А теперь перехожу к интересным и новым для меня фильмам из остальных, главным образом внеконкурсных, программ. Их тоже было немало. Начну с бельгийского раздела. Кроме фильмов, получивших призы, о которых я уже рассказывала, среди профессиональных короткометражек меня больше всего заинтересовал анимадок «Plat de resistance» режиссерок-дебютанток Marie Royer и Zinia Scorier. Это кино, построенное на сделанных в 2020-м году аудиозаписях многочисленных разговоров с активистами, борющимися с консьюмеризмом. Такая бодрая антикапиталистическая история про молодых ребят, с одной стороны ворующих из магазинов еду и все то, что выкидывают с прилавков (есть такое движение), а с другой, устраивающих «на районе» открытые для всех обеды, отдающие еду бедным за донаты, которые вкладывают в устройство общественных огородов и т.д. Такие вот пищевые Робин Гуды. Режиссерки рисуют природную и активистскую жизнь с симпатией и легкостью, наблюдая и за заботой о растениях, и за ребенком, радующимся росткам, и за муравьями, ползающими между цветами. В титрах написано, что записи велись в Свободном квартале, саду Лентильер, саду Энгренаж и саду Вайтс Дижона и Безансона. Конечно, счастливой и осмысленной жизни сообщества, занимающей пространства, принадлежащие городу и застройщикам, не дают длиться долго, приходит полиция с экскаваторами, чтобы уничтожить огороды и точки коммунальной жизни. Но интонация у фильма такая, что кажется, будто на этом все не заканчивается, будто надежда есть и активисты не оставят своей робингудовской борьбы. Фильм Мари и Зинии, один из тех, которые я кладу в свою особую копилку анимадоков, которые приносят мне новые знания. Я никогда не встречала таких активистов, как ребята из фильма, я не знала о таком движении, а теперь знаю. Так что это кино не только арт, но и учебник для меня, как и многие фильмы-свидетельства, снятые в приемах анимадока о неизвестных мне прежде явлениях и событиях.