Не могу тут не рассказать еще и о загребском мастер-классе канадского продюсера Марка Бертрана – он всегда меня очень вдохновляет своим энтузиазмом по части новых технологий. Несколько лет назад я была на его лекции, где он рассказывал о канадских проектах со стерео анимацией, теперь он увлечен виртуальной реальностью. Он говорил о новых эмоциях, которые приносит новый опыт, связанный с VR и к этому рассказывал про несколько впечатляющих VR проектов (не анимационных). Два из них поразили и меня. В одном из них люди в VR-шлемах оказывались в метро и видели, как в вагон входили хулиганы и начинали драться. И Бертран уверял, что прямо чувствовал вкус крови на губах. Но самое интересное – проект, в котором пятеро участников в VR-шлемах усаживали за стол с тарелками. Перед этим каждый должен был выбрать одну из пяти ролей, среди которых были члены семьи (отец с матерью и сын с дочерью), плюс подружка сына. Бертран выбрал роль подружки, поскольку хотел получить какой-то новый опыт. Он говорит, что видел свое тело как женское и молодое. Перед «семейным ужином» он пошел на кухню, где отец вынимал из холодильника торт. Дернулся и плеснул случайно девушке (Марку) соусом на грудь. Бертран говорит, что инстинктивно дернулся, но тут «отец» стал стряхивать пролитое с «ее» груди и Марк признался, что это было неприятно – он так же инстинктивно отстранился. Потом все уселись за стол. В тарелках полно, а мать все накладывает. Марк говорит: отказаться неловко, я ж не член семьи. К тому же мать много пьет и постепенно напивается, сын на нее кричит, требует, чтобы перестала пить. И тут Марк говорит: я инстинктивно касался рукой своего соседа, который был «моим бойфрендом»: успокойся. А потом у матери была истерика оттого, что она беременна. Причем, как они выяснили потом, у всех был один сюжет, а у матери другой – до ужина она была в ванной и получила анализ, что беременна. А за столом она видела, что тарелки пустые и надо людей как-то кормить. Это была история про разницу восприятий. Кстати, после мастер-класса Бертрана еще немного о VR, уже как режиссер, говорил Ури Кранот, который признавался, что раньше считал виртуальную реальность фокусом, в котором нет искусства, а теперь видит свет в конце тоннеля и что впереди много интересного.
Продолжаю. В Анси было целых 9 фильмов в конкурсе и они представляли разные варианты подхода к VR. Кристалл Анси за лучшую работу VR получил аргентинско-французский фильм Gloomy Eyes режиссеров Jorge Tereso, Fernando Maldonado – сказочка про дружбу обычной девочки с мальчиком-зомби. Обаяние приема было в том, что надевая шлем, ты как будто попадал, как великан в мир этой сказки и жизнь ее маленьких обитателей разворачивалась на холмах вокруг тебя.