Блог Штутгартского фестиваля,
ITFS 2024
Официальное изображение ITFS 2024
31-й Штутгартский международный анимационный фестиваль (ITFS), один из самых важных для авторской анимации, входящий в список смотров, победители которых автоматически квалифицируются на Оскар, проходил в этом году с 23 по 28 апреля. Основная структура конкурсов здесь та же, что на всех серьезных фестивалях: международные конкурсы полных и короткометражных мультфильмов, студенческих фильмов и фильмов для детей. Из особенного тут, пожалуй, только «Trickstar Nature Award» - конкурс фильмов, посвященных экологии. Ну и есть множество специальных программ, специфика которых зависит от интересов программеров и их представлений о том, что важно. В этом году к работе на фестивале приступила новая худрук - Аннегрет Рихтер (Annegret Richter), она раньше составляла программы для ITFS, много работала с другими фестивалями и вообще в анимационной индустрии, так что будем надеяться на какие-то новые интересные изменения и расширение фестиваля в будущем.

Слоган фестиваля «It's not a Trick. It's Animation!» строится на игре слов, поскольку в немецком названии Internationalen Trickfilm-Festival Stuttgart (ITFS), в слове Trickfilm (мультфильм) зашито слово trick – трюк и обман. Но мне нравится думать, что мультфильмы – это в какой-то степени трюк и обман. Делать трейлеры фестиваля (их три) в этом году пригласили недавних выпускников киноакадемии Баден-Вюртемберга (а это одна из самых известных киношкол Германии, у которой самые крепкие связи с ITFS, поскольку она находится в той же земле), недавно открывших свою студию игр «Mucks! Games». Мир, в котором происходят события роликов, ребята разработали еще в институте: это космос, в котором живут постоянно растущие существа, отчего им без конца приходится искать новое место. Этот мир называется «WORLD OF GRA» и подразумевает актуальный сюжет: «перемены и как с ними справиться» и вообще: изменение, рост и движение дальше. Создатели студии изучали в институте интерактивные медиа, так что естественно работают в этом направлении. Перед самым фестивалем они уже успели выпустить интерактивную сказку на ночь, а следующей у них будет феминистская веселая хоррор-игра, то есть они хотят работать с современной повесткой.
Официальный трейлер ITFS 2024 WORLD OF GRA, производство Mucks! Games
Штутгартская анимационная неделя включает три события, главное из них, конечно, фестиваль. Но в то же время происходит еще два – рынок и конференция, поэтому и трейлера тоже три. Второй трейлер команды касается Animation Production Days (APD), это рынок и бизнес-платформа совместного производства и финансирования анимации в Германии.
А третий трейлер привлекает внимание к конгрессу FMX (Film & Media Exchange), главному месту обмена идеями.
Рассказывать о самом фестивале традиционно начну с победителей. Из того, что всегда объявляется заранее – приз международной организации анимационного кино ASIFA за творческие достижения и вклад в искусство анимации, его вручают ежегодно уже 40 лет на разных фестивалях и в этом году впервые в Штутгарте. На 31-м ITFS его получила чешская звезда Михаэла Павлатова (на БФМ ее ретроспектива и встреча с ней были в 2012-м году).

Про многие фильмы-лауреаты я уже писала, так что только назову их. В международном конкурсе главный приз получил фильм «27» венгерской режиссерки Flóra Anna Buda, отличное женское кино, которое входило в мой топ прошлого года, а специальное упоминание получил «Mariupol. A Hundred Nights», живущей в Германии украинской режиссерки Sofiia Melnyk, о котором я писала год назад из Загреба.

Приз имени Lotte Reiniger за лучший дипломный фильм получил «Dodo» Yi Luo, китайской студентки немецкой киноакадемии Baden-Württemberg. Вполне традиционная метафорическая история про детско-родительские отношения снята в эффектном графическом стиле, напоминающем уголь и цветные карандаши. У девочки по имени Додо, папа – получеловек-полуптица, огромная и синяя. Они живут в мрачном черно-белом городе и однажды отец забирает припрятанные деньги, сбрасывает свою нижнюю человеческую часть с одеждой и вылетает в окно вслед за стаей птиц. Историй об отце-беглеце снимают много, но здесь есть какой-то особый темный поворот, сегодня очень нам понятный: после исчезновения отца в дом приходят какие-то люди, они ищут его, предъявляют матери документы и синее перо и, не найдя ничего, уходят. И вот тогда Додо становится совсем маленькой и мама, раскрыв грудь, отправляет ее внутрь себя (буквально по выражению «Мама, роди меня обратно»), а там хорошо, светло и растут оранжевые плоды. Мама носит девочку в себе, будто постоянно беременная. Вокруг холод, мама измучена, она плачет и стареет, а внутри нее все так же нарядно и уютно – метафора вполне прозрачная. В финале отец возвращается и, помогая ему, девочка одновременно растет и тоже покрывается перьями. И, конечно, улетает. Хотя для меня большой вопрос, может ли вырасти и улететь ребенок, так долго проживший в теплом животе под маминой защитой.
Трейлер фильма «Dodo», режиссерка Yi Luo
Специальное упоминание в этой номинации получил фильм еще одной немецкой выпускницы, Carolina Cruz «Recordari», к сожалению, мне не удалось его увидеть целиком, но то, что я о нем прочла, как и трейлер с цветными мягкими куклами на черно-белом фоне, говорит о том, что посмотреть его стоит. События картины происходят в 80-х в Чили во время пиночетовского режима, героини – семилетние девочки-подружки, не замечающие ужасов диктатуры, пока она их не касается. Но ясно, что рано или поздно политика заденет хотя бы одну, и тогда дружбе конец.
Трейлер фильма «Recordari», режиссерка Carolina Cruz
А приз фестивальной публики получил британский режиссер Greg Mcleod за снятый им в одиночку простой, смешной и абсурдный фильм «Mee and Burd», описывающий варианты сочинения этого самого фильма с синопсисом «Послеоперационный экзистенциальный кризис вдохновляет аниматора снять фильм о послеоперационном кризисе» во время обсуждений с птичкой, у которой тоже бывают страшные сны и много сомнений. Кино совершенно фестивальное, особенно уморительное для зрителей, понимающих профессиональную специфику и конъюнктуру (думаю, не включенная в тему публика комментировала бы его обычным: «что курил автор?»). Дополнительную прелесть картине придает полутораминутный тизер, главным образом состоящий из того, чего в фильме нет, но могло бы быть.
Трейлер фильма «Mee and Burd», режиссер Greg Mcleod
В студенческом конкурсе приз получила Bianca Scali за очень милый фильм об удалении родинки «It's just a whole» (я о нем писала в обзоре фестиваля Tricky women). А специальное упоминание – фильм венгерской студентки Júlia Lantos «Oliver the Giant» о великане-разрушителе, живущем на маленькой планете, мы его показывали на БФМ осенью и я писала о нем в фестивальном блоге. В экологическом конкурсе Trickstar Nature Award приз достался фильму французских студентов (Agathe Sénéchal, Alicia Massez, Elise Debruyne, Flavie Carin, Théo Duhautois) о гибели мира «On the 8th Day», снятом в киношколе Pôle 3D, о нем я тоже недавно писала.
Кадры из фильмов «It's just a whole», режиссерка Bianca Scali и «Oliver the Giant», режиссерка Júlia Lantos, «On the 8th Day», режиссеры Agathe Sénéchal, Alicia Massez, Elise Debruyne, Flavie Carin, Théo Duhautois
А в конкурсе на лучший фильм для детей приз получил «#doudouchallenge», снятый в другой знаменитой французской киношколе, специализирующейся на 3D цифровой анимации, Supinfocom. Шесть студентов - Alexandra Delaunay-Fernandez, Julie Majcher, Marine Benabdallah-Crolais, Noémie Segalowicz, Scott Pardaillhe-Galabrun, Sixtine Emerat – сочинили историю про десятилетнюю Оливию, залипшую в телефоне, которую ни родители, везущие ее на природу, ни плюшевый заяц, помнящий их детские игры, не могут вытащить из мира социальных сетей. Сама по себе подростковая история про хорошенькую девочку, которая хочет только рассылать лайки инфлюэнсерам и делать селфи, но вдруг благодаря случаю что-то поняла про себя, отбросила телефон и стала наслаждаться реальной жизнью, не очень оригинальна. Зато точность схваченного характера, темперамента, каждого жеста, каждой позы, гримаски, надутых губок и закаченных глаз, очень хороши. Как видно юные режиссеры еще не очень далеко ушли от своей крошки-героини и хорошо все помнят.
Трейлер фильма «#doudouchallenge», режиссеры Alexandra Delaunay-Fernandez, Julie Majcher, Marine Benabdallah-Crolais, Noémie Segalowicz, Scott Pardaillhe-Galabrun, Sixtine Emerat
Специальное упоминание в детском конкурсе отдали фильму «The Story of Bodri \ Historien Om Bodri» шведской режиссерки и художницы Stina Wirsén. Этот фильм мне тоже целиком увидеть не удалось (я смотрела фестиваль онлайн, а правообладатели некоторых фильмов запретили их показ помимо кинотеатров), но могу сказать, что этот фильм про Холокост основан на автобиографической книге Хеди Фрид (она участвовала в работе над фильмом) о своем детстве, о дружбе, о собаке и опыте выживания. Прекрасная художница Стина Вирсен иллюстрировала эту книгу и стала потом постановщицей фильма.
Трейлер фильма «The Story of Bodri \ Historien Om Bodri», режиссерка Stina Wirsén
А приз публики в детском конкурсе получил отличный двадцатиминутный эстонский фильм одной из лучших в мире кукольных студий Nukufilm «The Mystery of Missing Socks \ Kadunud Sokid» режиссера Oscar Lehemaa. Смешное и захватывающее приключение девочки в громадном поддиванье, куда она залезла в поисках пропавших папиных носков (это как раз не самое оригинальное, про поддиванный мир написано и снято немало). Но зато она нашла там любящую пару носков, высиживающих вязаное яйцо, которое теперь надо спасать от многочисленных угроз.
Трейлер фильма «The Mystery of Missing Socks \ Kadunud Sokid», режиссер Oscar Lehemaa
Ну а теперь перехожу к рассказу о непризовых фильмах, которые показались мне интересными. Напоминаю, что не повторяю рассказов о фильмах, о которых писала раньше, так что, хотя в программе хитов было немало, я остановлюсь только на тех, которые увидела впервые в Штутгартской программе или видела раньше, но почему-то прошла мимо, а сейчас разглядела. Начну с международного конкурса. Милый фильм «Next?» режиссерки Christel Guibert, снятый на знаменитой французской студии Фолимаж, рассказывает неожиданную историю любви, герои которой – антропоморфные животные, муравьед и землеройка, робкие и тревожные существа. Оба они одиноки и оба отправляются на спид-дейтинг, который окончательно уничтожает у пугливых героев решимость изменить свою жизнь, но, к счастью, есть возможность встретиться без спешки после этого страшного мероприятия. В фильме славный дизайн, а его главное обаяние - в точно схваченном поведении робких персонажей, в их трепете, пластике, превращающейся в балет застенчивости и надежды.
Трейлер фильма «Next?», режиссерка Christel Guibert
Фильм одного из моих любимых немецких режиссеров Jochen Kuhn «The Last Generals – The Bunker Movie \Letzte Generale - Der Bunkerfilm», как всегда статичен, это кино живописца, но так же, как всегда, поражает воображение своей актуальностью и саркастической точностью диалогов. Мы видим конец четырехлетней войны между двумя армиями, окончательно победившими друг друга. И слышим последний телефонный разговор двух усталых враждующих генералов, сидящих в бункерах за две тысячи миль друг от друга, единственных, кто остался в живых в этой сокрушительной борьбе за мир. Знакомые разговоры, знакомые манипулятивные обвинения: вы начали первыми, мы боролись с агрессией, а мы - за демократию и права человека, обвинения друг друга в пропаганде. Один говорит: «история докажет нашу правоту», «чья история?», - отвечает второй. Прощаются они почти дружески, но жить им уже незачем.
Кадры из фильма «The Last Generals – The Bunker Movie \Letzte Generale - Der Bunkerfilm», режиссер Jochen Kuhn
«Pickles» сняли студентки израильского киноколледжа Сапир Ania Kaspi Shema и Miri Dochikian (да, в основном конкурсе Штутгарта есть и студенческие фильмы, несмотря на то, что студенческий конкурс тоже есть). История выглядит просто, но, в сущности, довольно точно. 14-летняя застенчивая Инна, эмигрировавшая в Израиль из Украины, получает письмо от своей подруги детства, рассказывающей о встрече с парнем и первых отношениях. Инна пишет ответ, стараясь показать, что и у нее все хорошо, описывает свой роман с самым популярным парнем класса, но одновременно с ее рассказом мы видим, как все происходило на самом деле, видим безуспешные попытки встроиться в среду, которые делают отношение к ней только хуже, насмешки одноклассников, видим парней, спешащих воспользоваться ее неуверенностью и желанием быть как все, тоску и одиночество.
Трейлер фильма «Pickles», режиссерки Ania Kaspi Shema и Miri Dochikian
Бельгийско-швейцарский триллер «Canard \ Duck» режиссера Elie Chapuis рассказывает о молодой бездетной семейной паре, разводившей уток, и о том, как жена в мечтах о ребенке помешалась на одном селезне, который будто стал для нее и любовником, и ребенком. История мрачная и мистическая, а грубоватые куклы своей материальностью еще больше усиливают это ощущение.
Трейлер фильма «Canard \ Duck», режиссер Elie Chapuis
«Matta und Matto» швейцарских режиссерок Bianca Caderas и Kerstin Zemp – веселенький кошмар, антиутопия о мире, в котором запрещено друг к другу прикасаться (что-то в этом есть сегодняшнее). И люди тайно едут в отель к гадкой парочке с именами Матта и Матто, чтобы получить там ключ от комнаты с наслаждениями. А наслаждение – это и есть прикосновение пальцев. Но, конечно, за это надо платить, и платят, отдавая пальцы.
Трейлер фильма «Matta und Matto», режиссерки Bianca Caderas и Kerstin Zemp
[S] - удивительное экспериментальное кино режиссера Mario Radev (копродукция Болгарии, Польши и Англии), в котором от работы странных брутальных механизмов, каких-то колес и зацеплений, мясорубки и старого ножного насоса, приводящихся в движение человеком, листается флипбук с абстрактной анимацией органических форм. Как это все работает, я так и не поняла, но выглядит завораживающе.
Трейлер фильма [S], режиссер Mario Radev
Французский анимадок «Gigi» режиссерки Cynthia Calvi, - это очень искренний рассказ трансгендерной девушки о своем детстве и переходе, о том, как она росла с братом-близнецом и как мучительно было чувствовать себя не тем, кем видят ее другие, приспосабливаться, о страданиях в переходном возрасте, когда менялось тело и ломался голос и потом, когда окружающие отторгали ее. Вдохновленная рассказом Джиджи о том, как она любила и бесконечно смотрела в детстве фильм «Русалочка», режиссерка строит все превращения героини на морской теме, ее взрослеющее тело зарастает не волосами, а чешуей, между пальцами появляются перепонки, она превращается в монстра. И только после того, как героиня сделала переход, она постепенно из морского дива становится человеком. Кино очень простое и ясное благодаря доброжелательной открытости героини, с юмором объясняющей то, что трудно понять человеку, который никогда с этой проблемой не сталкивался.
Трейлер фильма «Gigi», режиссерка Cynthia Calvi
Теперь о нескольких студенческих фильмах, которые показались мне стоящими внимания. Пожалуй, самое любопытное и нестандартное кино в программе - «The Un-Chaotic Cabinet That Wishes for me to Sleep» ирландского студента Cillian Green. Фильм этот можно назвать документацией подсознания, попыткой визуализировать свою тревогу, обрывки мыслей и нервное бормотание во время езды на велосипеде по окраинам Дублина. Герой двинулся в путь, чтобы привести в порядок голову, мысли путаются и рвутся, одиночество, сомнения, неуверенность в себе не дают на чем-то остановиться. Он едет мимо домов, каких-то случайных агрессивных людей, наркоманов, прохожих, один пейзаж не похож на другой, будто нарисованные в разное время, разными людьми, в попытке попробовать разные манеры и техники, картинка меняется, меняется сам герой, как меняется его настроение и как мечется неустойчивая психика, стараясь все же держать главную цель: я еду, я думаю, я фиксирую. Кино это хоть совсем новое, уже есть в сети, посмотрите.
Фильм «The Un-Chaotic Cabinet That Wishes for me to Sleep», режиссер Cillian Green
По студенческой программе видно, что тревожность – одна из главных проблем молодых, о которых они готовы говорить. Причем она не всегда имеет какие-то ясные причины, скорее это общая неуверенность, страх перед жизнью. Фильм «All Day Fukushima» выпускницы французской киношколы Эмиля Коля Marianne Maffray - это рассказ о девушке, работающей в большом людном офисе и вдруг просто от невозможности выдержать давление постоянного присутствия в шумном публичном месте, поймавшей паническую атаку. Вот фильм целиком.
Фильм «All Day Fukushima», режиссерка Marianne Maffray
Польский фильм «Toto» выпускницы лодзинской киношколы Klaudia Bochniak по сюжету скорее этюд: девушка выходит на улицу, несмотря на то, что весь город испуган тигром, сбежавшим из цирка, но на улице пристающие гогочущие парни выглядят страшнее и опаснее тигра. Фильм этот запоминается сразу своим невероятно эффектным, ярким, изобретательным и декоративным дизайном. Что ни кадр – плакат, который можно вешать на стену.
Кадр из фильма «Toto», режиссерка Klaudia Bochniak
«Frite sans maillot», выпускной фильм Matteo Salanave Piazza во французской киношколе Пудрийер, - симпатичная детская история про младшеклассника, забывшего взять плавки на урок плаванья, и в панике пытающегося спрятаться, чтобы никто не видел, что он в обычных нижних трусах, к тому же сползающих в воде. От стыда перед одноклассниками мальчик залез на самую страшную и высокую водную горку, а после того, как скатился с нее, уже никакого страха не было, хоть трусы и слетели совсем.
Кадр из фильма «Frite sans maillot», режиссер Matteo Salanave Piazza
В студенческой программе тоже был анимадок - «Pochybnost / Doubt» выпускников чешской киношколы FAMU Adela Križovenská и Ondřej Vomočil. Они взяли тему творческих сомнений и сложили кино из признаний четырех людей искусства, причем построили их главками по этапам, начиная от идеи до той опустошенности, которую художник чувствует после окончания работы и подготовки к следующей. А поскольку никакой конкретики в рассказах людей нет, то изображение смонтировали главным образом из абстракций, сделанных в разных техниках. Мне, честно говоря, этот путь работы с документальным материалом кажется тупиковым, но вижу, что многие студенты, обращаясь к анимадоку, отказываются от затратных исследований и глубокого погружения в какой-то сюжет, а придумывают обобщенную тему и складывают паззл из нескольких голосов, что дает содержательно не слишком интересный результат, хотя картинки бывают красивые.
Трейлер фильма «Pochybnost / Doubt», режиссеры Adela Križovenská и Ondřej Vomočil.
Перехожу к детской программе. Во-первых, в ней был фильм из России, что сегодня в программах европейских фестивалей бывает не часто (в Штутгарте еще в студенческой программе был маленький российский фильм – «Перекресток» Даши Волчок). Раньше в детские фестивальные программы брали главным образом российские фильмы для малышей, отечественная анимация ими славилась, а проблемных фильмов для подростков, которых сегодня в зарубежной анимации становится все больше, в отечественной просто не было, наша анимация всегда была эскапистской и сказочной. Тем ценнее, что ITFS взял в программу фильм студии «Паровоз» с маркировкой 12+ про мальчика-аутиста, кино, близкое сегодняшним мировым трендам. Фильм «По ту сторону \ Out there» Александра Афонасьева и Евгения Головина рассказывает про мальчика Петю, живущего в своем мире, со своим летающим воображаемым другом, про тревожного подростка, бормочущего, чтобы успокоиться: «Раз листок, два листок. Раз ступенька, два шажок. Здесь я есть, там меня нету. Я хочу дойти до света». У мальчика милая мама, она хочет, чтобы Петя учился в обычной школе, но ему трудна коммуникация с другими детьми и маме приходится менять одну школу за другой. Режиссеры стараются соединить нарратив с попыткой показать, каким видит мир Петя, почему ему жить сложнее, чем другим. И благополучный выход в фильме, насколько тут это возможно, тоже есть: девочка-соседка, которая учится в художке, восхищается петиными рисунками и, возможно, эта дружба будет поддерживать Петю и дальше. Кстати, я не раз слышала от друзей, казалось бы, вовсе не аутического склада, о том, как трудно им было в школе, как не похожи они были на других, как над ними смеялись и третировали (вполне стандартная ситуация школьного буллинга), а спасло их в подростковом возрасте именно рисование. Умением нарисовать что-то клевое восхищались даже отъявленные школьные хулиганы и это волшебное умение стало охранной грамотой, «справкой», позволявшей быть не таким как все. Многие из этих детей стали аниматорами, и теперь сюжет о том, что рисование спасает, нередко встречается в мировой детской анимации.
Трейлер фильма «По ту сторону \ Out there», режиссеры Александр Афонасьев и Евгений Головин
Фильм студентки французской школы Эмиля Коля Selma El Malki «Goutte d'eau \Water drop», наверное, изначально не задуманный как детский, стоял в детской программе, как часто бывает с фильмами, где среди героев есть дети. Это коротенькая история про мрачную бабушку, которая уже год со смерти мужа не может заплакать и невыплаканное горе сжигает ее. Дочь не знает, как ей помочь, старший внук предлагает всякие глупости, а младшая внучка выводит бабушку под дождь: «Смотри, теперь ты плачешь!», дождь льется по лицу и это действительно вдруг помогает.
Фильм «Goutte d'eau \Water drop», режиссерка Selma El Malki
Конечно, на немецком фестивале в детской программе был новый фильм Julia Ocker из цикла про животных студии FILM BILDER, кстати, тоже расположенной в Штутгарте. «Siebenschläfer \ Dormouse» - это сказка про соню, которая проспала свой день рожденья, но ее друг медведь решил подождать, а пока ждал, тоже уснул, так что когда они проснулись, в именинный торт нужно было просто добавить одну свечку и день рожденья состоялся!
Кадры из фильма «Siebenschläfer \ Dormouse», режиссерка Julia Ocker
А одним из моих любимых детских фильмов в конкурсе фестиваля стал «Les premiers dinosaures étaient des pommes \The first dinosaurs were apples», режиссерки Emma Lafarge тоже из французской школы Эмиля Коля. Тут героини – две маленькие сестренки - спорят о происхождении человека, причем младшая, серьезная трехлетка, видела по телевизору передачу об эволюции – динозаврах, обезьянах и прочем, а старшая уже знает библейскую историю об Адаме и Еве, которых из-за яблока выгнали из рая. Споря друг с другом, они пытаются привести ту и другую информацию в какую-то общую непротиворечивую концепцию, куда заодно входит ракета, летящая на планету Пицца, но к финалу включается мама с версией про аиста. Эмма использует несколько стоп-моушн техник: и валяные игрушки и плоскостные, сделанные из сукна, в дело идет детская игра, где надо на сложенном листе дорисовывать персонажей частями, не зная, что спрятано, и книжные приемы, в общем в самом кино устраивает такую же смешную путаницу, как в болтовне девочек. Ну и нельзя не сказать про озвучание - дети играют чудесно, прямо кажется, что это записанный реальный разговор. И, судя по всему, младшая крошка кем-то приходится режиссерке. Вот фильм целиком.
Фильм «Les premiers dinosaures étaient des pommes \The first dinosaurs were apples», режиссерка Emma Lafarge
Ну и последний фильм, о котором я хочу сказать, относится к экологическому конкурсу, программе Trickstar Nature. Двухминутная картина «Fashion Victims 2.0» очень интересно придумана, ее сняла испанская режиссерка María Lorenzo Hernández, которую я хорошо помню прежде всего по фильму «Urban Sphinx», построенному на стрит арте Валенсии. Новый фильм Марии снова отталкивается от уличного искусства – мурала «Fashion Victims» знаменитого стритартиста ESCIF, который он нарисовал на площади Plaza AZA в центре Валенсии напротив магазина, где продается одежда производства известных международных компаний. Мурал посвящен использованию детского труда в швейной промышленности, которую индустрия моды размещает в развивающихся странах. Причем, анимацию в этом фильме режиссерка сделала только на монтаже без дорисовывания фаз, отталкиваясь от приема, который использовал Гиль Алькабец в «Таймкоде ДаВинчи» и «Путешествии в Китай». Так под стрекот швейной машинки создается ощущение того, что двигаются дети, работают машинки, машет палкой надсмотрщик. Этот фильм уже в сети целиком.
Фильм «Fashion Victims 2.0», режиссерка María Lorenzo Hernández
На этом я заканчиваю рассказ о конкурсных программах Штутгартского фестиваля, но анимации впереди еще много, наступает летний фестивальный сезон, ждите репортажей!
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ