В отдельную стопочку я для себя всегда собираю на фестивалях документальную анимацию, ее стало много. Фильмы, которые можно маркировать как «анимадок» разбросаны по всем программам Анимы, плюс спецподборка «Animated documentaries». Подборка частично состоит из фильмов, которые я видела раньше, но в целом заметно, что анимадок сейчас понимается очень широко. С этим не спорю, и вообще считаю, что автор имеет право считать документальной анимацией все, что хочет, поскольку именно ему известно, где у него спрятана документальность. Но как программер, я бы многие из этих фильмов анимадоком не считала и тут проходит граница между тем, что каждый из нас называет этим термином. Тема интересная, о ней продуктивно размышлять, и я обязательно как-нибудь об этом напишу, но не в рамках фестивального обзора. Во всяком случае для меня, например, стоящие в спецпрограмме фильмы «Our Uniform» Yegane MOGHADDAM – лирические воспоминания об иранской школьной форме для девочек, или «Box Cutters» Naomi VAN NIEKERK, снятый по стихотворению южноафриканской поэтессы, возможно, базирующемуся на ее реальном опыте, – не анимадок. Опыт, который лежит в основе «Резаков», к примеру, уже отрефлексирован, это не сырой документ и Наоми ставит перед собой другие задачи, работая не с реальностью, а с художественным произведением.
Из новых фильмов в программе «Animated documentaries» для меня самым интересным был канадский «Boat People» режиссеров Thao LAM и Kjell BOERSMA. Тао, которую в детстве увезли из Вьетнама родители-беженцы, показывает историю побега семьи, но рассказ при этом ведет не о людях, а о муравьях, которые считаются одними из самых живучих существ на земле потому, что спасают не каждый себя, а все вместе – свою колонию, свой муравейник. И старшие, не думая, жертвуют жизнью для того, чтобы молодые могли спастись. Почти до самого конца фильма Тао использует «муравьиную» метафору, и она точно ложится на историю о том, как она, трехлетняя, с беременной мамой и папой уплывали на лодке, а бабушка осталась, прикрывая их. И папа, уже будучи в безопасности, очень долго не мог оправиться от депрессии, виня себя в потере матери, этим тоже люди отличаются от спасенных муравьев, живущих дальше, не оглядываясь назад на потери. Тао Лам сняла фильм по собственной книжке, которую написала и проиллюстрировала в коллажной манере, так же выглядит и фильм, сделанный в технике перекладки с ощущением бумажного коллажа. Она сама и комментировала свое кино, - суховато, как будто опасаясь пошлой эмоциональности, но мне кажется, это несколько «посадило» фильм, как будто акцент с человеческой трагедии был перенесен на мир животных.