Кадр из фильма «Armat», режиссерка Élodie Dermange
Каждый год уже больше десяти лет для программы Большого фестиваля мультфильмов я собирала подборку документальной анимации – один-два, а то и три сборника. Поначалу российских фильмов там не было совсем, потом потихоньку они стали появляться и даже удалось собрать из них целый сборник, а потом, в основном благодаря студенческим работам и в какой-то степени нашей школе документальной анимации, их стало столько, что отделять отечественное от зарубежного уже не было необходимости, российский анимадок естественно вливался в мировой, наши режиссеры так же говорили о том, что их волнует: о проблемах социальных и семейных, о поисках себя, исследовали историю страны, а еще с интересом и вниманием к деталям рассматривали жизнь вокруг. В 2023-м году впервые за последние годы я программу документальной анимации для БФМ не собирала, но анимадок продолжает меня интересовать, я его ищу, пишу о нем и о нем думаю, так что решила, что стоит хотя бы в блоге рассказать об интересных документально анимационных фильмах, которые я видела в этом году, пусть этот набор выглядит, как список, из которого я стала бы выбирать программу для БФМ-23, куда, конечно, вошло бы и несколько хитов года, о которых я уже не раз писала.

В первую очередь The Waiting немецких режиссеров Volker Schlecht, Alexander Lahl, Max Monch, который вошел в мой топ года (http://blog.multfest.ru/top-2023 ) и его уже можно посмотреть целиком на канале «New York Times». https://www.nytimes.com/video/opinion/100000009184500/the-waiting.html
Кадр из фильма «The Waiting», режиссеры Volker Schlecht, Alexander Lahl, Max Monch
И полный метр тоже из топа года «My Love Affair with Marriage» Signe Baumane, американо-латышской звезды независимой анимации.
Трейлер фильма «My Love Affair with Marriage», режиссерка Signe Baumane
Итальянская режиссерка Margherita Giusti в фильме «The Meatseller» сняла историю про девочку из большой нигерийской семьи, мечтавшую стать, как ее мать, мясником, разделывать и продавать мясо. Но отец ее умер рано, отчим о детях не заботился и в 15 лет девчонка поверила уговорам приезжей женщины, что сможет заработать на семью и будущую жизнь, если поедет в Италию. Конечно, маленькую наивную, никогда не бывавшую далеко от дома девочку обманули, запугали долгами и год держали в Ливии как проститутку. Эта реальная история Selinna Ajamikoko и в фильме она сама ее рассказывает. Из ее простодушного рассказа Margherita Giusti делает кино про женщину, которая поняла, что ее тело – это мясо, такое же как у коровы, которую они с мамой разделывали. Беспомощная корова, которую рвут на куски – основной образ этого красочного фильма, где есть не только прямое следование рассказу, но и атмосфера страхов и снов, которая, пожалуй, работает особенно сильно.
Кадры из фильма «The Meatseller», режиссерка Margherita Giusti
Фильм режиссеров Angélica Restrepo и Carlos Velandia «Todas mis cicatrices se desvanecen en el viento/ All My Scars Vanish in the Wind» снят в Колумбии (большая редкость, совсем не анимационная страна), там много текста, в данном случае это воспоминания, звучащие параллельно изображению, нисколько не иллюстрируя его. Фильм этот Анжелика посвящает своей матери, это ее слова звучат: воспоминания о детских обидах, ссорах в семье, жестоком обращении, голоде при работе на ферме у бабушки. При этом наш взгляд летит через пространство, рассыпающееся на пиксели, будто пыль от взрыва - непрочные ландшафты памяти – дом, поле. По изображению мне это напомнило «Маальбек», где тоже невозможность точно вспомнить проявлялась во фрагментированных пространствах.
Трейлер фильма «Todas mis cicatrices se desvanecen en el viento/ All My Scars Vanish in the Wind», режиссеры Angélica Restrepo и Carlos Velandia
"Teacups" режиссеров Alec Green & Finbar Watson, рассказывает известную в Австралии историю Дона Ричи, жившего недалеко от скалы над морем, привлекавшей людей, задумавших суицид. Можно сказать, что он посвятил жизнь тому, чтобы спасать самоубийц, ему много раз удавалось отговорить людей от того, чтобы покончить с собой, и официально считается, что за пятьдесят лет Дон Ричи смог спасти от смерти 160 человек, хотя его семья считает, что их было больше пятисот. Самого героя фильма уже нет на свете, но его рассказ, прочитанный актером, авторы фильма написали после разговоров с семьей Дона Ричи. Мы узнаем, как он приводил спасенных людей к себе домой и слушал их рассказы за чаем. И о том, как это его человеческое призвание помогло ему смириться с самоубийством его лучшего друга.
Фильм "Teacups", режиссеры Alec Green & Finbar Watson
Молодая финская режиссерка Iiti Yli-Harja сняла фильм Kaikki äitini puhelut \ All My Mom's Phone Calls о своей маме. Это трогательнейший сюжет, где мама, не выпуская телефона из рук, одновременно разруливает все беды семьи и мира – панику аутичной дочери в поезде, истерику подопечной алкоголички, ситуацию с харрасментом охранника в приюте для беженцев и много чего еще, одновременно пытаясь сделать что-то по дому. Иногда проблемы захлестывают и кажется, что мир со всем своим барахлом буквально наступает на нее и хаос засасывает в воронку, но, когда маме удается, не теряя спокойствия, разрулить что-то сложное, вещи снова разбегаются по своим местам и даже открывается окно, позволяющее увидеть солнце. Ритм фильма строится так мастерски, что в острые моменты мне казалось, что я сама впадаю в панику, как это бывает в ситуации наступающей многозадачности, когда от меня со всех сторон хотят всего и одновременно. Но мама Иити справляется и сохраняет внутренний покой. Кино кукольное, грубоватое, почти панковское по дизайну, только крупные планы реального телефона иногда включаются в действие, дополнительно напоминая, что это анимадок.

Режиссерка рассказывала, что некоторые телефонные звонки она записывала, когда они происходили, а о других мама ей рассказывала, и в конце концов все телефонные разговоры для фильма мама перезаписала чтобы получилась цельная история, так что там было огромное количество материала и сложный монтаж, который соединил это все в единый сценарий.
Кадры из фильма "Kaikki äitini puhelut \ All My Mom's Phone Calls", режиссерка Iiti Yli-Harja
Gina Kamentsky, известная американская экспериментаторка, сняла коротенький трогательный фильм Foot Print Shop, где саундтрек – это разговор с немолодой мамой, пускающейся в воспоминания. Та весело рассказывает о детстве Джины, у которой был врожденный вывих ног и нужен был постоянный массаж, перескакивает на тему модных туфель и о том, что теперь она сама становится все меньше, а ноги все больше и вообще у нее, как у всех Рыб – большие ноги и руки. Разговору этот визуально ложится на игру Джины в стоп-моушн, с печатью цветных следов от ног, перемежая этот процесс откликающимися на разговор картинками. «Ты записываешь? Хватит тебе на фильм? - спрашивает мама в конце – Хватит на полный метр», - отвечает дочь. Фильм уже в сети целиком.
Фильм "Foot Print Shop", режиссерка Gina Kamentsky
Анимадок студентки из киношколы в Люцерне Eugénie Bouquet «Pas Amoureux / Not in Love», это как раз тот случай, когда коротенькое кино сделано просто, но материал интересный. Тут в основе разговор со швейцарской сексработницей, обслуживающей инвалидов. Она гордится своим статусом (это уважаемая профессия, не то, что проститутка), рассказывает истории, например, как ее вызывали к парню, которому осталось жить недолго, и сообщает удивительные детали, например, что у нее всегда бывают прекрасные отношения и даже дружба с матерями клиентов, чего никогда не случается в обычной ситуации.
Трейлер фильма «Pas Amoureux / Not in Love», режиссерка Eugénie Bouquet
Венгерский фильм «Még emlékszem teaser / I still remember » режиссерки Flora Chilton строится на детских воспоминаниях стариков, венгерских евреев, выживших в Холокосте. Призрачные рисунки того, о чем они рассказывают, вписаны в сегодняшний Будапешт с улицами, сияющими огнями и веселой молодежью. Кино нехитрое, но это сопоставление в духе нынешней войны сильно работает на ощущение того, что сегодняшние люди не помнят о еще живом прошлом, не замечают горя, празднуя жизнь.
Трейлер фильма «Még emlékszem teaser / I still remember», режиссерка Flora Chilton
Фильм «We Are Here», снятый в США сестрами-режиссерками мексиканского происхождения Doménica Castro и Constanza Castro, много поездивший по фестивалям, интересен прежде всего взятыми для него интервью: четверо молодых иммигрантов в США, нелегально приехавших в детстве с родителями, рассказывают, что по американским законам у них нет будущего, и это действительно сильные и разбивающие сердце признания, причем, записанные прекрасно – живые голоса, несдерживаемые слезы, растерянность. Все они упоминают иммиграционную политику США, которая называется DACA (Deferred Action for Childhood Arrivals), и начиная фильм все они адресуются к опыту, который будет понятен любому: мы всю жизнь живем так, как при пандемии, мы никуда не можем выехать потому, что у нас нет документов, мы пропускаем дни рожденья, свадьбы и похороны родных…И особенная сила этих историй не в их экстраординарности, а именно в том, что ясно, что они типовые, они принадлежат огромному количеству нелегальных иммигрантов с похожими судьбами. Но голоса этих людей звучат на фоне абстрактной анимации, сделанной вполне формально на скучную спокойную музыку, и само кино ничего не добавляет драматическому саундтреку. Фильм в сети целиком.
Фильм «We Are Here», режиссерки Doménica Castro и Constanza Castro
Фильм «Armat» режиссерки из Швейцарии Élodie Dermange находится в важном для молодых аниматоров сегодняшнем тренде поисков национальной идентичности, а вместе с тем эти поиски приходят к пониманию своих родных. Элоди пытается что-то узнать о армянских корнях семьи по отцовской линии и спрашивает об этом свою двоюродную бабушку, своего дядю и своего папу, с которым говорить трудно, как когда-то трудно было говорить с дедом. Все начинается с того, что в семье есть огромный с очень сложной архитектурой буфет, которого ребенком Элоди боялась, и который считался семейной реликвией. Дед говорил маленькой героине, что, когда она вырастет, буфет перейдет ей, а девочка говорила, что он уродливый и она его продаст, вызывая ярость старика. Этот буфет, фотографию которого мы видим в финальных титрах, становится главной метафорой фильма. Огромная постройка, которую отец все время пытается починить, закрываясь этой работой от вопросов дочери, многочисленные ящики, которые все время что-то скрывают. Постепенно история вырисовывается такая. Семья прапрадеда Элоди была армянской, но жила в Константинополе, во время геноцида спаслась только мама с детьми, которая отдала маленького сына в венецианскую закрытую школу к армянским монахам-мхитаристам. В этот момент и появился этот буфет, сначала маленький, как амулет, перешедший от отца к сыну. Пока мальчик рос в этой школе, несчастный, как сирота, его амулет рос, сначала стал размером со шкатулку, потом с рюкзак, и прадед, отправившись после учебы во Францию, нес его на себе. Эта реликвия, видимо, обозначает груз происхождения, нести который с годами становится героям не под силу. Перед началом второй мировой войны у прадеда родились дети, а вместе с тем в националистической Франции проблемой стало его итальянское гражданство. И тогда он стал скрывать не только свое армянское происхождение, но и итальянское гражданство. Прадед хотел, чтобы его дети полностью интегрировались во французскую культуру и никогда не рассказывал о прошлом, тогда же и армянская фамилия была им переделана во французском духе. Армянская линия входит в дизайн очень красивыми насыщенными цветами, особенно глубоким синим и красными гранатами на его фоне. Прадед Элоди был несчастным и жестоким человеком, таким же стал и его сын – мы видим, как дед героини как будто сам превратился в эту реликвию, связывающую его с прошлым, но выросшую до размеров огромного буфета. Лицо деда, отчаянное и гневное, смотрит на внучку, как резной медальон сверху. И теперь выросшая Элоди пытается поговорить с неразговорчивым папой о его отношениях с отцом, стараясь понять его и объяснить ему, что в детстве ей было тяжело без его любви и ласки. И папа в смущении говорит, как трудно ему выразить к детям свою любовь, которой он сам не имел в детстве. Но если он не может сказать ей о своей любви, то это не значит, что ее нет.
Трейлер фильма «Armat», режиссерка Élodie Dermange
«Wild Summon» британской режиссерской пары Saul Freed, Karni Arieli, вошедший в шорт лист Оскара – это впечатляющее экологическое кино, снятое в 3D с использованием реальной видовой съемки и потому выглядящее особенно реально. Фильм о путешествии лосося, с рождения стаей устремляющегося куда-то вдаль, из рек к морю, преодолевая множество препятствий, а потом возвращающегося на нерест к месту, где родился. Про удивительный жизненный цикл лосося написано и снято много, но в этом фильме, построенном как науч-поп с прекрасным голосом рассказчицы, немолодой певицы и актрисы Марианн Фейтфул, вместо лососей действуют существа, похожие на маленьких людей, пловцов в гидрокостюмах, ластах и масках, разве что с большими ртами, немного напоминающими о рыбах, и из-за этого особенно страшно смотреть, как их ловят в сети, подвешивают для сушки, разделывают. Главная героиня – женщина-лосось, которую люди ловят и прикрепляют бирку, чтобы следить за миграцией стаи, и которая, беременной, возвращается на место, где родилась.
Трейлер фильма «Wild Summon», режиссеры Saul Freed и Karni Arieli
«Rosemary A.D. (After Dad)» американца Ethan Barrett - смешное и трогательное кино, где Итан рассуждает о том, что ждет его новорожденную дочку Розмари, если он прямо сейчас, измученный депрессией и сомнениями, покончит с собой. Вариантов много: от того, что она станет великой ученой до того, что станет наркоманкой и сдохнет под мостом. В конце концов он решает отказаться от мысли о суициде и заставить себя пойти на терапию и когда-нибудь уже выйти на работу. Звучит все это невесело, но анимация цветными карандашами в духе детского рисунка выглядит так забавно и всеми своими грустными размышлениями Итан делится с таким юмором и обезоруживающей откровенностью (в фильме все названы своими именами и дали героям свои голоса, включая крошку Розмари, есть даже могильный камень «Итан Барретт 1987-2021. Муж и отец»), что устоять невозможно.

Про такого типа кино чаще всего спрашивают, почему я его называю анимадоком, ведь все здесь фикшн? Но на мой взгляд этот фильм вполне можно считать документальным, поскольку это в большой степени дневник состояния режиссера, ставшего лирическим героем, пусть снятый иронически, стыдливо, но отталкивающийся от реальности. Интересно, что у режиссера нет никакого анимационного бэкграунда, и рисовать он никогда не учился, он во всем полностью самоучка, рисовал обычными цветными восковыми карандашами, и анимационный станок сделал дома из перевернутых полок. В коротком фильме про съемки Итан рассказывает, что депрессия у него началась в подростковом возрасте, он лечился в больницах и пр., но не мог справиться, хотя, вроде ребенком был счастливым и сейчас на вид ничего. Но когда у него родилась дочь (и, как ясно из фильма, он с ней сидел, поскольку не мог работать), его потрясло, что есть человек, который полностью от него зависит. И он стал думать, как может пойти ее жизнь без него. У Итана есть какое-то музыкальное образование, но он решил, что саундтрек тоже будет самодельный и 95 процентов озвучки фильма сделал сам просто голосом. В общем, это очень подтверждает мою идею, что главное в анимадоке, чтобы тебе было что сказать. Дальше – талант и упорство, а вот скилы – в последнюю очередь, все можно наработать по ходу. Сам он говорит, что главное, чтобы был хоть один человек, который в тебя верит и ему повезло, что это его жена и она у него продюсер. Фильм уже в сети целиком.
Фильм «Rosemary A.D. (After Dad)», режиссер Ethan Barrett
«Visible Mending» британской режиссерки Samantha Moore, которая очень много работает с анимадоком разного характера как инструментом исследования – это целый букет интервью о вязании, где люди рассказывают, что им это дает, как возможность сконцентрироваться или переключиться, как повод жить, если все уж совсем плохо. Они рассказывают свои истории, как вязание помогало восстановиться при инсульте, как дало возможность не сойти с ума, когда сын попал в аварию и надо было быть с ним рядом полтора года (за это время был связан огромный узорчатый плед), говорят, что вязанье помогает понять, что ты напряжен и расслабить тело и как это полезно для мозга. Кто-то инженер, кто-то художник, кто-то начальник на пенсии, кто-то учит вязать других. Саманта строит изображение частично рисованное, почти абстрактное, как вязаные раппорты, но большей частью это стопмоушн с куклами, связанными ее героями – мышками, медвежатами, птичками. В самом этом стопмоушне в сущности нет ничего особенного, кажется, что оно сделано вполне простодушно (хотя когда на рассказ об исульте и том, как вязание помогает восстановить разрушенные связи, мы видим, как отрезается половина свитера и как-то криво, клочковато, но достраивается вместо нее новая – это здорово). Но важным оказывается то, что все эти вязаные предметы – творчество людей, которые рассказывают в фильме свои истории. То есть их жизнь буквально ввязана в смешные игрушки. Фильм, кстати, номинирован на BAFTA и выложен в сети целиком.
Фильм «Visible Mending», режиссерка Samantha Moore
«La Grande Arche» французской режиссерки Camille Authouart из разряда фильмов о городе, об архитектуре, строящихся главным образом на видах - в документальной анимации таких немало. Здесь всегда есть опасность статичности и важно, какой ход режиссер выберет, чтобы кино ожило. Фильм сосредоточен на парижском квартале Дефанс, музее под открытым небом, где много произведений искусства и в то же время это оживленный деловой район города. Камий посвящает этот фильм своей бабушке, рассказывая, что, когда та переехала сюда, ее дом был самым высоким, а потом все вокруг застроили небоскребами. Семья уехала отсюда, когда у бабушки случился инфаркт, но теперь героиня, голос которой сопровождает фильм, соскучилась и вернулась в места своего детства рисовать. В сущности, большая часть фильма именно видовая, сидя с самого утра под гигантским Красным пауком американского скульптора Александра Кальдера, Камий наблюдает за тем, как площадь волнами заполняется людьми. Но все движение здесь вполне формальное до тех пор, пока она не выбирает себе объект интереса – бездомного, который тут спит. Она видит его каждый день, запоминает его привычки, а потом он вдруг исчезает. Дальше уже включается воображение и главное событие фильма происходит в его финале, когда ночью она вдруг видит вернувшегося бомжа, который, не видимый никем, едет по району, на спине ожившего красного паука, будто на слоне.
Трейлер фильма «La Grande Arche», режиссерка Camille Authouart
Голландско-израильский фильм «Swimming With Wings» сняла Daphna Awadish Golan, израильская режиссерка, теперь живущая в Нидерландах. И этот фильм Дафны, как и ее первые два анимадока посвящены эмиграции, очень актуальной теме сегодня, когда люди по каким-то причинам переезжают в другую страну, но не могут перестать скучать по оставленному дому, близким, привычному климату и еде. В этом фильме она снова сравнивает людей с животными и работает в своем фирменном стиле, используя снятое и распечатанное видео, поверх которого рисует красками. На этот раз ее герои – пингвины, которые говорят голосами детей-иммигрантов. Главная героиня – израильская девочка Лири, которую родители привезли в Голландию, как она говорит, потому что дома война и вернуться нельзя, хотя она очень скучает по бабушке, дедушке и кузинам. А главное для Лири волнение связано с уроками плаванья. Как она рассказывает, надо научиться плавать в одежде и обуви (на случай, если ты упадешь в канал), а мокрая одежда тяжелая и ты сразу тонешь. И в фильме вокруг ныряющего пингвина в красной кофточке много-много уплывающей одежды, она красиво опутывает плывущую фигуру, как тонущая веревка с развешанным бельем. Встроиться в незнакомую реальность очень трудно и кажется, что эта плывущая одежда - знак воспоминаний о доме, которые сбрасывают иммигранты потому, что они тянут их на дно. Дафна посвятила этот фильм своим будущим детям.
Трейлер фильма «Swimming With Wings», режиссерка Daphna Awadish Golan
«Between You and Me» снятый режиссеркой Cameron Kletke, канадской студенткой из Emily Carr University of Art + Design – очень личное кино, в котором девушка пытается понять себя, рисуя под камерой на страницах собственных дневников за годы. Текст разобрать невозможно, кроме некоторых слов, которыми Кэмерон как бы фиксирует важные для себя точки, но общее ощущение тревоги, подросткового недовольства собой, сомнений – очень чувствуется.
Трейлер фильма «Between You and Me», режиссерка Cameron Kletke
С тех пор как существует наша школа документальной анимации на фестивале «Рудник», я некоторые фильмы включаю в программу анимадока на БФМ, а иногда и в конкурс, настолько важными и впечатляющими они мне кажутся несмотря на то, что сняты за полторы недели интенсива, а не за месяцы или даже годы, как другие конкурсные картины. В прошедшем году нашим фестивальным хитом стала «Мама-Америка» Ани Швейгольц, очень просто, и вместе с тем пронзительно рассказывающей о своей хиппарской, свободной и беспутной маме, пропавшей давным-давно и погибшей. Но дочь узнала о ее гибели случайно и совсем недавно. Это история о детской любви и детской обиде, о прощении и памяти.
Кадры из фильма «Мама-Америка», режиссерка Анна Швейгольц
Маша Пискунова в коротеньком фильме «Семечко» сравнивает зимнюю спячку и пробуждение растений со своим творческим кризисом, который в какой-то момент заканчивается желанием снять новое кино. Фильм уже в сети целиком.
Фильм «Семечко», режиссерка Мария Пискунова
Айдар Гайнуллин с бэкграундом не аниматора, а музыканта и режиссера игрового кино в фильме «Почему мой сын любит рисовать монстров?» пытается разобраться во взаимоотношениях мужчин своей семьи от деда до своего сына, Это попытка преодолеть как будто предопределенную жесткость к детям, неумение проявить любовь (такое исследование истории своей семьи в попытке найти источник сегодняшних проблем, сейчас встречается все чаще у молодых режиссеров со всего мира, даже в этом списке есть фильм «Armat» с той же интенцией).
Трейлер фильма «Почему мой сын любит рисовать монстров?», режиссер Айдар Гайнуллин
Лиза Байкина в фильме «Моя коллекция страхов», снятом в духе смешных и ярких детских рисунков, скрывает за этой шутливой манерой свою тревогу и нервозность, нелепые страхи на самом деле говорят о не отпускающем ее напряжении, страхе перед жизнью.
Кадры из фильма «Моя коллекция страхов», режиссерка Елизавета Байкина
Анна Мартыненко, мультидисциплинарная художница, которая специализируется на звуковых медиа и много занимается социальной работой, сняла фильм «Прогулка к пункту выдачи OZON», объясняющий принцип эхолокации, который помогает незрячим людям ориентироваться в пространстве. Это редкий для нашей школы фильм, основанный не на какой-то личной драматической истории, а на, казалось бы, вполне формальном приеме, где мы на конкретном примере видим, как ориентируется незрячий человек по звуку в полной темноте.
Трейлер фильма «Прогулка к пункту выдачи OZON», режиссерка Анна Мартыненко
Оля Молоток в фильме «Как ты проснулся?» сосредотачивается на необычной для документального сюжета теме. Мучаясь со сном и особенно с просыпанием, долго держащем ее в туманном состоянии между сном и бодрствованием, она пытается у своих близких выяснить, как они просыпаются, что им помогает. И визуальную часть картины Оля строит как плывущее, ускользающее сознание перед тем, как проснуться, на туманных образах и фактурах, как обрывки снов.
Трейлер фильма «Как ты проснулся?», режиссерка Ольга Молоток
На этом я, пожалуй, закончу рассказывать о фильмах, которые могли бы оказаться в программе документальной анимации БФМ-2023, если бы такая программа была. Еще одна из моих любимых спецпрограмм, которая пала жертвой усеченного программирования – «Только для женщин!», ее я тоже собираю не первый год из картин феминистской направленности, связанных с правами женщин, домашним насилием, сексуальностью и так далее. На эту тему в прошедшем году снимали особенно много, но я уже не буду об этом писать, поскольку близятся новые фестивали с новыми фильмами, а пропущенные, я надеюсь, у нас еще будет шанс увидеть.

Счастливо! До новых фестивалей!
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ