Суздальcкий фестиваль 2022
Первая часть.
Призеры и фавориты.
XXVII Открытый Российский фестиваль анимационного кино прошел с 16 до 21 марта, как всегда, в Суздальском Турцентре.

автор: Дина Годер
Блог Большого фестиваля мультфильмов
XXVII Открытый Российский фестиваль анимационного кино прошел с 16 до 21 марта, как всегда, в Суздальском Турцентре. Я езжу «на Суздаль» с 2001-го года, хотя парадоксальным образом моим первым фестивалем был последний, проводившийся в Тарусе (откуда и пошли маскоты Маруся с гусем), и за это время, кажется, пропустила только один. И вот в этом году пришлось пропустить Суздаль во второй раз – хорошо, что теперь есть возможность следить за фестивалем по социальным сетям и вообще в интернете и в чем-то сверять свою реакцию с профессиональным сообществом.

Очень чувствуется, как изменившийся контекст изменил наше восприятие кино. Даже те фильмы, что я видела раньше, в довоенное время, сейчас стали казаться совсем другими. Время принесло новые акценты, заострились и изменились смыслы. Участники рассказывали, какую неожиданно шумную реакцию вызвала невинная фраза из заставки к «Горе самоцветов», звучащая сегодня весьма угрожающе: «Народы нашей страны гостеприимны, сейчас нас зовут в гости литовцы». Тихое кино ушло в тень, резкое, больное – стало действовать особенно сильно, то, что раньше воспринималось бы, как чрезмерность, крик, сегодня кажется соответствующим общему настроению.

Традиционно первую часть блога посвящаю победителям и фаворитам ОРФАК XXVII, начиная с главных.

Иллюстрация к фильму "LION BLEU / Синий Лев"
режиссёрка Зоя Трофимова
Гран-при получил фильм «Синий лев», снятый Зоей Трофимовой, как совместный русско-французский проект московской студии «Пчела» и Imaka Films (студии, которая, в частности, участвовала в производстве недавних «Пожарника» Юли Ароновой и «Ба» Светы Филипповой). Фильм Зои я очень люблю, он вошел в мой топ прошлого года, как один из лучших фильмов для детей. Мы его показывали на БФМ, правда, у нас он назывался «Голубой лев», но, видимо, Суздаль не захотел опасных коннотаций. В прошлом году сказка о мужичке, выгнанном из дома односельчанами, испугавшимися одомашненного льва, и нашедшего приют в Африке, смотрелась, как история об эмиграции, которую я естественно сопоставляла с судьбой самой Зои, уже много лет живущей во Франции и скучающей по родному Уралу. Но сейчас гораздо острее воспринимается та сторона сюжета, что связана с причинами отъезда с родины в дальние края – злость односельчан, агрессия военных и само путешествие героя со своим домиком, коровой и львом: в какие земли ни попадал герой, всюду была война и бедность, всюду его гнали. Это, конечно, очень рифмуется с сегодняшней антивоенной эмиграцией. И прекрасно работает наивная графика Зои, отсылающая к русской традиционной росписи по дереву, как и русская фольклорная музыка с пением. Отдельное умиление, конечно, вызывают киноцитаты, когда, например, в ностальгических снах мужичок видит себя зимой на дереве в окружении снегирей, с которыми он делится бананом (привет сцене с мальчиком и яблоком из норштейновской «Сказки сказок»).
Трейлер фильма "LION BLEU / Синий Лев"
режиссёрка Зоя Трофимова
Фильм Зои Трофимовой, взявший Гран при по решению жюри, в престижном профессиональном рейтинге занял второе место, а первое в рейтинге (и годовое звание президента фестиваля для режиссера), но второе во мнении жюри (то есть спецприз), занял новый фильм Антона Дьякова «Горю!». К тому же фильму Антона вручили приз «Прорыв» имени Александра Татарского, который вручают классики анимации, то есть «Горю!» стал безусловным фаворитом фестиваля. И в этом тоже есть дыхание сегодняшнего дня.

Фильм, который Антон снимал несколько лет и закончил в прошлом году, сейчас попал точно в свое время. Еще более заостренная, чем раньше карикатурная графика Антона с его фирменными носатыми пучеглазыми физиономиями работает на прямоту высказывания, в которой главный смысл. Историю о том, как люди с любопытством смотрят на горящего человека, не думая помочь, а потом возвращаются к своим пустым делам, Антон снял как гиньоль, на смешении фарса и ужаса. Это высказывание, максимально открытое и прямолинейное, чтобы вызвать у публики такой же прямой отклик сочувствия и ужаса, совпал с сегодняшним настроением зала и отменил оценки в духе «все неоднозначно». И еще, конечно, важно было, что Антон, представляя «Горю!», рассказал о продюсерской команде из Украины, работать с которой было счастьем (продюсер Сана Моро дала режиссеру полную свободу и не торопила, когда в жизни Антона были сложности, и съемки встали). И о яркой украинской группе «Гибкий Чаплин», давшей ему свою музыку. Если учесть, что все это совпало с номинацией на «Оскар» предыдущего фильма Дьякова «Боксбалет», на церемонию которого режиссер не поехал из-за военной ситуации, «Горю!» окажется в полной мере символом сегодняшнего дня.

Рассказывая о своем фильме, Антон с той же удивительной открытостью и прямотой, как по-настоящему чистый и честный человек, говорил, что для него особенно важно, чтобы фильм вызывал сочувствие, чтобы люди встрепенулись, бог с ними, фестивалями и наградами. И вскоре после Суздаля выложил его в сеть целиком, как он сам сказал: «отдал людям». Казалось бы, это недальновидно для дальнейшей фестивальной судьбы, но, по словам Антона «какие могут быть сейчас фестивали?».
Фильм «ГОРЮ!»
режиссер Антон Дьяков
Второй специальный приз жюри получил новый, уже пятый, анимационный джем по стишкам-пирожкам «Бестиарий», обозначенный, как альманах «Фломастер-3», видимо, потому, что в третий раз он выходит как проект студии «Мастер-фильм». Его режиссеры Андрей Бахурин, Светлана Разгуляева, Наталья Мирзоян, Евгений Фадеев, Игорь Мельников, Иван Максимов, Михаил Солошенко, Карина Погорелова, Екатерина Михеева. Состав режиссеров обычно близок питерскому кругу Ивана Максимова, в нем всегда участвуют сам Максимов (в этот раз у него 3 из 11 эпизодов), Андрей Бахурин, Наташа Мирзоян, Игорь Мельников. Но есть работы и новых участников, среди них в этот раз были особенно заметны эпизод Миши Солошенко, сделавшего фильм про укол в своей узнаваемой насмешливой манере пиксиляции с элементами фотоколлажа, абсурдистско-формальный эпизод Жени Фадеева про человека, рассорившегося с собой, и боевой – Карины Погореловой, где рокеру, услышавшему во сне стук соседского молотка, приснился концерт, в который вплетались все крики и грохот соседей. Традиционно почти все пирожки были авторства Игоря Мельникова, но в этот раз градус абсурда был особенно высок, и многие фильмы были не столько связаны с текстом, сколько вдохновлены его настроением.
Трейлер альманаха
«Бестиарий / BESTIARY»
режиссёры Андрей Бахурин, Светлана Разгуляева, Наталья Мирзоян, Евгений Фадеев, Игорь Мельников, Иван Максимов, Михаил Солошенко, Карина Погорелова, Екатерина Михеева
Лучшим короткометражным фильмом жюри назвало «Огурцы» Леонида Шмелькова, сделанный в копродукции России и Франции, фильм снова с очень простой картинкой (как в «С видом на море», но более яркой) и сложной, прихотливой, не до конца поддающейся расшифровке историей. Мы видим успешного гламурного фотографа, вдруг непонятно почему начавшего видеть вокруг одни огурцы: в огурцы превращались в его глазах и клиенты, и его фотографии, и постройки. В отношениях женщинами из-за огурцов тоже все посыпалось. Да и сам он со своей бритой головой стал похож на огурец. А его внутренняя синяя собака (вероятно, обозначающая интуицию) стала подавать туманные знаки, дающие герою возможность найти выход из круга огуречного безумия. В разговоре о своем фильме Леня говорил, что он снимал о творческом кризисе, которому всегда сопутствует личный (ну и одновременно это критическое высказывание о коммерческом искусстве). Это понятно, но, когда смотришь это кино сегодня, есть ощущение, что оно говорит о сегодняшнем общем обсессивном синдроме, о навязчивых мыслях, которые не дают нам ничем заниматься: ни работать, ни жить.
Трейлер фильма «Огурцы / Les Concombres / Cucumbers»
режиссер Леонид Шмельков
В категории профессиональных короткометражек жюри кроме приза дало два диплома. Один получил Андрей Бахурин за фильм «Чужой хлеб», входящий в новый альманах «Блокадные судьбы», видимо, приуроченный к 80-летию начала ленинградской блокады. Для потомственного петербуржца Бахурина это важная история, хотя сюжет в нашей традиции имел большую опасность стать пафосно-юбилейным и выхолостить страшную тему, до сих пор всерьез не освоенную ни искусством, ни публикой. Короткую историю о девочке, возвращающейся домой, взяв по карточке хлеб для соседки, и отбивающейся о тех, кто его пытается отнять или выпросить, Андрей решает в своем выразительном страшноватом стиле. Человеческие лица в его фильме обретают и птицы, и животные, а главное – сама смерть в виде улыбающейся бомбы, преследующая девочку на металлических ножках-крюках, как гигантское насекомое. Манера Андрея соединять приметы хоррора с ироническим изображением, дают возможность сентиментальному сюжету выйти за пределы банального, и сделать действительно трогающее кино.
Трейлер фильма «Чужой хлеб / Not my bread»
режиссер Андрей Бахурин
Второй диплом в этой категории жюри отдало фильму «Две сестры» Анны Будановой, целиком снятому на той же студии Imaka Films, что и «Синий лев». Я уже писала об этом фильме недавно в блоге об австрийском фестивале женской анимации Tricky women. Для этой истории о двух диких сестрах, познающих свою сексуальность при встрече с таким же диким мужчиной из леса, Аня использовала ту же технику рисунка тушью, размытого водой, какая у нее была в фильме «Среди черных волн», далеко уходящую от «уральской» стилистики ее первого фильма «Обида». Аня рассказывала, что однажды в Японии, где она была в резиденции, увидела представление танца буто, где много статики, нет прыжков и вращений, и почти обнаженные тела танцоров вымазаны белой краской. Минимализм этого представления так заворожил ее, что захотелось как-то его использовать, так в «Двух сестрах» возникло похожее на сценическое пространство из поля и леса, девушки без одежды, напоминающие японских. И для танцевального движения сестер Аня прямо использовала референсы из реальных представлений танца буто. В ее фильме белые сестры, почти близнецы (одна более ранимая и нежная, а другая более сильная) – это равнинный мир, а черный мужчина – опасный мир леса. И сам этот поворот поместил Анин фильм в актуальную феминистскую повестку.
Трейлер фильма "Две сестры", режиссерка Анна Буданова.
Награды в категории «лучший фильм для детей» разделили профессиональные фильмы со студенческими. Приз взяла очень милая лента «Почему у белого медведя нос чёрный?», даже не дипломницы, а четверокурсницы ВГИКа Кати Митрофановой по известной северной сказке о том, как белый медведь воровал у мальчика рыбу. Этот фильм мы показывали на последнем БФМ. Дизайн у Кати в духе старого Союзмультфильма и прелестно придумано все, что связано с тем, как исчезает белый медведь на фоне белого снега.
Трейлер фильма «Почему у белого медведя нос чёрный?», режиссерка Катя Митрофанова
Один из двух дипломов в этой категории с формулировкой «за виртуозную анимацию» получил фильм «Мамина пуговка», его сняла Анна Крицкая на уральской студии «А-фильм». В стиле небрежно закрашенного цветными карандашами детского рисунка, Анна рассказывает историю о том, как мамина пуговка (читай «любовь матери») спасает сына и когда он маленький, и когда уже оброс бородой.
Трейлер фильма «Мамина пуговка», режиссерка Анна Крицкая
А второй диплом в этой категории с формулировкой «за детский взгляд» отдали другому екатеринбургскому фильму, уже студии «Снега» «Куда уходят папы» Алины Хабаровой. Этот фильм задумала дипломница УрГАХУ Ляйсан Давыдова, придумавшая визуальный стиль (тоже во многом основанный на детских рисунках), сценарий, и даже сама озвучившая детским голосом размышления ребенка (это, конечно, личные воспоминания) о том, куда делся папа, ушедший из семьи. Папа, от которого осталась только дырка в семейной фотографии и клетчатая рубашка в шкафу. Фантазии вроде того, что папу похитили инопланетяне или он попал на африканский остров, превращаются в смешные картинки, в конце, разумеется, приводящие к возвращению в семью. Перед титрами написано: «Посвящается всем детям, ищущим своих пап и папам, потерявшим дорогу домой, и маме за то, что всегда рядом», что, конечно, очень трогательно, но и грустно оттого, что надежды выглядят беспочвенно.
Категория «лучший дебют» как правило самая проблематичная: хороших дебютов всегда мало, студенты, выложившиеся на дипломе, чаще всего после киношколы идут работать на коммерческие проекты или вовсе не становятся режиссерами, так и получается, что даже у очень талантливых выпускников дебютное авторское кино откладывается на неопределенное время, а то и совсем. В этом году конкурсная программа в этой категории была одна и небольшая, что было особенно заметно на фоне многочисленных студенческих программ, так что наградили всего один фильм. Приз получил выпускник Школы-студии ШАР Иван Бондаренко за короткометражку «Не для меня». Это абсурдистский фильм о влюбленности, герой которого едет в лес за грибами, по дороге видит красивую девушку с огурцом в руке и, войдя в лес, попадает в какую-то параллельную реальность, где всюду чудится она, грибы глазах растут, сбивая с ног и огурцы падают с неба дождем. Тут, конечно, невозможно не вспомнить «Огурцы» Шмелькова, особенно оттого, что в фильме Вани зеленые огурцы – единственный цветовой акцент в черно-белой графике. Ну и финал, когда огурцы, собранные вместо грибов, уже дома запевают хором пригорюнившемуся герою «Не для меня придет весна», не может не напомнить момент в фильме Шмелькова, где с героем разговаривает огурец, в который превратились его гениталии. В общем, кино у Вани получилось неожиданное и симпатичное по графике, особенно мне нравится большой неуклюжий герой с маленькой головой, легко отлетающей от тела.
«Не для меня / NOT FOR ME»
режиссёр Иван Бондаренко
Теперь о студентах. Приз в этой категории получил фильм «Мама и животные» Юлии Задарко из Ростовского-на-Дону филиала ВГИКа. Юля – ученица Розы Гиматдиновой, сделавшей анимадок одним из учебных заданий, так что в студенческой программе было немало документальной анимации с этого курса. Довольно простодушной, но дающей представление о том, какие темы студенты считают важными и стоящими, чтобы из них сделать фильмы. Пока это выглядит робко, но интересно, например, что документальный тренд на телесность тоже присутствует, в частности, снова есть не одно кино о проблемной коже, разговор о которой становится для молодых людей объяснением множества юношеских переживаний, связанных с комплексами, стыдом за свое тело и метафорой некоммуникабельности, одиночества и др. Фильм Юли Задарко лишен такого рода напряжения, это просто милый рассказ мамы студентки о том, как она с детства любила животных, снятый, как прямая иллюстрация интервью.
Трейлер фильма "Мама и животные"
режиссерка Юлия Задарко
Дипломов в этой категории жюри дало целых четыре. Во-первых, и я этому особенно рада, поэтическому фильму «У неба нет края» — группа участников под руководством Юры Богуславского, Васи Чиркова и Илюши Юдовича на прошлогодней десятидневной летней анимационной резиденции в Тарусе, которую курировала Академия Хитрука. Самое необычное, что этот фильм сделан в мозаичной мастерской из осколков специальной керамической плитки, что, конечно, очень трудозатратно, зато получается красиво. Текст тоже сочиняли все вместе и в результате вышло амфосферное кино, все построенное на темах, связанных с небом, воздухом, дождем, ветром, то есть вполне невесомыми материями, но при этом изображение подчеркнуто строится из тяжелого камня, фактурного, блестящего, с острыми краями - из весомых материалов и мне кажется, что это противоречие дает фильму какое-то дополнительное качество. Вот кино целиком.
Фильм «У неба нет края»
Второй диплом получил остроумный фильм студентки ВГИК Натальи Абрамовой «Подружки», очень симпатичный по графике, в котором неразлучные подружки выглядят, как сросшиеся сиамские близнецы, пока их не разобьет конфликт. Мы этот фильм показывали на последнем БФМ.
Трейлер фильма «ПОДРУЖКИ», режиссерка Наталья Абрамова
Третий студенческий диплом отдали фильму «Искра» екатеринбургской студентки УрГАХУ Валентины Набиулиной, ученицы Оксаны Черкасовой. Простенькая история о том, как электрик вернул свет в город, снята с прекрасным чувством ритма, в то ускоряющемся, то замедляющемся темпе чардаша и с редким сегодня радостным настроением, делающим зрителя хоть на минуту счастливым. А вот и премьера этого фильма в сети.
Фильм «Искра»
режиссёрка Валентина Набиулина
Ну и последний, четвертый диплом в категории получила за фильм «Мармелад» Анна Любимцева из Школы Дизайна Вышки, ученица Игоря Ковалева. Несколько абсурдная и неожиданно чувственная история про девушку-сластену, вышедшую замуж за мармелад, выглядит эффектно и по режиссуре и по яркой и веселой иллюстраторской графике. Вот он целиком
Фильм «Мармелад»
режиссёрка Анна Любимцева
Этот фильм мы тоже показывали на последнем БФМ вместе с еще одним фильмом Ани, почему-то в Суздале ушедшем во внеконкурсную программу – отличным насмешливым клипом для группы «Буерак» - «Короткий роман».
Клип «Короткий роман» группы "Буерак"
режиссёрка Анна Любимцева
Ну и последняя награда для фильма из фестивальных программ авторских короткометражек - Приз кинокритики и кинопрессы, который отдали фильму «Белый-белый день» Василия Чиркова. Меня не было на фестивале и я не участвовала в выборе прессы, но очень с ним солидарна и мне жаль, что эта картина не отмечена жюри. Фильм прекрасный и объяснить такое «не-решение» могу только тем, что он тихий и выглядит не ко времени в наши горькие и яростные дни. Очень нежное, медленное, созерцательное кино, названное как стихотворение Арсения Тарковского, полно того же ощущения детского рая, богатства и наполненности жизни, что и стихи. Поэтический сюжет про мальчика, внимательно рассматривающего жизнь природы вокруг, усложнен подспудной тревогой – в начале мы видим машину Скорой помощи рядом с его домом. Но в финале напряжение разряжается счастьем – на пороге дома вернувшегося мальчика ждут родители с новорожденным на руках. Кино Васи, как и прошлый его авторский фильм «Другие берега», снят в технике многослойной перекладки, которую так любит Юрий Норштейн, и полон туманов, теней, отблесков, отражений, а еще шума ветра и шороха листьев и травы, кваканья, свиста и жужжания. Вася рассказывал, что снимал этот фильм шесть лет, начав работу после рождения ребенка, в попытке как-то осознать это событие. Но по ходу съемки несколько раз прерывался надолго, поскольку хотел снять его как независимый с помощью краудфандинга, а не госфинансирования, но когда совсем заканчивались деньги, приходилось переключаться на другую работу (в результате все же на финальном этапе подключился Союзмультфильм). Мой любимый момент в «Белом-белом дне» - поворот, когда поэтический, но правдоподобный ход сюжета вдруг становится фантастическим и хор лягушек поет акапелла под звуки усиливающегося дождя (композитор и звукорежиссер фильма Саша Чирков).
Трейлер фильма «Белый-белый день / A White White Day»
режиссер Василий Чирков
Про призы в коммерческой номинации скажу буквально пару слов. Приз за лучший сериал получила серия Наташи Мирзоян «Дело вещей птицы Гамаюн» из цикла «Приключения Пети и Волка», снятая обаятельно и смешно. Но поскольку сотрудничество с Наташей на этом сериале его руководитель закончил самым отвратительным образом (не буду грузить вас подробностями), для меня этот сериал теперь отменен, вне зависимости от его качеств. Ни смотреть, ни обсуждать я его больше не буду. Диплом в категории сериалов получил новый пластилиновый проект Сергея Меринова «Капризка», который мне кажется лучшим стартапом последнего времени, отмечена его хулиганская серия «Отцы и дети», снятая Наилем Мубиновым.
Кадр из серии «Отцы и дети» сериала "Капризка"
режиссер Наиль Мубинов, проект Сергея Меринова «Капризка»
Приз за лучшую работу в прикладной анимации получила веселая реклама Макса Куликова с компанией «Светлые истории», посвященная коробкам ресайклинга «Левайс»
«Levi's. Recycle Boxes», режиссер Макс Куликов
Диплом в этой категории получил лихой экшн-фильм в анимешном духе «FEELS» Кирилла Блюменкранца про девочку на инвалидной коляске, ставшую фантастическим супергероем. Почему это кино отнесено к коммерческой анимации, я так и не поняла, то ли оттого, что его считают клипом (он весь идет под одну композицию), то ли социальным роликом, что тоже странновато
Кадр из фильма «FEELS»
режиссёра Кирилла Блюменкранца
«Случайный приз» «Фортуна» в этот раз достался коротенькой экспериментальной ленте «Da Bac» Саши Свирского из внеконкурсной программы. Увлекательно смотреть, как Саша играет в превращениями 3D форм под музыку Алексея Просвирнина.
Кадр из фильма «Da Bac»
режиссёр Саша Свирский
На этом заканчиваю рассказ про призеров, но еще немного расскажу про фильмы, не получившие призов, но для меня оставшиеся среди фаворитов.
Кадр из фильма «ТУЧКИНЫ ШТУЧКИ»
режиссёрка Лиза Скворцова
Фильм Евгения Фадеева «Завтрак для улиток», который мы показывали на последнем БФМ – целый придуманный мир домиков-улиток, за которым режиссер просто наблюдает. Получилось очаровательное и остроумное соединение абсурдистского кино с формальным упражнением, где исследуются и исчерпываются разнообразные возможности ползать.
Трейлер фильма «Завтрак для улиток»
режиссер Евгений Фадеев
В этом году на фестивале было целых три работы Лизы Скворцовой, правда, одна из них почему-то ушла во внеконкурс. Во-первых, два фильма, заказанных польским институтом Адама Мицкевича и уже выложенные в сеть целиком, оба они были в национальном конкурсе последнего БФМ. «Маленькая девочка стаскивает скатерть» по стихотворению нобелевской лауреатки Виславы Шимборской об исследовании ребенком окружающего мира, снят Лизой в ее наивной графике, как и написан, в духе «просто о сложном».
Фильм «Маленькая девочка стаскивает скатерть»
режиссерка Лиза Скворцова
Фильм «Аккерманские степи», снятый Лизой вместе с Ильей Юдовичем по стихотворению Адама Мицкевича в переводе Фета и попавший во внеконкурс (хотя мне нравится не меньше) дает современную интерпретацию тексту 19 века. Созерцательные стихи о природе возникают в фильме не сразу. Все начинается с драки мальчишек, отнимающих на откосе рядом с железной дорогой друг у друга велосипед. Но в тот момент, когда им приходится остановиться, вдруг шум травы, спускающийся вечер и восходящая луна, заставляет их замереть (круглые глаза задумчивого человека у персонажей Лизы всегда невероятные) и поэзия как будто сама возникает в их шальных головах.
Фильм «Аккерманские степи»
режиссёры Лиза Скворцова и Илья Юдович
У третьего фильма Лизы Скворцовой «Тучкины штучки» в Суздале была премьера. Двухминутное кино по детскому стихотворению Маяковского, соединяющее рисованную анимацию с предметной (пушистые тучки), восхищало свободой, создавая ощущение, что снимать его было игрой и чистой радостью хорошей компании (мне кажется, к этому фильму так или иначе приложила руку вся творческая Лизина семья). И, конечно, в финале этого радостного фильма на мгновение возникает такая важная для Лизы остановка, задумчивое созерцание заходящего солнца-жирафа.
Трейлер фильма «ТУЧКИНЫ ШТУЧКИ»
режиссёрка Лиза Скворцова
Еще один поэтический фильм из программы, где у стихов возникает совсем неожиданная интерпретация - это короткометражка Нины Бисяриной «Снег идёт» по Пастернаку, причем сразу написано «по мотивам» (как я понимаю, это двухминутное кино тоже относится к проекту по поэзии серебряного века). Нам, знающим, что это стихи из романа и весь их контекст, конечно, не могла прийти в голову идея, что по ним можно сделать детское кино, а вот поди ж ты. Стихотворение, ровно прочитанное Григорием Служителем, дает этому фильму ритм и саму тему, которая рождает фантастического снежного великана, гуляющего с маленьким черным человечком под снегом и любующегося через стекло оранжереи на «удивленные растенья».
Трейлер фильма «Снег идет / Snow is falling»
режиссерка Нина Бисярина
Стихотворение Мандельштама «Квартира тиха, как бумага» Катя Алдашина-Филиппова Екатерина сняла, как независимый фильм, безо всякой студии. Это медленный проезд-панорама по старой квартире, полной всяких ностальгических деталей: валенки и большой электросчетчик в коридоре, рукомойник, табурет с гнутыми ножками, стучащие часы с маятником, черный дисковый телефон, обои в цветочек, оранжевый абажур с бахромой, пишущая машинка, молча курящий человек, носки, сушащиеся на чугунной батарее и снегопад с кричащими птицами за окном. Стихи читает Михаил Ефремов, насколько мне известно, Катя снимала этот фильм в поддержку ему, но смотрится он очень медитативно, его хочется рассматривать подробно и мне жаль, что я не видела его на большом экране. Вот он целиком.
Фильм «Квартира тиха, как бумага»
режиссерка Екатерина Алдашина-Филиппова
Еще одно маленькое стихотворение, уже на самом деле детское - «Апельсин» Марии Рупасовой – сделала фильмом Мария Якушина, изобретательно превратив невинный сюжет про укатившийся апельсин почти в триллер. Фильм этот почему-то тоже не попал в конкурсную программу, а мне он нравится, как и еще немало фильмов, которые я увидела во внеконкурсе, но об этом – в следующем блоге.
Трейлер фильма «Апельсин»
режиссерка Мария Якушина
И напоследок скажу о фильме «Ой чие ж то жито» по украинской песне, снятой Анной Швейгольц в красочной ручной перекладке. Песня стала страшной сказкой о том, как мать отправила сына на войну, а сама сгубила невестку с младенцем и превратила ее в дерево. Понятно, что это кино в дни фестиваля выглядело очень своевременно и, пожалуй, куда страшнее, чем задумывалось. А с течением времени оно кажется еще страшнее.
Трейлер фильма «Ой чие ж то жито»
режиссерка Анна Швейгольц
На этом первую часть блога заканчиваю, а во второй расскажу о других интересных фильмах конкурсной и внеконкурсной программы. И о многих отличных студенческих картинах, которым в этом году было отдано особенно много внимания на фестивале.
До встречи!

Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ