Cуздаль - 2021
Часть 1.
Призеры и фавориты

кадр из мультфильма "Вадим на прогулке", режиссер Саша Свирский
Чем хорош блог, что тут можно писать все подробности, которые не помещаются в статью и вообще больше простор для рассуждений. Ну и еще, как мне кажется, тут все свои, так что нет необходимости объяснять то, что и так давно известно.

Итак, закончился Суздаль 2021, официально – XXVI ОРФАК, его слоганом было в этот раз «Время роста!» поэтому для фестивального суздальского интерьера выбрали главной темой конструктивистский плакат с переделанными на анимационный лад лозунгами (вроде «Любишь водкой нализаться? Исправит тебя анимация!», «Даешь мультфильмы высшего качества! Лентяев и разгильдяев сметайте начисто!», «Возьми на фестиваль с собою лыжи, есть шанс с Норштейном познакомиться поближе»). В фойе Турцентра открыли небольшую выставку Леонида Шварцмана, которому недавно исполнилось 100 лет и пригрозили пускать в зал строго по аккредитации, чтобы не превышать положенные карантинные 50% зала. Вероятно, надеялись, что это как-то уменьшит поток гостей, но не вышло: студенты-аниматоры ехали в Суздаль целыми курсами и Турцентр гудел круглосуточно.

Официальная заставка Суздаля, как все последние годы, выбиралась по конкурсу. Победила «Гига Плазматическая Митохондриальная Евглена» (режиссер Илья Вышкварок):
Фестиваль, как уже стало привычным во время пандемии, проходил в «гибридном формате»: одновременно офлайн и онлайн, причем онлайн кроме зрителей аккредитовалось больше двухсот профессионалов, так что традиционный итоговый профессиональный рейтинг фильмов обеспечивался гораздо большим количеством голосов, чем обычно. В том же режиме пришлось работать и жюри, прежде всего авторского конкурса, поскольку на фестиваль смогли приехать только трое: Леонид Шмельков, Лиза Скворцова и Ирина Марголина, а председатель жюри Прийт Тендер из Эстонии и режиссер игрового кино Владимир Хотиненко, судили удаленно.

Впрочем, ситуация с жюри прикладного конкурса оказалась сложнее, хотя все его участники: продюсер Наталья Мокрицкая, режиссер Елена Чернова и писатель-продюсер Олег Рой в Суздаль приехали. На закрытии фестиваля все наградные дипломы прикладной категории были подписаны только Мокрицкой и Черновой, а имя их коллеги было вычеркнуто потому, что, как удалось узнать, у Олега Роя были на фестивале дела поважнее, чем участие в работе жюри. Думаю, что для оргкомитета фестиваля это будет хорошим примером того, что пышный продюсерский статус не означает, что с человеком можно иметь дело.

Как всегда, фестивальные показы сопровождались разнообразными семинарами и круглыми столами, а также питчингом сериалов и авторских фильмов, на которые все в последнее время стали возлагать надежды, так что зал набивался битком. Впрочем, пока мастерство презентации проектов, среди которых были настоящие шоу, растет заметнее, чем качество самих проектов, но надеюсь, что это изменится. Из офф-мероприятий в этот раз самыми классными был конкурс масок (в аккредитационные сумки были вложены белые их надо было разрисовать) и очень драйвовая ночная дискотека на сцене большого зала с диджеем Лешей Просвирниным и виджеем Сашей Свирским.

Ну и не могу не сказать, что наградой оргкомитета «Приз Славы» (имени покойного Вячеслава Маясова, одного из создателей и первых продюсеров ОРФАК), в этом году награжден Сергей Капков. Этот приз обычно получают друзья фестиваля, много и не по обязанности ему помогающие, и удивляет только, что Сережу, который давно уже воспринимается, как один из талисманов ОРФАК, не наградили раньше.

Перехожу к призерам и фаворитам – тем из них, о которых не писала здесь в блоге. Начну с Гран-при, который в этом году получил Андрей Юрьевич Хржановский за полнометражный фильм «Нос или заговор «не таких». Ему же отдали приз «Прорыв» им. Александра Татарского, который вручают мастера – Юрий Норштейн и Владимир Голованов. Я про этот фильм писала много раз и первый раз из Анси (http://blog.multfest.ru/annecy2020_4 ), но в Суздале вокруг его награждения были большие споры, так что я тоже вставлю свои пять копеек. Споры были связаны главным образом с тем, что, давая Гран-при полнометражному фильму, нарушается регламент, по которому на ОРФАК всегда главная награда вручалась авторской короткометражке. Сама по себе эта претензия для меня не убедительна, по-моему, главный приз должен быть отдан лучшему фильму, а что это будет – короткий метр, полнометражная картина, сериал или клип – не имеет значения, заведомо исключать что-то только из-за метража – это дискриминация и, если так прописано в регламенте, значит его надо менять. Исходя из этих соображений фильм Хржановского стоил главного приза, это кино по-своему эпохальное, самое масштабное по задачам в суздальском конкурсе. Но есть все-таки одна вещь, которая меня смущает. Как я поняла, члены жюри, судившие авторский конкурс удаленно, фильма не видели, то есть это решение (а решение по главному призу принимает и подписывает «авторское» жюри) явно пришло со стороны. Если это так, и на выбор жюри действительно влияли – пусть очень уважаемые люди и с самыми лучшими намерениями – это плохой прецедент и хорошо бы, чтобы он никогда больше не повторялся.

Теперь просто перечислю, о ком из призеров Суздаля я уже писала. Из Анси – о фильме «Голый» Кирилла Хачатурова (он получил на ОРФАК специальный приз с формулировкой «за обнаженную простоту идеи») и «10 000 безобразных пятен» Дмитрия Геллера (он получил диплом в категории «лучший профессиональный короткометражный фильм» с формулировкой «за уникальное владение искусством анимации», приз критики и, что особенно ценно – первое место профессионального рейтинга, то есть Дима до следующего года – Президент фестиваля). На БФМ этого года было очень много новых фильмов, которые позже появились на Суздальском фестивале, так что в блоге БФМ я уже писала про «Ба» Светланы Филипповой (он получил приз за лучший профессиональный короткометражный фильм и пятое место профессионального рейтинга).

Трейлер «Ба»:
Я писала в блоге БФМ про «Белую змею» Полины Федоровой по сценарию Оксаны Черкасовой (диплом в категории «лучший фильм для детей» с формулировкой «за изысканную атмосферу»). Про «День рождения Пишто» Софьи Кендель (приз за лучший дебют) и «Мокрые носочки Берты Райз» Александры Шадриной (диплом в категории «лучший дебют» с формулировкой «за изящество детективного сюжета»). Я писала про «Дылду» Анастасии Жакулиной по сказке Марины Бородицкой (в Суздале он взял приз за лучший фильм для детей), и на недавнем БФМ в Красноярске мы устроили онлайн встречу с Настей, где она показывала эскизы и рассказывала о своих фильмах, начиная с «Колыбельных мира» на которых работала художником еще студенткой, там видно, как она любит экспериментировать с разными ручными техниками и дизайном.
Запись встречи на канале БФМ:
Еще из тех призеров Суздаля в прикладной категории, о которых шла речь в блоге БФМ, назову «Пандемию» Полины Кампиони, которой мы особенно гордимся, поскольку это проект студии БФМ по идее компании «Психология для врачей» в поддержку врачей, работавших с ковидом в первые, самые тяжелые месяцы эпидемии (он получил приз за лучшую работу в прикладной анимации). И ностальгический клип Алексея Будовского на песню группы «Яуза» по стихам Михаила Генделева «Букет из салюта» (диплом в категории «Лучшая работа в прикладной анимации» с формулировкой «за художественное возвращение в Ленинград нашего детства»).

В блоге БФМ, рассказывая о программе документальной анимации, я говорила о «За забором» Маши Коган-Лернер, ее дебюте, снятом с фигурками из металлической проволоки по дневникам женщины, 35 лет жившей в психоневрологическом интернате. В Суздальской программе этот фильм произвел очень большое впечатление, он получил специальный приз жюри с формулировкой «за лаконичность формы и глубину содержания» и приз зрительских симпатий от тех, кто смотрел онлайн. Я этим очень горжусь не только потому, что это отличное кино начиналось на школе доканимации фестиваля «Рудник», которую я курировала, но и потому, что в этом году оно, наконец сделало явным для всех на ОРФАК, что этот тренд в отечественной анимации становится все сильнее и влиятельнее. На недавнем БФМ в Красноярске с Машей мы тоже сделали онлайн встречу, и по ее рассказу ясно, откуда взялась эта история и вообще Машина работа с людьми, живущими в ПНИ:

Еще один документальный лауреат фестиваля - «Жизнь-паскуда» Вари Яковлевой, он получил диплом с формулировкой «за сочувствие и сострадание». Варя непривычным образом рассказывает историю бомжа, прожившего семь месяцев на скамейке железнодорожной платформы Зеленоградская: мы слышим его голос, но ни разу не видим его самого, а только гору тряпья, из-под которой появляется то рука, выбрасывающая консервную банку, то босая нога. Казалось бы, если нет возможности увидеть человека, то нельзя ему посочувствовать. Но Варя, по человеческой деликатности уходя от того, чтобы показать лицо героя, находит способ канализировать наше сочувствие через собачку, крутящуюся у скамейки и как будто охраняющую лежащего человека. В течение фильма мы отходим все дальше от скамейки, где лежит человек, видим людей, торопящихся мимо туда-сюда – таких, как любит рисовать Варя в своих иллюстрациях, играя квадратной массивностью фигур и гротескными масштабами, где один из прохожих не достает другому и до колена. Люди спешат, не замечая героя, и в этом есть точное соответствие тому, как он сам воспринимает свою промелькнувшую мимо жизнь: «вчера мне было 20 лет, а сегодня я просыпаюсь, а мне уже 57. И как будто это все было во сне». И мечтает обозначить свое существование в мире и не раствориться хотя бы после смерти – не попасть безымянным в общую могилу. Документальная история о конкретном человеке становится тревожным размышлением о жизни, не оставляющей следа: вот был человек – и нет его.
Важная вещь для понимания фильмов Маши и Вари состоит в том, что, снимая кино о людях в беде, они сами оказываются участниками этих историй и пытаются по мере сил помочь своим героям (Маша продолжает работать волонтером, Варя с мужем помогли бомжу не умереть на скамейке и вернуться на родину). Эти фильмы транслируют деятельное и живое сочувствие, заметно отличающее их от расплодившегося сентиментального коммерческого кино «о несчастных».

И третий важный анимадок в суздальской программе - студенческая работа «У всех мужчин должны быть туфли» студентки Вышки Анастасии Лисовец, уже вторая короткометражка проекта «Иллюминатор», работающего с темой принятия родителями ЛГБТ-детей. Фильм этот не получил призов, но разделил 9-10-11 места профессионального рейтинга с фильмами «За забором» и «Жизнь-паскуда» (даже удивительно, насколько три главных дока фестиваля, какими бы ни были разными, в оценке зрителей шли «ноздря в ноздрю»). Фильм Насти был снят под руководством куратора Лени Шмелькова, его влияние заметно в дизайне очень простых и смешных персонажей, которые помогли максимально просто и ясно показать совсем не простую историю о парне-трансгендере, с детства пытавшемся понять себя и пришедшем к необходимости сделать переход. Фильм этот делался в рамках учебы, формально как выполнение задания снять «информационный ролик». И при том, что на традиционный информационный ролик это кино ничуть не похоже, задание оно выполняет тем, что наглядно и очень лаконично разъясняет в чем, собственно, проблема людей, родившихся не того пола, каким они себя ощущают. История, для которой, как и для других фильмов этого проекта, интервью берет режиссер Театра.doc Анастасия Патлай, выглядит удивительно благополучно для такого рода тем: героя всегда поддерживала мама, он нашел любимую и смотрит на жизнь без страха и с надеждой. И оттого, что в проблемном сюжете есть оптимизм и юмор, его, мне кажется, легче понять и принять зрителям, ничего не знающим о трансгендерах и пугающихся тем, связанных с ЛГБТ.

Второй фильм Анастасии Лисовец на фестивале, «Собаки пахнут морем», тоже оказался в топе – он взял приз за лучший студенческий фильм. Нежное, атмосферное акварельное кино про неуверенную в себе девушку, которая мечтает, но не может решиться на знакомство с таким же робким почтальоном-велосипедистом, немного напомнило мне давний фильм Саши Шадриной «Штормовое предупреждение». Но различие этих фильмов показательно и много говорит о том, какие изменения произошли в нашей анимации за почти десять лет, прошедшие после Сашиного диплома. Фильм Насти, снятый в жарком красно-желтом колорите, говорит не только о робости героини, но и о ее чувственности, бьет разрядом от прикосновения рук, не скрывает от нас ее мечты, в которых мы видим героиню обнаженной.
Всего десять лет назад ничего подобного не было, даже фильмы про любовь были содержательно стыдливыми и совершенно вегетарианскими с точки зрения изображения. Сегодня, что было хорошо видно по суздальской программе и осенней программе БФМ, студенческое кино, которое, как мы знаем, в основном женское, полно телесности и сексуальности. И это очень в русле сегодняшних мировых трендов, где молодые женщины все более открыто говорят о том, что их волнует, в частности о том, что связано с телом, а это не только секс, но и насилие, но и физиология, болезни и пр.

Неожиданная чувственность есть и в еще одном студенческом фильме-лауреате – «Из-под земли» Маши Афониной и Ани Любимцевой из Вышки, куратором у них был Игорь Ковалев. Они получили диплом в студенческой категории с насмешливой формулировкой «за близость к земле» за историю о гончаре, влюбленном в свои глиняные горшки, и о гигантской голой подземной женщине, любящей глину есть. История об их любви получилась забавной, хотя почему-то демонстрирует скорее мужской ракурс взгляда: мужчина тут человек и творец, а женщина – скорее обаятельное животное, но сюжет для этого фильма явно второстепенен. Тут главное – невероятно яркий, эффектный и декоративный дизайн с орнаментом по рамке кадра, и анимация, больше построенная на превращении персонажей, чем на их движении. На режиссерских разговорах во время программы БФМ девочки говорили, что образцом для них был молодой английский режиссер Николя Менар (его фильмы мы не раз показывали на БФМ, в частности, в ретроспективе RCA), на мой взгляд, они взяли от него главным образом общую склонность к декоративности и ярким цветам.

Тут же стоит сказать и о фильме «Сахарное шоу» Лианы Макарян, который относится к тому же актуальному в сегодняшней женской режиссуре стремлению к открытости. Он не получил призов жюри, зато взял третье место профессионального рейтинга, что котируется очень высоко. У Лианы это второй профессиональный фильм, ее недавний дебют – «Бег за стеной» - о взаимоотношениях отца и сына и о детских страхах, в прошлом году суздальские отборщики взяли только в информационную программу, хотя он был довольно любопытным и изобразительно нестандартным. Но там была путано построенная история, с которой разобраться было не так просто. В этот раз, снимая фильм, возможно, чтобы полностью сосредоточиться на режиссуре в истории, которая снова выглядела сложно, Лиана отказалась от роли художника-постановщика на своем фильме и пригласила художника Алексея Сухова. И это был выигрыш. Лиана сняла фильм о человеке, выросшем в семье, где каждый из родителей пытался сделать из него что-то свое, и превратившемся в манипулятора, умеющего подстраиваться под партнершу, очаровывая ее своими «сахарными шоу». Но лишь только герой добивался привязанности и зависимости, он тут же превращался в зубастого монстра и отправлялся на поиски новых жертв, пока не сталкивался с манипуляторшей классом выше

Традиционные проклятья-метафоры, которыми покинутые женщины награждают обманщиков-партнеров: змей, двуличный, вампир, монстр – все это становится основой художественного решения фильма. Причем, Алексей Сухов, автор сразу обращающей на себя внимание выразительной и резкой черно-белой графики, участвовал в фестивале и как режиссер со своим дебютным фильмом «Алиса» - брутальными приключениями антропоморфной ящерицы, работающей поваром в каком-то заведении с фастфудом. Фильм, правда, взяли только в информационную программу, но зрители-киноманы его заметили и много обсуждали.

Третий лауреат в студенческой категории - фильм «Ты не киви» Марии Савельевой, получивший диплом с туманной формулировкой «за использование акварели по назначению», - притча об опасности дискриминации, о прессинге общественного мнения и т.д. Милый акварельный рисунок неожиданно соединяется с жесткой историей о сером киви, над которым смеялись его зеленые собратья, о том, что он готов был пойти на убийство, лишь бы стать таким, как все, но это не помогло.

Интересно, что Маша снимала свой диплом не в России, после художественного образования в Питере она поехала учиться анимации в Эстонскую академию художеств (EKA), где преподавал тогда Прийт Пярн, то есть ее фильм официально считается эстонским. Надо сказать, что сейчас все больше отечественных студентов продолжают свое анимационное образование за границей, кто-то после этого остается работать в Европе, кто-то возвращается, большинство после окончания работают и на иностранных, и на отечественных проектах (слава богу, для анимации удаленная работа вполне привычна), но в любом случае многие присылает свои фильмы на Суздальский фестиваль, чтобы их увидели коллеги. В этом году эстонский десант в Суздале был особенно заметен: кроме фильма Маши Савельевой в конкурсной программе участвовал «Полусон» Маши Ракитиной, тоже снятый во время учебы в EKA, – несколько абсурдная и не очень ясная история о человеке между сном и явью и хулиганящими птицами, которые, видимо, ему снятся.

Кроме того, членом жюри авторского кино был Леня Шмельков, у которого недавний отличный магистерский диплом в EKA «С видом на море» сейчас вовсю путешествует по фестивалям (в Суздале его не было, но на БФМ был), а председателем жюри был эстонский режиссер Прийт Тендер, который сегодня руководит анимационным направлением в EKA.

И еще один студенческий фильм, о котором надо сказать, – «Я - рыба» выпускницы петербургского института кино и телевидения Дарьи Мельниковой. Фильм этот наград не получил, но обратил на себя внимание, недаром в профессиональном рейтинге он стоит на высоком 13-м месте. Особенно это заметно было оттого, что петербургская киношкола очень редко показывает на фестивалях яркое и конкурентоспособное кино, трудно вспомнить, когда мы в последний раз видели оттуда что-то стоящее. И вдруг такой подарок – яркий и по дизайну (не могу забыть финальные морские волны, едущие одна за другой, как крючки), по напряженной режиссуре, острой композиции кадров, и по самой разработке сценария. Даша сняла сюжет про девушку, измученную соседством с монстром, лезущем в ее жизнь и изводящим заботой – очень узнаваемый взгляд на мать глазами подростка. И в конце, конечно, страшный монстр, догоняющий сбежавшую девчонку, превращается в растерянную маму, готовую помочь и спасти свою задыхающуюся рыбку, а значит примирение состоялось.

Вообще, надо сказать, в этом году студенческая программа была просто ударная, ей явно не хватило призов, и я во втором блоге обязательно расскажу о других хороших студенческих фильмах, а сейчас вернусь к лауреатам фестиваля.

Наконец-то специальный приз жюри с формулировкой «за сочетание философии и художественного образа» (что это значит, не берусь объяснить), получил фильм Саши Свирского. Саша уже не первый год стоит в ряду главных звезд отечественной анимации, что вполне подтверждается отбором его фильмов на важные мировые фестивали (в этом году второй раз подряд его картина была единственным российским коротким метром на Берлинале), но, пожалуй, до этого года у нас он был скорее «неофициальной» звездой, его числили экспериментатором (что правда) и проводили по ведомству «здорово, но непонятно». В этом году фильм Свирского «Вадим на прогулке» впервые получил приз жюри ОРФАК и занял четвертое место профессионального рейтинга, то есть аргумент «это никому не понятно» уже не работает. Надо сказать, намного понятнее Сашино кино не стало, но, видимо зрители научились принимать ритмический поток его образов, как поэзию, которую не требуется понимать буквально. А музыка Алексея Просвирнина вместе со стихами Свирского, которые Леша читает нарочито ровным отрешенным тоном, помогает в этом потоке сориентироваться. При этом мне кажется, что успех у публики ОРФАКа «Вадима на прогулке» связан еще и с его очевидной актуальностью – раньше никогда не было так заметно, что Сашу волнует, что происходит вокруг. Фильм этот начинается с образов и текстов, связанных с запертостью, теснотой, мучительным переживанием сжимающегося пространства – и это очевидным образом рифмуется с нашим общим карантинным настроением. И продолжается темой выхода из квартиры-камеры на прогулку в пространство, которое только на первый взгляд выглядит безопасным, и, сколько ни уговаривай себя, его нельзя считать свободой. Конечно, среди образов «на прогулке» прежде всего считывается человек, бьющий палкой лежащего – все мы понимаем, что речь идет о жестких разгонах российских митингов, которым мы были свидетелями. Но это только сигнальная метка, все остальное в фильме так же говорит о желанной и неосуществимой свободе. В то время, как текст напоминает самоуговоры человека, испуганного тем, что он видит вокруг, и старающегося убедить себя, что все в порядке и надо только следовать указаниям «сверху», тех, кто лучше знает, зачем это все.

Еще одну награду, диплом с формулировкой «за то, что смешно», получил фильм Ивана Максимова «О, неет!». Причем для классика, в последние годы получающего награды главным образом с формулировкой «за верность себе», фильм получился совсем непривычным, хотя и сохранил Ванин спокойно-удивленный взгляд на абсурдный мир. Новым в этом фильме была, во-первых, работа с другим художником. Как правило Максимов рисует сам, его лирические монстры очень узнаваемы, а здесь он отдал все (кроме пары персонажей) на откуп прекрасной художнице Алисе Юфа, которая прежде всего известна своими иллюстрациями и только недавно начала работать с анимацией в фильме Наташи Мирзоян «Привет, бабульник!». От этого визуально фильм получился как будто не Ваниным. А во-вторых, Максимов изменил своему правилу делать сквозное течение истории, которое было в его фильмах непрерывным даже, если фокус все время переходил с одного на другое событие, происходящее вдоль движения. Здесь кино строится из множества самостоятельных микросюжетов, каждый из которых даже не столько завершается, сколько подходит к последней точке перед неминуемым «обломом», так что герои (а в некоторых фрагментах зрители), кричат: «О, неет!». Кино это, на мой взгляд, беспроигрышное и должно отлично пойти по фестивалям, особенно сейчас, когда так велик спрос и потребность в смешном. Но Ваня, насколько мне известно, пока не спешит его рассылать, поскольку больше всего в фестивалях ценит не награды, а возможность путешествовать и встречаться с друзьями, что в сегодняшнем онлайн-режиме невозможно. И в этом я его полностью понимаю.

Диплом за лучший фильм для детей с формулировкой «за несгораемую любовь» получил фильм Юли Ароновой «Пожарник», снятый во Франции и спродюсированный студией «Пчела» с несколькими французскими институциями. Юля, мастер обаятельных и парадоксальных историй, сочинила сюжет про тревожного пожарного, который со своей вышки следит, нет ли где огня, и лишь учует дымок, тут же несется тушить, даже если это свечки на торте или зажженная сигара. Он доставляет людям своей бдительностью сплошные неприятности и так происходит до тех пор, пока носатый герой не встречает женщину, к которой в прямом смысле загорается любовью и она полыхает ему в ответ. И теперь он не может отъехать далеко от дома на своей пожарной машине, потому что при всякой разлуке сердца влюбленных вспыхивают и нужно срочно вернуться, чтобы затушить пожар поцелуем. Финал фильма, состоящий из бесконечных отъездов и возвращений, суздальский зал принимал таким восторженным смехом, что сразу было ясно, как все соскучились и по Юле, и по счастливым любовным историям, и по возможности обниматься.

Окончание следует.

Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ