В том, что касается полных метров, сюрпризов не было. Гран при получил Андрей Хржановский за фильм «Нос, или Заговор «не таких», названный жюри «законченным анимационным шедевром». В стейтменте отмечалось «изображение крайней двойственности русской культуры» и «политическое измерение» фильма: «всегда важно помнить о жестокостях прошлого и не допускать их повторения». Несмотря на то, что, как мне казалось, для иностранной публики в фильме будет уж очень много непонятного и зашифрованного, хорваты смотрели его с большим интересом и даже с волнением, для них, как наших бывших соседей по соцлагерю, особенно был интересен политический сюжет и они вовсю его обсуждали. Представляла фильм его художница-постановщица Варя Яковлева, приехавшая в Загреб со своей новой короткометражкой.
Специальное упоминание получил Kill It and Leave This Town польского режиссера Mariusz Wilczyński, начиная с прошлого года этот фильм вместе с картиной Хржановского идет по фестивалям парой и дуплетом получает главные награды. Печальный фильм Вильчинского о смерти и депрессии для меня – одно из главных анимационных впечатлений прошлого года, и мы его, так же как и «Нос», показывали на прошлом БФМ.
Приз зрительских симпатий в полном метре тоже вполне предсказуемо получил очередной ирландский мировой хит Wolfwalkers режиссеров Tomm Moore и Ross Stewart, уже засыпанный наградами. Честно говоря, в этом году в Загребе я совсем не успела посмотреть полнометражную программу, удача, что все лучшее в ней, по мнению жюри и публики, я видела раньше.
Теперь о студенческих наградах. В этой категории главный приз, который носит имя хорватского режиссера и карикатуриста Душана Вукотича, получил фильм I'm Here польской дипломницы киношколы в Лодзи Julia Orlik, ученицы Мариуша Вильчинского. Я об этой картине не раз писала в прошлом году – она была в Анси, где ничего не получила. Мне она кажется выдающейся и входит в топ прошлого года, так что ее победа для меня была скорее само собой разумеющейся. Вообще, честно говоря, студенческий конкурс этого года что в Загребе, что в Анси, не показался мне особенно удачным, и это понятно: большинство фильмов из программы сделаны во время карантина, по студентам и их учебным работам, для которых важна поддерживающая среда, это бьет особенно сильно. И фильмы, сделанные до того, как учеба ушла в онлайн, как «Я здесь» Юлии Орлик, рядом с ними выигрывают.
Из двух «спешал меншнов» студенческой категории я, понятное дело, особенно рада за фильм Лени Шмелькова «С видом на море \ Room With a Sea View», снятый им, как магистерский диплом в Эстонской академии художеств. Мы его показывали на БФМ в прошлом году, но, мне кажется, я впервые увидела его на большом экране и еще больше восхитилась его поэтическому ритму с рефренами и внезапными поворотами, тем, как удивительно тут смешное соединяется с печальной лирической интонацией, а абсурдность ситуаций - с ясностью взгляда. По всему это никакое не студенческое, а вполне взрослое кино и в учебном контексте оно выглядело несколько чужеродно. Вот оно целиком.