Блог фестиваля


«Anima-2024
»


Первая часть
Кадр из фильма «Wander to Wonder», режиссерка Nina Gantz
В этом году я впервые смотрела программу Брюссельского анимационного фестиваля Anima и она мне очень понравилась. Это один из первых больших смотров года (он проходил с 23 февраля по 3 марта) и я думала, что большей частью в нем будут участвовать фильмы, которые я уже видела на осенних фестивалях, но нет, в конкурсе было много нового и интересного, такое начало года выглядело вдохновляюще. Сами собой из соединения фильмов вырисовывались новые общие сюжеты и тенденции. Специальной темой Anima-24 была научная фантастика. Вспоминая, что в прошлом году фантастика была и темой Загребского Анимафеста, думаю, что этот общий тренд выглядит эскапистским, задающим вопрос из грустного анекдота: «Нет ли у вас другого глобуса?». Но может быть это просто мое настроение.

В честь центральной темы фестивальный трейлер с дизайном Cyril Pedrosa тоже был посвящен фантастике.
«Анима» действительно большой фестиваль, он идет 10 дней на 5 площадках и состоит из множества конкурсных и специальных программ. В конкурсе есть международная часть: профессиональные короткометражки, студенческие короткометражки, фильмы для детей и фильмы из «Ночи анимации» (300 минут странных, смешных, абсурдных короткометражек). И национальный конкурс: профессиональные фильмы и студенческие. А еще конкурс из полутора десятков полных метров. Внеконкурсная программа еще больше, в ней есть международный сборник студенческих фильмов «Новые таланты», панорама бельгийской анимации, сборник мультфильмов феминистской направленности («женская перспектива») под названием «Girls Girls Girls» и программа анимадока под названием «Real-life Stories», спецпрограммы, среди которых «Queer Stories», сборник музыкальных клипов «Смотри и танцуй», множество ретроспектив, среди которых, конечно, показ фильмов недавно умершего великого бельгийского режиссера-сюрреалиста Рауля Серве, ну и 11 программ анимационной научной фантастики от классики до самого нового.

Попытаюсь рассказать о самом интересном и, как всегда, начну с призеров. Главный приз за полный метр взял «Сон Султаны» испанки Изабель Эргеры, о котором я писала в прошлом блоге, а награда жюри за лучший полный метр для детей, как и приз публики за то же самое получил «Цыпленок для Линды» режиссеров Себастьена Лоденбаха и Марии Кьяры Мальта, который осенью на БФМ взял главный приз за полный метр, и я о нем тоже писала. Приз публики в полнометражной категории получил фильм «The Peasants» режиссеров DK Welchman & Hugh Welchman, сделанный в технике, соединяющей игровое кино с анимацией. Фильм этот мне посмотреть не удалось, но знаю, что по сюжету там речь о драматической любовной истории в польской деревне 19 века. Не могу высказывать мнение до того, как посмотрю фильм целиком, но, понимая, как много этот фильм связывает с «Loving Vincent» - и один из режиссеров Хью Уэлшман, и польское производство, и позиционирование, подчеркивающее «более 40 000 картин маслом, нарисованных вручную», предполагаю, что это не моя чашка чаю.
Трейлер фильма «The Peasants», режиссеры DK Welchman & Hugh Welchman
Гран при фестиваля, а также приз прессы получил «Wander to Wonder» голландской режиссерки Nina Gantz, той самой, чей грустный фильм «Edmond», о человеке, не умеющем останавливаться в любви и съедавшем все, что любит особенно сильно, - мы не забудем. Нина снова делает кино кукольное, одновременно печальное и ироническое. Ее герои – маленькие человечки: Мэри, Биллибад и Фамблтон, в 80-х годах прошлого века они в костюмах кукол снимаются в познавательной передаче для малышей «Wander to Wonder» с немолодым ведущим Дядей Гилли. Стилистика телевидения 80-х, медленный темп, трескучие видеокассеты с полосами по экрану, блеклые цвета, все ностальгически и с любовью воссоздано Ниной. Фильм начинается после того, как ведущий внезапно умирает и мы видим, что герои пытаются продолжать свою прежнюю жизнь – снимать детские передачи, хоть по студии уже летают жирные мухи. Но сами эти съемки без их создателя идут вразнос, игравший для детей веселого неудачника Фамблтон, теперь бегает в кадре без трусов и изображает Гамлета, герои ссорятся, впадают в отчаянье и не понимают, как жить дальше. Наступает голод, от мух тошнит, вспоминая прошлую счастливую жизнь, Мэри читает письма от детей Дяде Гилли и без конца пересматривает фрагмент передачи, где он похвалил ее за ум. «Wander to Wonder» напоминает нам о мультфильме «Over time», посвященном создателю «Маппет-шоу» Джиму Хенсону, и снятом дипломниками французской киношколы «Supinfocom», где игрушечные лягушата внезапно обнаруживают тело своего режиссера и, не желая признать его смерть, сами двигают его, словно куклу и устраивают прощальный концерт. Но у Нины Ганц ситуация гораздо более сильная и трагическая: сходящим с ума от голода и запертости маленьким людям кажется, что видеокамера – это окно в мир, и если покричать туда, их услышат те самые дети, которые присылали им когда-то мешки писем, и, наверное, пришлют еды и спасут. Кино действительно прекрасное, кукольный парадокс (куклы играют людей, которые играют кукол) располагает к размышлениям, так же как фальшивое телевидение, которое никого не спасает. Ну и вообще, этих героев, таких живых, изменчивых, непредсказуемых бесконечно жаль.
Трейлер фильма «Wander to Wonder», режиссерка Nina Gantz
Специальный приз жюри получил фильм немецкого режиссера Volker Schlecht «The Waiting», о котором я не раз писала. Приз за лучший студенческий фильм в международной программе отдали ленте «The White Night / La Nuit blanche» Audrey Delepoulle, дипломника французской киношколы Ecole Emile Cohl. Сюжет строится на том, что на утро прогноз погоды обещает неслыханный мороз, так что садовники проводят ночь, спасая свои сады и зажигая в темноте сотни костров, которые должны остановить наступающий лед. Но в действительности это короткое кино не экшн, а красота, наполненная тревогой.
Трейлер фильма «The White Night / La Nuit blanche», режиссер Audrey Delepoulle
Специальное упоминание жюри получила Barbara Rupik из польской киношколы в Лодзи за фильм «Such Miracles Do Happen / Takie cuda się zdarzają» - завораживающее кукольное кино о девочке, родившейся без костей и наблюдающей вместе со своими односельчанами, как все сельские статуи – и каменные, и деревянные, - сходят со своих пьедесталов и куда-то уходят. Идут, хотя у них нет костей и мышц тоже нет. Тогда мечтательная девочка как-то сливается с домашней скульптурой принца – у нее нет костей, а он пустой, у него нет мышц, теперь она тоже может ходить, и уходит вслед за процессией сельских богородиц, овечек и святых. В фильме очень интересная техника и материал, похожий на текучую мокрую глину, напоминающие о прошлом, тоже очень успешном фильме Барбары "The Little Soul". Сделанные из этого материала почти слепые, стертые лица старых памятников и людей, вызывают ощущение бедности и тоски.
Трейлер фильма «Such Miracles Do Happen / Takie cuda się zdarzają», режиссерка Barbara Rupik
Награду за лучший фильм для детей получила французская лента «Beurk \ Yuck» режиссера Loïc Espuche, рассчитанная на школьников – кино о поцелуях. Разновозрастная детская компания бегает по кемпингу и подсматривает за парами. Оказывается, у тех, кто собирается целоваться, и старых, и молодых, губы становятся ярко розовыми и светятся как лампочки. Дети хохочут, им кажется, что целоваться в губы отвратительно, пока вдруг в смущении не чувствуют желание целоваться мальчик и девочка постарше из этой же компании. История придумана симпатично, на само кино очень простое – чистый нарратив.
Трейлер фильма «Beurk \ Yuck», режиссер Loïc Espuche
Что касается призов публики в коротком метре, то их получили, во-первых, французский студенческий фильм «Les Pissenlits par la racine» режиссерки Chloé Farr из киношколы Poudrière. Чисто разговорное кино, безо всякого действия, но очень яркое и нарядное, прямо журнал мод. История о том, как шестилетней Коко приснился страшный сон, что ее маму и тетю съел персонаж из книжки. Девочка проснулась и требует, чтобы мама срочно звонила в полицию, так что маме приходится уговорить молоденькую тетю изобразить по телефону полицейскую.
Кадр из фильма «Les Pissenlits par la racine», режиссерка Chloé Farr
Приз публики за лучший фильм для детей достался фильму, который мне тоже очень нравится – кукольно-войлочной сказке для малышей «Battery Mommy» южнокорейского режиссера Seung-Bae Jeon. На осеннем БФМ у нас была, видимо, первая часть этого милого проекта – «Папа батарейка», он даже получил приз. Мама-батарейка, как и папа, тоже оказалась героиней, она работала в детском саду и смогла включить испорченную систему сигнализации, когда загорелась новогодняя елка. В этих фильмах особенно милое – сами войлочные батарейки и то, как придумана их рабочие обязанности. Буквально «он работал в зоопарке крокодилом»
Кадр из фильма «Battery Mommy», режиссер Seung-Bae Jeon
Теперь о победителях национального конкурса. Бельгийская программа была действительно сильная, несколько фильмов из нее уже активно идут по мировым фестивалям, собирая урожай призов. Впрочем, фильм-лауреат Гран при в бельгийской программе выглядел для меня неожиданно, у меня были другие фавориты. Гран при получила странная сказка «Conte sauvage» режиссерки Aline Quertain, о взаимоотношениях между птичкой, которую все обижали, и диким котом. Развитие истории выглядит непредсказуемо: мы ждем детского сюжета про дружбу, но «Дикая сказка» идет в совсем другую, скорее жестокую сторону, и ее яркий дизайн тоже выглядит не миленько, как ожидаешь, а скорее тяготеет к причудливому наивному искусству.
Трейлер фильма «Conte sauvage», режиссерка Aline Quertain
Приз за лучшую бельгийскую короткометражку (видимо, это на ступеньку ниже, чем Гран при, но, честно говоря, я в премиальных раскладах фестиваля не очень разобралась), получил мой фаворит – франко-бельгийско-голландская копродукция «Beautiful Men» режиссера Nicolas Keppens. Кеппенса мы запомнили три года назад, когда по фестивалям победно прошел его рисованный фильм «Easter Eggs» о двух нелепых подростках в поисках приключений. Там был хороший сценарий и простая смешная графика, но со своим новым фильмом режиссер, на мой взгляд, взлетел вверх как ракета. На этот раз он снял кукольное кино, подробное, почти реалистическое (что редкость для режиссера раньше выбиравшего рисованную технику) о трех братьях средних лет, приехавших в Стамбул для пересадки волос, поскольку стали лысеть. Три характера – один очень неуверенный в себе, тревожный и робкий, другой пытающийся выглядеть мачо, но тоже явно не вполне уверенный в этом, и третий, старающийся быть добрым и сочувствующим братом – все они хотят быть красивыми и счастливыми, надеясь, что волосы им в этом помогут. Их жизнь в стамбульском отеле полна неловких ситуаций, в которые герои тушуясь, злясь, стыдясь попадают буквально каждую минуту в номере, в туалете, в бане. Ситуаций очень смешных и при этом вызывающих острую жалость к немолодым, но таким ранимым и закомплексованным мужчинам. К их приезду на Стамбул падает густой туман, в котором не видно ни зги, туман превращается в дым пожара, заполняющий гостиничные коридоры, в тумане находятся герои, кажется, не понимающие о своей жизни ничего. И когда в финале фильма мы видим их нелепо лохматыми после операции, кажется они не чувствуют себя лучше.
Трейлер фильма «Beautiful Men», режиссер Nicolas Keppens
Еще одна награда, которая называется «авторской премией», что бы это ни значило, в бельгийском конкурсе досталась тоже отличному фильму «Drijf» режиссера Levi Stoops, в котором мы встречаем пару, вдвоем голышом путешествующую на бревне среди бескрайней воды. Собственно сюжет составляют препирательства этих архетипических Евы и Адама – узнаваемые дрязги партнеров, активной женщины и согласного на все, лишь бы не было скандалов, мужчины, парадоксально выглядящие посреди моря, а не в квартире. Оказывается, они поплыли, чтобы увидеть дельфинов, надеясь прекрасным зрелищем укрепить свои отношения, но дельфинов нигде нет и вот они заблудились. В пути Джереми и Аврора встречаются со вполне эпическими препятствиями: жара, голод, буря, гигантская акула, раны, даже отрезанная нога и прочие катастрофы, достойные античного сюжета, но отношения и разговоры остаются такими же сниженными, как дома на диване и этот парадокс вместе с простой и выразительной анимацией составляют юмор и обаяние картины. Добравшись в конце концов до берега, изувеченные герои видят, наконец, дельфинов, но скандалы продолжаются.
Трейлер фильма «Drijf», режиссер Levi Stoops
В студенческой номинации бельгийского конкурса награды получили две картины. Приз за лучший фильм – «Jan» режиссерки Febe Van Avermaet, выпускницы Royal Institute for Theatre, Cinema & Sound. Это коротенькая зарисовка о немолодом тревожном мужчине, которого успокаивает только вид гусей, едящих семечки с его руки. Ян едет в поезде и, забывшись, представляет себе, что все его спутники – это гуси.
Кадры из фильма «Jan», режиссерка Febe Van Avermaet
Специальное упоминание жюри получил фильм «Hervé's Case / Le Cas d'Hervé c'qui ?» режиссерки Luna Filippini из Atelier La Cambre Production, милое необязательное кино о рутине одного дня в жизни девушки – будильник, офис, телевизор, кошечка и немного фантастики. Оно уже есть в сети целиком, на французском.
Кадры из фильма «Hervé's Case / Le Cas d'Hervé c'qui ?», режиссерка Luna Filippini
Телевизионную награду (с приобретением прав на трансляцию), получил забавный студенческий «Muscle Man in: Metal Mayhem», который снял Nicolas Gemoets, дипломник киношколы Atelier de production de la cambre. Он же получил премию «Синергия» (не знаю, что это за награда) и приз публики в бельгийском конкурсе. Всех развеселил анекдот про лысоватого, похожего на бухгалтера супергероя, который так был помешан на чистоте и порядке, что в самый острый момент спасения мира мог начать что-то протирать и ставить в рядок. А тут как раз на город напал взбесившийся гигантский робот и герой стал остро необходим.
Кадры из фильма «Muscle Man in: Metal Mayhem», режиссер Nicolas Gemoets
Теперь перейду к рассказу о не награжденных фильмах из фестивальной программы, которые мне понравились. А программа была действительно отличная. И, кстати, фильмы из России в ней были, что нынче случается не всегда: «Белый белый день» Васи Чиркова в международном конкурсе и «Переход» Даши Волчок в программе «Ночи анимации».

Начну с международного конкурса короткого метра. Один из самых любопытных фильмов программы, «Peeping Mom / Le Sexe de ma re» французкого режиссера Francis Canitrot, соединяет кукол и компьютерную 2D и 3D анимацию в рассказе о об одиноком, застенчивом и грузном пятидесятилетнем Эли, живущем с пожилой мамой - энергичной, капризной и требовательной. А главное – живущей воспоминаниями о лихой молодости, полной мужчин, секса и приключений и постоянно своим поведением вгоняющей сына в краску. Она одновременно хочет, чтобы сын был таким же лихим в сексе, как она, с другой – не отпускает его от себя, и он тихо старится в мечтах о хорошенькой соседке, не решаясь с ней познакомиться.
Трейлер фильма «Peeping Mom / Le Sexe de ma mère», режиссер Francis Canitrot
Удивительное, я бы сказала, символистское кино «The Waves» южнокорейской режиссерки Joung Yumi, снимавшей раньше тоже загадочные и многозначные фильмы, как очень мной любимый «Love Games», где любовные игры уподоблялись детским, и «House of Existence» с постепенно разрушающимся домом. Она снова сняла кино полное отсылок и ассоциаций, похожее на ребус, который хочется разгадывать. Черно-белое кино с намеренно нейтральной картинкой показывает берег с накатывающимися волнами и несколько персонажей, каждый из которых как будто не видит других. Молодая женщина приходит и ложится на песок, обняв портфель. Мужчина в деловом костюме делает куличики, школьница раздевается и заходит в воду, мальчик кидает мяч в воду и, забирает его. Все это происходит циклично и тут невозможно не вспомнить «Танго» Рыбчинского, мальчик с мячом вообще выглядит как прямая цитата. А еще на берег постоянно выходит немолодая женщина, вынося то кошку, то собаку, то тяжело волоча тело человека, кладет их одного за другим в подплывающую лодку с перевозчиком в надвинутой на глаза шляпе, и лодка уплывает. Казалось бы, вот так, по заведённому это будет продолжаться вечно, но в конце концов в эту лодку Харона пожилая женщина садится сама, люди расходятся, а берег пустеет. Все персонажи двигаются, как будто стреноженные, фильм выглядит странно, искусственно и от этого тем более завораживающе.
Трейлер фильма «The Waves», режиссерка Joung Yumi
Фильм французской иллюстраторки Mathilde Bédouet «Summer 96 / Été 96» в феврале уже успел получить премию французской академии Сезар за короткий метр. Это посвященное родителям ностальгическое кино - особенно яркое, особенно красивое, каким обычно выглядит счастливое детство. Матильда показывает две дружеские молодые семьи с детьми, которые поехали на традиционный августовский пикник на море, но что-то перепутали и прилив запер их, ожидающих спасения, на ночь на берегу. Друзья взяли с собой видеокамеру и первые беспечные солнечные часы пикника все без конца снимают друг друга, так что мы видим жизнь через объектив: красивых, как рок звезды родителей, прелестных детей. Матильда рисует яркий мир цветными карандашами, используя ротоскоп, который как бы подтверждает реальность событий. В этом фильме главный герой – Поль, мальчик лет десяти, еще не подросток, но уже не малыш. Холодная ночь, которую семьи проводят на пляже, превращается для него во что-то вроде инициации. Проснувшись от холода и решив одиноко погулять, он падает в воду и чуть не тонет. Это событие становится его тайной, и пусть родители по-прежнему считают Поля малышом, мы видим проявление его сложного, сильного и закрытого характера, и сам он осознает, что стал самостоятельной индивидуальностью со своей тайной жизнью.
Трейлер фильма «Summer 96 / Été 96», режиссерка Mathilde Bédouet
Фильм швейцарской звезды Georges Schwizgebel называется «From one painting… to another / D'une peinture... à l'autre». Швицгебель, с его узнаваемой контрастной живописью с черными тенями, делает короткое кино про живопись, переходя от одной картины к другой, исследуя что происходит за 50 лет в искусстве, двигающемся от одного сюжета с обнаженной белой женщиной и черной служанкой («Олимпии» Эдуарда Мане) к другому («Белая и черная» Феликса Валлоттона). По последним фильмам Швицгебеля ясно, что постколониальная тема его занимает, но в кино завораживает не столько его мысль или то, как одна картина превращается в другую, а сам фирменный швицгебелевский полет, вращение камеры, от которых кружится голова.
Трейлер фильма «From one painting… to another», режиссер Georges Schwizgebel
Фильм «Lack / Brak» польского режиссера Paweł Prewencki – это история о потере ребенка, рассказанная от имени мужчины. В этом фильме есть бессловесный сюжет - про любовь, ожидание ребенка, который выглядит как пятнышко света в животе матери, и его угасание в больнице. Но самое сильное в фильме не история, а само горе, очень личный образ тоскующего отца и нервная, взвинченная музыка. Мы видим героя, похожего на темную скалу, его ярость на весь враждебный мир, который рушится на него и обваливается под ним, разъезжающиеся под ногами полосы пешеходного перехода, смазанные, расплывающиеся фигуры окружающих людей и надпись, прерывающая фильм и повторяющаяся несколько раз во время него: «мне не хватает тебя».
Трейлер фильма «Lack / Brak», режиссер Paweł Prewencki
Любопытное канадское мрачное фэнтези «Return to Hairy Hill / Retour à Hairy Hill», режиссера Daniel Gies, основанное, как ни странно, на реальной истории женщины, родившейся в 1940-м году в Хэйри Хилл. Героиня фильма, девочка-подросток, живет с матерью и младшими братьями и сестрами в домике в лесу. Атмосфера такая, что ясно, что в этом доме случилась трагедия с отцом и несчастья продолжаются: мать превращается в ворону и тоже бросает дом, тогда мы и понимаем все предыдущие знаки, говорящие о том, что все в этой семье – животные. Не в силах вынести зимнего холода и голода, младшие дети тоже постепенно превращаются в зверей и уходят из дома. Только героиня пытается остаться человеком, но чувствует, что уже начинает обрастать шерстью. Кино снято в компьютерном 3D со сказочно-жизнеподобной картинкой, но сами персонажи при этом полуусловны и частично как будто сделаны из бумаги, что добавляет фильму артистическое измерение.
Трейлер фильма «Return to Hairy Hill», режиссер Daniel Gies
«Architect A» южнокорейского режиссера Jonghoon Lee - милое, нарядное сказочное кино, выглядящее детским, хоть и с драматизмом на дне. О странном архитекторе, который строил персонализированные дома из воспоминаний заказчика, но что-то случилось и он ушел из профессии. И все же согласился построить крошечной старушке, похожей на волшебницу, дом, стоящий на скале над морем, в том месте, где она была счастлива в детстве с мамой, пока буря не смыла дом.
Трейлер фильма «Architect A», режиссер Jonghoon Lee
На этом пока остановлюсь, а во второй части блога про фестиваль Anima расскажу про лучшие фильмы студентов и из специальных программ. Не переключайтесь!

Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ