Фото: баннер Festival of Animation Berlin 2023
Festival of Animation Berlin – молодой фестиваль (в этом году был его седьмой выпуск), молодая и команда его организаторов, и сам набор мероприятий, которые он проводит в веселом и неформальном духе. Даже трейлер, сделанный студией dyrdee Media в стиле модной вечеринки с розовыми эскалаторами и золотыми гамбургерами, одновременно сюрреалистический и гламурный, этот общий молодежный вайб поддерживает.
Официальный трейлер FAB-2023. Cтудия dyrdee Media
У FAB в этом году были две главные локации: кинотеатр City Kino Wedding, где проходили основные кинопрограммы, и удивительное пространство в silent green Kulturquartier на месте бывшего крематория - гигантский полуподвальный бетонный зал, где в дни фестиваля располагалась выставка FAB Dimensional (кураторы Lea Brugnoli и Lukas Thiele). Международная выставка «анимации вне экрана» - кросс-медийных и интерактивных анимационных проектов - проводилась уже в четвертый раз (забавно, что два года назад, когда я была на фестивале, ее проводили тоже «близко к смерти» - в особняке при кладбище), но в этот раз, благодаря огромному залу, подсвеченному как дискотека, с лабиринтом сверкающих объектов, мне кажется, производила особенное впечатление. Поскольку там было много интерактивных проектов, например, анимация, которая возникала на экране, когда зритель играл на электронных клавишных, или анимация на полусфере, под которой можно было сидеть и приближать-поворачивать картинку с помощью рычага, или возможность проехаться по Берлину 2037 года, сидя в VR -шлеме на велосипедном тренажере, а также многое другое, все можно было трогать и всюду бегать, публика сразу сообразила, что сюда можно приходить с детьми, даже совсем маленькими, и все фестивальные дни тут гудела толпа народа и шныряли малыши.
Выставка FAB Dimensional в бетонном зале silent green Kulturquartier на месте бывшего крематория (фото автора)
В остальном внеконкурсные активности, мастер-классы, фестивальные встречи и др. были вполне традиционными, из особенного кроме выставки, пожалуй, был анимационный челлендж «CountDown!», где участникам предлагалось за 48 часов сделать мультфильм до 3х минут на заданную тему и победителям даже полагались денежные призы – 1000, 600 и 400 евро, их вручили на закрытии фестиваля.

Набор конкурсов на FAB тоже классический: международные - профессиональный и студенческий короткий метр, мультфильмы для детей и прикладная анимация. Плюс – конкурс полнометражных фильмов. И национальный конкурс короткого метра. Так что, как всегда, расскажу о тех фильмах из конакурса, которые кажутся мне интересными, но я о них не писала прежде.

Начну с главного - международного конкурса профессиональных короткометражек.

Победителями в нем были три фильма. Два из них получили специальное упоминание: «The Waiting» немецкого режиссера Volker Schlecht, один из лучших фильмов года, на мой взгляд, несмотря на то, что он вроде бы посвящен очень узкой теме исчезновения редких лягушек и «Rosemary A.D. (After Dad)» американца Ethan Barrett, сентиментальный и смешной фильм-размышление о том, какой будет судьба маленькой дочери автора, если отец прямо сейчас совершит суицид. Про оба этих фильма я писала в репортаже из Загреба. А вот фильм-победитель конкурса - «Sierra» эстонского режиссера Sander Joon – я впервые увидела на большом экране во время FAB, хотя, начиная с прошлого года, он без конца получает фестивальные призы. Сандер Йоон вообще отличный режиссер, он из тех учеников Прийта Пярна, которые унаследовали парадоксальное остроумие и абсурдистскую логику учителя в самых неожиданных сюжетах. Я люблю его прежние фильмы, но «Сьерра» - кино совершенно другое, хотя все лучшие свойства анимации Йоона в нем сохранились. Режиссер рассказывает нам историю, как будто фантастическую, но при этом автобиографическую. Про своего строгого отца, которого не интересовало ничего, кроме машин, маму, выращивавшую овощи в теплице, и себя-маленького, дружившего с лягушками и квакавшего с ними наперебой. О том, как отец взял его с собой на автогонки, как члена команды, и в одной из аварий на трассе, малыш намертво застрял в сменном колесе, в сущности, сам превратился в колесо (конечно, такое возможно только в мультфильме), но, чтобы не расстраивать отца, встал на место пробитого и поехал дальше. Но отец все равно проиграл. Удивительным образом в этом фильме, абсурдном и смешном, и в то же время отчаянно щемящем, совершенно нет сентиментальности. Историю своего детства, своих сложных отношений с отцом, Сандер рассказывает, не пытаясь выжать из зрителей слезу, как будто отстраненно, но не понять ее невозможно. Для меня самый сильный момент в фильме, когда отец возвращается с гонок, забыв про мальчика и переживая поражение, а мама, увидев сына в колесе, отшвыривает мужа и бросается к ребенку, пытаясь его вынуть. Но это так и не получается. Видимо, герою предстоит на всю жизнь остаться колесом от машины отца. И еще одна удивительная вещь есть в этом фильме: в качестве телерепортажа мы видим любительскую анимацию, сделанную сорок лет назад подростком Хейкки Йооном, отцом Сандера, – это стоп-моушн, изображающий автомобильные гонки. И, как мне кажется, используя этот фрагмент, режиссер показывает свою связь с отцом.
Трейлер фильма «Sierra», режиссер Sander Joon
Теперь о фильмах международного конкурса , которые не получили наград, но определенно стоят внимания. «Guilty Pleasure» польского режиссера Michał Orzechowski, о котором, я, честно говоря, раньше не слышала – невероятно эффектное, ослепительно яркое, абсурдное и совершенно сумасшедшее кино про семью, состоящую из властной матери, всегда завернутой в одеяло, как гусеница, ее мужа и двух взрослых сыновей, которых она заставляет по часам разыгрывать перед собой спектакль с песнями, танцами и настоящей перестрелкой. Сразу запоминающийся ироничный дизайн и уморительная суетливая анимация усиливают картину общего безумия, которое распространяет кровавая мамаша на свою послушную семью.
Кадры из фильма «Guilty Pleasure», режиссер Michał Orzechowski
«The Pink Jacket» молодой, но уже известной португальской режиссерки Mónica Santos сделан в неожиданном жанре сатирического полит-мюзикла. Моника знаменита своей работой со стоп-моушном, но прежние ее призовые фильмы были сделаны вдвоем с Alice Guimarães (история расставания «Amélia & Duarte» и стильный нуар «Entre sombras \ Between the Shadows»), а на этот раз она работала одна. Моника сыграла на значении фамилии Антониу Роза Казаку — известного португальского инспектора политической полиции, участника репрессий времен тоталитарного «Нового государства» в Португалии. Она назвала свой фильм «Casaco Rosa» («Розовый пиджак») и сделала розовый пиджак героем этого мюзикла про злодея и обманщика, «у которого всегда есть что-то в рукаве». И вся метафорика фильма, где героями стали предметы одежды, на этой одежной теме и построена, а пытки ассоциируются с тем, как оппонентов режима зашивают и распускают, мочат в специальных составах и прижигают утюгами, тут действуют ножницы, булавки, вешалки и так далее. И все это сопровождается детским хором, поющем о «Розовом пиджаке». А в финальных титрах сказано, что после Революции гвоздик в 1974-м Роза Казаку бежал из Португалии, но несмотря на подтвержденные преступления, так никогда и не был за них осужден. Кино отлично снято, но надо признать, что, видимо, в соответствии с законами жанра, да и с законами гнева тоже, которому подчиняется этот фильм, он выглядит несколько прямолинейно, что понятно для темы, но проблема для кино.
Трейлер фильма «The Pink Jacket», режиссерка Mónica Santos
Фильм «Câline \Cuddle» бельгийской режиссерки Margot Reumont начинается как множество фильмов про счастливое детство: девушка приезжает в дом отца в сельской местности, чтобы разобрать вещи перед ремонтом, и вспоминает, что было с ними связано: малышовые шалости со старшим братом, любящих родителей и т.д. Милая легкая графика, точные детали. Но чувствуется, что Колин в напряжении, ей хочется все выкинуть и скорее уехать, и постепенно мы понимаем, что это за скелеты в семейном шкафу, где мама давно не любит папу, а остается в семье ради детей и, наконец, главную травму подросткового возраста: насилие брата, от которого не смогли защитить ни мать, ни отец, ни суд, который осудил подростка, что только добавило чувство вины растерянной и испуганной девочке. История о том, как семья не смогла ни предотвратить драму, ни помочь с ней справиться потом. И теперь, слабый, оставшийся в одиночестве отец просит у дочери прощенья, что не решился тогда поговорить с ней.
Трейлер фильма «Câline \Cuddle», режиссерка Margot Reumont
«Wild & Woolly» американского режиссера Alan Jennings – симпатичное ироническое кино про дочь охотника, которая влюбилась в мохнатое лесное чудище, что, конечно, не понравилось отцу. Дальше сюжет разворачивается в том же смешном примитивистском дизайне про сложность семейных отношений, которую можно преодолеть, было бы желание. И жить в любви со всем миром добродушной лесной нечисти.
Трейлер фильма «Wild & Woolly», режиссер Alan Jennings
«ChaCha», снятый во Франции китайскими режиссерами Chenghua Yang и Shang Zhang – сочиненный с прекрасной наблюдательностью сюжет о двух китайских парах средних лет, приехавших туристами во Францию. Их характеры и манеры, их споры, ссоры и любопытство, бесконечное фотографирование и покупки, звонки родственникам и пакеты подарков, ну и вообще семейные взаимоотношения - все это очень узнаваемо, смешно и по-своему трогательно. Не удивительно, что фильм молодые режиссеры посвятили «нашим родителям».
Трейлер фильма «ChaCha», режиссеры Chenghua Yang и Shang Zhang
Полутораминутный фильм британской режиссерки Hannah Lau-Walker «Yeah I'm good thanks» - болезненное, емкое и лаконичное высказывание о сложности коммуникации. Кто-то в чате спрашивает девушку, как ее дела и что только ни крутится в ее голове, что только ни начинает она писать, пытаясь объяснить, как ей тяжело, как она растеряна, как она не может найти себя, перед тем, как ответить: «Спасибо, хорошо». Вот тут он есть целиком.
В программе было два новых для меня израильских фильма, особенно мне понравился «Temporarily Removed» режиссеров Dotan Goldwaser, фильмов которого я не видела, и Yoav Brill, которого я знаю про двум отличным анимационно-документальным картинам «Ishihara» и «Hora». Но в этот раз история у них придуманная. Главная героиня – музейная смотрительница (они, видимо, имеют в виду Музей Израиля в Иерусалиме, но на Тель-Авивский музей искусств это тоже похоже). Крупная немолодая женщина с макияжем и каменным лицом, неподвижно сидящая у стены на стуле, и глядящая с осуждением на всех, кто, по ее мнению, ведет себя неподобающе. Она сидит прямо напротив живописного триптиха с зимними мотивами и постепенно снижает температуру в кондиционере до того, что люди только заглянув в зал, убегают, дрожа от холода. По-моему, ясно, что эта женщина русская, впрочем, почти все музейные смотрители и в Музее Израиля, и в Тель-Авивском музее русские. Кондиционер ломается, из него течет вода и промокшую часть триптиха временно убирают, а героиню отправляют работать в другие залы, где она уже не полноправная хозяйка. Только на стене остается этикетка, на которой режиссеры в шутку написали свои имена (вообще, есть ощущение, что они очень веселились, когда придумывали кино). Мне кажется, лучший режиссерский ход в этом фильме – это его намеренно замедленный ритм, вернее разность ритмов, которую вносит героиня, двигающаяся очень медленно и величественно, как корабль, среди пестрой музейной жизни. Ну и, конечно, то, что в конце фильма неожиданно мы проникаемся к ней искренней симпатией.
Трейлер фильма «Temporarily Removed», режиссеры Dotan Goldwaser и Yoav Brill
Еще один примечательный израильский фильм в международном конкурсе - «Island» режиссера Michael Faust, известного по своей давней студенческой картине «Бетон» и проектам, где он участвовал как художник (включая полный метр «Легенда о разрушении» Гиди Дара, построенный на статичных картинах, которые Фауст рисовал вместе с Давидом Полонским). «Остров» — это притча о далеком южном острове, который облюбовали птицы, и за тысячи лет, благодаря птичьему помету, он превратился в залежи драгоценного гуано. Фауст рассказывает историю взлета и падения этих мест: от морских валунов к процветающей территории, на которой поселились местные племена, за ними – колонизаторы, захватившие территорию и открывшие разработки гуано, пока обескровленный остров снова не стал необитаемой группой морских валунов. Классическое рассуждение о гадкой природе человека, который все разрушает.
Трейлер фильма «Island», режиссер Michael Faust
Ну и последний фильм из профессионального конкурса, о котором я хотела сказать: «Fly» голландской режиссерки и сценаристки Patty Stenger не так давно прославившейся невероятно эффектным коллажным фильмом «See me», снятым вместе с художницей Yvonne Kroese. «Муха» - короткий, и куда менее амбициозный фильм, навеянный отношениями Патти со старенькой мамой, которая и записала голос главной героини фильма. Это история про деспотическую дочь, которая заботится о том, чтобы ее старушка-мама вела себя тихо и прилично, а веселая старушка хочет сама решать, как ей жить, ищет себе в газетных разделах знакомств пожилых партнеров, чтобы с ними выпивать, кокетничать и вести себя разнузданно. На фоне большого количества фильмов о деспотизме родителей, этот фильм выглядел очень уместно.
Трейлер фильма «Fly», режиссерка Patty Stenger
Теперь о конкурсе «New Talents: Student Animation». Награды в нем получили три фильма. Главный приз взял «The Pattern» режиссера Péter Bogyó, выпускника одной из самых продуктивных школ последних лет для авторской анимации – венгерского Moholy-Nagy University of Art and Design. Загадочный фильм ведет линии трех персонажей - мальчика, взрослого мужчины и старика (иногда мне казалось, что это один и тот же человек) в поисках желтого цветка. Зачем он им нужен, понятно не всегда и странный мир вокруг них иногда разваливается на абстрактные узоры. Дизайн тут действительно запоминающийся, в остальном не могу сказать, чтобы этот фильм был моим фаворитом.
Трейлер фильма «The Pattern», режиссер Péter Bogyó
Приз «XPPen Award» получил лирический «Small Hours» режиссерской пары Marta Sniezek и Christian Spurling из ирландской киношколы IADT, где с помощью полиэкрана показывают, как живут и что видят два человека – юноша и девушка - и только в финальных кадрах мы понимаем, что они вместе.
Трейлер фильма «Small Hours», режиссеры Marta Sniezek и Christian Spurling
И специальное упоминание взял «Above the Clouds» венгерской дипломницы Vivien Hárshegyi, о котором я много писала, ее фильм явно из лучших выпускных картин года.

В студенческом конкурсе было несколько любопытных анимационно документальных картин. Лучшая из них, на мой взгляд, «The Harbourmaster» снятая Mia Ludvigsen Henriksen и Konrad Hjemli, выпускниками норвежского Volda University College - остроумный и неглупый фильм, основанный на реальной истории об агрессивном лебеде, жившем с семьей в маленьком городке, родном городе Миа. Режиссеры вписали анимированных персонажей в реальные пейзажи и интерьеры, взяли много интервью, а главное – создали очень кинематографический характер для самого лебедя по имени Харбурмастер – мрачного, но обаятельного мачо с хриплым голосом и вечной сигаретой во рту, не умеющего сопротивляться раздражению, которое в нем вызывают идиоты вокруг. Фильм этот был показан повсюду, получил приз жюри в студенческом конкурсе на фестивале в Анси этого года, и вот уже в сети.
Фильм «The Harbourmaster», режиссеры Mia Ludvigsen Henriksen и Konrad Hjemli
«Primitive Times» снятый в немецком Filmuniversity Babelsberg KONRAD WOLF дипломником китайского происхождения Hao Yu, тоже успешное кино, оно было в программе Канн и многих других фестивалей. Тут остроумно выбран прием, наследующий «Creature Comforts» Ника Парка, только Hao Yu брал интервью у своих друзей из родного города об их работе, а отдал эти речи героям древних времен - от первобытных, сидящих в шкурах у костра, до строителей пирамид. И, конечно, самое смешное тут – это детали, которые придумал режиссер, вроде тощего голого человека, дающего интервью, спасаясь на суку от волка. Эти детали становятся комментарием к словам людей, измученных тяжкой работой, тревогой, низкой оплатой и др., словам, в которых, в сущности, нет ничего смешного.
Трейлер фильма «Primitive Times», режиссер Hao Yu
Анимадок «Phoenix» сняла иранская дипломница Mona Shams – в нем звучит множество реальных голосов иранцев, решившихся эмигрировать или уже эмигрировавших в разные страны. Сегодня это очень популярная тема, мир вообще сдвинулся с места, к этому прибавляется большая миграция из тоталитарных и воюющих стран. В фильме уезжающие предсказуемо мечтают о новой жизни, уже уехавшие тоскуют по дому, как и во многих других фильмах. В целом получился скорее среднестатистический проект, поскольку ни один герой не взят глубоко, все построено на хоре голосов, а значит на общих местах. Современный анимадок уже так не работает. Но все равно слышать все эти разговоры и узнаваемо, и болезненно.
Трейлер фильма «Phoenix», режиссерка Mona Shams
Перехожу к фикшну, впрочем, многие из этих фильмов тоже опираются на реальность. «Spring Roll Dream» – магистерский диплом Mai Vu, студентки вьетнамского происхождения из лондонской National Film and Television School. У фильма уже много призов, его премьера была в Каннах, и хотя его дизайн мне кажется грубоватым, сценарий действительно удачный. Он берет одну из важных тем эмигрантской жизни – еду. Май снимает кукольный фильм про живущую в Америке женщину с ребенком, к которой приехал из Вьетнама отец. Он хочет приготовить дочери и внуку спринг роллы по вьетнамскому рецепту, чем вызывает раздражение дочери, перешедшей на американскую еду и, видимо, через еду отрицающей свои корни. Ей кажется, что отцовская лапша буквально душит ее. Эта тема действительно чувствительная для эмигрантов, как и для сюжетов про традиции, корни и т.д., поскольку во вкусе много того, что работает на подсознательном уровне, как и в запахах (и об этом несколько лет назад тоже был «эмигрантский» фильм). В фильме «Spring Roll Dream» примирение произошло, и за ужином американизированный ребенок сам заинтересовался роллами, как чем-то экзотическим, был рад их съесть, но только с кетчупом.
Трейлер фильма «Spring Roll Dream», режиссерка Mai Vu
Фильм «Furrie» выпускницы парижской киношколы ENSAD Lucie Grannec заинтересовал меня прежде всего темой. Речь в нем идет о субкультуре «фурри» - людей, любящих антропоморфных животных, носящих костюмы таких животных и придумывающих себе виртуальную жизнь в такой роли. Фильм выглядит как набор разрозненных эпизодов о жизни и любви фурри, а заканчивается он неким общим праздником со словами о том, что в виртуальном мире фурри невозможна дискриминация, поскольку никто не знает ни твоего пола, ни расы.
Кадры из фильма «Furrie», режиссерка Lucie Grannec
«Pests» - фильм Juliette Laboria, дипломницы французской школы ENSAD. Речь идет о лете и детях, едящих фрукты за столом в саду рядом с осиным гнездом, и о борьбе детей и ос друг с другом. Понятно, что название «вредители» больше относится к жестоким детям, но главное в этом фильме – не морализаторский поворот, а само живописное изображение, соединяющее монотипию с 2D компьютерной анимацией и ротоскопом. Картинка и движение получились очень чувственные, создавая ощущение жары, сладкого сока, текущего по щекам и рукам и вообще лета. Фильм уже целиком в сети.
Фильм «Pests», режиссерка Juliette Laboria
Польский выпускник лодзинской киношколы Jakub Bożydar Dolny снял очень декоративный «Great Little Giant» по ирландской легенде, причем, судя по всему, стилизовал не столько ирландский традиционный дизайн, сколько то, как его обработали в знаменитых ирландских сказочных мультфильмах. История забавная: богатырь перекрикивается через море с шотландским соперником о том, кто из них круче, но пугается, когда оказывается, что соперник действительно гигант. И тогда жена героя подсказывает ему прикинуться собственным сыном, воинственным младенцем, и соперник ретируется, представив себе, каков тогда отец этого воина в подгузниках. Находка режиссера: соперника-гиганта он вообще не показывает, мы слышим только его голос, будто с небес, и это даже лучше объясняет испуг героя, чем, если бы в кадре появился великан.
Трейлер фильма «Great Little Giant», режиссер Jakub Bożydar Dolny

«& MORE» сняла Tsz-wing HO в School of Creative Media, City University of Hong Kong, она ученица Макса Хаттлера и видя ее работы, как и других его гонконгских студентов, только диву даешься, как Хаттлер сумел передать им свое отношение к абстрактной анимации, умение работать с ритмом и композицией. Но Tsz-wing HO определенно самая работоспособная и успешная из них, «& MORE» - по крайней мере третий ее фильм, сделанный за время учебы и обошедший, получая призы, множество международных фестивалей. На этот раз она работает с темой архитектуры, отталкиваясь от архитектуры музея M+ в Гонконге. Получилось очень стильно и медитативно.
Кадры из фильма «& MORE», режиссерка Tsz-wing HO
В конкурсе немецкой анимации предсказуемо победили два действительно отличных фильма. Главный приз взял «backflip» Nikita Diakur, который с течением времени смотрится только лучше, совсем уж превратившись в цифрового Чаплина, что показывает реакция публики, сочувствующей нелепому и неуклюжему аватару Никиты. А специальное упоминание отдали лирико-ироническому фильму «Zoon» – дипломной работе Jonatan Schwenk в Hochschule für Gestaltung Offenbach am Main. Про оба фильма я не раз писала, так что расскажу про еще одну картину этого конкурса, которая показалась мне интересной.

«Intro» режиссерки Anne Isensee – неожиданное и остроумное кино, главной героиней которого оказывается аудиодескрипторка (она же тифлокомментаторка) Симоне, описывающая для слепых и слабовидящих то, что она видит на экране. Начинается кино с показа улицы на общем плане. Машины, пешеходы, дома. Описание, которое произносит Симоне, дублируется субтитрами. Постепенно она начинает размышлять вслух о том, как что-то следует описать, потом о самом фильме, смысла которого не понимает, и вдруг замечает, что буквально все, что она говорит, становится субтитрами. Экран гаснет и Симоне от нечего делать принимается рассказывать о себе, одинокой женщине с ребенком – и ее слова опять становятся субтитрами, но только написанными ее рукой. Кино это можно рассматривать с разных сторон – и как экспериментальную работу с нарративом, и как шаг в сторону инклюзии, но мне в нем милее всего неожиданная, почти интимная встреча с случайным человеком, из тех, кого указывают мелким шрифтом в титрах.
Трейлер фильма «Intro», режиссерка Anne Isensee
Перехожу к детской программе, которую на FAB назвали «Розовая панда». В конкурсе два сборника: для дошкольников и для младших школьников. И награды в нем тоже две. Оба призовые фильма очень милые, и про тот, и про другой я уже писала. Победителем стал французско-грузинский «Franzy's Soup Kitchen», режиссерки Ana Chubinidze, а спецупоминание - у фильма немецкой режиссерки Sonja Rohleder «Somni». В целом детская программа была неплохая, но с теми же проблемами, что всегда бывает с детской штучной анимацией: очень мало действительно оригинальных историй и даже оригинального дизайна: как правило это среднестатистический модный иллюстраторский стиль и истории о том, как дети пошли погулять, хорошо провели время и вернулись домой. Почти как говорил Татарский о советской детской анимации: «зайчик пукнул, мышка его пожалела, потом пришел мудрый ежик и вместе они спели песенку». Это, конечно, прежде всего связано с огромным количеством ограничений для детской анимации, которые существуют во всех странах – все острое не рекомендуется. Ну и самоцензура тоже. Так что из двух детских программ, кроме победителей я бы назвала только три фильма. «Witchfairy» - 3D компьютерный фильм бельгийских режиссеров Cedric Igodt и David Van de Weyer. История про феечку Розмари, непослушную дочь строгой мамы-учительницы, не желающую строем учиться фейским наукам, а мечтающую веселиться с ведьмочками, которые с хохотом пролетают мимо на своих метлах. Как я понимаю, фильм сделан по книжке с тем же названием известного бельгийского иллюстратора Carll Cneut и писательницы Brigitte Minne.
Трейлер фильма «Witchfairy», режиссеры Cedric Igodt и David Van de Weyer
Второй фильм – это «Squirrel» немецкой режиссерки Julia Ocker из ее прекрасного детского цикла "Animanimals" с забавными трехминутками для самых маленьких. В «Белке» - мамаша-белка так озабочена заготовкой орехов, что отмахивается от бельчат, которые хотят с ней поиграть в мяч. Но когда она заваливает все дупло орехами так, что в панике не может среди них найти детей, они ее разыгрывают и заставляют все-таки поиграть.
Кадры из фильма «Squirrel», режиссерка Julia Ocker
«My name is Edgar and I have a cow» - это дебют чешского режиссера Filip Diviak. Фильм скучным голосом рассказывает про заурядного мужчину, у которого все как у всех, который копит деньги на быструю машину и любит поесть. Именно по этой причине однажды он идет на экскурсию на фабрику еды и с восхищеньем видит там, как корова рожает теленка. А экскурсовод рассказывает, какой из теленка получится шницель. И вот уже у Эдгара нет денег на машину, зато есть теленок и сам герой теперь ест только морковку. Вся эта история рассказывается довольно обыденно, но мне кажется, что все равно (или тем более) она должна производить сильное впечатление. И дизайн тоже выразительный.
Трейлер фильма «My name is Edgar and I have a cow», режиссер Filip Diviak
Последний конкурс, о котором я хочу сказать пару слов – заказная анимация (полные метры я не смотрела). Сначала о победителях. Главный приз в этой категории взял немецкий режиссер Raman Djafari за клип на композицию DJ Piper «RIP TXL» - сюрреалистическую и романтическую историю про пятерых друзей-подростков, выросших в берлинском районе Шпандау – приключения, любовь, первые наркотики. Кино сделано в 3D, но кажется пластилиновым, с избыточным (в соответствии с темой) и запоминающимся дизайном. Его показывали у нас на «Бессонице».
Клип DJ Piper «RIP TXL», режиссер Raman Djafari
Первое специальное упоминание отдали просветительскому проекту «PMS», который строится не столько как информационные ролики, сколько набор коротеньких высказываний художниц о предменструальном синдроме, который обычно либо замалчивается, либо считается несуществующим. В проекте есть несколько тем, на каждую из которых делают короткие ролики 12 художниц из разных стран в разных анимационных техниках. Первая тема – «табу» (тут речь идет о культурных стигмах, идее «нечистоты» и замалчивании), вторая – «телесные изменения» (прыщи, отек груди, головная боль, мешающие жить), третья – «перепады настроения», четвертая – «гармония» (эйфория и пр.). Вот тут все можно увидеть.

Второе специальное упоминание отдали этюду «Nummer 2» режиссеров Arthur Chaumay и Simon Duong Van Huyen, сделанному в компьютерном 3D о земле, которая и через миллионы лет после исчезновения человека остается могущественной и полной жизни. Такое видовое кино не моя чашка чаю, так что не могу никак прокомментировать.
Клип «Nummer 2», режиссеры Arthur Chaumay и Simon Duong Van Huyen
А мне, пожалуй, больше всего понравилась реклама швейцарского Théâtre du Passage, которую снял Antonin Niclass, недавно прославившийся (и получивший премию BAFTA) за дипломный фильм «Do Not Feed The Pigeons». Он работал опять со стоп-моушном, делая кукол похожими на маленькие игрушки с уморительным неуклюжим движением, как в «Панике в деревне», причем все эти многочисленные удивительные зрители, идущие в театр, как я понимаю, персонажи недавних премьер этого театра.
Реклама Théâtre du Passage, режиссер Antonin Niclass
Ну и конечно, не могу не сказать, что «фестиваль-микроб» «Ща7сек» присоседился и к FAB, тем более, что организующая его Надя Свирская теперь живет в Берлине. Программа в этот раз была прямо отличная, было 133 фильма из разных стран и традиционно много из России. Зал, в котором проходил показ, был небольшой, так что билеты смели сразу и пришлось делать два сеанса подряд.
Надя Свирская представляет программу фестиваля "Ща7сек"
Покажу вам своих фаворитов, которым я вручила свои призы (на самом деле их было больше, но на скорости запомнить все совершенно невозможно).
"Guilt", режиссерка Veronica Solomon
"Ja, natürlich", режиссер Sasha Svirsky
"Pockets", режиссерка Juliette Schminke
"A kiss", режиссерка Bela Unclecat
"Not the worst but still kind of annoying animation technique", режиссеры Bela Unclecat и Shahaf Ram
На этом все. Совсем скоро начинается Большой фестиваль мультфильмов, так что следующий блог будет после него. А вас зову на БФМ в кинотеатры (для тех, кто в Москве) и смотреть мультфильмы онлайн на всей территории России.
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ