Блог фестиваля



«Tricky women-2024»

Кадр из фильма «Nun or Never!», режиссерка Heta Jäälinoja
Австрийский фестиваль «Tricky women / Tricky realities», название которого можно перевести как «Мульт-женщины /Мульт-реальность» (по-немецки мультфильм – Trickfilm), на котором показывают анимацию, созданную женщинами и гендер-квир художницами, - совершенно особенный, потому что не ставит себе главной целью, как другие смотры, показать панораму нового кино. Новое кино тут, конечно, есть, причем яркое, хитовое, вызывающее споры и уже заслужившее кучу призов (тем более сейчас, поскольку прошлый год был явно годом женщин в анимации), но главное не в этом. «Tricky women» особенный, поскольку это фестиваль прямого феминистского высказывания, анимации как поступка, как жеста, тут всегда много фильмов, сила и энергия которых именно в послании, а мастерство и собственно анимационная визуальность могут уходить на второй план. Такой подход необычен, анимационные фестивали всегда на первое место ставили «скилы», а фильмы, сделанные «на коленке», коряво, не брали даже, если они разрабатывали очень важные темы. Но время изменилось и теперь другие фестивали тоже присматриваются к анимации, которая берет на себя смелость говорить о чем-то табуированном, непривычном, болезненном, пусть даже не очень мастеровито (кстати, с такой интенцией несколько лет назад в Анси появилась дополнительная программа «Perspectives»).

Tricky women обычно проходит в начале марта в Вене, в этот раз с 6 по 10 марта и кроме традиционных конкурсов международного и национального короткого фильма и студенческой анимации, а также выставок и мастер-классов, имеет целый ряд специальных программ. «Exploring realities» и «Feminist perspectives» - темы, сегодня появляющиеся на фестивалях все чаще, на БФМ мы тоже собираем подобные программы - документальную анимацию и «Только для женщин». А вот тематический сборник «Work affairs» в программе «Tricky women», связанный с работой и «Fairplay», посвященный взаимодействию с природой, экологии – берутся за сюжеты более редкие.

Одна из главных и лучших наград, которые дает «Tricky women» - это трехмесячная резиденция для разработки нового фильма в потрясающем венском Музейном квартале, эту премию дает сам MQ. И в этом году официальный трейлер фестиваля сняла испанка Mel Arranz, получившая «Q21/ MQ Artist-in-Residence Award» в 2022-м году за свой очень тактильный фильм «Skin to skin» и работавшая в Музейном квартале с марта по май 2023. Она сделала загадочный и завораживающий своей чувственностью ролик.
Кадр из трейлера фестиваля «Tricky women / Tricky realities», режиссерка Mel Arranz
А теперь расскажу о самых интересных фильмах «Tricky women», о которых не писала раньше в блоге. И начну с призеров. Сразу скажу, что в программе было несколько главных хитов прошлого года, взявших уже гору наград, таких, как «Электра» Даши Кащеевой и «27» Флоры Анны Буда, но наград они не получили и, я уверена, не потому, что фильмы не понравились, а потому, что фестивалям обычно хочется открывать новые имена и вообще отмечать что-то менее известное, но само присутствие таких фильмов в программе поднимает ее уровень.

Самый важный фестивальный приз - Maria Lassnig Golden Film Reel и 10 тысяч евро, который предоставляет фонд австрийской художницы Марии Лассниг, получил прекрасный колумбийско-французский фильм «La perra» режиссерки Carla Melo Gampert, начавший свое фестивальное путешествие в прошлом году в Каннах. Легкая акварельная графика, и изумительная, эмоционально точная анимация рассказывают историю о матери и дочери с обнаженными телами женщин и головами птиц. Маленькая дочь цепляется за маму, которой она не нужна: мать молода, ей хочется развлечений, секса, она оставляет дочери собаку-няню и сбегает. Дочь растет, протестует, в ожидании загульной матери устраивает в доме разгром, после ссоры и наказания сбегает из дома, и вот уже она сама – молодая женщина с горячим телом. Забыты и постаревшая, оставшаяся в одиночестве мать, и преданная старая собака. Фильм очень чувственный, но не только в том, как показывается ненасытное вожделение, но и вообще в том, как проявляется привязанность через телесный контакт, как малышка цепляется, не отпускает мамину ногу, которая хочет ее стряхнуть, как как в тоске и обиде обнимает собаку, как, вернувшись, приникает к матери, прощая ее.
Трейлер фильма «La perra», режиссерка Carla Melo Gampert
Приз Tricky Women/Tricky Realities и 4 тысячи евро получил впечатляющий кукольный фильм «The Family Portrait» хорватской режиссерки Lea Vidakovic о разрушении аристократического австро-венгерского дома, которое начинается с появления в нем многочисленных бедных родственников. Об этом безмолвном и медленном фильме, напоминающем о картинах Бергмана, я писала в репортаже из Загреба.
Трейлер фильма «The Family Portrait», режиссерка Lea Vidakovic
Приз «MQ Artist-in-Residence» в этом году получила финская режиссерка Heta Jäälinoja за полный юмора и лукавства фильм «Nun or Never!» про группу монахинь, одна из которых на прополке вдруг случайно выдергивает из земли (буквально как морковку) мужчину, и с тех пор мужчина ей видится везде, это смущает, погружает в мечты и становится секретом, заставляя вспыхивать щеки. В фильме славная ироничная графика и мне очень нравится, как монахини двигаются группой в своих черных одеяниях словно многоголовое единое тело (невозможно тут не вспомнить «Турне хора» Эдмунда Янсонса, где так же двигались дети-хористы).
Трейлер фильма «Nun or Never!», режиссерка Heta Jäälinoja
The Grand Post Award и ваучер на постпродакшн в 2 тысячи евро получил
австрийско-немецкий фильм «Tako Tsubo» режиссерок Eva Pedroza и Fanny Sorgo. Это довольно статичное кино с выразительной, плотной живописной картинкой и отличным текстом. «Тако Цубо» — японское название существующего «синдрома разбитого сердца», похожего на сердечный приступ от эмоционального стресса. Герой, измученный переживаниями, приходит к врачу, и тот говорит, что нынче очень просто удалить сердце и спокойно жить без него, сердце – это только бремя. И вот уже мужчина с дыркой в груди сидит на берегу озера, держа в руках кровоточащее говорящее сердце, и дает прикурить женщине, у которой две дырки в груди от удаленных легких. Он спрашивает ее, не легче ли было бы ей просто бросить курить, чем удалять легкие? – Нет, - отвечает она, - я люблю курить. Не легче ли было бы вам перестать любить?
Кадры из фильма «Tako Tsubo», режиссерки Eva Pedroza и Fanny Sorgo
Приз публики в международном конкурсе – «Sabine & Nicolai Sawczynski Audience Award» и тысячу евро получил канадский фильм «Un trou dans la poitrine \ A Crab In The Pool» режиссеров Alexandra Myotte и Jean-Sébastien Hamel. Фильм нарисован очень просто в полукомиксовой манере, так что ожидаешь комического сюжета, но на самом деле он оказывается трогательной историей с точным, разработанным сценарием о девочке-подростке и ее младшем брате, оставшимися без матери, умершей от рака груди. Колючая девчонка, которой приходится решать проблемы взросления в агрессивном неблагополучном районе, злится на пристающего к ней брата, а он прячется в свои фантазии – его мама научила, когда грустно, смотреть на все через волшебные кулаки-бинокли и видеть вместо людей чудищ античной мифологии. Но на самом деле и брат, и сестра просто ужасно тоскуют по маме, чувствуя себя слабыми и беззащитными без ее поддержки. И именно сиротство в конце концов помогает им забыть ссоры и держаться вместе.
Трейлер фильма «Un trou dans la poitrine \ A Crab In The Pool», режиссеры Alexandra Myotte и Jean-Sébastien Hamel
В студенческом конкурсе «Up & Coming» премия фестиваля досталась американскому фильму «Swim!» Isabel Santos, дипломницы магистратуры из California Institute of the Arts. Это история про школьный урок плаванья в бассейне, во время которого у героини впервые начинается менструация, вызывая у нее ужас. Самое обаятельное в этом фильме – графика в духе американской независимой анимации и особенно сама анимация, гротескно вывернутая, нелепая и очень выразительная, собственно, она и дает этой ностальгической истории юмор.
Трейлер фильма «Swim!», режиссерка Isabel Santos
Приза публики в студенческой категории дали сразу два. Один достался фильму «It's just a whole» Bianca Scali, дипломницы немецкой киноакадемии Baden-Württemberg. По сюжету врач назначает героине удаление родинки, которая кажется подозрительной и может превратиться в опухоль. И кино – это связанные с этой маленькой операцией переживания, выглядящие щемяще беззащитно: дело не в том, что она боится самой операции или ее последствий, дело в волнениях робкой и нежной героини о том, будет ли она по-прежнему собой, «целой», лишившись родинки, как части себя. И во сне накануне операции она видит родинку то как супруга, которого она хоронит, то это история про разрыв с партнером и так далее. Кино прелестное, особенно благодаря смешанной технике, соединяющей очень простую и минималистичную рисованную анимацию с предметной, работающей с фактурой бумаги, с выдавленными, выпуклыми частями: мурашками на замерзшей коже, послеоперационным шрамом, с разрывами и продавленными линиями и объемными формами рисунка.
Трейлер фильма «It's just a whole», режиссерка Bianca Scali
И еще один приз публики взял фильм «Crevette» группы швейцарских дипломников из киношколы в Люцерне - Elina Huber, Noémi Knobil, Jill Vágner & Sven Bachmann, одна из уже многочисленных историй про страх беременности. Героиня, размораживая морозилку, обнаруживает вмерзшую в лед одинокую креветку, поразительно похожую на эмбрион, и тут же ею овладевают пугающие фантазии, в которых все, что заполняет холодильник, оживает, движется и говорит о беременности. И пока девушка не отпустит страх, не смирится, не скажет «привет!» огромному эмбриону, мир не вернется к прежнему виду.
Трейлер фильма «Crevette» , режиссеры Elina Huber, Noémi Knobil, Jill Vágner & Sven Bachmann
На этом все о призерах (австрийскую программу и конкурс VR мне посмотреть не удалось), так что перехожу к рассказу о непризовых фильмах, которые показались мне интересными. Начну с короткометражек главного конкурса.

«Sweet Like Lemons» - работа финской режиссерки Jenny Jokela, известной своими фильмами с брутальной яркой живописью и сюжетами, яростно исследующими взаимоотношения. Свой новый фильм она посвятила тому, как избавиться от болезненных отношений. Ее сюжет о восторженной девушке и сжирающем ее партнере, нарисован гротескно, с сатирической интонацией, которая дает понять, что героиня (как, видимо, и режиссерка) от своей зависимости уже освободилась, но все же еще хочет насмешливо плюнуть партнеру в спину. Йенни объясняет название своего фильма так: «Есть поговорка: когда жизнь дает тебе лимоны, сделай лимонад. Но в этом случае лимонада делать не нужно, лимон на вкус слаще, чем то, что ты оставила позади».
Трейлер фильма «Sweet Like Lemons», режиссерка Jenny Jokela
Польско-немецкий фильм «Obok\ Outside» режиссерки Izabela Plucińska, которую все мы знаем по прекрасным пластилиновым короткометражкам, - уже вторая ее картина о женщинах и домашнем насилии. Она так же, как и первая, нарисована крошащимся черным грифелем на багровом фоне, где каждая новая фаза движения оставляет за собой темный след, подобно угольной анимации Кентриджа. И одновременно становится метафорическим темным следом насилия в семейной жизни. Мне кажется, новая техника дает новое дыхание анимации Изабелы, в этом маленьком фильме есть сцены, которые сразу запоминаются, например, как женщина в ожидании мрачного мужа красится перед зеркалом, но когда она отходит в сторону, нарисованная улыбка остается только в зеркале. Изабела рассказывала, что начала этот цикл, прочтя в газете статью о том, как выросло насилие в семьях во время карантина, когда люди были вынуждены много времени проводить вместе за закрытыми дверями. Кстати, это один из многих фильмов фестиваля, показ которых сопровождался предупреждением: «содержит изображение гендерного насилия и изображения, которые могут показаться тревожными некоторым зрителям». Правда, в этом фильме по большей части страшное не на экране, а в подтексте, но ценно, что есть предупреждение, которое поможет людям, у которых есть причины избегать картин насилия. И вместе с тем защитит фестиваль от возможных жалоб склочников (не знаю, бывает ли такое в Австрии, но для России это возможный сценарий).
Кадр из фильма «Obok\ Outside», режиссерка Izabela Plucińska
Фильмов с предупреждением о гендерном насилии в программе немало, вообще тема домашнего насилия, раньше табуированная, сегодня выходит на первый план. Французско-португальский «Sopa Fria / Cold Soup/ Soupe Froide» режиссерки Marta Monteiro, основанный на комиксе, выглядит документальным и с начала до конца сопровождается голосом женщины, рассказывающей о том, что ее всю жизнь бил муж, но она не решалась от него уйти из-за троих детей, ушла только, когда они выросли, но все же оставила ему в холодильнике контейнер с супом. В фильме спокойный повествовательный тон, лишенный драматизма, зато любопытный дизайн, построенный на фотоколлаже и прозрачных силуэтах героев поверх него, как, видимо, призрачна была жизнь женщины среди плотного домашнего быта.
Трейлер фильма «Cold Soup», режиссерка Marta Monteiro
О насилии говорит и фильм «Chicken» немецкой режиссерки и хорошей художницы Anna Benner, рассказывающий фантастическую, но такую понятную историю о избитой женщине, убежавшей из дома и по дороге встретившейся взглядом с несчастной курицей, изодранной петухом. Так, иносказательно, ситуация эта рассказывает нам о женской поддержке и том, как чужой протест, сопротивление, дает ей силы. Женщина закуривает и дает зажженную сигарету подруге-курице, а та, забирая у нее одну горящую спичку за другой, взлетает и с высоты поджигает весь свой опостылевший птичий двор. Посмотрев на это, героиня решительно возвращается в сторону своего дома и ясно, что он тоже сгорит.
Трейлер фильма «Chicken», режиссерка Anna Benner
«Mokosh» украинской режиссерки Anna Dudko был сделан в австрийской резиденции, куда Аня попала уже во время войны. Мрачный полуабстрактный музыкальный фильм, посвященный языческой богине земли, соединяет компьютерную и предметную анимацию. Особенно сильная вся предметная часть с камнями и нитками, из которых прядутся узорные сети и колосья, когда солнце разбито на осколки. Впервые я увидела фильм, снятый юной Аней три года назад - "Глибока вода / Deep Water", он был ярким, смешным, легким и чувственным. И по тому, как изменился взгляд на мир и режиссерская манера Дудко в новом фильме, нам видно страшное влияние войны на художницу яснее, чем по любым рассказам об этом.
Кадры из фильма «Mokosh», режиссерка Anna Dudko
Надо сказать, по фильмам «Tricky women» видно, что сейчас стали особенно активно использоваться анимационные техники, связанные с традиционным рукоделием – шитьем, вышиванием, вязанием, ткачеством и пр., которые принято считать женскими. Кроме того, что они как будто подчеркивают свою «женскость» (какое-то время назад так работала техника валяных из шерсти кукол, но теперь гендерная привязка из этой техники ушла), они оказываются очень символически и метафорически нагруженными. Все эти тянущиеся тонкие нити и тугие клубки шерсти, узлы и обрывы, спутанность и прочность швов - при разном использовании возникают новые смыслы. Китайский фильм «Bergamot» режиссерки Yanqi Liang посвящен ее матери, это бессюжетное кино, в центре которого соединение рук матери и дочери, причем одна из рук – это цветок с пальцами-лепестками, а анимация сделана и как вышивка и как рисунок на ткани. Как пишет режиссерка, «бергамот» можно перевести, как «рука Будды» и в своем фильме она показывает, как меняются отношения матери и дочери, чьи руки так похожи и так различны. Тут швы и соединяют, и разделяют руки, а натянутые нити - связывают и спутывают, ткань вздувается плотными пузырями, ложась в руку, и снова распрямляется. Причем в самой анимации – нежность касания и мягкая тактильность материала.
Кадр из фильма «Bergamot», режиссерка Yanqi Liang
Не могу к этому не упомянуть коротенький фильм «Lilas» из спецпрограммы «Feminist perspectives», снятый Marie Tomassi, студенткой французской киношколы ÉESI, где экраном становятся пяльца, в которых движется нарисованная для вышивки фигура девушки. И все волосы на ее теле – под мышками, на лице, на ногах, в паху – все то, что считается необходимым удалять «для красоты», подчеркнуто, вышито цветными нитками и украшено бусинами, вот где красота-то! Очень феминистский поворот получается, и этой красотой героиня гордится.
Кадр из фильма «Lilas», режиссерка Marie Tomassi
Карандашный рисованный фильм «Chasing birds» исландской режиссерки Una Lorenzen, мне особенно нравится тем, что играет с пространством так, как не могут другие искусства: в центре кадра – длинный стол с сидящими вокруг людьми, но мир как будто сходит с ума, земля уходит из-под ног и гравитация направлена во все стороны, у каждого человека по-своему, люди не понимают, за что держаться, чтобы не улететь, не упасть. И только маленькая девочка все так же, будто в нормальном мире, бежит за птичкой. Метафора прозрачная: мир перевернулся, хаос не дает нам почувствовать себя устойчиво, только дети легко чувствуют себя в новых условиях и т.д., но язык анимации дает возможность не воспринимать простую мысль, как банальность, а почувствовать эту невесомость почти физиологически, как в скоростном лифте.
Трейлер фильма «Chasing birds», режиссерка Una Lorenzen
Еще один важный сюжет в программе «Tricky women» - антиколониальный. В нем было несколько, на мой взгляд, интересных фильмов и два из них входили в канадский пятисерийный проект «Как потерять все», состоящий из реальных историй представителей коренных народов. «A Bear Named Jesus» режиссерки Terril Calder – это ироническая, но в то же время болезненная история о навязчивом христианском миссионерстве. Террил Кальдер – метиска и не так давно у нее был очень заметный фильм «Meneath: The Hidden Island of Ethics» о том, как за нее боролись две культуры ее родителей. В новом ироничном кукольном фильме она превращает в сказку личную историю писателя Арчера Печависа, тоже происходящего из коренных народов Америки, где рассказывается о бешеных медведях, которые украли его маму во имя медведя по имени Иисус. И хотя сам медведь Иисус был не вредным и пришел потом извиняться, маму спасти не удалось. Она вернулась, но это была уже не она – так мы теряем близких, даже если они остаются живы (мне кажется, эта история весьма актуальна сегодня и для нас).
Трейлер фильма «A Bear Named Jesus», режиссерка Terril Calder
Еще один фильм из этого цикла, нарисованный масляной пастелью «Grape Soda in the Parking Lot» режиссерки Megan Kyak-Monteith, стоял в программе «Exploring realities» и рассказывал историю писательницы Taqralik Partridge. Речь тут о более тонком предмете, о том, чего лишается человек с потерей родного малого языка, исчезающего под воздействием глобализации и большого языка. Она говорит о том, как терялись в английском – шотландский гэльский язык ее бабушки и инуитский язык ее отца, инуктитут. Этот фильм тоже выложен в сеть целиком.
Фильм «Grape Soda in the Parking Lot», режиссерка Megan Kyak-Monteith
В той же специальной программе был еще один антиколониальный анимадок, одновременно относящийся другому важному тренду – поиску молодым режиссером корней и вообще идентичности. Фильм бельгийки Elen Sylla Grollimund «Villa Madjo» рассказывает о проблемах междурасового брака, с которыми столкнулись ее родители, причем белый папа родился в Африке, а черная мама – в Европе.
Трейлер фильма «Villa Madjo», режиссерка Elen Sylla Grollimund
И последний фильм из конкурса, который хочу упомянуть – польский «Czekaj na mnie we śnie | Wait for me in a dream» выпускницы Лодзинской киношколы Natalia Durszewicz. Историю о старой супружеской паре, живущей одиноко и молчаливо, сдерживая раздражение и усталость, где привычно домом занимается жена, а когда она заболевает, заботы перекладываются на мужа, - режиссерка посвятила маме. Несколько лет назад историй про стариков, про деменцию, про пары, которые пытаются сохранить любовь до конца, было много. Сейчас, кажется, эту тему, которая особенно волновала молодых, подвинули другие, более острые и болезненные, связанные с состоянием мира и потерянного в нем героя, но совсем этот сюжет не уходит, у всех есть любимые бабушки и дедушки, жизнь которых что-то объясняет для сегодняшних молодых.
Кадр из фильма «Czekaj na mnie we śnie | Wait for me in a dream», режиссерка Natalia Durszewicz
Теперь немного о программах студенческой анимации «Up & Coming», где совсем интимные темы соединяются с болезненным переживанием мировых катастроф. Расширяется тема войн, которых в мире становится все больше. «End of summer» тегеранской студентки Tara Attarzadeh - эффектная метафора жизненного слома, когда птицы превращаются в самолеты и детство заканчивается.
Фильм «End of summer», режиссерка Tara Attarzadeh
И нервный, яростный «Comma» украинской студентки Sonia Leliukh из Кельнской Academy of Media Arts, где экспрессионистская графика соединяется с перекладкой из обрывков газет.
Кадр из фильма «Comma», режиссерка Sonia Leliukh
Как всегда у молодых одна из главных тем – взаимоотношения с родителями: и попытки оторваться от них и, наоборот, тоска оторванности, желание вернуться в теплое материнское лоно, в круг безусловной любви. Об этом, например, фильм «Braided» Chenxi Zhang, дипломницы американской киношколы CalArts, осмысляющей связь с матерью через причесывание и заплетание кос.
Трейлер фильма «Braided», режиссерка Chenxi Zhang
Здесь же, особенно актуальные сегодня поиски идентичности, разговоры с родителями об их корнях, как в анимадоке «Les Nœuds du Destin \ The knots of destiny» студентки французской киношколы ISCID, китаянки Déborah Chang, родившейся уже во Франции, которой мама рассказывает о том, как работала в Китае политика одного ребенка, сколько жизней было ею разрушено. Этот фильм есть в сети целиком по-французски.
Кадры из фильма «Les Nœuds du Destin \ The knots of destiny», режиссерка Déborah Chang
А вместе с тем остаются важными лежащие в русле феминистской открытости и борьбы с табуированием телесного попытки исследования собственной чувственности – через фантазию и реальность, как в фильме «Sublime» Rotem Dash, выпускницы иерусалимской академии искусств Bezalel.
Трейлер фильма «Sublime», режиссерка Rotem Dash
Анимадока в фестивальной программе было много, причем не только в специальном сборнике об исследовании реальности, а во всех программах. Из этого можно понять, что документальная анимация перестает быть чем-то особенным и специальным, исследовательская работа с реальностью, использование документа в анимации становятся нормой, необходимым умением для профессионалов. В сборнике «Exploring realities» заметным был фильм «Magda» польской режиссерки Adela Kaczmarek, о юной польке, прекрасной лыжнице и героине польского сопротивления, спасшей в горах Словакии от Гестапо большую группу пилотов. Кино сделано очень стильно по дизайну и анимации, и привычно для анимадока включает современные видео героини в начале и конце.
Кадр из фильма «Magda», режиссерка Adela Kaczmarek
Но было и много другого, например, коллективное исследование молодых режиссеров того, как живут гостарбайтеры в Гонконге, прежде всего филиппинцы, работающие в семьях. Причем, фильм сделан с участием пяти художниц-филиппинок, работающих домашней прислугой, и строится на их рассказах. Важно, что кино это было сделано прежде всего с задачей обмена навыками как серия семинаров, то есть это была поддерживающая практика. («Message from Migrant Workers», режиссеры Cristina Cayat, Marilyn Lopez, Maria Christina Anire, Jonalyn Molina, Marichel Tomines, Justyna Kabala, Tom McCaughan). И хорошая история о бабушке словенской студентки Dora Pejić Bach, мастерицы плетения кружев, внезапно ставшей ветеринаром и зашившей поросенку рану своим кружевом. Фильм «Vzorec \ The Pattern» уже в сети.
Фильм «Vzorec \ The Pattern», режиссерка Dora Pejić
Не вполне документальный, скорее метафорический, но на автобиографической основе фильм молодой бельгийской режиссерки Ada Güvenir «As If It Could», у которой дома цветок растет плохо, так что она улетает в другую страну, чтобы посадить его там. Но оказывается, что встроиться в новую жизнь очень трудно, цветочек окончательно облетает и героиня возвращается домой. Истории про эмиграцию сегодня среди самых распространенных сюжетов.
Кадры из фильма «As If It Could» Ada Güvenir
Перед тем, как закончить рассказ о коротком метре, упомяну еще два запомнившихся фильма. Чешский «O krávě \ About a Cow» режиссерки Pavla Baštanová в экологической программе «Fairplay» - кино о коровах, огромных, нежных и таких беззащитных ангелах нашего безумного и агрессивного мира, фильм без прямого нарратива, снятый изобретательно и с прелестным дизайном.
Трейлер фильма «O krávě \ About a Cow», режиссерка Pavla Baštanová
И уморительный экшн, завершающий программу феминистской перспективы - шведский «Doris & Bettan - Marbella Mayhem» режиссерки Ellen Ekman, где две пенсионерки, загорающие топлесс, глядя на море с пляжа престижного испанского отеля, не желают подчиняться требованию охранников не портить вид богатым жильцам. Они наводят там супергеройскими боевыми приемчиками неслабый шорох. Фильм этот есть целиком в сети тут.
Кадр из фильма «Doris & Bettan - Marbella Mayhem» режиссерки Ellen Ekman
К этому не могу не вспомнить недавно виденный израильский кукольный фильм «Deadline», режиссера Idan Gilboa, где опасными мстительницами бюрократам так же оказываются две бабки с оружием. Вообще, мне кажется, сегодня идея реванша стариков выглядит очень современно.

И в конце этого длинного обзора надо рассказать про важный полнометражный фильм из фестивальной программы. На «Tricky women» конкурса полнометражной анимации нет и обычно здесь полных метров мало (это, кстати, ясно показывает, что женщины-аниматоры, которые в последние годы много снимают авторских короткометражек, имеют мало возможностей снять полные метры, требующие большого финансирования). В этом году на фестивале полнометражных фильмов было два, и один из них – «Sultana's Dream», полуавтобиографическое кино известной испанской режиссерки Isabel Herguera. Изабель была главной фигурой «Tricky women» в этом году, ей же была посвящена ретроспектива, с фильмами тоже во многом автобиографическими. И эта ретроспектива многое объясняла о том, что стояло за дебютным полным метром Эргеры.

Фильм «Сон Султаны» состоит из нескольких сюжетов, цепляющих один другой и различающихся по дизайну. В центре главного сюжета молодая испанская художница и аниматорка Инес (альтер эго Изабель), приезжающая в Ахмедабад к своему возлюбленному, индийскому художнику, свободному и веселому Амару. (Короткометражный фильм «Амар» (2010) о бывшем возлюбленном, уже много лет живущем в клинике для душевнобольных в Ахмедабаде, которого Инес навещает в его день рожденья и прощается с ним, - был в ретроспективе). Эта линия в «Сне Султаны» нарисована прозрачной акварелью и представляет реальность. Длинноногая красавица Инес ищет себя, ее мать – ученая, ее отец, давно ушедший из семьи, – витальный кинорежиссер, ее друг – художник, работающий с ЛГБТК подростками, и, любя их всех, героиня пытается тоже найти в своей жизни что-то важное. Зайдя в ахмедабадскую библиотеку, Инес случайно видит знаменитую книгу бенгальской феминистки и мусульманской просветительницы Рокеи Сакхават Хоссейн, написанную в 1905-м году – утопию о стране женщин - и книга меняет жизнь героине.

Пишущие об этой книге всегда упоминают, что вышла она за десять лет до подобной американской феминистской утопии «Земля женщин» Шарлотты Перкинс Гилман. Надо сказать, «Сон Султаны» и сейчас читается свежо и актуально, продвигая идеи науки, образования и творческой работы, мира без насилия и экологическую повестку. Это небольшой рассказ, его целиком можно прочесть по-русски на сайте музея «Гараж», где была выставка, посвященная сегодняшней интерпретации «Сна». В фильме рассказ приводится практически полностью, а дизайн и анимация этого фрагмента отсылают к дизайну Менди - рисункам хной на теле, с персонажами немного похожими на детские рисунки, двигающимися фронтально, что добавляет им обаяния. К этому сразу вспоминаются еще два фильма из ретроспективы Эргеры – анимадок «Bajo la almohada»\ Under the Pillow» (2012), где о своих мечтах рассказывают дети, живущие в лечебнице для больных СПИДом, и последний фильм Изабель «Illustrated Woman \ La mujer ilustrada» (2023), в центре которого мастер-класс Эргеры в Ахмедабаде с тату-художницами, рисующими хной с дизайном Менди, теперь они рассказывают о своих мечтах. Ясно, что этот мастер-класс с индийскими художницами - важный источник изображения «Сна Султаны» в фильме.

Разворачивается третий сюжет картины – Инес пытается узнать, кто такая Рокея Сакхават Хоссейн, написавшая эту книгу, и тут начинается рассказ о жизни просветительницы, пионерки женского образования, открывшей первые школы для девочек в Калькутте. Историческую часть Эргера сделала в технике перекладки с резким дизайном, напоминающим линогравюру.

Дальше Инес ждет еще многое – путешествие по Индии и разговоры с женщинами о Рокее, новое открытие собственной сексуальности, осознание старых травм и возвращение в Испанию, как мы понимаем, уже сильно изменившейся.

Рассказом об этом фильме, отлично укладывающимся в круг идей фестиваля, я и закончу репортаж о «Tricky women». А впереди много-много рассказов о других фестивалях, не переключайтесь!

Трейлер фильма «Sultana's Dream», режиссерка Isabel Herguera
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ