Загребский фестиваль 2024
Часть 3. Мастера, студенты, дети
Кадр из фильма «Ahoj léto» / «Hello Summer», режиссеры Martin Smatana и Veronika Zacharová
В заключительной части блога я, как и обещала, расскажу о конкурсных программах студенческих фильмов и фильмов для детей на Анимафесте. Но сначала - о новой внеконкурсной спецпрограмме с названием «Время для Мастеров», в которую вошли, сделанные с большой долей экспериментальности, последние фильмы нескольких любимых Загребским фестивалем звездных режиссеров.

«Totemo mijikai» / «Extremely Short» Koji Yamamura с его знаменитой, как будто пульсирующей в кривом зеркале анимацией, без конца меняющей пропорции тел и ракурсы взгляда и ожившим текстом, включенным в кадр. Причем, как рассказывает Ямамура, это импровизационная анимация, сделанная без раскадровки. В фильме из проекта Bungaku Bideo collaboration, свое произведение «Totemo mijikai» декламирует сам автор Хидео Фурукава, речь идет о человеке, который ищет нечто самое короткое в Токио, и этим оказывается последнее слово-вздох умирающего.
Трейлер фильма «Totemo mijikai» / «Extremely Short», режиссер Koji Yamamura
Историю в духе Джека Лондона о противостоянии охотника и волка среди северной природы «Le Loup» / «The Wolf» канадский режиссер Theodore Ushev, без конца экспериментирующий с традиционными техниками и новыми технологиями, сделал, используя искусственный интеллект.
Кадры из фильма «Le Loup» / «The Wolf», режиссер Theodore Ushev
«Hammer of the Witches» снятый совместно легендой британской анимации Ruth Lingford и молодой режиссеркой Anna Makarova – это современно выглядящий анимадок по «Молоту ведьм», трактату 15-го века о способах уничтожения ведьм, соединяющий средневековые картинки с сегодняшними.
Кадры из фильма «Hammer of the Witches», режиссерки Ruth Lingford и Anna Makarova
«Le tableau» / «The Painting» канадской режиссерки Michèle Lemieux, одной из немногих, кто мастерски работает с игольчатым экраном (на меня когда-то именно в Загребе произвел впечатление ее фильм-размышление «Le grand ailleurs et le petit ici») – это внимательное вглядывание в портрет Марианны Австрийской кисти Веласкеса. Практически монохромное изображение, нарисованное только светом и тенью, через портрет девушки с печальными глазами рассказывает о судьбе женщины, в 14 лет вышедшей замуж за своего дядю, короля Испании, старше ее на 30 лет, рожавшей детей, которые болели и умирали, и разучившейся улыбаться при строгом испанском дворе. Лирическое кино с феминистским запалом говорит о юной королеве, которая была нужна только для того, чтобы производить наследников престола.
Трейлер фильма «Le tableau» / «The Painting», режиссерка Michèle Lemieux
Экспериментатор Max Hattler, преподающий сейчас в ГонКонге (мы видим на фестивалях множество гонконгских студентов, перенявших любовь учителя к геометрической абстракции, которую они теперь находят в мире вокруг себя), снова работает с материалом, к которому он вынужденно обратился во время локдауна в 2020-м году. В архитектурном анимадоке «TWENTYTИƎWT» он заново рассматривает со своего 36-го этажа город высоток, бесконечные «человейники» со светящимися окнами, абстракцию, в которую превращаются квадратики с людьми и их жизнью. Кстати, на фестивале Хаттлер устраивал и аудиовизуальный перформанс, вдохновленный экспериментами 20-х годов прошлого века, показывая, как он работает с видео и делает на его основе саундтрек. Оптический саундтрек, в котором вы слышите то, что вы видите.
Кадры из фильма «TWENTYTИƎWT», режиссер Max Hattler
И еще один экспериментатор, много работающий с абстрактным изображением - Boris Labbé, его «Glass House» был первоначально сделан, как сорокаминутная видеосценография для нервной психоделической музыки Lucas Fagin. Так что существуют две версии «Стеклянного дома» - 40-минутная и 5-минутная, фестивальная, которую мы видели. Это фантазия на тему разрушающейся Вавилонской башни, очень красивая и вполне эзотерическая, причем музыка Фагина, который и задумал этот проект, тут так же важна, как сыплющееся дождем прозрачное стекло Лаббе. Причем, как всегда для Лаббе важен культурный бэкграунд, говоря о своих источниках, он называет «оп-арт», Виктора Вазарели и Хулио Ле Парка, Эйзенштейна, Оруэлла с его темой прозрачного общества и философа Бён-Чхоль Хана. А Фагин, кроме прочего, ссылается на музыкантов от Лигети до Pink Floyd и KraftWerk. Кстати, фильм Лаббе в Анси этого года получил приз в экспериментальной номинации «Off-Limits».
Фрагмент театрального исполнения «Glass House», видеоценография Boris Labbé
И еще два фильма из программы, в той или иной степени связанные с архивом анимации. Во-первых,  «Portret konia» / «Horse Portrait» 97-летнего живого классика польской анимации Witold Giersz. Это действительно портрет коня – его морды, силуэта, движений. У Герша в 60-х годах был фильм «Конь», а теперь он свои живописные исследования дополняет работами да Винчи и Пикассо, художников Востока и архаическими изображениями, пришедшими в движение.
Кадры из фильма «Portret konia» / «Horse Portrait», режиссер Witold Giersz
И восстановленный фильм 1970-го года «Pozivnica» уже умершего хорватского классика Branko Ranitović. Кино, изобразительно и сюжетно снято в духе своего времени, оно притчевое, с абсолютно кафкианским сюжетом, но в то же время звучит очень актуально. «Приглашение» - история о госте, явившемся во дворец. Его сажают на трон, оказывают почести и заставляют наблюдать за тем, как людям, одному за другим, отрубают головы. Сначала ему смотреть на это невыносимо, но постепенно он втягивается, тем более, что прислуживают и вкусно кормят. Вот тогда-то его и самого отправляют на казнь, а сил сопротивляться у него уже нет.
Кадры из фильма «Pozivnica», режиссер Branko Ranitović.
Теперь пора перейти к студентам. Одна из самых впечатляющих картин в конкурсе – «Plevel» / «Weeds» чешской студентки Pola Kazak начала свое фестивальное путешествие в Каннах. Плотная темная живопись рассказывает историю о прекрасном саде на вершине холма, о цветах заботится садовница, тщательно выпалывая сорняки, но за забором все заросло чертополохом и воду приходится носить снизу, продираясь через его шипы. Ветер заносит в сад летучие семена чертополоха, они мгновенно прорастают и заполняют все, душа нежные цветы. Сильное авторское послание строится на том, что и цветы, и чертополох сделаны антропоморфными – с глазами и лицами, так что черные, мрачные, живучие, с вздыбленными колючками кусты чертополоха не могут не соотноситься в нашем воображении с дискриминируемыми и в то же время яростно борющимися за жизнь людьми. Борясь с непрошенными соседями, садовница выкашивает весь сад. И оптимистическая часть мессиджа Полы в том, что когда садовница, оставшись одна, в отчаяньи посреди пустого двора, перестает бороться с новыми ростками, все те же мощные стебли с шипами, прорвавшись, расцветают прекрасными цветами. Оказывается, что там, под землей, корни цветов и сорняков переплелись и дали новое потомство.
Трейлер фильма «Plevel» / «Weeds», режиссерка Pola Kazak
Фильм «Braided» Chenxi Zhang, китайской выпускницы знаменитой американской California Institute of the Arts осмысляет взаимоотношения с мамой через заплетание косичек в детстве, таких тугих, что пробор болел и казалось, что он становится все шире (кстати, в съемках на слоях полупрозрачной кальки использовались и настоящие волосы). Эти косы, как будто связывали героиню с матерью. Они обе знали, что им предстоит расстаться, но, когда косы были обрезаны, девочка упала и рассыпалась на части.  «Заплетенная» - еще и одна из историй о тоске по дому, семье, которая, как мы видим по фильмам, да и не только по ним, преследует студентов, уехавших учиться в другие страны. Очень многие из них не чувствуют себя достаточно взрослыми, не справляются с жизнью и втайне думают, стыдясь своей слабости, то, что говорит в финале фильма лирическая героиня Ченкси Жанг: «Мама, приди и забери меня домой».
Трейлер фильма «Braided», режиссерка Chenxi Zhang
«The Creators» Madeleine Homan, выпускницы британской University of West England, – милая и смешная зарисовка о работе творческой компании по созданию мира – цвета неба, шеи у жирафа, рычания тиранозавра, формы облаков и человеческого тела. Все работают очень деловито, с использованием современной техники.
Трейлер фильма «The Creators», режиссерка Madeleine Homan
Анимадок «This is TMI» Subarna Dash и Vidushi Gupta, двух режиссерок из индийского Satyajit Ray Film & Television Institute – это смешные живые иллюстрации к болтовне о груди выпивающей компании девушек . Что лучше – большие сиськи или маленькие? Рисунки, пластилин, надувные шары, кадры из фильмов и мультфильмов, школьные мифы, сплетни и страхи. Говорили, что после секса грудь станет больше, так что хотелось поскорее стать женщиной, гордилась своим первым лифчиком, а теперь не хочется их носить, тем более, что они очень дорогие, подростком, когда грудь росла и болела, боялась, что это ужасная болезнь, а еще когда большая грудь, все смотрят и считают тебя распутной без причин, а мама всегда требовала одеваться «прилично», прикрывая все до горла, чтобы грудь не была видна, хотя там и видеть было нечего. Говорить на эту тему можно бесконечно и название фильма именно об этом ( TMI - аббревиатура выражения "too much information"). Тема считается табуированной и смущает, но здесь современные девушки свободно говорят о своем теле и рефлексируют по поводу того, как меняется отношение к нему.
Трейлер фильма «This is TMI», режиссерки Subarna Dash и Vidushi Gupta
Фильм «Vidalia», похожий на пилот полнометражного 3D фильма, снят группой из девяти студентов французской киношколы ESMA (Camille Borg, Constance Cartaut, Diane Hamel, Tabatha Hugues, Morgane Jolivel, Emile Lachkar, Bastien L'Hourre, Enzo Regardin, Céline Soubrane), одновременно демонстрируя работодателю мастерство выпускников, а зрителю – остроумие и изобретательность. Мрачные приключения воинов в волшебном средневековье происходят в мире овощей и грибов ("видалия" – это сорт лука и название софта). Бои, погони, смерти картофельных крестьян, зараженных плесенью, два бесстрашных луковых героя, коварные оборотни-грибы – все на месте и работает!
Трейлер фильма «Vidalia», режиссеры Camille Borg, Constance Cartaut, Diane Hamel, Tabatha Hugues, Morgane Jolivel, Emile Lachkar, Bastien L'Hourre, Enzo Regardin, Céline Soubrane
«Le Procès de l’Horloge» / «A Clock Trial» абсурдистское кино выпускника французской киношколы EMCA Sébastien Helias. Герой выглядит, как напольные часы и фильм начинается с того, что суд принимает решение считать его мебелью, а не человеком. Но мы-то, как и герой, понимаем, что он человек. И дальше мы видим, как он ходит по юристам и чиновникам, пытаясь отменить решение суда, но все вежливо отказываются. Все это как будто происходит в поезде и даже хорошенькая соседка, хоть и поглядывает на героя с интересом, но все же перешагивает через него, чтобы выйти. Метафора интересная, влияние Кафки очевидно даже в названии, и вот тут можно увидеть фильм целиком.
Кадры из фильма «Le Procès de l’Horloge» / «A Clock Trial», режиссер Sébastien Helias
Еще один чешский студенческий фильм - «Humanity» - режиссерка Tereza Kovandová сняла как магистерский диплом в пражской киношколе FAMU. Это кукольная черная комедия из микросюжетов, о том, что делать раздражительному человеку, если рядом люди хрустят попкорном, шмыгают носом, блюют, целуются, ковыряют в носу, громко болтают, опрыскивают себя сильными духами и так далее? (Ответ: убить всех!).
Трейлер фильма «Humanity», режиссерка Tereza Kovandová
«Minus Plus Multiply» - поэтическое и экспериментальное кино Chu-Chieh Lee, тайваньской выпускницы магистратуры в лондонском Royal College of Art. Пытаясь разобраться в себе и взаимоотношениях с партнером, она играет с разными техниками анимации, метафорами и звуком, и получается история о хрупкости, неуверенности и эмпатии.
Трейлер фильма «Minus Plus Multiply», режиссерка Chu-Chieh Lee
Перехожу к конкурсу короткометражек для детей. Там четыре подборки, разделенные по возрастам, как мы на БФМ всегда делаем. Первая – дошкольники 3-6 лет (мы такое обычно маркируем, как 0+), вторая – младшие школьники 7-10 лет (у нас это 6+), третья – средняя школа 11-14 лет (у нас подростковая программа маркируется 12+, а дальше по нашей колибровке идут уже взрослые), и четвертая – старшая школа 15+. Самое проблематичное всегда - найти хорошие штучные фильмы для маленьких, их снимают мало, есть в мире несколько знаменитых циклов для малышей и их все рады взять, как цикл про животных, который уже давно снимает на немецкой студии FILM BILDER Юлия Оккер. В этот раз в подборке для младших тоже был фильм «Siebenschläfer» / «Dormouse» про соню, проспавшую свой день рожденья, я о нем писала. Но лучшим фильмом этой программы определенно был «Clawlolo: Gramophone», снятый Алексеем Алексеевым на кипрской студии. Лешина манера с ее музыкальностью и чувством ритма, особенно обаятельная, когда он рисует танцы, узнается мгновенно. Тут простенькая история про подводных музыкантов и вредного осьминога, который хотел сам танцевать под любимую пластинку и не давал другим веселиться вместе с ним, превращается к концу в зажигательный джем и всеобщие танцы. Этот фильм - часть «подводного» цикла музыкальных видео для детей. Вот тут есть другой, несколько менее заводной фильм с теми же героями.
Кадры из фильма «Clawlolo: Gramophone», режиссер Alexey Alexeev
Программа для младших школьников получилась куда увлекательнее и, что интересно, почти целиком состояла из кукольных мультфильмов. Во-первых, отличная двадцатиминутная история о пропавшем папином носке – «Kadunud sokid» / « Mystery of Missing Socks», снятая режиссером Oskar Lehemaa на знаменитой эстонской кукольной студии Nukufilm, я о ней писала в репортаже о Штутгартском фестивале. Еще один кукольный фильм – «Kanopos ir pačiūžos» / «Hoofs on Skates» литовского режиссера Ignas Meilūnas про поросенка и корову, которые катались на коньках по замерзшему озеру и вдруг заметили подо льдом кого-то страшного. А потом оказалось, что большие зубастые рыбы просят помощи – им нужны лунки во льду, чтобы в воду попадал воздух. Мне нравятся детские фильмы Мейлунаса, и сделанный на коротком интенсиве, а потом ставший хитом "Mr. Night Has A Day Off", и отличный школьный "Matilda and the Spare Head", Игнас и сам говорит, что особенно любит снимать кино для детей. Но в «Копытах на коньках», мне кажется, ритм более вялый, чем в прошлых фильмах и драйва меньше, так что надеюсь на следующее кино. Литовская анимация не часто появляется на больших международных фестивалях и пока для меня Игнас – самый интересный режиссер анимации в Литве.
Трейлер фильма «Kanopos ir pačiūžos» / «Hoofs on Skates», режиссер Ignas Meilūnas
Самый мой любимый фильм в этой программе – чешский «Ahoj léto» / «Hello Summer» режиссеров из Чехии Martin Smatana и Veronika Zacharová. Мартин, специализирующийся на кукольной анимации, несколько лет назад прославился чудесным фильмом «The Kite»  про смерть дедушки, но и до этого у него был очень успешный, волшебный и немного страшноватый фильм «Rosso Papavero» о мальчике, пропавшем в загадочном бродячем цирке. Вероника – очень славная иллюстраторка и аниматорка, вместе они соединили свои любимые анимационные техники и получилось остроумно, так что радость вызывают не только смешные детали сюжета, но и сам изобретательный киноязык. История о том, как папа с мамой и двумя детьми отправилась в отпуск, полна рассказов о маленьких и побольше неудачах, которыми славятся такие путешествия: спустило колесо и чуть не опоздали на самолет, потерялись чемоданы, гостиница оказалась не очень, как и вид из окна, экзотическая еда сама того и гляди тебя съест, а во время пляжного дня пошел дождь. Но семья не унывает, а режиссеры словно дети играют с обычными предметами, превращая их во все то, что окружает героев: наручные часы становятся городской площадью, наушники - колесами самолета, очки – велосипедами, ласты - платьями мамы,  кошелек – аккордеоном, а  кружок лимона -  закатным солнцем.
Трейлер фильма «Ahoj léto» / «Hello Summer» режиссеры Martin Smatana и Veronika Zacharová
И еще в этой программе был один фильм из России – «Вслед за мечтой» Юлии Микушиной из Екатеринбурга, вполне традиционное мимими про лисят, которые отправились в путешествие чтобы узнать, что такое луна. Мне кажется, этот фильм лучше бы смотрелся, если бы в нем не было диалогов, и чуть меньше сладости, но я все равно рада, что фильмы из России бывают на фестивалях, в этом году в Загребе из было два и только в детской программе.
Кадры из фильма «Вслед за мечтой», режиссерка Юлия Микушина
В программе для подростков 11-14 лет, на мой взгляд, лучшим был французский «Beurk!» / «Yuck!» режиссера Loic Espuche, фильм про поцелуи, уже давно собирающий призы по всем фестивалям, где есть программы для детей. Я про него тоже писала в репортаже о брюссельском фестивале «Anima». Из того, что я не видела, повеселил эстонский фильм, тоже выглядящий как кукольный, но на самом деле 3D, «Pilt, mis öösel liigutas» / «Photo That Came to Life» режиссера Mikk Magi. Забавная история про городского мальчика, который всего боялся, а в первый же день в деревне, где сняли дачу родители, нашел себе компанию друзей и его немного отпустило. Но в мансарде, где мальчика положили спать, он увидел фотографию солдата, которая ночью ожила, махала рукой и, кажется, хотела его съесть. Фотография была давно умершего дедушки хозяйки. Мальчик позвал новых друзей к себе в мансарду ночью, чтобы они сами увидели скалящегося и машущего рукой солдата. Солдат напугал всех, но тут герой вспомнил, что в автобусе по дороге на дачу, ему сказали махать рукой, если он захочет писать. Тогда фотографию отнесли в туалет, из-за двери было слышно долгое журчание и после этого у солдата стало доброе лицо.
Кадры из фильма «Pilt, mis öösel liigutas» / «Photo That Came to Life», режиссер Mikk Magi.
И еще один маленький милый фильм в программе – «Marie» студента чешской киношколы FAMU Jan B. Piskač. Без единого слова, только предметами, а главным образом почеркушками в тетради, Ян рисует любовную историю о третьеклассниках. Франтишек, переписывая примеры с доски в тетрадь, задумывается и покрывает все страницы сердцами и именем Мари. Мари – его соседка по парте. Он решается написать ей записку с приглашением погулять после уроков, но самолетик с запиской падает и его не достать. В это время Мари исписывает свою тетрадь именем Франтишек.
Кадры из фильма «Marie», режиссер Jan B. Piskač
В программе для старших был второй российский фильм, который сейчас очень хорошо идет по фестивалям – коротенький парадоксальный «Переход» Даши Волчок. И еще несколько фестивальных хитов последнего года, о которых я тоже писала: «На 8-й день» студентов французской киношколы Pôle 3D, «Краб в бассейне» канадской пары режиссеров Jean-Sébastien Hamel и Alexandra Myotte и анимадок «Магда» польской режиссерки Adela Kaczmarek. И, пожалуй, больше ничего особенного, о чем стоило бы написать. Разве что под занавес рассказа об Анимафесте покажу вам целиком маленький фильм из этой программы, который так подходит нынешней летней жаре. Смотрите «Hottest Tokyo» Miho Kidoguchi, выпускника японского Tama Art University, о том, как парень, плавясь от жары, идет за мороженым.
Фильм «Hottest Tokyo», режиссер Miho Kidoguchi
Прощаемся до осенних фестивалей!
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ