Продолжаю рассказывать про фильмы загребского Animafest.
Российских картин в его программе было немало, кроме взявшего Гран при полного метра Андрея Хржановского.
«Счастье» Андрея Жидкова путешествует по фестивалям с прошлого года, он был осенью на БФМ, но, мне кажется, я впервые увидела его на большом экране и поняла, что на маленьком он много теряет. В большом масштабе видно, что живописная «филоновщина» Андрея – не плоская, в ней есть объем, все это яркое и мрачное кишение фрагментов очень эффектно работает с глубиной экрана.
«Анна, кошки-мышки» Вари Яковлевой сейчас активно идет по фестивалям и, как я вижу, волнует зрителей, которые хотят обсуждать это кино, восхищаются, спорят с ним, выясняя, кто на самом деле в этой истории о мужчине и женщине агрессор, а кто жертва, в общем, не остаются равнодушными и, по-моему, это очень ценно. Я только в Загребе как следует поняла, как строится это кино. Оно состоит как бы из двух частей: первая представляет историю травмы, насилия, которая вполне ясно читается. А вторая часть, где женщина берет верх над мужчиной-насильником и подчиняет его себе, часть, которая как раз многих смущает, поскольку уводит от очевидного решения, — это сюжет-месть за прошлые травмы. Здесь Варя показывает, что женщина не забудет и не оставит без ответа нанесенные ей обиды, она отомстит за них, пусть даже с помощью искусства. Близким образом строилась конструкция фильма «Сахарное шоу» Лианы Макарян (его не было в Загребе, просто вспомнилось), тоже снятого с феминистской позиции, со стороны женщины, отвечающей на обиды. Так же сначала нам рассказывали, в чем именно состояла травма и манипуляция, которой подверглась героиня, а потом мы видели отмщение, пусть даже оно приходило не от героини, а со стороны, от манипуляторши, превосходящей обидчика.
Из российских студенческих фильмов в загребском конкурсе была «Я - рыба» Даши Мельниковой, по-моему, в этом году Дашин фильм – главный наш студенческий фестивальный хит на международных фестивалях, и приятно, что первым фестивалем для него был осенний БФМ. Ну и традиционно российские фильмы были в детской программе: кукольный «Снеговичок» Алексея Почивалова и рисованный «Под облаками» дебютантки Василисы Тикуновой, оба рассчитанные на малышей, оба из «Союзмультфильма».
То, что большая часть фильмов этого фестиваля были задуманы и сняты уже во время пандемии, ощущалось в интонации и атмосфере всей программы, а еще в самом круге тем, не обязательно впрямую касающихся карантина, но больше всего говорящих об одиночестве, депрессии и изоляции самого разного толка. Впрочем, впрямую «карантинное кино» тоже было и независимое, и «большое». Например, HBO Europe задумало целый цикл «Дома». В нем был фильм Tomek Popakul «The Moon». Фильма этого очень ждали после прошлой картины Томека «Кислотный дождь», в позапрошлом году он взял главный приз Загреба и множества других больших фестивалей, ну и вообще оказался одним из главных арт-хитов года. Но для пандемийной серии Попакуль снял нечто совершенно иное, совсем не похожее на свою прежнюю движущуюся острую графику. Его кино - меланхолическая ночная прогулка по пустому городу, темному, и в то же время сверкающему серебристыми лунными бликами. Парень, надвинув капюшон, идет по улицам, где не видно ни одной живой души, кроме молчаливых «космонавтов» в белых комбинезонах, обеззараживающих все вокруг. Но свет луны превращает апокалиптическую картину в таинственный и волшебный мир.