Тематические сборники БФМ.
Любимые мультфильмы Фёдора Хитрука.
Часть 2

Кадр из фильма «Быть всем… 100 лет Фёдору Хитруку», реж. Дмитрий Золотов
ЛЮБИМЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ФЁДОРА ХИТРУКА.
Часть 2
Продолжаем публикацию фильмов, повлиявших на патриарха отечественной анимации Фёдора Савельевича Хитрука. Программный директор БФМ Дина Годер получила список из 40 фильмов в 2006 году для проекта «Мультфильмы по выходным» — предшественника нашего фестиваля. Фёдор Савельевич отмечал, что у фильмов нет определенного порядка, список не выстроен по степени влияния или по хронологии. Первая часть фильмов была опубликована 20 мая 2020 года, сегодня мы публикуем заключительную часть из 20 фильмов. Комментарии к фильмам приводятся по двухтомнику Ф.С. Хитрука «Профессия — аниматор» (Москва, издательство «Гаятри», 2007).
Первую часть списка можно увидеть здесь.

Плейлист с программой на Youtube
«ПОДРУЖКА»,
реж. Елена Гаврилко, СССР, 1989 год
«Подружка» Елены Гаврилко — картина нарочито угловатая, словно вырубленная топором, но в то же время необычайно лиричная и тонкая в передаче характеров. Значит, «интересность» фильма не только в добросовестной разработке движения и грамотном построении сюжете, а еще в чем-то другом».
Том 2, стр. 147
«АТТРАКЦИОН»,
реж. Алексей Демин, Россия, 1995 год
«КОРОВА»,
реж. Александр Петров, СССР, 1989 год
«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ»,
реж. Алексей Караев, СССР, 1986 год

«ДОМ НА РЕЛЬСАХ / HOME ON THE RAILS»,
реж. Пол Дриссен, Нидерланды, 1981 год
«БАНКЕТ»,
реж. Гарри Бардин, СССР, 1986 год
«Мы видим реальный стол, настоящие тарелки, бутылки, рюмки, салатницы и все такое прочее. Происходит пирушка: мы слышим, как они пируют, провозглашают тосты. Но есть во всем этом нечто необычное: пируют люди, которых мы не видим. Мы видим только те предметы, при помощи которых эта пирушка осуществляется: тарелки, вилки, из бутылки льется вино, проливается на скатерть — а самих людей нет. Я их довоображаю. И вот этот простор для воображения — ни в одном другом искусстве такого нет, даже в балете. Довоображение, которое создается хорошим художником в хорошем фильме».
Том 1, стр. 205
«УОЛЛЕС И ГРОМИТ 2: НЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ШТАНЫ / WALLACE&GROMIT IN THE WRONG TROUSERS»,
реж. Ник Парк, Великобритания, 1993 год
«ПЛАСТИЛИНОВАЯ ВОРОНА»,
реж. Александр Татарский, СССР, 1981 год
«Пожалуй, Саша был один из тех, кто впервые начал у нас работать в технике пластилиновой анимации. Это очень хороший фильм. Он сразу вывел Сашу в ряд ведущих режиссеров».
Том 2, стр. 227
«ПЛЮХ И ПЛИХ»,
реж. Натан Лернер, СССР, 1984 год
« СУРРОГАТ / SUROGAT»,
реж. Душан Вукотич, Югославия, 1961 год
«ПА-ДЕ-ДЕ / PAS DE DEUX»,
реж. Норман МакЛарен, Канада, 1968 год
Эти два фильма, «Па-де-де» и «Ритметика», — мне как то открылось… Больше раскрыло душу МакЛарена, это его совершенство… стремление к гармонии. Ведь что это такое? Ведь весь этот фильм — это некое созидание мира, вот из несложившихся … складывается некое гармоническое… И то же самое — в «Па-де-де», никто не видел? Некоторые видели, да? Там ведь тоже идет распад и потом сложение в единое, в стабильное. Это все-таки у него как основной эстетический был принцип: стремление к стабильности, к гармонии. И притом посмотрите, как это сделано мягко. Это же вырезанные фигурки! Циферки все вырезанные. Я видел заготовки фаз — очень мягкие… Все на перекладках, все! Вы тут на одной фотографии увидите — набор всех положений. И какая мягкость поразительная! И как все это интересно по актерской игре. Какая тонкая игра!».
Том 2, стр. 183
«БОЛЬШИЕ НЕПРИЯТНОСТИ»,
реж. Валентина Брумберг, Зинаида Брумберг, СССР, 1961 год
«ТАНГО / TANGO»,
реж. Збигнев Рыбчинский, Польша, 1980 год
«КОШКИН ДОМ»,
реж. Леонид Альмарик, СССР, 1958 год
«НЮРКИНА БАНЯ»,
реж. Оксана Черкасова, Россия, 1995 год
«Фильм интересен своим импрессионистическим подходом. Мы видим знакомые нам обыденные вещи в необыденном изложении: какая-то старушка владеет баней — ну, скажите, разве это анимационная тема? Что тут такого чудесного? Но то, как это сделано, и рождает ту интересность».
Том 1, стр. 202
«КЛУБОК»,
реж. Николай Серебряков, СССР, 1968 год
«ТРЕУГОЛЬНИК»,
реж. Прийт Пярн, СССР, 1982 год
« НА КРАЮ ЗЕМЛИ / AU BOUT DU MONDE»,
реж. Константин Бронзит, Франция, 1998 год
«ЛЕСНЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»,
реж. Мстислав Пащенко, СССР, 1951
« МОЛОКО / MILCH»,
реж. Игорь Ковалев, США, 2005 год
«Необычайно красивый в кинематографическом смысле и необычайно профессионально сделанный фильм. Он красив по своей композиции, он красив по своему очень сдержанному, но с большим вкусом выстроенному цветосочетанию. Он красив по движению, и совершенно невозможен для объяснения. Загадка заложена уже в самом названии. Если в фильме «Его жена курица» мы действительно видим эту жену, то в фильме «Молоко» мы встречаемся с молоком только два раза — в самом начале, когда женщина приносит бутылку молока и ставит ее перед дверью, и короткий кадр в самом конце. Все остальное — совершенно не о молоке. О чем? — загадка. Я начинаю думать и гадать. Все-таки не зря же он назвал фильм «Молоко», что-то ведь заложено в этом… Что я хочу этим сказать. У каждого искусства есть своя эра… Новое поколение эрудированных людей создает новые принципы, новые эстетические категории».
Том 2, стр. 137
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Смотрите другие сборники:
Показать еще
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ