Загребский фестиваль 2023
Часть 3.
Конкурсы студенческих фильмов и фильмов для детей

Кадр из фильма «Tümpel» / «Pond», режиссерки Eva Rust и Lena von Döhren
Первую часть блога можно прочесть по ссылке: Загребский фестиваль 2023. Часть 1. Победители
Последнюю часть блога начну с рассказа о фильмах студентов. Традиционно на Анимафесте в конкурсе бывает 4 студенческих подборки, а еще на фестивале дают приз лучшей анимационной школе года и показывают ее ретроспективу. Как я понимаю, рассматривают претендентов на эту награду, исходя из присланных на конкурс фильмов, и в этом году, уже не в первый раз, лауреатом стала лондонская National Film and Television School. Она действительно отличная, пару лет назад мы показывали на БФМ ее большую программу, но в этом году, как мне кажется, сильные европейские школы (а их не очень много и мы их все знаем), шли вровень и очевидных лидеров не было. Ну и в целом, на мой взгляд, ударных фильмов было не много.

Из студенческих фильмов, которые мне особенно понравились в этом году – «Opening Night» режиссерки Sara Szymańska, выпускницы одной из лучших сегодня анимационных школ, лодзинской The Polish National Film, Television and Theatre School. На Сару Шиманску обратили внимание два года назад, с ее предыдущим студенческим фильмом «На пять минут старше», в котором отношения выясняли сестры-близнецы. Тот фильм очень хорошо прошел по фестивалям, и это понятно: у него была сложная психологическая кардиограмма, что редко бывает в студенческом кино, и запоминающийся дизайн. В новом фильме история о встрече на афтерпати после театральной премьеры недавно расставшейся пары, продолжающей выяснять отношения, строится еще прихотливее. Сара прекрасно работает с ритмом, притяжение и отталкивание уже нетрезвых героев взлетает и падает как на качелях, актеры озвучания, как всегда в польской анимации, работают отлично, без тени нарочитости и фальши, да и дизайн выглядит еще интереснее, чем раньше - к резкой графике Сары, художницы-самоучки, добавляется коллажная манера. В общем, получилось настоящее взрослое кино, что не так уж часто встречается среди студенческих дипломов.
Трейлер фильма "Opening Night", режиссерка Sara Szymańska
Еще один мой фаворит в студенческой программе – «Ressources humaines» трех студентов из французской школы EMCA: Trinidad Plass, Titouan Tillier и Isaac Wenzek. Коротенький стоп-моушн с валяными куклами и отличным парадоксальным сценарием, кафкианский черный юмор которого строится на обыденности. Фильм сделан как мокьюментари: мы смотрим на события через камеру оператора, сопровождающего Анри. Анри приходит в офис по переработке, вручает секретарше документы, обсуждает с ней что-то незначащее, смысл чего мы до конца не понимаем, а потом раздевается, становится на платформу, которая медленно, застревая, увозит его вниз, и тут мы догадываемся: это же он себя отдает на переработку. Он выбрал стать стулом, – «Хороший выбор, - говорит секретарша, - мебель быстро раскупают». Анри уже по пояс уехал вниз, вокруг клубится войлок, будто там уже идет переработка ног, а секретарша спрашивает: «Сигаретку?» – «Нет, - отвечает герой, - я пытаюсь бросить». И когда над полом торчит только его голова, секретарша вспоминает: «Минутку, нам на память! – делает фото и тут же прикнопливает его к пробковой доске с другими фотографиями и надписью «всегда в наших сердцах». А Анри уже нет.
Кадры из фильма «Ressources humaines», режиссеры Trinidad Plass, Titouan Tillier и Isaac Wenzek
«Und dänn...» / «And then...» швейцарской троицы студентов (Leo Graf, Tanja Nuijten, Raphael Stalder) из Люцернской киношколы снят с использованием частого в анимации сюжетного приема: малышам предложили сочинить историю и по ходу рассказа ее анимировали. Обычно в таких случаях дизайн делают на основе детских рисунков и это уже выглядит избито. Но студенты HSLU в своем крошечном фильме решили иллюстрировать детские фантазии про кита, полетевшего на воздушном шаре, реалистичным 3D - получилось неожиданно и смешно.
Трейлер фильма «Und dänn...» / «And then...», режиссеры Leo Graf, Tanja Nuijten, Raphael Stalder
«Funeral at Nine», снятый большой группой магистрантов, как принято во французской школе Gobelins (Mamadou Barry, Rodrigo Veras, Ziyu Wang, Junhao Xiang, Wang Yu, Linfeng Zhou) – история о трех братьях, каждый из которых, присутствуя на похоронах садовника, улетает в своем воображении в какой-то свой странный мир. Гоблен всегда практически сразу выкладывает свое кино в сеть, так что могу не рассказывать подробно сюжет, тем более что он довольно туманный. Но интересным мне показалось вот что. Вообще школа Гоблен большая, самая знаменитая во Франции (недаром именно ей Анси заказывает ежегодную серию тематических роликов), но в целом она больше ориентирована на индустрию, чем на арт. Ее выпускников хорошо берут на работу большие студии, но фильмы ее, крепкие сюжетные истории, казались раньше похожими один на другой, особенно своей однотипной 2D графикой. И вот буквально в самое последнее время в Гоблене явно что-то изменилось: истории стали неожиданнее и не так прямолинейны, а дизайн и анимация – прихотливее и выразительнее. В прошлом году главным международным студенческим хитом был гобленовский абсурдный и легкий фильм «До свиданья, Жером!», в этом году по тому же пути причудливой графики и фантазийной анимации идет фильм «Похороны в девять», хотя, пожалуй, сценарий у него слабее. И он так же явно отсылает к «Желтой подводной лодке».
Фильм «Funeral at Nine», режиссеры Mamadou Barry, Rodrigo Veras, Ziyu Wang, Junhao Xiang, Wang Yu, Linfeng Zhou
Кстати, когда я в первом фестивальном репортаже о тенденциях, связанных с телесностью и сексом, упоминала студенческий фильм, который по причине особой откровенности не размещают на открытых ресурсах, это тоже был фильм школы Гоблен «Vulvine Reine d'Extase» группы режиссеров Clémence Andre, Nawel Bahamou, Ming Chieh Chang, Théo Guyot, Mariia Yanko. Речь в нем идет о похотливой королеве, захотевшей секса со Смертью. Фильм мне не слишком нравится, у него подростковый запал и очень сладкая картинка, но сам факт, что киношкола позволяет снимать дипломникам, не ограничивая их свободу, фильм, находящийся на грани, а скорее и за гранью порно, мне очень симпатично. На своем канале, впрочем, Гоблен разместить это кино остерегся.
Кадр из фильма «Vulvine Reine d'Extase», режиссеры Clémence Andre, Nawel Bahamou, Ming Chieh Chang, Théo Guyot, Mariia Yanko.
Что касается оригинальных техник, которые студенты часто интересно изобретают, в программе было пара любопытных картин. «Saft» / «Juice» режиссерки Mona Keil из известной немецкой Filmakademie Baden-Württemberg – это стоп моушн, в котором создана удивительная и весьма отталкивающая мокро-слизистая среда, где живут непонятные создания, похожие на языки, с неровными телами, будто пронизанными кровеносными сосудами. Эти существа явно общаются друг с другом прикосновениями, обмазывают друг друга слизью и отмахиваются, а в какой-то момент начинают давить ползающих вокруг мелких тварей, похожих на мягких крабов. И когда мелких не остается, оказывается, что они были нужны для экосистемы, без них слизи нет и «языки» сохнут, трескаются и могут погибнуть.
Трейлер фильма «Saft» / «Juice», режиссерка Mona Keil
Ну и, пожалуй, с точки зрения приема забавно смотрелся «Chopping Wood Chips» режиссерок Rita Ataide Novais и Alize Sotelo Gutierrez, выпускниц London College of Communication, где изобразительный ход и техника явно определили сюжет. Встреча и ссора двух семейств вокруг стола из Икеи была сделана из плоских фанерных фигурок, вырезанных лазером и с выжженным рисунком, словно все участники были икейскими деталями для сборки.
Кадры из фильма «Chopping Wood Chips», режиссерки Rita Ataide Novais и Alize Sotelo Gutierrez,
Очень смешной фильм «A World in Chaos» живущего в Венгрии англичанина David Crisp, почему-то значится принадлежащим знаменитому будапештскому Moholy-Nagy University of Art and Design, хотя ясно, что учился Дэвид давно. Но это и неважно, в его фильме главное не столько кино, сколько серия отличных диалогов, которые ведут животные, птицы и даже планеты, пародируя этически неловкие ситуации в сегодняшних разговорах людей. Плутон, явившись перед другими планетами и вызывая общее замешательство, сообщает, что он больше не идентифицирует себя как планету, теперь он транс… нептуновый объект. Один слон допытывается у другого о его происхождении, намекая на Африку и это похоже на разговор с расистом. Лисы, стоя перед двором с гуляющими курами, обсуждают их и это напоминает разговор мужчин, провожающих женщин жадными взглядами. Бегемот говорит, что газели и гепарды слишком тощие и это звучит в духе классического бодишейминга. Крокодил раздраженно обсуждает с приятелем быка, пьющего воду из «их» реки в той же лексике, что местные жители, мечтающие закрыть страну для беженцев. Но во всех этих диалогах есть вторая сторона и эмоционально она в конце концов побеждает, так что «A World in Chaos» можно использовать на уроках этики.
Трейлер фильма «A World in Chaos», режиссер David Crisp
Фильм «Deniska umřela» / «Dede is Dead» юного студента чешской академии FAMU Philippe Kastner – бесхитростное и сентиментальное воспоминание о своей умершей таксе, - уже тронуло много сердец, его показывали на Берлинале, и сейчас он вошел в короткий список студенческого конкурса BAFTA, а в конкурсе Анимафеста он присутствует дважды, второй раз в детской программе. Мне в нем больше всего нравится финал, где душа собачки, длинная, как и положено таксе, сворачивается в завитушку и превращается в фотографию той самой любимой Дениски, свернувшейся в клубок.
Трейлер фильма «Deniska umřela» / «Dede is Dead», режиссер Philippe Kastner
Фильм «Roald» большой группы студентов из французской киношколы ESMA (Clara Bigache, Laurent Chavalle, Julie Chêne, Thibault Chopinet, Armand Gaucheron, Alexis Lheureux, Maxime Prone) отлично демонстрирует их владение цифровой техникой 3D в сюжете, показывающем мир глазами двух героев. Главный герой – веселый лягушонок - живет в своем розовом карамельном мире и готовится к дню рожденья. Привычный дизайн детских мультфильмов, где все кругленькое в духе бабл-гама – это взгляд Роальда. Но когда он открывает дверь, встречая единственную гостью – паникующую муху, - мы видим ее глазами страшный темный мир кошмаров, где из грязной двери выглядывает отвратительная и опасная жаба. Кстати, вполне возможно, что не муха, а именинник Роальд заблуждается, считая себя веселеньким лягушонком, а муха видит реальность.
Трейлер фильма «Roald», режиссеры Clara Bigache, Laurent Chavalle, Julie Chêne, Thibault Chopinet, Armand Gaucheron, Alexis Lheureux, Maxime Prone.
От одной из лучших французских киношкол La Poudrière в конкурсной программе было три фильма, два из них особенно милые и нарядные. «Suis mes pas / Follow my Steps» режиссера Nils Balleydier – этюд в синих тонах о семилетней девочке, тайно повторяющей за старшим братом движения тай-чи, когда он тренируется на заснеженном морском берегу. Брат прогоняет ее, но тут вслед за ними китайской гимнастикой начинает заниматься стая скворцов.
Кадры из фильма «Suis mes pas» / «Follow my Steps», режиссер Nils Balleydier
И «La Vita Nuova» режиссера Arthur Sevestre про юношу, от которого его любимый уплыл на лодке. Рыдая, парень встретил на улице мужчину, на которого тут же переключился его интерес, но незнакомец исчез в толпе. Ища его, герой встретил новую любовь и т.д.. Такая история романтического томления. Надо сказать, квир фильмов в этом году тоже больше прежнего и новость состоит в том, что они совсем перестали позиционироваться в программах, как нечто маргинальное, это просто кино. В Анси в этом году был блок квир-программ «Animation, Pride and Diversity» из фильмов прошлых лет и мне кажется, это хорошая возможность подвести черту под выделением этой темы в отдельный сюжет, во всяком случае там, где из нее не делают проблемы.
Кадр из фильма «La Vita Nuova», режиссер Arthur Sevestre
Маленький фильм «Under A Shooting Contrail» режиссерки Rika Nakayama, японки, заканчивающей магистратуру в американской California Institute of the Arts, был и в студенческой программе, и в детской. Нередкий сюжетный ход «кукла узнает, что она кукла, которую снимают в мультфильме» здесь повернут по-своему. Тут мы видим кукольного мальчика, вышедшего «в мир» и исследующего его, но при этом кронштейн, на котором кукла обычно крепится на съемках и которого мы никогда не видим, - все время при ней, обозначая то, что ей известно ее происхождение. Кукленок рассматривает небо, деревья, тени, попадает под дождь, видит закат и рассвет (заметно, что режиссерка сама восхищается жизнью природы), а потом возвращается в студию, принося в свою скучную декорацию с голыми деревьями цветок, сорванный на улице, и сажает его в планшет, как бы оживляя искусственное пространство.
Трейлер фильма «Under A Shooting Contrail», режиссерка Rika Nakayama
Еще из кукольных картин мне показалась забавной и узнаваемой израильская «The building at 9 Etzel St.» студентов Bar Vaknine, Tamar Sharvit, Matan Levi из Bezalel Academy of Arts & Design, с наблюдательностью показывающих жизнь жильцов дома, в котором происходит реконструкция без выселения. Мама с сыном, русская учительница музыки, старший по подъезду, мечтающий на выборах быть лидером дома, все они тонут в клубах пыли от разрушений и так или иначе сталкиваются с молчаливым строительным рабочим.
Кадры из фильма "The building at 9 Etzel St.", режиссеры Bar Vaknine, Tamar Sharvit, Matan Levi
Из того в студенческой программе, что можно считать анимадоком (это меня всегда интересует, так что фиксирую фильмы, даже если они не кажутся мне особенно яркими), упомяну две картины. «A Taste for Music» британского студента Jordan Antonowicz-Behnan из Royal College of Art - это рассказ о его тяжело больном отце, за которым парень ухаживает, вспоминая о любви папы к музыке и виниловым дискам. Коллекция этих дисков с папиными надписями становится фоном для грубоватой рисованной анимации.
Трейлер фильма «A Taste for Music», режиссер Jordan Antonowicz-Behnan
«Strana strana» / «Foreign Side» хорватской студентки Sara Tomas из Загребской Akademija likovnih umjetnosti – это короткая зарисовка про девушку, которая показывает иностранке Загреб и, глядя на город ее глазами, сама видит его по-другому. Здесь, мне кажется, интересно соединяются реальные фотографии и видео городской жизни с рисованной с помощью ротоскопа анимацией.
Кадры из фильма «Strana strana» / «Foreign Side», режиссерка Sara Tomas
А теперь расскажу о конкурсе «Фильмов для детей и молодежи». Как всегда, в детских программах международных фестивалей, тут много фильмов из России (правда, страна по решению Анимафеста, не указывается). В этот раз их четыре: трогательные «Пингвины» Аси Соколовой, фильм «Носки для звезды» Ольги Титовой, который победил, набор смешных коротеньких сюжетов о птичке и червяке «Кстати, о птичках» Аллы Вартанян и иронический «фильм-катастрофа» «Плевое дело» Екатерины Ганах. Три последних сняты на Союзмультфильме, который в программе значится как «SMF animation studio».

Всего в конкурсе было четыре сборника. Первый – для дошкольников (3-6 лет). Тут я бы назвала три фильма режиссерок, которых я знаю давно и всегда жду от них хорошего. «Tümpel» / «Pond» сняли Eva Rust и Lena von Döhren из Швейцарии, это милая история про рыбку, которая, прячась от злобных чаек, попала в маленькую запруду, познакомилась с теми, кто в ней живет и уже с ними вместе спасала друзей от врагов. Лена за последние 10 лет сняла несколько очень славных детских фильмов про маленькую птичку со стильным и лаконичным дизайном, начиная с «The little bird and the leaf» (2012) до «The little bird and the bees» (2020). Смешно, что в фильме «The little bird and the caterpillar» (2017), гусеница боролась с врагами, пукая на них. И этот боевой прием Лена сохранила в новом фильме: рыбка пукает на нападающих и это их отпугивает. Надо иметь в виду!
Трейлер фильма «Tümpel» / «Pond», режиссерки Eva Rust и Lena von Döhren
Julia Ocker, работающая на немецкой студии Film Bilder, знаменита своими остроумными трехминутными фильмами про животных в цикле «Animanimals», где вполне реальные проблемы становятся понятны малышам. Ее новый фильм «T-Rex» - про тиранозавра, у которого очень коротенькие ручки, отчего он плохо играет в баскетбол и на тренировках обезьяны над ним смеются.
Кадры из фильма «T-Rex», режиссерка Julia Ocker
Еще одна режиссерка из Германии, Sonja Rohleder, снимает очень эффектное кино, как правило на черном фоне, отчего все краски в нем кажутся светящимися. Она придумала новую ночную историю «Somni» - колыбельную для маленькой засыпающей обезьянки.
Трейлер фильма «Somni», режиссерка Sonja Rohleder
И последний фильм из малышовой программы, который меня заинтересовал – это «Konigiri-Kun parade» японской режиссерки и художницы Mari Miyazawa, которая уже 20 лет работает в направлении «фуд арт», делая «кьярабен» - знаменитые японские ланчбоксы бенто, в которых еда похожа на людей, животных и всяких медиа персонажей. В том же духе Мари сделала и свой стоп-моушн фильм, где в костюмированном параде на ланч-боксах участвуют персонажи, сделанные из рисовых шариков, а половинка перепелиного яйца жалуется, что у нее нет костюма.
Кадры из фильма «Konigiri-Kun parade», режиссерка Mari Miyazawa
Во втором сборнике, рассчитанном на младших школьников (7-10 лет), кроме «Принцессы Баклажан» Дины Великовской, которую я упоминала в первом блоге, стоит сказать еще о двух картинах. «Entre deux sœurs» \ «To Be Sisters» режиссерской пары Anne-Sophie Gousset и Clément Céard, снятая на одной из самых знаменитых французских студий Folimage – легко и мило нарисованная история дружбы двух маленьких сестер, где старшая постоянно весело катает младшую то на игрушечной машине, то на надувной уточке, то на садовой или магазинной тележке. И только к концу окончательно понимаешь, что у младшей сестры проблема с ногами, она не может ходить, но оказывается, что в радостном детстве может быть одна пара ног на двоих и это все равно счастье. Анн-Софи говорила, что делала фильм о себе и сестре.
Трейлер фильма «Entre deux sœurs» \ «To Be Sisters», режиссеры Anne-Sophie Gousset и Clément Céard
Еще один важный и особенно актуальный для нас фильм этой программы - «Va-t'en, Alfred !» / «Go Away, Alfred!», тоже французский в копродукции с Бельгией, режиссеров Arnaud Demuynck и Celia Tisseran. Мы только в первых кадрах видим, как утка Альфред в красной шапочке разрезает колючую проволоку над стеной и перелезает через нее. Больше не будет речи о том, откуда он и только в синопсисе можно прочесть, что Альфред убежал из своей страны из-за войны. А дальше мы видим, как бредет герой, волоча за собой свой стульчик, а все его гонят и захлопывают перед ним двери. И только аистиха Соня, сначала испугавшись незнакомца и на всякий случай погасив свет в доме, чтобы чужак подумал, что дома никого нет, не может спать, видя, что Альфред прикорнул на земле, и утром приносит ему кофе. И Альфред остается, чинит старый дом по соседству, мастерит для Сони высокий стульчик и пьет с ней кофе с бутербродами по утрам.
Кадры из фильма «Va-t'en, Alfred !» / «Go Away, Alfred!», режиссеры Arnaud Demuynck и Celia Tisseran
Третья программа предназначена подросткам (11-14 лет). Фильм «Harvey» режиссерки Janice Nadeau, снятый в копродукции канадской NFB и французской студии Фолимаж, берет нередкий сегодня сюжет о том, как ребенок переживает смерть близкого. Тут мальчик Харви лет восьми, чей любимый киногерой – человек, который может становиться совсем маленьким, - узнает, что внезапно от инфаркта умер его отец. Но не может в это поверить и представляет, что папа стал крошечным и убежал. В картине милый дизайн и забавно, что все герои в нем разговаривают голосом Харви, поскольку рассказ идет от его имени.
Трейлер фильма «Harvey», режиссерка Janice Nadeau
В этой программе есть еще один фильм про смерть - франко-бельгийский «Les biscuits de mamy» / «Granny's Cookies» режиссера Frits Standaert, где после похорон бабушки и размышлений, что значит, что она «попала на небо», мальчик находит ее вполне живую у себя под кроватью и они вместе пекут его любимые печенья, хотя никто, кроме внука ее не видит.
Кадры из фильма «Les biscuits de mamy» / «Granny's Cookies», режиссер Frits Standaert
В программе для самых старших (15+), на мой взгляд, интересного было немного. Мне больше всего понравился фильм иранской режиссерки Yegane Moghaddam «Our Uniform», посвященный школьной форме и тому, как она скрывала тело и девичьи мысли, когда школьница постепенно становилась взрослой девушкой (фильм этот, кстати, в Анси получил приз за лучший дебют). Егане очень обаятельно соединяет рисованную анимацию с предметной. Фоны в ее фильме – это скучная, застегнутая до горла коричневая форма с платком, а город, школьные классы, маленькие девочки, судачащие тетки – все нарисовано поверх. Нарисованный автобус едет между пуговиц, заезжая в карман, ткань изгибается и у нарисованных девочек появляются женские формы, в головах, застегнутых на пуговицы, молнии, сколотых булавками, все равно рождаются мечты о пляжах и купальниках, солнце и любви.
Кадры из фильма «Our Uniform», режиссерка Yegane Moghaddam
И еще очень милая зарисовка «Yellow Light» израильтянки Tal Kantor, которую мы знаем по проблемному авторскому кино, каким был прошлогодний хит «Письмо свинье». А теперь она рисует музыкальный двухминутный этюд, где дети играют в «замри», а девушка с собакой идет по навигатору в телефоне, останавливаясь на светофоре и тормозя там, где собачка хочет понюхать желтый лист. И окончательно замирают обе, когда входят в золотой осенний парк.
Кадры из фильма "Yellow Light", режиссерка Tal Kantor
Еще в программах для старших детей было несколько фильмов из очень мной любимого проекта «На выходе из школы»\ «El sortant de l'ecole», который уже давно снимают для французского телевидения. Из недавних выпускников французских анимационных школ выбирают по несколько человек для экранизации стихов известных поэтов. Фильмы этого года не показались мне особенно интересными, хоть я и отдаю должное их художникам. Ново, что нынешняя коллекция была посвящена не одному какому-то поэту, как раньше, а теме. Это был цикл «Свобода» на стихи Мориса Карема, Андре Шедид, Робера Десноса.
Кадры из фильмов проекта «El sortant de l'ecole»: "Liberté / Liberty", режиссер David Stora, " Le voyage délivré / The Journey Set Free", режиссер Martin Bonnin, "Air", режиссерка Juliette Laboria
На этом все о конкурсных программах. Очень хотелось бы рассказать про спецпрограммы, тем более что они были отличные (представьте себе: девять сборников научной фантастики по разным темам, пять сборников отборной польской анимации и т.д.), но увидеть все это в и без того плотном расписании было невозможно. Одно важно не забыть: в программе стоял показ фестиваля-спутника «Shcha7sec», который продюсирует Надя Свирская, международной реинкарнации нашего любимого фестиваля пятисекундных фильмов «Ща5сек», сопровождавшего и БФМ, и Суздальский фестиваль, и «Бессоницу». А теперь, изменив хронометраж (2 секунды добавились на титры), и название, он стал спутником больших зарубежных смотров. Но в своей кочевой жизни сохранил главные правила: отказ от отбора (участвовать может любой), а жюри – все зрители, то есть каждый может дать свой личный приз фильму, который больше всего понравился. Я выбрала два фильма (один из них, «Roommates», режиссерки Neda Ivanović, тут ) и приготовила призы – 2 бутылки местного пива, поскольку показ был в баре.
Тизер фестиваля «Shcha7sec», режиссер Саша Свирский
Для участников фестиваля такой неформальный показ был внове, но будем надеяться, что это только начало.
Фестиваль-спутник «Shcha7sec», его участники и зрители
На этом все. До следующего фестиваля!
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ