Теперь о студенческих работах. На ОРФАК их традиционно разделяют на учебные (сделанные в процессе обучения, курсовые и т.д.) и дипломные, но в призах студенческая номинация остается общей, и мы не всегда понимаем, на каком этапе обучения автор. А это очень интересно и много говорит нам о школе. Например, в Вышке промежуточных заданий очень много и работы талантливых ребят можно брать в конкурс хоть с самого начала обучения, а во ВГИКе до последнего времени все обучение было нацелено на финальный фильм, а интересных курсовых было мало. Сейчас это меняется, например, студентов Алексея Демина мы видим в конкурсе второй год подряд, хотя диплом у них только в следующем году, и это радует. Активно входит в анимационный процесс Колледж анимации при ВГИКе, где очень успешно преподает Лиза Скворцова и призы берут авторы, в сущности, только-только со школьной скамьи. Анимационное образование становится все более востребованным, школ – больших, с государственной лицензией и небольших частных, похожих на короткие курсы, – становится все больше и в последние годы меня все чаще спрашивают родители, куда отправить учиться ребенка, мечтающего об анимации. И если речь идет не только об овладении техническими умениями (хотя это тоже очень ценно и востребовано, квалифицированный аниматор гарантированно заработает себе на жизнь), но и о том, чтобы создавать что-то свое, то я советую школу, исходя из того, какие я вижу результаты у ее студентов на фестивалях, и в первую очередь в Суздале. А это зависит не только от качества образования, но и от того, как работает фестивальный отдел школы (поскольку там, где «спящие» отделы, ребятам приходится отправлять фильмы самим и тут трудно быть уверенным, что отправили действительно лучшие), и от непредвзятости селекционной комиссии. Последнее я бы не стала упоминать, если бы не прошлогодний скандал с отказом отборщиков брать в конкурс фильмы студентов из ВШЭ, несмотря на очевидно урожайный для Вышки год. В этом году ошибку попытались исправить – в конкурсе было несколько прошлогодних фильмов вышкинских студентов, но большая часть их картин так и осталась неизвестной анимационному сообществу. Пытаясь изменить эту ситуацию, мы на осеннем БФМ сделали специальную программу из фильмов Школы анимации и дизайна Высшей школы экономики, она получилась весьма разнообразной, но, конечно, присутствия на главном отечественном фестивале, создающем анимационные репутации, ничего не заменит.
Начнем с призеров. Приз за лучший студенческий фильм получила картина «Как говорил мой дед» Саши Деевой, ее диплом в Колледже кино, телевидения и мультимедиа ВГИК в мастерской Лизы Скворцовой. Два года назад мы уже обратили внимание на ее снятый на Лизином интенсиве обаятельный фильм «2,5 секунды» о том, как она упала с плеч парня на концерте , в прошлом году Саша развеселила всех фильмом «Там кто-то есть» про алкаша, упавшего в деревенский сортир. В этом году мы увидели так же очень просто нарисованный черно-белый рассказ о прадеде Хазбулате, написанный со слов Сашиной бабушки, где реальная история о начальнике бакинской железной дороги в фантазиях правнучки приобретает черты сказки о добром великане. У Саши есть очевидный талант рассказывать истории, и то, как она это делает – ее юмор, бесхитростность и умение схватывать главное, дает надежду на то, что она и дальше будет снимать хорошее кино. Кстати, «Дед» тоже вошел в двадцатку профессионального рейтинга. Саша уже выложила в его сеть, так что смотрите целиком.