XVIII БФМ был хорошим. Может быть, конечно, я обольщаюсь и просто меня радует, что фестиваль после прошлогоднего выпуска, усохшего из-за безденежья, вернулся к своему прежнему объему и характеру с разнообразными спецпрограммами и сайд проектами. Но мне кажется, он был объективно хорошим, программа была интересная, ее активно смотрели и обсуждали. Но, есть, как говорится, нюанс.
При сборе конкурсной российской программы сразу было заметно, что в анимации, законченной к этому году, зияет дыра на месте самого продуктивного поколения -30-40-летних, многие уехали, а те, кто остались, - работают на сериалах, преподают и почти не снимают авторское кино. От старших тоже фильмов почти не было. Это значит, что большая часть программы была составлена из картин студентов, причем многие из них оказались крошечными короткометражками, сделанными на интенсивах и в краткосрочных частных школах. Это были ленты живые и яркие, но по большей части сделанные «на коленке», just for fun, без амбиций и финансирования, обычно такие картины составляют скорее питательную среду анимации, чем ее ядро. В программе не было фильма-лидера, каким в прошлом году, например, был «Ведрити» Никиты Мещерякова. Лидер появился, когда мы добавили в национальный конкурс «Папины письма», снятые российскими авторами во Франции, фильм с серьезной разработкой и большими амбициями.
Со сбором международной программы проблемы были тем более предсказуемые: посылать фильмы на российский фестиваль хотят не все. Студии Восточной Европы (кроме Венгрии) отказываются жестко и не имеет смысла никого убеждать, ясно, что это не персональная, а общая позиция. Студии Западной Европы готовы сотрудничать, но есть режиссеры, которые персонально отказываются показывать свои фильмы в России несмотря на то, что их продюсеры не против. В результате переговоров нам все же удалось собрать программу с множеством фестивальных хитов года, хотя про несколько отличных фильмов, которые я мечтала показать, мы все же не смогли договориться. Кстати, любопытная специфика такого «культурного отказа» обнаружилась, когда я была в жюри международного конкурса Тель-Авивского фестиваля Animix. Израиль сейчас тоже страна-пария, выкинутая из мирового культурного обмена, но там ситуация обратная: студии из Восточной Европы готовы сотрудничать с израильским фестивалем, а из Западной Европы – нет. Выводов делать не буду.