Анси-онлайн 2020.
Часть 1
Короткий метр. Призеры

В этом году фестиваль Анси проходил онлайн и он был не первым в карантинном списке фестивалей, которые решили не отменять и не переносить — за полтора месяца до него анимационный онлайн марафон открыл Штутгартский фестиваль и оказалось, что это работает. Анси традиционно был гораздо масштабнее, включая так же онлайн кинорынок, питчинги, дискуссии и встречи с режиссерами. Аккредитация для зрителей стоила, как и в Штутгарте, всего 15 евро, так что побывать на главном фестивале анимации мог всякий любитель этого искусства из любой точки мира, хотя количество просмотров в день по аккредитации было так же ограничено, как и на офлайн фестивале обычно. Всего, как отчитался фестиваль после закрытия, аккредитовалось на него пятнадцать с половиной тысяч человек.
В отличие от пионера онлайна Штутгарта, фестивалю в Анси удалось без потерь показать весь короткий метр, а с полнометражными фильмами было проблемнее: большие коммерческие проекты, опасаясь пиратства, дали для показа зрителям только короткие фрагменты, так что мы не увидели целиком даже победителя в этой номинации. Как я понимаю, из полных метров можно было увидеть главным образом бескомпромиссно авторское кино, не рассчитывающее на широкий прокат. Не получилось по понятным причинам показать и VR-конкурс, от каждого фильма в «кинотеатре» Анси был только ролик на одну минуту.

Главной темой и главным гостем фестиваля в этом году должна была быть Африка, можно только гадать, как актуально это смотрелось бы сейчас в связи с новым витком антирасистских и антиколониальных протестов, но полноценно это сделать не удалось: африканских программ, как и вообще спецпрограмм не было, хотя был ряд тематических дискуссий и присутствие африканской анимации в программах было несколько большим, чем обычно. Симпозиум «Женщины в анимации», тоже проводившийся онлайн в этом году, полностью перестроился под две самые острые темы момента: антирасистское противостояние и панедемию, сильно повлиявшие на профессиональный ландшафт. Первому сюжету были посвящены дискуссии «Черные женщины в анимации: взгляд в будущее» и «Интерсекциональность и солидарность», второму — разговор о «Продюсировании в быстро меняющемся мире» и серия домашних интервью с «Художниками, работающими из дома». Вот тут все это можно посмотреть и послушать на английском.
Анимированный постер ANNECY 2020,
реж. Jean-Charles Mbotti Malolo
Имидж фестиваля делал Jean-Charles Mbotti Malolo, отличный французский режиссер, аниматор (и даже танцор), один из немногих известных чернокожих режиссеров. Постер и ролик у него получились очень яркие и танцевальные.

Кроме того, традиционно студенты французской киношколы Гоблен делали тематические имиджевые ролики, которые обычно в Анси предваряют показ каждого дня. Их было шесть и, как говорит Гоблен, к сотрудничеству в этот раз привлекали африканские киношколы, которые, видимо обеспечили убедительный взгляд на Африку и отсутствие «клюквы».

Первый ролик, «Marché des lumières», показывал североафриканский рынок:
«Awoko 70's» был посвящен афробиту, родившемуся в Нигерии в 1970-х и показывал дневной путь этой музыки от утренней записи до танцевальной вечеринки:
«Ubuntu» — компанейское «Я есть, потому что мы есть»:
«Kinshasa 2100» — футурстический сюжет о Киншасе, отдающий дань знаменитым художникам, живущим в столице Конго: Chéri Samba, Pierre Bodo, Chéri Cherin и Moké:
«Channel Fez» посвящен телевидению Марокко и отсылает к известному марокканскому ситкому:
И последний, «Nosy Mena» — о поездке в поезде на Мадагаскаре:
Теперь перехожу к рассказу о коротком метре. Сначала — о победителях. «Кристалл» Анси в коротком метре, а также приз ФИПРЕССИ получила почти получасовая картина Теодора Ушева «Физика печали» («The Physics of Sorrow», Theodore Ushev), снятая на канадской NFB по одноименному роману знаменитого болгарского писателя Георги Господинова, чей текст лежал и в основе предыдущего фильма Ушева «Слепая Вайша». Роман этот, судя по рецензиям, написан в свободной ассоциативной форме, строится из фрагментов и охватывает длинный период времени, показывая болгарский двадцатый век через историю семьи героя, которого зовут именем автора. Ушев вкладывает в эту форму свою биографию, эмиграцию из Болгарии в Канаду и недавнюю, до сих пор остро переживаемую смерть отца. А вместе с тем, как Тео сам говорит, и биографию их общего с Господиновым поколения, родившегося в полные надежд 60-е, вошедшего в жизнь в оптимистическое время окончания холодной войны, а сегодня ощутившего себя проигравшим. В этой картине Ушев впервые использовал для анимации древнюю технику энкаустической живописи красками на основе горячего воска, дающую особый блеск и фактуру. В такой технике рисовали фаюмские портреты, которые египтяне хоронили вместе с покойником и его вещами, и для Ушева это стало концептом: он говорит, что для него важна была параллель с теми древними «капсулами времени», поскольку пытался создать свою капсулу времени, хранящую воспоминания. Мне бы очень хотелось посмотреть «Физику печали» на большом экране, чтобы увидеть то, что дала ей эта удивительная живописная техника, с которой, кстати, Тео помог разобраться отец-художник — у Ушева есть короткое видео, где показывается, как он работал.
Как создавался фильм THE PHYSICS OF SORROW
На небольшом экране всех подробностей не разглядишь и для меня быстрое, крупными мазками, сумеречное, темное рисование Ушева, как и его постоянные перескакивания с предмета на предмет, прежде всего создает ощущение обрывочных мыслей человека, ворочающегося в бессоннице, когда воспоминания смешиваются с тревогой о настоящем и будущем. В этом фильме много самого Тео, это меня очень трогает, и я без конца проецирую его мысли на себя. Умерший отец, с которым взрослый сын вдруг начинает себя идентифицировать и словно проживать что-то в своей жизни за него. И дочь, которая тоже — он (ее детские рисунки папы вошли в фильм). Вот эта любовь к каталогизации, к старым предметам, возникшим из небытия, каждый из которых несет в себе историю и целый ушедший мир, вдруг наваливающийся на тебя воспоминаниями вместе с вынутой из кладовой какой-то жестяной коробочкой. И, конечно, вся его история эмиграции – желание сбежать без оглядки от удушливой родины, бросив все эти вещи, привязывающие к ней, вместе с родным языком. И потом – это вообще удар в сердце — мелькающие надписи на аэропортовском табло: рейс в Софию отложен и сразу одно за другим: «отменен», «отменен», «отменен». И в графе «куда» уже нет городов, а только «дом», и в направлении «домой» — отменено все, самолеты не летают, крышка захлопнулось, ты теперь никогда не вернешься и родные умрут без тебя. Кажется, и мне это снилось. Тео говорит о том, что это кино о его поколении, которое проиграло. Я, наверное, отношусь к тому же поколению Х, хоть и постарше, и я не думаю, что у нас не получилось, но мы и правда оказались в каком-то временном разломе, ответственные за то, что было до нас и будет после. И мысли эти не дают спать, это правда.
Трейлер фильма THE PHYSICS OF SORROW, реж. Theodore Ushev

Следующую по значимости награду, Приз жюри, получил фильм Homeless Home известного испанского режиссера Alberto Vazquez Rico (этот фильм снят в копродукции с Францией). Васкес знаменит он своими парадоксальными фильмами, герои которых — мишки и птички — выглядят мимимишно, как из сладких детских книжек, а сами истории, происходящие с ними, — кровавые и ничуть не детские. Фильмы вроде Birdboy, Decorado, Unicorn Blood, как и полнометражных «Психонавтов» за эту ироничность и парадоксальность очень любят фестивали, и у себя в Испании Альберто, известный еще и комиксами, не раз получал главную кинопремию «Гойя». Homeless Home немного меняет поворот: речь идет о мире, где живут всякие сказочные существа: ведьмы, ходячие скелеты, монстры и огры, но мир этот совершенно такой же, как наш, с теми же проблемами. Обыденный, унылый, полный равнодушного насилия, неподъемной работы, нелюбви и просто рутинных отношений. В мрачноватом дизайне вполне традиционные и забавные сказочные герои выглядят очень иронично, как насмешливо выглядит и, к примеру, деревенская любовь огра и ведьмы, хотя, если примерить их токсичные отношения к людям, это выглядело бы довольно грустно. Смешные герои оттеняют банальность и многозначительность диалогов, превращая кино в черную комедию.
Трейлер фильма HOMELESS HOME, реж. Alberto Vazquez Rico
Премию Jean-Luc Xiberras, которую дают за первый фильм, неожиданно получила очень традиционная лента The Town, снятая режиссером Yifan Bao в Китае. Картина для дебютной очень длинная, почти полчаса, нарисована в обычном анимешном стиле и главное в ней — сюжет. Это антиутопия про город, где люди живут с врощенными в лица масками счастья, которые указывают на их высокий статус. Есть героиня, которая работает на фабрике по производству этих масок, расписывая их вручную, она мечтает тоже получить «счастливое лицо», и у нее есть брат, протестующий против них. В общем, сюжет, как заявляется банально, так банально и развивается, и мне не ясна причина, по которой этот фильм не только был высоко оценен жюри, но и значился во многих предварительных журналистских списках, как кино, которое нельзя пропустить.
Трейлер фильма THE TOWN, реж. Yifan Bao
Про два других награжденных в этой категории фильма я уже писала в блоге, рассказывая о недавних фестивалях. Речь про «специальное упоминание» жюри, которое получили наравне (ex ӕquo) две картины: Freeze Frame бельгийской режиссерки Soetkin Verstegen, который мне кажется интересным только с точки зрения выбора нестандартного материала (льда) и остроумного описания, использующего игру слов, в которой по-английски стоп-кадр называется «freeze frame», то есть одновременно это «замороженный кадр». И прекрасный — и по режиссуре, и по дизайну - Genius Loci о путешествии, которое одновременно оказывается наркотическим трипом героини, снятом французским режиссером Adrien Merigeau, уже успевшим получить за эту картину много наград.

Теперь о телевизионных призах. «Кристалл» за ТВ продукцию получил милый детский получасовой мультфильм, сделанный в копродукции Франции и Бельгии специально для телевидения «L'Odyssée de Choum» режиссера Julien Bisaro. История про путешествие совенка, выброшенного ураганом из гнезда вместе со своим братом, пока еще яйцом, выглядит, чуть слишком мимимишно, но в ней есть юмор и славный дизайн, так что, думаю, что и детям она понравится.
Трейлер фильма SHOOOM'S ODYSSEY, реж. Julien Bisaro
Приз жюри в категории сериалов взял уже фильм для взрослых - «The Hospital», 23-х минутная вторая часть 8-серийного цикла Undone, снятая режиссером Hisko Hulsing в США. Это сделанная в ротоскопе и соответственно очень на вид реалистическая история девушки, которая, попав в больницу после несчастного случая, все время видит перед собой давно погибшего отца, и разговаривает с ним, а приходя в себя, все время оказывается в разной реальности и бесконечно ссорится со своей матерью и сестрой. Отец уверяет ее, что она наделена особыми возможностями, которые могут предотвратить его смерть в прошлом, но что происходит на самом деле, а что — в ее горячечном воображении, до конца не понятно. Кино это мне мало нравится по дизайну, я не люблю такой реализм, но сделано оно лихо и смотреть его, хотя бы одну серию, довольно увлекательно, а анимация дает постоянным сломам времени особые возможности.
Трейлер фильма THE HOSPITAL, реж. Hisko Hulsing
А приз жюри за ТВ-спешиал взял «The Tiger Who Came to Tea» знаменитого английского иллюстратора и режиссера Robin Shaw по выходившей у нас книжке Джудит Керр про «Тигра, который пришел выпить чаю» и фильм этот нравится мне даже больше, чем получивший «Кристалл» французский спешиал про совенка. Шо, известный своим фильмом We're Going on a Bear Hunt («Идем ловить медведя» в русском переводе), и работой на «Этель и Эрнест», «Снеговик и снежный пес» и так далее, в этом фильме опирается на иллюстрации Керр и делает обаятельное, остроумное и веселое кино, одновременно условное и убедительное. И очень-очень английское. Особенно меня радует английская мама, которую никакой безобразничающий тигр не может вывести из себя.
Трейлер фильма THE TIGER WHO CAME TO TEA, реж. Robin Shaw
В категории прикладной анимации «Кристалл» получило музыкальное видео «Traveler» нью-йоркского бэнда Lucky Chops, играющего на медных духовых. Режиссеры из Германии Daniel Almagor и Raman Djafari положили на музыку группы сюжет про замерший город, который внезапно просыпается и устремляется неведомо куда за ведущим его оркестром, вперед и вверх, в небо.
Видео TRAVELER, реж. Daniel Almagor, Raman Djafari
А приз жюри достался ролику Гринписа, посвященному защите морских черепах, вымирающих оттого, что в океане нет для них безопасных мест. «Turtle Journey» сделан на знаменитой британской студии Аардман режиссером Gavin Strange очень в духе пластилинового аардмановского кино, рассказывающего о людях через животных, а вот тут — о животных, показывая нам очень «человеческую» историю.
Ролик TURTLE JOURNEY, реж. Gavin Strange
Перехожу к студентам, где триумфатором, получив «Кристалл», неожиданно оказался российский фильм. Картину «Голый» снял Кирилл Хачатуров как диплом в Московской школе нового кино, где вообще-то анимации не учат, а учат режиссуре игровых фильмов. Видимо, именно поэтому в нашей анимационной среде Кирилла не знают, хотя его первый фильм уже неплохо проехался по фестивалям, и в Анси в прошлом году участвовал в программе «всякого дикого и хулиганского» под названием WTF. Хачатуров поступил учиться в МШНК уже взрослым, работая графическим дизайнером, которым поначалу стал в родном Хабаровске самоучкой, а потом в Москве отучившись в Британке. Вот так и анимации он выучился сам, практически на ходу, снимая свои курсовые фильмы в Школе, куда поступил, как он рассказал в интервью Мише Гуревичу для «Zippy frames» ради собственно кино, стремясь снимать свою анимацию, как игровое кино реальной камерой. Кирилл придумал целый мир под названием «Протокорба» (так и назывался его первый фильм), очень похожий на сегодняшнюю Россию окраин и задних дворов, но населенный удивительными неуклюжими героями с грушеобразными фигурами и задумчивыми лицами, героями, все время находящимися в каком-то отрешенном состоянии. Кирилл снимает 3D, компьютерную анимацию в большой степени в мокапе, что дает реалистическое движение, которое, впрочем, все равно выглядит странно из-за нелепых фигур героев. А убедительность этому миру дает то, что он создан главным образом из реальных фотографий предметов и мест с помощью фотограмметрии и актерски очень точное озвучание, спокойные интонации без привычного наигрыша и «подачи». В первой картине режиссер нас знакомил с миром «Протокорбы», как будто просто гуляя по ее улицам с камерой. А в «Голом» он уже рассказывает произошедшую там фантастическую историю о парне, внезапно обнаружившем в себе способность проходить сквозь стены, вот только одежда остается с той стороны, как мусор в пролитой сквозь сито воде. Умение это ему совершенно не нужно, он не знает, что с ним делать и даже интерес молодой соседки, к которой он случайно является сквозь стену совершенно голым, не прибавляет его «суперсиле» ценности. В общем, это история об одиночестве супермена, который, как говорит Кирилл, совершенно не стремится спасать мир. Любопытно, что второй год подряд главный студенческий приз Анси получают российские режиссеры, не имеющие отношения к российскому анимационному образованию (в прошлом году, если помните, это была Даша Кащеева с фильмом «Дочь»). Не думаю, что из этого можно сделать какие-то выводы, вроде того, что талантливые люди не хотят поступать в русские анимационные школы или что русские школы подавляют талантливых студентов, но факт интересный.
Трейлер фильма «Голый», реж. Кирилл Хачатуров
Приз жюри в студенческой категории получил Pile выпускника знаменитой британской школы RCA Toby Auberg — коротенький фильм с масштабным запалом: за три минуты камера стремительно движется по этажам цивилизации, начиная с сельского хозяйства, расположенного внизу, и дальше вверх через заводы, города, торговлю, рестораны, развлечения. Кажется, что на вершине — некто с внешностью карикатурного Трампа, сидящий на унитазе, держа в руках телефон, но нет. На вершине — человек в VR-шлеме, который все это видит.
Трейлер фильма PILE, реж. Toby Auberg
А «специальное упоминание» досталось фильму «Sura» южнокорейской дипломницы Hae-Ji Jeong, где история про забеременевшую старшеклассницу увидена глазами подруги. Обе они совсем дети — курят в туалете, обсуждают паучка. А теперь надо признаваться родителям и делать аборт. Кино снято как классическая рисованная анимация в азиатском духе с немного слишком кавайными героями, но рассказ все равно выглядит очень трогательным, за что и получил «специальное упоминание» жюри.
Кадры из фильма SURA, реж. Hae-Ji Jeong. Источник
Перехожу к спецпризам. Честно говоря, никогда не понимала их символическую ценность (насколько значимо, что жюри, состоящее из нескольких детей выберет лучший фильм в какой-то из категорий или чего стоит приз города), но в любом случае хорошо, что есть повод сделать заметными еще какие-то фильмы, кроме награжденных официальными жюри и часто фавориты публики, не дождавшиеся фестивальных наград, объявляются именно в этом списке. Итак, City of Annecy Award получил фильм Wade индийских режиссеров Upamanyu Bhattacharyya и Kalp Sanghvi — страшноватая фантастическая история про наводнение в Калькутте (как я понимаю, авторы его связывают с изменением климата и повышением уровня моря) и то, как на беженцев, пытающихся покинуть город, нападают тигры. История довольно странная, я видела это кино в программе Штутгарта и не могу сказать, что оно произвело на меня сильное впечатление.
Трейлер фильма WADE, реж. Upamanyu Bhattacharyya, Kalp Sanghvi
Приз детского жюри (Young Audience Award) предсказуемо получила рождественская сладкая сказочка по Астрид Линдгрен Reven og Nissen («Томтен и лис») режиссеров из Норвегии Are Austnes и Yaprak Morali, где в сочельник голодная лисичка пытается поживиться в курятнике, но томтен (скандинавский домовой), угощает ее кашей в обмен на обещание не трогать кур.
Трейлер фильма REVEN OG NISSEN, реж. Are Austnes, Yaprak Morali
Детская премия телевизионного CANAL+ досталась израильскому фильму «Cinema Rex» режиссеров Eliran Peled и Mayan Engelman с тоже весьма банальной и несколько конъюнктурно выглядящей историей. Речь идет о легендарном кинотеатре, открывшемся в 1938-м году в разделенном Иерусалиме. И о том, как арабская девочка и еврейский мальчик, не зная языка друг друга, подружились на почве любви к кино.
Трейлер фильма CINEMA REX, реж. Eliran Peled и Mayan Engelman
Еще два приз детского жюри. Приз за лучшую короткометражку, опять предсказуемо получил «To Gerard», снятый американским режиссером Taylor Meacham на Dreamworks Animation. Классическая сентиментальная история: скромный почтовый служащий Джерард мечтал стать фокусником с тех пор, как в детстве увидел на сцене фокусника и тот подарил ему блестящую монетку. Теперь эту монетку ему пришлось подарить заблудившейся на почте девочке, зато она, когда выросла, стала фокусницей и пригласила Джерарда на свое выступление. Все очень умильно, доброкачественно, и похоже на сотни таких же фильмов.
Трейлер фильма TO GERARD, реж. Taylor Meacham
Приз детского жюри за студенческий фильм вышел более неожиданным, его получил фильм «Catgot» — очень нарядное абстрактное кино выпускницы гонконгского университета Tsz Wing Ho. Вот оно целиком:
Фильм CATGOT, реж. Tsz Wing Ho
Куда убедительнее выглядит выбор видеосервисов. Приз YouTube достался прелестному студенческому фильму «The Fox & The Pigeon», о котором я уже писала из Штутгарта. Теперь ради приза его выложили целиком:
Фильм THE FOX & THE PIGEON, реж. Michelle Chua, Aileen Dewhurst, Sharon Gabriella, Viktor Ivanovski, Sang Lee, Tyler Pacana, Sikyung Kevin Sung, Morgan Thompson, Chelsea Van Tol, Matt Walton, Steven Wang
А приз Vimeo Staff Pick кураторы отдали фильму «A Mind Sang» режиссера из Португалии Vier Nev. Режиссер, как я понимаю, пытался метафорически представить мысли матери перед рождением ребенка, получилось поразительное чередование силуэтных образов, где каждое изображение несет в себе два — прямое и негативное, вроде знаменитых картин-загадок, где в одной можно увидеть и девушку, и старуху. И хотя сам по себе дизайн не выглядит выдающимся, от потока этих двойных образов, которые не успеваешь разгадывать, — захватывает дух. И вот его тоже выложили целиком:
Фильм A MIND SANG, реж. Vier Nev
Премию André-Martin за французскую короткометражку получила стильная лента «Rivages» режиссерки Sophie Racine, оживленные картины северной морской природы, похожие на гравюру.
Трейлер фильма RIVAGES, реж. Sophie Racine
Приз за лучшую оригинальную музыку в короткометражке, спонсируемый SACEM (французской ассоциацией, занимающейся авторскими правами на музыку) получил фильм «Home» британской режиссерки Anita Bruvere. Кино это и вообще очень любопытное: доканимация, посвященная одному дому в Лондоне, расположенному по адресу Princelet str, 19 East London, который в течение 300 лет был убежищем для разных беженцев — ирландцев, евреев. Все они так или иначе были связаны с текстильной промышленностью, ткали, плели кружева, были портными, и кино это, прежде всего с помощью предметов, показывает как менялся дом, то пустел, а то вновь заполнялся предметами — ткацкими станками, манекенами, мебелью и посудой, наполнялся шумом голосов. В фильме его населяют люди, нарисованные на прозрачном целлулоиде, как призраки. И снова им приходится исчезать, дом пустеет, а потом принимает новых беженцев. Теперь в этом доме лондонский музей иммиграции и разнообразия. Этот фильм тоже есть в сети целиком:
Фильм HOME, реж. Anita Bruvere
И, наконец, приз Festivals Connexion — Auvergne-Rhône-Alpes / In partnership with Lumières Numériques & Mèche Courte достался фильму французского режиссера Geoffroy de Crécy «Empty Places», выглядящему в эти карантинные дни удивительно актуально. Очень простое кино, в котором мы видим в «иллюстраторском» дизайне, как работают в городе привычные механизмы: принтер выплевывает бумажки, в аэропорту едет лента с багажом, в магазине — траволатор с продуктами у кассы, открываются и закрываются двери лифтов, крутятся поливалки в саду и пр. Только никого вокруг нет. И от этого, хоть все нарядное, очень тревожное ощущение, куда все пропали? В описании режиссер пишет, что фильм, законченный до локдауна, — это ода меланхолии машин. Но сегодня это выглядит куда более драматично и бетховенская «Лунная соната» в качестве сопровождения скорее напрягает, чем успокаивает.
Трейлер фильма EMPTY PLACES, реж. Geoffroy de Crécy
На этом закончу рассказ о короткометражных призерах. Есть еще полнометражные, о которых расскажу позже и призеры VR-конкурса, о которых просто ничего не могу сказать, поскольку увидеть их было невозможно.

Продолжение следует.
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ