Перехожу к студентам, где триумфатором, получив «Кристалл», неожиданно оказался российский фильм. Картину «Голый» снял Кирилл Хачатуров как диплом в Московской школе нового кино, где вообще-то анимации не учат, а учат режиссуре игровых фильмов. Видимо, именно поэтому в нашей анимационной среде Кирилла не знают, хотя его первый фильм уже неплохо проехался по фестивалям, и в Анси в прошлом году участвовал в программе «всякого дикого и хулиганского» под названием WTF. Хачатуров поступил учиться в МШНК уже взрослым, работая графическим дизайнером, которым поначалу стал в родном Хабаровске самоучкой, а потом в Москве отучившись в Британке. Вот так и анимации он выучился сам, практически на ходу, снимая свои курсовые фильмы в Школе, куда поступил, как он рассказал в интервью Мише Гуревичу для «Zippy frames» ради собственно кино, стремясь снимать свою анимацию, как игровое кино реальной камерой. Кирилл придумал целый мир под названием «Протокорба» (так и назывался его первый фильм), очень похожий на сегодняшнюю Россию окраин и задних дворов, но населенный удивительными неуклюжими героями с грушеобразными фигурами и задумчивыми лицами, героями, все время находящимися в каком-то отрешенном состоянии. Кирилл снимает 3D, компьютерную анимацию в большой степени в мокапе, что дает реалистическое движение, которое, впрочем, все равно выглядит странно из-за нелепых фигур героев. А убедительность этому миру дает то, что он создан главным образом из реальных фотографий предметов и мест с помощью фотограмметрии и актерски очень точное озвучание, спокойные интонации без привычного наигрыша и «подачи». В первой картине режиссер нас знакомил с миром «Протокорбы», как будто просто гуляя по ее улицам с камерой. А в «Голом» он уже рассказывает произошедшую там фантастическую историю о парне, внезапно обнаружившем в себе способность проходить сквозь стены, вот только одежда остается с той стороны, как мусор в пролитой сквозь сито воде. Умение это ему совершенно не нужно, он не знает, что с ним делать и даже интерес молодой соседки, к которой он случайно является сквозь стену совершенно голым, не прибавляет его «суперсиле» ценности. В общем, это история об одиночестве супермена, который, как говорит Кирилл, совершенно не стремится спасать мир. Любопытно, что второй год подряд главный студенческий приз Анси получают российские режиссеры, не имеющие отношения к российскому анимационному образованию (в прошлом году, если помните, это была Даша Кащеева с фильмом «Дочь»). Не думаю, что из этого можно сделать какие-то выводы, вроде того, что талантливые люди не хотят поступать в русские анимационные школы или что русские школы подавляют талантливых студентов, но факт интересный.