3.«Flow», режиссер Gints Zilbalodis
«Поток» тридцатилетнего латвийского режиссера Гинта Зильбалодиса можно считать феноменом - сейчас он собирает награды по всему миру, причем зрительские в той же мере, что и призы критиков, вошел в шорт лист Оскара и скорее всего будет номинирован. Гинт пять лет назад дебютировал с фильмом «Away», цифровым полным метром, сделанным в одиночку, включая музыку, где тоже было бессловесное путешествие героев в фантастическом мире. «Поток» он делал в копродукции с французской студией, и по фильму видно, что бюджет у него стал гораздо больше, там богатая визуальная разработка, но в целом подход тот же. Гинт рассказывает бессловесную историю о мире без людей (они явно были, но куда-то исчезли, оставив дома, гигантские памятники и целые города), в котором стремительно начинается наводнение. Главный герой – кот, спасаясь от наводнения, он прыгает в лодку, в которой уже сидит капибара, потом к ним присоединяются другие животные и лодка эта плывет неведомо куда, по все выше поднимающейся воде, до тех пор, пока вода таким же волшебным образом не уходит, будто выдернули пробку из ванны. Гинт отлично работает с 3D, рисуя эффектнейшие реалистические виды, камера летает вместе с героями – ныряет в толщу воды, где цветные рыбки и гигантский, неведомо откуда взявшийся кит, взлетает в небо, показывает мир с захватывающих дух ракурсов, играет светом и цветом. Животные, напротив, нарисованы более условно, грубовато, будто специально, чтобы мы не сочли их настоящими. У героев есть характеры, взаимоотношения, но это не антропоморфные животные, не «Кот в сапогах», они ведут себя, как звери – собаки, кошки, обезьяны. Их реакции, пластика, сам характер поведения: как они боятся, как играют, как злятся, как ластятся, нам очень знаком и в этом, мне кажется, важная часть разгадки феномена фильма Зильбалодиса. Да, в какие-то моменты (например, в финале, спасая капибару из висящей на дереве лодки), они делают то, что животные не смогли бы, но это уже оказывается не существенным.
Поразительная вещь, что в наши дни сказка о животных производит такое сильное впечатление на людей и становится чуть ли не главным фильмом года в анимации, особенно, если вспомнить, какие фильмы выполняли ту же роль в прежние годы. Но, с другой стороны, мне кажется, что именно в этом все дело (возможно, это моя личная аберрация), реальный мир настолько страшен, что хочется попасть именно в такую сказку, похожую на настоящую, но не настоящую (как будто ты спишь и знаешь, что спишь). Захватывающую и опасную, но не для тебя. С животными, которых мы заранее любим именно за то, что они звери, чьи повадки нас смешат и умиляют. И тем не менее, загадка остается и когда пройдет время, мне бы очень хотелось почитать какой-нибудь серьезный разбор или исследование об успехе «Потока». А пока я просто рада за Гинта и за всю латвийскую анимацию, дальнейшему движению которой, я думаю, он своим триумфом очень помог.