Большой фестиваль мультфильмов 2024
Часть 2. Международная программа
Кадр из фильма «Новогодние истории зверушек» \«Le grand Noël des animaux» , режиссёры Caroline Attia, Ceylan Beyoglu, Olesya Shchukina, Haruna Kishi, Camille Alméras, Natalia Chernysheva
Во второй части блога расскажу о фильмах, которых не видела до БФМ и о не писала о них раньше, а они стоят того. Начну с международных короткометражных программ.

Из нового мой фаворит в конкурсе – «Дико темперированный клавир» \ «The Wild-Tempered Clavier» Анны Само \ Anna Samo. Фильм значится немецким (вероятно, это связано с финансированием), Аня давно уехала из России в Германию, а сейчас живет в США, и вообще отдельно интересный сюжет, с которым мы сталкиваемся чуть ли не в половине фильмов программы, к какой стране авторы относят свой фильм в случае, если вариантов много. Мы показывали на БФМ ее прошлый чудесный фильм «Conversations with a Whale», кино о том, как грусть и разочарование от непризнания претворяется у художника в какой-то новый творческий этап, освобождение, возникающее от того, что уже не нужно ориентироваться на чье-то одобрение: «пусть идут к черту, я просто люблю анимацию». Этот фильм был сделан экспериментально, спонтанно и импровизационно, разные «ручные» техники анимации в нем переходили одна в другую и это выглядело вдохновляюще. Новый фильм Анны продолжает линию свободной «ручной анимации», но теперь речь идет скорее о тревоге, которая не оставляет художника, врываясь в его работу. Используя традицию прямого рисования на пленке, Аня мастерит станок, в котором вместо катушек пленки – рулоны туалетной бумаги, так похожие на пленку с кадрами, обозначенными перфорацией. Аня рассказывает, что во время бессонницы долгое время слушала «Хорошо темперированный клавир» Баха, и решила на его основе, используя туалетную бумагу как новый материал, попробовать свою любимую технику бескамерной анимации. Но сколько бы ей ни хотелось говорить только об искусстве, реальная жизнь стучалась в дверь. И вместо рояля, на котором хочется играть Баха, в кадр постоянно врывался танк, прерывая мысль, музыку и мирное течение кино.
Трейлер фильма «Дико темперированный клавир» \ «The Wild-Tempered Clavier», режиссерка Anna Samo
Еще одно, трогающее сердце кино - «Feferle»\ «Феферле» Алисы Хает \ Alica Khaet, тоже из Германии. Этот фильм – личная история Алисы, в которой есть и детские воспоминания об отце, и недавние – о том, как узнав о его внезапной смерти, она вернулась в южный город Ростов-на-Дону, где родилась, чтобы разобрать заваленную хламом папину квартиру. И как, сидя среди старья, коробок, чайников, обрывков писем и фотографий, она стала думать о ХХ веке, разметавшем ее еврейскую родню по всему миру, и о том, что ее поиски своего места и расставания продолжаются век спустя. Алиса участвовала в одной из наших фестивальных онлайн встреч с режиссерами несмотря на то, что в основном они касались фильмов из российского конкурса, так что можно послушать ее рассказ о фильме.

Алиса рассказала, что Феферле - домашнее имя, которым ее называл отец, означает «перчик» на идиш. Девочка с перчинкой. В отцовском доме еврейский сюжет начал для нее приобретать новое значение, он ведет Алису к попытке что-то понять про свои корни, еврейскую неприкаянную судьбу, про вечное странствие. Разбирая вещи, Феферле пытается восстановить путь своих предков по Восточной Европе, ощутить себя частью рода, в фильме это выглядит довольно схематично по сравнению с густым сегодняшним бытом. Дело в том, что, пытаясь найти хоть какую-то информацию о своей родне, и даже съездив на то опустевшее место в Литве, где когда-то родные жили, Алиса поняла, что память ушла, документов не осталось, как и родных, которые что-то помнили, а значит проникнуть внутрь истории рода уже не удастся. Из этой растерянности и сегодняшнего понимания, что невозможно разобрать отцовский дом, как и прошлое семьи, живя уже новой жизнью в другой стране, родился финал фильма, в котором Ферфеле пускает домашний хлам по реке и это освобождает ее. Сам этот хлам, состоящий из множества узнаваемых родных предметов Алиса сделала необычайно подробно (на онлайн встрече она показывает полный конверт маленьких деталей для анимации), и самое трогательное для меня в этом фильме именно то, как выглядит дизайн, ручная перекладка на слоях – темная, неуклюжая, перегруженная деталями, как перегружена воспоминаниями нелепая и неприкаянная маленькая Феферле, и ни от одного из них она не готова отказаться. Алиса говорит, что пыталась сделать этот фильм прощаньем, надеясь, что он облегчит ей расставание и станет как бы концентрированным воспоминанием, которое можно носить с собой, потеряв дом. И в какой-то степени это получилось, хоть в реальности, конечно, все было сложнее и прозаичнее.

Тизер фильма тут.

Кадры из фильма «Feferle»\ «Феферле», режиссерка Alica Khaet
«Кошка» \ «Felina» испанской режиссерки María Lorenzo, о которой хочется рассказать, совсем другого рода – чистый фикшн, жанровое кино. Мы не очень хорошо знаем испанскую анимацию, а для нее Мария Лоренцо Эрнандес - значимая фигура, и как режиссер, и как преподаватель, и как автор и редактор. Ее два последних фильма мне очень нравятся, оба они работают в документальной манере с городом. «Городской сфинкс», который мы показывали на БФМ, посвящен испанским стритартистам и фиксирует уличное искусство в разных районах Валенсии, где лица со стен смотрят нам прямо в глаза. И прошлогодний фильм «Жертвы моды 2.0» тоже отталкивается от уличного искусства – мурала «Fashion Victims» знаменитого стритартиста ESCIF, посвященного использованию детского труда в швейной промышленности, Но фильм «Felina» совершенно другой. Это сказка, причем с элементами детектива нуар, любовная история о девушке-пантере, скрывающей свою кошачью природу и вынужденной прятаться, когда обнаруживает, что беременна котятами. Здесь есть и тайная связь со слепым музыкантом, и коварный злодей, и цирк - настоящее киноманское кино с отсылками к классике, нарисованное в несколько ретро-стиле и с неожиданно счастливым финалом.
Трейлер фильма «Кошка» \ «Felina», режиссерка
María Lorenzo
Один из зрительских фаворитов в международном конкурсе – кукольные «Невозможные болезни» \ «Impossible Maladies» итальянской режиссерской пары Stefano Tambellini и Alice Tambellini, вдохновленные карикатурами XVIII века о страхе перед врачами. Тут обуреваемый медицинскими идеями бедняцкий доктор Рабарбаро и его помощник Тосс колесят на своей повозке от одного больного к другому, с переменным успехом леча их от абсурдных болезней такими же безумными средствами. Лучшее в этом фильме, по-моему, сам карикатурный мир с нелепыми носатыми героями, внезапно обретший реальность.
Трейлер фильма «Невозможные болезни» \ «Impossible Maladies», режиссеры Stefano Tambellini и Alice Tambellini,
Крошечное независимое кино «Давление»\ «Pressure» бразильской режиссерки Che Marcheti соединяет рисованную технику и стоп моушн для того, чтобы показать момент, когда женщина под давлением стресса теряет над собой контроль. Вроде бы ничего не происходит, дело на кухне, она что-то нарезает и вдруг из бутыли с дозатором для воды начинает идти пар, вода сама собой поднимается и выплескивается. Но мы понимаем, что речь не про бутыль, а про дошедшую до предела женщину, которая держится из последних сил, но вдруг как будто без причины ее слезы переливаются через край. Хорошо придуман прием с разноцветными бумажками для заметок, которые становятся мультиэкраном с крупными планами, как и сама метафора срыва.
Кадры из фильма «Давление»\ «Pressure», режиссерка Che Marcheti
Маша Ракитина, сейчас живущая в Европе, сняла клип на песню группы российского происхождения Glubocko, живущей в Австрии -  «Холодно»\ «It is cold». Мне нравятся Машины смешные и печальные персонажи, видео уже целиком в сети и там можно увидеть, как песню-метафору о пришедшем в лес холоде, режиссерка делает вполне актуальным сюжетом о сегодняшней жизни, насилии и страхе.
Клип для группы Glubocko «Холодно»\ «It is cold», режиссерка Maria Rakitina
Natalia Ryss, живущая в Израиле, на онлайн встрече с режиссерами интересно рассказала о двух своих экспериментальных фильмах, которые были в международном конкурсе. В общей программе стояли «Отправления» \ «Departures», сделанные как нарядное музыкальное видео на композицию Olshansky Fusion Duo. В ход пошли остатки от работы с рваными коллажами из других фильмов, так появился герой, похожий на попугая. А потом она играла с эффектом многократного увеличения изображения, чтобы горошки пикселей становились декором, напоминая о симуляции печатного растра у Роя Лихтенштейна. В «Отправлениях» было много импровизации и почти не было сценария, так получился легкий сюжет о путешествиях.

Целиком фильм тут.
Кадры из фильма «Отправления» \ «Departures», режиссер Natalia Ryss
«Простые формы»/ «Simple Forms» для Натальи Рысс были чисто экспериментальной работой, в них она изобретала «первоформы» сочетания изображения и звука. Для этого она сначала грубо нарисовала 12 самых простых элементов (точка, зигзаг, квадрат, несколько параллельных отрезков и др.) по типу 12 тонов в музыке и каждому присвоила описание какого-то звука, длящегося секунду. И после этого Наташа собирала свой фильм их этих «формозвуков». И в отличие от известных мне экспериментов, где, исходя из музыки, ее ритма, из рисованных элементов получалось кино, Наташа собирала свой фильм чисто визуально из картинок, а музыка уже складывалась из них, звуки накладывали друг на друга, давая иногда прямо симфоническое звучание. Впрочем, об этом лучше послушать рассказ Наташи.
Кадры из фильма «Простые формы»/ «Simple Forms», режиссер Natalia Ryss
В программе «Женский взгляд» в международном конкурсе был впечатляющий фильм иранской режиссерки Shiva Sadegh Asadi «Амфибия» \ «Aquatic», где тревожный сюжет, связанный с насилием над женщиной (подробности о том, что ее заставляли рожать рыб в коммерческих целях, правда, были не очень ясны), был снят в очень эффектном соединении живописи и перекладки. Причем распадающаяся на куски перекладка говорила о болезненном распадении тела и все это, вместе с фонами цвета тёмной крови, выглядело пугающе.

Интервью с режиссеркой для фестиваля Анси с фрагментами фильма тут.
Кадры из фильма «Амфибия» \ «Aquatic», режиссерка Shiva Sadegh Asadi
И про несколько студенческих фильмов в конкурсе. В программе экспериментальной анимации был фильм Макса Хаттлера с удивительным зеркальным названием «TWENTYTИƎWT». Название подразумевало 2020 год, заставивший всех сидеть дома, а его самого - бесконечно снимать со своего 36-го этажа в Гонконге башни вокруг и экспериментировать с этими съемками. Об этом фильме я уже писала, но кроме него, в конкурсе были и два минутных фильма его гонконгских учеников. С тех пор как Хаттлер приехал преподавать в Гонконг, его студенты присылают на фестивальные отборы много своих учебных фильмов, где видно, как он классно их учит работать с формой и ритмом, превращая реальные объекты в абстракцию. В этот раз из поданных на конкурс выбрали два: «Макро-микро» \ «Macro Micro» студентов Wang Shuxin Yan, Huang Simai Stella, Yang Haoran Yan, Zhuang Yingyue, которые интересно играли с геометрией, уравнивая масштабы зданий, снятых сверху, с мелкими деталями вроде дырочек в канализационных люках. А в фильме «Паста» \ «Pasta» студенты Dreisty Gurung, Jiang Baolin, Wu Chengyu, Felix Konerding играли с формой макарон, складывая из них узоры.
Кадры из фильмов «Макро-микро» \ «Macro Micro», режиссеры Wang Shuxin Yan, Huang Simai Stella, Yang Haoran Yan, Zhuang Yingyue и «Паста» \ «Pasta» , режиссеры Dreisty Gurung, Jiang Baolin, Wu Chengyu, Felix Konerding
Из тех студенческих картин, что я раньше не видела, меня заинтересовал «Глитч» \ «Glitch» Orsolya Blanka Tóth, выпускницы венгерского Budapest Metropolitan University. Она поймала очень узнаваемое ощущение человека, у которого с утра день не задался, но, начинаясь с обычных бытовых неудач, все разрастается до каких-то абсурдно-фантастических несчастий, а люди и предметы вокруг распадаются на части.
Трейлер фильма «Глитч» \ «Glitch», режиссерка Orsolya Blanka Tóth
Фильм «Не говори зла» \ «Speak No Evil» китайской студентки Chen Ma из британской Kingston School of Art – метафорическое высказывание о цензуре в репрессивном обществе и всеобщей самоцензуре в страхе за свою безопасность. В фильме симпатичная условная графика (есть ротики, похожие на маленьких живых существ, их ловят и сбрасывают в черную бездну маленькие белые человечки, за которыми надзирают большие зеленые), и вместе с тем это интересно, как вообще ситуация с протестными сюжетами, которые принимаются снимать студенты, уехавшие от репрессивных режимов.
Кадры из фильма «Не говори зла» \ «Speak No Evil», режиссерка Chen Ma
А в международной документальной программе был фильм из британского знаменитого колледжа Central Saint Martins «Пестрый белый» \ «Colourful White» снятый студентами из Китая Jiahao Li, Yuwei Jiang, Jan Zhou и построенный на интервью с разными людьми о витилиго, заболевании, при котором на коже появляются обесцвеченные пятна, что вызывает, особенно у детей и молодых людей комплексы, страх буллинга и одиночество.
Трейлер фильма «Пестрый белый» \ «Colourful White», режиссеры Jiahao Li, Yuwei Jiang, Jan Zhou
Нужно рассказать и про фильмы из внеконкурсной международной панорамы, они были не хуже конкурсных, на мой взгляд. Например, французский хит, о котором я не раз писала – «Пурпурный сезон» \ «La saison pourpre» режиссерки Clémence Bouchereau об острове, на котором колонией, как зверьки, живут маленькие девочки, изгоняющие из своей «семьи» тех, кто достигает подросткового возраста. Меня в этом фильме завораживает мастерство, с которым Клеманс создает анимацию на игольчатом экране.
Трейлер фильма «Пурпурный сезон» \ «La saison pourpre», режиссерка Clémence Bouchereau
Один из моих любимых фильмов этой программы – «Брат и сестра» \ «Siblings» тайваньской режиссерки Yung-En Chang с милой яркой графикой, рассматривающий взаимоотношения маленьких брата и сестры во время праздничной суеты большой семьи, готовящейся справлять китайский Новый год. Что бы ни делала сестра, куда бы ни шла, что бы ни взяла, младший брат хочет того же, портит, отнимает, вредничает и старшие на бегу, конечно, принимают его сторону. Режиссерка пишет, что это ее травма, как китайской девочки, растущей и дискриминируемой в местных традициях, но мне кажется, что эту ситуацию узнают многие старшие дети, которым всегда приходилось уступать младшим и быть наказанными даже если не виноват.
Кадры из фильма «Брат и сестра» \ «Siblings», режиссерка Yung-En Chang
Из анимадоков в этой программе был студенческий «Португальский дом» \ "Uma casa Portuguesa" студентки французской Ecole Emile Cohl Hortense Prouheze. Гортензия, родившаяся во франко-португальской семье, делает фильм о семье португальских эмигрантов, услышавших о падении авторитарного режима на родине. История в нем – маленький этюд, зато говорящий о многом. Но то, как художница строит его изобразительно на португальской теме, используя и рисунок, и коллаж, и перекладку, но главным образом –традиционные изразцы «азулежу» с синим рисунком, очень выразительно.

Вот тут фильм выложен целиком.
Кадры из фильма «Португальский дом» \ "Uma casa Portuguesa", режиссерка Hortense Prouheze
Теперь о новых для меня фильмах из международного конкурса для детей. Мой фаворит в этом конкурсе – «Туу Туу Тил» \ «Tuu Tuu Til» режиссерки из Германии Veronica Solomon. Вероника, сейчас живущая в Финляндии, сняла чудесный фильм для малышей, для которого сама сочинила стихотворение об удивительном существе по имени Туу Туу Тил, похожем на крокодильчика и помогающем малышу во всех его приключениях, утешающем в страхах и лучшем друге во всех проказах. Мне всегда казалось, что свои лучшие вещи для малышей авторы сочиняют, когда у них самих появляются маленькие дети. Помню, когда-то у Чуковского читала, как вполне обычные женщины, став матерями, обретают невероятные способности к творчеству, что говорить тогда о талантливых профессионалах, у которых как будто открывается новый канал связи, появляется особая чувствительность, иначе ориентированное внимание, свежая фантазия и другие акценты. Вот это, мне кажется, произошло и с Вероникой.
Трейлер фильма «Туу Туу Тил» \ «Tuu Tuu Til», режиссерка  Veronica Solomon
Милый фильм «Печем с Борисом» \ «Baking with Boris» режиссерки Maša Avramović сделан в копродукции целых трех стран - Франции, Швейцарии и Хорватии (сама Маша из Сербии, но училась во Франции, в Пудрийере), такова сегодняшняя реальность финансирования даже маленьких фильмов. Детское кино, неожиданной темой которого стала аллергия. У пекаря Бориса, который печет самые вкусные булочки, неожиданно открылась аллергия на муку. Печь теперь он не может, но не оставаться же соседям без хлеба? Оказывается, выход есть: если все его друзья и поклонники будут печь под его руководством, то будет не только хлеб и пироги, но и большой общий праздник. Получилась хорошая история про помощь, которая приносит радость в жизнь того, кто помогает.
Трейлер фильма «Печем с Борисом» \ «Baking with Boris», режиссерка Maša Avramović
«Бабулин рецепт» \ «Grandma's Recipe» бразильского режиссера Carlon Hardt – это забавный детский рэп, прочитанный танцующей едой. Карлон играет с коллажами из реальных продуктов на ярких фонах, фильм уже в сети, так что его можно посмотреть целиком.
Фильм «Бабулин рецепт» \ «Grandma's Recipe», режиссер Carlon Hardt
Фильм «Педро и Куки (Я забираю тебя домой!)» \ "Pedro and Kuky" (I Adopt You!) - удивительный пример анимадока для детей. Историю о том, как восьмилетний аргентинец Педро спас собаку из горящего заповедника и уговорил родителей, чтобы они разрешили взять Куки домой, сняли Maria Rosario Carlino и Itatí Romero. Это целый латиноамериканский цикл под названием «¡Yo te adopto!»(копродукция Аргентины, Чили и Колумбии) с реальными историями о том, как дети берут животных домой, с их рассказами и, как часто делают в анимадоках, подтверждая реальность сюжета – фотографией героев в конце. Фильм целиком в сети.
Фильм «Педро и Куки (Я забираю тебя домой!)» \ "Pedro and Kuky" (I Adopt You!), режиссеры Maria Rosario Carlino и Itatí Romero.
Португальский фильм «Мистер Пассажир «Формы»» \ «Mr. Passenger "The Shapes"» режиссера José Pedro Cavalheiro (Zepe), тоже входит в цикл, где каждый день мистер Пассажир, отправляется в новое путешествие, полное приключений. Не знаю, что происходит в других фильмах цикла, а в этом сами его приключения и что вообще происходит, выглядит довольно непонятно, но об этом быстро забываешь думать, так обаятелен яркий и нестандартный дизайн и лихая анимация. Как мне кажется,описывая свой фильм в синопсисе, где сказано, что «бессмыслица определяет маршруты и расширяет горизонты», автор дает нам понять, что не гонится за смыслом и значит нам тоже не надо приставать к нему с такими вопросами. Посмотрев этот фильм, я сразу вспомнила одну давнюю историю: на фестивале я увидела авторский фильм, вот так же с прекрасным дизайном и анимацией, но совершенно непонятной историей. И спросила об этом странном казусе автора. Он сказал, что много лет работал на детских сериалах и теперь так ненавидит, когда все просто и понятно, что свой авторский фильм мечтал сделать максимально непонятным. И сделал. Это звучало вполне убедительно.

Страница о проекте.
Кадры из фильма «Мистер Пассажир «Формы»» \ «Mr. Passenger "The Shapes"», режиссер José Pedro Cavalheiro (Zepe)
Теперь немного расскажу о полнометражных фильмах на фестивале. Так получилось, что полные метры в этот раз были в основном франкоязычные и китайские, впрочем, французского кино у нас всегда много, а китайское вышло на первый план на БФМ недавно и, по-моему, удачно. Еще в 2022-м году мы открывали БФМ эффектным 3D фильмом о китайском подростке «Танец льва» и в этом году открывал БФМ фильм «Шторм» \ «The Storm» независимого режиссера Zhigang Yang (также известном под именем Busifan, под которым он главным образом пишет сценарии). Ян Чжиган снял не очень много, «Шторм» - его второй полнометражный фильм, но тем не менее он уже знаменит своим пышным и изобретательным воображением и эффектным фантазийным миром, полным волшебных и опасных существ. Этим он, пожалуй, напоминает Миядзаки. «Шторм», тоже рассчитанный прежде всего на подростков, снят в технике компьютерной 2D и 3D анимации, но стилизован под традиционное китайское рисование тушью. Его события происходит в волшебном древнем Китае, полном опасных магических существ. И в этом сказочном мире путешествуют вдвоем бедняк-воришка Дагузи и малыш Манту, которого когда-то Дагузи нашел в корзинке, плывущей по воде, и воспитал. В «Шторме» мы почти сразу попадаем в страшноватую сказку, где опасность подстерегает героев повсюду, причем про многих из этих охотящихся на человека существ, вроде монстров, похожих на шляпы, которые накрывают и как будто съедают героя, мы ничего не так и не узнаем – откуда они, кто такие, зачем нападают. Чжиган напускает тумана и ничего не хочет объяснять, он создает мир пугающий и загадочный и, кажется, в борьбе с ним нельзя победить рационально. Здесь поднимается из моря лежавший на дне загадочный корабль, полный душ умерших, а призраки на корабле – актеры китайской оперы, мечтающие снова оказаться на сцене. Впрочем, специалистам по Китаю оказались понятны многие детали сказки и символы, которые несут фантастические персонажи, но для нас они остались загадкой и кажется Бусифана это совершенно не заботило. Помещая в центр водоворота разнообразного волшебства совершенно понятных героев, режиссер как будто хочет нам сказать, что победить тут можно только чистым сердцем и прямотой. И ребенок с бесстрашным и верным характером, не знающим компромиссов, может преодолеть любую магию, спасая приемного отца. Что в конце концов и происходит, хотя намек на эту победу режиссер так глубоко закопал за титрами (по-моему, напрасно), что не все зрители его дождались и уходили расстроенные.
Трейлер фильма «Шторм» \ «The Storm», режиссер Zhigang Yang
Еще один фильм, который мне кажется важным - кукольная «Дикая семейка» \ «Sauvages» швейцарского режиссера Claude Barras, копродукция Швейцарии, Франции и Бельгии. Его знаменитую «Жизнь кабачка», сделанную в похожей стилистике с большеголовыми круглоглазыми героями о мальчике, попавшем в детский дом, мы показывали на БФМ, это было прекрасное кино для подростков и взрослых. Вообще Баррас умеет соединять в своих мультфильмах трогательные и захватывающие приключенческие истории с острыми проблемами современного мира, в котором приходится жить сегодняшним детям. В «Дикой семейке», в этом году начавшей путешествие по мировым фестивалям, Баррас рассказывает о том, как дети становятся настоящими борцами за сохранение природы и мне кажется, что на этот раз он, в попытке сказать обо всем важном, что его волнует, несколько переборщил – повестка перевешивает увлекательную историю, хотя мне это кино все равно нравится. В центре сюжета - 11-летняя Керия, живущая с отцом на Борнео рядом с буйными тропическими лесами. Ее покойная мать принадлежала к коренному народу пенанов, но Керию это не интересовало, пока в их доме не появилась родня со стороны матери – дед и маленький, но независимый кузен Селаи. Их племя живет в лесу, но из-за того, что лесозаготовительные компании начали варварскую вырубку леса, традиционной жизни может прийти конец. То есть тут все сразу: и подростковый возраст с протестом против родителей (а папа выглядит в ее глазах слабым и трусливым оттого, что, пытаясь уберечь девочку, не говорит ей о том, как умерла мама (а она была борцом за права пенанов) и о том, что сам он побывал в тюрьме), и права коренных народов, и защита лесов и животных (экологическая тема во всей широте), и борьба с бездушными капиталистическими порядками, а вместе с тем с бюрократией (у пеннанов нет документов и это усложняет их борьбу). Ну и то, что в роли «Deus ex machina» в фильме выступают цифровые технологии: девочка снимает злодеев, ее видео завирусилось и горожане толпой выходят протестовать. И для меня сила этого фильма не в том, что детям - девочке-подростку, ее маленькому брату и найденному малышу-орангутангу - удается то, что было не под силу взрослым, спасти лес и жизнь племени. В то, что это получилось, я верю мало. А в том, что дети с их идеализмом, искренностью и максимализмом, оказываются лучше, надежнее старших и похоже, что мир можно оставить на них.
Трейлер фильма «Дикая семейка» \ «Sauvages», режиссер Claude Barras
И еще один фильм в конкурсе снят для малышей – французские «Новогодние истории зверушек» \ «Le grand Noël des animaux» (то есть скорее «Рождество зверей»). Кино состоит из пяти маленьких простодушных сказок про Рождество, снятых разными авторами, а между историями как в театре, есть коротенькие интермедии, герои которых – три снежинки, которые поют, танцуют, играют и катаются на коньках. Интермедии эти сняла Наташа Чернышева, а режиссёрки и художницы сказок: Caroline Attia, Ceylan Beyoglu, Haruna Kishi, Camille Alméras и Olesya Shchukina. Сказка Олеси «В поисках елочки» о работающей маме, которая совсем забыла о том, что нужна елка, кажется мне самой живой и милой в этом сборнике, к тому же она очень узнаваемая по дизайну (зрители БФМ сразу ее узнают: все последние годы у Фабрики мультфильмов на БФМ визуальный стиль, созданный Олесей). Сами истории про зверей происходят по всему миру от Франции и Японии до Крайнего Севера, потому что авторы фильма из разных стран, кстати, если почитать титры, то в них можно увидеть еще двух небезразличных нам художниц: Юлю Аронову и Катю Михееву.
Трейлер фильма «Новогодние истории зверушек» \ «Le grand Noël des animaux», режиссерки Caroline Attia, Ceylan Beyoglu, Olesya Shchukina, Haruna Kishi, Camille Alméras, Natalia Chernysheva
И еще об одном фильме, уже внеконкурсном, но очень любопытном. Китайская картина «На светлой стороне»\ «To the Bright Side» режиссеров Xiya Lan, Nianze Li, Yi Zhao, Kun Yu, Gaoxiang Liu, Maoning Liu, Chen Chen тоже сделана как сборник историй, рассказанных разными авторами и художниками. Он состоит из семи маленьких фильмов-глав, начинается с нежной истории для самых маленьких о маме и малышке кроликах, разговаривающих за обедом о том, что будет, когда девочка вырастет, вторым сюжетом идет волшебная сказка о водителе идущего через лес ночного автобуса, и о том, как его феи-светлячки и благодарные животные провожают на пенсию. Постепенно волшебства в фильмах становится все меньше, разве только в мечтах, как в фильме о мальчике, который не может ходить и для которого родители придумывают воображаемый поезд. А в последних главках уже совсем нет ничего фантастического, в них рассказывается о детях в современных китайских семьях и мягко вводится тема сложности жизни, хотя сами фильмы такие же красивые, причем сделаны они в «ручных» техниках – нарисованы тушью и акварелью, вырезаны из бумаги и собраны в коллажном духе. Необычно, что целиком фильм строится так, будто маленькие зрители взрослеют по мере просмотра. И вообще для китайских детских фильмов, которые мы знаем, не очень типично рассказывать о современной реальности, так что "На светлой стороне" еще и удивительная возможность для российских детей увидеть, как живут их ровесники в Китае.
Трейлер фильма «На светлой стороне»\ «To the Bright Side», режиссеры Xiya Lan, Nianze Li, Yi Zhao, Kun Yu, Gaoxiang Liu, Maoning Liu, Chen Chen
Осталось рассказать о российской программе фестиваля. Об этом – в последней, третьей части блога  БФМ.
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ