Анимационный топ-2019.
Девятнадцать лучших:
дюжина авторских короткометражек, пять студенческих фильмов и два полных метра
Кадр из мультфильма J'AI PERDU MON CORPS, реж. Jérémy Clapin
В топ-лист лучшей анимации года у каждого эксперта – критика или исследователя анимации, педагога или фестивального программера - попадают фильмы, которые он видел на фестивалях этого года. А поскольку фестивальный период для новых короткометражек два-три года, и все мы ездим на разные фестивали, то и топ несколько разнится. Например, я вижу в опубликованных списках у некоторых экспертов фильмы «Пять минут до моря» Натальи Мирзоян и студенческий фильм Сици Сон «Сестра», которые у меня были в прошлогоднем топе. А один из лидеров нынешнего года, вышедший только осенью, но уже попавший и в шорт-лист Оскара, - новый фильм Теодора Ушева «The Physics of Sorrow», который я еще не видела, но рассчитываю увидеть на фестивалях следующего года. Так что мой топ привязан только к моему личному фестивальному году, а не году выхода фильма и я буду указывать, где видела фильм. Ну и традиционно объявляю, что порядок, в котором расположены фильмы в списке, случаен и не означает предпочтений.
Короткий метр
1. «Кислотный дождь», реж. Томек Попакуль (ACID RAIN / Tomek Popakul)

На мой взгляд, фильм молодого польского режиссера Томека Попакуля, вдруг рванувшего, как ракета, - лучшая короткометражка уходящего года. В этом я схожусь с большинством анимационных экспертов и огромным количеством мировых фестивалей, где Томек брал главные призы. Но на удивление (а может быть как раз ожидаемо) эта картина не попала в недавно объявленный шорт лист «Оскара». И Томек на своей странице в фб написал: «Таким образом, проблема отсутствия смокинга решена». Несмотря на то, что фильм этот сделан с использованием технологии мокап, базирующейся на съемке актеров, технологии, к которой в авторской анимации относятся свысока, его дизайн и режиссерский язык выглядят впечатляюще. А сценарий, в котором рассказывается о девчонке, ищущей приключений в кислотных 90-х, и вовсе лучший за последние годы: глубокий, непредсказуемый, с богатыми характерами, сложным сюжетом, вместе с тем рассказывающий историю так сжато и концентрированно, как может только анимация.

В первый раз этот фильм я увидела на Анимафесте в Загребе, где «Кислотный дождь» и получил главный приз.
Трейлер фильма ACID RAIN, реж. Tomek Popaku
2. «Узы», реж. Дина Великовская

Фильм Дины Великовской, сделанный в инновационной технологии с помощью 3D ручки, то есть парадоксальным образом соединяющий свойства рисованной и объемной анимации, вышел в начале этого года. Но по фестивалем он ездил немного, как я думаю, потому, что Дина сама решила его придержать, пока немного не подрастет ее недавно родившийся малыш, чтобы уже можно было вместе с ним сопровождать фильм в путешествиях. Отличная история об узах, которые связывают решившую покинуть дом девушку и ее пожилых родителей - узах, ставших материальными, как нитка, от вытягивания которой распускается свитер, а затем весь дом и вся жизнь.

В первый раз этот фильм я увидела на Суздальском открытом анимационном фестивале, где «Узы» получили главный приз.
Трейлер фильма «Узы», реж. Дина Великовская
3. «Дети», реж. Майкл Фрей (KIDS / Michael Frei)

На мой взгляд, фильм швейцарского парадоксалиста Майкла Фрея «Дети» - очень интересный эксперимент, где он будто наблюдает за тем, как двигаются большие массы персонажей, играет ими, словно шариками в настольной игре. Но вместе с тем это остроумное и даже эмоциональное кино, в котором одинаковые человечки, которые необъяснимо лупят друг друга, падают и вскакивают, прыгают друг за другом во внезапно разверзшуюся яму, повторяют друг за другом любое действие и бегают толпами туда-сюда, поддаваясь непонятному общему порыву, — это, конечно, дети.

В первый раз этот фильм я увидела на Анимафесте в Загребе, где «Дети» получили приз за креативность.
Трейлер фильма KIDS, реж. Michael Frei
4. «Дядя Томас – Учет дней», реж. Режина Пессоа (TIO TOMAS - A CONTABILIDADE DOS DIAS / Regina Pessoa)

Португальская режиссерка Режина Пессоа начинала свою работу в анимации с очень сложной техники – процарапывания и затирания рисунка на гипсовых пластинах. Такую технику использовал Петр Думала. С своем последнем фильме, как говорит Режина, она уже совсем перешла на комьютер, но дизайн выглядит похоже, с теми же резкими черными тенями. Режина всегда была склонна к сказочным историям, но в этот раз ее фильм автобиографичен - это воспоминания о дяде, странном человеке, которого она очень любила в детстве. По рассказу о дяде Томасе, одержимом подсчетами и записями обыденных событий дня, похоже, что он был аутистом, когда об этом еще не знали. И Режина кроме фирменной черно-белой графики, похожей на гравюрную, использует вещи, которые остались от дяди – амбарные книги, полные таблиц с цифрами.

Впервые я этот фильм увидела на Анимафесте в Загребе, но там он призов не получил, зато был награжден призом жюри в Анси.
Трейлер фильма TIO TOMAS - A CONTABILIDADE DOS DIAS, реж. Regina Pessoa
5. «Я выйду за сигаретами», реж. Осман Церфон (JE SORS ACHETER DES CIGARETTES / Osman Cerfon)

Абсурдная по приему история с очень простым и выразительным дизайном Османа Церфона из Франции, о мальчике, видящем повсюду в доме прячущихся в шкафах одинаковых мужчин, - один из самых сильных фильмов этого года о семье, при том, что «семейный сюжет» сегодня очень популярен.

Впервые я этот фильм увидела на Анимафесте в Загребе, но там он призов не получил, как и в Анси, где тоже был показан. При этом в опросах экспертов по итогам года фильм Церфона стабильно присутствует на высоких позициях.
Трейлер фильма JE SORS ACHETER DES CIGARETTES, реж. Osman Cerfon
6. «Наводнение», реж. Мальте Штейн (FLUT / Malte Stein)

Дебютный фильм Мальте Штейна из Германии тоже на семейную тему. Но, если в фильме Церфона до подростка никому не было дела, то в «Наводнении» закомплексованный парень измучен доминирующей мамой и сомнительными приятелями. Получилось кино с сильным и небанальным сценарием, полном болезненного абсурда и впечатляющим визуальным стилем, добавляющим истории ощущение страха, беспомощности и все той же болезненности воображения.

Этот фильм я впервые увидела на Анимафесте в Загребе, где «Наводнение» получило «специальное упоминание». Но в топах года его почему-то почти не упоминают, и это жаль.
Трейлер фильма FLUT, реж. Malte Stein
7. «Скандал», реж. Джонотан Ходжсон (ROUGHHOUSE / Jonathan Hodgson)

Замечательный британский режиссер Джонотан Ходжсон снял автобиографический фильм про свою юность, историю про дружбу со всеми ее проблемами, обидами и примирениями. У него крепкий сценарий - в сущности, просто сторителлинг, рассказ от первого лица, - и визуальный стиль, немного тяготеющий к ретро, отчего в этой истории, где есть драматизм, чувствуется ностальгический оттенок.

Впервые я увидела этот фильм на Анимафесте в Загребе, где он получил почетное специальное упоминание.
Трейлер фильма ROUGHHOUSE, реж. Jonathan Hodgson
8. «Игра в противоположности», реж. Лиза ЛаБрасио, Анна Само (THE OPPOSITE GAME / Lisa LaBracio, Anna Samo)

Фильм The Opposites Game сняли в США две режиссерки, одна из которых российского происхождения (Анна Самойлович), это был заказ TED-Ed для поэтической серии "There's a Poem for That", на стихи поэта Брендана Константина. Поэт, который действительно работает учителем, любит с детьми играть в игру, где к каждому слову в стихотворении надо назвать слово, противоположное ему по смыслу. И вот со словом «ружье» случился спор – дети спорили, что именно ему противоположно. Это, конечно, стихи сильного антивоенного содержания, и мне очень нравится, как девушки придумали делать кино из книжки, внутри которой в конце разрывается пуля. Книжку эту (понятно, что она была не одна), я видела на выставке на Анимафесте в Загребе и она произвела на меня сильное впечатление. И фильм тоже увидела там.
Фильм THE OPPOSITE GAME, реж. Lisa LaBracio, Anna Samo
9. «Не знаю что», реж. Томас Ренольднер (DONT KNOW WHAT / Thomas Renoldner)

Знаменитый австрийский режиссер-экспериментатор Томас Ренольднер, нередко снимающий в своих фильмах самого себя, в этот раз придумал кино одновременно экспериментальное, с эффектнейшим монтажом, а вместе с тем очень стильное по изображению, где его движения стали похожи на механический танец, и по звуку, который, снова с помощью монтажа, делает из речи то вокализ, а то барабанную дробь. К тому же кино просто очень обаятельное, и забавное. Довольно редкий случай, что экспериментальный фильм становится фаворитом публики, но с картиной «Не знаю что» так и произошло.

В первый раз я увидела этот фильм на фестивале Анимафест в Загребе (большая часть моих фаворитов года оттуда), а в Анси он получил приз в экспериментальной категории.
Трейлер фильма DONT KNOW WHAT, реж. Thomas Renoldner
10. «Он не может жить без космоса», реж. Константин Бронзит

Новый фильм Бронзита про космос (похоже, Костя открыл золотую жилу, со времени «Мы не можем жить без космоса», кажется, все ринулись снимать про космонавтов), все-таки не приквел и не сиквел предыдущего, а вполне самостоятельное кино. Фильм про призвание и про жизнь, которые могут оказаться несовместимы, про одержимость мечтой, которая может стать проклятием. Бронзит снова снимает очень простую и при этом сильную историю, кажется, дожимая и способ рассказа, и изображение до предельной ясности. Но при этом режиссер придумывает для себя неожиданные челендж, усложняя задачу: он строит картинку так, что мы ни разу не увидим лиц героев, а их два: космонавт и его мать. Как будто проверяя: сможет ли он выиграть всухую, не дав нам заглянуть им в глаза.

Этот фильм я впервые увидела на спецпоказе в Анси, а потом в конкурсе фестиваля Крок, где он получил спецприз жюри.
Трейлер фильма «Он не может жить без космоса», реж. Константин Бронзит
11. «Блаженна случайная смерть», реж. Серджиу Негуличи (THE BLISSFUL ACCIDENTAL DEATH / Sergiu Negulici)

Фильм румынского режиссера-дебютанта Серджиу Негуличи, полностью сделанный на компьютере, блестяще имитировал рукотворные техники – рисование углем и технику перекладки из бумаги. В этом кино впечатляюще соединяется реальная история о его поисках тайной любви румынской художницы начала ХХ века и вихревый полет через поезд-время, полный сюрреалистических видений.

Этот фильм сделан два года назад и имеет уже массу очень крупных призов международных фестивалей, но почему-то я его пропустила и впервые увидела на Кроке на исходе фестивальной жизни.
Фильм THE BLISSFUL ACCIDENTAL DEATH, реж. Sergiu Negulici
12. «Себе на уме», реж. Флор Адамс (MIND MY MIND / Floor Adams)

Получасовой фильм голландской режиссерки, дебютантки Флор Адамс, вышедший в начале года и взявший, например, приз публики в Штутгарте, но не попавший ни в Анси, ни в Загреб, присутствует во многих анимационных топах года и в шорт-листе Оскара. Этот изобразительно совсем простой, даже попсовый рисованный фильм рассказывает историю о парне-аутисте, работающем смотрителем в музее и помешанном на моделях самолетов. И о том, как у него начинается роман с девушкой, изучающей пресмыкающихся. В некотором смысле прием тут тот же, что в пиксаровском полном метре «Головоломка» (Inside Out) четырехлетней давности: мы одновременно видим, как себя ведет человек и что происходит у него в голове (вероятно, сама сложность приема тут требует упрощенности изображения). В голове у героя фильма Флор Адамс, правда, только один персонаж, но зато он без конца транслирует какие-то правила и нормы, мучительно выбирая способ поведения из известных ему списков. Чем-то замученный герой похож на инопланетянина, не умеющего считывать значение поведения окружающих, того, что нельзя прочесть однозначно: их мимики, интонаций, шуток, недоговоренностей, как это бывает у аутистов. И значит вынужденный мучительно интерпретировать то, что происходит, исходя из информации, которая у него есть. Это буквально взрывает его мозг.

Этот фильм я впервые увидела на БФМ.
Трейлер фильма MIND MY MIND, реж. Floor Adams
Студенческие фильмы
1. «Дочь», реж. Дарья Кащеева (DCERA / Daria Kashcheeva)

Кукольная «Дочь», снятая нашей соотечественницей Дарьей Кащеевой, ее бакалаврский диплом в пражской киношколе FAMU, - по-моему, самый успешный студенческий фильм года. Его победное шествие началось с Анси, где прошла премьера, потом была победа на студенческом «Оскаре» и вот теперь – попадание в шорт лист «большого Оскара». Самое интересное в этом фильме даже не история, хотя сюжет о взаимоотношениях дочери с отцом, сделан тонко и точно. А то, как выразительные артистические куклы здесь сняты с использованием режиссерских приемов из игрового кино, «ручной камеры» на ходу, что для анимации выглядит новаторски.

Впервые увидела фильм на фестивале в Анси, где он получил «Кристалл» за лучший студенческий фильм.
Трейлер фильма DCERA, реж. Daria Kashcheeva
2. «Здравствуйте, родные», реж. Александр Васильев

В этом году фильм выпускника школы-студии ШАР – самый успешный российский студенческий фильм. История про бабушку и ее любимых решена очень просто и дизайн ее весьма бесхитростен, но парадокс, заложенный в разрешение сюжета – решает все.

Впервые увидела фильм на фестивале в Суздале, где он получил приз за лучший студенческий фильм.
Трейлер фильма «Здравствуйте, родные», реж. Александр Васильев
3. «Ныряльщица», реж. Юлия Войтова (LA PLONGEUSE / Iulia Voitova)

Интересно, что больше половины моего студенческого топа в этом году имеют «русский след». «Ныряльщица» - диплом Юлии Войтовой, раньше учившейся анимации в Екатеринбурге, во французской киношколе La Poudrière. Фильм про измученную спортсменку и массажиста, приводящего ее в порядок, особенно хорош тем, как точно выбранная техника (бумажная перекладка в соединении с живописью) работает с историей, как много говорит мятая бумага об уставшем теле.

Впервые увидела фильм на фестивале в Суздале, где он получил спецприз жюри.
Трейлер фильма LA PLONGEUSE, реж. Iulia Voitova
4. «Нидергария» Капюсин Мюллер (DUTCHGARIA / Capucine Muller)

Кино остроумное, точное, изобразительно яркое и при этом отражающее один из самых заметных тематических трендов в анимации - тему иммиграции, смены языка и культуры, режиссерка из Франции Капюсин Мюллер сделала, исходя из собственного опыта бесконечных переездов из страны в страну на учебу и работу. Этот фильм – ее диплом в знаменитой бельгийской киношколе KASK и его название – контаминация из названий стран.

Фильм я впервые увидела на фестивале Крок, где он получил приз за лучший студенческий фильм.
Трейлер фильма DUTCHGARIA, реж. Capucine Muller
5. «Мой козленок», реж Томоки Мисато (MY LITTLE GOAT / Tomoki Misato)

Томоки Мисато – выпускник токийского университета искусств – сделал валяную из шерсти кукольную сказку по мотивам сюжета о волке и семерых козлятах. На первый взгляд, режиссер превращает миленькую сказочку в настоящий кровавый хоррор. Но к концу оказывается, что дело еще страшнее, поскольку речь тут идет про реальность. И не про выскочивших из разрезанного живота волка козлятах (кстати, полупереваренных и потом на всю жизнь оставшихся с ощущением собственного уродства), а о детях, переживших насилие от взрослых. И добрый дядя оказывается пострашнее любого волка. (Кстати, в этом году сказка про волка и козлят уже во второй раз становится основанием для нестандартной и драматической авторской интерпретации. Например, прошедший по многим фестивалям Am I a Wolf? иранского режиссера Amir Houshang Moein включает и трагическую историю о безутешной матери-козе, и рассказ о детях, которые разыгрывают эту сказку в театре, в финале оставляя безутешным мальчика, игравшего волка).

Фильм «Мой козленок» впервые вышел в середине прошлого года, но я его впервые увидела в этом году на БФМ, а теперь он входит в топы многих экспертов.
Трейлер фильма MY LITTLE GOAT, реж. Tomoki Misato
Полные метры
1. «Необычайное путешествие Мароны», реж. Анка Дамиан (L'EXTRAORDINAIRE VOYAGE DE MARONA / Anca Damian)

Румынская режиссерка Анка Дамиан, знаменитая своей мощной полнометражной документальной анимацией, внезапно сняла семейное кино про беспородную собачку, путешествующую от одного хозяина к другому, сценарий для которого написал ее сын Ангел. Печальная история про любящую всех собаку, готовую прощать людям их предательство и безответственность, сама по себе хорошая, но главное в фильме – не сюжет, а визуальная сторона дела, которая в большой степени становится содержанием этого фильма. Совершенно феерический, ослепительно яркий и смелый в своем эклектизме дизайн, за который отвечали три звездных художника из разных стран (Джина Торстенсен и Сара Мацетти больше работали с фонами и бельгийский комиксист Брехт Эвенс, прежде всего художник по персонажам) и изумительная анимация, дающая не только каждому персонажу, но и каждому эпизоду свой характер движения, превращала это кино в чистый арт, в котором можно любоваться любым фрагментом.

Я этот фильм впервые увидела на фестивале в Анси, где он не получил призов и вообще, на мой взгляд, этот фильм незаслуженно обойден наградами больших фестивалей, хоть и участвовал в них.
Трейлер фильма L'EXTRAORDINAIRE VOYAGE DE MARONA, реж. Anca Damian
1. «Я потеряла свое тело», реж. Жереми Клапен. (J'AI PERDU MON CORPS / Jérémy Clapin)

Жереми Клапен, режиссер парадоксальных и интеллектуальных короткометражек, неожиданно для всех снял полнометражный фильм – одновременно экшн и историю любви. Фильм этот, премьера которого прошла в Каннах этого года получил на «неделе критики» Гран-при, после чего права на его показ стремительно выкупил Нетфликс. Сюжет этого фильма довольно прихотливо устроен (в его основе – роман известного сценариста Гийома Лорана, знаменитого прежде всего по «Амели»), в нем несколько линий: любовная история юного мечтателя и сироты Науфеля, история его детства в семье музыкантов, закончившаяся смертью родителей в автокатастрофе и собственно история руки, сбежавшей из больницы в поисках своего тела. Это рука Науфеля, о чем зрители догадываются скоро, хотя в других сюжетных линиях обе руки еще при нем. Дизайн этого фильма выглядит не слишком интересно, вполне реалистически – ровно так, чтобы не оттолкнуть широкого зрителя. Работая с жанровым кино, рассчитанным на успех, Клапен тем не менее остается парадоксалистом: главной движущей силой и смыслом его кино становится звук и это совсем не очевидный ход. Ведь именно одержимость маленького пианиста Науфеля звуком и звукозаписью, становится причиной автокатастрофы, унесший его родителей. Именно звук, женский голос в домофоне становится причиной его любви. И именно оставленная им запись звука открывает в финале его возлюбленной, что с ним случилось.

Этот фильм был в Анси, где получил и «Кристалл», и приз публики, но там мне его увидеть не удалось. Так что я посмотрела его уже только в конце ноября, когда «Я потеряла свое тело» стал показывать Нетфликс.
Трейлер фильма J'AI PERDU MON CORPS, реж. Jérémy Clapin
Читайте в Блоге БФМ:
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Блог БФМ