Прекрасная польская режиссерка Marta Pajek показала заключительную часть своей трилогии о невозможных фигурах, которая получила номер 1: «IMPOSSIBLE FIGURES AND OTHER STORIES I». Фильм этот я видела раньше, но сейчас он зазвучал как-то особенно актуально. Он начинается с чего-то, похожего на взрыв, но кажется скорее это взрыв времени и хаоса воспоминаний, камера несется вместе с нами через каких-то людей, предметы, места, пока не влетает в пустой город, где сидит старуха, спрашивая: где все, почему нет людей? Прошлое возникает в ее воспоминаниях: молодые, спортивные мужчины и женщины строятся в пирамиды, хватая и толкая друг друга, все очень энергично и телесно. У Марты выразительная графика – искривленные старостью ступни, узловатые пальцы, морщинистое немощное тело старухи противопоставлено крепким ногам и рукам молодых людей. Но сейчас героиня их не видит, вокруг только манекены в пустых витринах, как будто опустошенного войной города. Когда я смотрела этот фильм раньше, мне казалось, что речь в нем идет о старости и смерти, о времени, когда человек уходит в свой мир и его накрывает одиночество. Но сейчас кино смотрится совсем иначе, прямо и жестко, уже не как метафора. В финале фильма старуха погружается в воду, как в забытье, на поверхности еще какое-то время остается ее лицо, из воды она хрипло поет антивоенную песню Пита Сигера "Where have all the Flowers gone?", но по-немецки, как пела Марлен Дитрих. И невозможно слышать слова этой песни, не думая о войне: «Young girls\ They've taken husbands every one.\Young men\ They're all in uniform.\ Soldiers \ They've gone to graveyards every one».