Анси-онлайн 2020.
Часть 3
Студенты и телевизионный конкурс

Кадр из фильма THE WITNESS, реж. Alberto Mielgo

Первую часть можно прочитать здесь, вторую здесь.



Теперь расскажу о студенческих фильмах. Начну, как всегда, с того, что мне особенно понравилось, а в этом году было несколько очень хороших дипломов.
Номер один для меня в этой категории — кукольный фильм «I'm Here» дипломницы из польской киношколы в Лодзи Julia Orlik. Вообще, надо сказать, в этом году выпускники из Лодзи выглядели сильнее других (неслучайно Загребский фестиваль уже объявил, что в этом году приз за лучшую киношколу получит именно Лодзь). И если учесть, что там преподает Мариуш Вильчинский, который стал одним из главных лидеров полнометражного конкурса Анси, взлет школы становится еще понятнее. Фильм у Юлии сделан с жестким формальным ограничением: взгляд камеры как будто сосредоточен на одной точке, мы все время видим только парализованную пожилую женщину в кровати и руки людей, ухаживающих за ней: ее старика-мужа, дочь и других, все видны в кадре без голов и в расфокусе. То есть движения очень мало, но атмосфера — болезни, тревоги, усталости от этого только сгущается, она и в обрывках бытовых диалогов и в голосах прекрасных польских актеров, где нет никакого форсирования, и в самих микродвижениях и слабых стонах страдающей женщины. В последней сцене камера продолжает упорно смотреть в ту же точку, где теперь только опустевшая кровать, мы видим лишь небольшое движение в глубине кадра и слышим голоса осиротевшей взрослой дочери и ее овдовевшего отца, отказывающегося переезжать к ней, как будто вся его жизнь по-прежнему сосредоточена вокруг кровати, на которой умерла жена. Этот фильм, кроме прочего, меня поразил тем, как изменился характер конфликта: нет ни надрыва, ни драматических выяснений отношений и вообще, казалось бы никаких видимых противоречий между героями, никто не виноват, все любящие люди, все хотят родному человеку и друг другу помочь, но легче от этого не становится, болезнь и смерть все равно трагедия, безысходность и тоска.
Трейлер фильма I'M HERE, реж. Julia Orlik
Заинтересовавшись Юлией Орлик, я обнаружила ее весьма впечатляющий первый учебный фильм в киношколе, пластилиновый «Банкет»:
Фильм BANQUET, реж. Julia Orlik
А в прошлом году у нее я видела симпатичный тоже пластилиновый студенческий фильм «Мой странный старший брат», (которого пока нет в сети, но есть трейлер, по которому существо дела понятно), историю про обычную девушку и ее брата, который «позорит семью», работает на идиотских работах, все делает неправильно и нелепо, но, в сущности, оказывается самым лучшим человеком, просто художником по натуре. Так вот я вспомнила, что тогда еще читала интервью с Юлией, где она говорила, что такого старшего брата у нее нет, и на самом деле это она сама в своей семье кажется странной.
Фильм MY STRANGE OLDER BROTHER, реж. Julia Orlik
Еще один сильный фильм из Лодзи — «Such a Beautiful Town» дипломницы Marta Koch, история о том, как девушка, обнаружив, что парень ей изменяет, выходит из дома, может быть, чтобы встретить его, а может просто оттого, что не может оставаться со своим волнением взаперти, и идет по городу, который кажется все опаснее, коварнее и страшнее с каждым шагом. В фильме очень здорово найдена тревожная и как будто нереальная атмосфера, и путешествие героини все время кажется страшным сном.
Трейлер фильма SUCH A BEAUTIFUL TOWN, реж. Marta Koch
Напряженное и очень актуальное кино «The Fire Next Time» сделал Renaldho Pelle, дипломник отличной британской NFTS (национальной кино-телевизионной школы), ретроспективу которой мы показывали на прошлом БФМ. Мы видим жизнь бедного городского района: гопники, черные подростки, столкновения с полицией и все время опасно надвигающаяся откуда-то черная тень, которая кажется метафорой близящейся катастрофы. Об этом фильме мы говорили с главой департамента анимации в школе NTFS Робертом Бредбруком во время БФМ-онлайн, и он объяснил, что Ренальдо имел в виду беспорядки в неблагополучных районах северного Лондона в 2011-м году, перекинувшиеся и на другие города. Начались эти выступления как антирасистские из-за убийства полицией черного парня. Отсюда, как я думаю, и название фильма, скорее всего взятое из одноименной книги Джеймса Болдуина 1963 года, обсуждающей темы, связанные с расой. И Ренальдо, готовя съемки, брал интервью у своих друзей, которые живут в этих районах, но в результате фильм выглядит не так жестко привязанным к событиям, а документальность отразилась скорее в настроении его героев и интонации рассказа. Роберт говорил, что Ренальдо был из злостных «опоздальщиков», не успевших защититься в срок, и доделывал фильм лишние полгода. Но именно это опоздание сделало его фильм особенно актуальным, он вышел к моменту подъема американского движения Black Lives Matter. Для фильма Ренальдо придумал очень интересный способ съемки: он сделал и снял отдельно макет Лондона, а уже сверху наложил анимацию в технике ожившей живописи на стекле, но не масляными красками, а ручкой, в более минималистичной манере.
Трейлер фильма THE FIRE NEXT TIME, реж. Renaldho Pelle
Еще один, на мой взгляд, любопытный фильм, точно передающий ощущение неблагополучия и насилия среды, — «Shergar» ирландки Cora McKenna, дипломницы датской киношколы THE ANIMATION WORKSHOP, в последнее время делающейся все интереснее, особенно по части рассказывания историй. Тут речь про мальчишку-вора из семьи алкоголика, болтающегося по улицам Дублина и с отчаянной злостью пытающегося выживать во враждебном мире. Но именно он становится виноват в гибели друга. Кино рисованное в остром, хоть и несколько вторичном дизайне. Вот оно целиком.
Фильм SHERGAR, реж. Cora McKenna
Фильм «To the Dusty Sea», снятый Héloïse Ferlay, дипломницей французской киношколы ENSAD ( ÉCOLE NATIONALE SUPÉRIEURE DES ARTS DÉCORATIFS), тоже из тех, где чувствуется напряжение сюжета, в котором есть загадка. Кино снято с валяными куклами, которые обычно очень «утепляют» манеру (Элоиз признается, что ее вдохновили куклы Эммы де Свааф и Марка Рулса), но сама история про детей, конфликтно требующих внимания матери, выглядит жестковато. С матерью происходит что-то драматическое, что она мучительно держит в себе, но сил, чтобы справляться с детьми ей не хватает. К финалу напряжение находит выход в неожиданной общей поездке к морю, но по ходу фильма все время кажется, что должно случиться что-то плохое.
Трейлер фильма TO THE DUSTY SEA, реж. Héloïse Ferlay
«Airhead!» снял Gaspar Chabaud в бельгийской киношколе ENSAV (ÉCOLE NATIONALE SUPÉRIEURE DES ARTS VISUELS DE LA CAMBRE). Это очень милое кино про маму, которая, закипая, пытается объяснить сыну математику, а он, чуть только она принимается втолковывать ему про краны, литры воды и пр., начинает себе представлять каких-то купальщиц и прочие глупости, и взгляд у него стекленеет. Несмотря на название, кажется, что мальчик не столько дурачок, не способный сосредоточиться (хотя, возможно, и это тоже), сколько человек с живым воображением. Графика в фильме тоже симпатичная, а тизеры такие бессмысленные делать, я считаю, свинство.
Трейлер фильма AIRHEAD!, реж. Gaspar Chabaud
«Six to Six» дипломницы израильской Академии искусства и дизайна Бецалель — Neta Cohen — полуабстрактное и очень стильное кино, в котором для молодой матери, измученной бессонницей, ночью все в доме и за окном превращается в кошмар и угрозу. Тени, шорохи, странные мелькания. Особенно восхищает саундтрек Afik Naim, который очень много дает фильму.
Трейлер фильма SIX TO SIX, реж. Neta Cohen
Отдельно скажу про несколько фильмов с документальным поворотом. «The Next Few Months» снят южноафриканской дипломницей Kayleigh Gemmell в магистерской программе UNIVERSITY OF KWAZULU NATAL. Она рассказывает о раке, который обнаружили у ее папы, и по ходу фильма сама старается разобраться в том, как протекает болезнь и ее лечение, используя схемы, таблицы, словари, и, вероятно, помогая себе таким образом справиться со стрессом. Получается просто, иногда даже наивно, но трогательно. Вот фильм целиком:
Фильм THE NEXT FEW MONTHS, реж. Kayleigh Gemmell
Фильм «Inside Me» португальской дипломницы немецкого киноуниверситета Конрада Вольфа Maria Trigoteixeira построен на интервью с женщиной, рассказывающей о своем юношеском опыте аборта. Мария рассказывает, что взяла несколько интервью и сначала думала смешать истории, но все же остановилась на одной из них и то, что рассказ звучит в фильме, давало ей много возможностей в визуальном решении, поэтому она выбрала свободное и часто импровизационное рисование кистью черной тушью.
Трейлер фильма INSIDE ME, реж. Maria Trigoteixeira
И еще удивительный сюжет «Tente 113, Idomèni», рассказанный дипломнику швейцарской HAUTE ÉCOLE D'ART ET DE DESIGN Henri Marbacher девятнадцатилетним беженцем из Сирии Агиром. История этого бегства, длиной в несколько лет, полна почти фантастических приключений, падений и взлетов (отдельный невероятный сюжет, как он с шиком проезжает через Россию), и заканчивается благополучно в Швейцарии. Agir Aldì, голос которого мы слышим в фильме, значится в нем одним из авторов сценария. Фильм для дипломного очень длинный, почти 20 минут, и режиссер выбрал экономный и убедительный способ использовать фотофоны и рисовать только анимацию.
Трейлер фильма TENTE 113, IDOMENI, реж. Henri Marbacher

Теперь об остальных студенческих фильмах, которые чем-то запомнились. «Milk» немецкой дипломницы Jennifer Kolbe — образцовое выступление защитника животных. В очень простой и яркой перекладке она рисует судьбу коров от искусственного осеменения до отправления на мясо, только подставляет на их место людей. Конвейерное откармливание и забой младенцев, изнурительная дойка женщин и тому подобное, все это выглядит довольно патетическим, но убедительным высказыванием.
Кадр из фильма MILK, реж. Jennifer Kolbe
Фильм «Sous la glace» группы дипломников хорошей французской киношколы École des Nouvelles Images (Ismail Berrahma, Milan Baulard, Laurie Estampes, Hugo Potin, Quentin Nory, Flore Dupont) — не бог весть какая интересная история про цаплю, которая ловит рыбу зимой подо льдом и случайно попадает в полузатонувший корабль. Но зато тут 3D компьютерная графика прекрасного качества и много красоты, связанной со льдом — трещины, полупрозрачность, отражения, замерзание и др.
Трейлер фильма SOUS LA GLACE, реж. Ismail Berrahma, Milan Baulard, Laurie Estampes, Hugo Potin, Quentin Nory, Flore Dupont
«3 Minutes to Live», снятый двумя безбашенными итальянскими дипломниками Vittorio Ascolani и Emanuele Motti в манере независимого американского кино, — смешной анекдот о мировой катастрофе, которая случилась оттого, что парню врач сказал, что жить ему осталось три минуты и тот захотел использовать их по полной. А вот и фильм целиком:
Фильм 3 MINUTES TO LIVE, реж. Vittorio Ascolani, Emanuele Motti
Два фильма на «женскую тему». Забавный «Way of Sylvie» хорватской студентки из чешской киношколы FAMU (FILM AND TV SCHOOL OF TH ACADEMY OF PERFORMING ARTS) Verica Pospislovakordic про женщину и многозадачность. Чтобы справиться с ней, Сильви приходится все время менять разноцветные мозги, лежащие в сумочке: мать, заботливая жена, работница, сексуальная возлюбленная и т.д. Конечно, в какой-то момент эта система дает сбой и бедная героиня сходит с ума. Впрочем, все это нарисовано в карикатурной манере и не слишком драматизируется.
Трейлер фильма WAY OF SYLVIE, реж. Verica Pospislovakordic
Второй фильм (кстати, снова из польской киношколы в Лодзи) «Portrait of a Woman» дипломницы Natalia Durszewicz — поэтическое кино про осознание женщиной себя. Наталья говорит, что свой фильм она снимала, как анимационную иллюстрацию к стихотворению Виславы Шимборской. Поскольку сами стихи в фильме не звучат, кино мне показалось несколько излишне красивым и цветисто метафоричным.
Трейлер фильма PORTRAIT OF A WOMAN, реж. Natalia Durszewicz
Night Shift дипломницы Академии искусств Латвии Linda Sture — очень яркий и остроумно придуманный фильм, где тетрис, в который играет ночной охранник, вдруг завладевает ситуацией, и этажи дома включаются в игру, из которой герой не может выскочить. Вот здесь можно посмотреть кусочек из фильма.
Постер фильма NIGHT SHIFT, реж. Linda Sture
И еще два в первую очередь нарративных фильма. «100,000 Acres of Pine» режиссера Jennifer Wright из датской киношколы THE ANIMATION WORKSHOP — это доброкачественный 3D хоррор про девушку рейнджера, которая идет по следам исчезнувшего брата и находит таинственный лес, имеющий свои кровавые желания. Вот он целиком:
Фильм 100,000 ACRES OF PINE, реж. Jennifer Wright
И «The Balloon Catcher» дипломника из японского университета искусств города Тама Isaku Kaneko про город, где люди-топоры играют зловещую роль в жизни людей-воздушных шаров. Метафорика этого фильма мне кажется очень прямолинейной и явно портит кино, которое без всех этих топоров и шаров могло бы оказаться вполне симпатичным сюжетом про робингудствующего хулигана в тоталитарном обществе. Он тоже есть в сети целиком.
Фильм THE BALLOON CATCHER, реж. Isaku Kaneko
А теперь немного про телевизионные программы. Честно скажу, я посмотрела не все, поскольку вообще коммерческую анимацию не очень люблю, но симпатичного, особенно по части историй там было не так мало. Во-первых, очень лихая очередная серия знаменитого цикла Love, Death & Robots для Netflix — «The Witness» режиссера Alberto Mielgo — захватывающий и закрученный в петлю сюжет, фантастический и в то же время криминальный экшн с очень крутой и богатой 3D компьютерной графикой. Девушка-стриптизерша оказывается свидетельницей убийства в доме напротив, убегает от нагоняющего ее убийцы, в конце концов убивает его и тут видит, что он же из соседнего дома оказывается свидетелем убийства, петля замыкается и погоня должна начаться вновь.
Трейлер фильма THE WITNESS, реж. Alberto Mielgo
Еще один любопытный ТВ проект для взрослых — документальный Les espionnes racontent, где рассказываются истории женщин-секретных агентов, и каждая из серий называется именем героини. В программе Анси был фильм «Yola» режиссерки из Франции Aurélie Pollet о сотруднице Моссада, которая в 70-х годах прошлого века помогала переправлять из Эфиопии в Израиль эфиопских евреев «фалашей». Для этого была отремонтировала гостиница на берегу Красного моря, где Йола служила управляющей: днем принимала обычных туристов, а ночью это была транзитная база для фалашей. Как анимация этот цикл выглядит довольно бледно, но как истории, особенно, если учесть, что в конце серий показывают какие-то документы и фото героинь — интересно. (Там, кстати, есть история Людмилы из КГБ).
Фильм YOLA, реж. Aurélie Pollet
В сериалах, рассчитанных на подростков и взрослых, мне показался смешным американский JJ Villard's Fairy Tales, где автор, которого и зовут JJ Villard, сочиняет для CARTOON NETWORK издевательские переделки сказок, и в фильме «Boypunzel», который показывали в Анси, он самым хулиганским образом соединил «Рапунцель» с разными другими сюжетами.
Трейлер фильма BOYPUNZEL, реж. JJ Villard
Для дошкольников, на мой взгляд, было довольно много симпатичного, может быть и не высокого полета, но зато с увлекательными сценариями, кроме тех ТВ-спешиал, которые получили награды. Например, английский сериал про медвежонка Паддингтона The Adventures of Paddington. В Анси была серия «Paddington and the Magic Trick» режиссеров Adam Shaw, Chris Drew про то, как Паддингтон учился показывать фокусы.
Кадр из фильма PADDINGTON AND THE MAGIC TRICK,
реж. Adam Shaw, Chris Drew
На этот раз все, в последнем блоге расскажу про несколько полных метров и прикладную анимацию.

Окончание следует.
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ