Тематические сборники БФМ.
Любимые мультфильмы Фёдора Хитрука.
Часть 1

Кадр из фильма «Быть всем… 100 лет Фёдору Хитруку», реж. Дмитрий Золотов
ЛЮБИМЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ФЁДОРА ХИТРУКА.
Часть 1
В 2006 году, когда команда Большого фестиваля мультфильмов начинала показ программы «Мультфильмы по выходным», мы обратились к Фёдору Савельевичу с просьбой составить список любимых фильмов. Мастер передал нам список из 40 работ, но лишь восемь из них тогда смогли уместиться в формат киносеанса. В рамках нашего проекта #БФМонлайн мы решили вспомнить любимые фильмы Фёдора Савельевича, показать весь список в полном объеме и дать слово его составителю — комментарии к фильмам приводятся по двухтомнику Хитрука «Профессия — аниматор» (Москва, издательство «Гаятри», 2007).

Плейлист с программой на Youtube
«СКАЗКА СКАЗОК»,
реж. Юрий Норштейн, СССР, 1979 год
«Я беседовал с Юрием Норштейном во время его работы над «Сказкой сказок», хотя, конечно, он не рассказывал, как ему приходили в голову идеи. Самое интересное, о чем он говорил, не в картине. В картине — лишь олицетворение этих мыслей. Мне представляется, что фильм строится на опорных балках, как элементы зданий. Потом эти балки убираются. Здание построено — балки не нужны. Так и фильм (я говорю о серьезных произведениях) опирается на какие-то, может, даже посторонние тезисы».
Том 2, стр. 141
«БАЛАНС / BALANCE»,
реж. Вольфганг и Кристоф Лауэнштайн, Германия, 1989 год
«В мультфильме братьев Лауэнштайн «Баланс» показана толпа, в которой все боятся и ненавидят друг друга, но вынуждены держаться вместе, ибо судьба каждого из них зависит от поведения остальных. Ситуация не нова, она отражалась уже во многих произведениях, но здесь авторы нашли свое пластическое решение: они поместили этих людей на платформе, парящей в пустоте. Достаточно кому-то из них приблизиться к краю платформы, как та начинает угрожающе крениться набок, заставляя остальных бежать к противоположному краю, чтобы не соскользнуть в пропасть. Так через метафору раскрывается идея о неустойчивости нашего мира. Образность идеи отражена и в игре, и в самой внешности персонажей этого фильма: узкие фигуры в стиле Джакометти передвигаются по платформе подобно сомнамбулам».
Том 2, стр. 151-152
«КОНЦЕРТ ОРКЕСТРА (МИККИ-ДИРИЖЕР) / THE BAND CONCERT»,
реж. Уилфред Джексон, США, 1935 год
«Особенное впечатление произвел «Микки-дирижер». Немыслимый каскад трюков, безудержная фантазия, гармоничное слияние звука с изображением и главное — абсолютная достоверность невероятных событий! Сцена, когда смерч подхватывает в воздух целый оркестр и кружит его в головокружительном вихре, производила по-настоящему магический эффект. Из кинотеатра я вышел удивленный и растерянный. Именно необъяснимость увиденного поражала больше всего — кто мог сотворить такое?»
Том 1, стр. 43
«ПАССАЖИР ВТОРОГО КЛАССА / PUTNIK DRUGOG PAZREDA»,
реж. Боривой Довникович-Бордо, Югославия, 1973 год

«КРЭК! / CRAC»,
реж. Фредерик Бак, Канада, 1981 год
«САТИМАНИЯ / SATIEMANIA»,
реж. Зденко Гаспарович, Югославия, 1978 год
«СОРОКА-ВОРОВКА / LA GAZZA LADRA»,
реж. Джулио Гианини, Эмануэль Лузатти, Италия, 1964 год
«УЛИЦА / THE STREET»,
реж. Кэролайн Лиф, Канада, 1976 год
«По-настоящему она [Кэролайн Лиф] прославилась, приобрела мировую известность и попала в список «Десять лучших режиссеров мира всех времен» благодаря фильму «Улица». Этот фильм выполнен в технике так называемой «ожившей живописи». Это тоже не классическая анимация, где движение строится на том, что один рисунок сменяется другим. Здесь рисунок лежит под камерой, а аниматор мазок за мазком меняет его изображение, так что получается полный эффект того, что живопись оживает. Это удивительный фильм по своей форме, по технике, но он удивительный по духу. Еврейский мальчик рассказывает о своей семье. Фильм сделан по новелле знаменитого еврейского писателя Мордехая Рихлера. Он весь дышит такой теплотой, такой простотой и глубиной актерского проникновения, что, я считаю, не зря фильм признан одним из лучших во всей истории мультипликации».
Том 2, стр. 189-190
«ВАРЕЖКА»,
реж. Роман Качанов, СССР, 1967 год
«ВОВКА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»,
реж. Борис Степанцев, СССР, 1965 год
«БРЕВНО»,
реж. Сергей Кушнеров, СССР, 1988 год
«ЖИЛ-БЫЛ ПЕС»,
реж. Эдуард Назаров, СССР, 1982 год
«ЕЖИК В ТУМАНЕ»,
реж. Юрий Норштейн, СССР, 1975 год
«Я считаю (и не я один, теперь все мировое анимационное сообщество пришло к выводу через тридцать с лишним лет), что самый лучший фильм всех времен и народов — это «Ежик в тумане». Вот в нем, если разобрать, присутствуют все те элементы, которые можно включить в понятие «интересность фильма». Во-первых, сама тема — тема познания жизни, тема первого знакомства с ее таинствами, когда ежик буквально и переносно погружается в таинственный туман и там, в этом тумане, открывает для себя совершенно новую жизнь. Он интересен и изобразительно. Он аттрактивен (аттракция — это привлекательность). Интересен актерской игрой: то, как Норштейн играет ежика, а особенно филина — это ж великолепная актерская игра. Интересен своими открытиями: потому что многие профессионалы, которые смотрели фильм «Ежик в тумане», обращались к автору: «Как Вам удалось создать этот эффект погружения в туман?» И Юра рассказывал. Это гениально простой способ! Сейчас нет возможности на словах объяснить, но это гениально простой способ — настоящее открытие. В «Ежике в тумане» присутствуют все эти пласты и создают в своем сложении интересность фильма».
Том 1, стр. 201
«ЗАКОЛДОВАННЫЙ МАЛЬЧИК», реж. Владимир Полковников и Александра Снежко-Блоцкая, СССР, 1955 год
«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»,
реж. Лев Атаманов, СССР, 1957 год
«Среди двухсот ролей, сыгранных мною в мультфильмах, самой значительной и, пожалуй, самой удачной была роль гнома Оле-Лукойе в «Снежной королеве» режиссера Льва Атаманова. Особенность ее заключалась в том, что я провел всю роль от начала до конца – редкий случай в нашей практике… В «Снежной королеве» типажи разрабатывал Леонид Шварцман. На своем веку мне пришлось иметь дело со многими персонажами, но могу уверенно сказать, что Оле-Лукойе оказался среди них самым удобным. Он словно говорил: ты только нарисуй меня в одном положении, а я уже сам повернусь, куда нужно».
Том 1, стр. 99-101
«ОТЕЦ И ДОЧЬ / FATHER AND DAUGHTER»,
реж. Михаэль Дюдок де Вит, Нидерланды, 2000 год
«Мы говорим о способах «чтения» анимационных фильмов, но еще более загадочен процесс рождения подобных произведений. Ведь кто-то же все это придумывает, осуществляет, создает собственными руками. И этот кто-то — не один человек, а группа единомышленников. Не с неба же создателям фильма «Отец и дочь» свалились эти композиции, в которых мы видим необыкновенное спокойствие и грусть одновременно, которыми наполнен один лишь пейзаж. Один пейзаж выражает чувства. В фильме абсолютно ничего не происходит — никто никого не убивает, не догоняет, даже не целуются. На велосипеде катается девочка. Ничего абсолютно не делает. Люди ездят на велосипедах туда и обратно. Только в начале, в самой завязке мы узнаем, что отец простился со своей дочерью, помахал ей рукой и ушел. А она осталась его ждать. На протяжении всего фильма она подъезжает к месту, возле которого они попрощались, и смотрит в даль. Как он это придумал? Как он овладел моей душой? Для меня загадкой является не только этот фильм. Для меня загадка — творческий процесс созидания этого фильма и, в конечном итоге, сам художник, который это осуществил».
Том 2, стр. 140
«БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ / SNOW WHITE AND SEVEN DWARFS», реж. Уильям Коттрелл, Дэвид Хэнд и др., США, 1937 год
«Дисней говорил: «Когда вы делаете полнометражный фильм, каждый квадратный сантиметр экрана должен быть наполнен игрой». У Диснея были так называемые сессии («session») — группа аниматоров садилась и придумывала различные трюки, игру деталей, например, храп, открывающиеся дверцы шкафа и пр. Еще до того, как аниматоры начинали делать фильм, они выстраивали и биографии всех героев — у каждого был свой характер, свой темперамент. Сам Дисней говорил, что взял это из системы К.С. Станиславского».
Том 1, стр. 214
«БЭМБИ / BAMBI»,
реж. Дэвид Хэнд, Джеймс Алгар и др., США, 1942 год
«ПОИСК / QUEST»,
реж. Томас Стельмах, Германия, 1996 год
«Это история о человеке из песка, который просыпается в песчаной пустыне, отправляется на поиски воды и каждый раз, осыпаясь, попадает в новую среду — воды, железа, огня. В конечно итоге он опять возвращается в то же место, с которого все началось. Но единая нить, которая протягивается через весь фильм, состоит в том, что эта фигура, этот персонаж ищет воду. Он страдает от отсутствия воды. Почему он ее ищет? Не знаю. Но то, что он ищет, заставляет меня задуматься (впрочем, пока я смотрю этот фильм, мне вряд ли приходит в голову эта мысль; здесь уже работает послепросмотровое сознание, я делаю выводы из его поведения), что каждому из нас не хватает чего-то, каждый чего-то жаждет».
Том 2, стр. 134-135
«ТИГРЕНОК В ЧАЙНИКЕ»,
реж. Алла Грачева, СССР, 1972 год
Вторую часть списка можно увидеть здесь.
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Смотрите другие сборники:
Показать еще
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ