ПОЛНОМЕТРАЖНЫЕ ФИЛЬМЫ
1. « My Love Affair with Marriage», реж. Signe Baumane
Фильм Сигне Баумане, американо-латышской звезды независимой анимации, я увидела только в этом году, хотя он путешествует по фестивалям с прошлого года и в прошлом году уже получил приз в Анси. В картине сразу узнается рука Сигне, ее плотная иллюстраторская графика, гротескные персонажи, и насмешливая откровенность с едким юмором, в который преобразуются ее грустные воспоминания. «Мой роман с замужеством» на самом деле говорит не о юношеских матримониальных надеждах и двух не удавшихся замужествах Баумане, которая в фильме получает имя Зельма. Речь идет вообще о том, что такое «женское» в сегодняшнем понимании и как трудно вытравить из себя желание соответствовать мнению окружающих: мамы, подружек, соседок из сахалинского детства, с которого начинается фильм, латышских одноклассников, да и вообще каждого встречного. Советский мир транслирует консервативные ценности: замужество, материнство, домашний очаг, и даже девушка, родившаяся с независимым характером, как Зельма, не замечает, что принимает эти правила.
Да, в этом фильме режиссерская рука узнаваема, но в то же время он сделан по-новому: рисованные 2D персонажи Баумане живут в реальных декорациях, напоминающих ей о местах, связанных с прошлым. Ведя разговор о любви, как будто боясь чрезмерной откровенности, и чтобы немного сбавить градус эмоций, Сигне включает в фильм эпизоды, где объясняется физиология женского организма (тут сразу вспоминаются ее короткометражки о сексе, ориентированные на подростков, где был сильный, хоть и не такой открытый образовательный поворот). Рассказывает об этом бесформенное существо по имени Биология, а сами вставки нарисовала не Сигне, а Yajun Shi, молодая режиссерка и художница с совсем другой графической и анимационной манерой. Ну и третий новый поворот: этот фильм можно считать мюзиклом, поскольку каждый биографический этап, который Сигне считает важным, сопровождается, как в греческой трагедии, комментарием хора, транслирующем «общественное мнение», патриархальные ценности, определяющие, как должна выглядеть, вести себя и строить жизнь настоящая женщина. И этот комментарий в полуджазовой манере поют три «Мифологические сирены» (латышское трио «Лимонад»).
А для меня самым важным и сильным в фильме Баумане была ее смелость признаться, что и сама она, несмотря на репутацию бескомпромиссной феминистки, несла в себе отпечаток советского консерватизма, от которого пришлось долго и мучительно избавляться. И если старые представления о месте женщины в обществе она отбросила решительно, расставшись с первым мужем-захребетником и начав строить самостоятельную жизнь, то консервативный взгляд на гендер оказалось преодолеть куда труднее. Второй муж Зельмы, шведский художник Бо, несмотря на связывающую их любовь, не укладывался в старые представления о «настоящем мужчине», как выяснилось потом, он был гендер бендер – мужчина, любивший переодеваться в женскую одежду. Но для героини принять гендерную флюидность было не просто, и только к концу фильма, уже разойдясь с мужем, она стала проецировать его ситуацию на себя, и вспомнила, что ей тоже в школе говорили: «ты дерешься, значит ты не девочка». И тогда все встало на свои места.