На этом заканчиваю рассказ о призерах и расскажу еще немного о своих не награжденных фаворитах в международном конкурсе короткометражек. Зафиксируем, что фильмов с российским следом в программе этого года было два, оба хорошие: «Папины письма» Алексея Евстигнеева в основном конкурсе и «Крот» Алексея Сухова в программе ночной анимации, оба мы показывали на БФМ, а «Папины письма» получили Гран-при на последнем фестивале. Расскажу о других интересных фильмах.
Автобиографический «Maybe Elephants» оскароносной канадской режиссерки Torill Kove, уже попавший в шорт лист последнего Оскара, продолжает рассказывать о детстве в семье с тремя дочерьми, о котором Торилл десять лет назад уже сняла «Me and My Moulton». Каково это жить в традиционной среде, но с не совсем обычной семьей, вернее с неспокойной антибуржуазной мамой, у которой постоянно новые идеи, и влюбленным в нее кротким папой, готовым на все? У Торилл простая яркая графика, похожая на иллюстрации к детским книжкам, но история не детская, а любовь в ней смешана с сомнениями. Мама (по-видимому, у нее было что-то вроде биполярного расстройства), время от времени впадала в меланхолию и в это время у нее появлялись идеи, как можно кардинально изменить жизнь к лучшему. Шли 70-е годы, девочки уже были подростками, и в этот раз она решила, что надо всей семьей уехать в центральную Африку, в Кению. И они переехали в Найроби. Девочки росли, радовались новым местам, заводили романы, бунтовали против родителей и в то же время оставались любящими детьми, а через три года вернулись домой (видимо, в Норвегию, откуда родом Коув), но вскоре мама опять впала в меланхолию и решила снова улететь в Африку, теперь в Ботсвану. Но одна. Папа не выдержал и поехал за ней следом, а девочки, которые уже не были детьми, но не были и взрослыми, остались одни жить свою собственную жизнь, в которой они мало что понимали. Торилл говорит, что она очень гордилась мамой, ее смелостью и независимостью, но сомнения и чувство брошенности не оставляли ее. Она говорит, что вспоминает свое детство как счастливое, но, похоже, даже с сестрами они видят прошлое по-разному. Даже ее любимую картинку-воспоминание из жизни в Кении, когда, поехав на сафари, смелая мама прогнала стадо слонов, чтобы семья могла расположиться на стоянку. Но сестра не помнит такого, так что было ли это или нет, неизвестно. Я уже писала в прошлом блоге о том, что сейчас, прежде всего в анимадоках, видимо, наступило время рассказов истории о матерях. И в программе «Tricky women» самым ярким примером такого рода был фильм «Мама Микро», в котором была гораздо более радикальная история о независимой маме, но связь между этими историями невозможно не видеть.