Штутгартский фестиваль
ITFS 2025

Лауреаты и фавориты. Часть 1

Кадр из фильма «Butterfly», режиссерка Florence Miailhe
Последний мой большой весенний фестиваль – Штутгартский ITFS 2025, он проходил с 6 по 11 мая, это один из старых (с 1982 года) и престижных анимационных фестивалей, победители которого получают Оскаровскую квалификацию. Про фильмы Штутгартского фестиваля я пишу не первый год, программа здесь большая и разнообразная, кроме традиционного конкурса есть интересные кураторские спецпрограммы и внеконкурсные полные метры, есть опен-эйр показы, кинорынок и много мастер-классов, в общем, все солидно. Но я, к сожалению, смотрю онлайн только кино, так что много интересных живых встреч пропускаю. Про кино и буду рассказывать.

Начну, как всегда, с трейлера. Фестивальный имиджевый ролик сделала команда выпускников Filmakademie Baden-Württemberg, основываясь на маленьком фильме, а также VR игре "Knubbels", который ребята сняли еще студентами во время ковида. Несколько психоделическое кино создает свой фантастический мир с существами, похожими на растения.
Трейлер ITFS 2025, "Knubbels", режиссер Ilya Lorenz Barret
Традиционно начинаю рассказ с победителей фестиваля, хотя на этот раз сделаю это коротко: о лауреатах главного конкурса я рассказывала в репортажах с предыдущих фестивалей, а по поводу прочих я, честно говоря, сильно не совпадаю с выбором жюри. Поехали.

В международном конкурсе короткометражек, который для авторских фестивалей считается главным, Гран при и 10,000 € получил фильм «Butterfly» французской режиссерки Florence Miailhe, почти классика, знаменитой своей «ожившей живописью». Фильм о легендарном пловце Альфреде Накаше, французском еврее, прошедшем через Холокост, был одним из главных фестивальных хитов прошлого года (призы и на Берлинале, в Анси и на многих других фестивалях), и в мой топ года тоже вошел. Большие фестивали редко дают призы фильмам, уже очень засветившимся на других смотрах, предпочитая открывать новые шедевры, и в этом случае вызывает уважение желание стоять на своем, даже, если это не в тренде. Фильм Флоранс Мьель (так мы эту сложную фамилию транскрибируем на БФМ) уже целиком лежит в сети, редкий случай, что победителя можно увидеть сразу.
Фильм «Butterfly», режиссерка Florence Miailhe
Специальное упоминание отдали польско-немецкому фильму «Joko» режиссерки Izabela Plucinska, об этой эффектной пластилиновой сатире по роману сюрреалиста Ролана Топора я писала в недавнем репортаже с фестиваля Anima.
Трейлер фильма «Joko», режиссерка Izabela Plucinska
В студенческом конкурсе есть промо-приз Лотте Райнегер за лучший диплом, он тоже сопровождается денежной премией 10,000 €. Его получил кукольный фильм «Qui part à la chasse»\ «Hunting» швейцарской студентки из Лозанны Lea Favre. Речь идет о студентке по имени Леа (то, что режиссерка отдала героине свое имя, я считаю обозначением документальности истории), она ищет героя для документального фильма, находит на улице немолодого человека, который ей кажется подходящим и ярким, и честно объясняет ему, что ей нужен герой. Тот сразу соглашается, но, когда они садятся в автобус, роли резко меняются и начинается агрессивный харрасмент, мужчина требует интимных встреч за подарки. И на первой же остановке испуганная Леа выпрыгивает из автобуса. Тут интересно то, что пока героиня говорит с мужчиной на улице, ее голосом озвучиваются обе стороны диалога, как будто он говорит в ее воображении. Но когда они садятся в автобус, все то время, что идет поездка, мы видим только черный экран с красной точкой «Rec» и голос на фоне гудения мотора уже совершенно другой, как будто это реальная запись, которую она делала тайно, держа телефон в кармане. Фильм обозначен в программе как анимадок и, похоже, что Леа превратила свой реальный неприятный опыт в фильм, хотелось бы узнать, так ли это, или это просто изобретательно придуманная форма «по следам».
Трейлер фильма «Qui part à la chasse»\ «Hunting», режиссерка Lea Favre
Специальное упоминание в этой категории получил фильм «Hic Svnt Dracones» (латинская фраза «тут живут драконы», написанная на древнем глобусе), снятый Justin Fayard, выпускником парижской школы ENSAD. Эффектная техника масляной живописи на стекле здесь показывает не то пустынные ледяные горы, не то облака, и в целом выглядит почти абстрактной красотой, если бы не отлично сделанный звук, создающий ощущение реальных масштабных пространств.
Трейлер фильма «Hic Svnt Dracones», режиссер Justin Fayard
В студенческом разделе программы кроме приза имени Райнигер, есть и просто студенческие награды за лучший фильм. Приз в этой категории (и 4,000 €) получила Chen Ma, выпускница магистратуры британской школы Royal College of Arts за очень яркий и декоративный абстрактный фильм «The Self and The Other», вдохновленный пьесой Сартра «За закрытыми дверями». В фильме тоже отличный звук (для абстрактного кино это половина дела), есть театральность и ощущение сцены, и есть острота, чувство опасности и борьбы. Вообще, надо сказать, абстрактных фильмов было в программе мало, но большинство из них было отличные и хорошо работали в самом программировании, давая передохнуть между сюжетами.
Кадры из фильма «The Self and The Other», режиссерка Chen Ma
Специальное упоминание в этом разделе взял фильм «Mountain Mountain»
сингапурских студентов Ben Tan и Grace Cheu, в котором две девочки-подростка едут по канатной дороге, обсуждая детские воспоминания и вообще болтая о разных глупостях.
Кадры из фильма «Mountain Mountain», режиссеры Ben Tan и Grace Cheu
В программу мультфильмов для детей, которая в Штутгарте большая (4 подборки для детей разного возраста: 4+, 6+, 7+ и 9+), вошли и уже известные хиты, и новые, очень симпатичные фильмы. А приз плюс 4,000 € к моему удивлению, получила простецкая комедия положений «Amen» группы французский студентов из École Nationale Supérieure d’Ingénieurs de Poitiers (Avril Zundel, Bettina Demarty, Kimié Maingonnat, Laurène Perego, Louise Poulain, Orphée Coutier). Это построенный на гэгах бодрый 3D анекдот о свиньях из монастырского свинарника, которым на этот раз удается избежать ножа.
Кадры из фильма «Amen», режиссеры Avril Zundel, Bettina Demarty, Kimié Maingonnat, Laurène Perego, Louise Poulain, Orphée Coutier
Специальное упоминание в этой категории получил обаятельно придуманный полу-рисованный, полу-предметный фильм молодых чешских режиссеров Martin Smatana и Veronika Zacharová «Hello Summer» про незадавшийся семейный отпуск. Фильм входил в мой анимационный топ прошлого года.
Трейлер фильма «Hello Summer», режиссеры Martin Smatana и Veronika Zacharová
И последняя международная конкурсная категория для коротких метров – экологическая. Премию Trickstar Nature плюс 7,500 € получил крошечный стоп-моушн мюзикл с поющим мусором «The Refusers» голландской режиссерки Wiep Teeuwisse. Двухминутное кино, как мне кажется, ни на что особенно не претендует, но команда хорошая, жду от нее чего-то интересного в будущем. Продюсеркой тут значится Nienke Deutz (режиссерка стоп-моушн хитов «Bloeistraat 11» и «The Miracle»), а у режиссерки Wiep Teeuwisse я особенно люблю фильм «Depart at 22» о страхе увядания, взявший когда-то студенческий Кристалл Анси, и маленький печальный документальный эпизод «As long as it takes».
Кадры из фильма «The Refusers», режиссерка Wiep Teeuwisse
В конкурсе полных метров главный приз и 3,000 € получил венгерский анимадок режиссера Laszló Csaki «Pelikan Blue» который путешествует по фестивалям целый год и весь год получает призы, причем, как мне кажется, не за артистические свойства, которые тут как будто намеренно притушены, выдвигая вперед историю, а именно за отлично сделанное исследование, базирующееся на долгих разысканиях и многочисленных интервью. Кино сделано очень просто, это в чистом виде сторителлинг с анимированной картинкой, но это история, которую действительно хочется рассказать в красках, с голосами участников, а никаких документов не осталось, так что анимация тут годится лучше всего. Фильм Ласло Чаки, как пишут, известного своей меловой анимацией, настоящий долгострой, он услышал эту историю и собирал интервью с 2011-го года, за 10 лет собрал больше 40 часов с участниками с разных сторон. Сама история отличная: 90-е годы, весь советский блок развалился, железный занавес упал, и в Венгрии границы открылись, тут бы и ехать мир посмотреть, а денег нет. И вот трое ребят придумали (и нам подробно рассказывают всю технологию), как делать поддельные билеты на поезд по Европе в любую страну, покупая самые дешевые, а потом, «отмывая» их. Пацаны объездили всю Европу, конечно, кто-то проболтался и в результате появилось огромное количество и этих фальшивобилетчиков и их клиентов, желающих вдохнуть свободной жизни. Но в целом это был не вполне бизнес, не преступная шайка, это было желание свободы, другой жизни и мечта оторваться от родителей, которые ментально оставались в совке. Фальсификаторов пытались поймать, но это долго не получалось именно потому, что они не были настоящей преступной группировкой. Кино, хоть и строится просто, но сохраняет напряжение, потому что все время в напряжении его герои, но они говорят, что поговорка «лучше перестраховаться» - идиотская, потому что ими движет как раз адреналин.
Трейлер фильма «Pelikan Blue», режиссер Laszló Csaki
В связи с историей из «Pelikan Blue» мне хочется отвлечься от лауреатов и рассказать про один короткий метр в программе, который никак не был отмечен, но произвел на меня впечатление - «Sky like Silk. Full of Oranges» \ «Himmel wie Seide. Voller Orangen», коллажный фильм немецкой режиссерки Betina Kuntzsch. Он был в программе немецкой анимации и я допускаю, что для немолодых немцев в нем не было ничего нового, но для меня это было пронзительное свидетельство рубежа 90-х и развала соцблока, показывающее нам, какие растерянные и задавленные люди вылезали из советской клетки в разных странах. Меня особенно поразило, как похожи были мы все в своих наивных мечтах, а ведь нам из СССР, страны Восточной Европы казались почти настоящей свободной Европой, нам чтобы поехать туда тоже нужно было проходить идеологический контроль, хоть и менее жесткий, чем в «капстраны». Бетина, основываясь на статьях, исследованиях (да, это уже история), а больше всего на разговорах с участниками событий, рассказывает о первых рейсах из ГДР на курорты Майорки, которые произошли весной 1990-го в период между падением Берлинской стены и объединением Германии. Билеты на самолет стоили дорого, но желающих попасть в нарядный капиталистический рай, который люди видели только на открытках из ФРГ, было очень много, никто не знал, а вдруг такое не повторится? Режиссерка строит дизайн фильма как коллаж из открыток, официальных и рекламных фото и безымянной туристической съемки того времени. А детали этого путешествия рассказываются как будто от лица одной женщины и заставляют нас понимать восточных немцев как родных и буквально утирать слезы. Вот несколько деталей: еще в самолете, когда пилот объявлял, что слева по курсу Вена, все к ужасу стюардесс, вскакивали и толпились у иллюминаторов слева, пытаясь ее увидеть. Сойдя с самолета, боялись рекламных фотографов, считая, что это фотографирует испанская служба безопасности. Фотографировали пальмы с самого аэропорта, экономили деньги, робели перед роскошеством гостиничного шведского стола, ели только включенные в путевку завтрак и ужин в отеле, и не могли себе позволить бар. Носили лучшие платья и хотели быть похожими на «настоящих» немцев, но «настоящие» видели их насквозь. Но с местными никто говорить не мог, потому что в школе учили русский. А еще были потрясены, что апельсины просто так растут на деревьях, их можно срывать и есть, будто в раю.
Трейлер фильма «Sky like Silk. Full of Oranges» \ «Himmel wie Seide. Voller Orangen», режиссерка Betina Kuntzsch.
А теперь, после рассказа о победителях, перехожу к тем не награжденным фильмам, которые мне показались особенно интересными (как всегда, фильмы, о которых я писала в блоге раньше, не упоминаю).

Как часто бывает, несколько ярких фильмов программы вдруг складываются в общую тему. На ITFS такие темы образовались и в программе короткого метра, и своя – в студенческой. В основном конкурсе таким центральным сюжетом стала проблема старости и деменции. Если вы помните, несколько лет назад был уже взрыв фильмов на эту тему ( «Голова исчезает» Франка Диона (2016) и «Незабываемо» Брюно Колле (2019) , оба они получили «Кристалл» Анси). Тогда, как мне кажется, чаще всего анимация пыталась разобраться, что, собственно, происходит с человеком, как меняется его картина мира. Проблема старости никуда не уходит, но сейчас повороты темы стали немного другие, в большей степени сосредоточенные на тех, кто вокруг, на их принятии, а чаще непринятии близких, теряющих с ними связь.

Французский фильм "Les pieds dans l'eau (Feet in water)" режиссера Eloic Gimenez Yoon рассказывает о пожилой паре, где муж ухаживает за дементной женой, превратившейся в непослушного ребенка, закапывающего в землю для цветов то будильник, то дистанционник и вообще ведущей себя активно и непредсказуемо. Эскизный черно-белый рисунок на бумаге как будто выхватывает взглядом главное в кадре, он выглядит чередой скетчей и это хорошо работает в фильме, для которого важен не законченный сюжет, а именно настроение, пойманный момент. Луи устал, с трудом сдерживает раздражение, но вдруг жена извлекает из глубин памяти какое-то смешное и нелепое воспоминание, и оно на миг выносит на поверхность ее сознания ту любовь, которая, видимо, и связывала пару долгие годы. Эта короткая минута нежности восстанавливает их связь и снова смягчает сердце Луи.
Трейлер фильма "Les pieds dans l'eau (Feet in water)", режиссер Eloic Gimenez Yoon
«It shouldn’t rain tomorrow»\ «Amanhã não dão chuva», немецко-португальский фильм режиссерки Maria Trigo Teixeira о женщине, переехавшей к состарившейся матери, которая уже не может обходиться одна. Она сидит, замерев, глядя куда-то остановившимся взглядом и как будто видит там синеву и заполняющую мир воду. В графике фильма мы видим след, оставленный движением, это делает картинку «грязной» и наполняет ее новым смыслом, так же как черты лица дочери становятся смазанными, в глазах матери, уплывающей все дальше, теряя связь с реальностью. А дочь видит в лице матери себя. Не сдержавшись, когда мать, включив все краны разом, устраивает в доме наводнение, дочь дает ей пощечину и тут же как будто получает от нее ответную пощечину, вспоминая себя наказанной девочкой. Паника, растерянность дочери - это не только невозможность принять новую реальность, но и вместе с тем предчувствие скорого расставания. Об этом еще более прямо говорит следующий фильм из студенческой программы.
Трейлер фильма «It shouldn’t rain tomorrow»\ «Amanhã não dão chuva», режиссерка Maria Trigo Teixeira
Фильм «The Shyness of Trees» большой группы студентов (Bingqing Shu, Jiaxin Huang, Lina Han, Sofiia CHUIKOVSKA, Loïck DU PLESSIS D’ARGENTRÉ, Simin He, Maud LE BRAS) из знаменитой французской киношколы Gobelins, l’école de l’image, не первое кино этой школы про старость и деменцию, видимо, студенты уже сейчас с тревогой думают о своих стариках. Хороший момент фильма, когда дочь раздраженно говорит матери: «Мне не нравится видеть тебя такой!» и мать отвечает: «Какой? Старой?». Там, где речь идет о смерти, авторы ищут наиболее точную метафору ухода близкого человека, с которым теряется связь еще при его жизни. В фильме «It shouldn’t rain tomorrow» мать исчезала, как будто растворившись в воде, в фильме французских студентов мать, дом которой заполнили растения и насекомые, уходит, становясь деревом в саду. Фильм этот уже лежит в сети целиком (там можно даже открыть панель с комментариями студентов во время премьерной трансляции).
Фильм «The Shyness of Trees», режиссеры Bingqing Shu, Jiaxin Huang, Lina Han, Sofiia CHUIKOVSKA, Loïck DU PLESSIS D’ARGENTRÉ, Simin He, Maud LE BRAS
И еще один фильм из международного конкурса, тема которого связана уходом стариков из мира реальности – кукольная картина американца Sean Pecknold «Tennis, Oranges», где герой, уставший больничный робот-пылесос,  бросает работу и берется помогать в пустом комьюнити-центре одинокому старому кролику, бывшему танцору. Робот возит и кружит его, уже не способного танцевать, и старик перед смертью взлетает, отправляясь в страну своих грез.
Трейлер фильма «Tennis, Oranges», режиссер Sean Pecknold
Фильмов из России в этом году в фестивальной программе не было, но то, что можно было бы назвать «русским следом» - было. Фильм Саши Свирского «Dull Spots of Greenish Colours», снятый в Германии с немецкими продюсерами – это рефлексия на нашу жизнь недавних лет, на то, как иллюзорное счастье было уже как губка накачано болезнетворными спорами, которые распространяли медиа, и размышление о том, как надежда на будущее исчезала по мере того как меняли прошлое. Сашин фильм движется как будто тремя не сливающимися мрачными потоками: в визуальном идет перетекание лиц и фигур, переплавляющихся в невнятную массу, похожую на булькающую кашу, в которой снова всплывают и тонут опрокинутые лица, телефоны с мелькающей новостной лентой, зеленые человечки, разрушенные дома. Напряжение этого тревожного потока усиливается музыкой Андреаса Вернера, ее скрипами, стуками, техническими шумами, нервным щебетом радиоголосов, резкими перепадами. И поверх всего идет прочитанный по-английски Сашин поэтический монолог, который он читает с монотонным отчаяньем, как будто сам себе пытается объяснить, что случилось.
Трейлер фильма «Dull Spots of Greenish Colours», режиссер Саша Свирский
В студенческом конкурсе был фильм «09.01.berkovich» студентки Bauhaus University Weimar Anya Ryzhkova. Фильм Аня строит на хорошо известной поэтической речи, которую прочла в качестве своего последнего слова на суде 9-го января 2023-го года театральная режиссерка Женя Беркович перед тем, как огласили обвинительный приговор. Фильм сделан перекладкой, а визуально больше всего напоминает графику художников, рисующих на судах то, что нельзя снимать. А поскольку движения там мало, то Аня делает написанный от руки перевод речи, звучащей на русском, элементом дизайна, акцентирующим главное.
Кадры из фильма «09.01.berkovich» , режиссерка Anya Ryzhkova
В международном конкурсе было несколько «звездных» фильмов, которые хотелось посмотреть независимо от призов, поскольку это интересные мне авторы. Во-первых, британец Osbert Parker, изобретательный экспериментатор, лихо играющий с коллажами и стоп-моушном, документальной съемкой и цифровой анимацией. Мы однажды показывали на БФМ его фильм «Жизнь в движении» о миграции из Африки, тогда он сделал кукол с помощью 3D сканирования и фотограмметрии реальных героев, а потом 3D печати. В Штутгарте был его новый фильм "High Street Repeat», сделанный вместе с Laurie Hill по заказу музея миграции и вместе с Лори Хилл они провели мастер-класс. Хилл и сама замечательный мастер коллажной анимации, среди ее самых известных фильмов – остроумный «Photograph Of Jesus» (2008) на основе изображений агентства Getty Images из Hulton Archive (одного из самых больших в мире архивов фотожурналистики). В фильме "High Street Repeat» в коллажной манере через то, как меняется вид главной торговой улицы они показывают историю миграции и предпринимательства, смешивая под звуки городского шума разные времена, а солидные британские магазины с маленькими лавочками мигрантов. Фильм уже лежит в сети целиком.
Кадр из фильма "High Street Repeat», режиссеры Osbert Parker и Laurie Hill
Фильм независимой японской звезды Yoriko Mizushiri на этот раз снят во Франции. Йорико знаменита своей анимацией, создающей медленным плавным движением обыденных предметов напряженную чувственность. Ее фильм «Ordinary Life» / «Futsu no Seikatsu» из штутгартского конкурса действует так же: все на легких прикосновениях, пастельной палитре, томном полусонном ритме, сновидческих сюрреалистических деталях и обязательно маленьких уколах опасности. Фильм этот, кстати, получил Серебряного медведя на Берлинале.
Кадры из фильма «Ordinary Life» / «Futsu no Seikatsu», режиссерка Yoriko Mizushiri
Голландская студия «Job, Joris & Marieke», известная своими 3D комедиями с героями, похожими на пластиковые кегли, показали на фестивале фильм на экологическую тему «Quota», саркастическую кровавую антиутопию на две с половиной минуты о том, что людям выдают квоту на выброс CO2 и когда квота исчерпана, головы у них взрываются.
Трейлер фильма «Quota», режиссура «Job, Joris & Marieke»
На этом пока остановлюсь, а во второй части блога продолжу рассказ про не награжденные, но стоящие фильмы главного и студенческого конкурса, про интересный мне анимадок и симпатичные фильмы для детей. Не переключайтесь!
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ