К этому не могу не вспомнить недавно виденный израильский кукольный фильм «
Deadline», режиссера Idan Gilboa, где опасными мстительницами бюрократам так же оказываются две бабки с оружием. Вообще, мне кажется, сегодня идея реванша стариков выглядит очень современно.
И в конце этого длинного обзора надо рассказать про важный полнометражный фильм из фестивальной программы. На «Tricky women» конкурса полнометражной анимации нет и обычно здесь полных метров мало (это, кстати, ясно показывает, что женщины-аниматоры, которые в последние годы много снимают авторских короткометражек, имеют мало возможностей снять полные метры, требующие большого финансирования). В этом году на фестивале полнометражных фильмов было два, и один из них – «
Sultana's Dream», полуавтобиографическое кино известной испанской режиссерки Isabel Herguera. Изабель была главной фигурой «Tricky women» в этом году, ей же была посвящена ретроспектива, с фильмами тоже во многом автобиографическими. И эта ретроспектива многое объясняла о том, что стояло за дебютным полным метром Эргеры.
Фильм «Сон Султаны» состоит из нескольких сюжетов, цепляющих один другой и различающихся по дизайну. В центре главного сюжета молодая испанская художница и аниматорка Инес (альтер эго Изабель), приезжающая в Ахмедабад к своему возлюбленному, индийскому художнику, свободному и веселому Амару. (Короткометражный фильм
«Амар» (2010) о бывшем возлюбленном, уже много лет живущем в клинике для душевнобольных в Ахмедабаде, которого Инес навещает в его день рожденья и прощается с ним, - был в ретроспективе). Эта линия в «Сне Султаны» нарисована прозрачной акварелью и представляет реальность. Длинноногая красавица Инес ищет себя, ее мать – ученая, ее отец, давно ушедший из семьи, – витальный кинорежиссер, ее друг – художник, работающий с ЛГБТК подростками, и, любя их всех, героиня пытается тоже найти в своей жизни что-то важное. Зайдя в ахмедабадскую библиотеку, Инес случайно видит знаменитую книгу бенгальской феминистки и мусульманской просветительницы Рокеи Сакхават Хоссейн, написанную в 1905-м году – утопию о стране женщин - и книга меняет жизнь героине.
Пишущие об этой книге всегда упоминают, что вышла она за десять лет до подобной американской феминистской утопии «Земля женщин» Шарлотты Перкинс Гилман. Надо сказать, «Сон Султаны» и сейчас читается свежо и актуально, продвигая идеи науки, образования и творческой работы, мира без насилия и экологическую повестку. Это небольшой рассказ, его целиком
можно прочесть по-русски на сайте музея «Гараж», где была выставка, посвященная сегодняшней интерпретации «Сна». В фильме рассказ приводится практически полностью, а дизайн и анимация этого фрагмента отсылают к дизайну Менди - рисункам хной на теле, с персонажами немного похожими на детские рисунки, двигающимися фронтально, что добавляет им обаяния. К этому сразу вспоминаются еще два фильма из ретроспективы Эргеры – анимадок
«Bajo la almohada»\ Under the Pillow» (2012), где о своих мечтах рассказывают дети, живущие в лечебнице для больных СПИДом, и последний фильм Изабель
«Illustrated Woman \ La mujer ilustrada» (2023), в центре которого мастер-класс Эргеры в Ахмедабаде с тату-художницами, рисующими хной с дизайном Менди, теперь они рассказывают о своих мечтах. Ясно, что этот мастер-класс с индийскими художницами - важный источник изображения «Сна Султаны» в фильме.
Разворачивается третий сюжет картины – Инес пытается узнать, кто такая Рокея Сакхават Хоссейн, написавшая эту книгу, и тут начинается рассказ о жизни просветительницы, пионерки женского образования, открывшей первые школы для девочек в Калькутте. Историческую часть Эргера сделала в технике перекладки с резким дизайном, напоминающим линогравюру.
Дальше Инес ждет еще многое – путешествие по Индии и разговоры с женщинами о Рокее, новое открытие собственной сексуальности, осознание старых травм и возвращение в Испанию, как мы понимаем, уже сильно изменившейся.
Рассказом об этом фильме, отлично укладывающимся в круг идей фестиваля, я и закончу репортаж о «Tricky women». А впереди много-много рассказов о других фестивалях, не переключайтесь!