Перехожу к детской программе. Во-первых, в ней был фильм из России, что сегодня в программах европейских фестивалей бывает не часто (в Штутгарте еще в студенческой программе был маленький российский фильм – «Перекресток» Даши Волчок). Раньше в детские фестивальные программы брали главным образом российские фильмы для малышей, отечественная анимация ими славилась, а проблемных фильмов для подростков, которых сегодня в зарубежной анимации становится все больше, в отечественной просто не было, наша анимация всегда была эскапистской и сказочной. Тем ценнее, что ITFS взял в программу фильм студии «Паровоз» с маркировкой 12+ про мальчика-аутиста, кино, близкое сегодняшним мировым трендам. Фильм «По ту сторону \ Out there» Александра Афонасьева и Евгения Головина рассказывает про мальчика Петю, живущего в своем мире, со своим летающим воображаемым другом, про тревожного подростка, бормочущего, чтобы успокоиться: «Раз листок, два листок. Раз ступенька, два шажок. Здесь я есть, там меня нету. Я хочу дойти до света». У мальчика милая мама, она хочет, чтобы Петя учился в обычной школе, но ему трудна коммуникация с другими детьми и маме приходится менять одну школу за другой. Режиссеры стараются соединить нарратив с попыткой показать, каким видит мир Петя, почему ему жить сложнее, чем другим. И благополучный выход в фильме, насколько тут это возможно, тоже есть: девочка-соседка, которая учится в художке, восхищается петиными рисунками и, возможно, эта дружба будет поддерживать Петю и дальше. Кстати, я не раз слышала от друзей, казалось бы, вовсе не аутического склада, о том, как трудно им было в школе, как не похожи они были на других, как над ними смеялись и третировали (вполне стандартная ситуация школьного буллинга), а спасло их в подростковом возрасте именно рисование. Умением нарисовать что-то клевое восхищались даже отъявленные школьные хулиганы и это волшебное умение стало охранной грамотой, «справкой», позволявшей быть не таким как все. Многие из этих детей стали аниматорами, и теперь сюжет о том, что рисование спасает, нередко встречается в мировой детской анимации.