Загреб-Анси.
Второй фестивальный блог. Короткий метр. Начало


Продолжаю рассказ про июньские фестивали. Прежде чем перейти к главному – короткому метру - немного расскажу о впечатлениях этого года от Анси. Никогда раньше мне не казалась разница между Анси и Загребом такой разительной. Да, мы всегда знали, что вкусы у этих фестивалей разные, но теперь, как мне кажется, Анси все больше становится заложником своей популярности и увеличивающегося масштаба.
Для тех, кто едет на фестиваль смотреть кино, а не только встречаться с коллегами со всего света, чтобы вести деловые переговоры или, наоборот, тусить, жизнь сильно усложнилась. Люди с аккредитациями, но без забронированных билетов ( а бронировать на разные типы аккредитации можно от 2 до 4 сеансов в день, не больше) часами ждут в огромных очередях перед кинотеатрами, надеясь на свободные места, а те, у кого билеты забронированы, несутся, сломя голову с предыдущих сеансов, поскольку уже за 10 минут до начала по билетам перестают пускать, чтобы пустить тех, кто ждет. Жизнь анимационного критика, как и анимафила, стала тревожной и нервной – все беспрестанно обсуждают, на что они не попали. В особенно обидные моменты думаешь о том, что больше не хочется сюда приезжать, но вместе с тем понимаешь, что трудно совсем отказаться от Анси, поскольку продюсеры ожидаемых фильмов хотят устроить именно здесь свои премьеры и могут не дать их на другие фестивали, как в Загреб в этом году не дали «Марону». Да и многие режиссеры, если им приходится выбирать, предпочитают ехать на более статусный фестиваль. На следующий год 60-летие Анси, я надеюсь, обещает особенно интересную программу, а там посмотрим.
Начну с роликов Анси этого года. Во-первых, вот полный партнерский ролик с известными персонажами бельгийского сериала «Пушистая четверка». Как всегда – образец того, как ненавязчиво и весело вводить имена спонсоров и партнеров в фестивальный тизер. И, как всегда, песенку из ролика, исполненную в дикой, фальшивой манере, распевали к концу фестиваля все, даже на улицах.
Партнерский трейлер Annecy-2019
Ну и традиционные ежегодные имиджевые ролики каждого дня, которые делает киношкола Гоблен. В этом году главным гостем Анси была Япония, так что студенты делали фильмы на японские сюжеты. И ролики получились отличные, остроумные и куда менее однообразные, чем обычно у Гоблена (в прошлые годы казалось, что они как будто нарисованы одной рукой), с чем можно поздравить и, школу, и студентов.
Ролик первого дня, «Рамен»,
посвящен приготовлению знаменитого японского супа от кафе до семейной кухни:
Ролик второго дня – самый смешной, «Токийский Апокалипсис»:
Ролик третьего дня «Токийские идолы»:
Ролик четвертого дня, Senjo, посвящен кино: 70-е годы, съемки исторического фильма:
Пятый день – «Вкус Токио», о попкультуре,
он так остроумно использует принцип караоке, что к концу дня весь зал подпевал по-японски:
Ну а теперь про фильмы. Сразу скажу, что на мой взгляд самые сильные авторские короткометражки этого года были и в Загребе, и в Анси. Но загребские награды для меня были гораздо убедительнее. Впрочем, как всегда повторяю: и слава богу, что вкусы разные, иначе бы мы на всех фестивалях смотрели одно и то же. Пойдем подряд, начиная с моих фаворитов.

Один из самых сильных фильмов летних фестивалей, получивший в результате Гран при в Загребе и ничего в Анси - «Кислотный дождь» 33-х летнего польского режиссера Томека Попакула (Acid Rain, реж. Tomek Popakul), истории из 90-х, в центре которой - девушка, сбежавшая из скучного дома со слониками на буфете и ищущая приключений на свою голову. Девчонка станет попутчицей стремного парня – водителя трейлера и их путешествие превратится в наркотический трип, где будет и лесной рейв, и насилие, и кровь, и разочарование, которое едва ли убережет героиню от поиска новых приключений. Томек шесть лет назад был замечен с загадочным дипломным фильмом «Зигенорт», построенном на тонкостях взаимоотношений героев, один из которых – парень с головой рыбы, казался странным, с явными ментальными особенностями. Вторым фильмом был не очень удачный фильм Black про пару астронавтов и вот теперь он сочинил по-настоящему сложную, развивающуюся историю, снова об отношениях, в ходе которой персонажи меняются, как меняется и мир вокруг них. Кино, очень интересное по острой графике и как будто немного ломаной, показной пластике героев, использовало, кроме 2D и 3Dкомпьютера, технологию мокап – захвата движения, к которой обычно тру аниматоры относятся пренебрежительно, мол, это только для скорости и вообще для слабаков. Но Томек подтвердил давнюю мысль, что любая технология – только инструмент в руках художника и сама по себе не делает фильм ни лучше ни хуже. Любопытно, кстати, что сам Томек, как многие замечали, внешне чем-то похож на своих героев, не только обликом, но и пацанской пластикой вразвалку, так что и не заподозришь в нем человека, думающего так нестандартно и сложно. Его фильм с сюжетом, казалось бы подходящим для игрового фильма, превращен анимацией, где все усугублено и преувеличено, в своего рода трип по постсоветским 90-м, удивительно узнаваемым, хоть его и снял человек, который был тогда ребенком. Как и многие тридцатилетние Томек ностальгирует по безумным 90-х, о которых знает по рассказам, также, как предыдущее поколение ностальгировало по свободным хипповским 60-м, которые не застало. Кстати, в Загребе «Кислотный дождь» взял и приз публики в коротком метре, что выглядело неожиданно (такие фильмы обычно не бывают любимцами широкой публики), но очень приятно, подтверждая репутацию Загребского фестиваля, где ценят сложное искусство.
Трейлер фильма Acid Rain, реж. Tomek Popakul
Следующий мой фаворит - «Дети» швейцарца Майкла Фрея (Kids, реж. Michael Frei), парадоксалиста и насмешника. Его фильм был награжден, и вызвал большое воодушевление в Загребе, а в Анси его не заметили. Загребская система призов в короткометражном конкурсе строится так: есть Гран при, есть приз «Золотой Загреб», который дают за креативность и художественную инновационность (собственно, его и получил Майкл), есть приз «Златко Гргич» - за лучший первый фильм после обучения и специальные упоминания, которых пять, по числу членов жюри, причем каждая из наград «именная», она дается конкретным судьей.

Студенческий фильм Фрея «Плаг и плей» был историей о людях-штепселях и людях-розетках, что, конечно, превращалось в историю о взаимоотношениях и даже о сексе. В новом фильме пластическая идея Майкла, как видно, состояла в том, чтобы смотреть, как двигаются большие массы героев, играть ими, как шариками в настольной игре. Собственно, этот фильм и был сделан, как предисловие к компьютерной игре, которая тоже вышла. Но вместе с тем все эти движущиеся картинки про совершенно одинаковых человечков, которые необъяснимо лупят друг друга, падают и вскакивают, прыгают друг за другом во внезапно разверзшуюся яму, повторяют друг за другом любое действие и бегают толпами туда-сюда, поддаваясь непонятному общему порыву, - это, конечно, про детей, когда они вместе. В детском саду, например.
Трейлер фильма Kids, реж. Michael Frei
Целиком фильм выложен на сайте студии.
«Наводнение» Мальте Штейна из Германии (Flut, реж. Malte Stein), получил в Загребе приз за лучший дебют и так же прошел незамеченным в Анси. Уже после фестиваля я вспомнила, что лет 5-6 назад видела его впечатляющий фильм BLAUER TRAUM («Голубая мечта») про гадкого, как Крошка Цахес, человечка – это был диплом в киноуниверситете Конрада Вольфа. До анимации Мальте учился драматургии, это видно в его сложных, неоднозначных сюжетах. В этот раз он совсем сменил графическую манеру – его блеклые цвета и уныло-гротескные герои сразу вызывают чувство тоски. Мрачно-ироническая история о тихом закомплексованном парне, подавляемом и истеричной матерью, и наглыми агрессивными приятелями, должна завершиться трагедией – так и происходит. А неведомо откуда взявшееся среди городского квартала наводнение в бассейне, на дне которого парню все время мерещился труп – метафора возможности выхода из безвыходной ситуации. Не в дверь, так в окно.
Трейлер фильма Flut, реж. Malte Stein
Фильм «Я выйду купить сигарет» Османа Церфона из Франции (Je sors acheter des cigarettes, реж. Osman Cerfon) остался без наград, хотя знаю, что понравился не только мне. Это на вид абсурдная история, нарисованная в корявой стилистике независимой американской анимации о семье, где сын-подросток по всей квартире – в шкафах, стиральной машине, холодильнике - обнаруживает странных одинаковых мужчин, которых ни мать, ни сестра, не видят. Мужчины хотят с ним общаться, требуют внимания и только случайно к концу обнаруживается, что это призраки, явившиеся из материнского молчания. Все эти люди – копии его загульного отца, который когда-то сказал, что просто «выйдет за сигаретами» и пропал.
Трейлер фильма Je sors acheter des cigarettes, реж. Osman Cerfon
Еще один мой загребский фаворит - «Скандал» британца Джонотана Ходжсона (Roughhouse, реж. Jonathan Hodgson), в Анси его не было. Я вообще верный поклонник Ходжсона, начиная с его дипломного фильма в RCA«Ночной клуб» в 1983-м, построенного на зарисовках из питейных заведений, ну и знаменитого «Человека с прекрасными глазами» по Буковски. Вообще, судя по фильмографии, Ходжсона очень интересует документальность в разных видах и новая его картина (кстати, уже наполучавшая призов, включая престижный BAFTA за лучшую короткометражку) – это прямой мемуар. Рассказ о том, как давным-давно он с двумя своими друзьями, провинциальными хулиганистыми пацанами, поехал после школы учиться в Политех. Они сняли вместе квартиру, и тут к ним прилепился какой-то сомнительный тип, пытавшийся манипулировать тремя наивными, но самоуверенными ребятами, чтобы расколоть их компанию. Для внешне простой истории Ходжсон выбрал графику, немного похожую на подростковые рисунки, в ретро стиле и воспоминания о трудном времени взросления стали выглядеть ностальгическими. В Загребе «Скандал» получил «спецупоминание» от члена жюри, режиссера Михаэлы Мюллер.
Трейлер фильма Roughhouse, реж. Jonathan Hodgson
А вот фильм чудесной Режины Пессоа из Португалии «Дядя Томас – Учет дней» (Tio Tomás - A contabilidade dos dias, реж. Regina Pessoa) к моему большому сожалению в Загребе не получил ничего, зато в Анси его наградили призом жюри. Это тоже личные воспоминания о детстве. Рассказ о дяде - странном, неприметном человеке, которого она очень любила девочкой. По рассказу о дяде Томасе, одержимом подсчетами и записями обыденных событий дня, похоже, что он был аутистом, когда еще не знали такого слова. И Режина, сопровождающая своим немного детским и печальным голосом эту историю, использует кроме фирменной черно-белой графики, похожей на гравюрную, вещи, которые остались от дяди – амбарные книги, полные таблиц с цифрами. А еще строит у себя дома стену, чтобы рисовать на ней, как она маленькая рисовала вместе с дядей Томасом обугленными палочками.
Трейлер фильма Tio Tomás - A contabilidade dos dias, реж. Regina Pessoa
Понятное дело, среди моих фестивальных фаворитов были и два наших фильма - «Пять минут до моря» Наташи Мирзоян (он был и в Загребе, где получил спецупоминание от режиссера Рут Лингфорд, и в Анси) и «Лола живая картошка» Лени Шмелькова в Анси (понятно - не потому, что я обязательно поддерживаю отечественное, а потому, что это прекрасные фильмы, о чем я все время твержу). Хороший французский критик Оливье Котт назвал оба фильма «простыми, но глубокими», а мне кажется, что простота их обманчива, и у меня, честно говоря, есть ощущение, что Лёнин фильм не вполне понимают. А может быть мне так кажется оттого, что слишком уж нашей кажется эта история про детство и старую дачу, с которой пора расставаться. Прямо «Вишневый сад». Наташин фильм, впрочем, по-моему, нравится всем, независимо от того, дают ли ему призы.
Нежданным сильным впечатлением в Анси для меня была картина «Девочка в коридоре» канадки Валери Барнхарт (Girl in the Hallway, реж. Valerie Barnhart). В основу ее фильма легла «Ксиана Фэарчайлд» - признание Джейми Девульфа, известного американского поэта и рассказчика, с которым он выступил в программе Snap Judgmen в 2014-м году. История о том, как в молодости с женой и совсем маленькой дочерью он жил в дешевой квартирке в опасном районе Вальехо и каждый день встречал в коридоре дома семилетнюю девочку, которая ежедневно с щербатой улыбкой спрашивала: «Как зовут вашего ребеночка»? Девочке очень хотелось зайти к ним в гости, но он пригласил ее только однажды, когда она плакала от голода, накормил, как котенка, молоком с печеньем и отправил обратно. А на следующий день она пропала. И очень не скоро ее череп нашли где-то далеко и опознали по щербинке в зубах. А преступником оказался старый знакомый беспутной мамы маленькой Ксианы. Рассказ Девульфа о страхе, равнодушии и закрытых дверях звучит очень сильно, и Валери, художница, никогда не учившаяся анимации, была так им потрясена, что решила сделать кино без денег, открывая для себя анимационную технику на ходу и упрощая и экономя на всем, чем могла. Кино, соединяющее живопись, графику и перекладку, не выпустило ни одного слова из истории Девульфа и вышло темной и страшной иллюстрацией к ней, будто ночной кошмар о «Красной шапочке», который преследовал автора с тех времен. «Некоторые девочки никогда не выходят и леса», - завершает он свой рассказ.
Трейлер фильма Girl in the Hallway, реж. Valerie Barnhart
А фильм Кинтис Лундгрен «Томас под долиной Диких волков» (Toomas Beneath the Valley of the Wild Wolves, реж. Chintis Lundgren) напротив, совершенно оправдал ожидания, которые все мы на него возлагали(он тоже был только в Анси). Я вообще люблю эту насмешливую серию Кинтис сюжетов о мире, где живут человеческой жизнью волки, крысы, лисы, котики и прочая живность, и исследуются прежде всего темы мужского и женского (феминистские ли это фильмы или, напротив, критика феминизма, каждый зритель решает сам). В ней очень простой, но выразительный дизайн с точной анимацией и отличные сценарии (их вместе с подругой пишет Драшко Ивезич). Кинтис уже давно (кажется, после «Жизни с Германом Х. Роттом»), мечтает сделать сериал с этими героями, но пока, как я понимаю, не удается найти финансирование и даже для этого фильма пришлось собирать целый букет стран, участвующих в копродукции: Эстонию, Хорватию и Францию. Так что теперь в цикле есть три фильма плюс несколько очень смешных роликов, в частности, для фестиваля в Оттаве. В прошлом фильме Кинтис «Манивальд» мы следили за печальной судьбой нежного артистического лиса, соблазненного и обманутого брутальным сантехником-волком. Новый фильм - это приквел к нему. Мы узнаем, как сексуальный сантехник Томас, поначалу верный муж и отец трех волчат, превратился в жиголо, но с шоу-бизнесом дела у него не задались. А его тихая домохозяйка-жена стала «госпожой» в садо-мазо играх и отлично встроилась в шоу-бизнес.
Трейлер фильма Toomas Beneath the Valley of the Wild Wolves, реж. Chintis Lundgren
Как все последние годы со смешным кино в фестивальных программах дело плохо. Поэтому каждый фильм с чувством юмора, как у Кинтис, например, а не только стремящийся нам показать, что жизнь - боль, на вес золота. В этом году в Анси, пожалуй самым смешным фильмом был «Дождь» польского режиссера Петра Мильцарека (Deszcz, реж. Piotr Milczarek) – уморительная история о супергерое из офиса, спасшем человека, падающего с высотки, после чего все его коллеги стали бросаться с крыши, радостно ожидая спасения.

Трейлер фильма Deszcz, реж. Piotr Milczarek

Для Петра это был дебют и, рассказывая на «завтраке с режиссерами» о себе, он сказал, что когда в институте стал много смотреть современной авторской анимации, ужаснулся и решил, что никогда не будет снимать мрачного кино. Посмотрим, что с ним будет дальше.
Еще один фильм, которого я ждала в Анси – «Жизнь 24» эстонца Кристьяна Хольма (Elu24, реж. Kristjan Holm), я давно не видела его работ, а первые были отличные, остроумные, с прекрасным ритмом. Новое кино тоже хорошее, с совершенно неожиданными переключениями сюжетных поворотов и регистров. Например, начало такое: в кадр въезжает машина, оттуда выскакивает банда гангстеров, расстреливают все вокруг, прыгают обратно в машину, а она не заводится. Тут они бросаются врассыпную и только один напоследок бросает зажженную бомбу в лобовое стекло. А дальше уже мы видим, как бомба весело слушает музыку на водительском сиденье, а потом, пританцовывая, идет к багажнику выпустить бородатого заложника. Потом история, полная чудесных абсурдных деталей развивается с бородачом, хотя и запаленная бомба – хорошая героиня для сегодняшнего кино.
Трейлер фильма Elu24, реж. Kristjan Holm
Еще один фильм, которого я ждала - «Незабываемый» известного французского кукольника Брюно Колле (Mémorable, реж. Bruno Collet), мне нравились его прошлые фильмы с неожиданным черным юмором, хотя я давно не видела его новых картин. Честно говоря, «Незабываемый» меня несколько разочаровал, хотя и стал триумфатором Анси, получив и Кристалл, и приз зрительских симпатий и даже приз детского жюри. Сделан он был, как всегда мастерски – старый конь борозды не испортит. Но смутил сам сюжет, который выглядел таким затасканным за последние годы, что скучно было видеть его очередное воплощение, пусть даже качественное, но нисколько не меняющее взгляд на проблему, и с точки зрения изобразительного решения тоже не слишком оригинальное. Mémorable с печалью и юмором рассказывал семейную историю немолодого художника, теряющего память и перестающего узнавать предметы и людей. Тема старости и деменции – одна из самых ходовых в сегодняшней европейской анимации, всего три года назад Кристалл Анси взял фильм Франка Диона «Голова исчезает» на ту же тему. В этом году картин о старости и стариках в программе тоже хватало, хотя, конечно, мастерство Колле сделало его фильм настоящим мелодраматическим хитом, показывающим, как художника держит на плаву его любовь к жене и его искусство, но тут же вспоминалось множество других картин о подобных парах, где жена пытается удержать мужа, тонущего в беспамятстве.
Трейлер фильма Mémorable, реж. Bruno Collet
В этом году в конкурсе Анси и во внеконкурсной «Мировой панораме» Загребского фестиваля участвовал украинский фильм «Любовь» Никиты Лыськова (Kohannia, реж. Mykyta Lyskov), не столько сюжетный, сколько атмосферный рассказ о Днепре, родном городе Никиты. Я давно слежу за работами Никиты в фейсбуке, мне кажется, он отличный оригинальный график и я видела до того несколько его маленьких зарисовок из фильма. Болезненная и смешная, с точными наблюдениями и многочисленными анимационными гэгами, хоть и перегруженная желанием рассказать зараз обо всем, эта короткометражка больше всего напоминала о ранних фильмах «Пилота», ну и вообще в ней было точное ощущение 90-х, с их грязью, абсурдом, остатками совка и неожиданной свободой. Чувствовалась не депрессия, а какая-то надежда, хотелось бы верить, что это и есть атмосфера сегодняшнего Днепра. А Марсель Жан на «завтраке с режиссерами» сказал, что видит сходство с эстонской анимацией времен прощания с совком, я думаю, имея в виду Пярна. Что тоже вполне понятно.
Трейлер фильма Kohannia, реж. Mykyta Lyskov
В Загребе любят экспериментальное кино, его обычно хватает в основной программе, а в Анси в последние несколько лет в конкурс включена специальная экспериментальная программа Off-Limits, где встречаются совершенно неожиданные фильмы. Про саму эту программу я расскажу отдельно, но приз в этой категории получила картина давнего экспериментатора (в Загребе она тоже была среди фаворитов зрителей конкурсной программы) австрийца Томаса Ренольднера «Не знаю что» (Dont Know What, реж. Thomas Renoldner), в которой он снял самого себя, как и в прошлом своем эксперименте «Солнечный день». Но в этот раз весь фильм сделан целиком с помощью монтажа и музыки, в которую благодаря тому же самому монтажу превращается речь героя. «Я не знаю, что я делаю, я просто экспериментирую», - говорит Томас, но речь его преображается то в вокализ, то в барабанную дробь, а движения превращаются в механический балет. Это лихо и очень смешно.
Трейлер фильма Dont Know What, реж. Thomas Renoldner
Еще хочу вспомнить фильм, о котором уже однажды писала: «Селфи» швейцарского режиссера Клаудиуса Гентинетты (Selfies, реж. Claudius Gentinetta) я впервые увидела на прошлом Кроке, там он взял диплом, а до Загреба и Анси добрался только в этом году. Сама по себе филиппика по поводу технологий, отвлекающих от реальной жизни, а также о всеобщей страсти к самопрезентации –поднадоела, но Гентинетта нашел свой, особый ракурс, рисуя жизнь в селфи «от колыбели до могилы». Для меня интересно было, что на фестивале он рассказывал, что основой его изображения были реальные фотографии - и знакомых, и найденные в интернете, он рисовал поверх документальной съемки, соединял, менял и дописывал фоны, усугубляя, делая гротескным, смешным и даже страшным избитый сюжет (как все эти селфи на фоне катастроф, войн, и тонущих беженцев). А в Загребе, где была выставка эскизов некоторых авторов, были и картинки Клаудиуса, восхищающие объемом работы – он превращал в живописную картину каждый кадр.
Трейлер фильма Selfies, реж. Claudius Gentinetta
И еще несколькоожидаемых фильмов сильных режиссеров. A Double Life голландской команды Studio Job, Joris & Marieke, снимающей кино с крепкими остроумными историями и смешными 3D персонажами, похожими на кегли, и не так давно номинированной на Оскар с фильмом «Единственная жизнь». Теперь они сняли анекдотическую, но по нынешним трендам не вполне шуточную историю про гендер. Герои ее – муж и жена, причем оказывается, что жена тоже не прочь стать мужчиной. И дальше начинается соревнование всерьез: кто из них больше мужчина?
Трейлер фильма A Double Life, реж. Studio Job, Joris & Marieke
Кореянка, много работающая в Японии Dahee Jeong, снимавшая лирически-философские фильмы, замечательно играющие с пространством, за которые имела множество наград, даже Кристалл Анси («Человек на стуле», «Пустота»), неожиданно сняла абсурднейшую остроумную короткометражку Movements. Фильм, где действуют девушка, собака, ходячие деревья и пр., состоит из коротеньких фрагментов, - каждый из которых взрывается неожиданными парадоксами, главным образом говорящих об относительности. Всего, в частности, движения.
Трейлер фильма Movements, реж. Dahee Jeong
Еще один любимый мной режиссер, итальянец Roberto Catani, с его красочной графикой, тревожностью и неостановимыми полетами камеры, напоминающими о приеме тотальной анимации, снял новый фильм Per tutta la vita. В этот раз он не сочинял истории, его сюжетом было само движение камеры и фокусировка ее взгляда, подчиняющееся логике ветвящихся воспоминаний, где одно тянет за собой другое. Мы видим женщину и мужчину в озере, камера отъезжает – это тарелка супа – отъезжает – длинная скатерть с тарелками, которая в свою очередь оказывается лентой на шляпе и так далее «на всю жизнь». Как в памяти крупное оказывается крошечным, важное – несущественным, ряд деревьев в парке – пуговицами на платье - всё акробатика, всё цирк.
Трейлер фильма Per tutta la vita, реж. Roberto Catani
Японский независимый режиссер Mirai Mizue, знаменитый своими абстрактными фильмами, в этот раз показал картину, снятую специально для шимпанзе: The Dawn of Ape. Он даже так позиционировался: первый в мире фильм, снятый для шимпанзе. К картине прилагалось короткое видео на титрах, как обезьяны смотрят фильм Мираи. Кроме того, режиссер обращал внимание, что использует, хоть и модернизирует МакЛареновский принцип прямого рисования (видимо, имеется в виду, на пленке), но Мираи делал это на айпэде.
Трейлер фильма The Dawn of Ape, реж. Mirai Mizue
Фильм «Мое поколение» француза Людовика Уплэна (My Generation, реж. Ludovic Houplain) заслужил в Анси «Специальное упоминание» жюри за социальную значимость. Людовик, работавший в команде H5, снявшей оскароносную «Логораму», где весь мир построен из логотипов и населен маскотами, теперь снова работает с разнообразной айдентикой, символами и знаковыми объектами. В его фильме мы как будто смотрим в заднее стекло машины стремительно едущей по шоссе, оставляя за собой след льющегося бензина. А вокруг выстраиваются символы разнообразного Зла. Первой группой оказывается современное искусство, над которым вздымается гигантский паук Луиз Буржуа (почему совриск видится режиссеру первейшим из зол, остается только гадать), дальше будет поп-культура, технологии во главе с фейсбуком (и безопасностью), спорт с его допингами, религия, торговля, порнография, политика (в центре, конечно, Трамп, но и Путин, делающий селфи на фоне пожаров, не обойден вниманием) и др., сопровождаемое речами от Гитлера до Ганди. Понятно, что в финале бензиновую дорожку поджигают, потому, что этот ужасный мир заслуживает только уничтожения. Уплэн приехал в Анси, а в Загребе его фильм представлял совсем молодой продюсер, который говорил, что его поколение, в отличие от старшего Уплэна, не смотрит на мир так мрачно, а видит в нем многое, рождающее надежду, так что может быть можно пока не взрывать.

Трейлер фильма My Generation, реж. Ludovic Houplain
Ну и еще о нескольких важных фильмах, которые были показаны не в конкурсе, а в рамках отдельных «специальных событий». Анси практикует эту форму уже второй год, таким образом привлекает к отдельным свежим картинам громких авторов много внимания, но зато изымает их из конкурса, что по-своему обидно. Я, честно говоря, не понимаю задачи таких показов, если это не случай, когда по объективным причинам показать фильм нельзя (например, если очень уж громкий режиссер закончил кино прямо перед фестивалем и не хочется откладывать его на год (что сомнительно, у звезд берут на селекцию и недоделанные фильмы), или, если режиссер участвует в жюри, как было в этом году с Изабеллой Плучиньской). В прошлом году таким образом был показан «Этот великолепный пирог» и музыкальная картина Жана-Шарля Мботти Малоло Make it Soul. В этом году на таком специальном единственном сеансе показали четыре новых фильма: Изабеллы Плучиньской, Петра Думалы, Адриана Локмана и – пам-пара-пам! – Константина Бронзита. Из четверки звезд на показ не приехал только Бронзит, но он следил за событиями и за пару часов до сеанса в фейсбуке выложил трейлер фильма со словами «Скоро!». Поскольку информацию о его картине держали в секрете, то тут множество новостных сайтов тут же подхватили ролик с восторженными комментариями, что скоро мы увидим премьеру самого Бронзита. Но к вечеру уже ролик исчез и из фейсбука, и был выпилен с сайтов. Видимо, студия решила, что еще не время для начала продвижения, что особенно странно после торжественного показа в гигантском зале Анси, где было множество продюсеров и журналистов. Сама короткометражка «Он не может жить без космоса» выглядела как прямое продолжение прошлого знаменитого фильма Бронзита о космонавтах «Мы не можем жить без космоса». Теперь героями были мать и ребенок, сразу родившийся космонавтом, но, если в прошлом фильме речь шла о любви (или дружбе, как это ни называй), то тут с массой смешных и трогательных подробностей говорилось о предназначении, которому нельзя помешать, но которое и само может оказаться слишком тяжелым грузом.

Кроме фильма Кости, в программе спецпоказа был FLOW голландского режиссера Адриана Локмана (Adriaan Lokman), знаменитого своим необычным умением с помощью как будто совершенно абстрактных изобразительных приемов и звука создавать внятные истории. В 2002-м году он получил Кристалл Анси за фильм «Баркод», помню еще эффектный «дорожно-автомобильный» сюжет, где все изображение строилось из треугольников, но тем не менее отлично додумывалось и читалось несмотря на отсутствие привычных очертаний предметов. Его новый фильм несколько более фигуративен, чем обычно, и тем не менее сделан очень впечатляюще, по-прежнему с помощью 2D и 3D компьютерной графики – в нем фигуры создаются как будто из потоков воздуха.
Трейлер фильма Flow, реж. Adriaan Lokman
Третим фильмом в программе был «Портрет Сюзанны» польского режиссера Изабеллы Плучиньской (Portrait of Suzanne, реж. Izabela Plucińska), которая была членом жюри короткого метра и значит не могла участвовать в конкурсе. Ее, как всегда пластилиновая, история основана на рассказе французского сюрреалиста – писателя, художника и режиссера Ролана Топора. И, как и в прошлом ее фильме «Сексуальная стирка», здесь все строилось на ощущении плоти, которую мнут, выкручивают и рвут - пластилин выглядел как мясо. В этот раз рассказ шел о тучном мужчине, одновременно голодном и обжирающемся, который у нас на глазах как будто сходил с ума - ему вдруг стало казаться, что его нога превратилась в пышнотелую его бывшую любовь Сюзанну и они теперь одно целое.
Трейлер фильма Portrait of Suzanne, реж. Izabela Plucińska
Ну и четвертым фильмом была «Тайная вечеря» знаменитого польского режиссера Петра Думалы (The Last Supper, реж. Piotr Dumala) - загадочная история о едущем поезде, в окна которого мы видим последний ужин Христа с картины Леонардо. В этом фильме практически ничего не происходило, вернее, все, что в нем происходило случалось в последние мгновения. Но рассказывать я об этом не буду.

А о других короткометражках – в следующий раз!
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Блог БФМ