Штутгартский фестиваль
ITFS 2025

Часть 2
Фавориты, студенты, анимадок, детское.


Кадр из фильма «La Légende du colibri» \ «The Legend of the Hummingbird», режиссер Morgan Devos
Я думала, что раз многое из программы Штутгарта удалось увидеть заранее на других фестивалях, то рассказ про самое интересное удастся уложить в один текст. Но нет, все-таки интересного много и получалось длинно, так что вот вторая часть. Начну с продолжения рассказа про основной конкурс.

«A Very Twisted Tale» \"Un Conte très tordu" французских режиссеров Catherine Buffat и Jean-Luc Greco – история про младшего брата-подростка, решившего отомстить старшему за то, что тот его всегда будит, когда поздно возвращается. У этой режиссерской пары всегда эффектный гротескный дизайн, они используют технику бумажной перекладки и в этот раз техника очень остроумно работает. Младший брат тренируется, чтобы изобразить чудовище и испугать старшего ночью. Чудовище режиссеры создают, смешивая и меняя местами фрагменты бумажной марионетки, в этом клубке из рук-ног, глаз и ушей не разберешься. Так художественный прием становится сюжетным: мальчишка потом не может распутать тело обратно, так что брату смешно, а герою не до смеха.
Кадры из фильма  «A Very Twisted Tale» \ «Un Conte très tordu» , режиссеры Catherine Buffat и Jean-Luc Greco
Фильм «Butterfly Kiss» живущей в Германии израильской режиссерки Zohar Dvir одновременно хоррор и история любви в мире, где начинается страшная эпидемия: люди превращаются в ужасных зубастых четырехглазых бабочек, заражают друг друга и улетают из города. Реальность похожа на повторяющийся кошмар и что делать, если твой партнер превратился с бабочку, а ты нет, неужели надо расставаться? Зохар делает дизайн в упрощенном кукольном 3D и эта условность помогает воспринимать историю метафорически.
Трейлер фильма «Butterfly Kiss», режиссерка Zohar Dvir
Фильм «A Night at the Rest Area» про пассажиров ночного автобуса, вышедших отдохнуть на остановке, сняла японская режиссерка Saki Muramoto. Я познакомилась с ней давно на Загребском фестивале, куда она приехала со своим студенческим фильмом. Тогда она рассказывала о своем восхищении анимацией Вани Максимова и по ее фильму, в котором действовали милейшие маленькие существа, было очевидно, что она верная Ванина последовательница. С тех пор я видела и другие ее короткометражки, она верна себе и Ване, ее фильмы всегда тихие, очаровательные и почти бессюжетные. Только в отличие от максимовских картин, в них действуют не монстрики, а какие-то более опознаваемые существа вроде антропоморфных мышек, птичек или зайчиков. Вот разве что интонация у нее отличается: она скорее печальная, в ней видна мечтательность, созерцательность и одиночество.
Трейлер фильма «A Night at the Rest Area», режиссерка Saki Muramoto.
Теперь о студентах. Что касается темы, которая стала главным сюжетом в студенческом конкурсе (и тоже не сегодня возникла), – она посвящена детско-родительским отношениям. Но в этом году больше уходит вглубь, в раннее детство, припоминая, в частности, истории разводящихся или бесконечно ссорящихся и обвиняющих друг друга родителей, и то, как это пугает малышей и лишает их чувства защищенности. Плюс другие повороты темы, связанные с детскими переживаниями оттого, что родители страдают. Эти фильмы разного качества, некоторые совсем этюдные, но видно, что тема для студентов значимая. Самым интересным в этом сюжете мне показался «Sunshower» студентки шанхайского университета Jintong Song, соединившей множество техник – предметный стопмоушн, пластилин, сыпучую анимацию в рассказе про мальчика, которого в школе унижают и одноклассники, и учителя. Приходя домой, он превращается в деревянного человечка, у которого из головы растут ветки, но такая же задавленная и замученная мама их сразу обрубает и обрывает листочки. Как становится ясно, себе она тоже обрубает ветки, чтобы не отличаться от других. Вообще, надо сказать, в последнее время молодые китайские аниматоры снимают самые пронзительные фильмы про детство, как видно, в Китае существовали довольно жесткие правила воспитания и новое поколение уже не принимает их как само собой разумеющиеся и много рефлексирует на эту тему.
Кадры из фильма «Sunshower», режиссерка Jintong Song
В фильме «Vandpyt»\ «Puddle» датских студентов из Королевской академии дизайна Mads Theodor Bonde и Maria-May Backhaus Brown, живущая с папой маленькая девочка вспоминает, как было с ним весело когда-то, а теперь замученный делами и депрессией папа, не слышит и не видит ее и даже забывает забрать из детского сада (в титрах сказано, что лента вдохновлена детскими письмами на линию доверия).
Трейлер фильма «Vandpyt»\ «Puddle», режиссеры Mads Theodor Bonde и Maria-May Backhaus Brown
Не буду рассказывать про все истории такого рода, их много. Упомяну только еще одну, про повзрослевшего героя и его отношения с мамой – «I Am A Flower».
Индонезийский студент Ariel Victor Arthanto из немецкой киношколы
Babelsberg KONRAD WOLF рассказывает трогательную и непростую историю принятия. Его герой – художник и человек-цветок, а завтра в музее, как перформанс, назначена его полная «трансформация». Накануне герой встречается с мамой, чтобы уговорить ее прийти, говорит, что ему важно ее мнение, а она смущена, сомневается в том, что сможет общаться с сыном-цветком так же, как раньше и они вместе вспоминают прошлое. Фильм оказывается продолжением разговора о родителях, которые заставляют своих детей страдать оттого, что им самим трудно. Хорошо, что выросшие дети уже тоже могут понять родителей.
Трейлер фильма «I Am A Flower», режиссер Ariel Victor Arthanto
Другие сюжеты в студенческих фильмах тоже есть, расскажу, какие из новых картин мне показались особенно интересными. Надо сказать, оберегая себя от возможных претензий чувствительных зрителей, фестиваль все фильмы сопровождает указаниями на то, что может их беспокоить от мелькающего света до болезненных или провокативных сюжетов. В большинстве случаев выглядит это несколько чрезмерно, но поскольку люди нынче и впрямь уязвимы и никогда нельзя предсказать, кому что покажется невыносимым, фестиваль старается себя обезопасить. Среди частых предупреждений: «Экстремальное насилие (физическое, психологическое или сексуальное), самоповреждение / самоубийство». Такой тэг стоит у фильма "Cycle of Violence: Puppy Please!» Felicia Bergström, студентки немецкой киношколы Babelsberg KONRAD WOLF и тут предупреждение совершенно уместно, поскольку фильм Фелисии – это концентрированный пятиминутный урок манипуляции, с отлично разработанной эмоциональной партитурой, так что прямо становится не по себе. На экране кукла, которая разговаривает со зрителем, как со своим партнером. Такой миленький розовый зайчик – может быть женщина, а может быть и нет, манипулировать могут все. Фильм начинается с того, как она\он, соблазняя, катается в клубах ваты, как в пене, а потом вдруг впадает в агрессию, обвинения и оскорбления: «не смотри на меня так! слушай меня! Мне не нужна твоя любовь!», в ярости раздирает себя, размазывая пластилиновое лицо до черепа, блюя грязной ватой. А потом вдруг останавливается, начинает плакать, просит прощения, клянется, что это больше не повторится, только не бросай. И вот это уже снова розовый зайчик. Но становится страшновато, особенно за людей, живущих с такими партнерами.
Трейлер фильма "Cycle of Violence: Puppy Please!", режиссерка Felicia Bergström
Фильм «The Party» \ «A Festa» бразильской студентки самой знаменитой американской анимационной школы California Institute of the Arts Monica Moura интересен неожиданным соединением техник. Моника рисует в 2D цветную картину детского праздника с множеством столов с едой, гостей, детей, но одинокая женщина за одним из столов каждую сцену перед собой видит как движение не людей, а условных цветных форм. И вот это движение режиссерка показывает через стоп-моушн предметов и необычную пластилиновую технику, которую называют Strata-cut animation. В ней цветные формы сложным образом создаются в виде пластилиновой «колбасы», у которой изображение видно на срезе. И, нарезая эту «колбасу» ломтиками, можно получить разные картинки, которые складываются в фазы анимационного движения. У Моники в основном это простые абстрактные этюды, но вообще это очень интересная экспериментальная техника иногда совершенно психоделическая. Придумавший ее где-то в середине 80-х годов прошлого века David Daniels тоже учился в CalArt, а теперь у него много последователей.
Трейлер фильма «The Party» \ «A Festa», режиссерка Monica Moura
«Two Point Five Stars» студентов из швейцарской киношколы в Люцерне Dario Boger, Dario Marti и Sina Lerf обаятелен прежде всего своим накручивающимся ритмом. В сюжете про девушку, сидящую на ресепшне в дешевом хостеле, к которой один за другим приходят постояльцы и новые посетители с претензиями, вроде бы нет ничего нового. Но нарастание градуса абсурда и фантастики сделано отлично и хорошо придумано разрешение ситуации: когда уже кажется ничего не поможет - толпы, крики, потоп и все рушится одновременно, впору заорать – в хостел влетает светящаяся лошадь и героиня улетает на ней в небо. А потом оказывается, что она просто вышла покурить на детской лошадке-качалке у входа в хостел.
Трейлер фильма «Two Point Five Stars», режиссеры Dario Boger, Dario Marti и Sina Lerf
Отдельно расскажу про новые анимадоки в фестивальной программе, я их коллекционирую. Кроме фильмов о том, как люди переживали освобождение от совка в венгерском конкурсном полном метре «Pelikan Blue» и в немецкой короткометражке из национальной программы «Sky like Silk. Full of Oranges», а также фильма о харрасменте «Hunting» (я о них рассказывала в первой части обзора), было еще несколько картин, в той или иной степени построенных на документальности.

В международной программе самым интересным анимадоком мне показался французский фильм режиссерок Cécile Rousset, Jeanne Drouet и Jeanne Paturle «Les filles c’est fait pour faire l’amour» \ «Girls are made to make love» сделанный самым классическим на сегодня для документальной анимации способом, то есть построенном на серии интервью по теме. Фильм «Девушки созданы, чтобы заниматься любовью» следует за социологическим исследованием сексуальности у женщин. Исследовательница задает вопросы, и гетеросексуальные женщины в возрасте от 25 до 45 лет размышляют о своем опыте взаимоотношений с партнерами, на который влияли у одной детство со строгим отцом, у другой ранний секс, у третьей что-то еще, и у всех непонимание своего тела. Но все они рассказывали о том, как шло их освобождение, обретение уверенности и понимание собственных желаний в сексе, а это происходило одновременно с осознанием себя и своих женских прав, то есть это были истории становления сильных и независимых женщин.
Кадры из фильма «Les filles c’est fait pour faire l’amour» \ «Girls are made to make love», режиссерки Cécile Rousset, Jeanne Drouet и Jeanne Paturle
В студенческой программе в фильме «Neither one nor two» \ «Né una né due» режиссерка Lucia Catalini из киношколы ISIA Urbino, использует найденный дневник 50-х годов с записями, фотографиями и выкройками своей двадцатилетней бабушки, и как будто погружается в ее молодость.
Кадры из фильма «Neither one nor two» \ «Né una né due»,  режиссерка Lucia Catalini
В экологической программе я обратила внимание на два фильма. В ленте хорватской режиссерки Jelena Oroz «No Room»\ «Nema mjesta», пожалуй, документальным был только сам пафос, вдохновивший на ее создание. Елена рассказывает о том, как в районе, где она жила, их замучили машины, занимавшие все места и даже тротуар, не давая житья. В фильме симпатичный дизайн, остроумно придумано, что машины ходят ногами и весело, что рисунок вдруг меняется на стоп-моушн с игрушечными машинками, но сам текст звучит избыточно и скучновато, даже жалко.
Трейлер фильма «No Room»\ «Nema mjesta», режиссерка Jelena Oroz
А фильм «Black Tide» \ «Pie dan lo» режиссерки с Маврикия Kim Yip Tong из тех, которые дают через рассказы людей узнать что-то новое. Это история о том, как в 2020-м году у острова Маврикий село на мель и на глазах у множества людей разломилось судно, так что начался разлив нефти, приведшей к экологической катастрофе в уникальном заливе с коралловыми рифами. Фильм построен на многих интервью, люди рассказывают, как они объединились, чтобы очистить лагуну, а режиссер, используя несколько анимационных техник, в том числе живопись маслом на стекле, особенно подходящую для изображения моря и растекшейся по нему черной нефти, находит образы катастрофы, умирающих рыб и животных, а вместе с тем всей природы, поднявшейся, чтобы помогать людям, которые проявили невиданную солидарность. И это вдохновляющие картины.
Трейлер фильма «Black Tide» \ «Pie dan lo», режиссерка Kim Yip Tong
И еще интересные анимадоки я обнаружила в национальной программе немецкой анимации. Фильм «Der Colonel und die Fotos» \ «The Colonel and His Photos» сняли три студентки Wismar University - Clara Eckardt, Paula Hahn и Lisa Müller, как первую работу LIMBUS collective. Это история произошла в 2003-м году, молодой немецкий историк искал для выставки следы выживших в Холокосте евреев из Сербии, их практически не осталось. И на свои запросы он получил письмо из Тель-Авива от сербского врача-еврея, уехавшего из Белграда перед войной. Они встретились, это был строгий полковник медицинской службы на пенсии, в его архиве было несколько фотографий семьи и родственников начала века и 20-х годов, они были крошечные, рассмотреть на них лица было невозможно, но качество старой съемки было хорошее и в двухтысячных годах историк уже смог отсканировать и увеличить фото так, чтобы узнать людей. И старик был потрясен, как многих он узнал, включая себя восьмилетнего, свою бабушку, маленькую сестру, кузенов. Все они были убиты. Режиссерки снимают анимацию как бумажную перекладку в коричневатых тонах, условный общий абрис напоминает слепые старые фотографии. И через них как в сканере при увеличении проявляются настоящие лица людей тех лет.
Кадры из фильма «Der Colonel und die Fotos» \ «The Colonel and His Photos», режиссерки Clara Eckardt, Paula Hahn и Lisa Müller.
«Life is like that and not otherwise» \ «So ist das Leben und nicht anders» студентки Lenia Friedrich - это размышление девушки, живущей по соседству с дементной столетней старушкой о старости, следы которой девушка пытается найти у себя, о замедлении жизни и потере памяти, когда кажется, что от прежнего человека ничего не осталось. Режиссерка в анимации ищет метафоры вот этой потери себя – картины разрушения, плавления, исчезновения вещей и медленно ползущей улитки. А вместе с тем перебирает альбомы с фотографиями прошлых лет, на которых госпожа Мако, ее дом и ее родные. Но старушка в разговорах с сиделкой не может вспомнить ни свой дом, ни сколько ей лет, только все время скучает по норковой шубе, которой у нее, наверное, никогда не было.
Трейлер фильма «Life is like that and not otherwise» \ «So ist das Leben und nicht anders», режиссерка Lenia Friedrich
Перехожу к последнему пункту – детской программе. Она большая и в ней немало хитов, но многое из этого я видела. В каждой программе есть один большой ТВ-спешиал и несколько короткометражек. Расскажу о том, чего не видела раньше. Поскольку хороших штучных детских мультфильмов все-таки не очень много, сейчас фестивали, где нет сериального конкурса, ставят в программу части из каких-то не широко известных хороших детских сериалов.

В двух программах для самых маленьких (4+) сериальные фильмы тоже есть. Шведский «Vems fel?» \ «Who’s Wrong?» режиссерок Linda Hambäck и Stina Wirsén, как я поняла, продолжение сериала «Кто?» с любимыми персонажами (весьма нестандартно нарисованными животными). И вот теперь эти герои выросли, у них появились водительские права, волосы под мышками, и мобильные телефоны, а также дети. И новый цикл фильмов уже про эту малышню, в которой многие тоже с характером. И о том, как вести себя в ежедневных ситуациях, которые нередко превращаются в драмы. "Кто не прав?" - история про детей, у которых сегодня в детском саду день, когда все показывают свои любимые игрушки и рассказывают о них. И вот кошечка, которая очень хотела похвастать своим супергероем, увидела у щенка единорога, который понравился ей гораздо больше. И от обиды и зависти она впала в такую ярость, что сначала разломала свою игрушку, а потом испортила единорога. Мне кажется, это хорошая идея, показать ребенка, легко впадающего в ярость и разрушение, чтобы объяснить, как успокоиться, как прощать другого и не винить себя.
Трейлер всего цикла «Vem är Vem», режиссерки Linda Hambäck и Stina Wirsén
Забавный немецко-хорватский фильм из сериала "Lena's Farm" для крошек «Der Stachel im Po» \ «A Pain in the Butt» режиссерки Elena Walf , снятый на прекрасной студии FILM BILDER. Разные ситуации из жизни зверей с фермы, симпатичный небанальный дизайн (все ассиметричное) и смешное музыкальное сопровождение, сплошь из великой классики, но в простеньких аранжировках для детей. Например, в заставке фермерша Лена выходит из дома, чтобы созвать живность и играет им на укулеле бетховенскую «Оду к радости». В зимней серии про боль в попе, ежик собирался лечь в спячку, но недосчитался одной иголки. Оказалось, что она воткнулась в попу щенку и он никак не может ее достать, но бегает от ежика, поскольку тот весь в иголках, а это теперь очень страшно.
Трейлер сериала "Lena's Farm", режиссерка Elena Walf
Еще один сериальный фильм для малышей – двадцатиминутный бельгийско-французский «Billy’s Mom» режиссеров Antoine Rota и Caroline Murrell из цикла про хомячка Билли и его друзей – сентиментальная, но милая история про то, как Билли случайно находит письмо-квест от своей давно умершей авантюрной мамы, приготовленное к его десятилетию, и не в силах дождаться, идет искать мамин подарок. (Трейлер к к полному метру о том же хомячке Билли тут.)
Кадр из фильма «Billy’s Mom», режиссеры Antoine Rota и Caroline Murrell
Из тяжеловесов в программе для дошкольников - семейный рождественский спешиал, британский (очень британский) компьютерный 3D «Tabby McTat» режиссеров Jac Hamman и Sarah Scrimgeour, снятый на знаменитой студии Magic Light Pictures, где сделаны все фильмы о Груффало, «Место на метле» и т.д. Снят он по одноименной книжке Julia Donaldson с иллюстрациями Axel Scheffler, как и фильмы о Груффало. Тут тоже очень сентиментальная история, события которой происходят в центре Лондона среди двухэтажных автобусов и красных телефонных будок и традиционно изложены в стихах. По сюжету кот с шотландским именем живет и поет вместе со своим другом уличным музыкантом. В результате несчастного случая он теряется, но находит себе новый дом и подругу-кошечку. А когда музыкант Фред в конце концов находится, приходится решать, как совместить оба дома. И в рождественские дни с Фредом уже поет котенок, сын Тэбби МакТата и кошечки, а родители приходят им погордиться.
Трейлер фильма "Tabby McTat", режиссеры Jac Hamman и Sarah Scrimgeour
Простенький бельгийско-французский «The Sea Monster» \ «Het zeemonster» режиссера Frits Standaert тоже стоял в программе для малышей, но на мой взгляд был бы хорош для младших школьников. Это история об активной девочке, которую мальчишки не берут в игру, оставляя для нее пассивную роль принцессы, а ей и самой хочется быть пиратом. Сюжет в том, что девочка помогает освободиться симпатичной морской монстрихе, у которой хвост попал в щель, а та в благодарность пугает мальчишек, чтобы показать им, какая героиня боевая и смелая. В общем, женская солидарность работает.
Кадры из фильма «The Sea Monster» \ «Het zeemonster», режиссер Frits Standaert
Еще в программе для маленьких (а мне кажется, уместнее было бы в экологическом конкурсе) был фильм-клип из Катара режиссера Ibrahim Albuainain «Civilization of Equality» - монтаж кукольных микро эпизодов о животных, в которых реальные звуки, которые издают звери, складываются в общую музыку. В финале, правда, несколько патетически звучит риторический вопрос титра: «Если несмотря на различия животные могут петь вместе, почему мы не можем?», но понятно, что сегодня без патетики не обойтись.
Трейлер фильма «Civilization of Equality», режиссер Ibrahim Albuainain
Из программ для младших школьников мне больше всего нравится музыкальный немецкий «Eine kleine Pups-Revue» \ «A little Puffy Fart revue» режиссерки Meike Fehre, уверена, что детям он понравится тоже. События происходят в пригородном автобусе. Девочка пукнула, очень смутилась, но тут перед всеми объявился пук в виде маленького зеленого облачка с физиономией, возмутился, что его стесняются, сказал, что он – звезда пукального мира, всем известная художница, композитор и пукальная икона пахучей музыки и устроила целый концерт, объясняя, как возникают в кишечнике газы (кишечные бактерии подпевали) и какие есть особенно эффектные варианты пуков. Когда строгая дама с собачкой из того же автобуса сказала, что она никогда…, запукали все пассажиры, включая даму и собачку и их облачка-пуки с лицами хозяев, устроили целый концерт с песней о том, что все пукают – и президенты, и панки, - и что пуки объединяют всех!
Кадр из фильма «Eine kleine Pups-Revue» \ «A little Puffy Fart revue», режиссерка Meike Fehre
И еще три фильма из программ уже для школьников. «Reven» студентов французской киношколы ESMA Chloé Hurard, Coralie Monnier и Hugo Babey одновременно наследует давней «Позвоночной истории» Жереми Клапена и более новым «Ботинкам Луи» студентов другой французской киношколы, MoPA 3D. В фильме «Reven» в класс, где учится девочка с проблемой позвоночника (ее шея наклонена вбок) приходит новый строгий учитель и требует выпрямить шею к моменту общего фото класса. Конечно, это у нее не получается, но весь класс ее поддерживает, коллективно наклонив на снимке голову, как у нее.
Трейлер фильма «Reven», режиссеры Chloé Hurard, Coralie Monnier и Hugo Babey
Большой фильм в программе для школьников – польская «Asiunia» про злоключения маленькой девочки Ашуни во время войны, снятый режиссером Tomek Ducki по книжке Joanna Papuzińska о второй мировой войне. Я давно не видела фильмов этого венгерско-польского режиссера, который мне очень нравился (его «Łaźnia» - один из моих любимых фильмов), но была разочарована.  В описании фильма написано, что это не только трогательное кино, но и ценный урок истории, в этом, по-моему, и проблема фильма, который выглядит скорее скучновато и назидательно, чем трогательно.
Трейлер фильма «Asiunia», режиссер Tomek Ducki
И еще один фильм, который тоже уместно смотрелся бы в экологической программе – французский «La Légende du colibri» \ «The Legend of the Hummingbird» режиссера Morgan Devos, сказка о колибри, которая во время пожара в джунглях по капле заливала огонь, помогала зверям, и убедила их спасти из кольца огня медлительного ленивца с малышом. Прошлым летом, когда этот фильм снимали, я как раз побывала на студии Folimage и видела в работе фрагменты из него, силуэтные движения животных на фоне яркого огня и деревьев, это выглядело очень красиво.
Трейлер фильма «La Légende du colibri» \ «The Legend of the Hummingbird», режиссер Morgan Devos
На этом заканчиваю рассказывать о Штутгартском фестивале, впереди у меня Загребский Анимафест, куда я наконец-то поеду сама, чтобы увидеть не только фильмы, но и людей. И, конечно, напишу об этом!
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ