Блог Суздаля. Часть 2: cтуденты, прикладная, сериалы и прочее

Кадр из клипа на песню Ивана Дорна «Дичь», реж. Руслана Мирзаалиева
Продолжаю рассказывать о Суздальском фестивале – последнем анимационном событии перед тем, как нас всех закрыли на карантин. Глядя в социальных сетях на фотографии толп радостных аниматоров, коллеги из других стран, где эпидемия уже вовсю косила людей и был объявлен жесткий карантин, изумлялись. Теодор Ушев написал в комментариях: «Русские аниматоры бессмертны? У них нет и никогда не будет вирусов», а потом добавил: «Ну если ни у кого ничего нет, то надо опубликовать в научном журнале, что открыли вакцину - анимация+водка+любовь». Поскольку, судя по всему, никто после фестиваля не заболел, то можно считать, что вакцина открыта.
Теперь о студенческих работах. На ОРФАК их традиционно разделяют на учебные (сделанные в процессе обучения, курсовые и т.д.) и дипломные, но в призах студенческая номинация остается общей, и мы не всегда понимаем, на каком этапе обучения автор. А это очень интересно и много говорит нам о школе. Например, в Вышке промежуточных заданий очень много и работы талантливых ребят можно брать в конкурс хоть с самого начала обучения, а во ВГИКе до последнего времени все обучение было нацелено на финальный фильм, а интересных курсовых было мало. Сейчас это меняется, например, студентов Алексея Демина мы видим в конкурсе второй год подряд, хотя диплом у них только в следующем году, и это радует. Активно входит в анимационный процесс Колледж анимации при ВГИКе, где очень успешно преподает Лиза Скворцова и призы берут авторы, в сущности, только-только со школьной скамьи. Анимационное образование становится все более востребованным, школ – больших, с государственной лицензией и небольших частных, похожих на короткие курсы, – становится все больше и в последние годы меня все чаще спрашивают родители, куда отправить учиться ребенка, мечтающего об анимации. И если речь идет не только об овладении техническими умениями (хотя это тоже очень ценно и востребовано, квалифицированный аниматор гарантированно заработает себе на жизнь), но и о том, чтобы создавать что-то свое, то я советую школу, исходя из того, какие я вижу результаты у ее студентов на фестивалях, и в первую очередь в Суздале. А это зависит не только от качества образования, но и от того, как работает фестивальный отдел школы (поскольку там, где «спящие» отделы, ребятам приходится отправлять фильмы самим и тут трудно быть уверенным, что отправили действительно лучшие), и от непредвзятости селекционной комиссии. Последнее я бы не стала упоминать, если бы не прошлогодний скандал с отказом отборщиков брать в конкурс фильмы студентов из ВШЭ, несмотря на очевидно урожайный для Вышки год. В этом году ошибку попытались исправить – в конкурсе было несколько прошлогодних фильмов вышкинских студентов, но большая часть их картин так и осталась неизвестной анимационному сообществу. Пытаясь изменить эту ситуацию, мы на осеннем БФМ сделали специальную программу из фильмов Школы анимации и дизайна Высшей школы экономики, она получилась весьма разнообразной, но, конечно, присутствия на главном отечественном фестивале, создающем анимационные репутации, ничего не заменит.

Начнем с призеров. Приз за лучший студенческий фильм получила картина «Как говорил мой дед» Саши Деевой, ее диплом в Колледже кино, телевидения и мультимедиа ВГИК в мастерской Лизы Скворцовой. Два года назад мы уже обратили внимание на ее снятый на Лизином интенсиве обаятельный фильм «2,5 секунды» о том, как она упала с плеч парня на концерте , в прошлом году Саша развеселила всех фильмом «Там кто-то есть» про алкаша, упавшего в деревенский сортир. В этом году мы увидели так же очень просто нарисованный черно-белый рассказ о прадеде Хазбулате, написанный со слов Сашиной бабушки, где реальная история о начальнике бакинской железной дороги в фантазиях правнучки приобретает черты сказки о добром великане. У Саши есть очевидный талант рассказывать истории, и то, как она это делает – ее юмор, бесхитростность и умение схватывать главное, дает надежду на то, что она и дальше будет снимать хорошее кино. Кстати, «Дед» тоже вошел в двадцатку профессионального рейтинга. Саша уже выложила в его сеть, так что смотрите целиком.
Фильм «КАК ГОВОРИЛ МОЙ ДЕД», реж. Александра Деева
Два диплома в студенческой категории получили – и, по-моему, это очень значимый факт, – выпускницы Курсов художников-мультипликаторов Цеха анимации. Я уже много раз писала про Цех анимации – свободное объединение молодых профессионалов, ничем не похожее на традиционные отечественные студии. Эта группа режиссеров и художников с весьма подвижным составом, и их студия на Проекте Фабрика за последние несколько лет стала центром притяжения для молодых московских аниматоров – здесь снимали фильмы, читали лекции, устраивали показы и вечеринки. И еще здесь устраивали учебные курсы – и для детей, и для взрослых, общие и тематические, где можно было овладеть какой-то нестандартной ручной художественной техникой или экспериментальным методом съемки. Поскольку это объединение было совсем не формализовано, отсюда вытекали и проблемы (например, оказалось безнадежным делом подавать в Минкульт заявку на финансирование фильма – студию не видели в упор независимо от качества проектов) и обретения, которые были связаны с мобильностью и спонтанностью, позволявшими мгновенно реагировать на требования времени и ситуации, придумывать новые курсы, когда этого хотелось и появлялся интересный преподаватель и давать на каждое дело столько времени, сколько оно требовало. Сила команды, работающей и преподающей в Цехе состояла в том, что все тут делали то, что любили, не делая скидок. И поэтому мы сейчас видим в анимации целую школу Цеха, в которой даже видны некоторые родовые черты, в частности поэтический подход, умение создать атмосферу и смысловую многослойность. С Суздалем у фильмов выпускников Цеха отношения сложились не сразу, года два и три назад их дипломные этюды показались уж очень маленькими, отборщики оценили их качество, но в программу не взяли. В прошлом году в конкурс вошел сложенный в единый фильм сборник курса кукольников «Десять этюдов в черном» и даже получил диплом. И в этом году выпускники Курсов в оценке жюри обошли признанные старые школы.

Диплом в категории «Лучший студенческий фильм» с формулировкой «за достоверность магии» достался фильму «Селезень, веревочка и желудь» Алины Титоренко, в котором ты даже не сразу понимаешь, при чем тут название русской сказки, пока не включаешься в игру, догадавшись, что это одновременно мокьюментари и вместе с тем немного пародия на модный документальный стиль, где герои сказки, среди которых Леший, Водяной с русалками и Злыдень, буднично рассказывают невидимому интервьюеру о волшебных событиях, которые произошли. Причем, в этом нежном, акварельном фильме одна из самых важных составляющих – звук Саши Чиркова, который и дает рисованному действию атмосферу реальности. Фильм этот считается дипломным одновременно и на Курсах и в ВШЭ, где училась Алина.
Фильм «СЕЛЕЗЕНЬ, ВЕРЕВОЧКА И ЖЕЛУДЬ», реж. Алины Титоренко
Диплом в категории «Лучший студенческий фильм» с формулировкой «за очарование простодушия» дали фильму «Мальчик, который кричал» Марии Серебряковой. Коротенькая история про мальчика, который, играя в теневые фигуры от руки и фонарика, пытается привлечь внимание людей в ярко освещенных окнах, но вызывает у них только злость, и умирает от страха, когда свет в домах гаснет, – сделан в очень красивой технике масляной живописи по стеклу, своими фактурами дающей ощущение ручной работы.
Трейлер фильма «МАЛЬЧИК, КОТОРЫЙ КРИЧАЛ», реж. Мария Серебрякова
Еще один студенческий фильм из Цеха анимации производства студии БФМ – «Тёплый соленый ветер» трех режиссерок: Марии Коржовой, Марии Ларичевой и Софии Петровой – коротенький, красочный и тоже очень атмосферный этюд-воспоминание об отпуске. Сегодня очень распространен «пляжный» жанр, так что обычно успех зависит от оригинальности дизайна, точности и остроты наблюдений. У девочек вышло свежо и мило: жаркое солнце, пляжный душ, корки от арбуза, вечер, дискотека, ночное купанье голышом и в темноте далекий светящийся огнями пароход.
Трейлер фильма «ТЁПЛЫЙ СОЛЕНЫЙ ВЕТЕР»,
реж. Мария Коржова, Мария Ларичева и София Петрова
Надо сказать, что важное ощущение от анимации, как от ручной работы, с ее изобразительным богатством, а вместе с тем – с шероховатостями, ошибками, неправильностями, которые и дают ей обаяние, в фильмах этого года было нечастым, даже в рисованной анимации. Пожалуй, последовательно держится за «ручной» рисунок только екатеринбургская школа. А что в конкурсной программе вообще не было кукольных и предметных фильмов, если учесть, что во всем мире кукольная анимация переживает новый взлет, тем более обидно. И с этой точки зрения то, что в Цехе анимации преподавание последовательно настроено на «ручные» техники, передавая любовь к ним новым молодым режиссерам и художникам – это прямо спасительно.

Судя по профессиональному рейтингу из студенческих фильмов наибольший успех имели две картины выпускников Алексея Демина из ВГИКа, и это важно, хоть призов им не досталось. В прошлом блоге я говорила о фильме «Метро» Валентина Тютерева, который замыкал праздничную десятку, а на 14-м месте в рейтинге стоял «Праздничный ужин» Натальи Абрамовой – очень лаконично, в три цвета нарисованная очаровательная притча о том, как женщина умеет исправить ситуацию, которая из-за многочисленных неприятных случайностей выходит из-под контроля ее вспыльчивого партнера.
Трейлер фильма «ПРАЗДНИЧНЫЙ УЖИН», реж. Наталья Абрамова
Еще один очень обаятельный, хоть и неровный учебный фильм принадлежал ШАРу – его студенты на занятиях Светланы Филипповой всей группой (режиссеры Дарья Лебедева, Аня Канаичева, Аня Швейцгольц, Алена Гутман, Галина Пичуга, Аня Краснова, Дуся Геллер, Милана Дерипаскина, Иван Бондаренко, Денис Тоом) сделали этюд «Цифры», в котором последовательно по-разному, иногда очень изобретательно, изображали и анимировали цифры от одного до ста двадцати, имея перед глазами пример из легендарной «Yellow Submarine», в которой часть песни «When I'm Sixty-Four» выглядела, как анимированный счет до шестидесяти четырех.
Трейлер фильма «ЦИФРЫ», реж. Дарья Лебедева, Аня Канаичева, Аня Швейцгольц, Алена Гутман, Галина Пичуга, Аня Краснова, Дуся Геллер, Милана Дерипаскина, Иван Бондаренко, Денис Тоом
Из прочих фильмов, на которые я обратила внимание в конкурсе, почти все были из Вышки. «Уютный тупик» Кристины Алмиевой и Марии Нигай из ВШЭ – не очень внятное кино с большим количеством персонажей, которые все время бестолково суетятся, но в конце все вдруг оказываются за одним столом в деревенском доме и дедушка (голосом дедушки одной из режиссерок) запевает «Расцвела под окошком белоснежная вишня». В этот момент в фильме наступает покой, все собирается и обретает смысл.
Фильм «УЮТНЫЙ ТУПИК», реж. Кристина Алмиева и Мария Нигай
«Квартет № 2» Анастасии Паниной (это как раз кино, которое не попало в Суздаль в прошлом году) – очень стильный ненарративный этюд на музыку Петра Юдкина.
Фильм «КВАРТЕТ №2», реж. Анастасия Панина
«Меньше Адидаса в кадре» Анастасии Воробьевой, - уже не первый фильм, где она эффектно работает со смешанной техникой, особенно с коллажной, интересен именно изображением
Фильм «МЕНЬШЕ АДИДАСА В КАДРЕ», реж. Анастасия Воробьева
Из информационных роликов, которые в качестве задания делают студенты Вышки, в конкурсной программе был «CROSSDRESS» Алины Стогниевой, прежде всего рассказывающий про «драг квин», тоже интересный прежде всего эффектной коллажной техникой.
Фильм «CROSSDRESS», реж. Алина Стогниева
А во внеконкурсной программе был сюжет «Train hop» Марии Степуниной, который мы показывали на БФМ - про опасное увлечение путешествиями на товарняках. Здесь может быть менее лихая картинка, зато сам рассказ выстроен более внятно и убедительно, а в информационном ролике это все-таки главная задача.
Фильм «TRAIN HOP», реж. Мария Степунина
И еще во внеконкурсной программе было «Молоко пчелы» Вероники Усольцевой, тоже студентки Алексея Ермолаева из Школы дизайна ВШЭ. Это кино интересно не столько дизайном, сколько созданием особой абсурдистской сновидческой реальности, что нередко встречается в фильмах зарубежных студентов, а у наших почему-то нет.
Фильм «МОЛОКО ПЧЕЛЫ», реж. Вероника Усольцева
Что касается студентов других школ, то для меня в конкурсе любопытны были еще две ленты. Из ВГИКа — «Один день» Анастасии Верейкиной из мастерской Валентина Ольшванга, который режиссерка назвала «автобиографической историей об одном дне встречи в Санкт-Петербурге». Короткий этюд с милой графикой и минимальной анимацией, в которой девушка встречает другую девушку и гуляет с ней по Питеру, они пьют вино, спустившись к реке, хохоча убегают от ругани пожарников, целуются в подворотне, курят, и так же внезапно, как встретились, расстаются в метро. В сущности, вполне традиционный этюд про мимолетную влюбленность и, если бы не было этого невинного поцелуя или если бы пара была разнополая, разговоров бы не было, фильм можно было считать подходящим для любого возраста, но тут почему-то все разволновались, ахали, поставили ему ценз 18+ и округляя глаза, шушукались про «лесбийское кино».
Трейлер фильма «ОДИН ДЕНЬ», реж. Анастасия Верейкина
Сказка «Телёнок и носорог» выпускницы кельнской Академии Медиа Искусств Белы Булгаковой обращал на себя внимание карандашной графикой, в которой было что-то детское и брутальное одновременно.
Трейлер фильма «ТЕЛЁНОК И НОСОРОГ», реж. Бела Булгакова
Из внеконкурсной студенческой программы, я, кроме ролика про трейн хоп, обратила внимание еще на два фильма. «Борис Магикян, или будущая кроличья лапка» Никиты Петрова и Анель Аскар, студентов Сергиево-Посадского филиала ВГИКа – коротенький сюжет про неудачливого фокусника, который сел на своего кролика, - это кукольное кино, которое сегодня почти не снимают, особенно молодые, да и кукольной технике слабо учат. Так что тут явная любовь к предмету и кукле скрадывает недостатки фильма.
Трейлер фильма «БОРИС МАГИКЯН ИЛИ БУДУЩАЯ КРОЛИЧЬЯ ЛАПКА», реж. Никита Петров и Анель Аскар
И фильм «Плюшевое горе» Салавата Конурбаева из ШАРа. Но тут тот случай, когда хорошо придуманное и снятое кино, с симпатичным дизайном и забавной анимацией, почти убито неудачным звуком. Салават сочинил сюжет про детские игры: про то, какое горе – оторванная голова у плюшевого мишки и как помпезны его торжественные похороны в песочнице, а также как легко у малышни траур сменяется на новое веселье. Но с первой и до последней минуты весь фильм озвучен не только шумами, голосами и пр., но и назойливой и явно чрезмерной музыкой (включая трагическую «Лакримозу»), не дающей смотреть кино, как болтун, не закрывающий рта.
Трейлер фильма «ПЛЮШЕВОЕ ГОРЕ», реж. Салават Конурбаев
Переходим к прикладной программе. В этом году главный акцент в ней был явно сделан на образовательных фильмах, которых становится все больше (слава богу, что у аниматоров есть способ заработать на нескучных и нестыдных проектах), и на имиджевых роликах. Особенно интересны заказы музейных тизеров, которые требуют от режиссера игры с шедеврами из коллекции. Во всем мире имиджевые ролики для музеев заказывают знаменитостям и так получают короткие фильмы, которые и сами по себе являются произведениями искусства. В этом году приз в прикладной категории получила очень остроумная заставка, снятая художником и режиссером Платоном Инфанте из знаменитой художественной семьи (его отец – легендарный художник поколения нон-конформистов Франсиско Инфанте-Арана) для проекта «С точки зрения музея», в котором к 105-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина современные художники в коротких видеофильмах рассказывали о своих любимых экспонатах. Инфанте лихо использовал название проекта, превратив точку в основу визуального приема, привлекающего внимание к глазам героев картин.
Заставка для проекта «С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МУЗЕЯ», реж. Платон Инфанте
Диплом в категории «лучшая работа в прикладной анимации» с формулировкой «за важный разговор с аудиторией на равных на родном языке» получил цикл роликов для Центра славянской письменности «Слово» на ВДНХ, снятый Алексеем и Марией Ермолаевыми на студии БФМ с простотой, ясностью и юмором, которые так нужны в образовательных проектах. Коротенькие ролики сложились в увлекательный почти пятнадцатиминутный фильм, в котором была даже какая-то цельность. Вот все эпизоды.
Цикл роликов для Центра славянской письменности «СЛОВО», реж. Алексей и Мария Ермолаевы
Надо сказать, к БФМ в прикладном конкурсе этого года имело отношение целых три проекта и все, на мой, конечно, пристрастный взгляд, отличные. Кроме цикла, снятого семьей Ермолаевых, в программе был элегантный ролик Васи Чиркова для экспозиции того же Центра «Слово» «Из быка в букву», где он стильно использует старые изображения, превращая одно в другое и заставляя их двигаться.
Ролик «ИЗ БЫКА В БУКВУ», реж. Василий Чирков
Ну и, конечно, ролик последнего, XIII Большого фестиваля мультфильмов, снятый Наташей Мирзоян, где символ нашего фестиваля девочка Анимаша в Наташиной узнаваемой яркой графике превращалась в супергероиню и разводила тучи над городом.
Трейлер Большого фестиваля мультфильмов-2019, реж. Наталья Мирзоян
Среди других образовательных роликов, пожалуй, самой популярной темой были разного рода предостережения от мошенничества. Например, отличная екатеринбургская студия «Светлые истории», где делают много коммерческой анимации, в серии из интернет-цикла Павла Погудина «Динозавр» забавно говорила о правилах безопасности в интернете для детей (заказ «Мела»). Посмотреть ролик.

«Смешарики» тоже ведут свою «Азбуку финансовой грамотности», причем и в 2D, и в 3D вариантах, где объясняют, например, о том, что такое риски или что такое криптовалюта.
Сериал «СМЕШАРИКИ: ПИНКОД», эпизод «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: БЛАГОРОДНОЕ ДЕЛО», реж. Джангир Сулейманов
Сериал «СМЕШАРИКИ: ПИНКОД», эпизод «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: ТЁМНОЕ ДЕЛО», реж. Джангир Сулейманов
Кроме того, продолжается просветительский сериал «Хумра. Истории о правах человека» (от HUMRA — Human Rights Animation.), который несколько лет назад придумал Хихус по заказу Гете-института, а теперь продолжает Константин Комардин. Новая серия называется «Государства и меньшинства».
Сериал «ХУМРА. ИСТОРИИ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕК», эпизод «ГОСУДАРСТВО И МЕНЬШИНСТВА», реж. Константин Комардин
На мой взгляд, сейчас начался взлет анимационных музыкальных видео – главным образом потому, что этот короткий формат часто выбирают, как задание, преподавая анимацию. Но, как ни странно, в этом году на фестивале клип был всего один, и он взял второй диплом в прикладном конкурсе. Его, с формулировкой «за виртуозное использование всей гаммы выразительных средств ради высокой цели», дали фильму «Дичь», снятому, как анимационный джем в режиссуре Русланы Мирзаалиевой. Эту историю придумала студия Petrick по заказу Фонда дикой природы для Birds Records, лейбла, сохраняющего голоса птиц. На композицию Ивана Дорна «Дичь» собрали отличную команду и сделали историю в девяти эпизодах с эпилогом, в каждом - с новыми героями, в разных анимационных техниках и манерах, но с единой интонацией, заданной жесткой читкой Ивана Дорна. На фильме кроме Русланы Мирзаалиевой работали Саша Свирский, Владимир Орлов, Катя Михеева, Денис Писарев, Сергей Рыжов, Роман Новак, Олег Кулинич и другие (подробности можно увидеть тут).
Клип на песню Ивана Дорна «ДИЧЬ», реж. Руслана Мирзаалиева
Из заставок в этом году лучшими были тизер детского кинофестиваля «0+» Дины Великовской, в котором она очень мило соединила рисованную и предметную анимацию.
Трейлер фестиваля «0+», реж. Дина Великовская
И трейлер фестиваля музыки и спорта «Locals Only» Леши Будовского.
Трейлер фестиваля «LOCALS ONLY», реж. Алексей Будовский
И еще один нечастый у нас формат: титры к игровому фильму. Ира Эльшанская сделала из титров фильма «Трудности выживания» самостоятельный стремительный и веселый сюжет.
Титры к фильму «ТРУДНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ», реж. Ирина Эльшанская
Теперь коротко о сериалах. Не могу сказать, что сериальную программу смотреть было увлекательно, но на мой взгляд в этой области индустриальной анимации у нас сейчас рост все-таки есть. Конечно, самая главная проблема до сих пор – сценарии, в них очень мало оригинального, все складывают кино из знакомых блоков, и в дизайне продюсеры тоже осторожничают, чтобы ни дай бог не было ничего острого. Это понятно, все хотят перестраховаться, чтобы не разочаровать мамаш, любящих умильные картиночки и сюжеты про дружбу пупсиков, а с ними и заказчиков с телеканалов, но и ясно, что эти пресные фильмы никто из детей потом не вспомнит. И все же рост я вижу, во-первых, в качестве анимации - заметно, как наращиваются умения команд на индустриальных студиях, так что, можно надеяться, что если вдруг появится интересный проект, то студии его вытянут. И в том, что оригинальные проекты все-таки начинают появляться.

Первым номером в конкурсной программе этого года явно был «Союзмультфильм». Приз за лучший сериал получила серия «Галеротерапия» из подросткового цикла СМФ «Пиратская школа», придуманного и снятого режиссером и сценаристом Алексеем Лебедевым. Отличная идея про школу, где главными достоинствами считаются хулиганские качества, а учат малолетних пиратов такие же, только повзрослевшие хулиганы, среди которых тоже есть и робкие, и романтики – все, как в обычной школе. Сериал этот показывают на платных каналах, но недавно была премьера первой сдвоенной серии на канале СМФ, вот она, хоть и без призовой «Галеротерапии», но качество понятно.
Сериал «ПИРАТСКАЯ ШКОЛА», серии «СКРЫТЫЙ ТАЛАНТ» и «МАГИЯ ПЕНИЯ», реж. Алексей Лебедев
Вообще, конечно, Лебедев – счастливый билет для СМФ, хотя мне иногда кажется, что на студии это не все понимают. Кроме «Пиратской школы» он делает там еще один очень смешной сериал «Приключения Пети и волка», фильмов из которого почему-то не было в Суздале в этом году, но первые из них уже появились в сети. Зато была серия «Я остаюсь» Саввы Голубкова из еще одного оригинального проекта СМФ – «Оранжевая корова» Лены Черновой и Алены Оятьевой, - милая история для дошкольников про жизнь коровьего семейства – мамы с папой и двух детей. Мне кажется, одно из главных достоинств этого сериала – озвучка, очень живые и непосредственные детские голоса, которые добавляют историям юмора, несмотря на несколько сладковатый дизайн оранжевого мира.
Сериал «ОРАНЖЕВАЯ КОРОВА», серия «Я ОСТАЮСЬ», реж. Елена Чернова и Алена Оятьева
Диплом в категории «Лучший сериал» с формулировкой «за просвещение как приключение» достался серии Романа Трамвая «Тайное знание» из цикла «Катя и Эф. Куда угодно дверь». Сериал про девочку и ее странного бессловесного друга – чисто познавательный, он рассказывает прежде всего о профессиях и этот фильм цикла посвящен библиотекам. Не знаю, интересно ли детям смотреть кино, в котором нет ни ярких характеров и взаимоотношений, ни настоящих приключений, но во всяком случае оно сделано чисто и не пошло, что уже неплохо для нашей сериальной анимации.
Сериал «КАТЯ И ЭФ. КУДА УГОДНО ДВЕРЬ», серия «ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ», реж. Роман Трамвай
Ну и еще о паре событий. Во-первых, о спонтанном микрофестивале пятисекундных фильмов «Ща, 5 сек», придуманном и впервые проведенном прошлой осенью во время Большого фестиваля мультфильмов и под его крылом в клубе БФМ, смотре, на который буквально за несколько дней прислали сотню крошечных мультфильмов. Как раз на днях фильмы первого выпуска выложили в сеть, вот они.
Фестиваль «ЩА, 5 СЕК», выпуск 1
Идея оказалась такой удачной, что новый фестиваль решили провести под крылом ОРФАК, и прекрасно, что большой важный смотр с радостью отдал свой большой зал под ночной показ весьма маргинального свойства, зато невероятно драйвовый и притягательный для молодой публики. Особая прелесть этого микрофестиваля в демократизме его правил: он показывает все, не разделяя фильмы на удачные и неудачные (даже самое провальное пятисекундное кино никого не разозлит и не утомит), а еще что призы на нем дают зрители сами и поэтому выстроилась целая очередь людей, желающих дать любимым фильмам бутылку, шоколадку или даже тысячу рублей. В этот раз в показе «Ща, 5 сек» участвовало 150 фильмов всевозможных жанров, принесших гору идей и огневой прием у восторженной публики. Многие авторы прислали сразу по несколько фильмов и узнавать их в течение показа по манере было очень интересно. Почти сразу после фестиваля свежие фильмы начали активно выкладывать в интернет (и досылать новые), так что сейчас можно следить за жизнью фестиваля практически онлайн на его странице в Facebook.

А тут опубликую серию микрофильмов Максима Куликова, которому мы с Ларисой Малюковой передали в Екатеринбург сладкий приз критики:
И «Yellow sea» Ашота Мефодина: конечно абсурд – главный способ понимания мира в этом суперкоротком формате.
Ну и последний сюжет про Суздальский фестиваль – о питчинге, который ОРФАК в последние три года проводит вместе с Союзмультфильмом. В конкурсе фестиваля этого года был фильм Наташи Мирзоян «Привет, бабульник», победивший в питчинге позапрошлого года. В этот раз в питчинг были отобраны четыре проекта сериалов (ни один не поразил) и четыре авторских фильма. Для меня безусловно лучшей (очень рада, что жюри тоже выбрало ее) был заявка Светланы Нагаевой «Мечта Валентины», которую теперь она будет снимать на СМФ. Света рассказывает историю личинки Валентины – фанатки полетов и Валентины Терешковой. Ее усыновили бабочки и теперь делают все, чтобы их дочка научилась летать, ходила в лучшую летную школу, но когда Валентина вырастает, оказывается, что она хлебная жужелица и значит никогда не будет летать, зато открывает свою прекрасную булочную. Историю о том, как важно принять своего ребенка таким, какой он есть, да и себя самого тоже, Света – сама мама четверых детей, двое из которых приемные, - наверняка, сможет рассказать адекватно этой сложной теме и при этом легко и весело, что видно по картинкам художницы ее проекта Марии Вышинской.
Эскизы к фильму «МЕЧТА ВАЛЕНТИНЫ», реж. Светлана Нагаева
На этом, пожалуй, все о Суздале. Поскольку пока карантин отменяет нам все привычные весенние и даже июньские фестивали, не будем спешить и останемся дома, смотреть мультфильмы. Не болейте!
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ