло двадцатью режиссерами в разных техниках и художественных манерах, фильм, заслуживший «спецупоминание» в международном короткометражном конкурсе.

А теперь продолжу рассказывать о самых интересных фильмах Штутгартского фестиваля. Начну со студентов. В программу профессионального короткого метра Штутгартский фестиваль включает и несколько сильных дипломных фильмов из студенческой программы, претендующих на приз Лотте Рейнигер. Приз этот называют «Promotion Award», мне объяснили, что его задача – продвигать молодых режиссеров и предполагается, что 10 тысяч евро, которые получает лауреат, должны пойти на его следующий фильм. В этом году так вышло, что и приз Лотте Рейнигер, и приз за лучший студенческий фильм, который выбирало другое жюри, не сговариваясь, отдали фильму «Have a Nice Dog!» режиссера сирийского происхождения JALAL MAGHOUT, выпускника немецкой киноакадемии Конрада Вольфа. Герой фильма испытывает постоянные панические атаки, то ему кажется, что он тонет, то бежит по черному коридору, полному монстров, все оттого, что он не может вырваться из города, где началась война, хотя люди пытаются продолжать обычную жизнь. От бомбежек бьется в истерике собака и кажется, что даже по туалетной бумаге летят самолеты. Черно-белая мрачная и гротескная графика соединяет рисунок на бумаге с коллажем, мир выглядит искаженным в глазах парня. Герой в тоске и одиночестве разговаривает с собакой и постит фотографии, где фотошопом ставит себя рядом с Эйфелевой башней, а в это время узнает, что кому-то из друзей удалось получить визу. Режиссер, рассказывая о том, откуда взялся его фильм, говорил, что сам он живет уже 8 лет в Германии, но так же, как его герой, жил в Дамаске в первые два года после революции, и все время ощущал сюрреализм ситуации в которой соединялись как бы обычная жизнь и война, и только мамина собака не скрывала страх.

Награду второго уровня на приз Лотте Рейнигер – «Специальное упоминание» - получил кукольный фильм «Jestem tutaj /I'm here» из лодзинской киношколы режиссерки JULIA ORLIK о смерти пожилой женщины, еще один мой фаворит прошлого года, начиная с программы Анси, для меня он даже сильнее. Фильм этот тоже вошел в мой анимационный топ 2020-го года (http://blog.multfest.ru/top2020 )

А спецупоминание за лучший студенческий фильм получил «The Song of a Lost Boy» режиссера DANIEL QUIRKE из британской NFTS, картина, недавно номинированная на BAFTA – премию британской киноакадемии. Это история о мальчике, солисте церковного хора, у которого посреди пения ломается голос и он дает петуха. Мальчик в разочаровании и от стыда сбегает из церкви куда-то в пустыню и там встречает странную группу бродячих музыкантов, к которым присоединяется. В ней он находит свою новую идентичность. Самыми интересными в этом фильме мне кажутся куклы, сделанные из воска, с круглыми лоснящимися лицами.
Есть еще на ITFS приз, который дают молодым режиссерам самые преданные фанаты фестиваля, объединившиеся в ФАНтастическое жюри, «за лучший анимационный талант». В этот раз приз получил фильм «Cha» выпускницы британской National Film and Television School - GAGANDEEP KALIRAI. Об этом фильме год назад на онлайн-встрече летнего БФМ рассказывал глава анимационного отделения NFTS, когда я его спрашивала про доканимацию в школе. Девушка с индийскими корнями, выросшая в Британии, была так потрясена, услышав рассказы о резне сикхов в Дели в 1984-м году, что поехала в Индию, чтобы самой посмотреть на страну и поговорить с людьми. В результате ее фильм, в котором по сюжету бабушку готовившую ча (то есть чай масала), от запаха кардамона уносят страшные воспоминания, основан на интервью с двумя женщинами, выжившими в резне, в которой за три дня погибло больше 8 тысяч человек (портреты и имена женщин даются в конце). Кино сделано довольно бесхитростно и, на мой взгляд, если чем оно и ценно, то скорее самой темой и желанием студентки погрузиться в трагическую историю, связанную с ее корнями.

Специальное упоминание ФАНтастического жюри досталось тоже довольно бесхитростному, но забавному фильму команды из четырех выпускников знаменитой французской школы GOBELINS Grégoire De Bernouis, Jawed Boudaoud, Simon Cadilhac, Hélène Ledevin о призраке, потерявшем память после того, как в него ударила молния – «Mon ami qui brille dans la nuit / My Friend who Shines in the Night». Жалко только, что картина эта несколько скисла к финалу и закончилась не так интересно, как началась. Фильм этот уже целиком в сети.
Теперь об интересных студенческих фильмах, не получивших наград. Из наших в студенческом конкурсе был очень славный, атмосферный «Теплый соленый ветер» - воспоминание о море студенток ЦЕХа Марии Коржовой, Марии Ларичевой и Софии Петровой.
В международной программе было еще несколько картин, претендовавших на приз Лотте Рейнигер. Одна из них, «Obervogelgesang» трех выпускников немецкой киноакадемии Баден-Вюрттемберг FERDINANDEHRHARDT, ELISABETH WEINBERGER и MALIN KRÜGER, – это рассказ девочки-подростка из очень живописного и крайне консервативного района Германии о том, как она ехала на электричке и встретила туристов из Берлина, говоривших между собой, что, конечно, места красивые, но жить бы тут не хотелось. Она поняла, что их смущает, и сразу захотела возразить, что, мол, конечно, статистика о взглядах местного населения известна, но у нее, например, нет ни одного знакомого правых убеждений. В общем, была ситуация очень похожая на встречу хорошего русского подростка со скептическим иностранцем. Но встав с обидой на репутацию родных мест, чтобы двинуться к выходу, девочка вдруг видит над окном свежую надпись «Германия для немцев» и в панике оглядывает всех пассажиров, пытаясь предположить, кто ее мог сделать. Получилось совсем простое по графике и очень понятное нам, актуальное кино про подростка, стремящегося к справедливости. Причем, ребята, снявшие фильм, рассказывали в сопроводительном видео, что сами родом из Саксонии, где не так давно на выборах победила неонацистская партия, так что эта ситуация им близка.

кадры из мультфильма «Obervogelgesang», режиссеры FERDINANDEHRHARDT, ELISABETH WEINBERGER и MALIN KRÜGER
Еще из сильных претендентов на премию Лотте Рейнигер был отличный фильм «The Fire Next Time» дипломника RENALDHO PELLE из лондонской National Film and Television School, но я о нем много писала в блоге о прошлогоднем Анси.
В студенческой программе я сразу обратила внимание на три очаровательных фильма из французской школы La Poudrière. По истории особенно мне понравился «Bonjour Monsieur \ Hello Monsieur» выпускницы JOSÉPHINEGOBBI о садовнике, в окружении гуляющих в парке собачников, мечтающем о собаке. Встретив доверчивого мальчишку, он рассказывает ему, что у него есть собака по имени Мсье, только она невидимая, из-за этого вокруг начинают происходить милые кви-про-кво. Тизера не нашла, но вот демо ролик Жозефин, где есть немного и из этого фильма.
Второй пудриеровский фильм – «Coincés \ Stuck Together» сербской выпускницы MASA AVRAMOVIC, она рассказывает забавную историю, как автобус с путешественниками по Балканам застревает на границе, поскольку пассажиры маловато скинулись на взятку таможеннику, и теперь он заставляет их вынуть все сумки и придирчиво их досматривает. В самой истории ничего особенного нет, но у Маши очень симпатичная графика со смешными и узнаваемыми персонажами.
кадр из мультфильма «Coincés \ Stuck Together»,
режиссер MASA AVRAMOVIC

И третий фильм – кукольный «Anna et Manon vont à la mer \ Anna and Manon Go to the Sea» дипломницы CATHERINE MANESSE, хорошая история про дружбу девочек, демонстрирующая два противоположных характера: одна – решительная авантюристка, а другая – осторожная и законопослушная. Две девочки-подростка после летнего лагеря решили уехать жить на море, чтобы никогда не расставаться. Но когда они вышли из поезда, выяснилось, что заводила просто романтически нафантазировала жизнь в пещере и ради приключений наврала подруге, что у моря живет ее тетя. Реальность оказывается скучной и разочаровывающей, примиряя подруг: не только тети, но и пляжа с пещерами тут нет, а есть только серая полоска песка, окруженная городскими домами.
кадр из мультфильма «Anna et Manon vont à la mer \ Anna and Manon Go to the Sea», режиссер CATHERINE MANESSE
«Coffin» - дипломный фильм, который во францзской киношколе Gobelins делала коллективно команда выпускников, как видно по их именам, самого разного происхождения: YUANQING CAI, NATHAN CRABOT, HOUZHI HUANG, MIKOLAJ JANIW, MANDIMBY LEBON, THÉO TRAN NGOC. Но история, которую они сочинили, происходит в чем-то вроде общежития на юге Китая. Это маленький сюжет про человека, который пришел домой и хочет сразу лечь и уснуть, но соседи мешают, причем, чем дальше, тем больше ясно, что дело не в соседях, а в кошмарах засыпающего тревожного воображения, для которого всякая помеха превращается в катастрофу. Фильм отлично держит ритм все усугубляющейся фантасмагории, вот он целиком.

В еще одной хорошей французской школе анимации Supinfocom, знаменитой своей 3D компьютерной графикой, тоже большая команда дипломников CHLOÉ BOURDIC, THÉOPHILE COURSIMAULT, SYLVAIN CUVILLIER, NOÉMIE HALBERSTAM, MAŶLIS MOSNY, ZIJING YE очень изобретательно сняла детскую историю «Latitude Du Printemps \ A Tiny Tale» про брошенную и привязанную к фонарю собаку, мальчика, который хочет ей помочь и велосипедистку. Прелесть тут в первую очередь в том, как это сделано: все нарисованные на компьютере герои и предметы, выглядят, как фактурные, не новые пластиковые куколки, а вся среда вокруг них - реальная, сделана с помощью фотограмметрии, и герои вписаны в нее так, будто они крошечные жители «Солнечного города», для которых цветы оказываются размером с деревья. При этом изобретательно используется полиэкран, показывающий разный масштаб и разные локации одновременно с поясняющими иконками, как в компьютерных играх.

И вот хорошо все объясняющий «Making Of»
Забавный этюд из еще одной парижской школы, Atelier de Sèvres, – «Expedit» режиссера BAPTISTE BOUTIN. Это в чистом виде ответ на возмущенный вопрос мамы, который слышали многие: «Я ж всего на пол часа уходила, когда вы успели устроить такой разгром?». Тут семья занимается своими тихими делами: сын смотрит телевизор, младшие возятся с игрушками, папа моет машину, когда мама уходит из дома. И сразу изо всех щелей вылезают разноцветные монстры с ножами, молотками, клюшками и начинают разносить дом, причем семья не обращает на них никакого внимания. А лишь только мама возвращается – монстры исчезают, и она только вздыхает, увидев разруху.
Смешная идея, хоть и не идеально воплощенная в еще одном французском фильме «Happy Easter», снятом группой из семи студентов JULIETTE AUDUREAU, MAHO CLAQUIN, TITOUAN COCAULT, YANN COUTARD,FRANKLIN GERVAIS, SOPHIE TERRIERE, XINLEI YE в École Supérieure des Métiers Artistiques, где хорошо учат 3D компьютерной графике. Тут целый гангстерский боевик разыгран в пасхальном мире шоколадных зайцев и яиц. Вот он целиком.
«Ciervo» студентки американской Rhode Island School of Design PILAR GARCIA-FERNANDEZSESMA я уже видела его на фестивале в Эшпиньо. Это экологический сюжет и в то же время история о насилии, ее героиня – девочка, чувствующая связь с природой, но ее отец охотится на оленей, а мясо она не может есть. Насилие рвется из мужчины, как дым от сигареты, красное, как кровь, и мы видим, что оно не разбирает: животное, жена или дочь.
Сентиментальный «Lístek \Leaf» в чешском университете в Злине сняла режиссерка из Беларуси ALIONA BARANOVA. У Алены очень милая, нарядная, подходящая для детского кино графика, похожая на цветные карандаши, и самое симпатичное в ее фильме – это игра с масштабами, любой предмет в руках героя - огромного рыжего моряка - выглядит крошечным, даже чемодан помещается в его здоровенном кулаке. По сюжету моряк получает в подарок от девочки оранжевый листик, напомнивший ему о доме. Родительский домик, судя по картинке, находится где-то рядом с Петербургом (на сайте Берлинале, где этот фильм тоже показывали, написано, что родилась Алена в России), но где его родители – неясно, в финале никто к нему из домика не выходит. Фильм посвящен любимым родителям и ясно, что Алена, как и другие студенты, уехавшие учиться в другие страны, скучает по дому.
Тут я хочу коротко отвлечься от штутгартской программы раз уж возникла актуальная для сегодняшних студентов, разъехавшихся учиться по миру, тема тоски по дому. Фильмов об этом сейчас снимают очень много, и все они поворачивают сюжет по-разному, в более детском варианте, как у Алены Барановой (воспоминание о доме приходит с запахом от листка) или в более трагическом, как в «Have a Nice Dog!», где вспоминается ужас войны. Но о чем бы ни шла речь, в этом сюжете всегда есть драматизм, попытка понять себя заново. В прошлом году лучшим фильмом на эту тему был «Бумага или пластик» Наты Метлух, снятый в Америке и рассказывавший о художнике, уехавшем в США, не сумевшем устроиться там, но уже ставшим чужим у себя на родине. В этом году пока по этой теме мой фаворит – фильм, который я видела на фестивале «Tricky women» - «Obyś nigdy nie musiała tu wrócić\We hope you won't need to come back» Анастасии Науменко из Украины, снятый в Польше. В нем придуман очень выразительный ход: переходя границу, люди на контроле кладут в ящики не только вещи, но и руки-ноги-головы, а выходя с другой стороны оказываются с разными, как будто с кем-то перепутанными частями тела. Это очень точно для людей, которые, оказавшись в другой стране, не могут почувствовать себя собой. Этих инвалидов сразу видно: у них руки, ноги, все разное. А те, у кого все в порядке, явно местные. И, кстати, возвращаясь домой, героиня выходит от пограничников снова равная себе.
Как всегда отдельно расскажу про фильмы с документальным подходом, которые меня особенно интересуют, хотя, улов по этой части в штутгартской программе оказался невелик.

Из анимадока в Штутгарте мне самым интересным показался французский фильм «Maalbeek» ISMAËL JOFFROY CHANDOUTIS, хотя он тоже был скорее документальным исследованием, чем прямым документом (фильм, кстати, был показан на каннской неделе критики). Рассказ в фильме ведется от имени женщины по имени Сабина, которая попала в известный теракт 22 марта 2016-го на станции Мальбек брюссельского метро. Она ехала на работу, когда сидела в вагоне во время взрыва, и потеряла память: ни взрыва, ни того, что последовало за ним (а она была в коме), она не помнит. И теперь у нее ощущение, что это было не с ней. Исмаэль, как я прочла в его интервью, напротив, жил напротив станции, случайно не оказался там, бесконечно смотрел видеозаписи с места событий и много опрашивал людей, попавших в теракт, включая Сабину. Сам фильм – это попытка двух людей, по разным причинам не владеющих информацией, понять, что же произошло по документам, камерам слежения, разговорам с людьми, которые тоже там были в качестве потерпевших или спасателей. Расследование, распадающееся на пиксели, смазанное движением, переложенное очень артистическими туманными картинами, фрагментами реальности, возможно, возникающими в плывущей памяти героини и воображении режиссера.

Надо сказать, Исмаэль Жоффруа, хоть и молодой режиссер, известен нестандартным выбором тем. Недавно у него был очень интересный проект «Swatted», который я видела в Анси, рассказ о своего рода кибер-харрасменте, когда среди игроков, играющих в компьютерную игру онлайн, кто-то на адрес другого вызывает SWAT – вооруженное армейское подразделение полиции, с ложной информацией о преступлении. И в прямом эфире партнеры по игре видят страх людей перед врывающимися в дом людьми с оружием. Исмаэль рассказывал, что этот опасный вид компьютерного хулиганства стал распространен в США и во Франции. И что его поразила мысль, что игроки, подвергшиеся нападению, сами часто играют в военизированные игры, в стриме становясь бойцами SWAT или полиции, таким образом получается, что их игра как бы вторгается в реальную жизнь. И в своем фильме он соединяет реальную съемку с видео игры, которую он лишает реалистичности, убирая рендер, и превращает в графику, похожую на тонкую сеть, опутывающую мир нитями интернета, как проводами под напряжением
И еще один фильм, неожиданно тронувший меня – «Ku Je Tani? \ Where Are You Now?» снятый студентом ENEOS ÇARKA в венгерской школе SZFE во время пандемии далеко от дома. Энеос, 25-летний режиссер албанского происхождения, учится в магистратуре на совместной португальско-бельгийско-венгерской программе студенческого европейского обмена Erasmus Mundus, которая называется DocNomads и посвящена документальному кино. Вообще-то Эно снимает традиционное документальное кино, но этот фильм сделан, как 3D компьютерная анимация реалистического вида, это похоже на машанима, только на ближних планах ясно, что персонажи нарисованы, а все, что вдали – город и люди – кажутся настоящей видеосъемкой, возможно, она действительно использована. Энеос, судя по всему, находится в Будапеште, но город в его фильме – это любые индустриальные задворки: покрытые граффити стены (в титрах написано, что использованы граффити Бэнкси), мусорные баки, шоссе, люди, идущие по своим делам, болтающие и ждущие транспорта. Город этот как будто допандемийный (хоть мы и видим билборды с изображением людей в масках), на улицах полно народу, масок нет, все спокойно общаются. И на фоне этих мирных видов звучат голосовые сообщения из дома от папы, который волнуется, что мальчик далеко, рассказывает о новостях из дома, беспокоится о том, как движется работа над кино, просит звонить, передает приветы от бабушки и все время спрашивает: ты где сейчас? И только в самом конце мы слышим голос героя, разговаривающего с взволнованной бабушкой, которая не может смириться с тем, что в лучшие годы своей жизни внук один и далеко, она мечтает сесть на самолет и прилететь, чтобы хотя бы увидеть его. Энеос пишет, что он вдохновлялся фильмом Шанталь Акерман «Новости из дома», где на портрет Нью-Йорка 70-х годов накладывалось чтение писем матери Шанталь, которые она ей писала из Брюсселя. И кажется, что последними кадрами, где мы видим светящиеся высотки на берегу моря, Эно передает Нью-Йорку привет.
«Comme un Fleuve \ Flowing Home» – франко-канадский фильм SANDRA DESMAZIÈRES сейчас очень активно пошел по фестивалям. В строгом смысле эту историю о двух вьетнамских сестрах, разлученных во время войны в 70-х, нельзя назвать документальной, и сам сюжет, и письма, которые девушки пишут друг другу, написаны режиссеркой, но основаны на серьезном исследовании материала. Сама Сандра, дочь француза и вьетнамки, познакомившихся во Вьетнаме в начале 70-х во время войны, родилась уже после войны во Франции. Пытаясь понять свои корни, она разговаривала со многими людьми, пережившими войну, и теми, кому было трудно говорить оттого, что память слишком свежа, читала письма того времени, принадлежащие ее семье и другим людям. Так родилась история о сестрах: Тао, которая после падения Сайгона в 1975-м году уехала с дядей, прошла через лагерь беженцев и оказалась в Канаде, и Май, которая должна была последовать с родителями за ней, но это не удалось осуществить. Май потеряла мать, на войне был убит ее возлюбленный, и увиделась с сестрой она только через двадцать лет. Все это время они переписывались (правда, некоторые письма из-за цензуры или застенчивости, не отсылались) и фильм развивается на фоне чтения этой переписки. Создатели пытались сделать фильм максимально достоверным: во время поездки во Вьетнам были записаны уличные звуки и звуки природы, использована аутентичная вьетнамская музыка или хиты 70-х - 90-х. Сандра хороший художник-иллюстратор, у нее богатая графика, полная деталей, и, хотя сценарий несколько заунывен, смотреть фильм любопытно еще и из-за фактуры.
Не слишком оригинальный, но милый фильм получился у студентки израильской Shenkar School of Designand Engineering DANIELLE KIMCHI по интервью с малышами в детском саду «How Were You Born?». Интервью было взято много, в фильм вошли только три рассказа детей, каждого из которых спрашивают, как он родился, малыши, как всегда, отвечают что-то смешное и фильм состоит из иллюстраций этих историй. Причем, как выяснилось, это не только мультфильм, но и игра.

https://www.daniellekimchi.com/copy-of-lemonade
Из личных сентиментальных историй документального толка была «Papa Zaza» бельгийской студентки GÉRALDINE CHARPENTIER, рассказывающей от лица себя-маленькой о своем папе – красавце и спортсмене, музыканте и поваре, в общем, лучшем и любимом папе, который вдруг заболел и скоро умер. Кино бесхитростное, но с милой легкой графикой, и в видеокомментарии к фильму Жеральдин говорила, что папа умер, когда ей было 9 лет. Вот фильм целиком.

https://concoursanimation.arte.tv/video/papa-zaza/
Еще один намеренно простодушный фильм студентки лондонского Royal College of Art PRASHANTI ASWANI – это рассказ истории ее мамы о детстве в Индонезии и о няне, по имени которой называется кино «Machi». Так часто дети перед сном просят маму опять и опять рассказать какую-нибудь любимую историю из детства, например, как эта, рисующая картину безмятежного счастья с любимой няней, которая ей каждый день в школу делала новые прически и не сердилась, когда дети шалили. И о том, что выросшая мама со своим первым ребенком решила навестить няню далеко в деревне, Мачи была счастлива их видеть и умерла через несколько дней, будто только и дожидалась этой встречи. Что интересно, в фильме мы Мачи целиком ни разу не видим, разве что руки, ноги или рожицу на детском рисунке.
Немецкий фильм «Der Schornsteinsegler \ The Chimney Swift» режиссера FRÉDÉRIC SCHULD базируется на тексте 1840 года, в котором английский трубочист рассказывает о том, как учит своему ремеслу детей и как он учился сам. Для того, чтобы пролезать в узкие трубы были нужны совсем маленькие дети, 5-6 лет, во время этой работы они обдирали кожу в кровь, многие пытались сбежать, но их ловили и заставляли снова работать, как рабов. Работа эта продолжалась до 14 лет и те, кто выживал, становились профессиональными трубочистами. Рассказ звучит буднично: «с детьми нельзя быть слишком мягкими», и главные герои фильма – черные жерла труб и черно-красные птички, похожие на детей, которые их кормят. В финальных титрах автор пишет, что в Англии рабство детей на этой работе в конце 19 века стало нелегальным, но в других странах оно до сих пор действует. Не могу сказать, что кино очень сильное, хотя там есть изобразительно красивые ходы, но сама история производит впечатление.
Перехожу к программе для детей. Главный приз в детском конкурсе получил испанский 3D «Roberto» режиссерки Carmen Córdoba González, вполне банальная история про мальчишку, влюбленного в девочку из окна напротив, которой он по бельевой веревке отправляет записки с рисунками. И вот прошло 15 лет, Роберто стал художником и по-прежнему влюблен, а девушка превратилась в огромную толстуху и очень стесняется, ничего не ест, но красотки с плакатов в комнате хохочут над ней. Парню удается заманить ее к себе на чашку кофе и там она видит его бесконечные полотна с изображением худышки, в которой она узнает себя, и благодаря им вдруг видит себя в зеркале худой. Как я понимаю, речь идет об анорексии, биче девушек, видящих себя толстухами несмотря на реальность, и о том, что «каждый красив по-своему». Но для меня эта история не выглядела очень внятной, а также этически безусловной. Поскольку у меня было ощущение, что по мнению режиссерки счастливый финал состоит в том, что девушка наконец-то поняла, что на самом деле она худенькая. Но если нет и она на самом деле толстуха? Значит ли это, что она не может считать себя красивой и хэппи энда для нее не существует?
Зато «специального упоминания» в детском конкурсе удостоился фильм, который мне нравится куда больше: "Les Chaussures de Louis / Louis' Shoes» группы студентов французской MOPA - L'Ècole du Film d'Animation et del'image de Synthèse THÉO JAMIN, KAYU LEUNG, MARION PHILIPPE, JEAN-GÉRAUD BLANC про мальчика-аутиста, пришедшего в новый класс, где ему надо рассказать о себе. И оказывается, что главное, что его успокаивает – это его голубые ботинки, теряя их он впадает в ужасную тревогу. Фильм сделан во вполне стандартном аккуратном 3D, но история придумана хорошая и обнадеживающая. Получается, что понять другого и поддержать его все-таки можно.

Еще одно «Специальное упоминание» досталось традиционному рождественскому шведско-датскому фильму «Reven og Nissen / The Tomten and the Fox» режиссеров Yaprak Morali, Are Austness, о котором я уже писала из Анси.
Теперь расскажу о лучших из не награжденных детских фильмов. От России в штутгартской программе были три союзмультфильмовских короткометражки, все хорошие: «Теплая звезда» Ани Кузиной, «7 козлят» Марины Карповой (в английском переводе «The 7 Kids) и «Принцесса и бандит» Маши Сосниной и Михаила Алдашина. Плюс «Рысь в городе» Нины Бисяриной от французской студии «Фолимаж». Наши детские картины на фоне зарубежных смотрелись отлично – с юмором и без соплей. Но, судя по награжденным фильмам, сегодня больше ценится проблемное кино, а у нас с этим туго, особенно в детском сегменте, где привыкли проблем избегать вообще.

Французский кукольный фильм «Un Caillou Dans La Chaussure \ A Stone In The Shoe» ERIC MONTCHAUD как раз из тех, что не боятся драматизма и проблем, хотя понятно, что на таком кино обычно возрастная маркировка 8+. Здесь тоже речь идет про особенного ребенка (с этой темой сейчас анимация работает все активнее и будем надеяться, что скоро она не будет выглядеть, как что-то из ряда вон). И снова про нового ученика в классе. То, что он не такой как все, нам показывают через то, что он лягушка в классе кроликов: он видит то, что пишет учитель на доске, перевернутым и спутанным, он не может на ланче есть вилкой, а выбрасывает длинный язык. И очень хороши выразительные текстурные куклы, в которых чувствуется ручная работа. Надо сказать, Эрик Моншо знаменит именно как режиссер, размышляющий о том, что значит «быть другим», его фильм «Кастрюлька Анатоля», вышедшая в 2014-м году, сейчас считается хрестоматийным фильмом об особенном ребенке, дающим новый, обнадеживающий взгляд на эту проблему.
Кадры из мультфильма «Un Caillou Dans La Chaussure \ A Stone In The Shoe», режиссер ERIC MONTCHAUD
В каждом из четырех конкурсных сборников обязательно был большой, получасовой ТВ спешиал и все они были очень качественные. Особенно мне понравился

«Vanille» GUILLAUME LORIN, история о парижской девочке-подростке Ваниль, вошедшей в самый тяжелый возраст. Ее мама, выросшая в Гваделупе, умерла и вот теперь отец-француз, невзирая на протесты, отправляет Ваниль на каникулы к тете на Карибы. А там начинаются сказочные приключения, и девочка, никогда не бывавшая на родине матери, начинает по-новому понимать свои корни. В этом фильме довольно эффектно выглядят съемки реальной карибской природы, которая используется как фоны для рисованных персонажей.
Еще один получасовой фильм - бельгийско-французско-швейцарский «Dame Saisons \ Old Mother Snow»режиссеров ARNAUD DEMUYNCK и CÉLIA TISSERANT - был вариацией «Морозко» только не с мачехой, а с одинокой мамой с двумя дочерями, старшая из которых была очень вредная, как настоящий подросток, а младшая – веселая, любопытная и всегда готовая помочь. Кино было сделано с помощью 2D компьютерной графики, но симпатично прикидывалось ручной перекладкой из цветной бумаги, что очень украшало дизайн и саму историю, которая сразу выглядела более домашней.

трейлер: https://vimeo.com/493364487
Симпатично смотрелся фильм французско-испанского производства «Parapluies \ Umbrellas» режиссеров JOSEPRATS, ALVARO ROBLES о девочке, которую принес папе волшебный летающий зонтик. Но он был дырявый и с тех пор девочка очень боится дождя, который никогда не прекращается, и в безопасности чувствует себя только под папиной бородой, развернутой, как зонт. Пожалуй, папина борода, это самое лучшее в фильме.

трейлер: https://vimeo.com/327840550
В целом детская программа не показалась мне особенно сильной, слишком много в нее, видимо, для объема, было добавлено серий из среднего качества детских сериалов. Только один из них выглядел вполне оригинально: «Mitch-Match» известного венгерского режиссера GÉZA M. TÓTH, где героиня каждой из двухминутных серий – спичка, в начале вылезающая из коробка и в конце возвращающаяся домой. Прелесть в том, что это ручная стопмоушн-перекладка и не устаешь удивляться, сколько разнообразных сюжетов можно вытянуть из одной спички.
Перехожу к тематическим конкурсам. Премию Trickstar Nature Award, которую вручают за лучший фильм о «защите климата, биоразнообразия, окружающей среды и устойчивости» вручили трогательной французской короткометражке «Migrants», сделанной целым списком режиссеров (Hugo Caby, Zoé Devise, Antoine Dupriez, Aubin Kubiak, Lucas Lermytte) с очень прозрачной метафорой сегодняшней ситуации протестов граждан благополучных стран против беженцев от войн и диктатур. В фильме белая медведица с медвежонком пытаются спастись от гибели из-за таянья северных льдов и доплывают на исчезающей льдине до теплого берега. Но там бурые медведи отгоняют их от еды и крова, заставляя вместе с другими белыми медведями уплыть обратно. Фильм снят в компьютерном 3D, стилизованном под рукотворные куклы, тут белые медведи выглядят, как вязанные из пряжи с заплатками на боках, к тому же у них очень обаятельная пластика, что делает историю еще более трогательной. В стейтменте жюри об этом фильме есть такие слова «Чтобы выжить, люди должны покинуть свою любимую родину, поэтому задача привилегированных - помочь им найти свое новое место в нашем сообществе. И снова ключ к решению этой проблемы - сплоченность, а не превосходство, потому что мы все на одном плоту».
Специального упоминания в этом конкурсе удостоился иранский фильм «Haboob» режиссерки Mahsa Samani – еще одна трогательная история, будто бы нарисованная пальцем на стекле, покрытом густым слоем пыли. Рассказ идет о усатом папе-рыбаке и его кудрявой дочке, и о том, как постепенно из их нарисованного мира, засыпанные пылью, исчезают дом и все предметы, а потом у ребенка исчезают волосы, руки и папа постепенно отдает ей все свое тело. Камера отъезжает, и мы видим, что это был рисунок на лобовом стекле автомобиля. В фильме сказано, что иранская провинция Хузестан – одно из самых загрязненных мест на земле, ее столица Ахваз в 60 раз пыльнее нормы и люди от этого много болеют.
Еще в этой программе был фильм «Milk» студентки немецкой школы Hochschule RheinMain JENNIFER KOLBE, киноплакат, в котором корова уподобляется женщине, и ее судьба от искусственного оплодотворения до отделения ребенка, дойки, убийства откормленных детей и матери – показана, как судьба женщины. Я этот фильм видела раньше в Анси, но только сейчас появился трейлер.
И не могу не сказать про то, что заканчивалась «природная» программа новой вариацией полутораминутного фильма 1969-го года независимого американского режиссера Marv Newland – «Bambi Meets Godzilla». Теперь тот же сюжет, но богато, в 3D, снял другой американский режиссер, STEVEN TAYLOR. Вот они оба (на мой взгляд, первоисточник лучше):
Недавно в Штутгарте появилась еще одна награда - New World Classic Animation Award, которую спонсирует музыкальный лейбл New World Classic, предлагающий студентам и выпускникам-аниматораторам сделать короткое видео на одно из пяти произведений из их коллекции. Награду в этом конкурсе получил фильм «Flower Duet» на музыку Делиба британского режиссера Haemin Ko.

А «Специальное упоминание» получил хулиганский фильм режиссера из Германии Kim-Quy Nguyen«Abadabude», где под музыку из «Щелкунчика» Чайковского разноцветные пятна явно занимаются сексом (кажется это съемки порнофильма). Для премии фестиваль сделал демо ролик с нарезкой фильмов всей программы и фрагмент из «Abadabude» в нем стоит первым.

Ну и напоследок – несколько слов про призеров в полном метре. Главный приз получил «Wolfwalkers» ирландских режиссеров Tomm Moore и Ross Stewart, фильм этот представлять не надо, как и Томма Мура с его сказочной трилогией, полной национальных фольклорных тем и изобразительной декоративности. Фильм этот уже имеет гору призов, включая номинацию на Оскар этого года, и толпы поклонников. Я к нему осталась холодна, на мой взгляд, хоть он и опирается буквально на все горячие темы сегодняшнего дня (феминистскую, антиколониальную, экологическую, защиту животных, национальную идентичность и самоопределение и др., и др.), все эти темы выглядят в нем формально и работают очень прямолинейно. Даже актеры (а я очень надеялась на любимого моего Саймона МакБерни, который озвучивал Кромвеля) играют стандартно, однокрасочно, вероятно, идя от таких же одномерных персонажей. В общем, для меня, кроме нескольких декоративных деталей, связанных с изображением сноволков, интересного в нем было мало, и, если уж надо выбирать из трилогии Мура, то я предпочту «Песни моря».
Специальное упоминание досталось фильму «Josep» французского режиссера и карикатуриста, работающего под именем Aurel (его настоящее имя Aurélien Froment). Кино начинается с того, что мать заставляет сына посидеть с лежачим дедом и тот рассказывает раздраженному подростку важную историю из своей жизни. О том, как он служил охранником во французском лагере беженцев Ретирады, куда помещали испанцев, в 1939-м году пытавшихся сбежать от диктатуры Франко. Условия в лагере были ужасные, грубые французские охранники глумились над беженцами, а в это время молодой и добросердечный дед подружился с одним из беженцев – художником Хосепом Бартоли. Главная часть фильма во многом основана на известной «лагерной серии» рисунков Хосепа Бартоли, и по картинке выглядит неплохо, но анимация там довольно статичная, как будто только компоновки, видимо, денег на фильм было мало. Дед заканчивает рассказ внуку о том, как он уже после войны поехал в Америку к Бартоли, у которого как раз был роман с Фридой Кало. Степень документальности этой истории мне неясна, думаю, что это скорее фантазия вокруг реальных фактов.
На этом заканчиваю рассказывать про Штутгарт, впереди блоги с летних фестивалей, где наверняка тоже будет что-то из штутгартской программы.

До встречи!

Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ