Один из особенно тронувших меня фильмов в программе – немецкий «Conversations with a Whale», снятый Anna Samo (которую мы знаем, как Анну Самойлович, давно уже живущую в Германии), кино о жажде признания, которое никак не приходит, сделанное с печальной самоиронией. Аня сочиняет историю о себе, аниматоре, изобретательно используя множество «ручных» техник в одном кадре – и рисование, и живопись на стекле, и перекладку, и стоп-моушн, и пиксиляцию и чего только не; она рассказывает о том, какого труда стоит это искусство. Нарисовал-стер, нарисовал–стер, и вот уже весь стол засыпан горой резиновых ошметков, руки становятся черными, а счет законченных кадров выглядит как зарубки на стене тюрьмы у считающего дни заключенного. Фильм о ките окончен, заявка на фестиваль улетела бумажным самолетиком и теперь нужно только ждать. Все, что чувствует художник, кажущийся себе королем в ожидании ответа, узнаваемо в каждой детали. Посидел на стуле, поправил корону, погладил мантию, полил цветы, порепетировал приветствие огромному зрительному залу. Но бумажные самолетики с ответами от фестивалей возвращаются, и в них только отказы: «спасибо, что вы прислали нам фильм, но, к сожалению…». Я смотрю кино Ани онлайн и могу его остановить, чтобы рассмотреть письма – они действительно присланы ей на бланках разных фестивалей. История-метафора оказывается документальной. Письма горят бумажным огнем, превращаясь в золу, в удобрение для цветка в горшке, и в этом огне сгорают амбиции, мантия и корона, теперь им место в мусорном ведре. На финальных титрах Аня пишет, что посвящает этот фильм своим друзьям, танцующим со своими демонами и разговаривающими со своими китами. А в маленьком видео, сопровождающем показ она рассказывает, что после получения всех этих реальных отказов по поводу предыдущего фильма, она решила, что они должны стать стимулом переизобрести свой анимационный стиль и не только попробовала новые техники, но и стала снимать импровизационно, не делая сториборд, переключаясь на другую технику, как только ей наскучивала прежняя.