Блог Большого фестиваля мультфильмов 2023
Награды XVII Большого фестиваля мультфильмов. Фото Владимира Луповского.
Я редко пишу блог по результатам БФМ, но в этот раз решила, что нужно. Год этот для фестиваля был финансово тяжелый, но такое с нами не впервые, в 2015-м году у нас уже была финансовая катастрофа - сгорел банк, где лежал наш грант, так что сейчас, когда нам отказали все, кто раньше нас поддерживал, мы не в первый раз начинали с пустыми карманами. Вообще было много сомнений и споров стоит ли делать фестиваль в нынешней тревожной обстановке, да еще и без денег, и мы все-таки решили, что стоит, но жертвой пали в первую очередь сложность и богатство программ. Мы сильно сократили международный конкурс, сделав фокус на семейном кино, так что получились четыре программы, разделенные по возрастным группам от малышей до подростков 12+. В этой ситуации разделение на конкурс профессионалов и студентов не имело смысла, поэтому в международных программах мы смешали тех и других, как в национальном конкурсе. Впервые сделали международный конкурс полнометражных фильмов, но он тоже был рассчитан на семейную аудиторию. Таким образом мы совсем лишились иностранного серьезного взрослого проблемного кино, особенно мне жаль программ, которые я всегда делала: документальной анимации и «только для женщин» с феминистской повесткой. Но национальный конкурс прошел у нас в полном объеме – шесть программ, в которых было немало совсем нового, еще не виденного кино, и интерес к нему, даже к экспериментальной программе, в которой хватало специального и непривычного, был большой. Еще у нас было три отличных команды жюри, судивших три конкурса: международный короткий метр (Наира Мурадян, Станислав Метельский, Инга Киркиж) и национальный (Маша Коган-Лернер, Александра Лукина, Василий Чирков) и международный полный метр (Евгений Фадеев, Софья Кравцова, Наталья Мальгина).

Счастье, что с нами по-прежнему остался Игорь Гурович, сделавший нам имиджевый плакат с мыслью о том, что Большой фестиваль мультфильмов стал небольшим, поскольку сегодня большое и маленькое поменялись местами, как и земля с небом и верх с низом.
Имиджевый плакат БФМ-2023. Дизайнер Игорь Гурович
Полноценный ролик мы в этом году заказать не смогли, но Анимашу XVII фестиваля, с надеждой едущую на велосипеде в неизвестное, нам нарисовала Света Андрианова.
Анимированная афиша БФМ-2023. Художница Светлана Андрианова
Из лучшего, что нам досталось в наследство от времен карантина, были трансляции встреч с режиссерами в зуме, которые позволяли и говорить с авторами, живущими далеко, и их слушать, задавая вопросы, из любой точки мира. А теперь на нашем youtube-канале есть записи этих стримов, которые можно посмотреть в любой момент.

Во-первых, встречу с Диной Великовской, у которой в этом году была на БФМ ретроспектива в традиционной программе звезд анимации «Имена».
Стрим БФМ. Встреча с Диной Великовской
Во-вторых, шесть встреч с режиссерами шести программ национального конкурса короткого метра.
Стрим БФМ. Встреча с режиссерами первой программы национального конкурса
Стрим БФМ. Встреча с режиссерами второй программы национального конкурса
Стрим БФМ. Встреча с режиссерами третьей программы национального конкурса
Стрим БФМ. Встреча с режиссерами четвертой программы национального конкурса
Стрим БФМ. Встреча с режиссерами пятой программы национального конкурса
Стрим БФМ. Встреча с режиссерами шестой (экспериментальной) программы национального конкурса
Ну и в-третьих, традиционная лекция на БФМ Юрия Борисовича Норштейна. В этом году он выбрал тему «Искусство как преображение мира». Читал он ее «вживую» в кинозале Третьяковской галереи. Но ее запись тоже есть.
На лекции Юрия Борисовича Норштейна. Фото Дмитрия Шлепнева
Теперь о фильмах. И сначала, как всегда, о призерах. Так получилось, что обо всех лауреатах международного конкурса короткого метра я так или иначе писала в репортажах с других фестивалей. По-моему, выбор нашего жюри вышел отличным и особенно я рада за фильм, получивший Гран при в международном конкурсе - Our Uniform\ «Наша форма», дебют иранской режиссерки Yegane Moghddam, прелестное предметное кино, где про учебу в иранской школе для девочек рассказывается главным образом с помощью самой формы – ткани, пуговиц, булавок и др, которые дают возможность для множества визуальных метафор, говорящих именно о закрытости, зажатости и хитрых девичьих способах преодолеть связывающие и опутывающие правила. Специальный приз жюри получил французский режиссер Osman Cerfon за фильм "Aaaah!", тоже отличный, выглядящий как каталог ситуаций, когда дети в школе орут (а орут они всегда). И еще было три специальных упоминания жюри: трогательному и смешному фильму Дины Великовской Princess Aubergine \«Принцесса Баклажан» с формулировкой «за напоминание, что чужих детей не бывает». Прекрасной и лаконичной притче «Подсолнух» Натальи Чернышевой, снятой в копродукции России и Франции с формулировкой «за визуальную целостность и честность».
И Battery Daddy \ «Папа батарейка» корейского режиссера Seung-Bae Jeon с формулировкой «за напоминание о бесконечном источнике энергии». Очень милое предметное кино о героическом отце семейства батареек, который из последних сил спасает людей во время урагана. Кажется, его трейлер я еще не публиковала.
Трейлер фильма Battery Daddy, режиссер Seung-Bae Jeon
Видно, что главным образом призы получили фильмы из программ для старших, в национальном конкурсе это еще заметнее. И ясно, что для жюри, так же, как и для наших зрителей, анимация давно уже не «специальное искусство для детей», эта тема себя изжила, хотя об этом продолжают талдычить медиа, каждый раз удивляясь: «а что, и для взрослых бывает? Ну надо же».

В конкурсе полнометражных фильмов лауреата было два. Главный приз получил франко-итальянский Chicken for Linda! \ Linda veut du poulet! \ «Цыпленок для Линды» режиссеров Chiara Malta и Sébastien Laudenbach. Я в этом году видела мало полных метров, на фестивалях на них всегда не хватало времени, так что и фаворитов года у меня немного, но этот фильм явно в топе, и насчет него я полностью солидаризуюсь с нашим жюри (а также с жюри многих других фестивалей, в том числе Анси, где он тоже взял Кристалл в этом году). Кино совершенно прелестное, очень французское по интонации, легкое и не глупое. Тут фокус в главных героях - одинокой молодой маме и ее дочке Линде лет десяти, и в их взаимоотношениях. Особенно хороша мама – нежная красавица и милая недотепа, у которой все валится из рук. И в этой паре мамы с дочкой, взрослее кажется дочка – веселая и энергичная, с бойцовским характером. Сам зачин очень типичный для семьи - мама напрасно заподозрила Линду в обмане и наказала ее. Но (и это уже менее типично), поняв, что ошиблась, решила загладить вину любым способом, который выберет девочка. Линда захотела, чтобы мама приготовила ей курицу со сладким перцем по-римски, какую ей когда-то готовил отец-итальянец (что случилось с отцом мы почти до конца фильма не понимаем). И вот мама, совершенно не умеющая готовить, впадает в отчаянье над кулинарной книгой, а потом еще оказывается, что курицу купить невозможно из-за забастовки в городе. И дальше начинается настоящий квест по поиску курицы, воровство живой несушки, которую, конечно, никто не способен зарезать, побег, погоня, постоянные потери шустрой курицы, полиция, огромное количество людей, втянутое в этот веселый детектив, включая весь двор городского дома, где куча детей - друзей Линды, готовых ей помочь, строгая сестра мамы, которой надоело спасать свою родную недотепу, глупый молодой полицейский, случайный, но очень симпатичный водитель трака, и много любви. А еще песни, через которые решаются ключевые эпизоды – в финале Линда именно в музыкальной сцене вытащит из глубин памяти и осознает, что ее папа, когда она была совсем маленькая, внезапно умер посреди обеда, приготовив эту самую курицу по-римски. И станет ясно, почему это блюдо было так важно для нее. В дизайне «Цыпленка для Линды» сразу узнается рука Лауденбаха, с его легкой, как будто небрежной графикой, а в этот раз он еще обозначает каждого из героев пятном своего цвета. В первый момент это удивляет, но потом быстро затягивает и ты уже не думаешь, отчего один персонаж желтый, а другой фиолетовый. Кино получилось по-настоящему чудесное, фестивальное, в наше время прямо душелечебное.
Трейлер фильма Chicken for Linda! \ Linda veut du poulet! \ «Цыпленок для Линды», режиссеры Chiara Malta и Sébastien Laudenbach
Специальное упоминание жюри в полнометражном конкурсе с формулировкой «За использование всех нот классической анимации» получил франко-люксембургский фильм Ernest et Célestine: Le Voyage en Charabie \ «Эрнест и Селестина: новые приключения» режиссеров Julien Chheng и Jean-Christophe Roger. Любимая парочка – медведь и мышка - на этот раз едут в родной город Эрнеста Шараби, который раньше был полон музыки, а теперь музыка в нем запрещена, и музыкальные подпольщики борются с тоталитаризмом власти, в частности главного судьи, который, как выясняется, - папа Эрнеста. Сюжет выглядит довольно запутано и пытается опираться на целый набор актуальных тем – политических и этических, в него вплетается еще и семейный сюжет, в общем, кино уходит далеко от первого, всеми любимого фильма про Эрнеста и Селестину, прелесть которого строилась в первую очередь на характерах и поведении героев, а не на сюжетной актуальности. Но живая картинка в акварельном духе частично примиряет с тяжеловесностью истории.
Трейлер фильма Ernest et Célestine: Le Voyage en Charabie \ «Эрнест и Селестина: новые приключения», режиссеры Julien Chheng и Jean-Christophe Roger
Перехожу к призерам национального конкурса, их много, поскольку и сам конкурс был самым большим. Приз за лучший профессиональный фильм получил фильм «Ведрити» (что, как написано в титрах, по-словенски означает «укрыться от дождя») Никиты Мещерякова. Фильм совсем новый, наверное, его надо считать дебютом, хотя, в сущности, Никита и диплом в ШАРе еще не защитил. Все мы, включая жюри, увидели «Ведрити» впервые, поэтому, наверное, и реакция была такая острая, но действительно, было ощущение, что Никите удалось каким-то образом поймать нерв времени, показать общую тревогу, депрессию, потерянность в сегодняшнем дне и недалеком прошлом. В центре фильма – молодая женщина, разрабатывающая видеоигру, так возникают две параллельные сюжетные линии: в одной сама героиня (автор ее называет Мисс Х), с ее воспоминаниями о детстве и сегодняшней работой, а в другой – герой ее игры Мистер Х, бесконечно от кого-то убегающий в условном пространстве и каждый раз, прыгая в воду «малевичева квадрата», попадающий в другое время все ближе к нам. И постепенно перестает быть понятно, где игра, а где реальность.

Одно из воспоминаний героини – странная смерть отца во время зимней рыбалки – его убил дождь из мерзлых рыб и теперь ей кажется, что рыбы ее окружают повсюду. А тем временем жизнь за пределами игры становится все опаснее: к соседу в дверь дубинкой стучит милиционер в маске, на улице толпа скандирует «Позор!» и камнем разбивает героине окно, попадая в аквариум, где плавала рыба с лицом Мистера Х.

Рассказывать про этот фильм можно долго: он прихотливо построен, его знаки и культурные отсылки интересно разгадывать, но главное в нем – именно чувство сегодняшнего дня с его беспокойством и страхами. И даже титры в нем идут на песню Егора Летова «Русское поле экспериментов», добавляя к атмосфере растерянности - ярости и злости. Интересно, как «Ведрити» будет смотреться в будущем, по-прежнему ли будет можно по нему понять, что мы чувствовали сегодня?
Трейлер фильма «Ведрити», режиссер Никита Мещеряков.
Специальный приз жюри, а также приз критики получил фильм Нади Гольдман «Полынь-25», который мне очень нравится и о котором я не раз писала, фильм о женщине как будто застрявшей в своих воспоминаниях, впавшей в ступор и живущей с тех пор машинально, не замечая ничего вокруг. А приз за лучший студенческий фильм взял «Ее электрический свет» Насти Лисовец, ее диплом в Школе дизайна Высшей школы экономики, о котором я тоже писала. Про фильм Насти, мне кажется, интересно послушать ее саму в наших разговорах с режиссерами (пятая встреча), где она рассказывает, что фильм на самом деле очень личный, хоть все болезненное в нем и завуалировано парадоксальным сюжетом и иронической интонацией.

Специальных упоминаний у жюри российского конкурса было четыре. Во-первых, у фильма «Омичка» Лизы Скворцовой, со смешной формулировкой «за красоту спины и маринад из новостей». Про «Омичку» я тоже не раз писала - в нынешнем году этот нежный и сочувственный взгляд на абсурд русской жизни входит в мой анимационный топ. Во-вторых, тоже уже виденный любителями анимации «Спи, мой хороший» Дуси Геллер, неожиданная лирико-комическая вставка в документальный фильм о мумиях. Награда была с формулировкой «за живительный юмор и заботу об усопшем», и можно только восхититься тому, как Дуся, только вошедшая в профессию, сразу взлетела как ракета и тут же была принята сообществом и как режиссерка, и как художница (она была художницей и в фильме Лизы).
Третье специальное упоминание досталось фильму участницы режиссерской студии при Союзмультфильме Анне Смирновой за маленький фильм-хокку «Koi \ Любовь» по стихам Мибу-но Тадаминэ. Речь идет о влюбленном и том, как его обсуждают окружающие. Меня особенно тронуло, что у персонажей Ани, похожих на цветные облачка, нет ни пола, ни расы, что сегодня выглядит очень актуально.
Трейлер фильма «Koi \ Любовь», режиссерка Анна Смирнова
И последнее спецупоминание заслужил почти получасовой фильм питерского дуэта режиссеров и художников Николая Лихтенфельда и Ивана Костюрина «Мальчик-с-пальчик» с формулировкой «за мрачное завораживающее путешествие». Режиссеров этих мало кто знал и действительно картина, даром что такая длинная, оказалась их дебютом (а до того они делали только анимационную вставку в документальный фильм «Сокровенный человек»). Но дебютом очень стильным, даже эстетским с многочисленными культурными отсылками, напоминающим и кукольный театр с плоскими марионетками, и экспрессионистскую книжную иллюстрацию, а в целом – тягучий сновидческий ужастик. Как режиссеры рассказывали на фестивальной встрече, для перекладки они построили огромный многоярусный станок и потом обнаружили, что у Норштейна стоит похожий.
Трейлер фильма «Мальчик-с-пальчик», режиссеры Николай Лихтенфельд и Иван Костюрин
В Российском конкурсе жюри не хватило обычного набора наград на все фильмы, которые ему понравились, и оно наградило еще три фильма дипломами. Во-первых, фильм «Визионер» Всеволода Булавкина – студенческую (даже еще не дипломную) работу во ВГИКе с формулировкой «за техническое мастерство». И действительно, то, как Сева создал в компьютерном 3D средневековый мир Босха – молодого человека, который (возможно, в своем воображении) попадает в страшное и завораживающее волшебное пространство, населенное чудовищами - поражает. Особенно, если понимать, что во ВГИКе на таком уровне компьютерную анимацию не преподают и Сева (как он и сам сказал на фестивальной встрече) – самоучка. Причем его энтузиазм по отношению к анимации восхищает не меньше, чем мастерство, и за последний год обучения он собирается овладеть умениями аниматора-кукольника. Думаю, мы об этом режиссере услышим еще не раз.
Трейлер фильма «Визионер», режиссер Всеволод Булавкин
Второй диплом получил минутный фильм Полины Шмыгиной из экспериментальной программы с названием «00:01:00» и формулировкой «за способность Бобби и Кайла остановиться» - уморительное и парадоксальное кино, о котором дольше рассказывать, чем смотреть, показывает в духе кинобоевиков встречу непримиримых врагов где-то на подземной стоянке, в тот момент, когда один из героев, собираясь выстрелить, осознает, что на самом деле они братья и опускает пистолет (это уже напоминает индийское кино). Впрочем, на встрече Полина сказала, в этой иронической короткометражке есть и правда, и после фильма ее сложные отношения с сестрой наладились.
Кадры из фильма «00:01:00», режиссерка Полина Шмыгина
И последний диплом получил клип Алексея Ермолаева на песню группы «Встреча рыбы» - «Печаль не навсегда» (Красота), где он использовал множество образов классического искусства, разлетающихся на части и собирающихся снова (самое эффектное в фильме – это монтаж). Формулировка диплома, которую дало жюри - «за надежду на сменяемость». И вот клип целиком.
Клип на песню группы «Встреча рыбы» «Печаль не навсегда» (Красота), режиссер Алексей Ермолаев
Последний фестивальный приз, зрительский, лауреат которого был объявлен уже после завершения онлайн-версии БФМ (голосовать могли все, смотревшие программу офлайн и онлайн) – «Добро пожаловать в Саратов» Сергея Посохина, где на фоне мрачноватой съемки Саратова действуют смешные нарисованные персонажи и вокруг панически убегающего зайца, оживают дома, а из них лезут монстры. Вот этот фильм целиком.
Фильм «Добро пожаловать в Саратов», режиссер Сергей Посохин
А теперь немного расскажу о фильмах, о которых я не писала раньше, не получивших призов, но тем не менее стоящих внимания. Начну с международной семейной программы.

Наконец, я увидела «Giuseppe» швейцарской режиссерки Isabelle Favez, 26-минутный новогодний TV special, уже наполучавший призов, про то, как ежик по совету друзей-зайчат, решил проснуться среди зимней спячки, чтобы посмотреть, что такое зима, которую так хвалят друзья и которой так пугают родители. Поставил будильник и увидел, что зима никак не приходит, снега нет. И тогда Джузеппе с зайчатами пошли искать зиму, по дороге всех спасая, успокаивая, налаживая отношения и вообще внося мир всюду, где появлялись. Простое, милое и радостное кино.
Трейлер фильма «Giuseppe», режиссерка Isabelle Favez
Фильм «Zeze&Mercedes» турецкого режиссера, сейчас живущего в Нидерландах Bașak Kırıcı – для меня пример того, как кино актуализируется для зрителя, у которого изменилась жизненная ситуация. Рассказ идет про восьмилетних друзей – боевую Мерседес и робкого Зезе. Мальчик забегает к подруге проститься, поскольку его семья уезжает из этих мест, но никак не решается ей об этом сказать. Соглашается на соревнования, попадая посреди квартиры в невероятные воображаемые приключения и признается, что уезжает совсем, только в дверях, вызывая у девочки протест, обиду и горе, которые особенно понятны нам в последнее время бесконечных прощаний. Не знаю, как это кино смотрелось бы несколько лет назад, сейчас оно для нас попадает в точку.
Трейлер фильма «Zeze&Mercedes», режиссер Bașak Kırıcı
Как и фильм выпускницы израильской киношколы Бецалель Naama Yiron «Yoga Warming», где девушка пытается вести обычный образ жизни, в котором есть время для обязательных занятий йогой. Но происходит это среди катастрофы – летящего на землю астероида, глобального потепления и просто окружающего хаоса, не дающего расслабиться и держащего ее в тревоге и напряжении.
Трейлер фильма «Yoga Warming», режиссерка Naama Yiron
«Oliver, the Giant» выпускницы будапештского университета Júlia Lantos – история про гиганта, живущего на маленькой планете и воспринимающего ее вместе с крошечными людишками, как свою детскую площадку с игрушками. Кино из Венгрии, где анимация в последние годы набрала обороты, выглядит нарядно, но по существу страшновато.
Трейлер фильма «Oliver, the Giant», режиссерка Júlia Lantos
И еще пара маленьких, скромных, но милых мне фильмов: «Yaar»\ «Друзья» иранской режиссерки, живущей в Голландии Nahid Malayeri. Это картина о том, как важно иметь друзей, казалось бы, как можно повернуть стандартную мораль всех детских фильмов? Но фокус этого трехминутного фильма в том, что его герой – эластичное существо в форме яйца, - находится в глубокой депрессии и мечтает о самоубийстве (неожиданно для детского кино, правда?), но он такой упругий, что из петли он выскальзывает, гильотина его не берет, пули от него отскакивают и даже прыжок с обрыва ему нипочем. Но когда вокруг появляются другие такие же разноцветные существа, то вместе они могут стать и яркой рыбой, и птицей и, наконец, радугой.
Кадры из фильма «Yaar»\ «Друзья», режиссерка Nahid Malayeri
Двухминутный фильм «Little Hiccups» \ «Проблемки» индонезийской режиссерки, Fitriani Revanda, живущей в Австралии - о маленьких незаметных монстриках, живущих в доме и постоянно мешающих: путающих шнуры, не дающих закрыть дверь, пачкающих очки, прячущих предметы и внезапно отрубающих интернет. Уверена, что такие есть.
Трейлер фильма «Little Hiccups» \ «Проблемки», режиссерка Fitriani Revanda
Перехожу к национальному конкурсу. Сначала про фильмы профессионалов, на которые нельзя было не обратить внимание.

У Насти Жакулиной, кроме фильма «Светлые души» по Шукшину, о котором я уже писала, главного лауреата Суздальского фестиваля (кстати, послушайте, как Настя о нем рассказывает во встрече с режиссерами №3), на фестивале был «пушкинский фильм» «Ссылка» - легкий, славный, отсылающий и к его рисункам-черновикам, а более всего к пушкинской серии рисунков Резо Габриадзе, которому он и посвящен. Фантастическая встреча Резо с Пушкиным – его главный сюжет. Анимационная традиция за фильмом Насти стоит большая, видимые сразу источники – и пушкинская серия Андрея Хржановского, и фильм Кати Соколовой «Наступила осень», но вместе с тем он остается в русле последних Настиных фильмов с их воздухом, летучей графикой, негромкой интонацией и застенчивым юмором.
Трейлер фильма «Ссылка», режиссер Анастасия Жакулина
Как я поняла, была идея сделать большой пушкинский проект с многими участниками, он не состоялся, но осколками от него стали отдельные фильмы, которые все-таки решили снять. Один из них – «Ссылка», снятая на студии «Фродо», а второй – «Мой Пушкин» Юрия Томилова, снятый на екатеринбургских «Светлых историях», которые все больше радуют своей авторской анимацией. Хулиганский фильм Юры (лучший из того, что я видела у этого режиссера) про пушкинский урок в школе, построен на разных ручных анимационных техниках – коллаже, рисованной, стоп моушн и за ним тоже стоит почтенная традиция фильмов про школу, где урок превращается в фантасмагорию, как в фильме Леши Туркуса «Буревестник».
Трейлер фильма «Мой Пушкин», режиссер Юрий Томилов
Рим Шарафутдинов, блестящий аниматор, работающий как режиссер и художник в манере комедий старого Союзмультфильма, снял фильм похожий и не похожий на то, что он делал раньше. «Город золотой» - ретро история про один день мальчишек в застойные 80-е в провинциальном советском городе, возможно автобиографическая. Фильм полон узнаваемых деталей вроде магазинов с очередями, автоматов с газировкой и прочего, но все это в стилистике Рима имеет скорее весело-ностальгический вид. А вот финал этого радостного дня, когда группа хулиганов героя избили и отняли у него деньги, уже под вопросом, хотя все вокруг, включая носатых гопников, похожих на нехороших, но не опасных хоккеистов Дежкина, по-прежнему сияет оптимизмом.
Кадры из фильма «Город золотой», режиссер Рим Шарафутдинов
«Кошкадер» - фильм Кати Михеевой, которая последние несколько лет училась и теперь работает во Франции, тем более всем интересно было увидеть ее новое кино, сделанное на студии «Петрик». И правда, лента получилась совсем не похожей на то, что мы видели у Кати – это лихое, небрежное подростковое кино, в котором как будто главное – рассказать анекдот о коте, работающем на студии аниматором, которому надо самому стать каскадером и исполнить все гэги, чтобы снять их убедительно. Хорошо, что у него 9 жизней. Вот он целиком.
Трейлер фильма «Кошкадер», режиссерка Катя Михеева.
И еще несколько стоящих внимания профессиональных фильмов мы поместили в экспериментальную программу. Сама по себе эта программа кажется пестрой, поскольку соединяет очень разные по характеру и задаче фильмы, но все они казались бы «неформатными» в других подборках. Тут были экспериментальные картины и с точки зрения изображения или техники съемки, и с точки зрения нарратива, и неожиданные абсурдные истории, и анимадок, для которого в прежние годы мы составляли отдельную программу, и коллективные работы студентов или участников интенсивов.

Из фильмов профессиональных режиссеров в первую очередь обращал на себя внимание «Сверчок» Натальи Рысс, снятый по итальянской сказке о трикстере. В бездетной крестьянской семье родился полусверчок – полуребенок и когда он вырастает, его отправляют искать счастья. В эффектном дизайне, напоминающем монохромную гравюру в экспрессионистском стиле с редкими вспышками желтого света, и со стремительно закручивающимся ритмом под тревожную музыку Бориса Филановского, сюжет разобрать не так легко, ясно только, что он заканчивается трагически. Но Наташа сама говорит, что сюжет ей не важен и она даже специально убрала из сценария фрагменты, которые могли бы что-то прояснить. Для нее важно – родительское ощущение оставленности, чувство надвигающейся катастрофы. Мать и отец так же в неведении, что с сыном произошло, как и зрители, и это чувство, как считает режиссер, – главное ощущение сегодняшнего дня.
Трейлер фильма «Сверчок» , режиссер Наталья Рысс
Фильм Светы Нагаевой «Реально Гадкий утенок» - тоже из экспериментальной программы, хотя история в нем совершенно ясная. Но строится это кино, как телевизионный поток, постоянно переключающийся с программы на программу, причем все они визуально разные, для каждой Света нашла своего художника. А основной сюжет – реалити-шоу про семью уток – нарисован в экспериментальной манере расплывающейся тушью и акварелью на мокром стекле, отчего изображение оказывается зыбким и не очень внятным. История говорит о том, что в семье уток должны родиться дети и на УЗИ оказывается, что одно из яиц – бракованное. Врач-курица предлагает его не откладывать, но мать отказывается – так рождается «реально гадкий утенок», у которого нет шансов превратиться в лебедя. Отец-селезень уходит из семьи и дальше все идет по знакомому сценарию. Света говорила, что свою «плачущую» технику она выбрала оттого, что ей хотелось, чтобы по картинке не было ясно, чем гадкий утенок отличается от обычных. Для режиссерки это была собственная история: у нее четверо детей и трое из них с теми или иными особенностями, поэтому ей хотелось показать, что «норма» - в глазах смотрящего, а на самом деле ее нет.
Трейлер фильма «Реально Гадкий утенок», режиссерка Света Нагаева
Фильм «Кости» Антона Душкина в той же экспериментальной программе сделан как коллаж из рентгеновских снимков. Сам фильм скорее абстрактный, но вдохновлен ипохондрической тревогой за свое здоровье, поселившейся в режиссере во время пандемии и ставший толчком для визуализации фантастических образов, связанных с этим беспокойством.
Кадры из фильма «Кости», режиссер Антон Душкин
«Жатва» художника Ивана Архипова – символистское произведение, притча, где есть и гигантский всадник, и поле, усеянное трупами, и женщина с ребенком на руках. По описанию автора перед нами - «мистический момент заступничества Великой Матери за человечество перед силой Рока». Фильм сделан в технике «сухая игла» - гравюры по металлу, что очень необычно для анимации, требующей тысячи рисунков. Но очень красиво по изображению с богатой текстурой.
Трейлер фильма «Жатва», режиссер Иван Архипов
Сорокасекундный абсурдный автофикшн «I'm Dusia» - это учебный фильм, который сделала Дуся Геллер, когда она проводила мастер-класс по рисованной анимации в Британке. Она предложила ребятам сделать фильм, используя три факта о себе, и сама сделала такую же трехчастную структуру, чтобы дополнительно показать, что такое ритм. Части ее фильма называются: 1. Я люблю собирать грибы, 2. Я люблю играть на аккордеоне, 3. Я не гриб.
Кадры из фильма "I'm Dusia", режиссерка Дуся Геллер.
Ну и последний профессиональный фильм, о котором хочется сказать - это клип группы Odnono «Неуязвимые», который снял Павел Егоров, сочинивший целый фантастический мир, в котором люди могут купить себе для игры маленькую планету, населенную живыми существами (как когда-то дети покупали Тамагочи), а бедная героиня покупает в секонд хэнде дешевую планету с выжженной землей, на которой живет один маленький человечек. Павел, который не считает себя аниматором, а только художником и режиссером, использует живую съемку и нейросети, обрабатывая все это на компьютере и создавая в результате эффектную картинку.
Клип группы Odnono «Неуязвимые», режиссер Павел Егоров.
Перехожу к студентам, которые продолжают радовать, причем особенно вдохновляет растущее разнообразие анимационных школ и то, какие интересные работы подают на конкурс совсем юные студенты – не достигшие двадцати лет второкурсники вузов и студенты киноколледжей. Среди лучших учебных работ, которые мы включили в конкурс, были ленты студентов и выпускников ВУЗов – ВГИКа (и Московского, и его филиалов в Ростове-на-Дону, и в Сергиевом Посаде), Школы Дизайна Высшей школы экономики, Уральского архитектурного института, дебютирующего на БФМ Тюменского государственного института культуры. И киношкол дополнительного образования - Школы-студии ШАР, Merinov Animation School и средних учебных заведений - Колледжа кино, телевидения и мультимедиа ВГИК и Московской международной киношколы.

Колледжи, где вообще-то учат не режиссеров, а художников-аниматоров, в последнее время стали выпускать яркие фильмы, видимо, что-то поменялось в обучении и пришли новые талантливые преподаватели. Вообще разговор о преподавателях и кураторах возникал не раз во встречах со студентами-режиссерами и по этим рассказам видно, что ситуация с преподаванием заметно меняется в лучшую сторону. Не только потому (хотя и потому), что учить студентов теперь приглашают ярких, активно снимающих режиссеров, чувствующих время и передающих это ощущение своим юным коллегам. Но и потому, что само обучение, откликаясь на требования времени, становится менее травматичным, более деликатным, уважительным, а преподаватели не ломают под себя, а пытаются раскрыть и мягко направить своих учеников, не препятствуя их самым диким идеям, отчего и банального кино становится меньше.

Из моих любимых студенческих фильмов, сделанных в Колледже кино, телевидения и мультимедиа ВГИК – «Поиски возлюбленной» Полины Волковой, снятый с юмором и стильным дизайном по рассказу Зощенко о герое, который скоропостижно женился, а потом не узнал жену без пальто.
Трейлер фильма «Поиски возлюбленной», режиссерка Полина Волкова
И трогательный «Гриша» Лизы Котт по мотивам рассказа Чехова о потерявшемся малыше.
Фильм "Гриша", режиссерка Лиза Котт.

Из Киноколледжа № 40 «Московская международная киношкола» в нашей программе был рисованный яркий и заводной клип группы «Пекин Роу-роу» «НА-НА-НИ, НА-НА-НА» Василиссы Афанасьевой. Надо сказать, этот год был не очень урожайным на музыкальные видео, хотя прежде их было очень много, особенно студенческих. Не знаю, чем объяснить, возможно, клипы перестали делать учебным заданием.
Кадры из клипа группы «Пекин Роу-роу» «НА-НА-НИ, НА-НА-НА», режиссерка Василисса Афанасьева.
Из ВГИКа, кроме «Визионера», запомнился фильм Карины Астаховой «Руки», вполне традиционная история засыпания ребенка, которому ночные тени кажутся страшными монстрами, но хорошо сделанный в технике сыпучей анимации с кофе (и этим напоминающий «Ночь пришла» Светланы Филипповой), а кроме того, еще и с теневым театром рук.
Кадры из фильма "Руки", режиссерка Карина Астахова
Второй фильм о засыпающем мальчике и пугающих тенях – «Однажды в детской» Татьяны Николюк из Тюменского института культуры (очень рада, что наконец-то в нашей программе появляются фильмы из новых городов и киношкол). Таня рисует цветными карандашами и кино ее, хоть и с довольно традиционным дизайном, получилось красивым по цвету, да и сама история поворачивается не вполне стандартно: мальчик, сразившийся с теневым драконом, как рыцарь из его любимой книжки, не побеждает, а приручает его, как ласкового пса. И теперь, когда наступает ночь, дракон ложится спать на коврике у кровати.
Трейлер фильма «Однажды в детской», режиссерка Татьяна Николюк
Как и все последние годы, больше всего яркого и даже сумасшедшего кино пришло из Школы дизайна Высшей школы экономики – резкий дизайн без кукольной милоты, которую так любят в наших киношколах, крепкий ритм, а главное – истории, неожиданные, острые, абсурдные, без сюсюкающих банальностей. Вот фильмы из Вышки, которые мне особенно понравились.

«Кража» двух студенток – Влады Симаковой и Юлии Бадретдиновой - авантюрная история про покупку молока, встречу с грабителями, драку и новое ограбление магазина, уже маленькой героиней. Получилось неожиданно, смешно и захватывающе.
Кадры из фильма «Кража», режиссерки Влада Симакова и Юлия Бадретдинова
«Зуб трусости» Екатерины Стерховой – стильное по картинке и лихое по режиссуре кино про человека, который сначала боялся похода к зубному, а после посещения испугался цены.
Кадры из фильма «Зуб трусости», режиссерка Екатерина Стерхова
«Бесяка» Дарьи Савченко – кино про вреднющую девочку, которая портит жизнь буквально всем вокруг, но в конце, когда выскакивающие из нее бесята сливаются в одного большого черта, кажется, что ей тоже не поздоровится.
Трейлер фильма «Бесяка», режиссерка Дарья Савченко.
«Выгорание» Элины Сибгатуллиной – очень простая по картинке, но грустная и очень узнаваемая история про солнце, которое замучилось мотаться между работой и домом в переполненном транспорте, да еще добавляют тоски голоса, раздающиеся с земли – там вечно недовольные люди ругают его работу.
Трейлер фильма «Выгорание», режиссерка Элина Сибгатуллина
«Момотара» Фатимы Ужаховой и Арины Карташевой – диковатая история о троих соседях по квартире, жалующихся друг на друга психологу, доводя его самого до срыва. Вот она целиком.
Фильм «Момотара», режиссерки Фатима Ужахова и Арина Карташева
Rock&frogs – коллективная работа трех режиссерок, Полины Андреевой, Элины Сибгатуллиной и Екатерины Стерховой про парня, которого все задевают и шпыняют в автобусе, а он не может им ответить потому что у него во рту – лягушка! (Сразу вспоминаются русские сказки о том, как у хорошей сестры, чуть она скажет слово, изо рта выпадают цветы и драгоценности, а у плохой – лягушки и змеи).
Трейлер фильма "Rock&frogs", режиссерки Полина Андреева, Элина Сибгатуллина и Екатерина Стерхова
Фильм «Как добыть шапку в зоомагазине» Полины Андреевой был абсурден настолько, что попал в экспериментальную программу. Дикая история о том, как надеть на голову рыбу, сделан в духе руководства к шоу «Нереальные квесты».
Трейлер фильма «Как добыть шапку в зоомагазине», режиссерка Полина Андреева
И последний фильм из этой вышкинской коллекции на фестивале стоит особняком – это анимадок на довольно деликатную тему – «Период» Евгении Паниной. Две девушки и один парень рассказывают о том, как он реагировали на изменяющееся в подростковый период тело, растущие в неожиданных местах волосы. Чего они пугались или стыдились. Кино совсем маленькое, но производящее впечатление своей откровенностью и ироничным дизайном. Трогательно, что в фильме волосы на теле становятся цветочками.
Кадры из фильма «Период», режиссерка Евгения Панина
Вообще я очень рада, что движение анимадока, которое мы когда-то начали, прижилось, задания по документальной анимации теперь дают во многих российских киношколах, и режиссеры, которые успели за это время выпуститься, уже понимают, как важно уметь работать с реальностью. Они используют приемы, которые нашли, делая документальные мультфильмы, ищут новые подходы и в целом делают отечественную анимацию менее сказочной и более взрослой, откровенной, тревожной, болезненной, говорящей на темы, которых раньше пугались. К сожалению, специальные программы анимадока, которые я собираю для БФМ уже больше десяти лет, в этом году показать было невозможно, а российских документальных мультфильмов все же пока делают не так много, чтобы за год-два можно было собрать целый сеанс интересного кино. Но кое-что удалось включить в экспериментальную программу. Два из них – фильмы, снятые в школе документальной анимации на фестивале «Рудник». Из прошлогоднего выпуска ШДА – «Мы будем вместе» Серафимы Труевцевой , анимировавшей найденный дневник давно погибшего отца-хиппи, которого она почти не помнит, но по мере чтения узнает и находит сходство с собой.
Трейлер фильма «Мы будем вместе», режиссерка Серафима Труевцева.
Из ШДА этого года - фильм Айдара Гайнуллина «Почему мой сын любит рисовать монстров», попытка за четыре минуты поразмышлять о четырех поколениях мужчин своей семьи, о трудных взаимоотношениях и о любви. Интересно, что и Сима, и Айдар – не художники и не аниматоры, оба они учились на кинорежиссеров. И фильмы их берут зрителя не профессиональными умениями, а самим предметом своего рассказа, важностью его для автора и искренностью.
Трейлер фильма «Почему мой сын любит рисовать монстров», режиссер Айдар Гайнуллин
Из нового для нашей анимации – производственный анимадок, заказанный Саткинским заводом огнеупорных материалов мультфильм «Маленькие истории большого завода», который снял Иван Ханжин по рассказам детей о дедах, работавших на этом заводе. Смешная деталь – дней для того, чтобы облазить завод, а уж тем более снять прямо там кино, Ване дали мало, поэтому он наснимал в цехах много пластилиновых ботиночек, к которым потом, уже дома, на компьютере пририсовал тела рабочих.
Фильм «Маленькие истории большого завода», режиссер Иван Ханжин
И еще несколько студенческих фильмов, уже не документальных. Из ШАРа в конкурсной программе БФМ в этом году был только один фильм – «Дичь» Сауле Матвиенко, сделанный на интенсиве Лизы Скворцовой, где за короткое время надо от начала и до конца придумать и снять фильм по реальной истории, которая произвела на режиссера впечатление. Сауле сняла слышанную от папы историю про то, как они с друзьями, отправляясь на охоту, сбили на машине зайца. А потом он оказался живым. Короткий анекдот получился абсурдным и стильным фильмом без скидок на сжатые сроки.
Трейлер фильма «Дичь», режиссерка Сауле Матвиенко.
Из новых школ в студенческой программе – два коротеньких пластилиновых фильма из Merinov Animation School, которая набирает обороты. У самого Сережи Меринова в конкурсе тоже было детское кино из проекта «Мультипелки» по песенке «Настоящий друг», но то, что он профи пластилина и вообще стоп-моушна, мы и так знали, а его выпускников, которые учатся всего четыре месяца, с готовыми фильмами на фестивале еще не видели. Что тут можно сказать – слава Меринова как отличного преподавателя анимации, подтверждается. В программе были минутные фильмы «Звери внутри» Алины Алейниковой и «Трансформация» Светланы Коротковой. Оба они стояли в детской программе, хотя не были задуманы, как детские, но были такими нарядными, что детям нравились и без понимания заложенных в анимацию метафор. Фильм Алины говорил о том, что внутри каждого человека живет зверь или несколько, помогая ему справиться с жизнью, а фильм Светланы – о том, что не надо стесняться плакать, слезы могут быть предвестником новых превращений.
Ну и весьма неожиданно среди отечественных студенческих фильмов появился «Рояль в кустах» Дашки Дементьевой, выпускницы Эстонской академии художеств, поскольку у нее большая часть съемочной команды была из России. Вполне традиционная лирическая история о пианисте, музыку которого прохожие не слышат и не понимают, выглядит необычно оттого, что у всех персонажей здесь, на месте голов – что-то другое, например, связанное с их профессией. У пианиста, например, третья рука, которую он использует так же, как и две обычные.
Трейлер фильма «Рояль в кустах», режиссерка Дашка Дементьева
На этом, наконец-то, все. Год заканчивается и последнее, что осталось в планах нашего блога – анимационный топ 2023. Ждите к Новому году!
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ