Зато я увидела второй фильм, меня очень интересовавший - L'Extraordinaire Voyage de Marona (а в английском варианте Marona's Fantastic Tale) Анки Дамиан, тоже очень любимой мной и знаменитой своим анимадоком, в первую очередь потрясающим анимационным расследованием «Крулик: дорога в загробную жизнь». В режиссерской судьбе Анки много удивительного, начиная с того, что первые фильмы, которые она сняла, были полнометражные, и только после этого она дебютировала как режиссер с коротким метром - единственный подобный случай, который я знаю. Ну а еще Анка, которая сейчас начала снимать новый полный метр «Остров», который она сама называет «безумным анимационным мюзиклом», сказала, что похоже, она единственная женщина режиссер с четырьмя анимационными полными метрами. Это к разговору о гендерном паритете в кино, к которому мы еще вернемся. Так вот новость в том, что Анка внезапно сняла детское, то есть скорее семейное кино, чего от нее совсем не ждали.
«Невероятное путешествие Мароны» - история о беспородной собачке, за свою короткую жизнь переходившей от одного владельца к другому, любившей и прощавшей каждого и каждому оказавшейся не нужной. Рассказ ведется от лица этого милого существа с ушами, похожими на крылышки и с интонацией героя, который знает, что было до начала истории и чем она кончится, то есть говорящего уже с той стороны, как собачий ангел с неба. Фильм начинается с того, что мы видим сбитую машиной Марону и дальше рассказ строится, как несколько последовательных историй: сначала о ее рождении, где героиня была девятой в помёте и потому получила имя «Девять». После некоторых перипетий ее хозяином стал молодой уличный акробат Маноло, которого пригласил на работу директор цирка с условием, что он расстанется с щенком, и героиня, учуяв запах отчаянья, сама потихоньку ушла от любимого хозяина. Следующим оказывается добрый строитель, у которого есть сумасшедшая мамаша, чуть не убившая собачку, и капризная жена, потребовавшая от нее избавиться. Последней становится девочка с ворчуном-дедом и милой замотанной одинокой мамой. Вот тут, постоянно менявшая имена героиня стала Мароной, а семья, согласившаяся на собаку, чтобы как-то через нее повлиять на растущую девочку, в конце концов оказывается бессильной - в новой жизни подростку уже мешает бывшая любимица.
Все эти истории очень узнаваемы, но с точки зрения драматургии фильм, пожалуй строится несколько монотонно – ни одна из них не становится пиком, не поворачивает ход вещей. Но обаяние «Путешествия Мароны» - не в сюжете и даже не в очаровательном характере мудрой собаки. А собственно в арте, начиная от невероятного живописного богатства изображения, до изумительной гротескной анимации, где пластика задает смысл больше, чем сюжет. Мои любимые герои – радостный, беспрестанно летающий гутаперчевый акробат, у которого полоски на трико живут своей полетной жизнью, то рассыпаясь, то собираясь вновь. И сумасшедшая старуха, у которой лицо вдруг сморщивается, будто посреди него завязывается узел. Впрочем, по-другому морщинистый, ковыляющий дед и нежная мама с волосами-облаком тоже прекрасны.