А вы сами писали сценарий «Электры» как драматург?
Сценарий я писала сама, но мы работали с драматургом, это были скорее консультации. Когда я погружена в материал, а драматург смотрит версии с точки зрения своих драматургических знаний, чтобы это работало.
Вы в «Дочери» делали свою историю, а сейчас – историю совсем не вашу, как я понимаю, у вас ничего подобного не было. Как работать с историей, которая не ваша?
Я тоже в какой-то момент подумала: это история не моя и для того, чтобы понять, на правильном ли я пути, я должна сверяться с психотерапевтами, сверяла сценарий, правильно или неправильно я понимаю. Но все равно в этой истории есть мое. Я думаю, что мое и изначально было среди образов, которые я описала, — это одиночество. Электра одинока и изолирована в своем мире, где есть какие-то фантазии и страхи. Она часто улетает в свои мечты. Уголок себе построит и в нем сидит. Кружочек такой создаст из кукол, а не людей, и в этом мире сочиняет, копается в себе. С мужчинами, как только Электра вступает в физический контакт, только доходит до чего-то интимного, она убегает из этих отношений, — вот это тоже мое, это то, что я переживала в процессе становления себя как женщины, а потом в процессе поиска отношений. Избегание отношений — вот в этом я сверялась со своими ощущениями. У меня, наверное, была другая причина, но здесь я нашла резонанс. Причина ее убегания в том, что она боится, что как отец ушел и ее оставил, так и другие мужчины могут ее оставить. Страх и убегание в свой мирок фантазийный – было очень мое.
Но в фильме дело ж не только в том, что отец ушел. Дело в том, что у Электры были – реальные или воображаемые - сексуальные взаимоотношения с отцом. Мы не знаем, насколько далеко они зашли, но они были. Во всяком случае она мечтала о них. Кстати, как вы считаете, для девочки в 10 лет – не рановато?
По Фрейду не рановато. Она может не осознавать этого, но эти чувства к отцу считаются естественными. Именно с пяти до десяти лет, как эдипов комплекс, когда мальчик чувствует сексуальное влечение к матери, так и у девочек. По Фрейду это совершенно естественно. Но при наличии отца в семье и примера работающих отношений между отцом и матерью (у папы есть мама, у мамы есть папа), девочка теряет сексуальный интерес к отцу и в подростковом возрасте ищет других отношений. Если отца нет с пяти до десяти лет, то фиксация на отношениях с отцом остается. То, что Электра обвиняет мать в уходе отца, обвиняет себя, ищет проблему в себе, связано с тем, что она не решила вопрос с отцом и просто тянет его за собой всю жизнь.
А то, что между ними что-то было – непонятно, насилие или нет, – это же должна быть дико травматичная история? Она же должна оставить какой-то след? Электра не просто страдает от того, что папы теперь нет, а она прожила какие-то отношения с ним.
Эти сексуальные отношения, которые могут произойти в реальности или только в фантазиях, - об этом тоже весь «комплекс Электры». Не обязательно им быть реальными, это может произойти в воображении дочери или отца. В каком-то смысле именно анимация позволяет оставить эту амбивалентность: произошло ли это на самом деле или это была фантазия. И что важно было для меня, - и это тоже был интеллектуальный аспект, который я вычитала из психотерапии и психоанализа, - что Электра прожила в детстве какое-то насилие. Может и не сексуальное, но в фильме прямо говорится, что отец ее избил, когда уходил. Электра несет в себе эту драму долгие годы, а в психотерапии есть способ избавиться, вернее переработать травму, для этого нужно каким-то образом агрессору вернуть агрессию. Электра может себя обвинять: «я была неправильная, поэтому я заслужила, что он меня избил», но, чтобы переработать эту травму, она должна вернуть обиду отцу агрессивным способом. Об этом сцена – то ли секс, то ли что-то еще на дискотеке, где Электра разрушает отца, таким образом возвращая ему агрессию, чтобы переработать эту травму.