В жюри короткого метра входили Hugo Covarrubias, чилийский режиссер, чей недавний фестивальный хит «Bestia» получил множество наград, голландский режиссер Hisko Hulsing, израильская режиссерка Tal Kantor, чей фестивальный хит «Письмо свинье» продолжает мировое турне, Aneta Ozorek, куратор и художественный руководитель фестиваля анимации Kaboom и режиссер Vuk Jevremović – имена членов жюри важны, поскольку в Загребе они дают персональные награды.
Начну с главного: Гран при Анимафеста в этом году в Загребе получила Варя Яковлева за свой мощный «Ванлав». Варя сейчас живет во Франции, но фильм был снят еще в России, что, конечно, вызвало напряженную дискуссию в сети уже после окончания фестиваля. Дело в том, что в прошлом году, после начала войны, Анимафест объявил, что не будет отказываться от фильмов из России, но не станет в программе указывать у них страну производства и теперь это оказалось дополнительным триггером, поскольку у кого-то могло возникнуть ощущение, что жюри ввели в заблуждение. Я не буду включаться в это обсуждение, мне кажется, у нас нет тут права голоса, и пишу об этом только для того, чтобы зафиксировать ситуацию, к которой мы сможем вернуться, когда кончится война. В любом случае я очень благодарна коллегам с фестиваля за их тепло и поддержку Вари – мало кто так понимает ситуацию и имеет право говорить о ней, как те, кто прошел через балканскую войну.
А меж тем, у фильма Вари было на фестивале свое приключение: на конкурсном сеансе вдруг обнаружилось, что показывают какую-то безумную бракованную копию, где многих сцен нет, а другие повторяются многократно, но те, кто фильма не видел раньше, этого не поняли, поскольку отличный саундтрек Леши Просвирнина был в порядке и задавал ритм. Было ощущение, что это кино про дурной, бесконечно повторяющийся сон и у такой версии были свои поклонники. К счастью, организаторы фестиваля нашли возможность показать нормальную копию фильма в конце последней конкурсной программы. А у меня после этих двух просмотров возникло много новых соображений про «Ванлав», и в частности, мне вдруг стала видна его многозначность, как это было и с Вариной «Анной. Кошки-мышки», вокруг которой все время клубились споры. В «Ванлав», мне кажется, почти нет зазора между реальным и воображаемым, мы во многих ситуациях не понимаем, что происходит реально, а что видится испуганной героине. Как и в финале, где она, изнасилованная «гостями», превращается в бешеную пантеру и рвет всех на куски, а потом падает без сил. Что это было? Действительно ли все мертвы и значит теперь полиция, вызванная соседкой, уведет героев в тюрьму из разгромленной квартиры? Да живы ли сами герои, или то, как они, прижавшись друг к другу, взлетают под торжественную музыку над грудой тел - это уход за пределы земной жизни? А может быть такое превращение жертвы в убийцу – реванш, о котором она только мечтает, как, мне кажется, было в «Анне»? В общем, как и всякое хорошее кино, «Ванлав» стоит пересматривать, находя в нем каждый раз новое. А тема постоянной угрозы, разлитой в воздухе российской жизни – на улице, в доме, в собственной квартире, - как и разговор про насилие, рождающее насилие, оказались весьма актуальны.