Ну а теперь про фильмы. Сразу скажу, что на мой взгляд самые сильные авторские короткометражки этого года были и в Загребе, и в Анси. Но загребские награды для меня были гораздо убедительнее. Впрочем, как всегда повторяю: и слава богу, что вкусы разные, иначе бы мы на всех фестивалях смотрели одно и то же. Пойдем подряд, начиная с моих фаворитов.
Один из самых сильных фильмов летних фестивалей, получивший в результате Гран при в Загребе и ничего в Анси - «Кислотный дождь» 33-х летнего польского режиссера Томека Попакула (Acid Rain, реж. Tomek Popakul), истории из 90-х, в центре которой - девушка, сбежавшая из скучного дома со слониками на буфете и ищущая приключений на свою голову. Девчонка станет попутчицей стремного парня – водителя трейлера и их путешествие превратится в наркотический трип, где будет и лесной рейв, и насилие, и кровь, и разочарование, которое едва ли убережет героиню от поиска новых приключений. Томек шесть лет назад был замечен с загадочным дипломным фильмом «Зигенорт», построенном на тонкостях взаимоотношений героев, один из которых – парень с головой рыбы, казался странным, с явными ментальными особенностями. Вторым фильмом был не очень удачный фильм Black про пару астронавтов и вот теперь он сочинил по-настоящему сложную, развивающуюся историю, снова об отношениях, в ходе которой персонажи меняются, как меняется и мир вокруг них. Кино, очень интересное по острой графике и как будто немного ломаной, показной пластике героев, использовало, кроме 2D и 3Dкомпьютера, технологию мокап – захвата движения, к которой обычно тру аниматоры относятся пренебрежительно, мол, это только для скорости и вообще для слабаков. Но Томек подтвердил давнюю мысль, что любая технология – только инструмент в руках художника и сама по себе не делает фильм ни лучше ни хуже. Любопытно, кстати, что сам Томек, как многие замечали, внешне чем-то похож на своих героев, не только обликом, но и пацанской пластикой вразвалку, так что и не заподозришь в нем человека, думающего так нестандартно и сложно. Его фильм с сюжетом, казалось бы подходящим для игрового фильма, превращен анимацией, где все усугублено и преувеличено, в своего рода трип по постсоветским 90-м, удивительно узнаваемым, хоть его и снял человек, который был тогда ребенком. Как и многие тридцатилетние Томек ностальгирует по безумным 90-х, о которых знает по рассказам, также, как предыдущее поколение ностальгировало по свободным хипповским 60-м, которые не застало. Кстати, в Загребе «Кислотный дождь» взял и приз публики в коротком метре, что выглядело неожиданно (такие фильмы обычно не бывают любимцами широкой публики), но очень приятно, подтверждая репутацию Загребского фестиваля, где ценят сложное искусство.