В последней части блога расскажу про российские программы этого года – и конкурсные, и внеконкурсные. Я уже писала в самом начале, предваряя рассказ о БФМ-2024, что в этом году ситуация с фильмами сложилась не такая, как раньше (что, впрочем, было ожидаемо) и национальная программа большей частью состояла из фильмов начинающих режиссеров – студентов, недавних выпускников киношкол и людей постарше, которые стали учиться в частных школах анимации, выбрав ее как вторую профессию. И по сегодняшней картине трудно судить о том, чего ждать от российской анимации в будущем, появится ли у этих молодых людей возможность встать на ноги в профессии и делать свое кино. Впрочем, все это не только к анимации относится.
«Взрослого» кино в программе было мало и про некоторые из фильмов, которые показывали на фестивале в Суздале, я уже писала, например про «
178» Леши Алексеева, забавную и безнадежную историю об «офисном планктоне», живущем свою нелепую жизнь по кругу. И про «
Нечетную сторону голов» Ивана Максимова, фильм, где улица состоит из домов-голов, корчащих удивительные рожи, реагируя на монструозных посетителей, олицетворяющих приходящие в головы мысли. К счастью, кроме возможности показать фильмы национального конкурса, на БФМ есть возможность услышать от самих авторов рассказы про замысел, а иногда и увидеть подготовительные материалы - для этого мы делаем онлайн Q&A с режиссерами конкурса и сохраняем эти записи на нашем канале. Так что стоит послушать, что
рассказывают сами Алексеев и Максимов о своих фильмах (под каждой записью есть таймкоды, чтобы легче было находить то, что интересует). Я, честно говоря, от участников конкурса узнала много нового, некоторые рассказы оказываются даже интереснее фильмов, поскольку интересен замысел (который, возможно, не вполне реализовался) или процесс. А само кино после этих разговоров смотрится совсем иначе.
Вот, например, Наташа Березовая, снявшая «
Рождественскую звезду» по стихотворению Пастернака в проекте «Праздники» (
Q&A) невероятно интересно рассказывала о том, что после «Горы самоцветов», для которой она сняла прелестного «Василия Блаженного», к ней стали толпой ломиться продюсеры, чтобы она сняла хорошее, непафосное религиозное кино. И она, сейчас с головой ушедшая в сериальную работу (Наташа – худрук и главный режиссер «Маши и медведя»), и совершенно не имея времени, согласилась на этот проект с тем, что это будет не совсем мультфильм, а скорее ожившие иллюстрации, и показывала, какие интересные варианты дизайна предлагали разные художники.