В категории полных метров приз получил фильм Flugt / Flee датского режиссера Jonas Poher Rasmussen, имеющего уже за него гору призов. В частности, он получил Кристалл Анси в прошлом году в той же категории, премию Энни, премию Европейской киноакадемии за лучший мультфильм и лучший документальный фильм, и, удивительным образом (такое случилось впервые) был номинирован на Оскар этого года сразу в трех главных категориях, как лучший фильм на иностранном языке, анимационный полный метр и документальный полный метр. Мне «Побег» удалось посмотреть только сейчас, и я понимаю, какое сильное впечатление на всех производит эта история. Как кино, это вполне скромное произведение: простая 2D рисованная компьютерная анимация, где нарратив строится на разговоре режиссера с главным героем, 36-летним Амином Наваби, беженцем из Афганистана (его озвучивает сам Амин) и иллюстрациями-флешбэками его истории, включающими архивные документальные кадры. Но сама история очень сильная, тем более, когда понимаешь, насколько она типичная, тем более, что для нас она особенно актуализировалась сейчас (как и очень многие драматические сюжеты истории, впрочем).
Амин рассказывает: в начале афганской войны его отец был арестован и с тех пор о нем ничего не известно, а мать осталась с четырьмя детьми – двумя девочками и двумя мальчиками, Амин был младшим. Старший брат, достигнув призывного возраста, был вынужден скрываться от призыва на войну и, на рубеже 90-х, когда война закончилась, семье удалось убежать в единственную страну, которая тогда принимала афганских беженцев – в Россию. И самый старший брат, который уже жил в Швеции, стал искать способы нелегально привезти семью к себе. Страшно слышать рассказы о коррумпированной русской милиции, которая запугивала и отнимала деньги при любой встрече, насиловала девочек и избивала мальчишек, чувствуя безнаказанность при виде людей «без прописки» (кто жил в Москве в эти годы, хорошо помнит эти облавы на людей с неславянской внешностью, хотя масштабы бедствия мы не очень представляли). И при этом как-то особенно поразила меня вскользь рассказанная история про самого старшего брата, который много лет жил со своей подругой в Швеции, мечтал о семье и детях, но подруга в конце концов от него ушла, не видя общего будущего оттого, что брат каждую копейку отправлял своей семье, мечтая вытащить ее. Дальше были многочисленные истории, как тайно отправили девочек в набитом беженцами грузовом отделении корабля, и они чуть не умерли. Как пытались отправить с невероятно жестокими контрабандистами мальчишек с матерью, но их перехватили и из Эстонии депортировали обратно в Россию. В бурлящей Москве начала 90-х подростки сидели перед телевизором, не выходя из квартиры, поскольку это было опасно, и просто сходили с ума. В результате Амина одного удалось нелегально отправить в Данию, но там он должен был сказать, что сирота, чтобы его не депортировали. И с тех пор всю свою жизнь герой скрывал ото всех, что семья его жива, опасаясь высылки, то есть с юности жил в страхе и как будто был кем-то другим, не собой, что сильно его травмировало. И только теперь для фильма он решил рассказать свою историю открыто с начала до конца.
Вторая линия истории состоит в том, что Амин с детства ощущал свою гомосексуальность, хоть и не совсем понимал, что это значит (удивление и радость, что его семья это приняла). И драматический сегодняшний сюжет состоит в том, что Амин и его давний партнер, датчанин, хотят пожениться и купить дом, но тревога, связанная с травмой идентичности, не дает герою остановиться и почувствовать счастье, он до сих про все время как будто бежит куда-то. И когда он получает предложение поехать на постдок в Принстон, он принимает его. Финал все-таки выглядит счастливым: поработав в Нью-Йорке, Амин возвращается к своему, терпеливо его ждущему партнеру, они женятся и покупают дом, но, честно говоря, мне кажется, что его история на этом не закончится, и страхи детства никогда не дадут ему жить счастливо.