Ну а теперь перехожу к собственно фестивалю. Традиционно начинаю рассказ с победителей. Напоминаю, что на Анимафесте в профессиональной категории есть три приза жюри и пять специальных упоминаний, каждое из которых авторское - оно дается одним из членов жюри.
Гран При фестиваля получил португальский фильм «
Garbage Man (O homem do lixo)» очаровавшей всех красавицы Laura Gonçalves, которая вышла на сеанс Q&A после показа и начала танцевать. Лаура, начиная со своего первого фильма работает с документальной анимацией, рассказывая о своей семье и людях из мест, где она родилась. Ее первый фильм, магистерский диплом
«Три недели в декабре» был посвящен дедушке и построен на зарисовках и записях звука, которые она делала, приехав домой на Рождество. Здесь есть много наблюдений за стариками, что сегодня нас отсылает к прошлогоднему швейцарскому фильму «Кора» о доме престарелых и много того, что предвещает семейные сюжеты в ее новом «Мусорщике». Второй фильм, тоже анимадок
«Капля за каплей» , был построен на интервью со стариками, не желающими уезжать из пустеющих португальских деревень, держащихся за свои дома. Новый фильм построен на документальной записи застольных разговоров большой португальской семьи Лауры, всеобщих веселых рассказов о покойном дяде Мануэле и вместе с тем о Португалии последней трети ХХ века. Неунывающий дядя демобилизовался с колониальных войн в Африке, принеся с собой как трофей только чемодан ананасов. Он вернулся в нищую, разрушенную страну, измученную диктатурой, в дом, где не было ни воды, ни тепла, и скоро, как и многие португальцы, нелегально эмигрировал во Францию, где стал мусорщиком. То, как старики за семейным столом рассказывают о потрясении португальцев зажиточной жизнью французов, очень похоже на рассказы наших первых выезжантов: у французов были ванны и свет, машины и много еды, они выкидывали то, о чем в Португалии не могли и мечтать. В мусоровозе у дяди был отдельный контейнер, куда он складывал то, что считал ценным, у него были золотые руки, местные его уже знали, и тетки отдавали ему, например, сломанные стиральные машины, которые он чинил и все это отправлял семье на родину. Родные вспоминают, что его приезды были праздником, машина дяди Мануэля была полна драгоценностей, он оделял всех, мальчишкам, получившим от него велосипеды, которых не было ни у кого в округе, завидовали до дрожи. Тридцать лет прожил дядя в эмиграции, а потом вернулся и снова рассказы родни полны воспоминаний о его шутках, его игре на музыкальных инструментах и том, как он пел и помогал всем, а каждый день, проведенный с ним, был приключением. Ясно, что этот человек цементировал семью и сегодня ее дружный застольный круг из людей разных возрастов, многие из которых не помнят его, существует благодаря дяде, в реальную фотографию которого превращается в конце фильма картинка на стене, на которой бывалый солдат стоит с обезьянкой на плече. И обаяние этого человека в перебивающих друг друга застольных восторженных байках, Лауре удалось передать фильму, живописному, как и его герой.
Вполне предсказуемо эта картина получила и приз публики. Как сказано в фестивальном стейтменте по этому поводу: Гран при совпал с призом публики в пятый раз за 50 лет существования Анимафеста, и это можно считать доказательством компетентности и требовательности публики (а какой она еще может быть, если почти вся состоит из профессионалов анимации?).