Большой фестиваль мультфильмов - 2025.


Часть первая. Лауреаты.


Призы фестиваля
Закончился XIX Большой фестиваль мультфильмов, обе его части, и оффлайновая и онлайновая. Был он в этот раз какой-то особенно насыщенный, нам удалось придумать и сделать много нового, чего мы не пробовали раньше, и все это оказалось не зря, а главное, в этот раз мы как-то особенно чувствовали интерес к фестивалю, слышали, как горячо зрители обсуждают фильмы, получали восторженные отзывы. Интерес этот перелился и в онлайн – я знаю, что преподаватели анимации устраивали разборы фильмов из программы БФМ на семинарах, а студенты без конца говорили о них, смотрели онлайн-встречи с режиссерами. Было чувство, что в трудное время наш фестиваль, как дружеский дом, собирал своих, давал не только возможность думать об искусстве и говорить о интересном и важном, но и отдавал тепло, подставлял плечо, создавал ощущение тесного сообщества, а это сейчас особенно ценно. Имиджевый плакат фестиваля, который каждый год нам делает Игорь Гурович, тоже в этот раз был вопреки ожиданиям ярче обычного.
Имиджевый плакат БФМ-2025. Дизайнер Игорь Гурович
Не буду рассказывать, чего нам стоило в этом году собрать хорошую программу фильмов, главное, что это получилось, хоть и не без потерь. А список полных метров вообще получился ударным, впрочем, это не только наша заслуга, но и того, что случился особенно удачный год. Повезло.

Фестивальный трейлер мы в этом году заказали Нине Бисяриной, она придумала историю о девушке-подростке в лесу, музыку к которой написал ее сын-студент Максим Калашник, и этот лирический сюжет, так же, как и тема Урала и его природы, многое определили на фестивале.
Трейлер БФМ-2025. Режиссерка Нина Бисярина
трейлер Вконтакте: vkvideo.ru/video-10950868_456240737
Нежная девушка в шапочке, малиновка, лань, сова, все в голубоватых тонах уральских сумерек, очень хорошо смотрелись на фестивальной айдентике и мерче, Анимаша как будто участвовала во всем, бегала по сайту, птичка прыгала на ее ладони, сова летала. В начале фестиваля в Большой школе анимации открылась небольшая выставка Нины, где были эскизы к разработке трейлера, начиная еще с каких-то старых идей о малышах в лесу, которые потом с одной стороны превратились в сам трейлер БФМ, а с другой – в новый фильм, который вот-вот будет готов, про заблудившихся мальчиков. На картинках извилистые стволы и кора деревьев были сделаны в технике линогравюры, а персонажи нарисованы.
Выставка Нины Бисяриной и встреча с ней в Большой школе анимации
В последние два дня офлайнового фестиваля Нина вместе с Васей Чирковым провела по мотивам трейлера двухдневную лабораторию для аниматоров и тут все работали в технике, особенно любимой Васей – ручной перекладке на слоях, каждый делал свой эпизод о каком-то чуде, увиденном в лесу, так получился двухминутный волшебный ролик "За лесом озеро".
"За лесом озеро". Микроальманах режиссёрской лаборатории Нины Бисяриной
На фестивальной встрече со зрителями в Большой школе анимации, и на интервью, какие мы проводим во время онлайн программы, Нина тоже рассказывала о своих взаимоотношениях с природой, об окруженном лесом маленьком уральском городе, откуда она родом.
Онлайн-встреча с Ниной Бисяриной
Открывался фестиваль, как все последние годы, в самом большом кинозале Москвы, в Каро-Октябрь, беспроигрышным франко-американским «Арко»\ «Arco» режиссера Уго Бьенвеню \ Ugo Bienvenu, получившем в этом году Кристалл Анси. Это ослепительно яркое приключение десятилетних детей в фантастическом будущем, куда случайно попадает мальчик Арко из еще более далекого будущего. Лихой сценарий с неожиданными поворотами, роботами, драмой, детской влюбленностью и смешной троицей преследователей-придурков, которые сначала кажутся злодеями, а потом оказываются главными помощниками героев, плюс стремительная анимация и нарядная 2D-компьютерная картинка – все это, конечно, имело у зрителей успех, хотя наше международное жюри так и не дало этому фильму приз. В связи с «Арко» мы несколько опасались того, что главная техническая деталь фильма – полет в будущее на радуге – смутит Минкульт, но как-то обошлось. Я, честно говоря, солидарна с жюри, я люблю более артистическое кино, и такое у нас тоже было. Но понятно, что для успешного в прокате полного метра режиссеры умеряют свои артистические амбиции, а у Бьенвеню они определенно есть, вот, например, его старый фильм "Maman", снятый в паре с Kevin Manach. Совершенно другая история, никакого экшна, бытовой абсурд как он есть. Или более поздний клип на песню Antoine Debarge "Dolly.Zero", где есть уже и фантастика, и радуга и остросюжетные повороты.
Трейлер фильма «Арко»\ «Arco»Ю режиссер Уго Бьенвеню \ Ugo Bienvenu
Про другие события фестивальной жизни расскажу позже, а сейчас пора перейти к рассказу о фильмах и начну, как всегда, с лауреатов.

Главный приз в международном конкурсе полных метров на БФМ получил фильм, летом взявший приз жюри в Анси, - «Чао» \ «ChaO» японского режиссера Ясухиро Аоки / Yasuhiro Aoki, необычное кино по отношению к нашим представлениям о японской анимации. Кино про фантазийный мир, где одновременно напряженно сосуществуют люди и русалки со всей подводной живностью - это одновременно социальная сатира и романтическая сказка, актуальный экологический сюжет и призыв к толерантности. Внешняя рамка этого фильма – журналистское интервью с неким знаменитым героем, хоть мы и не знаем, что в нем особенного. Главный сюжет – это история о парне, конструкторе кораблей на мелкой офисной должности в большой корпорации, он безуспешно пытается внедрить в производство свой проект корабля, лопасти которого не будут, вращаясь, резать все живое в воде. И вдруг выясняется, что почему-то дочь морского короля мечтает выйти за парня замуж, с политической точки зрения всем это нужно, и герой, совершенно этого не хотевший, скоро обнаруживает себя женатым. Проблема в том, что жена его выглядит как большая рыба, он ее не любит и вообще не понимает, откуда она на него свалилась, зато у него теперь большие возможности. Постепенно мы понимаем, и откуда любовь русалки, и почему герой сосредоточен на безопасных для рыб кораблях, и наблюдаем развитие отношений в паре. Фильм гротескный и лихой с неожиданными поворотами сюжета. В некотором смысле эта история – современная вариация «Русалочки» не с таким романтическим зачином, зато со счастливым финалом без какой-либо помпезности.
Трейлер фильма «Чао» \ «ChaO», режиссер Ясухиро Аоки / Yasuhiro Aoki
Специальный приз жюри с формулировкой «За преодоление культурных различий через любовь, уважение и готовность услышать друг друга» получил французский фильм «Маленькая Амели и метафизика труб» / «Amelie et la metaphysique des tubes» режиссёров Майлис Валладе, Лиан-Чо Хан / Maïlys Vallade, Liane-Cho Han, получивший в Анси приз зрительских симпатий и у нас тоже восторженно принятый публикой. Он снят по мотивам автобиографического романа известной французской писательницы Амели Нотомб «Метафизика труб» - это история совсем маленькой и не совсем обычной девочки, родившейся в Японии в бельгийской семье. Для Амели, как будто почти ни на что не реагирующей, но при этом очень глубоко чувствующей, особенно важны люди, которые находят какой-то особый канал для общения с ней – бабушка и няня-японка, а то, что именно их ей предстоит потерять, кажется для ребенка катастрофой. Внутренний сюжет фильма, связанный с японской культурой, которая пытается себя сохранить через попытку остаться автономной, не делиться секретами и не привязываться сердцем к «чужим», сегодня видится особенно актуальным. И то, что японская няня в ситуации запрета все же выбирает любовь к крошечной растерянной бельгийской девочке, выглядит вдохновляюще. Кино зрительское, яркое, нарядное (для меня даже слишком), но при этом режиссеры сумели сделать его не простым, чтобы показать странность и драматизм во взаимоотношениях трехлетней крошки с миром
Трейлер фильма «Маленькая Амели и метафизика труб» / «Amelie et la metaphysique des tubes», режиссёры Майлис Валладе, Лиан-Чо Хан / Maïlys Vallade, Liane-Cho Han
А специальное упоминание жюри с формулировкой «За непохожесть в истории, в персонажах, в ощущении времени» получил дебютный полнометражный фильм Леонида Шмелькова «Непокой» и отдельная наша гордость, что в конкурсе БФМ было отечественное кино такого уровня. К тому же это кино для взрослых, что важно, - большинство наших полных метров обычно для детской или семейной аудитории. Я знаю, что у этого фильма до сих пор много проблем с озвучанием и вообще постпродакшном, так что и сам автор не считает его вполне законченным, но коль скоро «Непокой» начал свой путь по фестивалям и на БФМ произвел на зрителей огромное впечатление (пришлось даже устраивать дополнительный сеанс), а видевшие его без конца обсуждают и разгадывают, говорить о технических проблемах не буду.

Для меня «Непокой» - безусловный фаворит конкурса и вообще одно из главных впечатлений фестиваля. Он, как все последние короткометражки Лени, - загадочный, абсурдный, ироничный, сбивающий с толку, а вместе с тем это жанровое кино, триллер, где концов не найдешь, а в каждом кадре, как в квесте, спрятан знак для внимательных, дающий подсказку к дальнейшему движению. Это история про странную, затерянную in the middle of nowhere гостиницу с комичной и в то же время опасной вкрадчивой хозяйкой, где есть полеты, смерти, исчезновения в темных гостиничных коридорах, где дикие и фантастические события выглядят буднично, а жизненная петля постоянно возвращает героя в то же место, не дает уехать, вырваться и как будто ведет к смерти. Леня сложно придумывал технику, она напоминает ротоскоп, и правда, там в основе есть видео, но у режиссера была задача - отказаться от бездумного повторения, все время держать у аниматоров мозги включенными, поэтому все перерисовано, в каждом персонаже смешаны разные актеры и разные съемки. Тут мало цвета, чем-то "Непокой" напоминает о фильмах нуар, остросюжетное кино с тайной, которая так и не будет разгадана, а еще это затягивающий сон, из которого невозможно выбраться. К тому же главный герой фильма Яша, попадающий в этот параллельный мир, говорит голосом Лени, поэтому и мне кажется, что это он сам, и он видит себя человеком, попавшим в вязкую, не отпускающую как болото и пугающую реальность. И Яша\Леня – единственный нормальный человек в этом безумии, пытающийся как-то сохранить себя в здравом уме и реагирующий адекватно в сошедшем с ума мире. А еще "Непокой" - это и про внутренний непокой, постоянную тревогу, про человека, заблудившегося в себе самом.
Трейлер фильма "Непокой", режиссер Леонид Шмельков
После показа фильма на фестивале, во время БФМ-онлайн мы устроили интервью с Леней, я задала ему множество вопросов, теперь наш разговор выложен в сети, так что можно услышать все ответы: про актеров и аниматоров, про зайцев и тигра, про бегунов и мух, про смерти и превращения, про биллиардные шары с номерами комнат, танцы и Воронеж.
Онлайн-встреча с Леонидом Шмельковым
Теперь о победителях в международном конкурсе короткометражных фильмов. Этот рассказ будет коротким поскольку почти обо всех этих отличных фильмах я писала в репортажах с европейских фестивалей этого года.

Гран при за лучший анимационный фильм фестиваля получил один из моих самых любимых фильмов года, нежные «Ночные сапоги» / «Les Bottes de la nuit» французского режиссёра Пьера-Люка Гранжона / Pierre-Luc Granjon. Кино снято в редкой технике игольчатого экрана, изысканно работающего со светом и тенями, что изумительно смотрится в истории, происходящей в ночном лесу на берегу озера, залитого лунным светом. Мне это кино кажется маленьким шедевром, не только благодаря технике, но и из-за ощущения тихой любви, которая льется с экрана. Я вообще большой поклонник Гранжона, всегда помню его грустный фильм «Белый волк» , который почти 20 лет назад произвел на меня сильное впечатление. А о «Ночных сапогах» я не раз писала, так что не буду повторяться.
Трейлер фильма «Ночные сапоги» / «Les Bottes de la nuit», режиссер Пьера-Люк Гранжон / Pierre-Luc Granjon
Приз за лучший студенческий фильм получила картина, о которой я тоже писала – «Городской дуэт» / «Urban duo» китайского студента Хунъюй Юэ / Hongyu Yue, из Tongji University с профессиональной лихостью сделавшего в цифровом 3D в духе вертящихся кубиков Рубика историю об отце и сыне, по-разному живущих в шанхайском знаменитом старом доме Лонгчан.
Трейлер фильма «Городской дуэт» / «Urban duo», режиссер Хунъюй Юэ / Hongyu Yue
Награда за лучший фильм для детей ушла (к моей радости) фильму «Заноза в попе» / «Der Stachel im Po» немецкой режиссерки Елены Вальф / Elena Walf, на мой взгляд одному из лучших детских фильмов этого года, эпизоду ее сериала «Lena’s Farm», разобранному фестивалями на фильмы в конкурсах авторских короткометражек. Елена оказалась москвичкой, давно уехавшей замуж в Германию, поэтому нам удалось с ней встретиться в рамках фестивальных онлайн-интервью и теперь ее рассказ о работе над сериалом можно послушать в конце встречи с режиссерами российской детской программы.
Онлайн-встреча с режиссёрами программы №1.
Кстати, в ее сериале есть несколько особенно фестивально-успешных частей, кроме «Занозы» самая востребованная – «Full Nest», очень трогательная история про добрую белку, которая готовила свое дупло к зиме, а в результате заполнила его продрогшими мышами так, что и самой не осталось места. Мама Лены Вальф, которая пришла на закрытие фестиваля, чтобы получить приз дочери, рассказала, что на самом деле «белка» - это ее прозвище.
Трейлер сериала «Lena’s Farm», режиссерка Елены Вальф / Elena Walf
Специальный приз жюри получил милейший и полный меланхолии фильм «Ночь в зоне отдыха» / «Night at the rest area» японской режиссерки Саки Мурамото / Saki Muramoto.
Трейлер фильма «Ночь в зоне отдыха» / «Night at the rest area», режиссерка Саки Мурамото / Saki Muramoto.
Кроме призов в международном конкурсе есть еще три Специальных упоминания. Два из них получили фильмы, о которых я уже писала. Студенческая картина «Девочка, которая жила в туалете» / «The girl who lived in the loo» индийской режиссерки Субарны Даш / Subarna Dash, выпускницы Satyajit Ray Film and Television Institute об одиночестве и страхе перед жизнью и людьми, получила специальное упоминание с формулировкой «За освежающее новое звучание анимации».
Трейлер фильма «Девочка, которая жила в туалете» / «The girl who lived in the loo», режиссерка Субарна Даш / Subarna Dash
Еще один студенческий фильм «Зайчик» / «Bunnyhood» тоже режиссерки индийского происхождения Манси Махешвари / Mansi Maheshwari, но учившейся в Великобритании, в знаменитой лондонской National Film and Television School получил формулировку награды «За разговоры о важном со своим аппендиксом». Лихое ироническое кино в корявом стиле американских независимых, триллер о материнском обмане, нацарапанный в ретро духе на целлулоиде, сейчас получает призы один за другим.
Трейлер фильма «Зайчик» / «Bunnyhood», режиссерка Манси Махешвари / Mansi Maheshwari
И единственный фильм из всех награжденных в международном конкурсе, который я не видела до фестиваля и не писала о нем – «На расстоянии» / «Long distance» Юли Войтовой / Iulia Voitova. Кино о любви и призвании, снятое во Франции, получило специальное упоминание с формулировкой «За чувственную историю сближения противоположностей». Юля подключилась к фестивальным онлайн интервью, она там очень интересно рассказывала о съемках фильма и поисках финансирования, ее можно послушать в последнем стриме с режиссерами.
Онлайн-встреча с режиссёрами программы №6. Эксперимент / Анимадок
Само кино, снятое в давно найденной Юлей технике соединения ручной бумажной перекладки и рисунка густой масляной пастелью,выглядит лаконичнее и экспрессивнее прежнего благодаря интенсивному цвету и немногим деталям. Пара влюбленных – космонавтка и водолаз, оба с пронзительно синими глазами, одержимы своей работой. Героине предстоит первый полет, это радость, и в то же время это разлука, это тревога и обида партнера. Находясь рядом, они думают о своем призвании, разлучаясь – друг о друге, оказываясь дальше друг от друга, они становятся ближе. Это очень понятная метафора союза творческих людей, увлеченных своим делом, где любовь соединяется с ревностью к работе.
Трейлер фильма «На расстоянии» / «Long distance», режиссерка Юлия Войтова / Iulia Voitova.
На этом все о победителях международных конкурсов и теперь перехожу к национальному конкурсу короткометражных фильмов.

Приз за лучший фильм удивительным образом получила студенческая работа «Сказка искорки» выпускницы ВГИКа Анастасии Лис. Я писала об этом фильме из Суздальской программы, там он не получил наград, но его очень полюбили зрители. Вообще главный приз студенту - большая редкость не только потому, что обычно опыта и умений маловато, но и оттого, что в школе просто нет финансовой возможности сделать что-то впечатляюще масштабное, чего ждут от победителя. Но у Насти в фильме все сошлось: и сильная история про Холокост глазами ребенка, сказочным образом объясняющим себе все страшное, и анимация валяных кукол с явной отсылкой к фильмам Эммы Свааф и Марка Рульса, техническая изобретательность, замечательный свет и операторская работа. Плюс режиссерская фантазия, превращающая все вокруг то в волшебный сад, то в подводный мир. И яркие метафоры вроде домика с горящими окнами, который захлопывается как дорожный чемодан.

Трейлер фильма.
Кадры из фильма "Сказка искорки", режиссерка Анастасия Лис
Настя про все это прекрасно рассказала в онлайн интервью с режиссерами программы №3
Онлайн-встреча с режиссёрами программы №3
Приз за лучший студенческий фильм получил «Весёлый парень» Юлии Задарко, выпускницы Ростовского-на-Дону филиала ВГИК, такой же приз за это забавное и трогательное кино она получила и на Суздальском фестивале.
Трейлер фильма «Весёлый парень», режиссерка Юлия Задарко
Про эту короткометражку о танцующей длинной надувной фигуре, которую хозяин киоска с шаурмой выставил для рекламы, я уже не раз писала, но еще кое-какие детали Юля рассказывает в нашем онлайн интервью с режиссерами программы № 4.
Онлайн-встреча с режиссёрами программы №4
Приз за лучший фильм для детей жюри отдало фильму «В животе змеи» Вани Ханжина, постоянно поражающего меня своей изобретательностью и работоспособностью. Это настоящий детский триллер, ужас которого будет понятен любому ребенку и поэтому я немного опасаюсь за чувствительных детей, спрашивая, действительно ли это детское кино? В фильме самый маленький и робкий в семье зайчик в горячке игры в прятки попадает в длинную ветвящуюся трубу и теряется в ней – в тесном, темном, гулком пространстве, с какими-то непонятными пугающими препятствиями под ногами, и внезапно уносящим потоком воды – что может быть страшнее? И то, как, простукивая трубу, его находят и выводят наружу мама и братья – это не внезапное легкое спасение, а длинная трудная дорога. Все это превращает путешествие зайчика во что-то масштаба пути героя в загробном мире, возвращающегося на землю полностью изменившемся.
Трейлер фильма «В животе змеи», режиссер Иван Ханжин
Ну а еще это поразительно  сделано в сложно придуманной технике перекладки ручной работы - красивый и реальный мир, заброшенная ржавая труба в траве, а зайчики, наоборот совсем условные с почти человеческими лицами. Ваня очень интересно и подробно рассказывает о работе над фильмом во время онлайн встречи с режиссерами программы №2. Кстати, там же он говорит, что сцена с невидимой в темноте рыбой, которая уносит зайчика на своей спине к выходу и выглядит явной цитатой из «Ежика в тумане» на самом деле – скорее навеяна Норштейном а не осознанное цитирование.
Онлайн-встреча с режиссёрами программы №2
Специальный приз жюри национального конкурса получила тоже екатеринбургская картина (их в этом году у нас было особенно много) «Уроки плаванья» Анны Исаковой, совсем новый фильм, фестивальная премьера которого прошла на БФМ. Подростковая история о девочке, которую строгая мама-тренер по плаванью замучила своими требованиями, была полна точных деталей, ну и умилил сам сюжет, в котором протест дочери неожиданно заканчивается полным превращением жесткой мужеподобной мамы в нежную и понимающую. Жюри добавило призу формулировку «За радость примирения и вновь обретённой близости».
Кадры из фильма «Уроки плаванья», режиссерка Анна Исакова
Про фильм, в котором есть и автобиографические обертона, Аня рассказала на встрече с режиссерами программы №3.
Онлайн-встреча с режиссёрами программы №3
Специальное упоминание жюри с формулировкой «За поэзию жизни, полную трагикомичных рифм», получил опять же екатеринбургский фильм «Михалыч» режиссёра-дебютанта Вадима Иванова. Этот фильм, который Вадим начал еще как диплом в академии, снимался чуть ли не 10 лет и, наконец, был закончен на студии «Светлые истории», где сделаны и «В животе змеи», и «Уроки плаванья», так что мне кажется, «Светлые истории» заслуживают какого-то отдельного приза за высококачественное продюсирование.
Кадры из фильма «Михалыч», режиссёр Вадим Иванов
К тому же история про пенсионера-гармониста Михалыча, торгующего старьем на трамвайном круге и про его отношения с вредной вороной, нарисована маслом по стеклу, что нас естественно отсылает к ранним екатеринбургским фильмам Александра Петрова, хоть ироническая манера Вадима выглядит совсем иначе. Плюс – важная для сюжета часть о взаимоотношениях с городом и его историей, обо всем этом режиссер рассказывает на онлайн интервью с режиссерами программы №4
Онлайн-встреча с режиссёрами программы №4
Специальных упоминаний жюри было два и второе с формулировкой «За чувственные образы в бутылке молока» получил Ваня Бондаренко за фильм «Человек за шторой», семейную историю супругов, через ревность обновляющих свои отношения. Я уже писала об этой картине, сделанной визуально необычно, где многое в происходящем только угадывается, как угадывает, вернее подозревает измену жены охладевший муж. Фильм этот получил в Суздале главный приз в короткометражной категории.
Трейлер фильма «Человек за шторой», режиссер Иван Бондаренко
Послушать как режиссер рассказывает о фильме можно в онлайн интервью с ним к программе №5
Онлайн-встреча с режиссёрами программы №5
Кроме основных призов и специальных упоминаний жюри национального конкурса решило дать и три диплома, чтобы отметить понравившиеся фильмы, которым не хватило наград, и все три оказались учебными работами. Диплом с формулировкой «За сладкую анимацию» получил фильм «Влипли!» студентки ВГИКа Карины Астаховой, история про паука и кокетливую муху, которые внезапно влюбились друг в друга. Кино сделано очень симпатично с лихой анимацией в многодельной технике ручной перекладки и эта «вещественность» добавила фильму обаяния. Вот тут трейлер.
Кадры из фильма «Влипли!», режиссерка Карина Астахова
Второй диплом с формулировкой «За смелость рассказать тяжёлую историю лёгким визуальным языком» получил фильм Лианы Макарян «Про Соню», о котором я не раз писала, очень личное кино, снятое на интенсиве в Школе документальной анимации фестиваля «Рудник». Грустный фильм о дружбе, потере и чувстве вины Лиана не так давно выложила в сеть целиком.
Фильм «Про Соню», режиссерка Лиана Макарян

А рассказывает она о своем фильме на онлайн встрече с режиссерами программы № 6 Эксперимент\ Анимадок
Онлайн-встреча с режиссёрами программы №6
И третий диплом получила Маша Митяева, выпускница Большой школы анимации за фильм «Mute» с формулировкой «За напоминание о важности не терять связь с миром вокруг себя» о герое, как будто отстранившемся от всего, что его окружает, видевшего мир нечетко, «замьюченным», пока вдруг, очнувшись, он не пытается понять, что с ним, откуда это в нем, и приходит навестить отца. Мне кажется, это награда – первая, полученная выпускниками молодой БША, с чем я очень поздравляю школу.
Трейлер фильма «Mute», режиссерка Маша Митяева
На онлайн встрече с режиссерами программы №5 Маша рассказала том, как она работала на этом  фильме, и еще  об еще одной своей картине в конкурсе -  клипе «Завтра» группы «Отмель», сделанном в смешанной технике на основе ротоскопа.  
Онлайн-встреча с режиссёрами программы №5
Осталось рассказать о нескольких особенных призах фестиваля. Главные из них два – Приз зрительских симпатий и Приз критики. Приз публики, который дается по результатам голосования на сайте БФМ во время оффлайн и онлайн фестиваля (технические службы бдительно следят, чтобы не было накручивания голосов и снимают такие фильмы с голосования), получил получасовой кукольный французский мультфильм из международной детской программы «Гитара в море»\ «Une guitare a la mer» режиссёрки Софи Розе / Sophie Roze, он получил в прошлом году в Анси Кристалл за лучший ТВ-фильм и тоже приз публики. Это трогательная история для детей и взрослых о ласке-коммивояжере, бездомной и грустной продавщице галстуков, никому не нужных ни в деревне, ни в лесу. Мне в этой сказке особенно нравятся куклы, похожие на старые игрушки, прекрасные голоса актеров и сам рассказ о поисках дома, о верных друзьях и о том, что если не бояться и помогать друг другу, то как-то все наладится. Актуальности этой истории добавляет ситуация с непонятным существом, монстром, которого все боятся и распускают пугающие слухи. Оказывается, что это мирная копибара, музыкант, пришедший издалека, где он потерял дом и лучшего друга, видимо, в результате климатической катастрофы. Копибара говорит на непонятном языке (испанском), но, как выясняется, разные языки не мешают понимать других, если вы действительно этого хотите. Так в детскую программу вошла тема участия и внимания к беженцам, которых сейчас так много по всему миру, да и вообще, другим, незнакомым, говорящим на чужом языке.
Трейлер фильма «Гитара в море»\ «Une guitare a la mer», режиссёрка Софи Розе / Sophie Roze

Приз критики, аккредитованной на фестивале, получил фильм Димы Геллера «Алёшенька», на мой взгляд, самый яркий и важный российский фильм года, взявший одновременно Гран при и первое место профессионального рейтинга в Суздале, то есть очень высоко оцененный профессионалами и, как мы видим, критиками.
Трейлер фильма "Алешенька", режиссер Дмитрий Геллер
Я про этот фильм, соединяющий фантастику, современные легенды и реальную жизнь с уральскими сказками, много раз писала, а на онлайн интервью с режиссерами программы №3, Дима очень интересно рассказывал про мифологию и реальность Екатеринбурга и всего региона.
Онлайн-встреча с режиссёрами программы №3
Сам приз критики для фестиваля который год делает Наташа Грофпель, и в этом году она сделала мобильную скульптуру – Анимашу из ролика Нины Бисяриной, плывущую на голубой лодочке со слоником в руках.
Приз критики, автор Наталья Грофпель

Тут самое время сказать про приз дирекции фестиваля, который мы обычно даем по общему решению оргкомитета. В этом году его получил как раз нарядный фильм Наташи Грофпель «Аниметро» про леопардиху Марину, искавшую (и нашедшую) себе пару в метро, где ездят животные, так похожие на людей. Об этом фильме я уже писала, а то, как о нем рассказывает Наташа, можно послушать в онлайн интервью с режиссерами к той же третьей программе, где был и Дима Геллер.
Трейлер фильма «Аниметро», режиссерка Наталья Грофпель
Ну и напоследок о лауреате еще одного специального приза - телеканала 2х2. Его получил крошечный смешной и отвязный фильм «Правило 5 секунд», который сняла в армянском ущелье команда «Невидимые друзья» вместе с огромной группой участников и помощников – соединение анимации с театром, куклами, масками и природой (больше 30 человек в нем значатся режиссерами и художниками). В «Правиле пяти секунд» (по поверью, что «быстро поднятая еда, упавшей не считается») перформеры посреди природы в театральных костюмах изображают мух, гусениц, муравьев и прочую живность, налетающую на упавшую еду. И от этого полутораминутного хулиганского фильма веет такой радостью, что прямо чувствуешь, как весело было его снимать. Несколько человек из команды тоже пришли на онлайн интервью с режиссерами программы №6 Эксперимент \ Анимадок и рассказали о том, как готовились и проводились эти съемки.
Кадры из фильма "Правило 5 секунд", режиссеры: Юра Богуславский, Гульнара Низамиева, Маша Ермолаева, Саша Харитонова, Василий Чирков, Полина Волкова, Катя Вдовина, Катя Клитончик, Катя Медведева, Лера Никулина, Анна Кичигина, Саша Деева, Гоар Саркисян, Лена Дерунц, Саша Кузьмичев, Виген Аракелян, Денис Кошкин, Тася Максимова, Егор Чистяков, Лиана Геворкян, Давид Петросян, Диана Дынина, Анна-Мария Черниговская, Наташа Демьяненко, Гоар Назарян, Ашхен Минасян, Настя Плетнева, Мариам Султанова, Алена Щербакова, Глеб Шишканов, Алексей Коротков
На этом я заканчиваю рассказ о лауреатах фестиваля, он и так уже получился невозможно длинным, а о других стоящих фильмах (их было немало), лекциях, встречах и прочих активностях, расскажу в следующих частях блога БФМ.
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ