Блог Штутгартского фестиваля. Часть 1
Международный конкурс


кадр из мультфильма "Orgiastic Hyper-Plastic", режиссер Paul Bush
В этом году я во второй раз побывала на Штутгартском анимационном фестивале (это был 28-й ITFS) и снова онлайн. За такую возможность мы должны благодарить карантин, не уверена, что смогла бы поехать, если бы фестиваль проходил штатно. Короткометражную конкурсную программу удалось увидеть всю: в ней было пять сборников профессиональных короткометражек, студенческие (4 сборника), короткий метр для детей (4 сборника), короткометражки на экологически-природную тему (Trickstar Nature Award – 1 сборник) и на классическую музыку (New World Classic Animation Award -1 сборник). Еще был конкурс полных метров, правда, не все можно было увидеть из России, но я и не пыталась: в любом случае я бы их посмотреть не успела, хотя оказалось, что победителей – «Wolfwalkers» и «Josep» уже видела раньше.

Имиджевый ролик фестиваля еще в прошлом году заказали студии Studio Seufz и для онлайн выпуска этого года он был немного переделан. Тут сюжет о том, что разноцветная лошадка Трикси, маскот фестиваля, ждет своих друзей в кинозале, но каждого из них камера застает дома неодетым. Но фестиваль все равно состоится.
В жюри международного конкурса входило пять человек, из них три – отличные режиссерки: Анна Мантзарис из Швеции, Анита Килли из Норвегии и очень мной любимая Моник Рено из Голландии, к тому же ей была посвящена ретроспектива с явным феминистским уклоном, постоянной важной темой для Моник, начиная с 70-х годов. Одной из трех членов жюри, судившем молодую анимацию, была Даша Кащеева, представлявшая Прагу.
Фильм «A La Votre» (1973) входил в ретроспективу «In Persona: Monique Renault»
Все основные решения того и другого жюри были понятны, но программа в целом показалась мне интересной, так что моих фаворитов было больше, чем призеров. Как всегда, буду писать только о тех фильмах, которые не упоминала в фестивальном блоге раньше. Надо сказать, после БФМ, о котором я рассказывала, мне удалось посмотреть еще два онлайн фестиваля, о которых не получилось написать: Cinanima из португальского города Эшпиньо (он шел в ноябре сразу после БФМ и два фильма из его программы попали в мой анимационный топ года) и весной – австрийский Tricky women, в котором у меня тоже были фавориты, часть из которых попали и в Штутгарт.

Гран-при Штутгарта получил французский фильм Precieux // Precious молодого режиссера Paul Mas, тот самый пронзительный фильм о толстой девочке и мальчике-аутисте из младшего класса, который так мне понравился на Cinanima и вошел в мой топ 2020-го года (http://blog.multfest.ru/top2020 ). Очень рада за этот тонкий и печальный фильм и за режиссера, так глубоко понимающего совсем не детские проблемы детей.

Второй награды, рангом пониже, которое в Штутгарте называют «Специальным упоминанием» жюри удостоило швейцарскую «визуальную поэму» «Only a Child» режиссера Simone Giampaolo, собравшего 20 анимационных режиссеров, чтобы сделать шестиминутный ролик, в основе которого речь двенадцатилетней Северн Куллис-Судзуки в защиту планеты, произнесенная ею в 1992-м году на саммите ООН в Рио. Этим фильмом отмечали 30-летие молодежного экологического движения и поэтому в своем стейтменте по поводу приза жюри специально, чтобы предупредить скептиков, отметило: «Некоторые могут сказать, что «Только ребенок» является частью кампании, но эта кампания, это движение, объединяющее молодых людей из разных стран, культур и национальностей, - именно то, что нам нужно прямо сейчас, чтобы понять, как человечество может добиться успеха в большой игре эволюции». И действительно, кино получилось яркое, сильнее, чем просто пропагандистский ролик, и благодаря энергии знаменитой речи, и оттого, что в фильме, который разворачивается как цепочка визуальных метафор, сделанных в разных техниках – живопись, песок, стоп-моушн и др. – много действительно выразительных эпизодов, это даже по тизеру видно.

Теперь о моих фаворитах в профессиональной программе, не получивших призов. Из наших там был только «Мой галактический двойник Галактион» Саши Свирского. В профпрограмме был еще один фильм из моего анимационного топа 2020 – «Folie douce, folie dure \Mild Madness, Lasting Lunacy» о больнице для душевнобольных - молодой француженки MARINE LACLOTTE, снятый на студии Фолимаж, я о нем писала.

Один из особенно тронувших меня фильмов в программе – немецкий «Conversations with a Whale», снятый Anna Samo (которую мы знаем, как Анну Самойлович, давно уже живущую в Германии), кино о жажде признания, которое никак не приходит, сделанное с печальной самоиронией. Аня сочиняет историю о себе, аниматоре, изобретательно используя множество «ручных» техник в одном кадре – и рисование, и живопись на стекле, и перекладку, и стоп-моушн, и пиксиляцию и чего только не; она рассказывает о том, какого труда стоит это искусство. Нарисовал-стер, нарисовал–стер, и вот уже весь стол засыпан горой резиновых ошметков, руки становятся черными, а счет законченных кадров выглядит как зарубки на стене тюрьмы у считающего дни заключенного. Фильм о ките окончен, заявка на фестиваль улетела бумажным самолетиком и теперь нужно только ждать. Все, что чувствует художник, кажущийся себе королем в ожидании ответа, узнаваемо в каждой детали. Посидел на стуле, поправил корону, погладил мантию, полил цветы, порепетировал приветствие огромному зрительному залу. Но бумажные самолетики с ответами от фестивалей возвращаются, и в них только отказы: «спасибо, что вы прислали нам фильм, но, к сожалению…». Я смотрю кино Ани онлайн и могу его остановить, чтобы рассмотреть письма – они действительно присланы ей на бланках разных фестивалей. История-метафора оказывается документальной. Письма горят бумажным огнем, превращаясь в золу, в удобрение для цветка в горшке, и в этом огне сгорают амбиции, мантия и корона, теперь им место в мусорном ведре. На финальных титрах Аня пишет, что посвящает этот фильм своим друзьям, танцующим со своими демонами и разговаривающими со своими китами. А в маленьком видео, сопровождающем показ она рассказывает, что после получения всех этих реальных отказов по поводу предыдущего фильма, она решила, что они должны стать стимулом переизобрести свой анимационный стиль и не только попробовала новые техники, но и стала снимать импровизационно, не делая сториборд, переключаясь на другую технику, как только ей наскучивала прежняя.

Были фильмы, которых я ждала в Штутгарте. Во-первых, конечно, кино Джоанны Куинн, которая уже 15 лет не показывала новинок и вот, наконец, выпустила еще один фильм о своей знаменитой жовиальной толстухе Берил. «Affairs of the Art», снятый JOANNA QUINN со своим постоянным соавтором LES MILLS – это ровно то, чего ждали: юмор, яркие характеры, витальная графика и лихая, стремительная анимация. В этот раз Джоанна рассказывает о том, как Берил в свои не юные годы вдруг со всей наивностью и пылом бросилась в искусство и стала мучать семью художественными экспериментами. Тут же мы узнаем, что в детстве Берил тоже любила рисовать, но еще более одержимой была ее старшая сестра, увлеченная таксидермией, что с возрастом преобразовалось в страсть к пластической хирургии.

Второй особенно ожидаемый мной фильм – «Orgiastic Hyper-Plastic», одного из моих самых любимых британских режиссеров PAUL BUSH, постоянно работающего в стоп моушн технике с темой коллекций, списков и т.д., и извлекающего из огромного набора вещей самые неожиданные эффекты. В этот раз, как ясно из названия, он собирал коллекцию предметов из пластика, причем большая их часть - всякие крышки, застежки, шарики – это найденный мусор, рассортированный по цветам и складывающийся в фильме в целый космос. Как всегда у Буша, фильм очень музыкальный (композитор Andy Cowton, с которым он и раньше работал), даже танцевальный и по тизеру кажется, что абстрактный, но это не так. Дополнительный сюжет появляется, когда в кадр толпой входят пластиковые игрушки.

И, как всегда, у Буша смешной «Making of», где он таинственно рассказывает о всех этих пластиковых штуках, как о найденной в природе живности.

Отличный эстонский фильм "Toonekurg \ The Stork» снят парой молодых режиссеров LUCIJA MRZLJAK и MORTEN TŠINAKOV, учеников Прийта Пярна, от которых я многого жду. У них не так давно по фестивалям хорошо прошел фильм в несколько хармсовском духе «Demonstration Of Brilliance In Four Acts», но абсурдность сюжета там была доведена до такого уровня, что при большой плотности событий, рассказать о том, что там происходит, было невозможно, разве что описать, что видишь. Здесь история тоже абсурдная (сценарист опять Мортен), но понятная. Речь идет о мужчине, решившем, что он аист, и о его романе с женщиной, которую он видит в окне из своего гнезда. Не буду устраивать спойлеров, скажу только, что кино у Люсии с Мортеном получилось смешное и вместе с тем лирическое с отличными персонажами и неожиданным финалом.

Хотелось бы рассказать и про музыкальное видео GIL ALKABETZ для израильской сочинительницы песен и исполнительницы Tova Gertner - «Beseder \ Good and Better», которое какое-то время назад целиком было в сети, как обычно бывает с клипами, но его уже найти невозможно. Алькабец, как я понимаю, для этого видео использовал парадоксальные картинки, которые он постоянно публикует в фб и инстаграмме, только собрал и оживил их, получилось очень симпатично. И его микросюжеты о странных людях идут параллельно песне Товы о том, что ждешь, что все будет плохо, но может быть будет и ничего.
кадры из фильма Гиля Алькабеца "Беседер".
Из мастеров еще, наверное, надо упомянуть новый фильм GEORGES SCHWIZGEBEL «Le Journal de Darwin \ Darwin's Notebook». В своей знакомой живописной манере он снял документальную историю о молодом Дарвине , который в 1833-м году встретил на корабле трех аборигенов, три года назад увезенных с Огненной Земли и теперь возвращающихся обратно. Предполагалось, что они принесут своему народу цивилизацию, но на самом деле встреча с цивилизацией принесла этому народу смерть, в финальных титрах сказано, что к середине 20 века он исчез. Фильм, честно говоря, не произвел на меня особенного впечатления, мне он показался слишком иллюстративным, ему не пригодилось то захватывающее петляющее движение, которым знаменита анимация Швицгебеля.

Неожиданный и очень смешной фильм «Benztown» немецкого режиссера GOTTFRIED MENTOR рассказывает про Штутгарт, где сам город борется с траффиком (эта короткометражка, кстати, так же, как и история Пола Буша про пластик входила и в основной, и в экологический конкурс). Фильм состоит из нескольких эпизодов: улицы Штутгарта как будто вполне документально сняты на видео, но вдруг дома, туннели, светофоры и др. обретают лица и начинают бороться с машинами – лупить их, жевать и др. Понятно, что тут вступает в дело компьютерная графика, но выглядит очень убедительно. Кстати, в сети эти эпизоды лежат, как сериал по номерам.

Один из лучших нарративных фильмов фестиваля – «Dans la Rivière \ Step into the River» режиссерки WEIJIA MA , снимавшей во Франции (он же получил главный приз фестиваля Tricky Women/Tricky Realities три месяца назад). Это история, связанная с последствиями длительной китайской «политики одного ребенка», принесшей много несчастий. Лозунг «одна семья — один ребёнок» регулировал рождаемость с 1979-го года до 2015-го, вся нынешняя китайская молодежь рождена в это время, и теперь мы видим, как много фильмов молодых режиссеров китайского происхождения, независимо от их места жизни и обучения, пытаются проговорить эту травму (как войлочная «Сестра» Siqi Song, номинированная год назад на Оскар, или показанный в прошлом году на БФМ «Я и мой магнит, и мой мертвый друг» Liu Maoning). В фильме Weijia Ma это не периферийный сюжет, а главный, она рассказывает о деревне на берегу реки, где живут две маленькие подружки. Одна из них – усыновленная дочь рыбака, и всем мальчишкам-насмешникам известно, что рыбак ее спас, когда ее хотели утопить родители. Дело в том, что в ситуации возможности иметь одного ребенка, ценнее было иметь мальчика, поэтому новорожденных девочек часто бросали и даже топили. Героиня, вроде бы благополучная девочка, случайно найдя младенческий чепчик под кроватью, узнает от бабушки, что у нее был старший брат, но он умер и благодаря этому родилась она. С тех пор девочка везде видит призрак малыша, а когда они с подругой, каждая со своим несчастьем, уплывают в бурю на рыбацкой лодке, души утопленных детей окружают их, как стая рыб, и помогают спастись. В историю о «политике одного ребенка» естественно вшита еще и феминистская тема: девочки доказывают, что они ничем не хуже мальчишек, которым общество дало больше шансов на жизнь. В видео комментарии к своему фильму, режиссерка говорит, что хоть эта история и не вполне документальная, главное в ней реально: она сама жила в деревне на берегу реки, в которой, как говорят, топили детей, и у нее был умерший старший брат, благодаря которому она родилась.

Фильм «Sad Beauty» голландского режиссера ARJAN BRENTJES – один из удивительных примеров абсолютно пандемийного кино, снятого до ковида. История рассказывает, как во время пандемии художница ежедневно ходит рисовать в музей естественной истории, пока не заболевает и не умирает. И вскоре мы видим, как выздоравливает опустевший мир, в котором уже нет людей, все буйно цветет и среди заросших развалин пасутся животные, которых раньше мы видели лишь в виде скелетов в музее.

В связи с этим фильмом нельзя не вспомнить французский «Empty Places» GEOFFROY DE CRÉCY, который мы видели год назад в Анси, где в опустевшем мире работали только машины – эскалаторы, лифты, пылесосы, поливалки так, будто люди исчезли только что. И он тоже был сделан до ковида.
Парадоксальную и неожиданную историю «Incomplete Woman» сочинила южнокорейская режиссерка SU-YOUNG HUH. Начинается она с того, что мать вызывает полицию, обнаружив, что у дочери, которая готовилась к экзамену, исчезла верхняя половина тела, причем, нижняя нормально себя чувствует. В первый момент кажется, что это сомнительное подражание позапрошлогоднему хиту «Я потеряла свое тело» Жереми Клапена, где расследование вела отделившаяся рука. Но оказывается, что все совсем не о том. Выясняется, что вот так разбегаются разные части тела у множества молодых людей и им жить по частям вполне комфортно, собрать их вместе мечтают только родители (очень смешная сцена, где бабушка ловит разные части тела в каком-то специальном месте, где они любят собираться, чтобы пришить их к сохранившейся голове внука, а он капризничает и устраивает скандал, когда видит, что она нашла ему женский торс). В общем, в финале, когда искомая девушка все-таки собирается воедино, чтобы сходить на экзамен, оказывается, что сдать его она не может и не хочет, и «развалившись» потом на пороге университета, ее части тела решают, что им незачем быть вместе, у каждого свои интересы: одна рука хочет сделать маникюр, другая – учиться каллиграфии, а торс мечтает о новой футболке.

«Candela» известной пары испанских кукольников MARC RIBA и ANNA SOLANAS (несколько лет назад они приезжали с мастер-классом на БФМ в Красноярск) – история о последних днях старушки, снятая, как всегда у них, в страшновато-отталкивающем ключе. Сам сюжет в этот раз вполне сентиментальный: жила в доме одинокая бабушка, сочувствовал ей только пожилой водитель автобуса, на котором она привозила из города продукты. В этот дом Кандела приехала с родителями еще девочкой и вот теперь, умирая, вспомнила о детстве. Страху нагоняют подробности, на которые так щедры Марк с Анной: крысы, которых прикармливала старушка, немедленно начавшие жрать ее мертвое тело.
«Night Bus» тайваньского режиссера JOE HSIEH (молодого, но уже известного своим хоррором "The Present") – очень лихой треш про последний автобус, в котором едет пестрая публика: богатая дамочка, два работяги, молодой мужчина с беременной женой, юноша в очках. Постепенно события в мчащемся автобусе принимают крутой оборот, в котором есть кража, ревность, месть, подброшенное колье, побои и т.д. Все это усугубляется тем, что автобус сбивает обезьяну и вот теперь обезьяний детеныш начинает мстить людям за мать, разбрызгивая кровищу и куски тел по всему автобусу, и в этот момент, я думаю, фестивальный зал уже не мог бы удержаться от хохота.
Продолжаю о нарративных фильмах. «A la Mode» французского режиссера JEAN LECOINTRE – сатирическая сказка о королевстве моды, поначалу немного напоминающая «Спящую красавицу», во всяком случае тут тоже королева постоянно выясняет у зеркала, она ли самая модная. История сама не бог весть (вместо падчерицы королеву своей модностью смущает «натуральный ковбой»), но коллажная картинка выглядит ярко и смешно.
«Monachopsis» бельгийской режиссерки LIESBET VAN LOON я видела уже на нескольких фестивалях. Это тревожная история, героиня которой – молодая женщина с трудностями коммуникации, ее пугает и напрягает любое общение, отчего она выглядит мрачной социопаткой («монакопсис» – это ощущение, что ты находишься не на своем месте). Но вот она встречает расположенную к ней милую девушку, и теперь всей силой собственнической страсти пытается удержать ее при себе, не делить с другими. Что, конечно, усложняет ее жизнь, как и жизнь подруги, которая не хочет быть связанной. Чтобы передать нервность героини и ее проблемы с другими людьми, Лисбет придумала собственную технику, использующую и классическую 2D анимацию для персонажей, и реальное видео для среды, и рисование по пленке, похожее на помехи, отчего мир вокруг героини оказывается расплывающимся, почти без лиц.

«Wochenbett \Postpartum» немецкой режиссерки HENRIETTE RIETZ – уже не первый за последнее время, но всегда актуальный личный мультфильм молодой матери о послеродовом периоде. Матери, потрясенной опытом жизни без сна, с болью и бешенством гормонов, к которому она была не готова, почему-то ожидая, что рождение, кормление и уход за младенцем будут похожи на творческий отпуск. Яркая и брутальная графика придает этой истории юмор, без которого она бы выглядела просто как вопль.

«Le Mal du Siècle \ The Great Malaise» канадки CATHERINE LEPAGE – очень обаятельное кино, проехавшееся уже по многим фестивалям, включая Берлинале, где главный парадокс высекается из несоответствия самоописания женщины, которая хочет выглядеть сильной, счастливой и успешной, и картинки, по которой видно, что все это стоит неимоверных сил и все равно недостижимо. Для Катерин это первый фильм, она иллюстратор и сняла его по трем собственным книжкам с картинками, рассказывающими про депрессию, тревожность и амбициозные цели, которых так трудно достичь.

https://www.berlinale.de/en/archive-selection/archive-2020/programme/detail/202006102.html

«Jung & Restless» - фильм знаменитой американской независимой режиссерки JOANNA PRIESTLEY (не могу забыть, как смотрела в Анси ее полнометражный абстрактный фильм «North of Blue» и мне казалось, что я медитирую перед гигантским скринсейвером). В этот раз Джоанна использует в картине, построенной, как абстрактная, понятные сновидческие образы, которые, на ее взгляд, говорят нам о спрятанной травме (подтверждая в финале цитатой из Юнга). Наверное, можно и так считать – там есть и острые предметы вроде пилы, и глаза, и ноги, и костыли, но в целом это все та же нарядная медитативная мандала.

Ну и напоследок - «Kill your Idioms» американца GRANT KOLTON – очень простое и вместе с тем смешное кино человека, которого раздражают идиомы и он пытается изобразить их буквально. Вот оно целиком.

На этом я остановлюсь, а про фильмы студентов и победителей специальных конкурсов расскажу во второй части.


Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ