Свой традиционный анимационный топ года я начинаю с традиционного же вступления. В этом году мне удалось увидеть гораздо больше фестивальных фильмов, чем раньше, потому что многие фестивали, до которых обычно не доехать, шли онлайн и их можно было посмотреть. А еще в этом году мне повезло поехать «живьем» на целых два фестиваля – на Animafest в Загреб и на FAB в Берлин и увидеть, что все же фестивальный мир жив и люди все так же нуждаются друг в друге и общении, а также том, чтобы смотреть анимацию вместе в кинозале.
В моем списке немало фильмов, которые начали фестивальное движение еще в прошлом году, но тогда я их либо не видела, либо не рассмотрела, а вот теперь, в новом фестивальном контексте оценила как сильные и важные (это бывает).
После прошлого года, когда пандемия закрыла всех в своих квартирах и личных переживаниях, в этом году анимация снова стала смотреть вокруг себя и говорить о мире. И самое сильное кино года снова посвящено большим проблемам, а не нацелено внутрь себя. Особенно дорого, что говорить о мире вокруг все более явно стала российская анимация, которая традиционно считалась эскапистской. Взгляд этот новый и критический, он часто связан с документальностью, которая в российской анимации в последнее время выходит на поверхность и получает признание.
В моем топе 26 фильмов: 12 авторских короткометражек, из них 7 – в той или иной степени анимадок, включая два российских (а всего российских фильмов 4). В первый раз я решила отдельно выделить экспериментальные фильмы, поскольку их лучше рассматривать в контексте друг друга - их в этом топе 3. Из 5 лучших студенческих фильмов года – один российский (и это анимадок), из 4-х детских - один российский и еще два сделаны российскими режиссерами во Франции. Завершают список 2 полнометражных фильма.
И, как всегда, говорю, что номер в списке не означает предпочтения, порядок произвольный.
Короткометражные фильмы
1. "Souvenir Souvenir" \ "Воспоминание, воспоминание", реж. Bastien Dubois \ Бастьен Дюбуа Фильм Бастьена Дюбуа, над которым, по его словам, он работал десять лет, – это рассказ о том, как, узнав, что его дед участвовал в Алжирской войне, Бастьен пытался хоть что-то об этом выяснить. Весь фильм – это попытка объяснить, как и почему ему это не удалось, что он передумал за это время, как случилось, что не только дед не хотел рассказывать о своем страшном военном опыте, но и он сам был не готов, боялся копнуть глубже, узнать что-то, что знать было бы невыносимо. Это в большой степени история его размышлений и споров с самим собой, разговоров с сестрой, отцом, бабушкой, психотерапевтом, случайными попутчиками, подростковые фантазии о страшном, отказ от желания судить и многое, многое другое. По словам Бастьена, история войны в Алжире, как войны на своей территории, российским зрителям должна напоминать историю войны в Чечне, недаром в фильме бабушка говорит: «это называли не войной, а установлением мира» и взрослый Бастьен отвечает ей: «бабушка, все войны так называют». Анимадок Дюбуа погружает нас в очень важный сегодня круг размышлений, связанных с войной и ее личными последствиями, ну и к тому же это отличное кино, сделанное сложно и вместе с тем изобразительно и анимационно сдержанно (особенно по сравнению с разнообразием «Мадагаскара»).
«Воспоминание, воспоминание» начал свое триумфальное фестивальное шествие еще в прошлом году (а в этом он объявлен в коротком списке Оскара-22), но я почему-то так и не встретила его ни на одном фестивале, зато нам удалось его показать в документальной программе БФМ-21. (Разговор с Бастьеном во время встреч с режиссерами на БФМ:
https://youtu.be/I0ThBzJIx1w )
Этот фильм для меня одно из главных, а может быть и главное анимационное событие 2021 года.