Фестиваль, как уже стало привычным во время пандемии, проходил в «гибридном формате»: одновременно офлайн и онлайн, причем онлайн кроме зрителей аккредитовалось больше двухсот профессионалов, так что традиционный итоговый профессиональный рейтинг фильмов обеспечивался гораздо большим количеством голосов, чем обычно. В том же режиме пришлось работать и жюри, прежде всего авторского конкурса, поскольку на фестиваль смогли приехать только трое: Леонид Шмельков, Лиза Скворцова и Ирина Марголина, а председатель жюри Прийт Тендер из Эстонии и режиссер игрового кино Владимир Хотиненко, судили удаленно.
Впрочем, ситуация с жюри прикладного конкурса оказалась сложнее, хотя все его участники: продюсер Наталья Мокрицкая, режиссер Елена Чернова и писатель-продюсер Олег Рой в Суздаль приехали. На закрытии фестиваля все наградные дипломы прикладной категории были подписаны только Мокрицкой и Черновой, а имя их коллеги было вычеркнуто потому, что, как удалось узнать, у Олега Роя были на фестивале дела поважнее, чем участие в работе жюри. Думаю, что для оргкомитета фестиваля это будет хорошим примером того, что пышный продюсерский статус не означает, что с человеком можно иметь дело.
Как всегда, фестивальные показы сопровождались разнообразными семинарами и круглыми столами, а также питчингом сериалов и авторских фильмов, на которые все в последнее время стали возлагать надежды, так что зал набивался битком. Впрочем, пока мастерство презентации проектов, среди которых были настоящие шоу, растет заметнее, чем качество самих проектов, но надеюсь, что это изменится. Из офф-мероприятий в этот раз самыми классными был конкурс масок (в аккредитационные сумки были вложены белые их надо было разрисовать) и очень драйвовая ночная дискотека на сцене большого зала с диджеем Лешей Просвирниным и виджеем Сашей Свирским.
Ну и не могу не сказать, что наградой оргкомитета «Приз Славы» (имени покойного Вячеслава Маясова, одного из создателей и первых продюсеров ОРФАК), в этом году награжден Сергей Капков. Этот приз обычно получают друзья фестиваля, много и не по обязанности ему помогающие, и удивляет только, что Сережу, который давно уже воспринимается, как один из талисманов ОРФАК, не наградили раньше.
Перехожу к призерам и фаворитам – тем из них, о которых не писала здесь в блоге. Начну с Гран-при, который в этом году получил Андрей Юрьевич Хржановский за полнометражный фильм
«Нос или заговор «не таких». Ему же отдали приз «Прорыв» им. Александра Татарского, который вручают мастера – Юрий Норштейн и Владимир Голованов. Я про этот фильм писала много раз и первый раз из Анси (
http://blog.multfest.ru/annecy2020_4 ), но в Суздале вокруг его награждения были большие споры, так что я тоже вставлю свои пять копеек. Споры были связаны главным образом с тем, что, давая Гран-при полнометражному фильму, нарушается регламент, по которому на ОРФАК всегда главная награда вручалась авторской короткометражке. Сама по себе эта претензия для меня не убедительна, по-моему, главный приз должен быть отдан лучшему фильму, а что это будет – короткий метр, полнометражная картина, сериал или клип – не имеет значения, заведомо исключать что-то только из-за метража – это дискриминация и, если так прописано в регламенте, значит его надо менять. Исходя из этих соображений фильм Хржановского стоил главного приза, это кино по-своему эпохальное, самое масштабное по задачам в суздальском конкурсе. Но есть все-таки одна вещь, которая меня смущает. Как я поняла, члены жюри, судившие авторский конкурс удаленно, фильма не видели, то есть это решение (а решение по главному призу принимает и подписывает «авторское» жюри) явно пришло со стороны. Если это так, и на выбор жюри действительно влияли – пусть очень уважаемые люди и с самыми лучшими намерениями – это плохой прецедент и хорошо бы, чтобы он никогда больше не повторялся.
Теперь просто перечислю, о ком из призеров Суздаля я уже писала. Из Анси – о фильме
«Голый» Кирилла Хачатурова (он получил на ОРФАК специальный приз с формулировкой «за обнаженную простоту идеи») и
«10 000 безобразных пятен» Дмитрия Геллера (он получил диплом в категории «лучший профессиональный короткометражный фильм» с формулировкой «за уникальное владение искусством анимации», приз критики и, что особенно ценно – первое место профессионального рейтинга, то есть Дима до следующего года – Президент фестиваля). На БФМ этого года было очень много новых фильмов, которые позже появились на Суздальском фестивале, так что в блоге БФМ я уже писала про
«Ба» Светланы Филипповой (он получил приз за лучший профессиональный короткометражный фильм и пятое место профессионального рейтинга).