Главной гостьей и героиней фестиваля в этом году была американская экспериментаторка Gina Kamentsky, ей посвятили ретроспективу, в конкурсной программе было 4 сборника профессиональных фильмов и 2 студенческих, а кроме них еще несколько внеконкурсных спецпрограмм, так или иначе касавшихся женских тем и проблем, сексуальности, дискриминации, репрессиям, антикапиталистической борьбе и др., но, к сожалению, мне удалось посмотреть не все.
Как всегда, начну с рассказа о лауреатах. Самый большой приз фестиваля имени австрийской художницы Марии Лассниг, умершей 11 лет назад, «MariaLassnig Golden Film Reel», включающий 10 тысяч евро, которые дает фонд Лассниг, получила молодая эстонская звезда кукольной анимации Anu-Laura Tuttelberg за эстонско-литовский фильм
«On Weary Wings Go By» \ «Linnud läinud», его премьера была в Локарно в прошлом году. Этот фильм – второй в задуманной Аной-Лаурой трилогии о временах года, где она снимает фарфоровых кукол в реальной природе, что всегда дает удивительный эффект из-за того, что природу, ее движение и свет, невозможно контролировать, а значит в съемках много спонтанного. Первый фильм трилогии, «
Winter In The Rainforest» был о лете и снят в джунглях Мексики и Перу. В нем родившаяся из кокона фарфоровая девочка напоминала Дюймовочку, и в целом фарфоровый мир был тот же, что теперь возник в фильме о зиме – цветы, животные, насекомые, птицы, блестящие и твердые, странно выглядящие среди тропической природы. Но, конечно, хрупкий белый фарфор иначе смотрится на берегу замерзающего северного моря (Ану-Лаура снимала в Эстонии и Норвегии). Как пишут, название «Улетают на усталых крыльях», по-эстонски «Linnud läinud…» - это начало эстонской пословицы о птицах, улетающих перед приходом зимы. Аисты, в полете делающие балетный жест, в котором крылья складываются в ореол вокруг их голов - поэтический рефрен фильма. Героиня – та же маленькая девочка в короткой юбочке, что родилась из кокона, теперь она мерзнет под снегом и видит, как трескаются и рассыпаются от холода фарфоровые животные, никнут нежные цветы с розовыми лепестками. Эта девочка по-прежнему напоминает о Дюймовочке, об этом вспоминаешь, когда видишь, как она пытается уснуть, укрывшись крылом умершей ласточки и снег сугробом засыпает их. Вообще Ану-Лаура любит непрямые отсылки к сказкам, так в ее фильме «
On the Other Side of the Woods» был намек на «Красную шапочку», но это только один из слоев ее фильма. Кино о приходе зимы всегда несет с собой тему смерти, мимолетности и хрупкости жизни, но мрачности нет, потому что за зимой будет весна, о которой Ану-Лаура будет снимать последний фильм трилогии, и птицы вернутся.