Номер один для меня в этой категории — кукольный фильм «I'm Here» дипломницы из польской киношколы в Лодзи Julia Orlik. Вообще, надо сказать, в этом году выпускники из Лодзи выглядели сильнее других (неслучайно Загребский фестиваль уже объявил, что в этом году приз за лучшую киношколу получит именно Лодзь). И если учесть, что там преподает Мариуш Вильчинский, который стал одним из главных лидеров полнометражного конкурса Анси, взлет школы становится еще понятнее. Фильм у Юлии сделан с жестким формальным ограничением: взгляд камеры как будто сосредоточен на одной точке, мы все время видим только парализованную пожилую женщину в кровати и руки людей, ухаживающих за ней: ее старика-мужа, дочь и других, все видны в кадре без голов и в расфокусе. То есть движения очень мало, но атмосфера — болезни, тревоги, усталости от этого только сгущается, она и в обрывках бытовых диалогов и в голосах прекрасных польских актеров, где нет никакого форсирования, и в самих микродвижениях и слабых стонах страдающей женщины. В последней сцене камера продолжает упорно смотреть в ту же точку, где теперь только опустевшая кровать, мы видим лишь небольшое движение в глубине кадра и слышим голоса осиротевшей взрослой дочери и ее овдовевшего отца, отказывающегося переезжать к ней, как будто вся его жизнь по-прежнему сосредоточена вокруг кровати, на которой умерла жена. Этот фильм, кроме прочего, меня поразил тем, как изменился характер конфликта: нет ни надрыва, ни драматических выяснений отношений и вообще, казалось бы никаких видимых противоречий между героями, никто не виноват, все любящие люди, все хотят родному человеку и друг другу помочь, но легче от этого не становится, болезнь и смерть все равно трагедия, безысходность и тоска.