Видно, что главным образом призы получили фильмы из программ для старших, в национальном конкурсе это еще заметнее. И ясно, что для жюри, так же, как и для наших зрителей, анимация давно уже не «специальное искусство для детей», эта тема себя изжила, хотя об этом продолжают талдычить медиа, каждый раз удивляясь: «а что, и для взрослых бывает? Ну надо же».
В конкурсе полнометражных фильмов лауреата было два. Главный приз получил франко-итальянский Chicken for Linda! \ Linda veut du poulet! \ «Цыпленок для Линды» режиссеров Chiara Malta и Sébastien Laudenbach. Я в этом году видела мало полных метров, на фестивалях на них всегда не хватало времени, так что и фаворитов года у меня немного, но этот фильм явно в топе, и насчет него я полностью солидаризуюсь с нашим жюри (а также с жюри многих других фестивалей, в том числе Анси, где он тоже взял Кристалл в этом году). Кино совершенно прелестное, очень французское по интонации, легкое и не глупое. Тут фокус в главных героях - одинокой молодой маме и ее дочке Линде лет десяти, и в их взаимоотношениях. Особенно хороша мама – нежная красавица и милая недотепа, у которой все валится из рук. И в этой паре мамы с дочкой, взрослее кажется дочка – веселая и энергичная, с бойцовским характером. Сам зачин очень типичный для семьи - мама напрасно заподозрила Линду в обмане и наказала ее. Но (и это уже менее типично), поняв, что ошиблась, решила загладить вину любым способом, который выберет девочка. Линда захотела, чтобы мама приготовила ей курицу со сладким перцем по-римски, какую ей когда-то готовил отец-итальянец (что случилось с отцом мы почти до конца фильма не понимаем). И вот мама, совершенно не умеющая готовить, впадает в отчаянье над кулинарной книгой, а потом еще оказывается, что курицу купить невозможно из-за забастовки в городе. И дальше начинается настоящий квест по поиску курицы, воровство живой несушки, которую, конечно, никто не способен зарезать, побег, погоня, постоянные потери шустрой курицы, полиция, огромное количество людей, втянутое в этот веселый детектив, включая весь двор городского дома, где куча детей - друзей Линды, готовых ей помочь, строгая сестра мамы, которой надоело спасать свою родную недотепу, глупый молодой полицейский, случайный, но очень симпатичный водитель трака, и много любви. А еще песни, через которые решаются ключевые эпизоды – в финале Линда именно в музыкальной сцене вытащит из глубин памяти и осознает, что ее папа, когда она была совсем маленькая, внезапно умер посреди обеда, приготовив эту самую курицу по-римски. И станет ясно, почему это блюдо было так важно для нее. В дизайне «Цыпленка для Линды» сразу узнается рука Лауденбаха, с его легкой, как будто небрежной графикой, а в этот раз он еще обозначает каждого из героев пятном своего цвета. В первый момент это удивляет, но потом быстро затягивает и ты уже не думаешь, отчего один персонаж желтый, а другой фиолетовый. Кино получилось по-настоящему чудесное, фестивальное, в наше время прямо душелечебное.