В остальном внеконкурсные активности, мастер-классы, фестивальные встречи и др. были вполне традиционными, из особенного кроме выставки, пожалуй, был анимационный челлендж «CountDown!», где участникам предлагалось за 48 часов сделать мультфильм до 3х минут на заданную тему и победителям даже полагались денежные призы – 1000, 600 и 400 евро, их вручили на закрытии фестиваля.
Набор конкурсов на FAB тоже классический: международные - профессиональный и студенческий короткий метр, мультфильмы для детей и прикладная анимация. Плюс – конкурс полнометражных фильмов. И национальный конкурс короткого метра. Так что, как всегда, расскажу о тех фильмах из конакурса, которые кажутся мне интересными, но я о них не писала прежде.
Начну с главного - международного конкурса профессиональных короткометражек.
Победителями в нем были три фильма. Два из них получили специальное упоминание: «The Waiting» немецкого режиссера Volker Schlecht, один из лучших фильмов года, на мой взгляд, несмотря на то, что он вроде бы посвящен очень узкой теме исчезновения редких лягушек и «Rosemary A.D. (After Dad)» американца Ethan Barrett, сентиментальный и смешной фильм-размышление о том, какой будет судьба маленькой дочери автора, если отец прямо сейчас совершит суицид. Про оба этих фильма я писала в репортаже из Загреба. А вот фильм-победитель конкурса - «Sierra» эстонского режиссера Sander Joon – я впервые увидела на большом экране во время FAB, хотя, начиная с прошлого года, он без конца получает фестивальные призы. Сандер Йоон вообще отличный режиссер, он из тех учеников Прийта Пярна, которые унаследовали парадоксальное остроумие и абсурдистскую логику учителя в самых неожиданных сюжетах. Я люблю его прежние фильмы, но «Сьерра» - кино совершенно другое, хотя все лучшие свойства анимации Йоона в нем сохранились. Режиссер рассказывает нам историю, как будто фантастическую, но при этом автобиографическую. Про своего строгого отца, которого не интересовало ничего, кроме машин, маму, выращивавшую овощи в теплице, и себя-маленького, дружившего с лягушками и квакавшего с ними наперебой. О том, как отец взял его с собой на автогонки, как члена команды, и в одной из аварий на трассе, малыш намертво застрял в сменном колесе, в сущности, сам превратился в колесо (конечно, такое возможно только в мультфильме), но, чтобы не расстраивать отца, встал на место пробитого и поехал дальше. Но отец все равно проиграл. Удивительным образом в этом фильме, абсурдном и смешном, и в то же время отчаянно щемящем, совершенно нет сентиментальности. Историю своего детства, своих сложных отношений с отцом, Сандер рассказывает, не пытаясь выжать из зрителей слезу, как будто отстраненно, но не понять ее невозможно. Для меня самый сильный момент в фильме, когда отец возвращается с гонок, забыв про мальчика и переживая поражение, а мама, увидев сына в колесе, отшвыривает мужа и бросается к ребенку, пытаясь его вынуть. Но это так и не получается. Видимо, герою предстоит на всю жизнь остаться колесом от машины отца. И еще одна удивительная вещь есть в этом фильме: в качестве телерепортажа мы видим любительскую анимацию, сделанную сорок лет назад подростком Хейкки Йооном, отцом Сандера, – это стоп-моушн, изображающий автомобильные гонки. И, как мне кажется, используя этот фрагмент, режиссер показывает свою связь с отцом.