Блог фестиваля "Бессонница-2023"
Я всего однажды была на фестивале «Бессонница», знаменитом опен-эйре, который проходит уже десять лет на полянах и в лесах Калужской области. Мне очень понравилось, это отличное приключение, хотя понятно, что главная притягательность фестиваля не в мультфильмах, а в самой несколько хипповской атмосфере с дневными лекциями, бегающими по траве толпами детей, карнавалами, и прочими развлечениями и особенно ночным туманом, где сияют огни множества сцен и звучит музыка. Но мультфильмы становятся центром, который все это собирает и придает смысл уикенду на природе. Не говоря о том, что для любителей анимации видеть новое кино на гигантских экранах, сидя на траве, когда ослепительные лучи проекторов прорезают туман – это особое впечатление. Слоган «Ночью самый яркий свет» - как раз об этом.

Сегодня «Бессонница» осталась практически единственным полностью независимым анимационными фестивалем в стране, ей не нужна даже аренда кинотеатральных площадок и значит здесь в конкурсе имеют шанс появиться зарубежные фильмы, которые не дадут государственным смотрам. Поэтому мне особенно хотелось посмотреть программу этого года, спасибо, что организаторы фестиваля помогли. Список фильмов выглядел солидно, тут надо сказать спасибо за селекцию артдиректору фестиваля Павлу Шведову. Были и хиты прошлого года, которые не успели к прошлому фестивалю, как «Амок» (реж. Balázs Turai) , «Сексуальная жизнь бабушки» (реж. Urška Djukić, Émilie Pigeard), «Обратное сальто» (реж. Nikita Diakur), «Дом потерь» (реж. Jinkyu Jeon), «Птица на полуострове» (реж. Atsushi Wada) и еще несколько, почти все они получили призы «Бессонницы». Были и успешные новые фильмы, только в этом году начавшие путешествие по фестивалям, о многих из них я тоже уже писала: получившая Гран при «Electra» Дарьи Кащеевой, «Ожидание» (реж. Voker Schlecht), «Семейный портрет» (реж. Lea Vidakovic), самые яркие студенческие работы «Над облаками» (реж. Vivien Hárshegyi) и «Человеческие ресурсы» (реж. Trinidad Plass Caussade, Titouan Tillier, Isaac Wenzek), лучшие картины для детей: «Прочь, Альфред» (реж. Arnaud Demuynck, Celia Tisserant) и «Принцесса-баклажан» Дины Великовской. Многие из них тоже попали в призовой список. Вообще, состав жюри был хороший (режиссеры Нина Бисярина, Варя Яковлева и Александр Черногоров, композитор Алексей Просвирнин, кинокритик и продюсер Мария Терещенко) и решения очень адекватные, особенно я рада за Надю Гольдман с фильмом «Полынь-25», которую прокатили в Суздале, а на «Бессоннице» наградили за лучший фильм национального конкурса.

Практически все фильмы-призеры и главных фаворитов фестиваля я уже видела, о них писала раньше, но все же остались интересные картины, о которых хочется рассказать. Некоторые из них получили дипломы, некоторые – ничего, но все равно стоят разговора.
Победитель конкурса заставок «Бессонницы—2023», режиссер Егор Веселов
Начну, как всегда, с заставок, для которых у «Бессонницы» есть отдельный конкурс. На youtube канале фестиваля выложены пять фильмов-победителей и семь фильмов, заслуживших специальное упоминание. Причем тут лучшие заставки – многодельные, длинные (около одной минуты), с целыми развернутыми историями, строящимися на специфике и атмосфере места. Больше всего они напоминают ролики студентов школы Гоблен в программе Анси, разрабатывающие главную тему текущего фестиваля. Вот главные победители конкурса заставок.
Победитель конкурса заставок «Бессонницы—2023», режиссерки Кристина Ряпосова, Женя Орехова. Animation School
Победитель конкурса заставок «Бессонницы—2023», режиссерки Надежда Шовкун, Саша Водолажченко, Анастасия Макарова. Animation School
Победитель конкурса заставок «Бессонницы—2023», режиссерка Мария Морозова
Победитель конкурса заставок «Бессонницы—2023», режиссерка Аня Достоевская
А теперь о фильмах, которые мне кажутся стоящими разговора. На «Бессонице» фильмы вполне традиционно разделены на конкурсные категории, разве что с несколько витиеватыми названиями. Международный конкурс короткого метра называется «Профнастил». В этой категории из того, что я не видела, больше всего мне хотелось посмотреть бельгийский фильм «The Miracle» режиссерки Nienke Deutz, когда-то поразившей всех своим дебютом «Bloeistraat1, 11» (2018). Отличная история непрочной подростковой дружбы была снята в изобретенной Нинке смешанной технике: в трехмерной среде действовали двухмерные герои, нарисованные на целлулоиде, их прозрачные тела говорили о детской хрупкости. В «Чуде» Дейц использует ту же технику, но смысл ее становится другим: тут рассказывается о сорокалетней женщине, приехавшей в курортную гостиницу под названием «Чудо» по системе «все включено» и постепенно понимающей, что она тут чужая, здесь все рассчитано на молодые большие семьи с детьми и беременных женщин. Глядя на женщин, Ирма внезапно начинает видеть плавающих в их прозрачных животах младенцев, осязаемых, как резиновые пупсы, и испытывает неловкость и напряжение. Так мы понимаем, что сама она одинока и бездетна и оказаться в окружении гомонящей малышни и беременных – не то, о чем она мечтала в отпуске. В какой-то момент героиня уже не видит женщин, а видит только парящих в пустоте младенцев, эти видения преследуют ее повсюду и становятся невыносимыми. «Чудо» - хорошее кино, с точной драматургией, но не такое открытое зрителю, как «Цветочная улица, 11», поэтому мне кажется, что пока его не очень разглядели на фестивалях.
Трейлер фильма «The Miracle», режиссерка Nienke Deutz,
Еще один фильм, который я была рада увидеть в программе - «Ааааа!» французского режиссера Osman Cerfon, всегда парадоксального и неожиданного в своих историях, к тому же яркого ироничного художника. Я особенно люблю его фильм про подростка, открывающего для себя что-то про ушедшего из семьи отца "I'm going out for Cigarettes"(2018). «Ааааа!» — это смешное кино, в котором нет никакого сюжета, кроме изумления автора тем, что дети все, что угодно могут выразить воплем «Ааааа!». И поэтому его кино полно зубастой малышни, которая смеется, боится, требует чего-то, возмущается, ссорится, дерется, поет, мучает других и мучается сама и просто так, без повода, лишь бы выдохнуть застоявшуюся в школе энергию, носится взад-вперед и орет «Ааааа!». В титрах трогательно упомянуто, что в фильме использованы голоса второго класса средней школы из Воланса.
Трейлер фильма «Ааааа!», режиссер Osman Cerfon
Фильм хорватского мастера Vuk Jevremovic «11», поэма о футболе, посвященная пенальти, – изобразительно невероятно изощренное кино. Возможно, там есть что-то, понятное только футбольным фанатам, но для остальных прежде всего – это песнь самой анимации, одушевленному движению и мастерству художника. Легкой графике и пастозной живописи, коллажу и растекающейся по холсту краске, текстурности материалов и бесконечным превращениям: вратарю-пауку, игроку, снимающему голову с плеч и играющему ею, змее и крылатой богине. Футбол – это серфинг на волне и протуберанцы огня на солнце, пастухи в горах, бои, советы старейшин – все на мгновение превращается из одного в другое и тут же летит дальше.
Трейлер фильма «11», режиссер Vuk Jevremovic
И еще один фильм, заинтересовавший меня в профессиональном конкурсе – чешско-британский «Salvation Has No Name» режиссера Joseph Wallace. Здесь используется прием "театра в театре": премьер труппы обращается к публике с морализаторской речью о согрешившем священнике, а потом этот сюжет разыгрывают на сцене. Но в финале действо выходит из-под контроля и актриса, играющая чернокожую беременную беженку, затравленную жителями деревни, протестуя, выходит из роли в реальную жизнь. (Тоже вполне традиционный театральный ход в духе пиранделловских «Шести персонажей в поисках автора»). Фильм этот уже есть целиком в сети, так что я скажу о нем немного. Мне прежде всего в нем нравятся грубоватые деревянные куклы, похожие на антропоморфных животных и сделанные вполне в духе чешской театральной традиции. И в целом пафос сегодняшнего дня с осуждением обывателей, не принимающих чужих, тоже мне близок. Скорее меня смущает режиссерский ход, где главные герои рассказывают о событиях с позиции гонителей, а все действие выглядит как защита несчастных гонимых, отчего сюжет лишается всякой сложности и становится плакатом с осуждением ханжества в школьно-назидательном духе. Посмотрите сами.
Фильм «Salvation Has No Name», режиссер Joseph Wallace.
Теперь об интересных фильмах международного конкурса «Дебютория», в который входят и студенческие, и дебютные фильмы. Надо сказать, список дипломов фестиваля практически весь состоит из картин этой категории. Одна из них – «Ее электрический свет» Насти Лисовец, ее диплом в Вышке, почему-то раньше не появлявшийся на фестивалях. Очень симпатичное кино с разветвленным абсурдным, фантастическим и в то же время ироническим сценарием. История о девочке, которой бросили в окно записку «ты - святая», а она поверила. А дальше героиня размышляет, как отреагируют родители, когда она им сообщит, что она святая и как сложится ее дальнейшая жизнь, полная чудес и самоограничений. На самом деле трудно понять, действительно ли с героиней что-то происходит, или все ей только представляется, и поскольку фильм уже лежит в сети, каждый сможет это решить для себя сам. Мне очень нравятся в этом фильме его безумные персонажи: соседка, трехглазая ясновидящая, собачка, но больше всего – сама легкая и как будто необязательная интонация, выразительная и комичная графика «почеркушек» и быстрые смены ситуаций и обстоятельств, внезапных, не нуждающихся в прямой логике и будто просто промелькнувших в голове героини, взволнованной своей святостью.
Фильм «Ее электрический свет», режиссерка Анастасия Лисовец
И еще одна, я бы сказала «бывшая наша девочка» в программе - Катя Михеева (Katya Mikheeva), радовавшая всех, пока училась в Вышке. Теперь она закончила французскую киношколу La Poudrière с дипломным фильмом «In the dance», соединившим две катины любови – анимацию и танец. Это бессюжетное кино о движении, его герои - собравшиеся на треннинг танцоры фристайла. У каждого из них свой характер и он виден именно в пластике – лиц у танцоров нет. В водовороте движения общий танец превращается в абстракцию из ярких пятен и в то же время Катя говорила, что ее коротенький фильм – отчасти документальный, она строила образы танцоров на основе видео ее танцующих друзей, создавая свой банк движений для каждого.
Трейлер фильма «In the dance», режиссерка Катя Михеева.
В который раз за последнее время восхищаюсь выпускниками венгерской школы MOMA. И вот очередной дипломник, Domonkos Erhardt с дизайнерски стильным фильмом «From the Corner of my Eye», похожим на линогравюру блеклых цветов в ретро духе. И с хорошей маленькой историей о человеке, увидевшем за окном автобуса сказочную женщину и в мечтах за пару минут прожившем с ней целую романтическую жизнь, а потом обнаружившем, что она сидит рядом и просто отражается в стекле.
Трейлер фильма «From the Corner of my Eye», режиссер Domonkos Erhardt.
Фильм дипломника израильской главной киношколы Бецалель Tom Koryto Blumen «Friendly Fire» работает с важной для общества темой противостояния израильтян и палестинцев, используя как символ, охраняемую солдатами стену, разделяющую Израиль и Палестину. Вокруг этой стены снято очень много и документального, и художественного кино, и анимации, так что Том не был первым, но придумал свой ход. Он взял историю о том, как игра в футбол между израильским солдатом и палестинским мальчиком превращается в почти настоящую войну после того, как поддержать одну сторону прибегает еще несколько мальчишек, а другую – несколько солдат с карикатурно злобным офицером. За солдатами стоят ружья и пушки, стреляющие красными мячами, силы изначально не равны – режиссер в этом конфликте как вся левая израильская интеллигенция стоит на стороне Палестины. Но интересен тут не сам плакатный сюжет, а то, что всю анимацию он нарисовал на этой самой стене с колючей проволокой и это весьма выразительно.
Трейлер фильма «Friendly Fire», режиссер Tom Koryto Blumen.
Французская дебютантка Adeline Faye сняла загадочный и поэтический фильм «Whale's song» о том, как люди однажды обнаружили посреди города израненного умирающего кашалота, который загородил все пути, не давая им идти по своим делам. Кашалота видит девочка, она слышит музыку, раздающуюся из его чрева и как зачарованная отправляется внутрь кита. А темное стихотворение, которое перед тем она безуспешно пыталась выучить к школе (стихи Céline Maltère) вдруг превращается для нее во что-то вроде мантры или шаманского заклинания. С этими стихами и звучащей вокруг музыкой она путешествует по всему организму кита и люди на площади тоже как завороженные повторяют песнь кита, приникая к его огромному телу и проникая внутрь его. И раны кита затягиваются.
Трейлер фильма «Whale's song», режиссерка Adeline Faye
И еще любопытный для меня, интересующейся документальностью, фильм «Sunset Singers» немецкой дипломницы гонконгского происхождения Jessica Poon. Режиссерка помещает придуманную милую обыденную историю о концерте немолодых певцов-любителей, на реальный исторический фон - обработанные съемки гонконгских демонстраций протеста против экстрадиции в 2019 году и их жесткие разгоны полицией и сопровождает документальным звуком. В самой истории почти ничего не происходит: героиня приехала на место концерта и гримируется, ожидая мужа, а он ехал отдельно и из-за протестов опоздал. Вообще сам этот ход используется нередко, показывая привычную жизнь людей, существующих вне политики и как будто не зная о катастрофах, которые происходят прямо сейчас. До тех пор, пока эти катастрофы сами не врываются в их жизнь. Здесь этот ход был симпатично и стилистически изобретательно сделан.
Трейлер фильма «Sunset Singers», режиссерка Jessica Poon
Что касается национального конкурса, то я писала в репортаже из Суздаля практически обо всех фильмах, показавшихся мне важными. Новым для меня на «Бессонице» был только «Крот» Алексея Сухова, кино чрезвычайно эффектное и брутальное. Еще по его первому фильму «Алиса» мы помним, что у Сухова резкая выразительная графика и любовь к остросюжетным историям, в «Кроте» эти качества даже усугубились. Кажется, из событий этого фильма можно было бы настрогать целый криминально-фантастический сериал. Его герой – шепелявый усатый и длинноволосый человек по имени Виктор, идет, размышляя вслух, в магазин за «Кротом» - жидкостью для прочистки труб. В результате несчастного случая он теряет память, находит в кармане записку от жены со словом «крот» и решает, что крот – это он. И это только зачин. Дальше чего только ни происходит, все весьма дикое и безумное, претендентов на растерянного крота оказывается много и события происходят все фантастичнее.
Кадр из фильма «Крот», режиссер Алексей Сухов
Ну и напоследок – о претендентах на приз в категории «Музыка Ночи» за лучший анимационный клип. У меня, честно говоря, в этом конкурсе явных фаворитов не было, но, поскольку практически все уже есть в сети, покажу вам самое яркое. Награду получило лирическое видео «Day In My Dream» режиссера Pei-Hsin Cho на песню автора песни и певицы TzChien.
Клип «Day In My Dream», режиссер Pei-Hsin
Мне показался забавным клип DJ Piper «RIP TXL» режиссера Raman Djafari, как нам объясняют – о пятерых друзьях-подростках из берлинского округа Шпандау.
Клип «RIP TXL», режиссер Raman Djafari
Как всегда лихой и яркий фильм Dante Zaballa на песню уругвайского исполнителя Juan Wauters (Feat. Zoe Gotusso) «Milanesa al pan» о парне, ждущем любимую девушку.
Клип «Milanesa al pan», режиссер Dante Zaballa
Веселенькую джазовую композицию «Fuites Cathodiques» французского коллектива LENT, режиссер Charlie Mars превратил в нарядное шествие удивительных существ.
Клип «Fuites Cathodiques», режиссер Charlie Mars
Лирическая песня «Emily», напоминающая дворовые романсы, понравилась мне работой режиссерки YiYang Sun с картинками массовой культуры – рисунками из старых модных журналов, фильмов и др., а также игрой с печатью.
Клип «Emily», режиссерка YiYang Sun
Композиция «The Wave» австралийских исполнителей «Opalised Toucan», в режиссуре группы «Eleanor & Giovanni» рассказывает о прелестях пляжного отдыха в тот момент, когда все о нем мечтали (клип снят во время ковида).
Клип «The Wave», режиссура группы «Eleanor & Giovanni»
На этом все о «Бессоннице». До следующего фестиваля!
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ