Большой фестиваль мультфильмов - 2025.


Часть вторая. Международный конкурс


Кадр из фильма «Промежутки» \ «Interstices», режиссер Анасс Дугдид / Anass Doujdid
Мне хочется в блоге собрать в кучку все интересное, что удалось сделать на фестивале, а то потом все забывается и иди вспоминай да ищи по углам. Одно из важных направлений, которые были на этом фестивале кроме кинопоказов, - образовательная программа. Во-первых, была собственно образовательная (деловая) программа, которую провели впервые, для этого нашли подходящее место в центре Москвы. Там провели за один день четыре дискуссии на темы, интересующие профессионалов анимации, выступления тут же транслировали и, как стало ясно, было много интересующихся, то есть такие обсуждения нужны. Вот они.
Деловая программа БФМ: Метавселенные
Деловая программа БФМ: Искусственный интеллект
Деловая программа БФМ: Образование и анимация
Деловая программа БФМ: Реклама и анимация
Я побывала на двух последних дискуссиях, про образование было очень информативно и интересно, мне только жалко было, что представителям разных школ дают так мало времени, что потом никто ничего обсудить не успевает. В результате получилось скорее представление школ. Казалось, что про анимационное образование, его проблемы и специфику можно говорить целый день и в этой области явный рост. А дискуссию про анимационную рекламу, хоть и было интересно послушать, но она показывала, что анимационной рекламы у нас почти нет и идей в этой области не много. Хорошо, что в этой дискуссии участвовал индийский режиссер Суреш Эрият, который был членом жюри международного конкурса, и по тому, что он рассказывал, было ясно, как его независимая студия может делать успешную рекламу, не отказываясь от авторского видения. Суреш как раз в этом году получает приз за призом (включая приз жюри в Анси за заказную анимацию) за свой социальный ролик «Desi Oon» об индийских пастухах и производстве шерсти.
Desi Oon – Where Wool Speaks, and We Must Listen. Studio Eeksaurus
Кроме образовательной программы, были и специальные открытые лекции для студентов и любителей, которые читали члены жюри. К счастью, большинство из них остались в записи и их теперь тоже можно посмотреть.
Онлайн лекция «Рисованные истории» режиссёра Суреша Эрията (Индия)
Открытая лекция «Михаэль Дюдок де Вит» исследовательницы анимации Андрияны Ружич (Сербия) в Большой школе анимации.
У Андрияны была и вторая лекция, про новую сербскую анимацию, в Школе бизнеса и дизайна, но ее, к сожалению, не записывали.
Встреча с художником и иллюстратором Игорем Олейниковым в Большой школе анимации.
Лекция «Уральская анимация сегодня» режиссёра Юрия Томилова в Большой школе анимации.
Теперь перехожу к рассказу о конкурсной программе. Сначала скажу о нашем сегодняшнем подходе к составлению программ. Во-первых, в конкурсных сборниках мы не разделяем профессиональную и студенческую анимацию, как это делают на большинстве фестивалей. Потому что БФМ создан прежде всего для зрителей, а им все равно, профессионал сделал кино или студент (тем более, что сегодня по умениям, особенно в цифровой анимации, студенты бывают гораздо круче профессионалов). Зрителям важно только, чтобы кино было хорошее и поэтому, распределяя фильмы по подборкам, мы отталкиваемся не от опыта, а, в частности, от возрастных рекомендаций. Но когда жюри принимает решение, оно, конечно, знает, где кино студенческое, а где снятое профессионалом, поскольку у нас разные призы для тех и для других. А во-вторых, внутри конкурсной программы, состоящей из фильмов, снятых в последние два годы, мы теперь выделяем три любимые темы, которые раньше уходили у нас во внеконкурсные сборники: экспериментальная анимация, анимадок и «женский взгляд» (анимация, снятая женщинами о женщинах и с женской точки зрения), просто потому, что знаем, что у каждой из этих тем есть поклонники, и им будет удобнее, если мы соберем интересующие их фильмы вместе. К тому же фильмы в этих подборках составляют друг для друга обогащающий контекст, показывая разнообразие подходов и взглядов.

Начну с главного, международного конкурса. Как всегда, не буду рассказывать о фильмах, о которых я писала в репортажах с других фестивалях, расскажу о том, что было интересного из нового. Одним из самых любимых публикой фильмов (а мы их определяем по зрительскому голосованию на сайте онлайн-фестиваля) оказался венгерский «Собачье ухо» \ «Dog Ear», его снял Петер Вац / Péter Vácz. Вообще, надо сказать, венгерское присутствие на БФМ было огневое, кроме двухчастной шикарной ретроспективы, удалось собрать много отличных новых фильмов в конкурсе. Петера Ваца, я думаю, многие помнят по его призовому магистерскому диплому в MOME «Rabbit and Deer» (2013) остроумному и психологически тонкому. Двадцатиминутное «Собачье ухо» тоже построено на психологических нюансах. Тут главное - перепады настроения 11-летнего мальчика, который вернулся домой из музыкальной школы, но все валится у него из рук, он не может перестать думать о вчерашней ссоре родителей. И теперь вымещает свою тоску и обиду на собаке. Фильм довольно простой по картинке – 2D рисунок с толстым контуром – все внимание Вац сосредоточил именно на режиссуре, создании атмосферы, на взаимоотношениях ребенка с собакой, которая в конце концов помогает ему своей любовью.
Трейлер фильма «Собачье ухо» \ «Dog Ear», режиссер Петер Вац / Péter Vácz.
Израильский кукольный фильм «Воскресенье» \ «Sunday» сняли три режиссера: Элки Леони Хершберг, Том Курис, Хани Домбе / Elkie Leonie Hershberg, Tom Kouris, Hani Dombe. Это метафорическая история о старике, испугавшимся встречи со своим прошлым – дочерью, которую, как видно, он бросил еще в детстве. Фильм - это путешествие внутрь себя, во время которого этот «сухарь» все же обнаруживает в себе сердце, но оказывается уже слишком поздно. Дорога по реке крови внутри сердца довольно впечатляюще сделана в стоп моушне. Кстати, прошлый, тоже кукольный фильм Тома и Хани «Оперение» / «Fledge» мы показывали в спецпрограмме на ХV БФМ и там тоже был подробный кукольный мир и метафорическая история.
Трейлер фильма «Воскресенье» \ «Sunday», режиссеры Элки Леони Хершберг, Том Курис, Хани Домбе / Elkie Leonie Hershberg, Tom Kouris, Hani Dombe.
Маленький фильм «Нырок» \ «Il tuffo» итальянца Донато Сансоне / Donato Sansone, очень продуктивного режиссера и большого выдумщика, на этот раз не смешит, а пугает метафорой того, как люди верят телевизору. Вот он целиком.
Фильм «Нырок» \ «Il tuffo», режиссер Донато Сансоне / Donato Sansone,
В крошечном фильме Вань Яи Вон / Wan Yau Wong, студентки Тайбэйского университета Ших Чжэн «Цветущий парик» \"The Blooming Wig" про одинокого охранника, разрешившего муравью ползать по своему парику и вообразившего, что там ему весело, как на карусели, меня тронула сама идея, что скрасить одиночество может даже насекомое. Рассказывая о своем фильме, режиссерка пишет, что, когда она уехала из родного Гонконга в Тайвань учиться, чувствовала себя очень одиноко. Как-то она завтракала и вдруг увидела в еде маленького таракана. Но не испугалась, а обнаружила, он может составить ей компанию. «Это заставило меня задуматься. Кто может составить компанию? Не обязательно человек, сидящий рядом. Это может быть маленькое или даже «некрасивое» существо». Трейлер тут.
Кадры из фильма «Цветущий парик» \"The Blooming Wig", режиссерка Вань Яи Вон / Wan Yau Wong
В международной программе было несколько милых клипов, все они уже целиком в сети. Самый смешной и абсурдный из них – фильм канадского режиссера Джордана Минкофф / Jordan Minkoff, снятый для песни «Dark Mystery Enigma Bird» канадской инди рок группы Nap Eyes.
Музыкальное видео «Dark Mystery Enigma Bird», режиссер Джордан Минкофф / Jordan Minkoff
В клипе «Julie» Дафны Авадиш Голан / Daphna Awadish Golan, голландско-израильской режиссерки на песню американской девичьей группы «Horsegirl», Дафна использует свою излюбленную технику с раскрашиванием сделанных на принтере низкокачественных черно-белых распечаток с видео. Она придумала этот прием еще в Бецалеле и потом использовала его для своих трех фильмов об эмиграции, где серые зернистые кадры давали ощущение старых фотографий, а яркие пятна на них ставили акценты.
Музыкальное видео «Julie», режиссерка Дафна Авадиш Голан / Daphna Awadish Golan
Фильм «Как улитка» \ «Like the snail» венгерской режиссерки Каталин Эгели / Katalin Egely снят по обаятельной композиции аргентинской группы Canticuénticos, поющей прежде всего для детей. В этом видео по песенке о том, что хорошо быть медленным, как улитка, самое симпатичное - живое рисование акварелью на бумаге.
Музыкальное видео «Как улитка» \ «Like the snail», режиссерка Каталин Эгели / Katalin Egely
В программе документальной анимации для меня самым впечатляющим был фильм «В долине ведьм нет» \ «No Witches in the Valley» израильской режиссерки Аялы Шарот / Ayala Sharot . Это сложный семейный сюжет, который мы застаем в финале у кровати умирающей старой женщины, где сидят ее сын и беременная внучка (видимо, это и есть Аяла). Мы видим прошлое этой старой женщины и ее мужа - историю молодой пары, вдохновленной романтической идеей строительства Израиля, живущей в кибуце с его коммунистически-обобществленным укладом и военизированным духом, поскольку за право жить здесь надо постоянно сражаться. Первый поворотный момент происходит, когда женщина забеременела и вопрос, рожать ли ей, выносится на общее обсуждение. Соратники говорят: сейчас не время! Врач считает, что надо: нам нужны солдаты! И после этого в воображении героини (а скорее всего ее внучки, режиссерки), разыгрывается сцена, напоминающая о фильме «Стена» Алана Паркера по Пинк Флойд, где шеренга школьников двигается в сторону мясорубки. Здесь новорожденные дети выскакивают из матерей, мгновенно становятся солдатами и идут воевать. Нарратив этот кажется мне знакомым. Второй поворотный момент, когда все же родившийся сын, еще совсем маленький, боится оставаться на ночь в большой коллективной спальне «обобществленных детей» кибуца и тайно ночью возвращается домой к маме, но она отправляет его обратно. Теперь этот выросший сын, не простивший мать, сидит около палаты, где она умирает. Сын говорит: "она ведьма!", - и отказывается примириться с ней на прощанье, хоть беременная дочь и просит его об этом. И только когда от волнения у девушки, мечущейся между отцом и бабушкой, начинаются преждевременные роды и санитары увозят ее, он находит силы, чтобы зайти к матери, проститься с ней и простить.
Трейлер фильма «В долине ведьм нет» \ «No Witches in the Valley», режиссерка Аяла Шарот / Ayala Sharot
Кстати, «В долине ведьм нет» тоже не первый фильм Аялы Шарот, который мы показывали на БФМ, в 2019-м году в спецпрограмме «Анимация о Холокосте» мы показывали ее фильм «Сломанные ветви», где анимация включалась в документальную съемку о другой ее бабушке, маминой маме, которая в 14 лет накануне Второй мировой войны оставила свою семью в Польше и отправилась в Палестину, куда родня собиралась приехать позже. Но больше она свою семью не видела – все погибли в Холокосте. А родители отца, о которых говорит ее новый фильм, как рассказывала Аяла, приехали в Израиль из Америки, не спасаясь от Холокоста, а на волне сионистской романтики.

Двухминутное кино «Нет!»\ «Nie!» сняла про опыт жизни за границей Янка Коцисек / Janka Kocisek, девушка, родившаяся в Братиславе, выросшая в Вене, а теперь поехавшая по системе студенческого обмена Эразмус из Венского университета прикладных искусств в Краковскую Академию изящных искусств. Это маленькая история про поход в какую-то бюрократическую контору к злющей чиновнице, которая не говорит по-английски и от взгляда которой пропадают все слова на местном языке. Узнаваемая ситуация для человека, становящегося особенно уязвимым в чужой стране, если не знает языка и местных правил.
Кадры из фильма Нет!»\ «Nie!», режиссерка Янка Коцисек / Janka Kocisek
Фильм «Кучу: место детства» \ «K'uchu: A childhood place» снял режиссер Алессио Дель Посо Темоче / Alessio Del Pozo Temoche из Перу. Мне кажется, я никогда не слышала об анимации из Перу, а между тем она есть. У Алессио острая графика и реальная история о перуанских событиях, о которых я никогда не слышала раньше (вообще анимадок из далеких стран для меня бесконечный источник информации из первых уст). Так вот, оказывается, в 80-х годах прошлого века в Перу действовала маоистская партизанская группировка, державшая людей в страхе и боровшаяся с правительством в стремлении создать коммунистическое государство (об этом я в интернете прочла). А Алессио рассказывает не о политике, а о людях. О том, как от террора запуганные жители сел бежали в большие города (200 тысяч семей бросили свои дома), но прошло 40 лет, и в 2020-м во время пандемии тысячи людей, потерявших работу в городах, возвращаются в родные места. И режиссер ведет свой рассказ от имени вот такого героя, ребенком вынужденного внезапно уехать из дома и теперь возвращающегося взрослым в поисках еды и убежища, вспоминая свою деревню и что с ним было сорок лет назад.
Трейлер фильма «Кучу: место детства» \ «K'uchu: A childhood place», режиссер Алессио Дель Посо Темоче / Alessio Del Pozo Temoche
Последний фильм в международной программе документальной анимации, о котором хочу рассказать – «Промежутки» \ «Interstices» режиссера из Марокко Анасса Дугдида / Anass Doujdid, он снял один из моих любимых типов анимадока – бессловесное кино, вырастающее из документации места, о котором речь – города, дома и т.д. Анасс снимает стены домов с царапинами и облупившейся краской во многих городах Марокко, с этим материалом он работает прежде всего через ритм и музыку, получается абстрактное кино. Но то, что за всеми этими линиями и пятнами есть история городов и людей, чувствуется и дает анимации новый смысл. Анасс пишет о своей работе поэтически, говоря, что это «визуальное путешествие по изношенной коже города, где поврежденные стены все еще дышат и шепчут свои немые истории. Через серию изображений, сделанных в переулках Марокко, я сплетаю визуальный ритм, который следует за трещинами и тайным сердцебиением стен, на языке, который выходит за рамки географии и проникает в память. Каждая стена хранит следы того, что было когда-то». Тут надо сказать, что мне очень хотелось получить в конкурс австрийский фильм «SKRFF», тоже работающий с уличными стенами. Там другой концепт – группа исследует в Вене одну стену, которую уличные художники покрывали муралами с 1982-го года. Взрезая краску, в которой сотни слоев, они работают как городские археологи, копающие землю, открывая один за другим разные культурные слои протестной истории. Фильм достать не удалось и поэтому я особенно рада, что в программе появились «Промежутки», предлагающий свой вариант работы со стенами города, хотя у Анасса совершенно другой подход.
Кадры из фильма «Промежутки» \ «Interstices», режиссер Анасс Дугдид / Anass Doujdid
Программу экспериментальной анимации из международного конкурса я тоже очень люблю, она показывает, насколько разнообразными бывают эксперименты. В подборке был один фильм израильтянки Наташи Рысс, «Dance Of Creation», а второй ее фильм, «Glimmer», тоже во многом экспериментальный, стоял в другом сборнике конкурса, но мы пригласили ее рассказать про оба на встречах с режиссерами российской программы, как приглашали других зарубежных режиссеров, говорящих по-русски. Вот здесь можно посмотреть и послушать эту встречу.
Онлайн-встреча с режиссёрами программы №6. Эксперимент / Анимадок
В музыкальном видео «Dance Of Creation» Наташа снова сотрудничает с Olshansky Fusion Duo, дуэтом пианистки и перкуссиониста, она эффектно играет с абстрактными формами, означающими рождение и пульсацию мира, переходящую в индийский танец. Она пробует разные техники, начиная бескамерной анимации вроде печати овощами – разрезанным огурцом, картошкой и хлебом. Видео тут.
Кадры из музыкального видео «Dance Of Creation», режиссер Наталья Рысс / Natalia Ryss
«Glimmer» на музыку Глеба Колядина тоже для Наташи уже не первая работа с композитором, в этот раз она использовала много техник, рисуя, в частности, подводные миры – капала тушью в воду, на стекло, впитывающую бумагу, рисовала на бумаге, делая потом инверсию, чтобы части подводных существ, нарисованные темным, как будто светились.
Музыкальное видео «Glimmer», режиссер Наталья Рысс / Natalia Ryss
Фильм по стихотворению Казимира Малевича «Дрова привезли» \ «The Lumber's Here» сняла Жанна Абасова \ Zanna Abasova, выпускница стамбульского университета изящных искусств им. Мимара Синана. Жанна родом из Кыргызстана, она говорит по-русски, поэтому мы пригласили ее на тот же онлайн разговор об экспериментальных фильмах из конкурса, где была Наташа. Что интересно, Жанна училась на сценографа, то есть по части анимации она самоучка, но тем не менее, не испугалась много экспериментировать с разными техниками, взяла бессюжетное стихотворение, мощную музыку Мосолова и использовала в кадре фрагменты текста – это перевод стихотворения на турецкий язык. Фильм уже целиком в сети.
Фильм «Дрова привезли» \ «The Lumber's Here», режиссерка Жанна Абасова \ Zanna Abasova
Еще один любопытный студенческий фильм в экспериментальной программе «Письмо, которое ты никогда не получишь» \ «A letter you will never get» сняли режиссеры Данило Лазович и Яна Маринович / Danilo Lazovic, Jana Marinovic из Белградского Факультета драматического искусства. Он выглядит как анимадок, но я так и не поняла, это реальная история или мокьюментари. Исходная ситуация такая: авторы на помойке нашли тетрадки студентки с литературными заданиями и пометками строгого преподавателя. Режиссеры взяли одно задание, которое выглядело, как не отправленное письмо-признание влюбленной девушки человеку, который ничего об этой любви не знает. Озвучили этот сбивчивый текст и положили его на рваную коллажную анимацию из старых журналов, иллюстрирующую скорее настроение, чем слова. Получилось симпатично и трогательно.
Кадры из фильма «Письмо, которое ты никогда не получишь» \ «A letter you will never get», режиссеры Данило Лазович, Яна Маринович / Danilo Lazovic, Jana Marinovic
Уже не первый год нам на конкурс подают фильмы ученики Макса Хаттлера / Max Hattler, немецкого режиссера-экспериментатора, много работающего с формой и абстрактной анимацией, а в последние годы преподающего в Гонконге. Студенты делают крошечные, но изобретательные и остроумные фильмы. Ну и сам Хаттлер - очень продуктивный режиссер, его фильмы бывают в нашей конкурсной программе регулярно. В этом году мы в конкурсе показывалиего бескомпромиссный фильм «Норма»\ «Norm». 16 минут игры с мелькающими полосами и кругами, для чего он анимировал таблицы линз и мониторов (людям со склонностью к эпилепсии и фоточувствительным зрителям, смотреть такие эксперименты надо с осторожностью). А кроме того, еще и звук генерируется на основе картинки в виде оптической звуковой дорожки, как делали пионеры авангардной анимации.
Кадры из фильма «Норма»\ «Norm», режиссер Макс Хаттлер / Max Hattler
Кроме того, в конкурсе участвовало два фильма гонконгских студентов Хаттлера. «Берем кирпич» \ «Take a Brick», минутное кино четырех студентов из Школы креативных медиа городского университета Гонконга (режиссеры Чу Мань Чин / Chu Man Ching, Чунь Юй Инь / Chung Yu Yin, Ли Вин Еэ / Lee Wing Yee, Тан Чи Вай / Tang Chi Wai) – это стремительная и остроумная игра с геометрией на основе стоп-моушна и фотографий камней и плитки в городской среде с вниманием к их цвету и фактуре.
Кадры из фильма «Берем кирпич» \ «Take a Brick», режиссеры Чу Мань Чин / Chu Man Ching, Чунь Юй Инь / Chung Yu Yin, Ли Вин Еэ / Lee Wing Yee, Тан Чи Вай / Tang Chi Wai
Фильм четырех более старших студентов того же института (режиссеры Ли Цзюньцин / Li Junqing, Ван Цзыци / Wang Ziqi, Оу Лань / Ou Lan, Сын Вун Сыт / Sin Wun Sit) «Textura Vitae» — это завораживающее музыкальное движение от зелени леса, к листу, а потом к клетке, погружение в глубины природы, которое выглядит как полет в светящийся туннель. В работе использовался искусственный интеллект и авторы назвали свой фильм «диалогом между технологией и биологией», причем, что интересно, в команде даже не все были с полноценным анимационным бэкграундом.
Кадры из фильма «Textura Vitae», режиссеры Ли Цзюньцин / Li Junqing, Ван Цзыци / Wang Ziqi, Оу Лань / Ou Lan, Сын Вун Сыт / Sin Wun Sit
«Вы-вы-бирай» \ «Choo, choo, choo, choose» - снова студенческое кино, его сняла Сяохань Сунь / Xiaohan Sun из Бэйханского университета в Китае. Она рассказала совсем маленькую историю о том, как девочка пошла с мамой на рынок, но очень скучала, когда мама заболталась со знакомой, и придумывала, что должно случиться, чтобы мама уже закончила болтать и обратила на нее внимание. Самое интересное в том, как режиссерка соединила рисованную анимацию со стоп моушном, рисуя на движущейся форме, складной бумажной игрушке на четыре пальца. Кино уже целиком в сети.
Фильм «Вы-вы-бирай» \ «Choo, choo, choo, choose», режиссерка Сяохань Сунь / Xiaohan Sun
И последняя программа в международном конкурсе – «Женский взгляд», фильмы, снятые женщинами, о женщинах и с женской точки зрения. Как выясняется, даже сам факт существования программы с таким подходом кого-то смущает и мне иногда приходится объяснять, зачем мы выделяем женскую тему. Причем, дискуссия идет и с теми, кто считает, что проблема надумана, гендер не важен и, составляя отдельный сборник, мы только унижаем женщин, так и с теми, кто считает, что раньше акцент на женской теме был нужен, но теперь это уже надоело, всем и так все понятно. И тем не менее, с учетом того, что сегодня в школах анимации по всему миру учатся главным образом девушки, принося в кино новые темы и сюжеты, раньше казавшиеся запретными и невозможными, кажется, что такие сборники необходимы. Проблемы, которые волнуют решительных и раскованных молодых женщин, выходят на экран и дают смелость другим женщинам – и в кино, и в жизни говорить о том, о чем они раньше говорить не были готовы. Собранные вместе, эти фильмы выглядят как содержательное высказывание, перестают казаться случайными в общем потоке, голоса складываются в хор и усиливают друг друга, придавая уверенность тем, кто их смотрит, и побуждая обсуждать то, о чем иначе бы молчали.

Из фильмов в программе «Женский взгляд» я не рассказывала раньше только о двух. «И я стану красивой» \ «And I Would Be Beautiful» французской режиссерки Матильды Жорж / Mathilde George - это узнаваемая история про девушку, окруженную рекламой стройняшек, предлагающих в два счета стать поджарой красоткой. И вот уже она стоит перед зеркалом, разглядывая свои складочки на талии, и берется за похудение с помощью всяких разрекламированных программ и таблеток, ест два листика салата на ужин, а потом впадает в тоску, ненависть к собственному телу и к тем, кто ее мучает дурацкими стандартами красоты. История не новая, но всегда актуальная, к тому же снятая легко, с юмором и пониманием предмета.
Кадры из фильма «И я стану красивой» \ «And I Would Be Beautiful», режиссерка Матильда Жорж / Mathilde George
«Моя ежемесячная борьба» \ "My monthly struggle" австралийской студентки Кристал Тай / Crystal Tai Мельбурнского королевского технологического университета – это коротенькое кино, находящее в природе визуальные метафоры для женских ежемесячных мучений – менструальной боли, отеков, раздражительности, прыщей и т.д.
Кадры из фильма «Моя ежемесячная борьба» \ "My monthly struggle", режиссерка Кристал Тай / Crystal Tai
Пожалуй, на этом я закончу, а в последней части блога расскажу о российском конкурсе, полнометражных фильмах и специальных программах
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ