Анимационный топ 2024


40 лучших анимационных фильмов года:
10 короткометражных + 5 анимадоков
+ 7 экспериментальных + 5 студенческих
+ 10 детских + 3 полнометражных.
Кадр из фильма «Luna Rossa», режиссеры Priit Parn & Olga Parn
Кажется, у меня ни разу не было такого длинного списка лучшей авторской анимации года. Это значит, что год для анимации был сильный, а еще то, что для меня это кино было важным: смотреть его, думать и спорить о нем, писать о нем, — все это помогало мне в 2024-м году оставаться собой.

Свой список я составляю главным образом из фильмов, увиденных на фестивалях. Первым фестивалем года для меня был в феврале брюссельский Anima с отличной программой, многие из его лучших фильмов остались в моих фаворитах до конца года. А закончился для меня фестивальный марафон в ноябре с БФМ, собравшем много хитов. Но всегда есть фильмы-открытия, на короткое время выложенные в сеть или те, что прислали талантливые друзья режиссеры, такие в моем топе этого года тоже есть.

Грустно, но предсказуемо, что в этом году в списке российских фильмов почти нет, даже среди детских, где они обычно бывали.

В прошлом году я составляла специальный список лучших анимационно-документальных лент, в этом году я этого делать не буду, но теперь решила включить в своей топ отдельную категорию – анимадок. Итак, получилось шесть категорий: 1. Авторская короткометражная анимация, 2. Анимадок, 3. Экспериментальная анимация, 4. Студенческая анимация, 5. Анимация для детей, 6. Полнометражные фильмы.

Ну и последний традиционный комментарий к списку: ранжиров нет, порядок фильмов произвольный и не обозначает предпочтения, каждый фильм хорош по-своему.

АВТОРСКАЯ КОРОТКОМЕТРАЖНАЯ АНИМАЦИЯ

1. «Wander to Wonder», режиссерка Nina Gantz
Нина Ганц, которую мы помним по грустно-ироническому «Эдмонду» снова делает печальное кукольное кино. Ее герои – маленькие человечки: Мэри, Биллибад и Фамблтон, в 80-х годах прошлого века они в костюмах кукол снимаются в познавательной передаче для малышей «Wander to Wonder» с немолодым ведущим Дядей Гилли. Стилистика телевидения 80-х, медленный темп, трескучие видеокассеты с полосами по экрану, блеклые цвета, все ностальгически и с любовью воссоздано Ниной. Фильм начинается после того, как ведущий внезапно умирает и мы видим, что герои пытаются продолжать свою прежнюю жизнь – снимать детские передачи, хоть по студии уже летают жирные трупные мухи. Но сами эти съемки без их создателя идут вразнос, герои ссорятся, впадают в отчаянье, устраивают пожар и не понимают, как жить дальше. Ситуация трагическая: сходящим с ума от голода и запертости маленьким людям кажется, что видеокамера – это окно в мир, и, если покричать туда, их услышат те самые дети, которые присылали им когда-то мешки писем, и, наверное, пришлют еды и спасут. Это кино про людей, но вместе с тем сегодня для нас оно говорит о фальшивом, выдуманном мире телевидения, который, обрушившись, погребает нас под собой. О том, что «внешний», настоящий мир, которого мы боимся, действительно опасен, но вариантов нет, надо в него выходить, чтобы не умереть под развалинами сказки, в которой мы чувствовали иллюзию уюта и безопасности.
Этот фильм нам не удалось получить в программу БФМ и для меня это одна из самых обидных потерь.
Трейлер фильма «Wander to Wonder», режиссерка Nina Gantz
2. «Beautiful Men», режиссер Nicolas Keppens
 «Красавцы» сняты в большой международной копродукции Франции, Бельгии и Нидерландов. Это второй активно идущий по фестивалям фильм Николаса, но, по-моему, с ним Кеппенс как режиссер взлетел вверх, как ракета. На этот раз он снял кукольное кино, подробное, почти реалистическое (что редкость для режиссера, раньше выбиравшего рисованную технику) о трех братьях средних лет, приехавших в Стамбул для пересадки волос, поскольку стали лысеть. Три характера – один очень неуверенный в себе, тревожный и робкий, другой пытающийся выглядеть мачо, но тоже не вполне уверенный в себе, и третий, старающийся быть добрым, примиряющим всех, но, в сущности, тоже с комплексами, – все они хотят быть красивыми и счастливыми, надеясь, что волосы им в этом помогут. Их жизнь в стамбульском отеле полна неловких ситуаций, в которые герои, тушуясь, злясь, стыдясь попадают буквально каждую минуту в номере, в туалете, в бане. Ситуаций очень смешных и при этом вызывающих острую жалость к не юным, но таким ранимым и закомплексованным мужчинам. К их приезду на Стамбул падает густой туман, в котором не видно ни зги, туман превращается в дым пожара, заполняющий гостиничные коридоры, в тумане находятся герои, кажется, не понимающие о своей жизни ничего. И когда в финале фильма мы видим их нелепо лохматыми после операции, кажется они не чувствуют себя лучше.
Трейлер фильма «Beautiful Men», режиссер Nicolas Keppens
3. «Peeping Mom / Le Sexe de ma mère», режиссер Francis Canitrot
Французкий режиссер Фрэнсис Канитро соединяет кукол и компьютерную 2D и 3D анимацию в рассказе о об одиноком, застенчивом и грузном пятидесятилетнем Эли, живущем с пожилой мамой - энергичной, капризной и требовательной. А главное – живущей воспоминаниями о лихой молодости, полной мужчин, секса и приключений и постоянно своим поведением вгоняющей сына в краску. Она одновременно хочет, чтобы сын был таким же лихим в сексе, как она, с другой – не отпускает его от себя, и он тихо старится в мечтах о хорошенькой соседке, не решаясь с ней познакомиться. Мама умирает, но Эли не может почувствовать освобождение, ему кажется, что она продолжает душить его. Кино проницательное и вместе с тем смешное, к тому же оно очень изобретательно сделано, лихо играя с техниками, но сохраняя цельную картинку. Причем, для Фрэнсиса это дебют, раньше он много работал на больших и знаменитых проектах, занимаясь визуальными эффектами.
Трейлер фильма «Peeping Mom / Le Sexe de ma mère», режиссер Francis Canitrot
4. «Next?», режиссерка Christel Guibert
Милый французский фильм «Следующий?» рассказывает неожиданную историю любви, герои которой – антропоморфные животные, муравьед и землеройка, робкие и тревожные существа. Оба они одиноки и оба отправляются на спид-дейтинг, который окончательно уничтожает у пугливых героев решимость изменить свою жизнь, но, к счастью, есть возможность встретиться без спешки после этого страшного мероприятия. В фильме славный дизайн, а его главное обаяние - в точно схваченном поведении робких персонажей, в их трепете, пластике, превращающейся в балет застенчивости и надежды.
Трейлер фильма «Next?», режиссерка Christel Guibert
5. «La perra», режиссерка Carla Melo Gampert
Франко-колумбийская «Самка» (а скорее «Сука») - фильм еще прошлого года, один из «женских» хитов 2023-го, в котором проявилась целая плеяда мощных режиссерок со своим кино, утверждающим женскую силу и женские права. Акварельная графика и изумительная, эмоционально точная анимация рассказывают историю о матери и дочери, двух самках с жадным телом, которые в фильме выглядят как обнаженные женщины с головами птиц. Сначала малышка цепляется за маму, которой она не нужна: мать молода, ей хочется развлечений, секса, она оставляет дочери собаку-няню и сбегает. Дочь растет, протестует, в ожидании загульной матери устраивает в доме разгром, после ссоры и наказания сбегает из дома, и вот уже она сама – молодая женщина с горячим телом. Забыты и постаревшая, оставшаяся в одиночестве мать, и преданная старая собака. Фильм очень чувственный, но не только в том, как показывается ненасытное вожделение, но и вообще в том, как проявляется привязанность через телесный контакт, как крошка цепляется, не отпускает мамину ногу, которая хочет ее стряхнуть, как как в тоске и обиде обнимает собаку, как, вернувшись взрослой, приникает к матери, прощая ее.
Трейлер фильма «La perra», режиссерка Carla Melo Gampert
6. «Luna Rossa», режиссеры Priit Parn & Olga Parn
Премьера фильма Прийта и Ольги Пярн была ближе к концу года, так что его не многие видели, между тем мне кажется, что это один из самых крутых фильмов года, как всегда у Пярна, хитрый и обманывающий ожидания. «Luna Rossa» прикидывается шпионским боевиком в ретро духе, у фильма написано в предуведомлении: «Вы вряд ли поверите, но этот фильм о любви», а в реальности ни то, ни другое не правда, а если и правда, то это не имеет значения. Мы так и не узнаем, кто этот человек в шляпе и с пистолетом, следящий через шпионские камеры за тем, что происходит в доме сексуальной блондинки с тайной химической лабораторией на кухне. Мы не узнаем, кто эти молодые мужчина и женщина и зачем они взрывают себя прямо в воздухе вместе с самолетом, получив компоненты взрывчатки от блондинки. Мы не знаем зачем все это, но, положа руку на сердце: разве мы знаем, зачем это в той реальности, где мы живем, и на которую события в фильме Пярнов так пророчески похожи? И все же нет, дело не в этом, хотя режиссеры так же иронически видят сегодняшнюю жизнь, как жанровое кино, клише которого они активно используют. Главное для меня в том, что этот фильм, наполненный сексуальной энергией  - балет с эффектнейшей хореографией, внебытовой пластикой, гарцующими походками, замираниями и полетами. И этот балет происходит на фоне коллажа из старых фотографий, похожих на театральный задник. Меня всегда поражало, что Прийт с Олей каждый раз пробуют в кино что-то новое, как, например, сыпучую технику и «сухую иглу» в «Пилотах…». А в этот раз они работают с актерами в технологии motion capture и для них Прийт сам становится хореографом. Не удивлюсь, если в скором времени на основе этого фильма мы увидим спектакль современного танца
Трейлер фильма «Luna Rossa», режиссеры Priit Parn & Olga Parn
7. «La Voix des Sirènes», режиссер Gianluigi Toccafondo
Итальянский художник Джанлуиджи Токкафондо после большого перерыва в съемках авторской анимации сочинил сказку про русалку, родившую двух дочерей и погибшую, превратившись перед смертью в звезду. И про страшноватые приключения разлученных девочек-рыбок, одна из которых выпросталась из раковины и побежала ножками, а другая, певунья, была поймана в сеть безголовыми чудищами. Токкафондо знаменит своей эффектной анимационной техникой, которую он придумал давно и прославился ею еще в 90-х годах. Он берет существующие изображения – фотографии, кадры из фильмов, - искажает их и раскрашивает, внедряя странных героев в свою густую живописную анимацию. Самое поразительное в этих фильмах – именно его мрачная живописная манера, как будто размазывающая, искривляющая все изображения, которые он включает в кадр.
Трейлер фильма «La Voix des Sirènes», режиссер Gianluigi Toccafondo
8. «Drijf», режиссер Levi Stoops
Знаю, что не все со мной согласны, но я считаю, что в анимационном кино может быть любой подход: кино может строиться прежде всего на мощном изображении, а может на сюжете или на диалоге, на способе движения, на музыкальном ходе или на каком-то интеллектуальном эксперименте – все годится, если работает. В бельгийском фильме «Плаванье» первым номером идут диалоги, отражающие эмоциональные качели, на которых находятся герои. Мы встречаем пару, вдвоем голышом путешествующую на бревне среди бескрайней воды. Собственно сюжет составляют препирательства этих архетипических Евы и Адама – узнаваемые дрязги партнеров, активной женщины и согласного на все, лишь бы не было скандалов, мужчины, парадоксально выглядящие посреди моря, а не в квартире. Оказывается, они поплыли, чтобы увидеть дельфинов, надеясь прекрасным зрелищем укрепить свои отношения, но дельфинов нигде нет и вот они заблудились. В пути Джереми и Аврора встречаются со вполне эпическими препятствиями: жара, голод, буря, гигантская акула, раны, даже отрезанная нога и прочие катастрофы, достойные античного сюжета, но отношения и разговоры остаются такими же сниженными, как дома на диване и этот парадокс вместе с простой и выразительной анимацией составляют юмор и обаяние картины. Добравшись в конце концов до берега, изувеченные герои видят, наконец, дельфинов, но скандалы продолжаются.
Трейлер фильма «Drijf», режиссер Levi Stoops
9. «Crush», режиссеры Jakub Socha и Michal Socha
Восхитительный польский фильм – ироническая стилизация, остросюжетное кино о супер воре, столкнувшемся, воруя бриллиант, с красоткой-воровкой не хуже него, настоящей femme fatale. Коллажный фильм выглядит невероятно элегантно, он изобретательный, с отличным ритмом, прямо хочется его пересматривать.
Трейлер фильма «Crush», режиссеры Jakub Socha и Michal Socha
10 (11). «The Waves» и «Circle», режиссерка Joung Yumi.
Два фильма южнокорейской режиссерки Юми Чжон я помещаю в свой топ под одним номером, поскольку они появились на фестивалях одновременно и выглядят как двухчастный проект с единым дизайном и подходом. И то, и другое – короткое символистское кино, такое же загадочное и многозначное, как ее давние «Love Games», где любовные игры уподоблялись детским, и «House of Existence» с постепенно разрушающимся домом. Новые картины также полны отсылок и ассоциаций, обе строятся циклично и похожи на ребус, который хочется разгадывать. В «Волнах», которые кажутся фильмом о смерти, мы видим берег с накатывающимися волнами и постепенно приходящих сюда персонажей. А еще на берег постоянно выходит немолодая женщина, вынося то кошку, то собаку, то тяжело волоча тело человека, кладет их одного за другим в подплывающую лодку с перевозчиком в надвинутой на глаза шляпе, и лодка уплывает. В конце концов в эту лодку Харона пожилая женщина садится сама, люди расходятся, а берег пустеет.

В «Круге», который можно интерпретировать как фильм про условность любых ограничений, такие же, как в «Волнах» усредненные типовые герои, будто взятые из безымянного руководства по поведению в экстремальных ситуациях, и у них тот же характер движения, немного стреноженный. Тут сюжет начинается с того, что девочка палочкой рисует на земле круг и уходит. А потом все, кто появляется в кадре – мужчина с портфелем и газетой, женщина с чемоданом, юноша с саженцем, школьница с ранцем, молодожены, старушка с собачкой и другие входят в этот круг и пытаются в маленьком пространстве дисциплинированно и необъяснимо уместиться, будто магическая линия запрещает переступать через нее. До тех пор, пока не приходит снова девочка и не стирает нарисованную линию подошвой. Тогда все спокойно расходятся.
Трейлер фильма «The Waves» режиссерка Joung Yumi
Трейлер фильма «Circle», режиссерка Joung Yumi
АНИМАДОК

1. «Percebes», режиссерки Laura Gonçalves и Alexandra Ramires
Новый анимадок Лауры и Александры, получивший в этом году Гран При Анси, по-прежнему восхищает умением через маленькую деталь и частные истории увидеть жизнь страны и людей. «Персебес» (кажется, по-португальски произносится «персебеш») - это название очень дорогих моллюсков, которые по-русски называются «морские уточки» и даже «морские трюфели». В фильме нам показывают путь, который они проходят от того, как моллюсков, крепящихся целыми колониями к скалам, будто цветочные клумбы, собирают вручную, до того, как деликатес оказывается на тарелках у туристов – все через рассказы людей. Это происходит на курортном юге Португалии, в Алгарве, регионе, полном рыбацких деревушек и пляжей. Фильм по сравнению с предыдущими, почти монохромными анимадоками Лауры и Александры выглядит ярко, живописно, как сама эта залитая солнцем земля, он нарисован акварелью и водная краска отсылает к воде, к морю, о котором речь. А по рассказам мужчин, собирающих моллюсков, веселой торговки с цветами на голове, поварихи, официанта, мы понимаем, что все герои привязаны к этому месту, к морю, которое их кормит, также, как морские уточки, растущие под водой на здешних утесах.
Трейлер фильма «Percebes», режиссерки Laura Gonçalves и Alexandra Ramires
2. «Папины письма» \ «Father’s Letters», режиссер Алексей Евстигнеев.
Главный триумфатор БФМ этого года, фильм, собравший все главные призы фестиваля, строится на письмах 30-х годов репрессированного профессора-метеоролога Алексея Вангенгейма из лагеря в Соловках маленькой дочке Эле в Москву. Вангенгейм, расстрелянный в 1937-м, пишет ей ласково-шутливые письма о природе северного края и образ одуванчика с разлетающимися от ветра пушинками, становится главной метафорой фильма. Головки одуванчиков, вложенные в письма, одуванчики, гигантские, как деревья, которые валят заключенные, желтые цветы, из которых репрессированный ученый высаживает на лагерной клумбе портрет вождя и пушинки одуванчика, которые летят над ликующей первомайской Москвой мимо выглядывающей из окна дочки, когда Вангенгейма уже нет. Реальная история просвечивает сквозь письма, в которых папа, стараясь не испугать девочку, называет заключение экспедицией. Авторы нашли выразительную технику – мятую бумажную перекладку, раскрашенную масляной пастелью, в ней есть живописность и немного объема, а главное – ощущение ручной работы, которое так подходит к написанным от руки письмам с приклеенными цветочками.
Трейлер фильма «Папины письма», режиссер Алексей Евстигнеев.
3. «Samochód, który wrócił z morza» / «The Car That Came Back from the Sea», режиссерка Jadwiga Kowalska
Я ставлю этот фильм в категорию «анимадок» несмотря на то, что в его финале после титров есть текст: «история полностью выдумана, хотя в основном эти события действительно происходили, только иначе». Все мы понимаем, что любой анимадок – это выдуманная история, даже если в ее основе интервью и реальные события, они изменены взглядом автора и происходили на самом деле иначе, а как именно, есть множество версий у разных участников. Швейцарская режиссерка с польскими корнями Ядвига Ковальска родилась в 82-м году, уже в Швейцарии, ясно, что эта история идет от ее родителей и их ровесников, и в начальных титрах фильма написано, что он вдохновлен интервью с разными людьми, а значит Ядвига в любом случае имеет дело с интерпретациями. Думаю, для всех, кто жил тогда в Восточной Европе и СССР, фильм выглядит очень узнаваемо: нищета, когда в забегаловке невозможно купить ничего, кроме чая, а водка продается, полное отсутствие перспектив для молодых людей, которые поголовно хотят уехать из страны, государственное насилие и так далее, но при этом все равно на экране правит юность – беспечность, любовь, бесстрашие. «Машина, которая вернулась с моря» - обаятельный фильм о юности веселой и нищей компании из шести польских пацанов, поехавших на раздолбанной машине на балтийское побережье в 1981-м году. Это было время, когда изменилась страна и они были вынуждены повзрослеть: вернувшись домой, гуляки застали танки и демонстрации, аресты и смерти. Потом, как мы знаем, был запрет «Солидарности» и военное положение. Историю рассказывает ее выросший главный герой, Лешек, в его словах есть и ностальгия по юности, и сегодняшняя трезвость («мы ничего тогда не понимали»). И вот эту легкость и веселье, несмотря на жесткость событий, мы видим через ироничную графику фильма и прекрасное озвучание, такое естественное, как будто это документальный звук (не устаю восхищаться польскими актерами).
Трейлер фильма «Samochód, który wrócił z morza» / «The Car That Came Back from the Sea», режиссерка Jadwiga Kowalska
4. «Papillon» / «Butterfly», режиссерка Florence Miailhe
Фильм классика Флоранс Мьель, нарисованный в ее знаменитой манере – сочной ожившей живописи, где заметно движение каждого мазка, - посвящен знаменитому пловцу Альфреду Накашу, алжирскому еврею. Кино очень просто построено как последовательная череда его воспоминаний во время последнего заплыва и вот это волнообразное движение пловца баттерфляем вверх-вниз становится главным пластическим ходом фильма. Седой человек, плывя, вспоминает все, что для него связано с водой от того, как мама купала его в тазу до знакомства с женой-пловчихой и рождения дочери. Он был чемпионом мира, но в нацистские времена как еврея его сняли с соревнований во время Олимпиады, потом разлучили с женой и дочерью и всех отправили в лагеря смерти. Семья погибла в Освенциме, он тоже прошел через Освенцим и Бухенвальд, но выжил и вернулся к соревнованиям. Его смерть во время последней тренировки Флоранс рисует как встречу в воде с погибшими женой и дочерью, и превращение всей семьи в морскую пену. В послесловии к фильму Флоранс упоминает семью знаменитого пловца, его брата, который учил ее плавать и своего отца, который знал Накаша по участию во французском Сопротивлении. И становится понятно, что судьба Накаша - часть ее семейной истории. Фильм уже в сети целиком.
Фильм «Papillon» / «Butterfly», режиссерка Florence Miailhe
5. «Boat People», режиссеры Thao Lam & Kjell Boersma
Фильм основан на воспоминаниях канадской художницы Тао Лам, которую в детстве увезли из Вьетнама родители-беженцы, и показывает историю побега семьи. Но рассказ при этом ведет не о людях, а о муравьях, которые считаются одними из самых живучих существ на земле потому, что спасают не каждый себя, а все вместе – свою колонию, свой муравейник. И старшие, не думая, жертвуют жизнью для того, чтобы молодые могли спастись. Почти до самого конца фильма Тао использует «муравьиную» метафору, и она точно ложится на историю о том, как она, трехлетняя, с беременной мамой и папой уплывали на лодке, а бабушка осталась, прикрывая их. И папа, уже будучи в безопасности, очень долго не мог оправиться от депрессии, виня себя в потере матери, этим тоже люди отличаются от спасенных муравьев, живущих дальше, не оглядываясь назад на потери. Тао Лам сняла фильм по собственной книжке, которую написала и проиллюстрировала в коллажной манере, так же выглядит и фильм, сделанный в технике перекладки с ощущением бумажного коллажа, и прокомментированный самой Тао, суховато, как будто опасаясь пошлой эмоциональности. Келл был ее сорежиссером и аниматором. Фильм этот уже целиком в сети.
Фильм «Boat People», режиссеры Thao Lam & Kjell Boersma
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АНИМАЦИЯ


1. «Freeride in C» режиссер Edmunds Jansons
Фильм Эдмунда Янсонса на самую знаменитую композицию Терри Райли «in C» - это игра, в которой есть только исходное событие: лыжники прибывают в горы кататься. А дальше режиссер начинает играть с фигурами условных лыжников в шлемах, с цветом: их красными и голубыми геометрическими формами и черными лыжными палками, с горами, вершины которых обозначены именами великих анимационных экспериментаторов (годы рожденья, выглядят, как высота пика), с путаницей волнистых лыжных следов, а главное – с самой музыкой Терри Райли. Эта музыка с одной стороны построена на минималистских циклах и повторах и, значит, так же ведут себя лыжники, а с другой – на постоянном изменении, уплотнении и разрежении, ослаблении и усилении, движении ритма, который как бы заставляет все вокруг двигаться в унисон. Это же происходит и с анимацией: фигуры наезжают друг на друга, сгущаясь в плотное пятно, и рассыпаются по горе, почти исчезая, цвета наливаются, а потом светлеют до прозрачности, и мы видим только абстрактный танец лыжных палочек, похожих на нотные знаки. Эдмунд снял кино, само похожее на музыку, и в этом столько веселости и полной юмора фантазии, что хочется, чтобы оно длилось еще, тем более что сама композиция Райли по его замыслу может длиться почти сколько угодно.
Трейлер фильма «Freeride in C», режиссер Edmunds Jansons
2.«Ода парфюму», режиссер Максим Литвинов
Этот фильм получил награду на БФМ именно за экспериментальность. Кино, пытающееся через звук и анимацию показать, что такое запах, действительно сделано парадоксально и остроумно, причем Макс сам и аниматор, и композитор, так что впечатление получается вполне цельное. Запах в фильме вытекает, выползает и вылетает из сосудов разной формы, он расцветает гирляндами, бутонами, салютами и щупальцами, клубится паутиной и даже клацает крокодильими зубами. Собственно, из этих аллегорий запаха, заполняющих экран под звон, бульканье, свист и прочие удивительные звуки, а также из голов нюхающих людей фильм и состоит. Макс рассказывал, что первоначальный импульс ему дали многочисленные фрагменты с анимацией цветов, которые у него остались после других проектов. В результате из этих пульсирующих и пышно распускающихся цветов получился почти абстрактный и завораживающий фильм-аллегория.
Фрагмент из фильма «Ода парфюму», режиссер Максим Литвинов
3.«Issues With My Other Half», режиссерка Anna Vasof
Я очень люблю фильмы австрийской режиссерки и современной художницы Анны Васоф, она всегда придумывает невероятно остроумные и изобретательные штуки, которые даже если выглядят как шутки, позволяют размышлять не только на шуточные темы. Ее фильм «Проблемы с моей второй половиной», в частности, предлагает множество возможностей разделить человеческое тело на части, так, чтобы оно продолжало действовать, как ни в чем ни бывало. Как объясняет Анна, в этих 23х коротких сценах «глубинные страхи визуализируются как сюрреалистические кошмары». Фильм в сети целиком.
Фильм «Issues With My Other Half», режиссерка Anna Vasof
4.«Fashion Victims 2.0», режиссерка María Lorenzo Hernández
Двухминутная картина «Жертвы моды 2.0» очень интересно придумана, ее сняла испанская режиссерка Мария Лоренцо Эрнандес, которую мы помним прежде всего по фильму «Urban Sphinx», построенному на стрит арте Валенсии. Новый фильм Марии снова отталкивается от уличного искусства – мурала «Fashion Victims» знаменитого стритартиста ESCIF, который он нарисовал на площади Plaza AZA в центре Валенсии напротив магазина, где продается одежда производства известных международных компаний. Мурал посвящен использованию детского труда в швейной промышленности, которую индустрия моды размещает в развивающихся странах. Причем, анимацию в этом фильме режиссерка сделала только на монтаже без дорисовывания фаз, отталкиваясь от приема, который использовал Гиль Алькабец в «Таймкоде ДаВинчи» и «Путешествии в Китай». Так под стрекот швейной машинки создается ощущение того, что двигаются дети, работают машинки, машет палкой надсмотрщик. Этот фильм уже в сети целиком.
Фильм «Fashion Victims 2.0», режиссерка María Lorenzo Hernández
5.«Mémoire entropique» / «Entropic Memory», режиссер Nicolas Brault
Фильм Николя Бро говорит об «энтропийности» памяти, видимо, имея в виду непрочность и скоротечность всех ее материальных проявлений, движение материи к разрушению и хаосу. Бро пристально вглядывается в то, как хранимые им семейные альбомы, лежавшие в подвале, где прорвало трубу, и разбухшие от воды, продолжают распадаться, пружины ржавеют, а надписи вместе с самой бумагой тают. Это очень красиво, продолжая традицию «vanitas» в старых натюрмортах и в современном искусстве, наблюдающем за гниением фруктов и увяданием цветов, напоминая о смерти и бренности жизни. Но любопытно, что Бро в своем фильме, хоть и говорит о памяти, следит не столько за тем, как белеют и исчезают лица на фотографиях в семейном альбоме, сколько за распадом материала, буквально растворяющейся от воды бумагой, превращением того, что было похоже на книги, в тяжелые распухшие колоды. Режиссер говорит, что, когда обнаружил размокшие альбомы, стал фотографировать их последовательное разрушение для стерео версии, чтобы возникло ощущение попадания внутрь кадра. «Энтропическая память» - отличный пример ненарративного анимадока, что только звучит парадоксально, а на самом деле вполне существующий подход. И, конечно, впечатляющий саундтрек добавляет драматизма сюжету про умирание.
Трейлер фильма «Mémoire entropique» / «Entropic Memory», режиссер Nicolas Brault
6.«Glass House», режиссер Boris Labbé
 Фильм Бориса Лаббе был первоначально сделан, как сорокаминутная видеосценография для нервной психоделической музыки Lucas Fagin. Так что существуют две версии «Стеклянного дома» - 40-минутная и 5-минутная, которая сейчас гастролирует по фестивалям и получила в этом году приз в экспериментальной номинации «Off-Limits» фестиваля Анси. Это кино, сделанное с использованием ИИ - фантазия на тему разрушающейся Вавилонской башни, очень красивая и вполне эзотерическая, причем музыка Фагина, который и задумал этот проект, тут так же важна, как сыплющееся дождем прозрачное стекло Лаббе. Причем, как всегда для Лаббе важен культурный бэкграунд, говоря о своих источниках, он называет «оп-арт», Виктора Вазарели и Хулио Ле Парка, Эйзенштейна, Оруэлла с его темой прозрачного общества и философа Бён-Чхоль Хана.
Кадры из фильма «Glass House», режиссер Boris Labbé
7. «Simple Forms», режиссер Natalia Ryss
«Простые формы» для Натальи Рысс были чисто экспериментальной работой, в них она изобретала «первоформы» сочетания изображения и звука. Для этого она сначала грубо нарисовала 12 самых простых элементов (точка, зигзаг, квадрат, несколько параллельных отрезков и др.) по типу 12 тонов в музыке и каждому присвоила описание какого-то звука, длящегося секунду. И после этого Наташа собирала свой фильм их этих «формозвуков». И в отличие от известных мне экспериментов, которые отталкивались от музыки, Наташа собирала свой фильм чисто визуально из картинок, а музыка уже складывалась из них, звуки накладывали друг на друга, давая иногда прямо симфоническое звучание.
Трейлер фильма «Simple Forms», режиссер Natalia Ryss
СТУДЕНЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ


1. «It's just a whole», режиссерка Bianca Scali
В фильме дипломницы немецкой киноакадемии Baden-Württemberg по сюжету врач назначает героине удаление родинки, которая кажется подозрительной и может превратиться в опухоль. И кино – о связанных с этой маленькой операцией переживаниях, выглядящих щемяще беззащитно: дело не в том, что она боится самой операции или ее последствий, дело в волнениях робкой и нежной героини о том, будет ли она по-прежнему собой, «целой», лишившись родинки, как части себя. И во сне накануне операции она видит родинку то как супруга, которого она хоронит, то это история про разрыв с партнером и так далее. Кино прелестное, смешное и трогательное и интересно придуманное благодаря смешанной технике, соединяющей очень простую и минималистичную рисованную анимацию с предметной, работающей с фактурой бумаги, с выдавленными, выпуклыми частями: мурашками на замерзшей коже, послеоперационным шрамом, с разрывами и продавленными линиями и объемными формами рисунка.
Трейлер фильма «It's just a whole», режиссерка Bianca Scali
2. «Plevel» / «Weeds», режиссерка Pola Kazak
Плотная темная живопись студентки из чешской Film Academy of Miroslav Ondricek рассказывает историю о прекрасном саде на вершине холма. О цветах заботится садовница, тщательно выпалывая сорняки, но за забором все заросло чертополохом и воду приходится носить снизу, продираясь через его шипы. Ветер заносит в сад летучие семена чертополоха, они мгновенно прорастают и заполняют все, душа нежные цветы. Сильное авторское послание строится на том, что и цветы, и чертополох сделаны антропоморфными – с глазами и лицами, так что черные, мрачные, живучие, с вздыбленными колючками кусты чертополоха не могут не соотноситься в нашем воображении с дискриминируемыми и в то же время яростно борющимися за жизнь людьми. Борясь с непрошенными соседями, садовница выкашивает весь сад. И оптимистическая часть мессиджа Полы в том, что, когда садовница, в отчаянии посреди пустого двора перестает бороться с новыми ростками, все те же мощные стебли с шипами, прорвавшись, расцветают прекрасными цветами. Оказывается, что там, под землей, корни цветов и сорняков переплелись и дали новое потомство.
Трейлер фильма «Plevel» / «Weeds», режиссерка Pola Kazak
3. «La notte», режиссеры Martina Generali, Simone Pratola, Francesca Sofia Rosso.
Студенты итальянской National Film School в прошлом году получили приз Анси за лучший диплом. Фильм строится на концерте Вивальди «La Notte» и рассказывает о волшебной ночи во время венецианского карнавала. Вечно попадающего впросак героя комедии масок Пульчинеллу вышвыривают из дворца, где начинается аристократический бал. Голодный и обиженный, он засыпает прямо на улице и дальше, уже во сне, все-таки попадает во дворец, бежит за недоступной красавицей, врывается в притон с чудовищами, случайно открывает чьи-то тайны и снова бежит. Все это очень эффектно, страшно, весело, нарядно и стильно по дизайну, но главное, - фильм отлично работает с музыкой. После захватывающей дух погони, Пульчинелле все же удается спастись, вернувшись в собственное спящее тело, но заветная булочка так и остается в его руке.
Трейлер фильма «La notte», режиссеры Martina Generali, Simone Pratola, Francesca Sofia Rosso.
4. «Wedding on the Execution Ground», режиссерка Zilai Feng
Фильм «Свадьба на месте казни» сняла китайская студентка Зилай Фенг из калифорнийской School of Cinematic Arts. В нем яркий дизайн и хороший сценарий: пожилая актриса на пенсии вспоминает свою давнюю несостоявшуюся любовь – актера, с которым она играла героико-романтическую пару в пропагандистском фильме 60-х годов «Свадьба на месте казни» (оказывается, такой фильм действительно был). С тех пор у нее остался дорогой сувенир: подаренная им заколка с цветочком. И вот теперь обещают, что на встречу старых актеров труппы приедет из Америки давно уехавший герой – это вызывает в героине волну воспоминаний и надежд. В фильме резкая ироническая графика, запоминающиеся персонажи и сам характер героини отлично схвачен: это настоящая актриса, несмотря на старость - с взрывным, бешеным темпераментом, чуть что, гневно раздувающимися ноздрями. А постаревший красавец ее так и не узнал.
Кадры из фильма «Wedding on the Execution Ground», режиссерка Zilai Feng
5.   «In Loving Memories», режиссер John Eaton
Выпускник британской The National Film & Television School показывает историю семейной пары глазами их маленького сына, парадоксально начинаясь еще до его рождения. В черно-белой ленте с грязным графитовым следом на рисунке и сором от ластика, дающими ощущение бедности, есть ретро дух и экспрессионистская чрезмерность в дизайне, особенно в персонажах с огромными глазами и в гипертрофированном завинчивающемся движении. Мы видим красавца с модным зачесом «а-ля Пресли», не вынимающего сигарету изо рта, он пригласил на танец влюбленную в него робкую девушку. Видим ее восхищение, желание, чтобы сын был таким же красавцем, ссоры, рыдания, драки, когда муж уходит из дома развлекаться, и снова прощение - все идет под одну и ту же ненавистную ребенку пластинку, все так же кружащий танец. Отец вспоминается только как виновник череды обид, нанесенных матери, которые она всегда прощала. А сейчас мать принесла домой урну с прахом отца и снова звучит все та же музыка – теперь он уже никуда от нее не уйдет.
Кадры из фильма «In Loving Memories», режиссер John Eaton
АНИМАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ


1.    «Tuu Tuu Til», режиссерка Veronica Solomon
Этот фильм был одним из моих фаворитов в детском конкурсе БФМ. Вероника, режиссерка из Германии, сейчас живущая в Финляндии, сняла чудесный фильм для самых маленьких, для которого сама сочинила стихотворение об удивительном существе по имени Туу Туу Тил, похожем на крокодильчика и помогающем малышу во всех его приключениях, утешающем в страхах и лучшем друге во всех проказах. Неожиданным было еще и то, что раньше я знала Веронику как блестящую пластилинщицу, а тут она вдруг сняла яркое рисованное кино. Мне всегда казалось, что свои лучшие произведения для малышей авторы сочиняют, когда у них самих появляются маленькие дети. Вот это, мне кажется, произошло и с Вероникой.
Трейлер фильма «Tuu Tuu Til», режиссерка Veronica Solomon
2.«Ahoj léto» / «Hello Summer», режиссеры Martin Smatana и Veronika Zacharová.
Чешские режиссеры Мартин, специализирующийся на кукольной анимации (несколько лет назад он прославился чудесным фильмом «The Kite» про смерть дедушки) и Вероника, очень славная иллюстраторка и аниматорка, соединили свои любимые анимационные техники.  Получилось остроумно, и радость вызывают не только смешные детали сюжета, но и сам изобретательный киноязык. История о том, как папа с мамой и двумя детьми отправилась в отпуск, полна рассказов о маленьких и побольше неудачах, которыми славятся такие путешествия: спустило колесо и чуть не опоздали на самолет, потерялись чемоданы, гостиница оказалась не очень, как и вид из окна, экзотическая еда сама того и гляди тебя съест, а во время пляжного дня пошел дождь. Но семья не унывает, а режиссеры, словно дети играют с обычными предметами, превращая их во все то, что окружает героев: наручные часы становятся городской площадью, наушники - колесами самолета, очки – велосипедами, ласты - платьями мамы, кошелек – аккордеоном, а кружок лимона - закатным солнцем.
Трейлер фильма «Ahoj léto» / «Hello Summer»,  режиссеры Martin Smatana и Veronika Zacharová.
3.«Clawlolo: Gramophone», режиссер Алексей Алексеев
Случайно увидела на фестивале фильм Леши Алексеева, снятый на кипрской студии. Лешина манера узнается мгновенно с ее музыкальностью и чувством ритма, особенно обаятельная, когда он рисует танцы. Тут простенькая история про подводных музыкантов и вредного осьминога, который хотел сам танцевать под любимую пластинку и не давал другим веселиться вместе с ним, превращается к концу в зажигательный джем и всеобщие танцы. Этот фильм - часть «подводного» цикла музыкальных видео для детей Clawlolo. Вот он целиком в сети.
Фильм «Clawlolo: Gramophone», режиссер Алексей Алексеев
4. «Qu'y a-t-il dans la boîte ? / Wat zit er in die kist? / What's Inside That Crate», режиссер Bram Algoed.
Бельгийское кино для малышей, детский хит, нарисованный в очень нарядной и стильной иллюстраторской манере. В духе традиционных цикличных детских сказок (а также советских стихов вроде «Почты» Маршака), тут рассказывается о гигантском ящике, отправленном по почте так, что все думают, будто там слон. И вот ящик едет на поезде по земле, летит на самолете в небе, плывет на корабле по морю, каждый раз из-за аварий разбиваясь (привет всем почтовым службам!), но в нем оказывается ящик поменьше. Все уже думают, что там может быть лев, а когда он становится еще меньше, то может и обезьяна. В конце концов маленький ящичек доставляется девочке и в нем оказывается дудочка. Зато, когда девочка играет на ней, приходит и слон, и лев, и обезьяна, и даже потерявшийся кот.
Трейлер фильма «Qu'y a-t-il dans la boîte ? / Wat zit er in die kist? / What's Inside That Crate», режиссер Bram Algoed.
5. «Les premiers dinosaures étaient des pommes» \ «The first dinosaurs were apples», режиссерка Emma Lafarge.
В фильме студентки французской школы Эмиля Коля две маленькие сестренки спорят о происхождении человека, причем младшая, серьезная трехлетка, видела по телевизору передачу об эволюции – динозаврах, обезьянах и прочем, а старшая уже знает библейскую историю об Адаме и Еве, которых из-за яблока выгнали из рая. Споря друг с другом, они пытаются привести ту и другую информацию в какую-то общую непротиворечивую концепцию, куда заодно входит ракета, летящая на планету Пицца, но к финалу включается мама с версией про аиста. Эмма использует несколько стоп-моушн техник: и валяные игрушки и плоскостные, сделанные из сукна, в дело идет детская игра, где надо на сложенном листе дорисовывать персонажей частями, не зная, что спрятано, и книжные приемы, в общем в самом кино устраивает такую же смешную путаницу, как в болтовне девочек. Ну и нельзя не сказать про озвучание - дети играют чудесно, прямо кажется, что это записанный реальный разговор. (Забавно, что в детской программе БФМ в этом году тоже был студенческий фильм «В немилости» Ани Смык, где дети решали вопрос: «Что было сначала, Адам и Ева или динозавры?»). Вот фильм целиком.
Фильм «Les premiers dinosaures étaient des pommes» \ «The first dinosaurs were apples», режиссерка Emma Lafarge.
6.«Poisson-globe» \ «Pufferfish», режиссерка Julia Ocker
В моих топах среди картин для малышей регулярно появляются трехминутные фильмы немецкой режиссерки Юлии Окер из цикла про животных «Animanimals». В этом году отличной штучной детской анимации оказалось неожиданно много, но я не могу не поместить снова в свой топ один из особенно актуальных сегодня фильмов Юлии. «Иглобрюх»- история про маленькую рыбку, тихо играющую в куличики, когда вокруг плавают огромные и злобные рыбины. Когда к маленькой рыбке подплывает кто-то большой и зубастый, она от страха раздувается и этим отпугивает потенциальных обидчиков. А потом оказывается, что все эти злые и сами ужасно боятся, поэтому и раздулись. А раз можно не бояться, то все они сдуваются, становятся маленькими, милыми и принимаются играть в песок вместе.
Кадры из фильма «Poisson-globe», режиссерка Julia Ocker
7.«The Mystery of Missing Socks \ Kadunud Sokid», режиссер Oscar Lehemaa
Отлично сделанный двадцатиминутный эстонский фильм одной из лучших в мире кукольных студий Nukufilm – это типичный праздничный TV спешиал. Смешное и захватывающее приключение девочки в громадном поддиванье, куда она залезла в поисках пропавших папиных носков. Особенно мило, что там среди старья она нашла любящую пару папиных носков, высиживающих вязаное яйцо, которое теперь надо спасать от многочисленных угроз, например, от робота-пылесоса.
Трейлер фильма «The Mystery of Missing Socks \ Kadunud Sokid», режиссер Oscar Lehemaa
8.«Beurk!» / «Yuck!», режиссер Loic Espuche
Среди самых награжденных в этом году фильмов для детей постарше, французская картина «Фу!» про поцелуи. Разновозрастная детская компания бегает по кемпингу и подсматривает за парами. Оказывается, у тех, кто собирается целоваться, и старых, и молодых, губы становятся ярко розовыми и светятся как лампочки. Дети хохочут, им кажется, что целоваться в губы отвратительно, пока вдруг мальчик и девочка постарше из этой же компании в смущении не чувствуют тоже желание целоваться. В истории есть повороты и малые предательства (как сохранить лицо и не потерять уважение компании, если тебя тянет целоваться, как не оттолкнуть девочку, если за спиной смеются?), но лучшее, по-моему, это финал, где ясно, что любовью охвачено все вокруг и, глядя на рассвете на кемпинг, герои видят, что розовые лампочки-поцелуи загораются одна за другой во всех палатках.
Трейлер фильма «Beurk!» / «Yuck!», режиссер Loic Espuche
9. «Lola et le piano à bruits», режиссер Augusto Zanovello
Тут надо сказать несколько слов о мультфильмах для детей, рассказывающих о сложном, в частности, о детях с проблемами – и ментальными, и физическими, и о нормоотличных малышах, прежде всего аутистах, о которых сегодня говорят все больше и все менее формально. «Лола и шумовое пианино» - получасовой кукольный фильм, сделанный на французской студии Фолимаж в копродукции с Швейцарией и Польшей, получил в этом году в Анси приз за лучший TV-спешиал и награду БФМ, и стал отличным примером нескучного детского фильма про инклюзию. В нем Лола, девочка-подросток, играющая в школьном оркестре, замечает, что ее пятилетний брат, малыш с РАС, живущий в своем мире, очень чуток к звукам. И изобретает с друзьями для него «шумовое пианино», которое теперь помогает с братом общаться. Из фильмов на ту же тему, которые мне нравятся, но остались за бортом топа - «Hi!», студентов голландской Joost School of Art & Design Narjes Mohammadi & Hajar Mehrani про тревожного малыша, которому страшно идти в школу и «По ту сторону \ Out there» Александра Афонасьева и Евгения Головина, снявших на российской студии «Паровоз» фильм мальчика Петю, живущего в своем мире, не умея общаться со сверстниками.
Трейлер фильма «Lola et le piano à bruits», режиссер Augusto Zanovello
10.«Pear Garden», режиссерка Shadab Shayegan
«Грушевый сад» сняла студентка Киноакадемии Baden-Württemberg GmbH, и это тоже непростая история о девочке, которую привезли в гости к любимой бабушке, а бабушка, как мы понимаем, после онкологической операции по удалению груди изменилась – на месте груди у нее ямы, ее даже страшно обнимать. Мы видим непонимание и тревогу девочки, она не знает, что случилось и что сделать, чтобы бабушка была такой, как раньше. И во сне ей приходит мысль, что на грудь похожи груши, возможно это они и есть. И очень трогательно придумывает засунуть грушевые семена в швы от отрезанной груди у спящей бабушки, чтобы грудь у нее снова выросла. У Шадаб рисованный фильм, но у нее богатые, фактурные фоны и картинка получается интересная, сложная.
Трейлер фильма «Pear Garden», режиссерка Shadab Shayegan
ПОЛНОМЕТРАЖНЫЕ ФИЛЬМЫ


1. «Sultana's Dream», режиссерка Isabel Herguera
Нельзя сказать, что в этом году я видела много сильных полнометражных фильмов, бывали годы и побогаче. Но те три фильма, которые я выбрала для топа, интересны еще и тем, что представляют совершенно разный подход к кино. «Сон Султаны» испанской режиссерки Изабель Эргеры (главный приз за полный метр на Загребском фестивале) – это фильм-послание, энергичное феминистское высказывание с автобиографическим поворотом. Он состоит из нескольких сюжетов, цепляющих один другой и различающихся по дизайну. В центре главного сюжета молодая испанская художница и аниматорка Инес (альтер эго Изабель), приезжающая в Ахмедабад к своему возлюбленному, индийскому художнику, свободному и веселому Амару. Эта линия в «Сне Султаны» нарисована прозрачной акварелью и представляет реальность. Красавица Инес ищет себя, ей хотелось бы заниматься в жизни чем-то значительным и вот, зайдя в ахмедабадскую библиотеку, героиня случайно видит знаменитую книгу бенгальской феминистки и мусульманской просветительницы Рокеи Сакхават Хоссейн, написанную в 1905-м году – утопию о стране женщин. Эта книга меняет жизнь героине. В фильме рассказ приводится практически полностью, а дизайн и анимация этого фрагмента отсылают к дизайну Менди - рисункам хной на теле, с персонажами немного похожими на детские рисунки, двигающимися фронтально, что добавляет им обаяния. Тут же разворачивается третий сюжет картины – Инес пытается узнать, кто такая Рокея Сакхават Хоссейн, написавшая эту книгу, и начинается рассказ о жизни просветительницы, пионерки женского образования, открывшей первые школы для девочек в Калькутте. Историческую часть Эргера сделала в технике перекладки с резким дизайном, напоминающим линогравюру. Все это вместе складывается у героини в понимание, чем она должна заниматься. И, надо сказать, что творческая жизнь Эргеры, много работающей с проблемными группами людей, снимая о них фильмы и поддерживая их, говорит о том, что она так и живет.
Трейлер фильма «Sultana's Dream», режиссерка Isabel Herguera
2.«Memoir Of a Snail», режиссер Adam Elliot
Фильм австралийца Адама Эллиота в этом году получил «Кристалл» Анси, как лучший полнометражный фильм, через 15 лет после того, как «Кристалл» получил его первый полный метр «Мэри и Макс», особенно любимый всеми. «Мемуары улитки» – это, в сущности, продолжение того единственного фильма, который Эллиот снимает всю жизнь, смешного фильма о печальных и уязвимых людях, потерянных в мире и неспособных себя защитить, людях со странностями, но умеющих любить и мечтающих о счастье не меньше, а может быть и больше, чем все остальные. Юмор здесь похож на защитную иронию слабого, который стыдится говорить о своих неудачах. Начиная со своего первого фильма «Дядя», Эллиот снимает пластилиновое кино об аутсайдерах, сочиняя особый мир со сразу узнаваемым гротескным кривоватым дизайном, множеством деталей, которые хочется рассматривать, и голосом рассказчика за кадром. Кино, за которое мы его любим и которого ждем. «Мемуары улитки» - это воспоминания Грейс, девочки, родившейся с заячьей губой, робкой и болезненной, но зато у нее был любимый брат-близнец Гилберт, защитник животных и смельчак, а еще улитка Сильвия. Такой же улиткой, прячущейся в раковину, чувствовала себя и Грейс, когда мир был особенно жесток к ней. Это история про осиротевших и разлученных близнецов, жизнь каждого из которых была полна бед и предательств почти без проблесков радости. Но к финалу Элиот, как и в прежних фильмах приводит нас к тихой надежде, показывая, как немного нужно неудачнику для того, чтобы чувствовать себя счастливым. И эта смиренная готовность героев довольствоваться малым посреди разрушенного и беспощадного мира, кроткая радость в принятии даже крошечного подарка судьбы, - то постоянное свойство фильмов Эллиота, которое сегодня воспринимается как урок нам.
Трейлер фильма «Memoir Of a Snail», режиссер Adam Elliot
3.«Flow», режиссер Gints Zilbalodis
«Поток» тридцатилетнего латвийского режиссера Гинта Зильбалодиса можно считать феноменом - сейчас он собирает награды по всему миру, причем зрительские в той же мере, что и призы критиков, вошел в шорт лист Оскара и скорее всего будет номинирован. Гинт пять лет назад дебютировал с фильмом «Away», цифровым полным метром, сделанным в одиночку, включая музыку, где тоже было бессловесное путешествие героев в фантастическом мире. «Поток» он делал в копродукции с французской студией, и по фильму видно, что бюджет у него стал гораздо больше, там богатая визуальная разработка, но в целом подход тот же. Гинт рассказывает бессловесную историю о мире без людей (они явно были, но куда-то исчезли, оставив дома, гигантские памятники и целые города), в котором стремительно начинается наводнение. Главный герой – кот, спасаясь от наводнения, он прыгает в лодку, в которой уже сидит капибара, потом к ним присоединяются другие животные и лодка эта плывет неведомо куда, по все выше поднимающейся воде, до тех пор, пока вода таким же волшебным образом не уходит, будто выдернули пробку из ванны. Гинт отлично работает с 3D, рисуя эффектнейшие реалистические виды, камера летает вместе с героями – ныряет в толщу воды, где цветные рыбки и гигантский, неведомо откуда взявшийся кит, взлетает в небо, показывает мир с захватывающих дух ракурсов, играет светом и цветом. Животные, напротив, нарисованы более условно, грубовато, будто специально, чтобы мы не сочли их настоящими. У героев есть характеры, взаимоотношения, но это не антропоморфные животные, не «Кот в сапогах», они ведут себя, как звери – собаки, кошки, обезьяны. Их реакции, пластика, сам характер поведения: как они боятся, как играют, как злятся, как ластятся, нам очень знаком и в этом, мне кажется, важная часть разгадки феномена фильма Зильбалодиса. Да, в какие-то моменты (например, в финале, спасая капибару из висящей на дереве лодки), они делают то, что животные не смогли бы, но это уже оказывается не существенным.

Поразительная вещь, что в наши дни сказка о животных производит такое сильное впечатление на людей и становится чуть ли не главным фильмом года в анимации, особенно, если вспомнить, какие фильмы выполняли ту же роль в прежние годы. Но, с другой стороны, мне кажется, что именно в этом все дело (возможно, это моя личная аберрация), реальный мир настолько страшен, что хочется попасть именно в такую сказку, похожую на настоящую, но не настоящую (как будто ты спишь и знаешь, что спишь). Захватывающую и опасную, но не для тебя. С животными, которых мы заранее любим именно за то, что они звери, чьи повадки нас смешат и умиляют. И тем не менее, загадка остается и когда пройдет время, мне бы очень хотелось почитать какой-нибудь серьезный разбор или исследование об успехе «Потока». А пока я просто рада за Гинта и за всю латвийскую анимацию, дальнейшему движению которой, я думаю, он своим триумфом очень помог.
Трейлер фильма «Flow», режиссер Gints Zilbalodis
На этом прощаюсь с вами в ожидании фестивалей 2025-го года. С Новым годом! Надеюсь, он принесет всем нам мир и ту реальность, от которой не захочется бежать.
Новогодняя открытка БФМ. Художница Лиза Скворцова
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ