Блог фестиваля


«Anima-2024
»


Вторая часть
Кадр из фильма «La notte» Martina Generali, Simone Pratola & Francesca Sofia Rosso
В первой части фестивального блога я рассказала о призерах недавнего брюссельского фестиваля «Анима» и лучших фильмах международного короткометражного конкурса. Во второй расскажу про все остальное и начну с международного конкурса студенческих работ. В нем тоже хватало хорошего кроме призеров.

Простая и трогательная сказка «Crab Day» о чувствительном мальчике из рыболовецкой деревни, снятая Ross STRINGER, выпускником магистратуры знаменитой британской The National Film & Television School, в этом году получила премию BAFTA как лучший британский мультфильм. По сюжету на праздник крабов все мальчики деревни должны под руководством отцов показать, как они могут одним ударом разрубать крабу панцирь. Но маленького краба, глядящего на мальчика точно такими же, как у него, вертикальными мигающими глазами, жалко. Краб остается жить и вырастает в тайнике до гигантских размеров, а дальше происходят фантастические события. Мне самым важным тут кажется даже не то, что самый нежный в результате оказывается всеобщим спасителем, а то, что на самом деле все одинаковые – и люди, и крабы, и большие, и маленькие. Не как винтики одинаковые, а в том смысле, что все живые.
Трейлер фильма «Crab Day», режиссер Ross STRINGER
Фильм команды из пятерых студентов (Agathe SÉNÉCHAL, Alicia MASSEZ, Elise DEBRUYNE, Flavie CARIN and Théo DUHAUTOIS) французской киношколы Pôle 3D «On the 8th Day / Au 8ème jour» - по-своему поворачивает космогонический миф. Только главный сюжет тут не создание мира, а его гибель после семи дней творения. Студенты работают в цифровом 3D, но создают ощущение рукотворного мира, связанного из разноцветных ниток, сшитого из кусочков тканей. Причем каждое из живых существ - бежит оно, плывет или летит, - тянет за собой эту нитку «жизни», которая не столько управляет им, сколько питает. И все кино, идущее под мрачную музыку – это стремительное движение, бег, полет спасающихся от чего-то существ. Ритм этого общего движения, пожалуй, самое сильное в «восьмом дне». Всех догоняет чернота, нитки чернеют и рвутся, будто сгоревшие, запутывают и душат как сети, пока не обрывается разноцветный сноп, связывавший небо и землю, и все живое улетает в черный космос.
Трейлер фильма «On the 8th Day / Au 8ème jour», режиссеры Agathe SÉNÉCHAL, Alicia MASSEZ, Elise DEBRUYNE, Flavie CARIN and Théo DUHAUTOIS
Команда из шести студентов еще одной французской киношколы, ECV Bordeaux (Mahault ROBIN, Apolline BUCHER, Marine AZAM, Lilou DUBREUIL, Louise MOULIS, Nicolas WILHELM) сняла невероятно изысканный, стильный, декоративный фильм «Le Parc aux cerfs», где каждый кадр хочется сделать иллюстрацией в роскошной книге готических сказок. Фаворитка демонического короля-оленя мечтает сбежать от злого властителя, он ее ловит, но в руках у красавицы нож, и стоя над окровавленным трупом, она решает, что, пожалуй, лучше стать королевой. Этот фильм обозначает новый тренд в студенческой анимации – на красоту и сказочность, тренд с одной стороны эскапистский, а с другой, выглядящий как протестная реакция на «бедное кино» - намеренно грязную, упрощенную картинку, созданную быстро, «из сора». На кино, в котором главное – мессидж, позиция автора, а инструмент – режиссура, умеющая обходиться малым. Фильм уже целиком в сети.
Фильм «Le Parc aux cerfs», режиссеры Mahault ROBIN, Apolline BUCHER, Marine AZAM, Lilou DUBREUIL, Louise MOULIS, Nicolas WILHELM
В том же тренде и «La notte» трех студентов итальянской National Film School (Martina Generali, Simone Pratola & Francesca Sofia Rosso), в прошлом году получивший приз Анси за лучший диплом. Но здесь, кроме изобразительной яркости и стильного дизайна, все завязано еще и на музыку - фильм строится на концерте Вивальди 'La Notte' и это волшебная ночь во время венецианского карнавала. Вечно попадающего впросак героя комедии масок Пульчинеллу вышвыривают из дворца, где начинается аристократический бал. Голодный и обиженный, он засыпает прямо на улице и дальше, уже во сне, все-таки попадает во дворец, бежит за недоступной красавицей, врывается в притон с чудовищами, случайно открывает чьи-то тайны и снова бежит. Все это очень эффектно, страшно, весело. После захватывающей дух погони, Пульчинелле все же удается спастись, вернувшись в собственное спящее тело, но заветная булочка так и остается в его руке.
Трейлер фильма «La notte» Martina Generali, Simone Pratola & Francesca Sofia Rosso
Как противовес этой красоте в студенческой программе был коротенький «Wipe Your Tears on My Ears» выпускницы британского University for the Creative Arts Imogen GRAHAM, с небрежной эскизной графикой, выразительным и растрепанным ощущением движения. В фильме быстро схвачено настроение дня: девушка пала духом, сегодня ее совсем размазывает по столу за обедом, она не в силах подняться и близка к слезам. Но приходит ее утешить лохматая собака, мама поцелует в макушку, накормит, застегнет курточку и посадит на лошадь, а та весело помчит, а потом мягко пожует что-то, собрав губами с руки. Тогда героиня выдохнет и улыбнется: «Спасибо».
Кадр из фильма «Wipe Your Tears on My Ears», режиссерка Imogen GRAHAM
Мне понравился фильм «Wedding on the Execution Ground» китайской студентки Zilai FENG из калифорнийской School of Cinematic Arts. Во-первых, хороший сценарий: пожилая актриса на пенсии вспоминает свою давнюю несостоявшуюся любовь – актера, с которым она играла героико-романтическую пару в пропагандистском фильме 60-х годов «Свадьба на месте казни» (оказывается, такой фильм действительно был). С тех пор у нее остался дорогой сувенир: подаренная им заколка с цветочком. И вот теперь обещают, что на встречу старых актеров труппы приедет из Америки давно уехавший герой – это вызывает в героине волну воспоминаний и надежд. В фильме резкая ироническая графика, и сам характер героини отлично схвачен: это настоящая актриса, несмотря на старость - с взрывным, бешеным темпераментом, чуть что, гневно раздувающимися ноздрями. А постаревший красавец ее так и не узнал.
Кадр из фильма «Wedding on the Execution Ground», режиссерка Zilai FENG
John EATON из британской The National Film & Television School в фильме «In Loving Memories» показывает историю семейной пары глазами их маленького сына, парадоксально начинаясь еще до его рождения. В черно-белой ленте с грязным графитовым следом на рисунке и сором от ластика, дающими ощущение бедности, есть ретро дух и экспрессионистская чрезмерность в дизайне, особенно в персонажах с огромными глазами и в гипертрофированном завинчивающемся движении. Мы видим красавца с модным зачесом «а-ля Пресли», не вынимающего сигарету изо рта, он пригласил на танец влюбленную в него робкую девушку. Видим ее восхищение, желание, чтобы сын был таким же красавцем, ссоры, рыдания, драки, когда муж уходит из дома развлекаться, и снова прощение - все идет под одну и ту же ненавистную ребенку пластинку, все так же кружащий танец. Отец вспоминается только как виновник череды обид, нанесенных матери, которые она всегда прощала. А сейчас мать принесла домой урну с прахом отца и снова звучит все та же музыка – теперь он уже никуда от нее не уйдет.
Кадры из фильма «In Loving Memories», режиссер John EATON
В отдельную стопочку я для себя всегда собираю на фестивалях документальную анимацию, ее стало много. Фильмы, которые можно маркировать как «анимадок» разбросаны по всем программам Анимы, плюс спецподборка «Animated documentaries». Подборка частично состоит из фильмов, которые я видела раньше, но в целом заметно, что анимадок сейчас понимается очень широко. С этим не спорю, и вообще считаю, что автор имеет право считать документальной анимацией все, что хочет, поскольку именно ему известно, где у него спрятана документальность. Но как программер, я бы многие из этих фильмов анимадоком не считала и тут проходит граница между тем, что каждый из нас называет этим термином. Тема интересная, о ней продуктивно размышлять, и я обязательно как-нибудь об этом напишу, но не в рамках фестивального обзора. Во всяком случае для меня, например, стоящие в спецпрограмме фильмы «Our Uniform» Yegane MOGHADDAM – лирические воспоминания об иранской школьной форме для девочек, или «Box Cutters» Naomi VAN NIEKERK, снятый по стихотворению южноафриканской поэтессы, возможно, базирующемуся на ее реальном опыте, – не анимадок. Опыт, который лежит в основе «Резаков», к примеру, уже отрефлексирован, это не сырой документ и Наоми ставит перед собой другие задачи, работая не с реальностью, а с художественным произведением.

Из новых фильмов в программе «Animated documentaries» для меня самым интересным был канадский «Boat People» режиссеров Thao LAM и Kjell BOERSMA. Тао, которую в детстве увезли из Вьетнама родители-беженцы, показывает историю побега семьи, но рассказ при этом ведет не о людях, а о муравьях, которые считаются одними из самых живучих существ на земле потому, что спасают не каждый себя, а все вместе – свою колонию, свой муравейник. И старшие, не думая, жертвуют жизнью для того, чтобы молодые могли спастись. Почти до самого конца фильма Тао использует «муравьиную» метафору, и она точно ложится на историю о том, как она, трехлетняя, с беременной мамой и папой уплывали на лодке, а бабушка осталась, прикрывая их. И папа, уже будучи в безопасности, очень долго не мог оправиться от депрессии, виня себя в потере матери, этим тоже люди отличаются от спасенных муравьев, живущих дальше, не оглядываясь назад на потери. Тао Лам сняла фильм по собственной книжке, которую написала и проиллюстрировала в коллажной манере, так же выглядит и фильм, сделанный в технике перекладки с ощущением бумажного коллажа. Она сама и комментировала свое кино, - суховато, как будто опасаясь пошлой эмоциональности, но мне кажется, это несколько «посадило» фильм, как будто акцент с человеческой трагедии был перенесен на мир животных.
Трейлер фильма «Boat People», режиссеры Thao LAM и Kjell BOERSMA
Один из самых распространенных и не всегда продуктивных подходов к съемкам анимадока – иллюстрация к набору интервью на какую-то тему, с желанием говорить скорее о теме, чем о реальных историях. Здесь в подборке тоже было такое кино – «At Spiral's End» чешской студентки Eliska KERBACHOVA с несколькими интервью, о том, как затягивает и не отпускает зависимость от наркотиков. Центральная визуальная метафора там вынесена в название – спираль, но, мне кажется, она, как и вся анимация, выглядит общим местом и мало добавляет рассказам. Другой вариант работы с темой через прямую речь – объединенный общей задачей сериал, как цикл самостоятельных интервью с разными людьми, и мне кажется, что это более продуктивно. В документальной подборке Анимы была серия «Tristan» режиссеров Valentine VENDROUX и Clawdia PROLONGEAU из французского цикла «Boys Boys Boys», который рассказывает о новой генерации мужчин, ломающих стереотипы. Честно говоря, я так и не поняла, в какой степени эта история персональная и документальная или собранная сценаристом, но она мне понравилась, хотя и имела явный вид просветительского ролика. Тристан рассказывает о своем опыте осознанного отцовства. Когда родился его сын, они с женой-норвежкой жили во Франции, ребенком занималась жена и он по мере сил помогал ей, но именно «помогал» - делал, что его просила жена, на которой была главная нагрузка ухода за малышом. Смешной и яркий дизайн мультфильма показывал семейную жизнь как работу двух космонавтов на орбитальной станции. Дочь у Тристана родилась, когда они уехали в Норвегию, где есть правило, что родители в равной степени участвуют в уходе за ребенком, а отпуск берут по очереди. И тут уже герою, хоть он и боялся поначалу потерять работу, пришлось стать настоящим отцом. И, хотя было полно идиотов, которые смеялись над ним, выполняющим «женскую» роль, он с гордостью объяснял, что благодаря осознанному отцовству его отношения с дочерью сложились совсем иначе.
Кадр из фильма «Tristan» режиссеров Valentine VENDROUX и Clawdia PROLONGEAU (цикл «Boys Boys Boys»)
Еще один французский сериал, «Fail in Love \ L'Amour a ses réseaux», сделан таким же образом: одна серия – одна документальная история. Он уже не новый, одну из серий мы показывали в документальной программе на БФМ несколько лет назад. Сериал состоит из четырехминутных фильмов режиссеров Cécile ROUSSET и Romain BLANC-TAILLEUR, причем каждая серия рассказывает об одном опыте знакомства в Тиндере, а сценарии писались на основе постоянной колонки "Tinder Surprise" Рене Грезера в еженедельнике l'Obs, для которой читатели присылали ему свои истории свиданий, назначенных в этом приложении для знакомств. Новая серия называлась «A Chair for Two \ Une chaise pour deux» и стояла в спецпрограмме «Women's perspective». История отличная: девушка рассказывает, что во время пандемии рассталась со своим парнем и, чтобы не скучать на карантине, стала снова искать себе партнера в Тиндере. К слову она говорит, что она «колясочница», но ей это никогда не мешало в романтических отношениях и она этого не скрывает: инвалидное кресло есть на ее аватарке в тиндере. Легкая рисованная анимация при этом иллюстрирует рассказ, аккуратно обходя тему кресла и вообще ног, парень на пляже несет девушку на руках, а вот она уже сидит на скале в виде русалки с хвостом. Так она познакомилась в тиндере с новым, очень милым парнем, через экран они валяли дурака, пели караоке и рассказывали друг другу истории, в общем – влюбились друг в друга. А потом оказалось, что парень этот тоже на инвалидном кресле и для героини это оказалось шоком. Она говорила, что две коляски в доме – это слишком много, что она ни за что не стала бы знакомиться с парнем, если бы знала, что он инвалид, и так далее. Весь набор обывательских предубеждений, казалось бы, у кого? История заканчивается тем, что все у них хорошо, они уже год живут вместе, оба работают и все получается. Но осадок остался.
Кадры из фильма «A Chair for Two», режиссеры Cécile ROUSSET и Romain BLANC-TAILLEUR (цикл «Fail in Love \ L'Amour a ses réseaux»)
В студенческой программе тоже был анимадок, причем опять из чешской киношколы FAMU. «Rising Above», снятый Natálie DURCHÁNKOVÁ под руководством Михаэлы Павлатовой - это иллюстрация к реальной истории о девушке, которая буквально собрала себя из осколков после изнасилования и попытки убийства, а в фильме она рассказывает, что ей помогло. Главный визуальный образ в фильме - разбитое зеркало, в котором героиня собирает свое отражение. Она говорит, что долго носила в себе месть, ходила на все суды над преступником, но в конце концов поняла, что через эту ненависть преступник как будто по-прежнему имеет над ней власть. И тогда ее вытащила любовь друзей и близких, а еще память о бабушке, которая, показывая свои шрамы, говорила: это не шрамы, это боевые ленты - я победила. И теперь героиня говорит, что тоже считает себя не жертвой, а воительницей, победившей дракона.
Кадры из фильма «Rising Above», режиссерка Natálie DURCHÁNKOVÁ
В программе «Animated Night», где, как я понимаю, собрано все самое неформатное: весело экспериментальное, а также суперкороткое или нагло развлекательное, мне тоже было чем поживиться. По экспериментальной части там было два моих любимца. Во-первых, австрийская режиссерка и современная художница Anna VASOF, всегда придумывающая невероятно остроумные и изобретательные штуки. На этот раз в программе был ее фильм «Issues With My Other Half», в частности. предлагающий множество возможностей разделить человеческое тело на части, так, чтобы оно продолжало действовать, как ни в чем ни бывало. Не буду больше ничего говорить, вот он целиком в сети, и вы можете им насладиться.
Фильм «Issues With My Other Half», режиссерка Anna VASOF
Второй – тоже австрийская команда экспериментаторов и «псевдомарксистских медиапартизан» Total REFUSAL, строящих свои концептуальные проекты, взрывая изнутри знаменитые компьютерные игры (австрийцы, конечно, the best по части экспериментальной анимации и видеоарта). На этот раз их фильм «Kinderfilm» внедряется в компьютерную игру Grand Theft Auto V, которая посвящена приключениям, полна криминала на земле, в воздухе и воде, погонь и самых невероятных остросюжетных поворотов. В «Детском фильме» знакомый мир этой игры, живущий своей жизнью с улицами, машинами, садами и пляжами, остается прежним, и мы видим, как по нему в автомобиле едет явно растерянный герой, не понимая, чего, собственно, ему не хватает. Он внезапно тормозит и открывает-закрывает двери, срывается с места в погоню неведомо за кем и подрезает школьный автобус. Он ведет себя так, как он привык жить в мире, полном приключений, но приключений почему-то нет. Как быть, если исчезло главное, ради чего крутилась эта жизнь, что давало ей драйв? Total REFUSAL нередко ставит проблему именно таким способом, освобождая компьютерную игру от ее главной начинки и цели, чтобы через вглядывание во второстепенные детали, дать понять зрителю что-то более важное.
Трейлер фильма «Kinderfilm», группа Total REFUSAL
Из самых коротеньких, фильмов, мне особенно понравились два (плюс – «Переход» Даши Волчок) – «La pesadilla de un moco / A Booger's Nightmare» испанца Daniel BLANCO. Впрочем, мы и так знаем, какой кошмар у козявки, а фильм на пол минутки уже в сети.
Фильм «La pesadilla de un moco / A Booger's Nightmare», режиссер Daniel BLANCO
И второй – очаровательный легкий «Orchestra / ორკესტრი» грузинской режиссерки Mariam QORTUA, в котором после долгой настройки инструментов академический квартет под управлением строгого дирижера играет суперкороткий концерт.
Кадр из фильма «Orchestra», режиссерка Mariam QORTUA
Еще из коротышек в программе было два как всегда чудесных фильма из давно известного цикла про спички «Shorts from the Box» венгерского режиссера Géza M. TÓTH. Вернее, про людей, но остроумно и лаконично сделанных из спичек. В программе стояли «Weight Loss» про то, как бессмысленно худеть с помощью спорта и экшн «Sci-fi - Introduction to Film Studies» (как я поняла, это боковой для "спичек" проект про кино, для которого делаются серии по киножанрам).
Кадры из фильмов «Weight Loss» и «Sci-fi - Introduction to Film Studies», режиссер Géza M. TÓTH (цикл «Shorts from the Box»)
Из развлекательных фильмов меня особенно восхитил «Crush» польских режиссеров Jakub SOCHA и Michal SOCHA – ироническая стилизация, остросюжетный фильм о суперворе, столкнувшемся, воруя бриллиант, с красоткой-воровкой не хуже него. Коллажный фильм выглядит невероятно элегантно, он изобретательный, с отличным ритмом, прямо хочется его пересматривать. Кстати, увидев имена авторов, сразу вспомнила классный фильм Михала почти двадцатилетней давности "Chick", где тоже фигурировала femme fatale.
Трейлер фильма «Crush», режиссеры Jakub SOCHA и Michal SOCHA
Заканчиваю фестивальный обзор рассказом о лучших детских фильмах Anima, которые нашлись не только в специально детском блоке, но и в разных панорамных подборках. Во внеконкурсном сборнике «New talents» самым симпатичным был фильм «Hi!», студентов голландской Joost School of Art & Design Narjes MOHAMMADI and Hajar MEHRANI про особенного малыша, которому страшно идти в школу, и поэтому мама что-то пишет ему на руке. А когда в школьном автобусе он пытается спрятаться в ужасе от кричащих детей и загораживается от них рукой, оказывается, что на ладошке написано «привет!». Все тут же отвечают ему «Привет!» и, кажется, жизнь налаживается. Понятно, что на самом деле проблемы так не решаются, но в этом фильме мне нравится дизайн и то, как создается ощущение, что ребенку страшно остаться без защиты в незнакомом и шумном месте.
Трейлер и разработка персонажей для фильма «Hi!», режиссерки Narjes MOHAMMADI and Hajar MEHRANI
В программе «Animated Night» был полутораминутный детский анекдот «The Hedgehog» чешской режиссерки Daniela HÝBNEROVÁ про малыша, который был уверен, что ежи – водоплавающие. И встретив ежика, немедленно бросил его в воду. Ежик все-таки выплыл, но решил ответить обидчику тем же.
Кадры из фильма «The Hedgehog», режиссерка Daniela HÝBNEROVÁ
В бельгийском национальном конкурсе тоже был детский хит, который я уже видела раньше, нарисованный в очень нарядной и стильной иллюстраторской манере – «Qu'y a-t-il dans la boîte ? / Wat zit er in die kist? / What's Inside That Crate?» режиссера Bram ALGOED. В духе традиционных цикличных детских сказок тут рассказывается о гигантском ящике, отправленном по почте так, что все думают, будто там слон. И вот ящик едет на поезде по земле, летит на самолете в небе, плывет на корабле по морю, каждый раз из-за аварий разбиваясь (привет всем почтовым службам!), но в нем оказывается ящик поменьше. Все уже думают, что там может быть лев, а когда он становится еще меньше, то может и обезьяна. В конце концов маленький ящичек доставляется девочке и в нем оказывается дудочка. Зато когда девочка играет на ней, приходит и слон, и лев, и обезьяна, и даже потерявшийся кот.
Трейлер фильма «What's Inside That Crate?», режиссер Bram ALGOED
А в бельгийской панораме был фильм «Cupcake» команды «10 Adultes COLLECTIF» про бычка, у которого сегодня день рожденья, он несет домой праздничный капкейк, но поздравить его некому и бычок начинает так обильно рыдать над своей одинокой судьбой, что заливает слезами весь дом на три этажа вниз. И тогда встревоженные соседи прибегают к нему снизу, вытаскивают его от потопа на крышу, и все начинают праздновать день рожденья.
Кадр из фильма «Cupcake», команда «10 Adultes COLLECTIF»
В самом детском конкурсе было не очень много хитов. Сладкая колыбельная исполнительницы November Ultra – «Come Into My Arms», снятая во Франции режиссером Tamerlan BEKMURZAYEV о девочке, которая играет с самой собой в миниатюре. Этот клип в прошлом году получил Кристалл Анси за лучшую заказную работу. Теперь он лежит в сети целиком.
Клип «Come Into My Arms», режиссер Tamerlan BEKMURZAYEV
И два трехминутных фильма моей любимой Julia OCKER из ее немецкого проекта про животных. Попроще - «Rhino» о влюбленных носорогах, собирающихся на свидание, но длинный нос и коротенькие ручки очень им мешают во всем. Зато ее второй фильм, «Poisson-globe» про маленькую рыбку, тихо играющую в куличики, когда вокруг плавают огромные и злобные рыбины – очень хорош. Когда к маленькой рыбке подплывает кто-то большой и зубастый, она от страха раздувается и этим отпугивает потенциальных обидчиков. А потом оказывается, что все эти злые и сами ужасно боятся, поэтому и раздулись. А раз можно не бояться, то все они сдуваются, становятся маленькими, милыми и принимаются играть в песок вместе.
Кадры из фильмов «Rhino» и «Poisson-globe», режиссерка Julia OCKER
На этом все о брюссельском фестивале Anima. Следующий блог будет про Суздаль, не переключайтесь!
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ