Еще один традиционный блок короткометражек в Загребе – Мировая панорама. Он внеконкурсный и туда попадают фильмы, которые, по мнению отборщиков, чем-то не годятся для основного конкурса, но все равно интересны. И в этих трех подборках всегда есть фильмы, которые нравятся мне не меньше конкурсных, а иногда и больше. Так что про лучшие, на мой вкус, из них, тоже расскажу.
«
Samochód, który wrócił z morza / The Car That Came Back from the Sea» швейцарской режиссерки с польскими корнями Jadwiga Kowalska (я люблю ее славный «
Мост через реку»), - обаятельнейший фильм о юности веселой и нищей компании из шести польских пацанов, поехавших на раздолбанной машине на балтийское побережье в 1981-м году. Это было время, когда они были вынуждены повзрослеть и изменилась страна: вернувшись домой гуляки застали танки и демонстрации, аресты и смерти. Потом, как мы знаем, был запрет «Солидарности» и военное положение. Ядвига Ковальска родилась в 82-м году, уже в Швейцарии, ясно, что эта история идет от ее родителей и их ровесников, и в начальных титрах фильма написано, что он вдохновлен интервью с разными людьми. Фильм выглядит анимадоком, но в финале после титров есть текст: «история полностью выдумана, хотя в основном эти события действительно происходили, только иначе». Все мы понимаем, что любой анимадок – это выдуманная история, даже если в основе ее реальные события и интервью, но измененные взглядом автора и происходившие на самом деле иначе, а как именно, есть множество версий у разных участников. Думаю, для всех, кто жил тогда в Восточной Европе и СССР, фильм выглядит очень узнаваемо: нищета, когда в забегаловке невозможно купить ничего, кроме чая, а водка продается, полное отсутствие перспектив для молодых людей, которые поголовно хотят уехать из страны, государственное насилие и так далее, но при этом все равно правит юность – беспечность, любовь, бесстрашие. Историю рассказывает ее выросший главный герой, Лешек, в его словах есть и ностальгия по юности, и сегодняшняя трезвость («мы ничего тогда не понимали»). И вот эту легкость и веселье несмотря на жесткость событий, мы видим через очаровательную ироничную графику фильма и прекрасное озвучание, такое естественное, как будто это документальный звук (не устаю восхищаться актерской игрой в польской анимации).