Расскажи мне, откуда взялась идея делать фильм по «Бруту»?
Я была на книжной ярмарке, купила там детям книжку. Тогда я еще им читала на ночь по мере сил. Я не знала Людвига Ашкенази, мне просто понравились иллюстрации.
Она же не то, чтобы детская книжка…
Ну, они уже тоже были не такие уж и дети. Все равно, у нас была традиция: у них была двухъярусная кровать, и Сара всегда говорила: «Читай», а Петя говорил: «Не читай», ну я говорю: «Ну ладно, Петь, потерпи», и он терпел, а я читала Саре. Им уже было тринадцать лет. Уже подростки, тем не менее, Сара всегда любила, когда я читаю. Ну, я думала, что для Пети полезно послушать. Вот, прочла я им эту книжку, и там два рассказа как-то у меня не выходили из головы. Это был «Брут» и рассказ «Псих» про лошадь контуженную. Меня не то, чтобы захватила история про Холокост, как раз наоборот. Она была бы скорее аргументом против того, чтобы этим заняться. Очень понравился язык, и я подумала о том, каким образом можно этот язык превратить в кино. Например, про лошадь, которая одним глазом завидовала собаке, которая шла по тротуару, а другим глазом смотрела на другой тротуар, завидуя другой собаке. Я сразу стала думать, а как это можно изобразить. Или что Брут смотрел на Маленькую, когда она отражалась в зеркале, и он видел, что их две, но понимал, что на самом деле она одна, и все равно любил ее… Ну, в общем, там были фразы. Они были как вызов, как это можно сделать в кино. Ну, так же как Шергин потом. Хотя эта вся история про евреев, которую я не знала тоже, меня потрясла тем, что на оккупированной территории их каждый месяц чего-то лишали, каких-то прав. Сегодня ты не можешь ходить в библиотеку, завтра ты по тротуару не можешь ходить, потом ты не можешь ходить в магазин, потом ты не можешь ездить в трамвае… Люди постоянно жили с ощущением, что сегодня их еще чего-нибудь лишат. И при этом они все равно продолжали жить и на что-то надеяться, хотя каждый раз их лишали уже каких-то фундаментальных вещей. Я об этом прочла в комментариях и думаю: как же устроен человек, как способен приспосабливаться к реальности и находить надежду там, где ее вообще быть не может… Невероятный запас у человека способов самообманываться. Вот с этой историей уже быстро все произошло, мы получили финансирование. Там угольный рисунок на нескольких слоях кальки. И я нашла способ так сканировать, что второй слой виделся при сканировании синеватым, то есть появился немножко цвет. Я сканировала сразу четыре слоя кальки, в одно и то же время, и появлялись нюансы, полутона, которые мне нравились.