Я всего однажды была на фестивале «Бессонница», знаменитом опен-эйре, который проходит уже десять лет на полянах и в лесах Калужской области. Мне очень понравилось, это отличное приключение, хотя понятно, что главная притягательность фестиваля не в мультфильмах, а в самой несколько хипповской атмосфере с дневными лекциями, бегающими по траве толпами детей, карнавалами, и прочими развлечениями и особенно ночным туманом, где сияют огни множества сцен и звучит музыка. Но мультфильмы становятся центром, который все это собирает и придает смысл уикенду на природе. Не говоря о том, что для любителей анимации видеть новое кино на гигантских экранах, сидя на траве, когда ослепительные лучи проекторов прорезают туман – это особое впечатление. Слоган «Ночью самый яркий свет» - как раз об этом.
Сегодня «Бессонница» осталась практически единственным полностью независимым анимационными фестивалем в стране, ей не нужна даже аренда кинотеатральных площадок и значит здесь в конкурсе имеют шанс появиться зарубежные фильмы, которые не дадут государственным смотрам. Поэтому мне особенно хотелось посмотреть программу этого года, спасибо, что организаторы фестиваля помогли. Список фильмов выглядел солидно, тут надо сказать спасибо за селекцию артдиректору фестиваля Павлу Шведову. Были и хиты прошлого года, которые не успели к прошлому фестивалю, как «Амок» (реж. Balázs Turai) , «Сексуальная жизнь бабушки» (реж. Urška Djukić, Émilie Pigeard), «Обратное сальто» (реж. Nikita Diakur), «Дом потерь» (реж. Jinkyu Jeon), «Птица на полуострове» (реж. Atsushi Wada) и еще несколько, почти все они получили призы «Бессонницы». Были и успешные новые фильмы, только в этом году начавшие путешествие по фестивалям, о многих из них я тоже уже писала: получившая Гран при «Electra» Дарьи Кащеевой, «Ожидание» (реж. Voker Schlecht), «Семейный портрет» (реж. Lea Vidakovic), самые яркие студенческие работы «Над облаками» (реж. Vivien Hárshegyi) и «Человеческие ресурсы» (реж. Trinidad Plass Caussade, Titouan Tillier, Isaac Wenzek), лучшие картины для детей: «Прочь, Альфред» (реж. Arnaud Demuynck, Celia Tisserant) и «Принцесса-баклажан» Дины Великовской. Многие из них тоже попали в призовой список. Вообще, состав жюри был хороший (режиссеры Нина Бисярина, Варя Яковлева и Александр Черногоров, композитор Алексей Просвирнин, кинокритик и продюсер Мария Терещенко) и решения очень адекватные, особенно я рада за Надю Гольдман с фильмом «Полынь-25», которую прокатили в Суздале, а на «Бессоннице» наградили за лучший фильм национального конкурса.
Практически все фильмы-призеры и главных фаворитов фестиваля я уже видела, о них писала раньше, но все же остались интересные картины, о которых хочется рассказать. Некоторые из них получили дипломы, некоторые – ничего, но все равно стоят разговора.