То есть, это импровизация, в сущности.
Это очень прагматичная и продуманная импровизация. Работа на аниматике была большая, а на столе – это просто творчество уже, кайф. Я всегда делаю большой аниматик со звуком, проверяю его на людях, отсылаю русским друзьям-режиссерам, кого я знаю, чтобы они покритиковали, всем французам, чтобы они похвалили…
Смешно звучит: русские чтобы покритиковали, а французы чтобы похвалили.
Да, потому что французы не критикуют, но они могут много сказать по ощущениям. по атмосфере… Они не хотят вторгаться в твое видение. Если ты придешь и скажешь: «Вот в этом моменте я сомневаюсь, как вы думаете?», они могут тебе накидать идей, а русские говорят: «Это не работает вообще, вот смотри как будет работать, делай так». Это два мира полярных, Франция и Россия, в плане работы, в плане отношения к режиссуре.
Получается, что в Пудриере целая цепочка русских режиссеров учились один за другим и все вы как-то связаны?
Да. Во Францию, когда приезжаешь, конечно, ты знаешь русских режиссеров, ты к ним стремишься. Зоя Трофимова, которая работает на Folimage, мы с ней там сразу познакомились, общались, она классный художник. Зоя уже как француженка, она там живет, потом, естественно, Женя Бойцов с Юлей Ароновой приезжали, я прям фанат ее фильмов, Макс Литвинов, конечно, Надя Мира. Олесю Щукину я хотела себе сразу в крестные на дипломный фильм позвать, я обожаю ее «Слон и велосипед» и как она работает с персонажами, мне показалось, мы близки по духу.
А, у вас есть такой типа худрук диплома?
Да, называется это крестная мать или крестный отец. То есть это человек, который приезжает к тебе, и вы устраиваете брейнсторм, ты показываешь ему свой фильм, он тебе советы дает в течении одного-двух дней. Это может быть даже знаменитость. На этапе, когда тебе нужно заканчивать аниматик, хорошо его проверить на ком-то авторитетном, кому ты доверяешь. И многие выбирают известных людей, кто-то выбирает сценаристов, все смотрят, кто может им помочь. И Лоран советует, он же тебя немножко знает. А я сразу на Олесю подумала, мне хотелось, чтобы именно она приехала. И мы с ней много общались. Она потом мне постоянно звонила: «Присылай, что есть», то есть все время поддерживала. И Женя Бойцов тоже поддерживал и помогал, а потом еще поработал на моем фильме компоузером, на компьютере мне там какие-то места подтянул, то есть как постпродакшен мне сделал.
У вас была очередность такая: училась сначала Олеся, потом Наташа Чернышова, потом Женя Бойцов и потом Макс Литвинов, которого вы успели застать?
Да, потом я, и все пока что. Я надеюсь, возобновится эта русская история, потому что на самом деле Пудриер любит русских, и идея Пудриера добавлять иностранцев очень крутая, потому что у каждого иностранца – свое видение анимации. И в Пудриере любят набрать трех-четырех из разных концов света, сейчас там мальчик из Индии учится, девочка из Мексики, и это очень классно работает, мы же все там общаемся, обмениваемся идеями, и ты открываешь для себя какие-то другие способы рассказать историю через анимацию. Это просто мозг открывает. Ты был таким ограниченным, ты все критиковал, я на фестивале в Суздале видела, что в России студенты такие радикалы, они все критикуют. Мне смешно, я себя прежнюю узнаю. Я понимаю их логику, но они при этом ничего не делают, потому что боятся, что, если они сделают такое же говно, и на них волна выльется. Во Франции поэтому и не критикуют, что кино — это очень субъективно. Человек может сделать плохое кино, а потом хорошее, мы не роботы. Есть люди, которые стремятся все время вверх, вот Река Бучи говорила, что у нее такой постоянно прессинг, что все ждут от нее шедевров. А у человека может быть провал, а потом подъем, это нормально.