Блог Animafest в Загребе. Часть 1
Победители


Кадр из мультфильма «Night Bus», режиссер Joe Hsieh
С опозданием, но все же начинаю рассказывать про летние анимационные фестивали. Первым, в начале июня, всегда стоит загребский Animafest и счастьем в наше карантинное время было то, что его решили проводить офлайн и туда можно было поехать. Конечно, гостей со всего мира было меньше обычного, но все равно много, к тому же фестиваль совпал с чемпионатом мира по футболу, особенно любимом хорватами, так что на улицах к вечеру были толпы людей, весело гомонящих и танцующих у каждого кафе, так, что казалось, будто нормальная жизнь вернулась. Понятно, что Загребу, который, кроме пандемии за прошедший год пострадал от нескольких серьезных землетрясений (много домов в центре города стояли в лесах с трещинами и осыпавшимися стенами), хотелось праздника.

Поскольку главный фестивальный центр прежних лет, модный кинотеатр «Европа», поставили на ремонт, то в этом году фестиваль перенесли в студенческий центр Загреба – неформальный городок с множеством построек, расписанных граффити, двумя кинозалами и баром, где шло постоянное общение. В одной из таких построек была галерея, где проходила выставка участников студенческой программы с картинками и эскизами к их фильмам. Такая же выставка к фильмам главного конкурса проходила в галерее в самом центре города. Вся айдентика фестиваля в этом году была разработана хорватской художницей и режиссеркой Еленой Ороз, она же сняла очень симпатичный абсурдный официальный трейлер. Я, честно говоря, раньше о ней не слышала, но выяснилось, что полтора года назад она присылала два своих микрофильма на первый фестиваль «Ща, 5 сек».

Трейлер Animafest
Рассказ о фильмах, как всегда, начну с победителей конкурса. Главное для Анимафеста жюри, оценивающее короткий метр, в этом году состояло из сплошь молодой и дерзкой режиссуры: Nadja Andrasev из Венгрии (известная фильмами Noise of Licking и Symbiosis), Michael Frei из Швейцарии (фильмы Plug & Play и KIDS), Shoko Hara из Германии (Just a Guy), Draško Ivezić из Хорватии (соавтор фильмов Кинтис Лундгрен Life With Herman H. Rott, Manivald и Toomas Beneath the Valley of the Wild Wolves) и Саша Свирский, которого представлять не надо. Решения, которые приняла эта веселая компания, выглядели неожиданно и довольно экстравагантно, так что, я думаю, запомнятся надолго. По правилам Анимафеста в коротком метре вручают три награды объединенным решением жюри (Гран-при, Golden Zagreb (приз за креативность и инновационные художественные достижения) и Zlatko Grgić (за первый фильм, снятый после обучения). И еще есть пять «специальных упоминаний» - это персональные решения каждого из членов жюри.

Главный приз фестиваля ко всеобщему изумлению получил Night Bus тайваньского режиссера Joe Hsieh, снятый им как независимая работа, но по всем законам захватывающего зрительского кино – с тайнами, драками, изменой, подлогом и иронически-патетическим кровавым финалом, в своем роде тарантиновским.

Джо Се знаменит своими страшилками Meat Days и The Present, о его новом фильме я немного писала в блоге с Штутгартского фестиваля и, конечно, не могла предположить, что это лихое жанровое кино возьмет главный приз Анимафеста, всегда тяготевшего к сложной авторской анимации. Но в стейтменте жюри по поводу «Ночного автобуса» было сказано, что кое-кто из его членов готов умереть за этот фильм, и чтобы все остались невредимыми, ему присудили Гран-при (видимо, споры все-таки были).

Трейлер мультфильма "Night Bus", режиссер Joe Hsieh
Приз Golden Zagreb за креативность и инновационность получил французский режиссер Ismaël Joffroy Chandoutis за очень интересно придуманный анимадок Maalbeek, и мне кажется, что это отличный выбор. Об этом кино, посвященном не только попытке восстановить события теракта в Брюсселе, в который попала героиня, но и самому феномену памяти, я тоже писала в блоге с Штутгарта. Жюри Анимафеста дало ему приз определив фильм, как «путешествие сквозь восстановленные с археологической точностью фрагменты, не дающее успокоения главной героине, охваченной страхом».

Трейлер мультфильма "Maalbeek", режиссер Ismaël Joffroy Chandoutis
Приз имени Zlatko Grgić за дебют получила иранская режиссерка Mahboobeh Kalaee, снявшая The Fourth Wall, ироничное кино, рассказывающее от имени ребенка о семье с мамой-стиральной машиной и папой-холодильником. Причем снято это было на маленькой домашней кухне, где в промежутках между съемками настоящая семья Мабубе пользовалась и холодильником, и стиральной машиной. Восхищенное изобретательностью девушки жюри, прокомментировало награду так: «за экспериментальную технику анимации, которая переносит нас в сознание главного героя, интерпретирующего семейную динамику и социальные правила, как птицу, запертую в комнате без окон».
Кадр из мультфильма «The Fourth Wall», режиссерка Mahboobeh Kalaee
Из «специальных упоминаний», которые давали персонально члены жюри, мне ближе всего выбор Саши Свирского, отдавшего награду очень мной любимому британскому режиссеру, ироническому формалисту Paul Bush за фильм Orgiastic Hyper-Plastic. Это очередной бушевский анимационный классификатор, на этот раз с экологическим запалом посвященный мусорному пластику (об этом фильме я тоже писала из Штутгарта). Буш, с одной стороны, показывает нам безусловную красоту всей этой мелкой фигни вроде найденных ярких застежек и расчесок, он их рассматривает, как мелкую живность, нарядных насекомых, которые окружают нас. А с другой дает понять, что накапливающийся бессмертный пластиковый мусор нас душит, и все увеличивающаяся толпа игрушек с лицами анимационных героев, надвигается на нас в его фильме весьма угрожающе. Выйдя объявлять свою награду, Саша Свирский неожиданно запел – это был мотив, который мы бесконечно слышали во время фестиваля, джингл, звучавший между фильмами, чем очень развеселил зал, напряженно ожидающий наград. И прокомментировал свое решение так: «За изображение любви, которая не длится вечно, и когда она исчезает, то оставляет глубокую отметину на лице Земли».
Трейлер мультфильма «Orgiastic Hyper-Plastic», режиссер Paul Bush
Майкл Фрей отдал свою награду молодому бельгийцу Nicolas Keppens за фильм Easter Eggs, классическую историю про двух подростков, один из которых самоуверенный лидер, а другой – нелепый лузер, мечтающий быть похожим на друга. Они по-дурацки проводят время, слегка нарушая закон и попадая в неопасные передряги – в общем, забавное и с лирической нотой кино в духе американских независимых в том, что касается графического стиля и в самих характерах и ситуациях из жизни двух раздолбаев. Фрей объяснил свой выбор так: «за тщательно продуманную историю двух мальчиков, которые по-разному воспринимают мир. Это притягательно и графически, и по звуку, но с молочным привкусом, вызывающим дискомфорт в желудке».
Трейлер мультфильма «Easter Eggs», режиссер Nicolas Keppens
Надя Андрашев отметила фильм Monachopsis бельгийской режиссерки Liesbet van Loon, сейчас активно путешествующий по фестивалям (в Штутгарте он тоже был). Это мучительная история о девушке с трудностями коммуникации, вцепившуюся своей любовью в единственную подругу, фильм, интересно соединяющий рисованную анимацию с живой съемкой и обработкой пленки, создающей ощущение помех. Надя прокомментировала награду так: «за изображение хрупкой динамики эмоциональной связи и чувства изоляции в выразительном беспокойном визуальном стиле, который дает зрителям ощущение дисбаланса».
Трейлер мультфильма «Monachopsis», режиссерка Liesbet van Loon
Шоко Хара отдала свой специальный приз фильму Hide живущего в Венгрии британского режиссера Daniel Gray, известного картинами «t.o.m.» и «teeth», в центре которых необычные люди со странными идеями. Этот, по-своему завораживающий фильм, рассказывает историю о том, как мальчик играл в прятки с братом и спрятался в шкафу за посудой так хорошо, что брат его не нашел. И вот идут дни и годы, мальчик по-прежнему сидит в шкафу, видит мир через щелку и мир этот кажется ему все более чужим. (Напоминает анекдот: «скелет в шкафу - это мальчик, который играл в прятки и выиграл»). В этом фильме, который был задуман раньше карантина, сейчас невозможно не увидеть реакцию на изоляцию последних полутора лет, запертость, которая все больше отдаляет нас от знакомой жизни. Хотя режиссер в одном из интервью говорит о том, что для него он скорее метафора того, как, живя сейчас с семьей в другой стране, он скучает по дому, родным и друзьям, которые при цифровом общении кажутся вполне благополучными, а когда приедешь их навестить – оказываются постаревшими, несчастливыми, а кого-то уже и нет. Шоко Хара добавила к своей награде такой комментарий: «Ощущение разлуки, тоски, невозможности действия передается в метафорически темном мире сильным сюрреалистическим визуальным языком. Это сентиментальное личное путешествие к концу невинности».

Трейлер мультфильма «Hide», режиссер Daniel Gray
Драшко Ивезич выбрал фильм испанца Pablo Ballarín с длиннющим названием In My Chest of Fire There Is Still Place to Temple Your Dagger, впрочем, и сам фильм был очень длинный, казалось, что автор совсем не заботится о времени. Пабло, один из небольшой, но яркой плеяды недавних учеников Прийта Пярна в конкурсе нынешнего Загреба, был любимым героем фестиваля со своей рыжей шевелюрой и в черном плаще супермена, который он надевал при каждом выходе на сцену. Продюсером фильма Пабло была его мама, и родители тоже приехали в Загреб, чтобы увидеть, как принимают фильм сына. Карандашная наивная графика, так же, как и диковатая абсурдистская история о любви, измене, спорте и криминале, отсылала к подростковому киноманству с рисунками в тетрадках и мечтой о лихих приключениях. Главным героем фильма был покемон Пикачу – желтый, ушастый, но вовсе не похожий на миленькую белочку, а угловатый борец, имеющий гомосексуальную связь со своим тренером. Кстати, традиционного миленького Пикачу герою показывают, как вариант образа для продвижения его как бренда, но борец против: «я не для того всю жизнь тренировался, чтобы так выглядеть». 24-х минутный фильм, показанный самым последним в конкурсной программе Загреба, на ночном показе, изумил и развеселил зал, а Ивезич прокомментировал свой выбор так: «Эта горько-сладкая история ревности - уникальный оммаж жанру комедии гэгов, созданная в простом, но запоминающимся визуальном стиле с экономными мизансценами и дерзким таймингом».
Кадры из мультфильма «In My Chest of Fire There Is Still Place to Temple Your Dagger», режиссер Pablo Ballarín
Приз публики в коротком метре получил смешной и неожиданно лирический фильм недавних учеников Прийта Пярна хорватки Lucija Mrzljak и эстонца Morten Tšinakov The Stork, я о нем тоже писала в блоге про Штутгартскую программу. Эта же картина (даром, что снята на таллиннской студии «Юнисфильм») получила специальное упоминание в категории «лучший хорватский фильм».
Трейлер мультфильма "The Stork", режиссеры Lucija Mrzljak и Morten Tšinakov
Ну а, собственно, лучшей хорватской короткометражкой назвали страшноватую ленту Can You See Them? кукольника Bruno Razum про мальчика, увидевшего убийство оленя в лесу, после чего в его шизофренических галлюцинациях лесные животные преследуют его по городу. Перед нами мрачный триллер: олень врывается в комнату, разламывая стену, мохнатый волк поджидает под окном, а на улице ребенок сталкивается с самим собой, только старше.
Кадр из мультфильма «Can You See Them?», режиссер Bruno Razum
В том, что касается полных метров, сюрпризов не было. Гран при получил Андрей Хржановский за фильм «Нос, или Заговор «не таких», названный жюри «законченным анимационным шедевром». В стейтменте отмечалось «изображение крайней двойственности русской культуры» и «политическое измерение» фильма: «всегда важно помнить о жестокостях прошлого и не допускать их повторения». Несмотря на то, что, как мне казалось, для иностранной публики в фильме будет уж очень много непонятного и зашифрованного, хорваты смотрели его с большим интересом и даже с волнением, для них, как наших бывших соседей по соцлагерю, особенно был интересен политический сюжет и они вовсю его обсуждали. Представляла фильм его художница-постановщица Варя Яковлева, приехавшая в Загреб со своей новой короткометражкой.

Специальное упоминание получил Kill It and Leave This Town польского режиссера Mariusz Wilczyński, начиная с прошлого года этот фильм вместе с картиной Хржановского идет по фестивалям парой и дуплетом получает главные награды. Печальный фильм Вильчинского о смерти и депрессии для меня – одно из главных анимационных впечатлений прошлого года, и мы его, так же как и «Нос», показывали на прошлом БФМ.

Приз зрительских симпатий в полном метре тоже вполне предсказуемо получил очередной ирландский мировой хит Wolfwalkers режиссеров Tomm Moore и Ross Stewart, уже засыпанный наградами. Честно говоря, в этом году в Загребе я совсем не успела посмотреть полнометражную программу, удача, что все лучшее в ней, по мнению жюри и публики, я видела раньше.

Теперь о студенческих наградах. В этой категории главный приз, который носит имя хорватского режиссера и карикатуриста Душана Вукотича, получил фильм I'm Here польской дипломницы киношколы в Лодзи Julia Orlik, ученицы Мариуша Вильчинского. Я об этой картине не раз писала в прошлом году – она была в Анси, где ничего не получила. Мне она кажется выдающейся и входит в топ прошлого года, так что ее победа для меня была скорее само собой разумеющейся. Вообще, честно говоря, студенческий конкурс этого года что в Загребе, что в Анси, не показался мне особенно удачным, и это понятно: большинство фильмов из программы сделаны во время карантина, по студентам и их учебным работам, для которых важна поддерживающая среда, это бьет особенно сильно. И фильмы, сделанные до того, как учеба ушла в онлайн, как «Я здесь» Юлии Орлик, рядом с ними выигрывают.

Из двух «спешал меншнов» студенческой категории я, понятное дело, особенно рада за фильм Лени Шмелькова «С видом на море \ Room With a Sea View», снятый им, как магистерский диплом в Эстонской академии художеств. Мы его показывали на БФМ в прошлом году, но, мне кажется, я впервые увидела его на большом экране и еще больше восхитилась его поэтическому ритму с рефренами и внезапными поворотами, тем, как удивительно тут смешное соединяется с печальной лирической интонацией, а абсурдность ситуаций - с ясностью взгляда. По всему это никакое не студенческое, а вполне взрослое кино и в учебном контексте оно выглядело несколько чужеродно. Вот оно целиком.



Мультфильм "С видом на море \ Room With a Sea View", режиссер Леонид Шмельков
Зато второе «специальное упоминание» было отдано фильму, в котором очень чувствовался студенческий драйв – размашистость, чрезмерность, нежелание от чего-либо отказаться. Ant Hill чешского выпускника киношколы FAMU Marek Náprstek рассказывал о жизни муравейника в посткатастрофическом мире и его героине – юной непримиримой муравьихе.
Трейлер мультфильма "Ant Hill", режиссер Marek Náprstek
И о конкурсе анимации виртуальной реальности, которая в последнее время развивается очень активно. Решение жюри конкурса VR меня очень удивило, так что расскажу и о победителях, и о своем фаворите. Главный приз в категории получил Otawamure японской режиссерки Yoriko Mizushiri, милый этюд, в котором, надев VR шлем, зритель оказывается окружен выставочными стеклянными витринами, в каждой из которых есть один экспонат вроде вазы с цветами, пиццы или плавающих в воздухе полуоткрытых розовых губ. С джойстиком в руках, ты пробуешь взаимодействовать с каждым из них (в виртуальных руках у тебя оказывается что-то вроде опахала) и предметы отвечают: с одуванчиков с нежным звуком улетают пушинки, губы шевелятся, кусок пиццы отрывается, истекая расплавленным сыром. Фильмы Йорико Мизушири известны своей мягкой и томной чувственностью, которая проявляетсся во всем от пастельных цветов и округлой графики до ленивого, тягучего ритма и соблазняющей анимации. В прошлом году, когда главной темой Анимафеста была любовь, Йорико сделала для фестиваля чувственный тизер. Ее опыт виара использует те же качества, за которые ее любят.
Трейлер мультфильма "Otawamure", режиссерка Yoriko Mizushiri
Специальным упоминаним в VR категории был отмечен японско-германо-индонезийский проект Replacements живущего в Японии режиссера с индонезийскими корнями Jonathan Hagard (в Анси этот фильм получил главный приз в конкурсе). В его 12-ти минутном фильме зритель в шлеме виртуальной реальности остается только наблюдателем. Он стоит на одной точке на перекрестке перед маленьким домом в Джакарте, глядя на неторопливую жизнь семьи, которая происходит во дворике, а вместе с тем держа в поле зрения весь старый микрорайон с обветшавшими домами, киоском с уличной едой и редкими прохожими. Но постепенно мир вокруг меняется, мегаполис с большими новыми зданиями и агрессивной рекламой наступает, маленькие дома разрушаются и исчезают, на их месте появляются новые. На глазах зрителя протекает жизнь с 80-х годов прошлого века до сегодняшнего дня, видимо, те годы, которые для Хагарда можно назвать «временем-родиной», и наверняка несмотря на то, что это выдуманное место, многие яванские жители узнают его и испытают сентиментальные чувства. В фильме используется классическая рисованная анимация, с точки зрения дизайна там нет ничего особенного, но само ощущение наблюдения за переменами очень медитативно, кажется так можно простоять, наблюдая, еще долго.
Трейлер мультфильма "Replacements", режиссер Jonathan Hagard
Но мой фаворит VR-конкурса и в Загребе, и в Анси – фильм The Hangman at Home работающей в Дании израильской режиссерской пары Michelle и Uri Kranot. Эта получасовая картина вдохновлена стихотворением американского поэта первой половины ХХ века Карла Сэндберга, которое так и называется «Палач дома»: «О чем думает палач, когда он идет вечером с работы домой?». Но речь в этом фильме не собственно о палаче, надев шлем, мы как будто спускаемся в город, сверху похожий на карту, и оказываемся в доме, где, используя джойстики, должны зажечь спичку и открыть одну из дверей (или окно), а там по очереди мы видим пять эпизодов из частной жизни разных людей. Человека, пробравшегося в разбомбленный дом и пытающегося найти что-то среди разбросанных и засыпанных вещей, или женщину, ложащуюся в кровать, или человека у постели больной, или мужчину, играющего с маленькой дочерью в лошадки, или беременную женщину, торопливо собирающую в кучу книги. Ты смотришь на каждого из них, совершающего какие-то обычные действия, как любопытный, заглянувший в освещенное окно на первом этаже, и вдруг герои тебя замечают и от неожиданности на секунду столбенеют. А потом – один закроет перед твоим носом дверь, другой просто отвернется и выйдет из комнаты. И ты остаешься как будто застигнутый врасплох, растерянный и смущенный. Краноты опять используют живопись поверх ротоскопа и делают своим героям странные, пугающие глаза, которые усиливают некомфортное ощущение зрителя. На мой взгляд, из программы VR, которую я видела, это кино было единственным, сделанным как арт, и как законченное произведение, а не этюд, о нем хотелось думать и пересматривать (я, честно говоря, посмотрела его дважды).
Трейлер мультфильма "The Hangman at Home", режиссеры Michelle и Uri Kranot
Конкурсная программа, которую я совсем не видела в Загребе – детская. Тут она довольно большая, из четырех подборок, разделенных по возрастам: 4-7 лет, 7-10, 10-14 и 14+ и судит ее детское жюри. Но, к сожалению, расписание было составлено так, что пришлось выбирать между детским и основным конкурсом. Наших фильмов среди детских было два, оба для маленьких: «Снеговичок» Леши Почивалова и «Под облаками» Василисы Тикуновой, но призы достались картинам для старших. Получивший главный приз Reflection испанца Juan Carlos Mostaza, я не видела, как я поняла, речь шла о страданиях толстой девочки, не любившей свое отражение в зеркале. Детское жюри назидательно прокомментировало приз: «Уважаемые зрители, любите себя, свою внешность и гордитесь собой и тем, что у вас есть». Специальным упоминанием жюри отметило фильм итальянской режиссерки Elena Felici BusLine35A, снятый в датской киношколе The Animation Workshop, который я позже увидела в программе Анси. История о том, как к робкой девочке в автобусе агрессивно пристает парень, а все пассажиры делают вид, что это их не касается.
Трейлер мультфильма "BusLine35A", режиссерка Elena Felici
На этом остановлюсь, про остальные фильмы фестиваля, которые мне показались интересными, расскажу в следующей части блога.

Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ